Научная статья на тему 'Информационно-правовой аспект обеспечения общественной безопасности'

Информационно-правовой аспект обеспечения общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION / PUBLIC SECURITY / INFORMATION SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION AND LEGAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексий П. В., Васин В. Н.

В статье рассматриваются вопросы влияния информационных процессов на обеспечение общественной безопасности. Автором дается характеристика существующей ситуации в сфере информационных технологий в России и влияния информационных технологий на правоохранительную деятельность, раскрывается содержание понятия «информация», анализируется правовое регулирование информации в России, поднимаются проблемы информационной безопасности и формулируются основные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексий П. В., Васин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND LEGAL ASPECT OF PUBLIC SAFETY

The article deals the problems of influence of information processes to ensure public safety. The author describes the current situation in the sphere of information technologies in Russia and the impact of information technology on law enforcement, expands the concept of "information", examines the legal regulation of information in Russia, raised the issue of information security and defines the main directions of their solutions.

Текст научной работы на тему «Информационно-правовой аспект обеспечения общественной безопасности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

П.В. АЛЕКСИЙ, кандидат юридических наук, профессор Московского университета МВД России

ВН. ВАСИН, кандидат юридических наук, профессор Московского университета МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния информационных процессов на обеспечение общественной безопасности. Автором дается характеристика существующей ситуации в сфере информационных технологий в России и влияния информационных технологий на правоохранительную деятельность, раскрывается содержание понятия «информация», анализируется правовое регулирование информации в России, поднимаются проблемы информационной безопасности и формулируются основные направления их решения.

Ключевые слова: информация, общественная безопасность, информационная безопасность, информационные технологии, информационно-правовое обеспечение.

INFORMATION AND LEGAL ASPECT OF PUBLIC SAFETY

P.V. ALEXY,

Candidate of law, Professor of Moscow University, Ministry of Internal Affairs of Russia;

V.N. VASIN

Candidate of law, Professor of Moscow University, Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article deals the problems of influence of information processes to ensure public safety. The author describes the current situation in the sphere of information technologies in Russia and the impact of information technology on law enforcement, expands the concept of "information", examines the legal regulation of information in Russia, raised the issue of information security and defines the main directions of their solutions.

Key words: information, public security, information security, information technology, information and legal security.

Проблемы обеспечения общественной безопасности социума постоянно находятся в поле зрения государства. Это диктуется происходящими в стране процессами и сопровождающимися негативными финансово-экономическими явлениями, высвобождением работников и безработицей, снижением производственной активности в ряде отраслей экономики, другими социально-кризисными факторами. Большое место при этом отводится информационному обеспечению общественной безопасности.

Вступая в должность Президента РФ, Д.А. Медведев в качестве приоритетных направлений своей деятельности назвал дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых, самых широких возможностей для самореализации граждан, свободных и ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны. «Мы обязаны добиться истинного уважения к закону и преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает современному развитию». Зрелость и действенность

правовой системы — важное условие развития экономики и социальной сферы, поддержки предпринимательства и борьбы с коррупцией. Но не в меньшей степени они служат укреплению роли России в мировом сообществе, способствуют ее открытости миру и конструктивному, равноправному диалогу с другими народами. Подлинное торжество закона возможно лишь при условии безопасной жизни людей. Эти задачи обеспечиваются многочисленными политическими, экономическими, правовыми, организационными средствами, включая информационные1.

8 мая2008 г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин представил развернутую программу своего кабинета «Наступление на бедность». Приоритетным направлением деятельности Правительства РФ является создание условий для развития личности и гражданства, обеспечиваемых улучшением, реформированием и совершенствованием образования, здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения. Кроме этого, намечено развитие транспортной, жи-

лищной, коммунальной, энергетической, финансовой и информационной инфраструктуры2.

По мнению экспертов Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ, безопасность Российского государства в современный период непосредственно зависит от обеспечения безопасности и защиты интеллектуальных и информационных систем3.

О роли информации, информационных технологиях в условиях современной России упоминалось в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 26 апреля 2007 г.: «Благоприятное воздействие на развитие демократических институтов и процедур оказывает и стремительное расширение информационного пространства. За четыре года количество зарегистрированных в России печатных средств массовой информации выросло на 40%, электронных — почти в 2,5 раза. Но бесспорным лидером роста является, конечно, Интернет. Его постоянная российская аудитория увеличилась за это время более чем в 4 раза и превысила сегодня 25 млн человек»4. Наше государство ежегодно тратит 300 млрд руб. (12 млрд долл. США) на закупки зарубежных разработок аппаратно-программных средств.

Руководителям региональных и муниципальных органов власти предложено укрепить информационную базу на местах, включая создание и расширение библиотек, хранилищ книг, информационных центров. Во многих субъектах Федерации отсутствует координация в сфере получения, обмена, хранения информации, которая используется в малом предпринимательстве, в результате чего возникают проблемы, связанные с доступом к сведениям (административные, ведомственные барьеры, сомнительные источники и т.п.). В число проблем, препятствующих получению и использованию информации, включаются:

Ф территориальная разбросанность объектов информационной инфраструктуры;

Ф отсутствие стандартизации оказания информационных услуг;

Ф игнорирование опыта проб и ошибок, положительного и отрицательного в работе при разработке программ поддержки малого предпринимательства;

Ф дублирование функций организаций, представляющих информационные услуги.

Для преодоления этих проблем предлагается централизация и координация информационных потоков. Так, И. Николаева считает одним из выходов в сложившейся ситуации создание единого информационно-консультативного центра — центра информационного аутсорсинга5.

