Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка юристов для нужд инновационной экономики'

Профессиональная переподготовка юристов для нужд инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ / TRAINING LAWYERS FOR THE INNOVATION ECONOMY / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / INFORMATION AND LEGAL SPECIALIZATION / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ / CONTENT OF TRAINING PROGRAMS / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Северин В.А.

В статье обобщен опыт юридического факультета МГУ по подготовке специалистов в области информационных правоотношений, сформулированы предложения по профессиональной переподготовке юристов для работы в условиях инновационного развития экономики, предлагается проект программы для получения дополнительной квалификации «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional retraining of lawyers for the needs of innovation-based economics

The article summarizes the experience of the Law Faculty of Moscow State University in training specialists in the field of legal information, formulates proposals for the professional training of lawyers to work in innovative economic development, a draft program for the additional qualification «Specialist on legal support innovation».

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка юристов для нужд инновационной экономики»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2011. № 5

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

В.А. Северин, доктор юридических наук, профессор кафедры коммерческого

права и основ правоведения юридического факультета МГУ*

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ

ДЛЯ НУЖД ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье обобщен опыт юридического факультета МГУ по подготовке специалистов в области информационных правоотношений, сформулированы предложения по профессиональной переподготовке юристов для работы в условиях инновационного развития экономики, предлагается проект программы для получения дополнительной квалификации «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности».

Ключевые слова: подготовка юристов для инновационной экономики; информационно-правовая специализация; содержание учебных программ; организационное обеспечение учебного процесса.

The article summarizes the experience of the Law Faculty of Moscow State University in training specialists in the field of legal information, formulates proposals for the professional training of lawyers to work in innovative economic development, a draft program for the additional qualification «Specialist on legal support innovation».

Keywords: training lawyers for the innovation economy; information and legal specialization; content of training programs; organizational support for the learning process.

Роль информации в модернизации экономики России и актуальность подготовки специалистов по информационно-правовой специализации.

Курс государства на модернизацию российской экономики выявил пробел в знаниях специалистов по правовым вопросам в информационной сфере. речь идет о совершенствовании профессиональной подготовки не только юристов в части приобретения ими знаний в области правового регулирования информационных технологий, но и специалистов технического, технологического, экономического и иного профиля по правомерному использованию информационных ресурсов и защите права на информацию. Подготовка специалистов по данному направлению ведется в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в рамках комплексного Междисциплинарного научного проекта «Стратегия инновационного развития

* severin-v.a@mail.ru

настоящая статья подготовлена при информационной поддержке компании «Кон-сультантПлюс»

Российского государства». Учеными юридического факультета МГУ получены интересные результаты исследований при выполнении научного проекта «Проблемы формирования государственной инновационной политики и ее организационно-правовое обеспечение»1, которые использованы при разработке программы «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности».

реализация стратегии инновационного прорыва россии требует выработки эффективного правового механизма регулирования, использования и охраны информации технического, технологического и делового характера, имеющей нередко решающее значение для производства и сбыта конкурентоспособных товаров (работ, услуг). Необходимо учитывать высокие темпы развития информатизации в стране, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого в связи с неправомерным использованием, разглашением коммерчески значимой информации (далее — КЗИ) или невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации. Поэтому сокращение числа нарушений в сфере обращения информации имеет не только важное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной экономики россии.

В образовательном процессе названные факторы раскрываются через закономерности, определяющие основы теории, методологии, методики и технологии формирования и реализации механизмов правового регулирования информации и охраны ее конфиденциальности. Проблемы в этой области рассматриваются в соответствующих учебных курсах как единый, взаимосвязанный комплекс вопросов законодательного, корпоративного, договорного регулирования сферы обращения информации. Для системного изложения учебного материала используется понятие «коммерчески значимая информация», которое по-своему правовому содержанию включает не только секрет производства (ноу-хау), но и деловые (коммерческие) секреты на этапе обмена (купли-продажи) товаров. Введение в научный оборот данного термина позволяет выделить существенный признак использования информации в рыночной экономике (это максимальное получение прибыли) и сгладить в определенной мере противоречия в практике употребления понятий «коммерческая тайна», «секрет производства», «ноу-хау», «торговый секрет» и др.

Ключевая роль в инновационном развитии экономики принадлежит информации, которая участвует в экономическом обороте и является связующим звеном во всех направлениях хозяйственной деятельности. Она может относиться к разным сферам (технике, технологии, экономике и т.д.), отражать любую сторону деятельности, быть

1 Разработка правовых механизмов инновационного развития Российского государства / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2008.

продуктом внутреннего производства либо может быть передана по договору, но в силу неизвестности ее партнерам (конкурентам) благодаря сохранению в тайне имеет ценность в рыночном обороте. Используемая в таком качестве информация является важнейшим ресурсом коммерческой организации, ее инструментом получения прибыли в условиях конкуренции либо ее разглашение может стать причиной экономических потерь.

Информация приобрела в инновационной экономике огромную ценность. Ее доля потребления значительно выше всех традиционных продуктов интеллектуальной деятельности и иных видов информации с ограниченным доступом. Информация, обращаемая в организациях, «овеществляется» во всех факторах общественного производства и составляет необходимый и обязательный элемент деятельности по производству и реализации товаров (работ, услуг). Она способствует производству новых изделий, развитию товарного рынка и ускорению оборота торгового капитала. Учитывая важность информации для ведения бизнеса, укрепления экономики страны, в ее охране заинтересованы не только хозяйствующие субъекты, но и государство в целом.

В нашей стране с переходом к рыночной экономике произошло перераспределение объемов охраняемой информации между государством и хозяйствующими субъектами, что внесло изменения в теорию и практику защиты информации. наличие государственных и частных интересов в предпринимательских отношениях объективно обусловливает существование различных видов информации с ограниченным доступом, адекватно отражающей интересы собственников в экономическом обороте. Охрана частных интересов организаций по поводу КЗИ обеспечивается с помощью правового института коммерческой тайны, который выполняет в рыночной экономике две важнейшие функции — регулирует обращение информации и определяет пределы возможной и дозволенной деятельности организаций по применению правовых средств, связанной с защитой их информационных интересов.

