Научная статья на тему 'Информация как объект правоотношений в сфере обеспечения информационной безопасности'

Информация как объект правоотношений в сфере обеспечения информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2990
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЗАПРЕЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION SECURITY / LEGAL ENTITY INFORMATION / SAFETY OF INFORMATION / DANGEROUS INFORMATION / PROHIBITED INFORMATION / DISSEMINATION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов П.У.

В статье рассматривается проблема предмета правового обеспечения информационной безопасности и влияние на его формирование информации как объекта правоотношения. Сопоставляются понятия «информационная безопасность», «защита информации», «безопасность информации», «опасная информация», «запрещенная информация», анализируются объекты информационных правоотношений и их значение для установления правовых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information as an Object of Legal Rights in the Area of Information Security

The article analyzes the issue of an object of information security law. The object being information itself has an impact on legal framework of information security. Such concepts as “information security”, “protection of information”, “safety information”, “dangerous information”, “prohibited content” are compared and analyzed for the purposes of better understanding of information legal framework.

Текст научной работы на тему «Информация как объект правоотношений в сфере обеспечения информационной безопасности»

П.У. Кузнецов*

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматривается проблема предмета правового обеспечения информационной безопасности и влияние на его формирование информации как объекта правоотношения. Сопоставляются понятия «информационная безопасность», «защита информации», «безопасность информации», «опасная информация», «запрещенная информация», анализируются объекты информационных правоотношений и их значение для установления правовых режимов.

Информационная безопасность, защита информации, предмет правового обеспечения информационной безопасности, объект информационного правоотношения, безопасность информации, опасная информация, запрещенная информация, распространение информации.

Правовое обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации как самостоятельной части системы права началось в 1990-х гг., т.е. с момента принятия первых законодательных актов в информационной сфере (Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»1, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»2, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»3), в которых закреплялись общие положения правового регулирования общественных отношений по поводу защиты интересов личности, общества и государства в рассматриваемой области.

Однако достаточно стройная система норм права стала складываться после утверждения 9 сентября 2000 г. Президентом РФ Доктрины информационной безопасности Российской Федерации4 (далее — Доктрина), в которой впервые на официальном уровне сформулированы основные положения государственной политики

* Заведующий кафедрой информационного права Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор (e-mail: petr_kuznecov@mail.ru).

1 Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

' Российская газета. 1993. 21 сент.

3 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

4 Российская газета. 2000. 28 сент.

в области информационной безопасности, названы опасные воздействия на информационную сферу (угрозы) и их исходные основания (источники), а также объекты и основные направления обеспечения информационной безопасности. Как подчеркивает И.Л. Бачило, Доктрина определила вектор идеологии правового регулирования в данной сфере5.

В системе правового обеспечения информационной безопасности основным элементом является объект воздействия — комплекс информационных благ в области информационной безопасности. В числе объектов правового обеспечения в Доктрине выделены:

доступ к информации; сфера духовной жизни;

информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и другая конфиденциальная информация;

информационная инфраструктура — информационные и телекоммуникационные системы, средства и системы информатизации, программные средства, информационно-телекоммуникационные сети, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля и др.;

программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления; права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, защиту персональных данных и др.

Все перечисленные объекты (блага) имеют непосредственное отношение к формированию предметного пространства новой суботрасли системы права — общественных отношений, связанных с обеспечением информационной безопасности.

Не менее важными являются содержащиеся в Доктрине выводы о негативных последствиях (угрозах) отсутствия эффективного правового обеспечения информационной безопасности:

необеспеченность прав граждан на доступ к информации и манипулирование информацией, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе;

5 См.: Информационные ресурсы развития Российской Федерации: правовые проблемы / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2003. С. 292.

компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций;

недостаточность нормативно-правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений о результатах их хозяйственной деятельности, что препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов.

Приведенные основные объекты и угрозы на уровне государственной информационной политики формируют предметное пространство новой суботрасли российской системы права.

В официальных и научных источниках информационная безопасность толкуется по-разному. Например, в широком смысле под ней предлагается понимать «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере», а в узком — «состояние защиты информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера»6. Большинство авторов считают, что понятия «информационная безопасность» и «защита информации» соотносятся как общее и частное.