Информационные технологии охватывают многие сферы хозяйствования. Так, постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 618 утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости. К подобным актам относятся и те, которые обеспечива-

ют охрану и защиту сведений о личных (персональных) данных граждан, например Положение о защите персональных данных работников ФФМС, утвержденное приказом ФФМС от 19 августа 2008 г. № 180.

Использование информационных данных обеспечивает общественную безопасность. Правоохранительные органы приступили к созданию досье о криминалитете (привлеченных к уголовной ответственности, судимых, находящихся в розыске, отбывающих наказание и т.п.). В настоящее время автоматизированный информационный комплекс «ПАПИЛОН» позволяет обрабатывать до 17 тыс. запросов в сутки. Только за 8 месяцев 2008 г. с его помощью в московском регионе удалось раскрыть 341 преступление, в числе которых 13 убийств, 15 разбойных нападений, 14 грабежей, 259 краж6.

Аналогичные цели преследует Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687. Согласно этому акту должен быть определен перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. Персональные данные на материальных носителях, обработка которых осуществляется в разных целях, должна храниться раздельно. При хранении материальных носителей предусмотрено создать условия, обеспечивающие безопасность и сохранность информации и исключающие несанкционированный к ним доступ.

Серьезной информационной проблемой остается закрытость материалов судебных заседаний. В Госдуме находится законопроект о прозрачности судебной системы, в соответствии с которым предложено публиковать судебные акты в открытом доступе в Интернете. Предполагается возможность получения в суде копий того или иного судебного акта. В то же время открытость будет иметь ограниченный характер. Не будут разглашаться приговоры закрытых судебных процессов, информация о тайне усыновления (удочерения), оспаривании отцовства, признании гражданина недееспособным, ограничении дееспособности гражданина и т.д., поэтому некоторые дела предполагается засекретить. Но без ограничений можно получить данные о судебных актах по делам об административных правонарушениях, вынесенных в открытых судебных заседаниях.

В процессе разработки законопроекта была учтена практика зарубежного правоприменения. Во многих странах наработана богатая практика обеспечения личной тайны граждан. Сочли необязательными сведения об адресах сторон, диагнозы болезней участников судебных процессов. По мнению Совета судей РФ эти сведения должны быть конфиденциальными и не подлежащими разглашению7.

О важности информированности населения о происходящих общественных процессах в нашей стране

говорят результаты социологических исследований. Так, в ходе социологического опроса оказалось, что более половины населения не доверяют судебной системе или относятся к ней негативно. Это, естественно, свидетельствует о том, что необходимый уровень общественной безопасности не обеспечивается судебной защитой.

22% опрошенных указывают на коррумпированность судебного корпуса, 42 — отмечают факты взяточничества и только 13% верят в неподкупность служителей Фемиды. Из всех респондентов только 4% дали оценки исходя из собственного опыта, а 75% используют услышанную или увиденную информацию. Такие печальные впечатления сложились в результате отсутствия информации о работе судов (42% опрошенных).

В целях объективизации информации о работе судов, их открытости Верховный Суд РФ подготовил законопроект «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации»8. Однако только достижением доступности судебной информации нельзя ограничиваться. Информации о деятельности силовых структур (правоохранительных органов, спецслужб) также недостаточно. Получается обрывочная информация об отдельных происшествиях, которая носит фрагментарный и не всегда объективный характер, она может исказить истинное положение дел в сфере общественной безопасности. Законопроект имеет смысл распространить не только на судебные, но и на правоохранительные ведомства.

В то же время в литературе отмечается, что информационные проблемы еще не вызывают должного интереса прессы и населения страны, непосредственно граждан, поскольку их затмевают социальные катаклизмы, сопровождающие общественные процессы (низкий прожиточный уровень, духовный кризис, обострение криминогенной ситуации в регионах и т.п.). «И тем не менее это именно та проблема, которая уже сегодня исподволь затрагивает интересы каждого россиянина, становится серьезным препятствием успешной деятельности хозяйствующих субъектов, общественных организаций, органов государственной власти, а в перспективе во многом будет определять возможность осуществления наших надежд на лучшее будущее»9.

В России существует законодательство о средствах массовой информации, но, к сожалению, отсутствует нормативный правовой акт, гарантирующий право граждан на получение информации. В связи с этим высказываются предложения о разработке закона, регулирующего отношения по использованию информации гражданами напрямую, минуя многочисленные согласующие инстанции. Естественно, что речь идет лишь об открытой информации. Но и в этом процессе приходится сталкиваться с массой

проблем и искусственных препятствий к доступу открытой информации.

В ряде регионов проводится эксперимент по расширению возможностей граждан получить необходимую им информацию в некоторых государственных учреждениях. Согласно выводам Пермской гражданской палаты, получить информацию не так-то просто, деятельность властных органов остается закрытой, отсутствует ответственность чиновников за отказ в получении открытых сведений и их искажение. Кроме того, скрывается информация, вызывающая общественный интерес10.

«Особенно злободневна проблема информационно-правовой защиты юридических и физических лиц от криминального и иностранного «спроса» на них, содержащаяся в том числе в организациях государственного управления. Это требует системной работы в области сбора, передачи, хранения данных, в том числе конфиденциальных и справочных, экономической и правовой ответственности государственных служащих. Данный вопрос также требует обязательного и всестороннего обсуждения»11.