Формирование рыночных условий (конкурентность, стремление к максимизации прибыли и др.) влияет на появление и развитие КЗИ, а благодаря новаторству предпринимателей обеспечивается ее воспроизводство. Коммерческая тайна возникает в процессе производства конкурентоспособного товара или осуществления иной деятельности, содержащей элементы новизны, основывающейся на использовании информации. Производитель получает преимущество на рынке благодаря использованию прогрессивных технологий, методов и приемов, сведения о которых неизвестны конкурентам. В результате предприниматель, заботясь об увеличении своей прибыли, вынужден засекречивать определенные сведения, которые попадают под гриф коммерческой тайны, и ограничивать доступ к ним. Таким образом, можно говорить об объективном процессе возникновения коммерческой

тайны на любом этапе жизненного цикла производства товаров (работ, услуг), что обусловлено конкуренцией в рыночной экономике.

В процессе производства и обмена товаров коммерческая тайна проявляется в конкретных формах, которые отражают специфику факторов, определяющих необходимость закрытия сведений, делающих товар конкурентоспособным. Сведения об экономических, материальных и организационных условиях производства, процессах, связанных с созданием основного вида продукции и ее реализацией, позволяют установить наиболее уязвимые участки производства и сбыта товаров, где необходимо выделять и защищать КЗИ. Они могут быть связаны с планированием и финансированием развития производства, выполнением НИОКР, разработкой технологий, испытанием опытных образцов и реализацией готовой продукции. результаты исследования2 подтверждают вывод о том, что в сфере разработки и освоения новой техники КЗИ проявляется в форме технических и технологических секретов (ноу-хау), а на этапе обмена (купли-продажи) товаров — в форме деловых секретов.

Решение задач по модернизации экономики непосредственно связано с активизацией использования КЗИ для производства конкурентоспособных товаров и с необходимостью ее защиты, что должно адекватно отражаться в учебных программах. Совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационного процесса с целью продвижения новых технологий в производство требует повышения уровня и содержания подготовки специалистов, обучения их способам защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, профессиональной переподготовки юристов, повышения квалификации преподавателей, читающих курсы дисциплин по информационно-правовой специализации.

Учитывая важность формирования государственной инновационной политики и ее организационно-правового обеспечения, целью подготовки специалистов является изучение стратегии инновационного прорыва, современных угроз безопасности в реальном секторе экономики, концептуально-правовых аспектов экономической и информационной безопасности фирм и корпоративных образований, механизмов регулирования права на результаты интеллектуальной деятельности и защиты информации в эпоху инноваций. Первоочередной задачей является повышение квалификации научно-педагогических кадров с учетом особенностей инновационного развития государства, методического уровня преподавания дисциплин по информационно-правовой специализации и профессиональная переподготовка государственных и муниципальных служащих, предпринимателей в области коммерциализации научных исследований, защиты интеллектуальных прав. Представляется, что финансирование

2 См.: Северин В.А. Коммерческая тайна в России. М., 2009. С. 48-51. 8 ВМУ, право, № 5

этих мероприятий можно было осуществить в рамках государственной Федеральной программы «Информационное общество», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

Содержание учебных программ по информационно-правовой специализации и проект программы для получения дополнительной квалификации «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности». Отсутствие утвержденного государственного образовательного стандарта по информационно-правовой специализации затрудняет работу вузов по подготовке специалистов. Возникает вопрос о том, кого учить, как и чему учить. Опыт юридического факультета МГУ по разработке стандартных условий подготовки специалистов в гуманитарных сферах правового регулирования, коммерческого использования и защиты информации позволяет выделить три самостоятельных уровня подготовки специалистов, которые требуют дифференцированного подхода к содержанию учебных программ. Первый уровень подготовки — это студенты технических, экономических и других специальностей, которые связаны с использованием и защитой информации в процессе производства и реализации конкурентоспособных товаров. для них разработана общая программа «Право на информацию и защита информации в коммерческих организациях» (32 часа), которая является модульной и рассчитана для использования при подготовке лиц, получающих высшее профессиональное образование по техническим и естественно-научным специальностям. С 1997 г. спецкурс читается на отдельных факультетах МГУ; его целью является получение студентами общих знаний о правовом регулировании информационных отношений, об информационной безопасности организаций и о защите прав на информацию.

За последние три года юридическим факультетом МГУ были разработаны и внедрены в учебный процесс программы новых учебных курсов «Правовая защита информации в коммерческих организациях», «Комплексная защита информации на предприятии», которые предназначены для обучения студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. названные курсы читаются с 2007 г. и могут быть внедрены в учебный процесс других факультетов МГУ. Кроме того, разработанные программы и учебно-методический комплекс могут быть использованы Институтом информационных наук и технологий безопасности РГГУ и другими университетами, специализированными вузами МВД, ФСБ и других правоохранительных органов на договорной основе с МГУ для обучения студентов и слушателей академий, подготовки работников подразделений информационной безопасности промышленных объектов.

Второй уровень подготовки — это студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция». Для их подготовки разработана про-

грамма учебного курса «Коммерчески значимая информация в России: регулирование и защита» (36 часов), которая предназначена для студентов 5 курса. Данная дисциплина читается на юридическом факультете МГУ с 2009 г., дает студентам знания в области правового регулирования информационных отношений, корпоративного и договорного регулирования информации, практические навыки организационного, правового и методического обеспечения охраны конфиденциальности информации.

Третий уровень подготовки — профессиональная переподготовка и повышение квалификации. С 2008 г. в Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (ИППК МГУ) читается курс по программе повышения квалификации «Правовой механизм регулирования и защиты коммерчески значимой информации» (72 часа). Программа является модульной и рассчитана на повышение квалификации преподавателей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по различным направлениям гуманитарных и технических знаний, руководителей и специалистов подразделений служб безопасности, менеджмента, юридического, маркетинга, управления персоналом.