Несмотря на то что понятие «информационная безопасность» не закреплено в текстах законодательных актов, его определение дается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 15 мая 2009 г. № 5377) и в Доктрине, анализ которых позволяет считать, что информационная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных национальных интересов от угроз (опасных воздействий) в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Под защитой информации в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8 (далее — Закон об информации) понимается деятельность по принятию правовых, организационных и технических мер, направленных на:

6 Талатенко В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций / Под ред. В.Б. Бетелина. М„ 2003. С. 15-16.

7 СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

8 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

реализацию права на доступ к информации.

Такое развернуто-смысловое определение вопреки правилам логики и законодательной техники страдает отсутствием лаконичности, но все-таки имеет легальный характер и его можно использовать как базовое положение для формирования механизма правового регулирования деятельности, связанной с защитой информации. Следует заметить, что эта деятельность явно недостаточно урегулирована на уровне Закона об информации, и многие ее аспекты неоправданно регулируются подзаконными нормативными правовыми актами. Хотя в наименовании этого нормативного правового акта законодателем и обозначена названная предметная зона регулирования, но только в форме декларации, несмотря на ее повышенную актуальность.

Иными словами, понятия «информационная безопасность» и «защита информации» с точки зрения их определения и толкования уже не вызывают сомнений.

Вместе с тем, как представляется, для определения предметной основы правового обеспечения правового регулирования информационной безопасности важным является исследование таких понятий, как «безопасность информации» и «защита от информации».

A.A. Фатьянов в состав существенных признаков понятия «безопасность информации» включает «безопасность содержательной части (смысла) информации — отсутствия в ней побуждения человека к негативным действиям, умышленно заложенных механизмов негативного воздействия на человеческую психику или на иной блок информации (например, содержащаяся в программе ЭВМ, именуемой компьютерным вирусом)»9.

С.П. Расторгуев называет два направления построения основ информационной безопасности: безопасность информации (за-

9 Фатьянов А. А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2001. С. 31.

щита информации) и безопасность от информации (защита от «опасной» информации, неадекватной картине мира информации)10.

Нетрудно заметить, что названные авторы, рассматривая понятия «безопасность информации» и «безопасность от информации», по существу, вкладывают в них один и тот же смысл — защищенность интересов личности от информации, несущей в себе социально вредные элементы. Именно такое толкование нашло закрепление в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»11 при определении понятия «информационная безопасность детей»: она рассматривается как состояние их защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью детей и (или) их физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (п. 4 ст. 2).

Законодатель определяет опасную информацию, т.е. причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, как информацию (в том числе содержащуюся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с указанным Законом.

Следовательно, безопасной является такая информация, которая не причиняет вред здоровью и (или) развитию детей и распространение которой среди детей не имеет запретов или ограничений.

Некоторые авторы под термином «безопасность информации» понимают «защиту информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа, искажения, уничтожения, установление режима информации в зависимости от ее содержания, обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, иной информации ограниченного доступа»12.

Представляется, что безопасность информации (как деятельность по защите информации) и безопасная информация как информационное благо также должны быть включены в состав ос-

111 См.: Расторгуев С.П. Основы информационной безопасности: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М., 2009. С. 19.

11 СЗРФ.2011. № 1. Ст. 48.

12 Терещенко Л.К., Тиунов О.И. Информационная безопасность органов исполнительной власти на современном этапе // Журнал российского права. 2015. № 8. С. 105-106.

новных объектов воздействия (правового обеспечения) в области информационной безопасности. Соответственно в Доктрине безопасная информация должна быть выделена в качестве объектов правового обеспечения наряду с информационными ресурсами и сведениями, отнесенными к конфиденциальной информации.

Безопасная информация и деятельность по обеспечению безопасности от социально вредной информации или информации, которая неадекватна действительности, искажает происходящие события реальной жизни, также формируют предметное пространство правового обеспечения информационной безопасности как новой суботрасли российской системы права.

Одной из важных задач науки информационного права является уяснение предметной области обеспечения информационной безопасности. Как подчеркивает И.Л. Бачило, решение этой задачи возможно путем моделирования структуры зон (полей) правового регулирования13. В зависимости от особенностей наполнения таких зон информационного пространства объектами информационной безопасности зависит специфика методов и режимов правового регулирования. Это правильно, поскольку существуют и постоянно развиваются разные по своей природе объекты информационного характера: одни из них требуют более жестких режимов правового регулирования, другие — более мягких. Например, в зависимости от характера существующего или вводимого в правовую сферу объекта информационных правоотношений законодатель может определить, какое правовое средство более эффективно использовать в целях укрепления информационной безопасности.