Под информацией понимаются:

Ф сведения, обладающие способностью передаваться от одного субъекта к другому;

Ф совокупность сведений, мнений, оценок, используемых в общественных отношениях;

Ф совокупность данных о фактах реальной деятельности в сфере труда и быта;

Ф содержание сообщений об объекте, полученных в процессе из передачи или восприятия;

Ф сведения о предметах, явлениях, событиях и иных фактах, используемые для получения знаний и принятия решений.

Это далеко не полный перечень интерпретации термина «информация»12.

Обилие огромных информационных потоков, обо-ротоспособность информационных ресурсов вызывают потребность в правовой регламентации режима их создания, передачи, использования и защиты. Обеспечение субъективных прав граждан, да и социума предполагает использование средств охраны информации в процессе поддержания определенного целями защиты уровня общественной безопасности.

А.А. Тер-Акопов под информацией понимает данные об объекте, адаптированные общественным и индивидуальным сознанием, поскольку они должны быть включены в систему общественных отношений. До тех пор, пока нет восприятия отражения свойств, качеств и отношений объекта, информации для общества не существует, поскольку она укрыта в объекте и не имеет социального значения13.

Можно присоединиться к позиции A.M. Воронова, который относит к информации не любые сведения об объекте, а только объективизированные, способные к фиксации и восприятию со стороны разнообразных субъектов14.

Документированная информация (документ) — это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством случаях ее материальный носитель.

Информация в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2). При этом защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее обладателю, оператору информационной системы (ст. 16).

Примечательно, что ранее действовавший Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» распространял право собственности на информационные ресурсы, представлявшие собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах — п. 1 ст. 6). Но пп. 1, 2 ст. 209 ГК говорят лишь об имуществе как объекте права собственности.

О.А. Гаврилов считает, что информация не может выступать в качестве объекта права собственности, поскольку является абстрактным, идеальным объектом. Что касается права собственности, то оно непосредственно связано с материально-вещественными объектами, т.е. вещами15.

Аналогичную точку зрения высказывает Л.К. Терещенко: правомочия владения, пользования и распоряжения, составляющие триаду правомочий собственника, нельзя применять в отношении информации, так как невозможно физическое обладание нематериальными объектами. Информация может находиться одновременно в пользовании неопределенного многочисленного круга субъектов. Отчуждая право на использование информации, ее обладатель-продавец продолжает обладать возможностью ее дальнейшего использования16.

Разделяя позиции по поводу нераспространения традиционного права собственности на информацию, тем не менее трудно согласиться с доводом о невозможности обладания нематериальными объектами. Дело в том, что информация для того, чтобы быть объектом правоотношений, должна быть выражена в объективной форме, доступной для восприятия и способной для обращения между лицами. Право собственности на материальный носитель может лишиться информации, продав или проведя иное отчуждение материального носителя с фиксацией на нем информации.

Обособленную позицию занимает Г.Н. Лобанов. Он приходит к выводу о том, что большой информационный массив не является объектом гражданских правоотношений. Это информация, распространяемая

любым способом; представляющая собой элемент бытового общения; вытекающая из деятельности государства по обеспечению внутренних и внешних функций; реализующая нормы морали, нравственности, религиозные отношения и т.п.17

Что касается Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», то он вообще не использует термин права собственности по отношению к информации, заменяя его терминами обладания, использования, передачи, доступа и др. (ст. 2, 5, 6 и др.). Закон противоречит Федеральному закону «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», так как его п. 1 ст. 5 устанавливает, что «информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правоотношений». А п. 2 этой же статьи разграничивает ее на свободно распространяемую; предоставляемую в силу соглашения, закона, а также ограниченную либо запрещенную к распространению. Этому делению корреспондируют правомочия обладателя информации (ст. 6), которые гармонично вписываются в триаду правомочий собственника, хотя закон ушел от такой квалификации складывающихся отношений в сфере информации.

Статья 128 ГК, раскрывающая виды гражданских прав, вообще не причисляет к ним документы, но упоминает информацию. В последней редакции этой статьи законодатель вообще отказался от термина информации, заменив его выражением «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность)». В состав охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации включены произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения (ст. 1225).

Информационное начало лежит в создании разнообразных брендов. По мнению Д.А. Степанова, «создание названия бренда (или нейминг) — процесс сложный и ответственный. Успех бренда (фонемы) как минимум на 50% зависит от его названия». Автор называет несколько путей создания названия торговой марки. К их числу он относит торговую марку создаваемой компании, которая воплощена в ее названии, т.е. торговая марка отожествляется с названием организации. В качестве торговой марки используется ранее существовавшее слово либо придумывается новое слово, словосочетание18.

Информация, вытекающая из торговой марки, влияет на уровень общественной безопасности, пос-

кольку создание бренда рассчитано на определенные части социума — потребителей и связанное с ними общественное мнение. Организации, эффективно работающие в сфере потребительского рынка и использующие широко известные торговые марки, менее опасны для потребителей товаров, работ и услуг, нежели торговые и иные организации, имеющие малоизвестные наименования или неудачно выбранные, что существенным образом влияет на их рейтинг.

Естественно, что использование брендов требует определенного правового сопровождения, включающего в себя охраноспособность, учет уникальности, анализ занятости доменных имен, возможность использования на международном рынке, защиту от «клонирования», подражания и даже копирования.

Информационный фактор активно используется в процессе заключения гражданско-правовых договоров, поскольку информация является необходимым элементом как оферты, так и акцепта. Немаловажную роль при этом играет реклама, несущая информационную нагрузку. Если она содержит все существенные условия предполагаемого договора, то реклама выступает в качестве оферты. Если исходя из рекламных сведений нельзя утвердительно акцептовать рекламное предложение, то речь может идти лишь о вызове на оферту. В последние годы одним из распространенных технических средств передачи информации стал Интернет19.