В соответствии с требованиями Программы развития МГУ до 2020 г. на юридическом факультете в 2010 г. разработана программа «Принципы и механизмы правовой защиты информации в инновационной экономике» (144 часа), которая ориентирована на повышение квалификации кадров в сфере правового обеспечения экономической и информационной безопасности фирм и корпоративных образований.

В целях совершенствования и развития деятельности МГУ в области дополнительного образования предлагается проект новой образовательной программы по профессиональной переподготовке для получения специалистами с высшим образованием и студентов дополнительной квалификации.

программа

«специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности»

1. общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности».

Построение правового государства и гражданского общества в России, модернизация российской экономики требуют соответствующей правовой подготовки специалистов с учетом формирования государством структуры национальной инновационной системы. Учитывая важность решения задач формирования государственной инновационной политики и ее организационно-правового обеспечения, юридический факультет МГУ предлагает новую программу профессиональной переподготовки для получения дополни-

тельной квалификации «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности» (1500 часов).

Программа включает изучение слушателями взаимосвязанных учебных дисциплин по актуальным вопросам правоведения, ориентированных на правовое обеспечение производства конкурентоспособных товаров и их сбыта. Предметом учебных курсов являются теоретические знания по основным отраслям российского права, основанные на новейших нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в период становления инновационной рыночной экономики в России. Предлагаемые слушателям дисциплины имеют важное научное и практическое значение. Помимо фундаментальных знаний в области правоведения они позволяют дать слушателям специальные знания о механизмах законодательного, корпоративного и договорного регулирования хозяйственной деятельности, связанной с реализацией стратегии инновационного прорыва, и практические навыки по защите прав предпринимателей в инновационной сфере.

Программа профессиональной переподготовки рассчитана на специалистов, имеющих высшее образование по различным направлениям гуманитарного и технического знаний, руководителей и работников организаций, включая специалистов производственных, научных и коммерческих подразделений, а также государственных и муниципальных служащих. Кроме того, программа предназначена для получения студентами дополнительной квалификации по правовому обеспечению инновационной деятельности в рамках получаемого высшего юридического и других видов профессионального образования.

Программа является модульной и рассчитана для использования при подготовке лиц, получивших (получающих) высшее профессиональное образование в качестве дополнения к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования (для студентов и аспирантов на факультативной основе). Квалификация «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности», являющаяся дополнительной к основной, полученной (получаемой) специалистом с высшим профессиональным образованием или выпускником вуза, может быть присвоена при условии успешного освоения соответствующей основной образовательной программы и удостоверяется дипломом о дополнительном (к высшему) образовании (государственного образца). Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы составляет 1500 часов.

2. требования к уровню подготовки лиц, желающих освоить дополнительную образовательную программу для получения дополнительной квалификации «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности».

2.1. К освоению программы допускаются:

2.1.1. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, в том числе граждане иностранных государств, а также студенты и аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования, с зачетом тех дисциплин, которые ими сданы в период обучения.

2.1.2. К освоению программы могут допускаться студенты вузов после успешного освоения ими третьего курса основной образовательной программы высшего профессионального образования.

2.2. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает число мест, обеспечиваемых образовательным учреждением необходимыми условиями для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета при учете запроса регионального рынка труда и степени подготовленности слушателя.

3. требования к дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации по правовому обеспечению инновационной деятельности.

3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации по правовому обеспечению инновационной деятельности включает примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам, примерную программу практики.

3.2. В дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации по правовому обеспечению инновационной деятельности предусматриваются следующие компоненты:

цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД — специальные дисциплины;

цикл Ф — факультативные дисциплины;

П — предквалификационная практика или стажировка;

ИА — итоговая государственная аттестация.

4. обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности»

Код Наименование дисциплин и их основных разделов Часов трудоемкости

0ПД.00 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 760

0ПД.01 ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Введение. Инновационная подготовка специалистов в условиях модернизации экономики России. Государство как особая организация: понятие и функции. Виды органов государства. Формы правления и государственного устройства, государственный режим. Правовое государство. Гражданское общество и перспективы его развития в России. Государственная стратегия инновационного развития как категория современной гуманитарной науки. Понятие и признаки права. Система права. Источники права. Правотворчество. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятие и 128

структура норм права. Реализация права: понятие и формы. Правовые отношения. Правомерное поведение. Понятие, признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Правовое сознание. Законность и правопорядок. Конституция Российской Федерации — Основной Закон российского общества и государства. Структура и основное содержание Конституции РФ. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ. Основы конституционного строя в РФ. Россия — федеративное государство. Основы конституционно-правового статуса РФ. Предметы ведения Российской Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Сущность государственной стратегии инновационного развития и ее правовые основы. Органы государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. Полномочия федеральных, региональных государственных органов и органов местного самоуправления, ответственных за формирование и осуществление инновационной политики на соответствующем уровне.

Конституционный статус личности в Российской Федерации. Личные (гражданские) права и свободы. Политические права и свободы. Социальные права. Общая характеристика Закона РФ «О гражданстве». Конституционные права и свободы человека и гражданина, обеспечивающие участие личности в инновационных процессах.

Политическая система российского общества. Избирательная система в РФ. Демократия: понятие и ее формы. Политическая система современного российского общества. Социальная политика государства.

Экономическая политика государства: деньги, бюджет, налоги. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. Понятие и виды бюджетов. Стадии бюджетного процесса. Понятие и виды налогов. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Таможенное регулирование и таможенный контроль в РФ.

Судебная система Российской Федерации. Конституционные принципы осуществления правосудия. Общая характеристика судебной системы. Федеральные суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Полномочия судей. Гражданский и арбитражный процесс.