A.A. Стрельцов прав, относя информацию и информационную инфраструктуру к основным объектам общественных отношений, на которые направлена деятельность по обеспечению информационной безопасности14. Однако надо все же рассмотреть, что следует понимать под информацией как объектом права и правоотношений.

Информация как объект права — правовая модель, обобщенный правовой образ конкретных нематериальных благ информа-

1 Т

'' См.: Информационные ресурсы развития Российской Федерации: правовые проблемы. С. 293—294.

14 См.: Стрельцов А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методологические основы. Минск, 2005. С. 59—60.

ционной природы (рекламы, персональных данных, статистической информации, геномной информации, кредитной истории, информационной продукции, электронного документа, электронной подписи и др.).

Правовое значение модели информации и использование ее категориальных свойств в конкретных видах информации как объектах права можно увидеть на примере правового режима массовой информации15, статистической информации16, информационной продукции17, персональных данных18 и др.

Информация как правовая категория обладает рядом свойств.

Во-первых, она является абстрактной правовой моделью существующей информационной действительности, отдельных моментов жизненных ситуаций в информационной сфере. Известно, что «правовые категории, будучи отражением наиболее существенных свойств и главных связей правовых явлений, представляют собой наиболее глубокие по содержанию и широкие по объему понятия в границах правовой науки»19.

Абстрактность образа момента бытия представлена в информации как категория предельно широко. Этот признак придает информации фундаментальный научно-теоретический характер, форму фундаментального знания, т.е. теоретического основания. Модель информации как результат абстрагирования позволяет не только выявить корни данного явления, но и на основе установленных признаков представить (познать), зафиксировать и описать признаки реальных моментов действительности, отраженных в информационном образе конкретных правоотношений. Поэтому модель информации как мегакатегории на основе отраженного образа конкретных жизненных ситуаций всегда соотносится с кон-

15 См.: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

16 См.: Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6043.

1 п

См.: Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

1 о

" См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 34511.

19 Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 58.

кретным видом информации как объектом права (в случае реального нормативного закрепления в текстах нормативных правовых актов).

Во-вторых, категориальность как свойство «уплотненности знаний»2" о предметах и явлениях жизни выступает в информации как теоретическая конструкция (модель), включающая все наиболее существенные признаки конкретных разновидностей информации или более конкретных образов момента информационной действительности. На примерах отдельных видов информации (кредитной истории, инсайдерской информации, дактилоскопической и геномной информации, рекламной информации, персональных данных и др.) можно обнаружить процесс конкретизации мегакатегории «информация» в реальных объектах права.

Модельное представление информации как категории права позволяет обнаружить признаки конкретных видов информации. Это свойство придает информации правовое значение. Выявив механизм формирования информации как реального момента информационного бытия, можно описать и сформулировать такие признаки в нормах права, в которых фиксируются правила поведения участников информационного процесса.

Как отмечает Л.К. Терещенко, «любой новый объект прав должен быть встроен в существующую правовую систему, найти в ней свое место. От правильности определения места нового объекта в правовой системе зависят правильность и эффективность правового регулирования»21.

Объект информационного права — то, по поводу чего складываются все информационные правоотношения вне зависимости от их видов. Объекты информационного права настолько разнообразны, насколько многообразна сама жизнь, связанная с информацией.

Объект информационного права — обусловленное нормами права структурно сложное нематериальное благо информационного содержания или информационный интерес участников информационных правоотношений.

90

См.: Васильев A.M. Указ. соч. С. 84.

Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства. М., 2013. С. 12.

Рассмотрим его отдельные признаки.

Во-первых, объект информационного права имеет юридическое значение только в том случае, когда он в любой форме включен в правовое пространство с помощью норм информационного права. В отдельных отраслях права, например, в Гражданском кодексе РФ с 2006 г. информация формально исключена из состава объектов гражданских прав, хотя фактически отдельные информационные объекты признаются в таком качестве (ст. 12531, 1280, 1300, 1465, 1503 и др.).