Однако эта область информационных отношений, а также связанная с ними совокупность отношений, обеспечивающих общественную безопасность в потребительской среде, требует разработки нормативных правовых актов помимо Федерального закона «О защите прав потребителей».

В науке гражданского права продолжается дискуссия по проблемам информации, использования ее в гражданском обороте. Право на знания, технику и умения стали предметом пристального внимания разноотраслевых специалистов и ученых. Наиболее востребованной оказалась концепция интеллектуальной собственности, распространяемая на нематериальные объекты правоотношений.

И. Мамиофа связывает термин «интеллектуальная собственность» с абстракцией. «Не будучи ни в чьем-то владении, произведение интеллекта экономически как бы и не принадлежит никому, не имеет «естественного собственника»20. Сливаясь с термином «собственность», права на продукты интеллектуального творчества имеют четко выраженную специфику, многие из них неотчуждаемы и не передаются другим лицам.

Сравнивая институты «интеллектуальной собственности» и «собственности» как вещного права, Д.О. Скрыпник отмечает, что обладатель права интеллектуальной собственности не обладает правомочием владения, поскольку не может их удерживать физически, и поэтому его нельзя назвать и считать

собственником. Объекты творческой деятельности не изнашиваются подобно вещам и могут сохраняться путем копирования, тиражирования и т.д.21

В то же время сторонники проприетарной концепции придерживаются мнения о распространении на объекты интеллектуальной собственности правового режима вещной собственности. В обоснование этой позиции приводятся следующие доводы. Право на объект интеллектуальной собственности может передаваться от одного субъекта к другому и приобретать товарно-денежный характер. В ряде случаев знание, идея приобретают объектированную форму и существуют в единстве с вещью (промышленный образец, модель, программа ЭВМ). Именно в этой форме они являются неразрывными объектами права интеллектуальной и одновременно вещной собс-твенности22.

Исследуя проблемы интеллектуальной собственности, Д.О. Скрыпник справедливо утверждает, что «объекты интеллектуальной собственности в отличие от вещей не подвержены физическому износу. Они могут тиражироваться бесчисленное множество раз и оставаться такими же, как и были»23. Этот вывод может быть отнесен и к информации, которая хотя и не изнашивается, но определенным образом устаревает, изменяется, искажается с течением времени, теряя при этом значимость и ценность.

Обращаясь к проприетарной концепции, Д.О. Скрыпник отмечает, что, во-первых, право интеллектуальной собственности может приобретать товарно-денежный характер и способно возмездно отчуждаться, поскольку способно к потребительскому оцениванию и в ряде случаев имеет определенную стоимость. А во-вторых, на некоторые объекты, к которым относятся коммерческая тайна, ноу-хау и др., не устанавливается исключительное право, и они не обеспечены правовой охраной. Право интеллектуальной собственности на них возникает в силу локального установления правового режима охраны. Не охраняемые таким способом секреты производства не охватываются правом интеллектуальной собственности, и их использовать вправе любой субъект24.

Современный период развития России характеризуется тенденцией активизации законодательного нормотворческого процесса, направленного на урегулирование отношений по обладанию исключительными правами в информационной среде. При этом прослеживаются ужесточение мер организационного и экономического характера, активизация применения уголовно-правовых санкций за нарушение права обладания информационными ресурсами. Актуальной становится проблема применения правовых санкций за разглашение сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну, использования мер превентивного характера, устраняющих или минимизирующих возможность «утечки» информации. Кроме того, интенсифицируется работа, направлен-

ная на соблюдение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Противодействие информационной безопасности оказывают противоправные деяния преступной среды, нарушающие конституционные права граждан на семейную, личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, тайну иных конфиденциальных коммуникационных контактов. Нередко несанкционированно используются каналы связи с выходом в зарубежные телефонные каналы с абонентских аппаратов граждан и организаций. При этом преследуются цели незаконного получения сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, утечки информации через кадровый аппарат юридических лиц.

В ряде случаев описанная ситуация отражается на состоянии охраны и защиты сведений, составляющих государственную тайну. Во многих странах устанавливаются суровые административно-правовые и уголовно-правовые санкции за правонарушения в информационной области. Что касается нашей страны, то, несмотря на наличие соответствующих норм о составах правонарушений, такая ответственность применяется к правонарушителям крайне редко.

Среди подходов к решению проблем информационной безопасности специалисты выделяют следующие:

Ф развитие правоприменительной деятельности с учетом передового зарубежного опыта;

Ф совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения;

Ф отслеживание потребностей в использовании, охране, защите информации;

Ф внедрение российских систем и структур в мировой информационный рынок;

Ф участие в формировании международно-правовых информационных актов;

Ф создание комплексной системы информационной безопасности на основе разграничения предметов ведения федеральных и региональных органов власти25.