Общая характеристика правоохранительных органов. Прокуратура Российской Федерации. Органы, выявляющие и расследующие преступления. Частная детективная и охранная деятельность. ¿Адвокатура в РФ. Министерство юстиции РФ. Судебные приставы. Нотариат в РФ. Федеральная служба безопасности РФ. Система органов внутренних дел в РФ. Основные положения административного права и процесса. Административное правонарушение. Административная ответственность. Административное производство. Вопросы

административной ответственности в связи с инновационной деятельностью. Основные понятия уголовного права и процесса. Понятие и признаки преступления. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие и виды наказания. Общая характеристика Особенной части Уголовного кодекса РФ. Борьба с терроризмом и организованной преступностью. Уголовно-правовая защита результатов инновационной деятельности. Современное общество и экология. Основные экологические права и обязанности граждан и общественных объединений. Функции органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды. Экологический контроль. Ответственность за экологические правонарушения. Основные положения земельного права. Правовое обеспечение частных интересов граждан. Трудовые правоотношения. Правовое регулирование трудоустройства и занятости. Трудовой договор и правовое регулирование условий труда. Трудовая дисциплина. Материальная ответственность. Трудовые споры и порядок их разрешения. Основные положения семейного права. Правовое регулирование жилищных отношений.

ОПД.02 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Введение. Актуальные вопросы гражданского, предпринимательского и коммерческого права в условиях реализации стратегии инновационного развития России. Гражданское право как частное право. Соотношение гражданского, коммерческого и предпринимательского права. Предмет и метод гражданского права. Источники гражданского права. Систематизация гражданского законодательства и ее формы. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность граждан. Юридические лица как участники гражданских правоотношений. Возникновение, реорганизация и прекращение юридических лиц. Объекты гражданских правоотношений: понятие и виды. Понятие «инновация» и его соотношение с иными объектами гражданских прав. Осуществление гражданских прав. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. Защита гражданских прав и ее способы. Гражданско-правовая ответственность. Право собственности и иные вещные права. Понятие и содержание права собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Право частной собственности граждан и юридических лиц. Право публичной собственности. Ограниченные вещные права. Гражданско-правовая защита вещных прав. Общие положения об обязательствах. Понятие и сущность гражданско-правового договора в условиях рыночной экономики. Содержание гражданско-правового договора. Выработка условий договоров. Заключение, изменение и расторжение договора. Обязательства по передаче имущества в собственность. По- 296

нятие и виды обязательств, возникающих при передаче имущества в собственность или в иное вещное право. Обязательства из договора купли-продажи; их основные разновидности. Обязательства из договоров мены, дарения и ренты в современных условиях.

Обязательства по передаче имущества в пользование. Обязательства из договора аренды; их основные разновидности. Особенности обязательств, возникающих в связи с арендой объектов недвижимости. Обязательства, возникающие из договора финансовой аренды (лизинга).

Обязательства по производству работ. Понятие и виды обязательств по производству работ. Обязательства из договора подряда.

Обязательства по оказанию услуг. Договорные обязательства по возмездному оказанию услуг. Транспортные обязательства, их понятие и виды. Обязательства, возникающие из договора хранения. Понятие и система обязательств по страхованию. Обязательства, возникающие из договоров займа и кредита. Обязательства, возникающие из договоров банковского вклада и банковского счета.

Обязательства, регулирующие торговый оборот. Реализационные договоры (оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд). Посреднические договоры (договор комиссии, коммерческого поручения, торгового агентирования). Договоры, содействующие торговле (договоры на проведение маркетинговых исследований, на создание рекламной продукции, на размещение и распространение рекламы, на предоставление коммерческой информации). Организационные договоры.

Внедоговорные обязательства. Понятие, виды и функции внедоговорных обязательств.

Правовое регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности. Понятие предпринимательства и коммерции. Организационные формы предпринимательства. Законодательство о предпринимательстве и торговле. Характеристика предпринимательской деятельности, связанной с реализацией творческих проектов и использованием инновационных продуктов. Государственное регулирование и контроль за законностью осуществления предпринимательской деятельности.

Правовой статус предпринимателя. Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности. Права и обязанности предпринимателя. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).

Субъекты коммерческой деятельности. Изготовители товара, посреднические звенья, организации, осуществляющие предпринимательское и хозяйственное использование товаров. Специальные субъекты рынка: товарные биржи, оптовые ярмарки, организации-дистрибьюторы, товарные склады, торговые дома, сбытовые сети и другие. Государственные гаран-

тии предпринимательской деятельности и способы их реализации. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка. Становление товарного рынка в современной России. Формирование инфраструктуры товарного рынка. Конкуренция в товарном обращении. Понятие и правовые основы конкуренции. Субъекты конкуренции. Конкурентные отношения. Понятие и формы монополистической деятельности. Создание конкурентной среды на товарном рынке. Правовые способы защиты от недобросовестной конкуренции. Экономическая безопасность России. Формирование российской модели инновационной экономики в современный период. Современные угрозы безопасности в реальном секторе экономики. Условия безопасности перехода на инновационный путь развития экономики России. Экономическая безопасность фирм и корпоративных образований.

ОПД.03 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Цели и задачи информатизации общества. Государственная политика в информационной сфере. Информационная экономика и роль информации в развитии бизнеса. Информационный рынок в России. Виды и классификация информационных ресурсов. Информационные продукты и услуги. Структура информационного рынка. Содержание информационного обеспечения предпринимательства. Определение понятий «информация», «информационная сфера», «информационные ресурсы», «информационные технологии». Информационное законодательство. Информационные правоотношения. Субъекты и объекты информационных правоотношений. Правовой режим информационных ресурсов и информационных технологий. Право на информацию. Информация с ограниченным доступом. Законодательство и особенности защиты информации о персональных данных. Интернет как среда общения покупателей и продавцов. Информационная поддержка делового партнерства. Использование информационных технологий. Ведение электронного бизнеса. Электронные магазины. Информационные деловые порталы для предпринимателей. Программно-техническое обеспечение информационных технологий. Правовые аспекты развития информационно-телекоммуникационной среды для предпринимателей. Ответственность за правонарушения в информационной сфере. 168

ОПД.04 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Механизмы правового регулирования, использования и защиты информации в инновационной экономике России. Роль и место правового института коммерческой тайны в системе частного права. Методы, используемые для исследования правовых проблем в информационной сфере. Концепция формирования механизмов правового регулирования 168

обращения коммерчески значимой информации (КЗИ) в рыночной экономике и охраны ее конфиденциальности. Понятие коммерчески значимой информации и сущность ее обращения в рыночной экономике. Формы проявления и использования КЗИ в процессе производства продукции и реализации товаров (работ, услуг). Коммерциализация результатов научных исследований.

