Научная статья на тему 'Проблемы разграничения правовых категорий в сфере обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов'

Проблемы разграничения правовых категорий в сфере обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

718
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
информационная безопасность / защита информации / таможенные органы / законодательство / доктрина / концепция / information safety / information protection / customs bodies / the legislation / the doctrine / the concept

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Н. М.

Автор статьи производит анализ законодательства Российской Федерации регулирующего обеспечение информационной безопасности деятельности таможенных органов. Им исследуются такие правовые категории как «информационная безопасность», « защита информации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of distinguishing legal categories in the field of information security activities of customs authorities

The author of article makes the analysis of the legislation of the Russian Federation regulating maintenance of information safety of activity of customs bodies. It investigates such legal categories as – «information safety», «information protection».

Текст научной работы на тему «Проблемы разграничения правовых категорий в сфере обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов»

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Автор статьи производит анализ законодательства Российской Федерации регулирующего обеспечение информационной безопасности деятельности таможенных органов. Им исследуются такие правовые категории как - «информационная безопасность», « защита информации».

Ключевые слова: информационная безопасность, защита информации, таможенные органы, законодательство, доктрина, концепция.

На основе анализа нормативных правовых актов, а также изучения практики обеспечения информационной безопасности в деятельности таможенных органов установлено, что имеет место неверное толкование терминологического аппарата, а порой смешение и отождествление таких правовых категорий, как «информационная безопасность» и «защита информации».

На наш взгляд, данный вопрос имеет методологическое значение для всего процесса организации и обеспечения информационной безопасности в деятельности таможенных органов. Именно разграничение этих понятийных категорий и уяснение их соотношения имеет определяющее значение для процесса выработки и принятия управленческих решений, а также эффективности их реализации.

Уместно отметить, что данные категории тесно связаны между собой, но по своему содержанию имеют существенные различия. В то время как информационная безопасность характеризуется с позиций, определяющих состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, т.е. процесс, направленный на достижение этого состояния1.

Информационная безопасность таможенных органов Российской Федерации является комплексным понятием, которое включает в себя ряд составляющих компонентов. На наш взгляд, анализ данного термина целесообразно начинать с изучения категории «безопасность», так как она является ключевой. Безопасность трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2. Соответственно, информационная безопасность таможенных органов есть состояние защищённости национальных инте-

ресов государства в информационной сфере деятельности таможенных органов.3 Содержание национальных интересов государства раскрывается в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации и Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года. Данные нормативные правовые акты выделяют четыре составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования;

- информационное обеспечение государственной политики России в сфере организации обеспечения национальной безопасности;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности развернутых и создаваемых на территории России информационных и телекоммуникационных систем;

- развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Таким образом, защита информации является лишь компонентом обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, причем, на наш взгляд, весьма.

Целью обеспечения информационной безопасности таможенных органов является защита национальных интересов государства в информационной сфере при осуществлении таможенными органами функций по выработке государственной политики и нормативного правового регулирования, контроля и надзора в области таможенного дела, а также функций агента валютного контроля и специальных функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями4. Речь идёт об общих, концептуальных началах в данном направлении деятельности, т.е. при помощи определенных мер защиты поддерживается и обеспечивается защищенность национальных интересов, под которыми следует понимать управленческие меры, направленные на обеспечение информационной безопасности: административные руководящие документы (приказы, распоряжения и инструкции ФТС России); аппаратные устройства или дополнительные программы, основной целью которых является предотвращение преступлений и злоупотреблений.

Целями защиты информации в деятельности таможенных органов является:

- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

- предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы как объекта собственности;

- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

- обеспечение прав субъектов в информационных процессах при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Цели защиты информации в деятельности таможенных органов Российской Федерации носят по отношению к целям обеспечения информационной безопасности более конкретный, прикладной характер. Таким образом, термин «информационная безопасность» шире и охватывает своим содержанием понятие «защита информации».

Информация, в зависимости от порядка ее предоставления или распространения, подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению (к примеру, сведения о материальном положении кандидата в президенты России);

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается5 (например, сведения, содержащие в себе государственную тайну).

В свою очередь, информация ограниченного доступа подразделяется на государственную, коммерческую, служебную, профессиональную тайну и тайну персональных данных6. В деятельности таможенных органов присутствуют все виды ограниченной информации, но защите подлежит лишь информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. На наш взгляд это не совсем верно. Так, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - защите информации подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб её собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу. Безусловно,

свободно распространяемая информация как таковая не нуждается в защите. Однако следует отметить, что она, будучи документированной, может содержать в себе недостоверные сведения, непроверенные данные, что может нанести ущерб пользователю или иному лицу. Этот факт свидетельствует о необходимости правового регулирования общих начал предоставления, в том числе и свободно распространяемой информации.

Обеспечение информационной безопасности деятельности таможенных органов Российской Федерации достигается путём достижения состояния защищённости от внешних и внутренних источников угроз национальных интересов государства в информационной сфере. Согласно статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации7.

Из сказанного следует, что механизм реализации данных правовых институтов имеет различия. Если для информационной безопасности зкго-сударство создаёт благоприятные условия, позволяющие реализоваться национальным интересам, то при защите информации действия субъектов направлены на решение узкоспециальных, конкретных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «информационная безопасность» и «защита информации» в контексте деятельности таможенных органов соотносятся как целое и его составная часть, которые находят общее материализованное воплощение в доктрине информационной безопасности Российской Федерации, в концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года, а также Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/

2 См.: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (ред. от 26.06.2008)// Российская газ. 1992. № 103. 6 мая.

3 См.: Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года (утв. Приказом ФТС России от 19 сентября 2006 г. № 900)

4 См.: Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года (утв. Приказом ФТС России от 19 сентября 2006 г. № 900)

5 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. -2006. - №31 (4.1). - Ст.3448.

6 См.: С.Я. Казанцев Правовое обеспечение информационной безопасности / Учебное пособие, М., 2008., С. 24-25.

7 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. - 2006. -№31 (4.1). - Ст.3448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.