Интенсивность экономического развития России сопровождается активизацией деятельности, связанной с обеспечением информационной безопасности, в частности защитой коммерческой информации. Правовое сопровождение регламентации отношений в сфере безопасности коммерческой информации оставляет желать лучшего. Тем не менее начало укреплению основ информационной безопасности в законодательстве положено. Федеральный закон «О коммерческой тайне» определил правовые признаки, присущие охраняемой коммерческой информации. К ним относятся:

Ф конфиденциальность, определяющая уровень правовой охраны информации, обеспечивающая режим неправомерного доступа и использования коммерческой информации;

Ф исключительность прав на коммерческую информацию, легально полученную от определенного источника — правообладателя. Но сохраняется возможность обладания прав на нее при наличии разных независимых друг от друга субъектов, создавших идентичную информацию;

Ф отсутствие удостоверения и регистрации и строго определенных критериев охраноспособности коммерческой информации, имеющей материальную ценность, обусловленную возможностью использования в производственно-хозяйственной и иной предпринимательской сфере. По сути, речь идет о неформальной предоставляемой охране.

Е.В. Зябко, исследуя эти проблемы, разграничивает понятия «коммерческая информация» и «коммерческая тайна». К первой категории он относит оборотоспо-собную, используемую в экономической сфере конфиденциальную информацию, ко второй — информацию ограниченного доступа, охраняемую с позиций конфиденциальности. Зябко характеризует коммерческую тайну с точки зрения формы предоставляемой охраны. При этом он выделяет информацию производственного характера (производственные секреты, ноу-хау) и информацию непосредственно коммерческого характера (маркетинговая, организационная и др.). Исследователь делает вывод о том, что «охраняемая коммерческая информация является специфическим видом результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме конфиденциальности» 26.

О коммерческой тайне и праве на ее защиту заговорили сравнительно недавно, поскольку долгое время к ней было отношение как к атрибуту капиталистического общества. Нормы о коммерческой тайне появились в ст. 33 Закона СССР «О предприятиях в СССР», ст. 28 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ст. 10 и 15 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также в последующих нормативных правовых актах.

Положения ст. 128, 139 ГК, упоминающие информацию, служебную и коммерческую тайну, утратили юридическую силу. Статья 1225 только сохранила в качестве объектов секреты производства (ноу-хау). Однако нормы ст. 727 (конфиденциальность полученной сторонами информации), 771 (конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора), 857 (банковская тайна), 946 (тайна страхования), 1054 (негласное товарищество), 1123 (тайна завещания), 1266 (право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажения), 1299 (технические средства защиты авторских прав), 1405 (исключительное право на секретные изобретения), 1461 (служебная топология), 1465 (секрет производства (ноу-хау), 1470 (служебный секрет производства), 1471 (секрет производства, полученный при выполнении работ по договору) и др. содержат правила, направленные на обеспечение сохранения в непри-

косновенности и нераспространение информации, содержащей конфиденциальные ведения. По сути, речь идет о применении мер информационной безопасности, а в конечном счете об обеспечении общественной безопасности.

Е.М. Ионова констатирует, что «сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, являются предметами права. Обычно предмет права есть вещь материального мира, имеющая определенные физические характеристики. Такими характеристиками может обладать носитель информации, но не сама информация... Сведения или информация, составляющие тайну, должны расцениваться как объект правоотношений, реализующийся и существующий в форме общественного отношения по его защите или использованию»27. Автором смешиваются понятия «предмет права» и «объект правоотношений».

Законодателя не отличает логический подход к использованию правовой терминологии. Так, в ст. 607 ГК закреплен ряд материальных ценностей, которые относятся к объектам аренды, а ст. 666 об однотипных видах имущества, используемого в финансовой аренде (лизинге), уже говорит не как об объектах, а как предмете договора финансовой аренды.

Многие трактовки определения правового режима коммерческой тайны, хотя заметно не отличаются, но сохраняют в качестве коренного базисного элемента информацию или сведения. Как полагает А.Н. Толкачев, «носителями информации, составляющей коммерческую тайну, являются документы, технологии (в том числе ноу-хау), материальные объекты, в том числе физические поля, в которых эта информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Однако коммерческую тайну может представлять и незафиксированная на материальных носителях информация. Например, высказанные на переговорах, совещаниях предварительные условия сделок, маркетинговые предложения и т.п. также могут иметь коммерческую ценность»28.

Информация, отнесенная к коммерческой тайне и содержащая сведения, составляющие государственную важность, может быть в соответствии с законом отнесена к государственной тайне.

К коммерческой тайне некоторые исследователи относят сведения и документы, отражающие деятельность акционерной компании, предприятия, фирмы и других объектов коммерческой деятельности, информацию о которых они вправе не раскрывать29.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» определяет ее как «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» (п. 1 ст. 3). Следующий пункт этой же статьи раскрывает содержание информации, составляющей коммерческую тайну. К ней от-

носятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической среде, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, и в отношении которого обладателями таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Режим тайны (государственной, служебной, коммерческой и др.) обеспечивается информационной безопасностью. Дефиниция информационной безопасности впервые введена Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене». Информационная безопасность определялась как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (ст. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безопасность связывалась с защитой, правомочия на которую возникали у субъектов при нарушении их информационных прав. Но в самой формулировке ничего не говорится о нарушении прав, лишь о неопределенном понятии «информационная среда общества». Кроме того, не упоминается и о предшествовавших нарушению мероприятиях превентивного характера, направленных на предупреждение подобных правонарушений. Не только защитные, но и охранные меры должны содержаться в нормативном правовом акте, предусматривающие создание условий невозможности совершения правонарушений в информационной сфере или их минимизации.

Важным условием обеспечения информационной безопасности является сохранение коммерческой тайны. Федеральный закон «О коммерческой тайне» определяет ее как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Одновременно этот закон перечисляет виды информации, входящие в понятие коммерческой тайны. В частности, в нее входят научно-техническая, производственная, финансовая, экономическая информация, сведения, составляющие секреты производства. Н. Чистякова приходит к убеждению, что закон нацелен на регулирование информационных отношений в сфере секретов производства, и формулирует вывод об отнесении ноу-хау к информации, составляющей коммерческую тайну30.