Эволюция законодательства о коммерчески значимой информации. Современное законодательство о коммерческой тайне. Опыт правового регулирования коммерческой тайны в зарубежных странах. Проблемы совершенствования законодательства о коммерческой тайне.

Понятие правовых средств и их применение при обращении коммерчески значимой информации. Корпоративное регулирование отношений в сфере обращения КЗИ. Сущность трудовых отношений в механизме корпоративного регулирования, использования и охраны КЗИ. Регулирование порядка допуска и доступа лиц к КЗИ. Формирование условия о конфиденциальности информации в трудовом договоре. Содержание прав и обязанностей работодателя и работника по защите КЗИ. Гражданско-правовое регулирование обращения коммерчески значимой информации. Характеристика этапов договорного регулирования отношений в информационной сфере. Классификация договоров в сфере обращения КЗИ. Определение договорных условий о конфиденциальности информации. Разработка совместных методических документов о проверке соблюдения условия конфиденциальности информации в период исполнения обязательств. Формирование условий о конфиденциальности в договоре на выполнение НИР и ОКР на различных этапах разработки и внедрения новой техники. Формулирование требований по обеспечению конфиденциальности работ в техническом задании на НИР и ОКР. Разработка единого плана (положения) мероприятий по обеспечению режима конфиденциальности работ, выполняемых на различных этапах НИОКР. Подготовка совместного заключения головной организации (заказчика) и исполнителя об установлении режимных мер по охране КЗИ при выполнении НИОКР. Учет «фактора рассеивания» конфиденциальной информации при выполнении работ на различных этапах НИОКР.

Формирование условий о конфиденциальности в торговых договорах. Условие о конфиденциальности в договорах на выполнение маркетинговых исследований, на передачу ноу-хау или технологии, передачу коммерческой информации и ее переработку, на оказание возмездных информационных услуг, коммерческой концессии.

Защита гражданских прав на коммерческую тайну. Информация, составляющая коммерческую тайну как объект защиты. Субъекты права на коммерческую тайну и их правомочия. Гражданско-правовые способы защиты коммерческой тайны. Самозащита гражданских прав на коммерческую тайну. Меры оперативного воздействия, применяемые к нарушителям. Меры имущественной ответственности за нарушение

права на коммерческую тайну. Методика возмещения убытков, причиненных нарушением права на коммерческую тайну.

СД.00 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 424

СД.01 ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Интеллектуальные права и право собственности. Автор результата интеллектуальной деятельности. Исключительное право и срок его действия. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности. Защита интеллектуальных прав, личных неимущественных и исключительных прав. Договор об отчуждении исключительного права. Лицензионные договоры. Ответственность юридических лиц за нарушения исключительных прав. Авторское право. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории РФ. Понятие и виды объектов авторского права. Право авторства. Соавторство. Исключительное право на произведение. Договор авторского заказа. Сроки действия авторских прав. Личные неимущественные и имущественные права авторов. Авторско-правовая охрана программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Регистрация и передача прав. Права, смежные с авторскими. Объекты и субъекты смежных прав. Сфера действия смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Патентное право. Объекты патентных прав. Исключительные права на объекты патентных прав. Патентоспособность изобретения, полезной модели, промышленного образца. Субъекты патентного права. Оформление прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Заявка на выдачу патента. Права автора изобретения, полезной модели, промышленного образца и патентообладателя и их защита. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений. Судебный порядок защиты прав. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей. Право на фирменное наименование. Право на товарный знак и право на знак обслуживания. Право на наименование места происхождения товара. Право на коммерческое обозначение. Право на топологии интегральных микросхем. Правовое регулирование прав на доменные имена. 128

СД.02 КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Сущность комплексной системы защиты информации в организации. Предмет и методы комплексной системы защиты информации в коммерческой организации. Понятие, цели и принципы обеспечения информационной безопасности организаций. Угрозы интересам коммерческой организации и основные параметры построения системы ее безопасности. Концепция мониторинга угроз информационной безопасности коммерческих структур. 168

Осуществление организацией права на установление режима коммерческой тайны. Создание и функционирование организационных структур, обеспечивающих безопасность коммерческой организации. Компетенции совета директоров общества, правления общества, генерального директора и его заместителя по вопросам безопасности. Служба безопасности и специализированные подразделения. Оптимальный выбор организационной структуры безопасности на малых, средних и крупных предприятиях.

Методика определения степени конфиденциальности информации. Факторы, влияющие на степень охраны конфиденциальности информации. Ущерб как материальный признак отнесения информации к коммерческой тайне. Ущерб, причиняемый организации в результате необоснованного отнесения информации к коммерческой тайне. Влияние фактора времени на степень конфиденциальности информации. Этапы установления категорий сведений, составляющих коммерческую тайну. Методика определения степени конфиденциальности информации.

Система мер, обеспечивающих режим коммерческой тайны. Понятие и содержание мер по установлению режима коммерческой тайны. Основные направления деятельности организаций по установлению и обеспечению режима коммерческой тайны в процессе обращения информации. Сущность разрешительной системы доступа лиц к коммерческой тайне. Характеристика нарушений режима конфиденциальности информации и каналов ее возможной утечки. Нарушения режима конфиденциальности на возможных каналах утечки КЗИ в организации. Каналы оперативной связи, существующие в организации. Переписка по служебным вопросам с использованием открытого и конфиденциального делопроизводства. Оборот конфиденциальных документов в процессе производства и реализации товаров. Технические каналы, возникающие вследствие использования конкурентами технических и иных средств разведки. Каналы утечки, образующиеся вследствие действия человеческого фактора. Причины и обстоятельства, способствующие нарушениям режима конфиденциальности информации. Классификация причин нарушений режима конфиденциальности информации. Обстоятельства организационно-управленческого, воспитательного и правового характера.

