ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34:339.543
СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ВОРОНОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
доктор юридических наук, профессор, директор Центра правовых исследований Финансового университета, Москва, Россия E-mail: а1ех^оюпо//@таИш
КОЖУХАНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
кандидат юридических наук, доцент, начальник лаборатории № 2 - ведущий научный сотрудник отдела исследования проблем информационной безопасности в таможенном деле научно-исследовательского центра Российской таможенной академии, Люберцы, Россия E-mail: [email protected]
В ходе таможенной деятельности, которая протекает в информационной среде, возникает особая группа информационно-таможенных правоотношений. Ценность в информационно-таможенных правоотношениях составляет сама информация, а не товар как таковой.
Прежде чем обеспечивать безопасность таможенной деятельности, безусловно, необходимо понять, что служит источником опасности, что создает потенциальную угрозу. Поэтому деятельность по прогнозированию, выявлению, анализу и оценке угроз является отправной точкой построения системы безопасности. При этом безопасность не является рубежом, которого необходимо достичь. Безопасность - постоянный, динамичный процесс, нацеленный на своевременное реагирование на различные угрозы в отношении охраняемым объектов.
Законность применяемых в области обеспечения безопасности мер основывается на подробной правовой регламентации данного процесса. Ведь пробелы в праве по своей сути есть разновидность форм проявления угроз безопасности личности, общества и государства.
В статье авторы формулируют и логически обосновывают собственное определение понятия «обеспечение информационной безопасности таможенной деятельности», которое они трактуют как деятельность уполномоченных государственных органов, физических, юридических лиц и иных заинтересованных субъектов (иные лица), участвующих в таможенных правоотношениях, направленную на создание состояния защищенности национальных интересов государства в информационной сфере.
Ключевые слова: информационная безопасность; информация; отношения; правоотношения; таможенные правоотношения; правовое регулирование; деятельность; таможенная деятельность.
АННОТАЦИЯ
THE CONTENT OF THE LEGAL INSTITUTION «INFORMATION SECURITY OF CUSTOMS ACTIVITY»
ALEXEIVORONOV
Grand PhD (Law), Professor, Director the Center of Law Research, the Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
NIKOLAI KOZHUKHANOV
PhD (Law), Assistant Professor, Head of Lab 2, leading researcher the Customs Information Security Department of the Russian Customs Academy R&D Center, Lubertsy, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The customs activity running in the information environment gives rise to a special group of information-customs legal relationships. It is information rather than a commodity that constitutes the value in the information-customs legal relations.
It is obvious that prior to ensuring the safety of the customs activity it is necessary to identify the sources of danger and potential threats. Therefore, measures related to threat forecasting, exposure, analysis and evaluation is the starting point for establishing a security system. It should be noted that security is not a borderline to be reached. Rather it is a continuous dynamic process aimed at timely response to various threats in respect of protected objects.
The legality of measures used for ensuring security is based on the detailed legal regulation of this process. Gaps in the law are actually one of the factors threatening the security of an individual, society and the state.
In this paper the authors formulate and give a logical ground to their own definition of information security of the customs activity - it is the activity of authorized government bodies, physical, legal entities and other parties concerned (other persons) involved in customs relations aimed at creating the state of security of the county's national interests in the information sphere.
Keywords: information security; information; relationships; legal relationships; customs legal relationships; legal regulation; activity; customs actvity.
В современных условиях деятельность, направленная на обеспечение информационной безопасности, требует переосмысления и корректировки. Подобную тенденцию подтверждает и динамичное изменение правового регулирования данной сферы правоотношений. К примеру, базовый Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 заменил ранее существующий от 05.03.1992 № 2446-1. Данный шаг не был простой формальностью: в новом законе переосмыслено понятие безопасности как таковой через категорию «деятельность по обеспечению безопасности».
В таможенной сфере активно внедряются информационные технологии, что, учитывая
специфику и важность для общества и государства данного вида деятельности, требует особого подхода и нового взгляда на обеспечение его информационной безопасности. При этом если вопросы безопасности, носящие технический или программный характер, объективно решаются за счет закупок наиболее прогрессивных средств информатизации, то вопросы нового концептуального взгляда на правовое обеспечение информационной безопасности не только таможенных органов, но всего вида таможенной деятельности, находятся только на этапе осмысления.