В гражданском обороте используются следующие договоры об использовании информации, составляющей коммерческую тайну:

Ф о передаче информации, составляющей коммерческую тайну (п. 6 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне»);

Ф об отчуждении исключительного права на секрет производства (ст. 1468 ГК);

Ф лицензионный о предоставлении права использования секрета производства (ст. 1469 ГК).

Учитывая роль и значение в жизни современного общества и государства, расширение информационного обмена, думается, что сфера информационных услуг и отчуждения информации не должна ограничиваться лишь тремя договорами. Актуальными представляются выделение информационных договоров в отдельный тип в системе договорного права и дальнейшая разработка норм о правовом режиме информации как объекте гражданских правоотношений.

В целях обеспечения защиты государственной тайны при осуществлении патентования изобретений и полезных моделей, созданных в России, установлен порядок проверки наличия в заявках на выдачу патента сведений, составляющих государственную тайну. Проверка заявки, поступившей в Роспатент, осуществляется путем ознакомления с ней представителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих необходимую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Если в заявке не обнаруживается сведений, составляющих государственную тайну, дается заключение об отсутствии в заявке секретных данных. При обнаружении секретных сведений, содержащих государственную тайну, заявка в соответствии с компетентным заключением засекречивается с присвоением ей соответствующего грифа. Заявитель предупреждается о нераспространении сведений, составляющих государственную тайну, и ответственности за их несанкционированное распространение (см. Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 928).

Еще одним правовым документом, определяющим информационную безопасность, является Доктрина информационной безопасности РФ 2000 г. Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Акцентируется внимание на то, что национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Этот вывод можно спроецировать и на общественную безопасность, составляющей которой выступает информационная безопасность. Стоит заметить, что в нормативном определении недостаточно четко про-

возглашены объекты безопасности, угрозы и способы их преодоления.

Доктрина информационной безопасности РФ выделяет следующие четыре составляющие национальных интересов в информационной сфере:

1) соблюдение конституционных прав субъектов в области получения, пользования информационными ресурсами;

2) информационное обеспечение государственной политики;

3) развитие информационных технологий, индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение информационных потребностей, накопления, сохранности и использования информационных баз данных;

4) защита информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных систем, созданных отечественных телекоммуникационных систем.

К значимым национальным интересам в информационной сфере специалисты относят следующие:

Ф обеспечение прав граждан на информацию, сохранение тайны, связанной с их личной жизнью, провозглашенных Конституцией РФ;

Ф совершенствование использования информационно-ресурсной системы, составляющей базис научно-технического и духовного потенциала государства;

Ф развитие правового регулирования отношений, сопряженных с использованием информации, включая интеллектуальную деятельность;

Ф разработка современных систем и средств связи и информации и участие в международной кооперации производства в этой сфере;

Ф обеспечение информационной безопасности в наиболее важных областях жизнедеятельности государства (военной, банковской, научно-технической, экологической и др.);

Ф расширение информационного поля и его инфраструктуры, повышение эффективности его использования;

Ф активизация международного сотрудничества в области информации, правового регулирования информационных отношений.

Решение задач, определяемых этими интересами, будет способствовать обеспечению информационной безопасности31.

Информационная безопасность определяется В.И. Ярочкиным как «реально осуществляемая защита целостности и доступности информации (сведений) в сочетании с соблюдением ее конфиденциальности. Главной функцией защиты является воспрещение несанкционированных или случайных модификаций (разных видоизменений), уничтожения и рассекречивания информации»32.

Информационная безопасность бизнеса отождествляется с мерами «по защите информации от неав-

торизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе»33.

Анализ классификаций категории информации позволили Д.Г. Коровяковскому прийти к выводу о том, что «информация как самостоятельный объект правового регулирования является главным предме-тообразующим объектом информационной безопасности, которая, в свою очередь, выступает одной из главных составляющих национальной безопасности государства и страны в целом»34.

Исследуя проблемы информационной безопасности, Е.В. Янина отмечает, что «те информационные отношения, где объектом выступают органы государственной власти либо любые иные субъекты (элементы структуры), правоотношения будут иметь, как правило, административно-правовые начала, тяготеть к публично-правовой сфере. При этом правовое регулирование таких отношений ориентируется на регламентацию, как правило, обязывающих предписаний, основанных на властных, административно-правовых полномочиях органов государственной власти. Правовые отношения в информационной сфере носят гражданско-правовой характер лишь в том случае, когда они регулируются нормами гражданского законодательства, т.е. эти отношения должны отвечать требованиям, указанным в ст. 2 ГК РФ, и составлять предмет регулирования гражданского права... Специфика охранительных договорных норм в информационной сфере заключается в том, что они обращены против неправомерного поведения или его угрозы и определяют последствия, которые могут или должны наступить в связи такого рода поведением. Следовательно, сущность охранительной функции договора в обеспечении информационной безопасности заключается, с одной стороны, в его преюдициальном значении, а с другой — в наличии определенного защитного механизма, содержащего конкретные санкции, применяемые к стороне, не исполнившей либо ненадлежащим образом исполнившей свои обязан-ности»35.