Характеристика лиц, допустивших нарушения в сфере обращения информации. Социально-демографические признаки лиц, совершивших правонарушения в сфере обращения информации. Нравственно-психологические черты лиц, нарушающих режим коммерческой тайны. Предупреждение правонарушений в сфере обращения информации. Понятие, принципы и система предупреждения правонарушений в сфере обращения информации. Субъекты, осуществляющие функции предупреждения правонарушений в сфере обращения информации. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, юридических лиц и органов их управле-

ния. Деятельность подразделений, профессионально занимающихся охраной конфиденциальности информации в организациях. Определение объектов профилактики в сфере обращения информации. Общесоциальные и специальные меры предупреждения правонарушений в сфере обращения информации. Предупредительные меры организационно-управленческого, воспитательного и правового характера. Система и методы контроля в сфере обращения информации. Характеристика научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации. Специфика корпоративного контроля в сфере обращения информации. Формы, методы, стадии и технологии контроля. Проектирование системы контроля. Общая характеристика систем контроля в организациях. Организация и методика аналитических исследований в сфере обращения информации. Сущность аналитической работы в информационной сфере, связанной с охраной конфиденциальности информации. Программа аналитических исследований в сфере обращения информации. Основные направления деятельности аналитических подразделений. Методика выявления возможных каналов утечки информации и анализа системы предупреждения нарушений в сфере обращения информации.

СД.03 БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ Научно-технический прогресс и уголовно-правовая наука. Понятие преступлений, совершаемых в инновационной сфере. Характеристика преступлений, совершаемых в инновационной сфере. Криминологическая характеристика преступлений, посягающих на объекты инноваций. Система мер по предупреждению преступлений, совершаемых в инновационной сфере. Основы криминалистической теории расследования преступлений в инновационной деятельности. Информация как элемент преступной деятельности. Следовая картина информационных преступлений как отражение способа их совершения. Криминалистическая деятельность по раскрытию и расследованию информационных преступлений. Правовые и организационные проблемы раскрытия, расследования и профилактики преступлений в инновационной сфере. 72

СД.04 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Определение понятия обеспечение информационной безопасности, его структура. Объекты информационной безопасности: национальные интересы, информационная инфраструктура. Угрозы информационной безопасности: понятие, структура, формы проявления. Деятельность по обеспечению информационной безопасности: объекты деятельности, цели, формы, этапы и методы деятельности. Субъекты обеспечения информационной безопасности: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные объединения, граждане. 72

Понятие правового обеспечения информационной безопасности. Объект правового обеспечения, угрозы, методы и средства правового воздействия угрозам информационной безопасности. Компетенция субъектов правового обеспечения информационной безопасности и методы ее определения.

Ф.00 ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 120

Ф.01 Правовое обеспечение коммерциализации@научных исследований 24

Ф.02 Методика возмещения убытков в инновационной сфере 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф.03 Контроль в сфере обеспечения информационной безопасности организаций 24

Ф.04 Договорная и претензионно-исковая работа в инновационной сфере 24

Ф.05 Судебная защита прав юридических лиц и граждан в инновационной сфере 24

ИТОГО ЧАСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ: 1304

П.00 Предквалификационная практика или стажировка 100

ИА.00 Итоговая государственная аттестация 40

ИА.01 Государственный экзамен 10

ИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 30

ВСЕГО ЧАСОВ: 1500

5. Условия реализации программы

5.1. Образовательное учреждение должно обеспечить:

5.1.1. Кадровые условия:

Реализация данной программы должна обеспечиваться профессорско-преподавательским составом, имеющим, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимся научной деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

5.1.2. Научно-методические и информационные условия:

Учебно-методическое обеспечение должно содержать учебники и учебные

пособия, перечень практических работ и необходимую информационную базу, обеспечивающие подготовку высококвалифицированного специалиста. Реализация дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста обеспечивается: доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин программы; наличием методических пособий по всем дисциплинам.

5.1.3. Материально-технические условия:

Образовательное учреждение, реализующее данную программу, должно располагать материально-технической базой, включая вычислительную технику, выход в глобальные сети электронной коммуникации (Интернет). Материальная

база должна соответствовать действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивать проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных примерным учебным планом.

5.2. Образовательное учреждение имеет право:

5.2.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.

5.2.2. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания, определяемого данным документом.

5.2.3. Реализовывать дополнительную профессиональную образовательную программу подготовки специалистов по правовому обеспечению инновационной деятельности в сокращенные сроки для обучающихся, имеющих высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится с учетом имеющихся знаний, умений и навыков обучающихся, полученных на предыдущем этапе профессионального образования, путем перезачета лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплин, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования или на предшествующих этапах повышения квалификации.

5.3. Реализация программы предполагает освоение каждым слушателем дисциплин из цикла специальных дисциплин (СД.00). Цикл СД.00 может расширяться образовательным учреждением в ходе реализации программы путем дополнения профессионально ориентированных блоков дисциплин, содержание которых согласовывается с курирующим УМО.

5.4. Перечень факультативных дисциплин является примерным. Образовательное учреждение вправе дополнять перечень факультативных дисциплин, ориентируя их в соответствии с запросами регионального рынка труда.

5.5. Примерный учебный план.

Примерный учебный план предусматривает общий объем учебной нагрузки обучающихся с отрывом от производства по очной форме в размере не более 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы.

6. Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших программу для присвоения дополнительной квалификации «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности».