Именно в этом смысле в ч. 1 ст. 5 Закона об информации закреплено, что информация «может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения».

Во-вторых, для понимания объекта информационного права его надо рассматривать в качестве нематериального блага, поскольку оно связано с духовной средой отражения жизни в сознании человека.

В юридической литературе под объектом права традиционно понимаются материальные и нематериальные (духовные) блага22. В сфере действия информационного права преимущественное место занимают блага невещного характера, поскольку любые сведения о предметах и фактах жизни нематериальны. Хотя в состав информационных систем включаются и материальные объекты жизнедеятельности (электронные вычислительные машины; линии, сооружения и средства связи; пользовательское оборудование; технические средства защиты информации и др.), они не являются самоцелью для участников информационных отношений. Материальные информационные объекты выполняют вспомогательную роль для реализации прав и интересов, направленных на получение и использование сведений (сообщений) об обстоятельствах жизни.

22

См.: Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. М., 2012. С. 178; Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 2006. С. 382; Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2007. С. 501.

В-третьих, важным признаком объекта информационного права является информационный интерес (потребность) участников информационных правоотношений. Именно информационный интерес лежит в основе понимания информационного блага. При этом не только интерес к сведениям о многих обстоятельствах личной и общественной жизни (нематериальное благо), но и потребность в технических средствах (материальное благо), а также интерес к действиям и процессам (организационное благо) по обработке сведений, которые помогают реализовать информационные потребности. Без технических и технологических средств невозможно реализовать информационный интерес, поэтому информационно-технический и технологический компоненты являются порой неотъемлемой частью понимания информации как объекта права. Важное значение имеют и действия по реализации главного информационного интереса, которые связанны с поиском, производством, передачей, распространением и использованием информации.

Поскольку техника и технологии, а также информационная деятельность рассматриваются в информационной жизни как вспомогательные элементы, они не обладают существенными признаками для реализации информационного интереса.

Для характеристики информации как объекта права самым существенным ее признаком является нематериальный характер сведений о предметах и явлениях жизни. Однако принимая во внимание, что без вспомогательных компонентов технико-технологического и информационно-деятельностного значения невозможна реализация информационного интереса, они должны рассматриваться как необходимые элементы понятия информации как объекта права. Поэтому кроме основного компонента нематериального блага информационного содержания (сведений о жизни) в состав информации как объекта права входят и вспомогательные компоненты (технико-технологический и информационно-дея-тельностный). В силу этого объект информационного права необходимо рассматривать как структурно сложное благо информационного содержания (сведения о жизни, технико-технологические системы и действия по их обработке).

Рассмотрим различные группы (классы) объектов информационного права.

В качестве объекта как целевой направленности информационных правоотношений выступает информация (сведения и сооб-

щения) любой формы и содержания. Это могут быть сведения о различных областях и обстоятельствах (в том числе жизненно важных обстоятельствах) жизни людей, общества или государства:

общедоступная информация (нормативная правовая информация, информация о состоянии окружающей среды; официальная публичная информация и судебная информация неограниченного доступа и др.);

информационная продукция социокультурного характера (продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и др.); сведения, в том числе:

документированного содержания (документы); ресурсного характера (базы данных, фонды архивов и библиотек);

документы хозяйственной и предпринимательской деятельности реального сектора экономики (рекламная информация, составляющие коммерческую и налоговую тайну сведения, кредитная история, инсайдерская информация и др.).

Нередко информационные правоотношения складываются и по поводу различных информационных систем, создаваемых для реализации информационных прав и интересов. Такие правоотношения возникают по поводу создания и функционирования:

системы межведомственного информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан;

государственных автоматизированных систем (ГАС «Выборы», ГАС «ЭРА ГЛОНАСС», ГАС «Управление», ГАС «Правосудие» и др.);

информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и др.

Наконец, информационные правоотношения возникают по поводу поиска, производства, хранения, передачи, распространения и использования информации, т.е. информационной деятельности по:

защите информации;

предоставлению телефонных и телематических услуг связи, в том числе контентных услуг — вида услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотеле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности;

предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

обороту информационной продукции (предоставлению и (или) распространению информационной продукции, включая ее продажу, аренду, прокат, раздачу, выдачи из фондов общедоступных библиотек, публичному исполнению, распространению посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи;

использованию программ для электронных вычислительных машин и баз данных и др.