Таможенная сфера является неотъемлемой частью государства как социального явления. Данный факт породил стереотип
мышления - работа государства по таможенным вопросам является таможенным делом [1, с. 27].
По нашему мнению, в условиях демократизации современного российского общества, развития гражданского правосознания, информатизации процессов управления и организации труда требуется новый взгляд на таможенную сферу. Не согласимся с традиционным мнением о том, что таможенная деятельность и таможенное дело - это в безусловном количестве вариантов одно и то же явление.
Понятие «таможенная деятельность» состоит из двух элементов. Первый из них - деятельность, второй - характеризует содержательную сторону первого применительно к таможенной сфере правоотношений.
Юридические словари дают термину «деятельность» схожие определения. К примеру, в Новом юридическом словаре под редакцией А. Н. Азрилияна под деятельностью понимается «специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям». По своему содержанию «деятельность» в представленном значении есть производство материальных и духовных благ, форма общения людей, преобразования общественных условий и отношений, развития самого человека, его способностей, умений, знаний [2, с. 123]. Рассматриваемое определение не совсем четко отражает, в чем заключается специфичность такого способа отношения человека к внешнему миру. По нашему мнению, «деятельность» есть явление, свойственное человеческому социуму, которое отличается целенаправленностью, критической осознанностью и заключается в преобразовании окружающего мира человеком (обществом, государством), исходя из существующих у него интересов.
Как представляется, категории «деятельность» присущи следующие признаки:
• принадлежность к человеческому социуму;
• критическая осмысленность;
• целенаправленность;
• процесс, имеющий активное начало.
Если «деятельность» как явление свойственно человеческому социуму, то в ней
содержится критическая осмысленность и предметная нацеленность. Если же проводить параллель, к примеру, с животным миром, то следует говорить, что поведение зверей в различных ситуациях продиктовано инстинктом, то есть не может быть отнесено к категории «деятельность», это отдельные действия.
«Деятельность», по своей сути, процесс, имеющий активное начало. Формой его выражения может быть как действие, так и бездействие, направленность которых носит как позитивный, так и негативный оттенок. Пример действия - деятельность перевозчиков таможенных грузов. Пример бездействия - неоказание врачом помощи больному.
Деятельность в целом имеет различные направления своей реализации, которые связаны с различными сферами общественной (государственной) жизни - правоохранительной, банковской, адвокатской, таможенной, страховой и т. п.
Таможенная деятельность многогранна. Мы предлагаем рассмотреть ее через категорию правоотношений (общественных отношений). Подобный подход базируется на методе сравнительного анализа. Характеристики понятий «деятельность» и «правоотношение» схожи между собой. По своей сути, деятельность есть отношения, в частном случае урегулированные нормами права.
Существует множество определений понятия «правоотношение». Остановимся на одном из них: правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством [3, с. 585].
Сопоставляя категории «правоотношение» и «деятельность», следует отметить их идейное родство. К примеру, в их основе лежит сознательно-волевой характер. Также следует обратить внимание на то, что активное начало способствует реализации прав и выполнению обязанностей сторонами правоотношений, как и субъектами в рамках осуществляемой ими деятельности.
Несмотря на близость исследуемых категорий, как явления они все же отличны друг от друга. «Правоотношение» ограничено
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Признаки правоотношения:
1. Правоотношения представляют собой специфичную разновидность общественных отношений. По сути, они служат юридической формой взаимодействия между субъектами (сторонами) различного рода общественных отношений.
2. Правоотношения складываются на основе существующих норм права, в которых выражается и закрепляется государственная воля.
3. Правоотношениям присущ сознательно-волевой характер действий их участников.
4. Правовые отношения представляют собой многочисленные и многообразные связи их участников, осуществляемые посредством возлагаемых на них прав и обязанностей.
5. Реализация прав и исполнение обязанностей сторонами правоотношений гарантированы мерами государственного принуждения.
рамками нормативных правовых актов, а «деятельность» лишь в узкой своей трактовке будет иметь подобный ограничитель. Содержание категории «деятельность» может выходить за рамки урегулированных правом отношений. «Правоотношение» характеризует факт взаимодействия сторон-участниц между собой, а «деятельность» не всегда предполагает наличие второго участника.