6.1. В соответствии с требованиями лицам, успешно освоившим программу, необходимо знать:

требования, предъявляемые к инновационной подготовке специалистов в условиях модернизации экономики России;

правовые механизмы инновационного развития Российского государства и права;

сущность государственной стратегии инновационного развития и ее правовые основы;

(наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДАЮ

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН _

(подпись руководителя)

«_»__г.

Дополнительная квалификация: «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности»

Форма обучения: очная (очно-заочная) Трудоемкость подготовки — 1500 часов

Количество часов Форма отчетности

в Аудиторные -ь ла

Индекс по ГТ Наименование дисциплин Всего часс Лекции Семинары Практикум Самостояте ная работ Экзамен Зачет

ОПД.00 Общеобразовательные дисциплины 760 360 180 120 100

ОПД.01 Правовые механизмы инновационного развития Российского государства и права 128 72 36 - 20 + +

0ПД.02 Правовые основы обеспечения инновационной экономики 296 144 72 40 40 + +

0ПД.03 Информационное обеспечение предпринимательства 168 72 36 40 20 + +

0ПД.04 Использование правовых средств в сфере обращения информации 168 72 36 40 20 +

СД.00 Специальные дисциплины 424 216 108 40 60

СД.01 Права на результаты интеллектуальной деятельности 128 72 36 20 + +

СД.02 Комплексная защита информации на предприятии 168 72 36 40 20 + +

СД.03 Борьба с преступлениями в инновационной сфере 72 36 18 8 10 + +

СД.04 Правовое обеспечение информационной безопасности 72 36 18 8 10 + +

Ф.00 Факультативные дисциплины 120 60 32 28 -

Ф.01 Правовое обеспечение коммерциализации научных исследований 24 12 6 6 - +

Ф.02 Методика возмещения убытков в инновационной сфере 24 12 6 6 - +

Ф.03 Контроль в сфере обеспечения информационной безопасности организаций 24 12 8 4 - +

Ф.04 Договорная и претензионно-исковая работа в инновационной сфере 24 12 8 4 - +

Ф.05 Судебная защита прав юридических лиц и граждан в инновационной сфере 24 12 4 8 - +

П.00 Практика 100

ИА.00 Итоговая государственная аттестация 40

ИА.01 Государственный экзамен ОПД.02 СД.02 10

ИА.02 Оформление и защита выпускной квалификационной работы 30

ВСЕГО ЧАСОВ 1500

полномочия федеральных, региональных государственных органов и органов местного самоуправления, ответственных за формирование и осуществление инновационной политики на соответствующем уровне;

конституционные права и свободы человека и гражданина, обеспечивающие участие личности в инновационных процессах;

правовое регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности, в том числе актуальные вопросы гражданского, предпринимательского и коммерческого права в условиях реализации стратегии инновационного развития России;

особенности экономической безопасности России, современные угрозы безопасности в реальном секторе экономики, экономическая безопасность фирм и корпоративных образований;

содержание информационного обеспечения предпринимательства; роль информации в развитии бизнеса, содержание информационного обеспечения предпринимательства, виды информационных ресурсов, структуру информационного рынка;

права на информацию, включая информацию с ограниченным доступом, понятие и использование электронно-цифровой подписи;

правовой режим информации, информационных технологий, информационных систем и сетей;

механизмы правового регулирования, использования и защиты информации в инновационной экономике;

права на результаты интеллектуальной деятельности, государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности, защита интеллектуальных прав, личных неимущественных и исключительных прав;

9 ВМУ, право, № 5

концепцию правовой защиты коммерчески значимой информации, правового обеспечения информационной безопасности; уметь:

применять законы и другие правовые акты в сфере правового обеспечения инновационной деятельности;

обеспечивать соблюдение законодательства при осуществлении правового регулирования, защиту прав и интересов предприятий в инновационной сфере;

юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению инновационной деятельности;

разрабатывать документы правового характера, осуществлять экспертизу корпоративных актов, давать заключения и консультации, затрагивающие инновационную сферу деятельности предприятия и организации, где обращается информация;

принимать правовые решения и совершать иные юридические действия по правовой защите инноваций в точном соответствии с законом;

вести договорную и претензионно-исковую работу, связанную с инновационной деятельностью; владеть:

приемами организации работ по правовой защите инноваций в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в этой сфере хозяйственной деятельности;

методикой проведения исследований по выявлению возможных каналов утечки информации и разработке мер по их предупреждению;

методами и технологией ведения контроля за состоянием охраны конфиденциальности информации;

методикой определения сведений, имеющих коммерческую значимость для организаций;

методикой определения размеров убытков, причиненных нарушениями в инновационной сфере деятельности организаций.

7. Требования к итоговой государственной аттестации для присвоения дополнительной квалификации «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности».

7.1. Итоговая государственная аттестация специалиста по правовому обеспечению инновационной деятельности включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющие выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать данной дополнительной профессиональной образовательной программе.

7.2. Требования к квалификационной работе.

Выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое исследование или решение конкретной практической задачи из области правового обеспечения инновационной деятельности, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Квалификационная работа показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа, умение делать теоретические обобщения, практические выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности и защите прав участников инновационных процессов.

Требования к структуре, содержанию и объему квалификационной работы определяются образовательным учреждением. Оптимальный объем выпускной квалификационной работы составляет от 1 до 1,5 печатных листа.

7.3. Требования к государственному экзамену.

Государственный экзамен проводится с целью определения знаний выпускника по комплексу общепрофессиональных и специальных дисциплин. Порядок проведения и программа государственного экзамена определяются образовательным учреждением на основании методических рекомендаций и примерной программы, утвержденных отделением по правоведению УМО университетов России, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием РФ, и настоящей программы.

8. К программе прилагается список основной литературы по профессиональной подготовке лиц, получающих дополнительную квалификацию «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности».

Бачило И.Л., Лопатин В.Н., ФедотовМ.А. Информационное право. Учебник /Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2005.

Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. М., 2003.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 2005.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2005.

Варламова А. Н. Конкурентное право России. М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 2002.

