Научная статья на тему 'Информационные продукты таможенных органов: стоимость, потребительская ценность, конфиденциальность'

Информационные продукты таможенных органов: стоимость, потребительская ценность, конфиденциальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ / ПРОДУКТ / СТОИМОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ПОЛЕЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купринов Э.П., Сомов Ю.И., Бизин С.В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы классификации информационных продуктов таможенных органов России, определения стоимости их разработки, анализа различных аспектов ценности для потребителей и правообладателей, а также методы отражения затрат по информационной безопасности. Предложены авторские подходы к интерпретации отдельных понятий и определений для эффективной реализации функций Федеральной таможенной службы (ФТС), а также для обеспечения ее экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Купринов Э.П., Сомов Ю.И., Бизин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные продукты таможенных органов: стоимость, потребительская ценность, конфиденциальность»

18 (42) - 2010

Вопросы экономики

УДК 044.4:519.72

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СТОИМОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ, КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

э. п. купринов,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: eduard_kuprinov@mail.ru

ю. и. сомов,

кандидат военных наук, заместитель начальника Тел.: 8-916-230-38-06

с. в. бизин,

аспирант Российской таможенной академии

Тел.: 8-926-722-00-35 Научно-исследовательский центр Российской таможенной академии

В статье рассматриваются актуальные вопросы классификации информационных продуктов таможенных органов России, определения стоимости их разработки, анализа различных аспектов ценности для потребителей и правообладателей, а также методы отражения затрат по информационной безопасности. Предложены авторские подходы к интерпретации отдельных понятий и определений для эффективной реализации функций Федеральной таможенной службы (ФТС), а также для обеспечения ее экономической безопасности.

Ключевые слова: информационный, продукт, стоимость, потребительская ценность, конфиденциальность, полезность.

Информационные продукты и информационные услуги государственных органов все более становятся факторами экономического развития, реализуемыми через хозяйственные и управленческие структуры. В значительной мере такое утверждение

относится к таможенным службам современных государств, которые непосредственно связаны с контролем и регулированием товародвижения в мировой экономике. Рост количества традиционных и появление новых товаров в международной торговле сопровождается мощными информационными потоками, неизбежно следующими за диверсификацией общественного производства.

В рыночной среде это объясняется необходимостью все большего использования информации для продвижения производителями своих товаров на мировом рынке. В системе управления экономикой растет поток справочной, регламентирующей, документированной информации, связанной как с увеличивающимся товарным потоком, так и с усложняющимся процессом таможенного контроля. Информация в этой сфере представляет значительную потребительскую ценность для большинства участников внешнеэкономической деятельности

(ВЭД) и управляющих государственных органов.

Опережающий рост информационных элементов мировой рыночной среды относительно роста материальных благ объясняется еще и необходимостью разработки специальных информационных продуктов, предупреждающих и уменьшающих риски во внешнеэкономических отношениях и таможенных процессах.

Велики затраты таможенных органов, как и других государственных органов, на защиту документированной (имеющей юридическое значение) и специализированной целевой информации конфиденциального характера, используемой при решении экономических проблем. Эти расходы растут в связи с увеличением объема производственной, посреднической и управленческой информации.

На таможенной границе фиксируется огромное количество данных, которые следует рассматривать в качестве ресурса для разработки различных информационных продуктов и оказания информационных услуг государству и участникам внешнеэкономической деятельности. Таможенная служба может считаться одной из наиболее информационно емких из федеральных министерств и ведомств, если иметь в виду большой объем экспортных и импортных товарных потоков, интенсивность которых будет неизбежно возрастать.

В системе государственного регулирования характеристики каждого товара в материально-вещественной форме так или иначе отражаются в соответствующих информационных базах. Кроме этого, для функционирования, например, подсистемы государственного регулирования внешней торговли требуется разработка комплекса специальных типовых задач и проектных решений, необходимых для мониторинга, контроля, анализа и прогнозирования экономических процессов в мировой и национальной экономиках.