Следовательно, объектом деятельности по правовому обеспечению информационной безопасности могут выступать не только нематериальные блага в виде информации, но и связанные с ней системы и деятельность, а также интересы.

Как уже отмечалось, формирование предметных зон правового регулирования правоотношений в области информационной безопасности тесно связано с особенностями режима объектов таких отношений. В состав таких специальных режимов, как известно, включены не только базовые принципы и особенности правового статуса субъектов, но и юридические запреты и ограничения23.

Активно участвуя в международном сотрудничестве в информационной сфере, Российская Федерация принимает необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности24. При этом широко используются возможности новых информационно-коммуникационных технологий, формируется комплекс правовых и этических норм безопасного использования таких технологий в российском пространстве сети Интернет.

Начиная с 2011—2012 гг. в информационное законодательство РФ был внесен ряд изменений и дополнений, направленных на

11

' См.: Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 250-251.

24 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12 февраля 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

защиту конституционного строя, прав пользователей сети Интернет, в том числе субъектов персональных данных.

Как известно, в соответствии с п. 4. ч. 3 ст. 5 Закона об информации распространение информации в Российской Федерации может ограничиваться или запрещаться.

Информация считается запрещенной, если федеральными законами установлен прямой запрет на ее распространение. В частности, в ч. 2 ст. 5 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» закреплен перечень информации, запрещенной для распространения среди детей, в том числе посредством сети Интернет. Это информация:

побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань;

содержащая информацию порнографического характера и др. Ограниченной к распространению является информация, в отношении которой прямого запрета не установлено, однако свобода поиска, передачи, распространения и использования сведений и сообщений ограничивается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона об информации). Причем такие ограничения имеют разные формы в зависимости от содержания информации.

Одни ограничения установлены относительно возможности получения информации и ее использования (доступа к информации). В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона об информации информа-

ция в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Здесь речь идет о конфиденциальной информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, профессиональную тайну и персональные данные. Другие ограничения касаются информации, в отношении которой установлены ограничительные условия на ее распространение в сети Интернет. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ограничено распространение среди детей определенных возрастных категорий информации:

представляемой в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

вызывающей у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемой в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

представляемой в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

содержащей бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Могут быть установлены ограничения относительно информации, распространяемой с нарушением требований закона. В частности, в целях защиты конституционного строя и укрепления общественного порядка законодатель установил соответствующую процедуру ограничения доступа к распространяемой с нарушением закона информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. В этих целях установлены запреты и ограничения в сфере поиска, передачи, распространения и использования информации в сети Интернет в ст. 15 Закона об информации, в связи с чем были внесены дополнения, направленные на укрепление правовой защиты интересов правообладателей и пользователей информации в Интернете, в том числе детей. При этом укреплена позиция Роскомнадзора в части надзора за обеспечением правопорядка российского пространства сети Интернет, а так-

же повышения ответственности владельцев сайтов (страниц) и организаторов распространения информации в Сети за соблюдение законодательства РФ при размещении и использовании указанной информации, в том числе при ее размещении на сайте или странице сайта иными пользователями Интернета.

Законодатель определил порядок ограничения доступа не только к информации, содержащейся на сайте (странице) в Интернете, но и к самим сайтам (страницам), а также обеспечивающим их функционирование информационным системам и программам ЭВМ, которые определяются как «информационный ресурс» владельца сайта, блогера и организатора распространения информации в Сети.

В заключение следует отметить, что предмет правового обеспечения информационной безопасности динамично развивается, на его структуру и содержание влияют многие условия, но одним из наиболее важных факторов, безусловно, является информация как интегрирующая все другие объекты информационных правоотношений.

БИБЛИОГРАФИЯ

Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.

Васильев A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.

Галатенко В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций / Под ред. В.Б. Бетелина. М., 2003.

Информационные ресурсы развития Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2003.

Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. М., 2012.

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 2006.

Расторгуев СП. Основы информационной безопасности: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М., 2009.

Стрельцов A.A. Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методологические основы. Минск, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. A.C. Пиголкина. М., 2007.

Терещенко JI.K. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства. М., 2013.

Терещенко Л.К., Тиунов О.И. Информационная безопасность органов исполнительной власти на современном этапе // Журнал российского права. 2015. № 8.

Фатьянов A.A. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.