Теперь определим, в чем специфика таможенных правоотношений, чтобы понять объективные закономерности, объясняющие сущность таможенной деятельности. Таможенные правоотношения - это урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.
Так как таможенное право является комплексной отраслью права, оно прибегает к использованию институтов различных отраслей права. Подобная позиция и определяет специфику таможенных правоотношений, а следовательно, и таможенной деятельности.
В таможенных правоотношениях участвуют множество субъектов, имеющих различные интересы и цели. В зависимости от организационно-правового статуса субъекты таможенного права могут быть разделены на две основные группы [4, с. 68]:
• субъекты, наделенные государственно-властными полномочиями в области таможенного дела (таможенной деятельности), то есть специальные субъекты;
• субъекты, не обладающие государственно-властными полномочиями в области таможенного дела (таможенной деятельности), то есть иные субъекты.
Таким образом, субъектами таможенных правоотношений могут быть таможенные органы, а также различные категории лиц, которые законом наделены правами и обязанностями, связанными с перемещением товаров и пересечением таможенной границы.
Интересы (цели) участников таможенных правоотношений различны, но именно в целях, стоящих перед участниками (субъектами) таможенных правоотношений, кроется содержание их деятельности. Так, цели - интересы участников таможенных правоотношений познаются посредством определения стоящих перед ними задач, а направление их деятельности обусловлено функциями, которые они выполняют.
Специфика таможенной деятельности заключается в том, что она познается через деятельность всех субъектов таможенных правоотношений. К примеру, должностные лица юридического лица, оформляя документацию на товар, необходимую для перемещения его через таможенную границу, по существу,
участвуют в процессе таможенной деятельности в рамках осуществления ими внешнеэкономической деятельности. Цель юридического лица - реализовать свои интересы и получить прибыль, при этом ему придется вступить в правоотношения, урегулированные таможенным правом. Таможенная деятельность таможенных органов представляется в форме «таможенного администрирования», то есть выглядит как процесс управления таможенным делом, причем речь идет преимущественно о технологиях осуществления таможенного контроля, в частности в схемах управления товаром.
В таможенную деятельность входят следующие подвиды деятельности, реализуемые на практике многочисленными участниками таможенных правоотношений:
• деятельность субъектов, уполномоченных в сфере таможенного дела (таможенные органы);
• внешнеторговая деятельность;
• деятельность физических лиц по перемещению товаров;
• деятельность иных субъектов в таможенной сфере.
Под понятием «таможенная деятельность» в рамках теории таможенного права, на наш взгляд, следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов, физических, юридических лиц и иных заинтересованных субъектов (иных лиц), участвующих в таможенных правоотношениях.
Безопасность функционирования субъектов таможенной деятельности в информационной сфере напрямую зависит от правовой регламентации данного процесса и последующей его организации. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Однако определение понятия «безопасность» в законе не дается, но описывается содержание деятельности, направленной на обеспечение безопасности. Из него можно понять сущность данного правового явления.
Каждое из направлений деятельности по обеспечению безопасности имеет свою специфику реализации.
Прежде чем обеспечивать безопасность, безусловно, необходимо понять, что служит источником опасности, что создает потенциальную угрозу. Поэтому деятельность по прогнозированию, выявлению, анализу и оценке угроз безопасности является отправной точкой построения системы безопасности.
Определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности позволяет четко обозначить приоритеты в отношении охраняемых объектов, а также средств, приемов и способов, используемых для достижения поставленных целей.
Законность применяемых в области обеспечения безопасности мер основывается на под-
Пробелы в праве по своей сути есть разновидность форм проявления угроз безопасности личности, общества и государства.
робной правовой регламентации данного процесса. Ведь пробелы в праве по своей сути есть разновидность форм проявления угроз безопасности личности, общества и государства.
Тактическая реализация обеспечения безопасности непосредственно связана с решением частных задач по разработке и применению комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
Особое место в деятельности по обеспечению безопасности занимает применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности. Учитывая множественность источников угроз и возможных вариантов их проявлений, довольно сложно определить приоритетность направлений воздействия. Поэтому применение специальных экономических мер носит во многом избирательный характер.