Вахнин И.Г. Техника договорной работы / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2008.

Волынец-Руссет Э.Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешних и внутренних рынках): Учебник. М., 2004.

Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. Учебник. М., 1997.

Городов О.А. Информационное право. Учебник. М., 2007.

Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2004.

Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2006.

Гражданское право: В 4 т. Т. 4: Обязательственное право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2006.

Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001.

Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сб. статей. М., 2005.

Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран. М., 2008.

Зенин И.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. М., 2008.

Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга. М., 2002.

Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М., 2004.

Карев Я.А. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование. М., 2006.

Копылов В.А. Информационное право. Учебник. М., 2005.

Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М., 2000.

КрыловВ.В. Расследование преступлений в сфере информации. М., 1998.

Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050. Стратегия инновационного прорыва. М., 2005.

Ларичев В.Д., Терещенко Б.Л. Предупреждение преступлений, посягающих на интеллектуальную собственность. М., 2006.

Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь, А.Л. Маковский. М., 2008.

Правоведение. Учебник / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2010.

Право и информатика / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1990.

Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Гу-бин, П.Г. Лахно. М., 2009.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М., 2010.

Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008.

Северин В.А. Правовое регулирований охраны государственных секретов в СССР // Сов. гос. право. 1991. № 1.

Северин В.А. Правовое обеспечение информационной безопасности предприятия: Учеб.-практ. пособие. М., 2000.

Северин В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность //Законодательство. 2000. № 1.

Северин В.А. Информационная безопасность предприятия: правовые проблемы и методология исследования // Безопасность информационных технологий. 2001. № 1.

Северин В.А. Эволюция законодательства о коммерчески значимой информации в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2005. № 4.

Северин В.А. Развитие законодательства о коммерческой тайне // Право и государство: теория и практика. 2006. № 1.

Северин В.А. Формирование условий конфиденциальности при выполнении НИОКР // Законодательство. 2007. № 1.

Северин В.А. Проблемы конфиденциальности при передаче информации и оказании услуг // Законодательство. 2007. № 4.

Северин В.А. Правовая защита информации в коммерческих организациях. Учебное пособие / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2009.

Северин В.А. Комплексная защита информации на предприятии. Учебник / Под ред.Б.И. Пугинского. М., 2008.

Северин В.А. Коммерческая тайна в России. М., 2009.

Северин В.А. Реализация стратегии инновационного прорыва России: правовой механизм регулирования, использования и защиты информации // Разработка правовых механизмов инновационного развития российского государства / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2008.

Северин В.А. Инновационная подготовка специалистов в условиях модернизации экономики России // Инновационное развитие экономики России: Роль университетов: Сб. статей / Под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. М., 2010. Т. 2.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., 2006.

Стрельцов А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методологические основы. Минск, 2005.

Суханов Е.А. Гражданское право России — частное право / Отв. ред. В.С. Ем. М., 2008.

Шаваев А.Г. Безопасность корпораций (криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы). М., 1998.

Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980.

Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005.

Организационное обеспечение учебного процесса по информационно-правовой специализации. Сложность подготовки кадров по направлению гуманитарных проблем инноваций объясняется неразработанностью государственных образовательных стандартов, учебных программ и курсов по конкретным специальностям в инновационной сфере, динамичностью общественных процессов, когда действующая система базового образования не успевает адаптироваться к современным условиям.

На юридическом факультете МГУ подготовлен учебно-методический комплекс по данной специализации, который используется и на других факультетах Московского университета. Учебные программы соответствуют общим образовательным стандартам. Курсы лекций апробированы на практике. Учебный процесс обеспечен основной литературой. Вместе с тем если говорить о других вузах, то без соответствующего штата профессионально подготовленных преподавателей и материальной базы невозможно достичь надежного обеспечения учебного процесса по новой специализации. Реализация проекта программы «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности» требует разработки электронных учебников и учебных пособий и быстрому их выходу в Интернет-пространство, что позволит увеличить информационные возможности в организации учебного процесса.

Следует отметить, что вузы сегодня в полном объеме не готовят специалистов по названному направлению. Для организации этой работы каждому вузу потребуется перестроить учебный процесс, включая подготовку преподавательского состава, что связано с определенными затратами. В этой связи представляется важным объединить усилия заинтересованных вузов в подго-

товке кадров. Наиболее эффективным решением проблемы представляется создание Учебно-методического центра «Правовое обеспечение инноваций в рыночной экономике России» (Центр «Правозащита инноваций») на базе юридического факультета МГУ, осуществляющего учебную, научную, экспертно-аналитическую и правовую деятельность. Целью создания Центра является объединение усилий вузов по созданию условий для развития и функционирования различных форм профессионального базового и дополнительного образования по правовому обеспечению инновационной сферы, проведению научных исследований, защите прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров путем третейского разбирательства, оказания юридической помощи участникам некоммерческого партнерства. Финансирование Центра будет осуществляться за счет собственных средств, получаемых от реализации договоров с заказчиками, и средств, полученных за обучение в области правового обеспечения инновационной деятельности. Участие в работе Центра позволит каждому учредителю: 1) получать высококвалифицированных специалистов в области правового обеспечения инноваций, а также по другим дополнительным квалификациям в соответствии с потребностями вузов, не затрачивая значительных средств на их подготовку; 2) обеспечить социальную защиту высвобождаемых работников путем переподготовки их по актуальным востребованным практикой специальностям в сфере инноваций; 3) получать правовые консультации в области инноваций и применения информационных технологий в деятельности организаций; 4) вести третейское разбирательство споров в инновационной сфере; 5) участвовать в научных исследованиях, ведущихся по заказам учредителей и других заинтересованных лиц.

Представляется, что нетрадиционные формы образовательного процесса приобретения междисциплинарных знаний будут способствовать адаптации выпускников высшей школы в условиях модернизации экономики.

Список литературы

1. Разработка правовых механизмов инновационного развития российского государства /Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2008.

2. Северин В.А. Коммерческая тайна в России. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.