В таможенных органах сконцентрирована значительная информация, связанная с контролем и регулированием внешней торговли. Для собственной разработки информационных продуктов таможенных органов или по их заказу в специализированных организациях необходимы не только специально подготовленные информационные, материальные и организационные ресурсы, но и достаточные финансовые средства. В связи с этим возникает объективная необходимость применения адекватных методов определения стоимости и потребительской ценности информационных продуктов, оптимизации расходов на защиту ин-

формации при финансовых ограничениях, которые неизбежны в любой производственной или управленческой структуре.

Определение фактической и прогнозируемой стоимости информационных продуктов является задачей таможенных органов, для которых важно знать совокупные затраты на производство необходимых продуктов информационного характера для реализации закрепленных за ними государственных функций. Следовательно, существует необходимость научного обоснования расчета параметров, характеризующих общую потребительскую ценность информационного продукта. Требует дополнительных расходов и страхование от возможных потерь государства при неправомерном использовании информационного продукта, а также самих информационных продуктов — от незаконного их использования.

Становится более актуальной разработка обоснованной методики определения не только ценности закрытых (защищенных) информационных продуктов, но и цен открытых, распространяемых на рыночных (коммерческих) и условно-рыночных принципах в сфере обмена информацией в рамках государственной системы управления. Имеются в виду взаимосвязанные встречные потоки информационных продуктов разных государственных органов без непосредственной купли—продажи, но так или иначе оплачиваемые через более сложные схемы финансовых взаимоотношений в обществе.

Понятие ценности имеет три основные черты. Во-первых, это ее значимость (важность) для потенциального потребителя, которая может иметь различные абсолютные и относительные натуральные измерители. Во-вторых, это достаточно высокая цена разработки соответствующего информационного продукта. В-третьих, — готовность потребителя заплатить за него определенную цену.

Для реализации важнейших направлений деятельности таможенных органов в условиях Таможенного союза актуализируется комплексная задача классификации, количественной оценки фактической стоимости и потребительной стоимости (ценности) информационных продуктов, имеющих отношение к взаимодействию государств — членов союза с обеспечением их экономической информацией.

Понятия стоимости, полезности и ценности информационных продуктов тесным образом связаны с экономической и информационной безопасностью страны, органов государственного управления, в том числе таможенных. Существует

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

18 (42) - 2010

Вопросы экономики

функциональная и логическая взаимосвязь между обеспечением экономической и информационной безопасности страны. Недостоверная, а также излишне открытая информация может стать причиной финансовых и экономических потерь страны. Особенно отчетливо это проявляется в таможенной системе, где утечка информации может стоить госбюджету значительных сумм неуплаченных таможенных пошлин и налогов.

Определение стоимости разработки и потребительской ценности информационных продуктов таможенных органов имеет первостепенное значение не только для ФТС России, но и для участников внешнеэкономической деятельности.

Существующая практика подтверждает, что нанесение ущерба бюджету и информационной безопасности страны при нарушении таможенных правил осуществляется на основе высокоинтеллектуальных динамичных схем, что может привести к применению не соответствующих по стоимости и эффективности средств защиты информации к различным информационным продуктам, циркулирующим в рамках таможенной системы.

Таким образом, идеи информационной безопасности вызывают необходимость совершенствования механизма определения ценности информационных продуктов таможенных органов. Составляющие эти продукты данные должны являться объектом обеспечения информационной безопасности и потому, что значительная их часть носит конфиденциальный характер и подлежит защите (рис. 1).

Документированная информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной тайне» [1]. Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» [3] в данный перечень входит ряд сведений, в том числе служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в со-

ответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

В соответствии с п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти [4] к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций.

Согласно ст. 4 проекта федерального закона «О служебной тайне» [2] органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

• разрабатывают перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

• определяют полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне, установлению и снятию режима служебной тайны по отношению к этим сведениям;

• публикуют в средствах массовой информации перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

• обеспечивают защиту сведений, составляющих служебную тайну;

• обеспечивают в случаях, определенных действующим законодательством, доступ органов, организаций и физических лиц к сведениям, составляющим служебную тайну. Принимая данные обстоятельства в качестве

приоритетов, можно предложить графическую схему важнейших видов информации, представляющую интерес для исследования структуры и ценности информационных продуктов таможенных органов (рис. 2).