Информационную безопасность В.П. Поляков и С.М. Кильчик рассматривают как состояние защищенности информационных ресурсов; технологий, определяющих их формирование и использование; субъективных прав участников информационных отношений. Цель информационной безопасности — защита информации и прав на нее с использованием правовых, организационно-технических мероприятий. Объектами информационной безопасности выступает информация, представляющая государственные, коммерческие, корпоративные, интеллектуальные, личные и иные интересы, а также средства ее формирования, обработки и передачи. Специфический признак информации — ее нематериальный характер, воплощенный в совокупности сведений, знаний, обладающих значимостью и ценностью36.

А.М. Воронов приходит к убеждению, что «инфор-

мационное обеспечение общественной безопасности Российской Федерации требует скорейшего перехода страны к информационному обществу и, имея глобальный характер, предопределяет неизбежность ее вхождения в мировое информационное сообщество, поскольку только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности»37.

Общественная безопасность, обеспечивая защиту общества, отдельных групп населения и индивидов от разнообразных опасностей и рисков неблагоприятных воздействий на граждан, должна иметь четкие правовые параметры охраны. Право, защищая одних лиц, воздействует и принуждает к определенному поведению других лиц. Естественно, что принимаемые к ним меры несут отрицательные последствия. Это обстоятельство относится и к информационной составляющей общественной безопасности.

Правовые гарантии защиты, ее виды и пределы должны быть закреплены не только в общедекларативном законе о безопасности, но и в социально сориентированном федеральном законе «Об общественной безопасности». Информационное обеспечение сопровождает предупреждение правонарушений и тем самым создает определенные уровни общественной безопасности.

Информационные ресурсы включают в себя сведения о выявленных причинах и условиях правонарушений и определяют характеристику лиц, их совершающих. Источниками такой информации служат учетные данные (профилактического, оперативно-розыскного, оперативно-справочного, криминологического, криминалистического и т.п. характера), материалы уголовных и административных дел, сообщения граждан и организаций, материалы средств массовой информации.

К методам получения сведений об объектах предупреждения правонарушений специалисты относят наблюдение, беседу, опрос, анкетирование, изучение документации, другие виды социологического исследования, проверки, рейды, операции, проводимые гласно и негласно, выборочно и комплексно в сочетании с другими38.

О.А. Полушкин отмечает, что не вся информация подлежит защите, а только та, которая имеет предпринимательскую ценность для коммерсантов. Уровень ценности определяется исходя из критериев полезности, своевременности и достоверности сведений. Информационная полезность связывается с благоприятными условиями принятия решений, вызывающими выгодный итог деятельности. Эффективный результат предпринимательской деятельности зависит от своевременного получения информации, так как пропуск времени ознакомления с необходимыми сведениями может привести к утрате их полезности и

недостижению ожидаемого результата. Аналогичное значение имеет достоверность, а в ряде случаев и полнота информации. Наиболее значимым представляется определение принадлежности информации конкретному лицу, так как это связано с возникновением у него права на ее защиту от несанкционированного доступа и использования. В то же время коммерческая информация, имеющая особую важность не только для предпринимателя, но и государства, особенно если к ней проявляет интерес иностранная спецслужба, может защищаться с использованием специально уполномоченных государственных органов. В этом случае отношения предпринимателя с ФСБ России, обеспечивающей защиту информации, должны строиться на договорной основе с конкретизацией параметров охраны39.

Для проведения работы по обеспечению информационной безопасности определенное место отводится информационно-аналитической деятельности. «Идеальным вариантом для принятия наиболее эффективного решения как конечного результата информацион но-аналитической деятельности государства является абсолютное знание конкретного процесса нанесения вреда во всех его тонкостях... После выполнения всех основных операций, составляющих содержание инф ормационно-аналитической деятельности, у субъекта обеспечения безопасности, в его сознании, формируется идеальная модель его будущих действий, направленных на преобразование угрозы»40.

Анализ современной ситуации в сфере безопасности предпринимательства свидетельствует о необходимости совершенствования информационного сопровождения этой сферы деятельности. Концепцию информационного обеспечения безопасности предпринимательской деятельности М.Н. Зацепин выстраивает исходя из следующих моментов:

Ф обеспечение достаточной базы для обоснования изменений законодательства, принятия стратегических решений правоохранительными органами и обеспечения согласованности их усилий;

Ф создание базы данных на машинных носителях для справочного обслуживания, оперативно-розыскных и следственных органов;

Ф создание банка данных для платного обслуживания бизнесменов, запрашивающих, например, сведения о надежности партнера;

Ф организация систематизированной базы для обеспечения информированности населения о значении борьбы с посягательствами на безопасность предпринимательства, а также для обучения и надлежащей психологической ориентации участников борьбы с ними, самих бизнесменов, их служащих и близких41.

Таким образом, информация, являясь необходимым атрибутом общества, представляет собой сведения, используемые социумом в своей жизнедеятельности. Информация, участвующая в качестве объекта

правоотношений, требует специального режима ее создания, передачи, использования, владения, распоряжения. Как показывает правоохранительная практика, особое место в этом процессе отводится ее защите и безопасности от несанкционированного вмешательства в информационную сферу правообладателей. Законодательство, регулирующее информационные отношения, должно включать в себя нормы об обеспечении общественной безопасности как важнейшего фактора стабилизации и развития общества и государства в современных условиях.

1 См.: Медведев Д. Уважать и охранять права и свободы человека: Выступление при принятии Присяги Президента РФ // РГ. 2008. 8 мая.

2 См.: РГ. 2008. 9 мая.

3 См.: Сабов А. Россия на «компьютерной игле» // РГ. 2007. 23 окт.

4 РГ. 2007. 27 апр.