Организация научной деятельности в области обеспечения безопасности позволяет
создать соответствующую современным требованиям теоретическую и практическую базу знаний (изобретений), которые позволяют вести разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности.
Координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности позволяет системно реализовывать охрану объектов различными субъектами по многим направлениям. Деятельность по обеспечению безопасности, приведенная в федеральном законе, будучи адресована в большей степени государствен-
Безопасность не является рубежом, которого необходимо достичь. Безопасность - постоянный, динамичный процесс, нацеленный на своевременное реагирование на различные угрозы в отношении охраняемых объектов.
ным органам власти, между тем актуальна и для общества, и для отдельной личности. Это объективно, ведь государство есть система, первым звеном которой должен выступать человек (личность).
Финансирование расходов на обеспечение безопасности и контроль за целевым расходованием выделенных средств особенно актуальны в свете экономической нестабильности, в которой находится современный мир.
Для повышения эффективности применения мер обеспечения безопасности ключевое значение приобретает международное сотрудничество в данном направлении. Его необходимость связана с тем, что многие угрозы безопасности, к примеру терроризм, в последние годы носят транснациональный характер.
По нашему мнению, под безопасностью следует понимать деятельность специализированных и неспециализированных субъектов по созданию механизма, позволяющего обеспечить законные интересы человека,
общества, государства в отношении охраняемых объектов.
Характеризуя приведенное нами понятие «безопасность», обозначим присущие ему характерные признаки:
а) особый механизм, включающий в себя различные меры воздействия;
б) деятельность специализированных и неспециализированных субъектов;
в) охрана законных интересов человека, общества, государства;
г) наличие конкретных объектов, которыми выступают общественные отношения, урегулированные нормами права, в различных сферах жизнедеятельности человека, имеющие как материальное, так и нематериальное воплощение.
Законодатель, характеризуя деятельность по обеспечению безопасности, не выделяет четко приведенные нами субъекты обеспечения. Однако, на наш взгляд, данная классификация следует из логики осознания содержания приведенного текста закона. Ведь не каждый орган государственной власти специализируется на обеспечении безопасности, но опосредованно любой из них может содействовать в таком виде деятельности. Такая же последовательность характерна и для негосударственных органов.
Специализированными субъектами обеспечения безопасности являются государственные органы, к примеру, правоохранительные органы, юридические лица, чья уставная деятельность связана с обеспечением различных видов безопасности, и т. п. Неспециализированными субъектами являются субъекты, чей профиль функционирования опосредованно связан с обеспечением информационной безопасности.
В таможенной деятельности присутствуют элементы информационной деятельности. Этот факт объективен, ведь информатизация внешнеторговых отношений с каждым годом возрастает.
И нф о р м аци я , п ер едав аем ая и пол уч а-емая в рамках взаимодействия субъектов таможенных правоотношений, носит двойственный характер. С одной стороны, это просто сведения о товаре, транспортном средстве и т. п. или данные, носящие
Подсистема декларанта
Центральное информационно-техническое таможенное управление
ФТС России
Рис. 1. Структура системы электронного декларирования товаров и транспортных средств ФТС России
правоохранительный характер. Такая информация оценивается как часть таможенной операции в рамках ее документирования. С другой стороны, информация может иметь индивидуальное значение как объект коммерческой тайны, тайны персональных данных, государственной тайны и т. д. Второе значение обусловливает существование информации в таможенной деятельности как объекта информационной сферы, в контексте которой между субъектами, участвующими в таможенной деятельности, возникает отдельная группа правоотношений. Таким образом, в ходе таможенной деятельности, которая протекает в информационной среде, возникает особая группа информационно-таможенных правоотношений.
Технология передачи информации в электронной форме различными категориями лиц таможенным органам выглядит как некая процедура, которая предполагает передачу информации на магнитном носителе непосредственно в ходе контакта с должностным лицом или посредством передачи сведений по каналам связи. В качестве примера можно привести систему электронного декларирования товаров и транспортных средств ФТС России (рис. 1). «По оценкам специалистов Федеральной таможенной службы России, с использованием каналов связи в таможенные органы в виде электронных документов может поступать до 80-85 % всей необходимой информации, в том числе предварительной» [5, с. 9].
Ценность в информационно-таможенных правоотношениях составляет сама информация, а не товар как таковой.