В таможенных органах существует перечень служебных сведений, которые с помощью программных средств приобретают признаки информационных продуктов, к которым относятся базы данных:

• электронных копий грузовых таможенных деклараций (ГТД);

Информация

Документированная информация

Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей

и предназначенная или применяемая для удовлетворения этих потребностей

Объекты обеспечения информационной безопасности таможенных органов

Рис. 1. Формирование информационных продуктов таможенных органов

Рис. 2. Классификация информации, являющейся основой информационных продуктов таможенных органов

• элекфонных копии таможенных приходных

ордеров (ТПО);

• валютногоконтроля;

• таможенной статистики внешней торговли;

• профи лирисков;

• ценовая информация и др.

В комплексе задач «Мониторинг — анализ» ФТС Россииимеютсяи другие ваяшыебгшыдан-ных, использующиесядля осуществления таможенного конфоля и таможенного регулирования внешнеэ кономической деятельности.

Достоверность и защита баз данных являются непременным условием предотвращения рисков финансовыхпотерьгосударствапри таможенном оформлении иконтролевнешнеторговых товарных потоков.Стоимостнаяи пофебительская оценка и нформационных помогает определить

приоритетностьвспособахзащиты и возможные экономичесьшепотери.

Определениестоимости и потребительской ц енностиинформационных продатстовстановится актуш1ьнымнаправлениемвзащите единой авто-матизированнойинформационной системы ФТС России. Участников ВЭД, как правило, интересует не целостный информационный продукт, а лишь определенная егочасть. Целесообразноэто обстоятельство имеп> в виду при осуществленииинформа-ционной защиты.Поэтому при определении потребительской ценности отдельногоинформационного продщста вашю его сфуктуру и полезные пара-

мефы каждого элемента.Общую пофеб ительскую ценность информационного продуктавыражает его цена для конкретного потребителя.

Экономической основой производства любых продуктовфудаи определения их стоимости являются используемые ресурсы и их стоимостная оценка. Общественная стоимость как выражение общественно необходимых затрат труда, измеряемое расходами совокупного рабочего времени живого и овеществленного труда на производство продукта,и ценапоследнего как денежное выражение этих затрат являются реальностью эко-номическойпрактики.Втеории иметодологии цено образования отмечается также зависимость названныхкатегорий от объектавно действующих экономическихзаконовстоимости, спроса и предложения, денежного обращения.

Уровни, соотношения и закономерноети изменения цен определяются совокупным действием комплексарыночных исоциальных факторов, связанныхспроявлениемэкономических законов. Только учет ихсовокупного действия создает предпосылки для разработки на^шо обоснованных прогнозов цен товаров в материально-вещественной форме. Это относится и к производству информационныхпродуктов.

Игнорирование действия закона стоимости, заменаэтой естественной ценообразования

субъективно сформированнымипоказателям и предельных зафат на производстао любых продуктов и

ФИНАНСОВАЯ АНШ1ИТИ1ЗД

проблемы и решения

18 (42) - 2010

Вопросы экономики

услуг способствует формированию искусственной, номинальной (фиктивной) их стоимости. Другими словами, имеются экономические критерии производства информационных продуктов и услуг, и завышение их стоимости (цены производства) неизбежно приводит к росту общей налоговой нагрузки в обществе, так как оплата информационной деятельности государственных органов проводится преимущественно за счет федерального бюджета.

В силу особенностей информации логично предположить, что не существует предельной полезности в отношении информационного продукта и информации, его наполняющей. Действительно, отмечается отсутствие потребности условного потребителя в приобретении дополнительного идентичного информационного блага так, как это происходит в отношении материальных благ. Полезность знаний, информации, некоторых услуг не овеществляется. В двойственной структуре рыночной экономики полезность определяет отличительные признаки каждой формы, явления, процесса, а стоимость — всеобщие.