5 См.: Николаева И. Информационный аутсорсинг как форма поддержки малого предпринимательства // Право и экономика. 2006. № 8. С. 10—11.

6 См.: ФалеевМ. Улики — электронной почтой // РГ. 2008. 24 сент.

7 Подробнее об этом см.: Орлов П. Личная тайна стала государственной. Совет судей утвердил перечень дел, которые нельзя публиковать // РГ. 2008. 2 сент.

8 Подробнее об этом см.: Шаров А. Судей хотят рассекретить // РГ.2007. 26 апр.

9 Информационная безопасность России / Ю.С. Уфим-цев [и др.]. М., 2003. С. 334.

10 См.: Выжутович В. Совершенно не секретно. Информационная открытость власти: появляться ли гарантии? // РГ. 2007. 6 июня.

11 Купринов Э.П. О государственной поддержке производства в свободной (либеральной) экономике // Государственное регулирование экономики и проблемы налогообложения: Мат-лы межвуз. конф. от 29 марта 2002 г. / Под ред. А.П. Балакиной, И.С. Ципина, Ю.Ф. Кваши. М., 2002. С. 13—14.

12 См. : Лекарев С.В., Порк B.A. Бизнес и безопасность // Толковый терминологический словарь М., 1995. С. 128—129.

13 См.: Tep-АкоповА.А. Безопасность человека // Теоретические основы социально-правовой концепции. М.,1998. С. 167—168.

14 См.: Воронов A.M. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: Моногр. М., 2006. С. 153.

15 См.: Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы Россия. М., 1998. С. 61.

16 См.: Терещенко Л.К. Информация и собственность // Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных (комментарий российского законодательства). М., 1996. С. 3—11.

17 См.: ЛобановГ.Н. Информация как объект гражданских правоотношений // Бизнес-адвокат.1998. № 6.

18 См.: Степанов Д.А. Способы разработки названия торговой марки // Социально-экономические и правовые аспекты рыночных отношений в России: Сб. науч. тр. М., 2006. С. 339.

19 Подробнее об этом см.: Годин A.M. Теория сопря-

жения потребностей и ее связь с интернет-рекламой // Социально-экономические и правовые аспекты рыночных отношений в России. С. 97—100; Он же. Определение эффективности интернет-рекламы // Там же. С. 103—105.

20 Мамиофа И. Азбука интеллектуальной собственности // Изобретатель и рационализатор. 1992. № 3. С. 26.

21 См.: Скрыпник Д.О. Соотношение концепций интеллектуальной собственности // Цивилистические записки. Вып. 7: Современные социально-экономические и правовые проблемы отношений собственности в России. М., 2005. С. 475.

22 Подробнее об этом см.: Венгеров А.Б. Правовой узел современности // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 23.

23 Скрыпник Д.О. Указ. соч. С. 475.

24 Там же. С. 476.

25 См.: Информационная безопасность России / Ю.С. Уфим-цев [и др.]. С. 335, 339, 341.

26 Зябко Е.В. Правовой режим коммерческой тайны // Социально-экономические и правовые аспекты рыночных отношений в России. С. 571—572.

27 Ионова Е.М. Понятие и сущность коммерческой тайны. Актуальные проблемы национальной безопасности: экономический, правовой и социальный аспекты: Сб. науч. докладов и сообщений. М., 2006. С. 122.

28 Толкачев А.Н. Российское предпринимательское право: Учеб. пособие. М., 2003. С. 447-448.

29 См.: Правовой словарь предпринимателя: С приложением действующего законодательства Российской Федерации, связанного с предпринимательством. М., 1993. С. 19.

30 См.: Чистякова Н.Институт тайных дел. Четвертая часть ГК внесла сложности в институт коммерческой тай-

ны // РГ. 2008. 13 мая.

31 См.: Информационная безопасность России / Ю.С. Уфим-цев [и др.]. С. 337-338.

32 Ярочкин В.Н. Безопасность информационных систем. М., 1996. С. 291.

33 Васильев А.И. Система Национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): Автореф. докт. юрид. наук. СПб., 1999. С. 16-17.

34 Коровяковский Д.Г. Правовое обеспечение информационной безопасности в налоговых органах Российской Федерации: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2004.

35 Янина Е.В. Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 15, 19.

36 См.: Поляков В.П., Кильчик С.М. Информационная безопасность компьютерных систем в экономике как педагогическая проблема // Социально-экономические и правовые аспекты рыночных отношений в России. С. 742.

37 Воронов А.М. Указ. соч. С. 155.

38 Там же.

39 См.: Полушкин О А О некоторых аспектах защиты предпринимательской информации // Милиция (полиция) третьего тысячелетия. Совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к взаимодействию с населением: Мат-лы между-нар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2001. Вып. III. С. 112-116.

40 Антонов А.Б, Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства: Учеб. пособие. М., 1996. С 95-96.

41 См.: Зацепин М.Н. Понятие преступлений против безопасности предпринимательства и проблема информационного обеспечения борьбы с ними // Безопасность и здоровье нации в аспекте преступности. М., 1996. С. 127.

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА ЛИЦ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ИММУНИТЕТОМ ОТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЩЕПРИЗНАННЫМИ ПРИНЦИПАМИ И НОРМАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю.С. АНДРЕЕВА, аспирант Российской таможенной академии

Аннотация. В статье рассматривается порядок проведения допроса лиц, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом. Исследуются нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации, регламентирующие производство указанного следственного действия в отношении рассматриваемой категории лиц.

Ключевые слова: дипломатический иммунитет, консульский иммунитет, допрос, следственное действие, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.