Несмотря на то, что информационно-таможенные правоотношения возникают в ходе таможенной деятельности, они составляют обособленную группу социальных отношений, урегулированную нормами информационного и таможенного права, а по отдельным вопросам - и гражданским законодательством.
Основными объектами, безопасность которых обеспечивается элементами системы информационной безопасности таможенной деятельности, выступают информация и сформированные на ее основе информационные ресурсы, а также информационные системы, в которых она функционирует.
Порядок владения, пользования и распоряжения информацией, а также информационное взаимодействие между субъектами таможенной деятельности регулируются рядом международных нормативных актов и национальным законодательством России. Ведущую роль в правовом регулировании информационных правоотношений в таможенной деятельности играют Таможенный кодекс Таможенного союза, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О таможенном регулировании», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно им защита информации является структурным элементом информационной безопасности, в рамках обеспечения
состояния защищенности национального интереса - «защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России».
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ говорится, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ
к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Под информацией ограниченного доступа понимается информация, обладающая таким свойством, как конфиденциальность. Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 утвержден «Перечень сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005 № 1111).
Субъекты таможенной деятельности выступают обладателями информации. Обладатель информации1 - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. В данном институте права информация выступает в виде
1 Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.
имущества. В определении присутствуют признаки, присущие как лицу-собственнику2, так и лицу, ограниченному в правах пользования, владения и распоряжения имуществом. «Обладатель информации» - понятие более широкое, нежели понятие «собственник».
В таможенной деятельности таможенных органов используется информация различных категорий доступа (рис. 2). Так, в ходе реализации своих полномочий в сфере консультирования таможенные органы оперируют преимущественно информацией, носящей общедоступный характер. Получая сведения и данные от участников внешнеэкономической деятельности, они работают с информацией, содержащей коммерческую тайну, которая во внутреннем обращении будет иметь статус служебной тайны. В ходе проведения следственных действий должностные лица таможенных органов оперируют информацией, отнесенной законодателем к сведениям, составляющим тайну следствия.
2 Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации «собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом».
Информация, обладателями которой выступают физические лица,- это сведения, относимые законом к персональным данным. Также данная категория субъектов таможенной деятельности может оперировать данными составляющими, к примеру, тайну изобретения и т. п.
Таможенная деятельность юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц объективно связана с информацией, являющейся коммерческой тайной. Деятельность данных субъектов таможенных правоотношений является открытой, поэтому значительные объемы используемой ими информации носят открытый, общедоступный характер.
Резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что под «обеспечением информационной безопасности таможенной деятельности» понимается деятельность уполномоченных государственных органов, физических, юридических лиц и иных заинтересованных субъектов (иные лица), участвующих в таможенных правоотношениях, направленная на создание состояния защищенности национальных интересов государства в информационной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кожуханов Н. М. Модель обеспечения информационной безопасности таможенной деятельности: Монография.- М.: РТА, 2012.- 120 с.
2. Новый юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна.- 2-е изд., доп.- М.: Институт новой экономики, 2008.- 460 с.
3. Марченко М. Н. Теория государства и права.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2011.- 640 с.
4. Вагин В. Д. Таможенное право.- М.: РИО РТА, 2009.- 367 с.
5. Исследование организационных основ реализации комплекса мер по защите конфиденциальной информации в таможенном деле / Под научным руководством Ю. И. Сомова.-Люберцы: РТА, 2009.- 95 с.
REFERENCES
1. Kozhukhanov N. M. A Model of Ensuring Information Security of Customs Activities. A monograph.M., 2012.120 pages (in Russian).
2. The New Legal Dictionary / Edited by A. H. Azriliyan. 2-nd ver. updated. M.: Istitute of New Economics, 2008. 460 pages (in Russian).
3. Marchenko M. H. The Theory of State and Law. 2-nd ver. reviewed and updated. M.: Prospect, 2011. 640 pages (in Russian).
4. Vagin V. D. The Customs Law. M.: RIO RTA, 2009. 367 pages (in Russian).
5. The Organizational Basis for Implementation of Measures to Ensure Classified Information Security in Customs Activities. Under the scientific supervision of Yu.I. Somov. Lubertsy: RTA, 2009. 95 pages (in Russian).