Действительно, полезность информации не овеществляется, именно поэтому не возникает предельной полезности информации. Однако данный факт не противоречит существованию полезности как таковой и, соответственно, ценности информационного продукта.

Из сказанного вытекает вывод о необходимости решения задач оптимального распределения финансовых, материальных и информационных ресурсов при создании новых информационных продуктов в таможенных органах для обеспечения сбалансированности результатов и затрат в повседневной деятельности.

В сфере товарного рынка жизнь доказала непротиворечивость трудовой теории стоимости и теории равновесной цены. При определении цены предложения информационных продуктов на базе затрат овеществленного и живого труда и установлении цены реализации информационного продукта с учетом возможного платежеспособного спроса имеются особенности. Прежде всего речь идет о том, что эти продукты, как правило, относятся к категории сложных, характеризующихся своеобразными чертами. Поэтому если закон стоимости и закон спроса и предложения «уживаются» на товарном рынке, то применительно к государственной службе необходимы корректировки методологии.

В большинстве случаев сам информационный продукт уникален, не тиражируется и применяется избирательно в комплексе решаемых государствен-

ным ведомством задач. Рыночных, коммерческих отношений тут не существует, и возможность исчисления рыночной (равновесной) цены, которая теоретически является интегральным выражением ценности продукта для потребителя, отсутствует. Поэтому свободный рыночный механизм ценообразования должен быть заменен расчетным, при котором в основе цены, выражающей потребительскую ценность информационного продукта, будут использоваться приведенные затраты, равные сумме себестоимости и прибыли, выражающей потребительский эффект продукта.

Рассмотрим, как влияет на потребительскую ценность информационных продуктов их конфиденциальность.

В связи с тем, что эти продукты призваны удовлетворять потребности своих пользователей, и с учетом того, что при этом расходуются некие ресурсы, то можно сопоставить потребительскую ценность информации с ценностью этих ресурсов (рис. 3).

Действительно, можно удовлетворять свои потребности до тех пор, пока нам хватает на это ресурсов. А информация лишь обеспечивает потребление (а значит, и расход) ресурса для удовлетворения потребностей ее обладателя. Когда заканчивается ресурс, то даже при наличии информации о том, чем и каким образом удовлетворить потребность, саму потребность удовлетворить невозможно.

Ограниченность ресурса создает конкуренцию между его потребителями. В таких условиях и проявляется конфиденциальность, которая позволяет сократить количество пользователей ресурса за счет того, что часть возможных его потребителей просто о нем ничего не знает.

Таким образом, конфиденциальность обеспечивает большую долю потребляемого ресурса, а

Рис. 3. Взаимосвязь потребительской ценности конфиденциальной информации с конкурентным ресурсом

значит, и возможность в большей степени удовлетворить потребность владельца этой информации. Более подробно о связи конфиденциальности информации с конкурентным ресурсом сказано в работе [5].

Заметим, что у владельца информации мотивация защищать от доступа к ней посторонних лиц будет тем больше, чем больший перевес в сторону полезности информации будет над затратами на ее защиту. Если выразить пользу и затраты в количественных единицах, например, в денежном выражении, то выгоду можно определить по формуле: ВЫГОДА = ПОЛЬЗА - ЗАТРАТЫ. Если есть выгода, то есть и соответствующая мотивация.

Поэтому информационные продукты, имеющие в основе своего использования конкурентный ресурс, для сохранения их потребительской ценности должны быть защищены владельцем информации от несанкционированного доступа к ним конкурентов. При этом владельцу информационных продуктов следует таким образом определять систему защиты информации, чтобы расходы на нее не превысили потребительскую ценность защищаемых объектов. Заметим, что обеспечивать

конфиденциальность становится нецелесообразным при полном расходовании ресурса, в случае обмена (продажи) информации и других подобных случаях.

Список литературы

1. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1.

2. О служебной тайне: проект федерального закона № 124871-4 // ИПСС «Консультант-Плюс».

3. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188.

4. Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233.

5. Сомов Ю. И. Обоснование конфиденциальнос -ти информации распределением конкурентного ресурса // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.