Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования информационной безопасности таможенной деятельности'

Проблемы правового регулирования информационной безопасности таможенной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

1278
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
таможенная деятельность / информационная безопасность / защита информации / customs / information security / information security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Н. М., Абрамов А. М.

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования информационной безопасности в законодательстве Российской Федерации, особое внимание уделено таможенной деятельности, так как она активно развивается, претерпевая значительные изменения, вызванные внедрением в неё новых правовых, технологических и организационных средств обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кожуханов Н. М., Абрамов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of information security of customs activities

The article considers the legal regulation of information security in the Russian Federation legislation, special attention is paid to Customs, as it is actively growing, undergoing significant changes due to the introduction of its new legal, technological and organizational means of support.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования информационной безопасности таможенной деятельности»

Н.М. Кожуханов, А.М. Абрамов

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования информационной безопасности в законодательстве Российской Федерации, особое внимание уделено таможенной деятельности, так как она активно развивается, претерпевая значительные изменения, вызванные внедрением в неё новых правовых, технологических и организационных средств обеспечения.

Ключевые слова: таможенная деятельность, информационная безопасность, защита информации.

Вопросы правового регулирования информационной безопасности занимают всё более значительное место в законодательстве Российской Федерации. Особое значение данная проблема приобретает в процессе таможенной деятельности, так как последняя активно развивается, претерпевая значительные изменения, вызванные внедрением в неё новых правовых, технологических и организационных средств обеспечения1.

Проведенный анализ нормативных правовых актов в исследуемой сфере позволяет отметить, что, несмотря на активную ведомственную позицию ФТС России по вопросам правового сопровождения внедрения новых информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности остаётся ряд проблем, которые требуют дополнительной законодательной регламентации, разъяснения и уточнения. К ним, на наш взгляд, следует отнести:

1. Отсутствие единообразной трактовки понятийно-категориального аппарата в правовых основах информационной безопасности на уровне федерального законодательства.

2. Отсутствие чёткого подхода к пониманию содержания терминов «информационная безопасность» и «защита информации».

3. Различная нормативная правовая трактовка термина «защита информации».

Представляется, что многие обозначенные проблемы преимущественно связанны с коллизией или пробелами нормативных правовых актов на федеральном уровне.

На наш взгляд, представляется целесообразным, прежде чем перейти к освещению первой проблемы обратиться собственно к доктринальной составляющей обозначаемой нами позиции.

Сразу необходимо отметить, понятие «законодательство» трактуется в двух смыслах. В широком понимании «законодательство» - это весь комплекс издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативных правовых актов, включая законы, принимаемые высшими законодательными (представительными) органами страны и органами местного самоуправления или при непосредственном волеизъявлении народа, а также подзаконные

акты (Указы Президента, постановления правительства), издаваемые органами управления во исполнение законов.

0зкая интерпретация законодательства связывает с ним только законы и законодательные акты, принимаемые высшим представительным органом -парламентом. В целом, система законодательства представляет собой единый комплекс действующих нормативно-правовых актов государства, структурированный на составные элементы в зависимости от характера регулируемых нормативным актом отношений и его юридической силы.2

В зависимости от различных критериев можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства3. Здесь следует уделить особое внимание вертикальной или иерархической системе законодательства. Критерием деления в данной системе выступают различия нормативных правовых актов по юридической силе и иерархии государственных органов их принявших. Согласно такого деления весь комплекс нормативно-правовых актов делится на законы, издаваемые представительными органами власти или посредством проведения референдума, регулирующие значимые сферы жизни общества и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные акты, которые издаются во исполнение законов и не противоречат им.

Закон - первичный нормативный правовой акт, который определяет круг вопросов, отнесённых к формированию права другими государственными органами в подзаконных нормативных актах. Таким образом, можно сказать, что подзаконный акт исполняет предписания закона по чётко определённому последним кругу вопросов. Анализируя законодательство в сфере таможенной деятельности, следует констатировать, что одним из базовых, основополагающих нормативных правовых актов регулирующих информационную безопасность является доктрина «Информационной безопасности Российской Федерации» утверждённая указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 года № Пр-1895.

Доктрина (лат. doctrina) — учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип4. Доктрина не является нормативным правовым актом, и лишь, будучи утверждённой указом Президента становится обязательной к исполнению. Указ Президента России является подзаконным актом, но где же закон, регулирующий отношения в данной области? Получается, что подзаконный акт, коим является указ Президента России, создаётся не во исполнение закона, а сам является первоисточником, дающим общеобязательные предписания. Так, на основании него издан Приказ ФТС Росси от 19 сентября 2006 года №900 «Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года».

Безусловно, есть общие начала в области информации, которые прописаны в Конституции Российской Федерации в статьях: 15 - общий порядок опубликования законов и признание принципов и норм международного права как составной части её правовой системы; 23 - неприкосновенность частной

жизни, личную и семейную тайну, а также право на тайну переписки и т.д.; 24 - оперирование информацией о частной жизни лица не допускается без его согласия, а также об обеспечении гражданину со стороны уполномоченных на то органов власти предоставления документов и материалов, затрагивающих права последнего; 29 - гарантия свободы мысли и слова, а также возможность осуществлять беспрепятственно различные манипуляции с информацией законными способами; 44 - свобода творчества, право на участие культурной жизни и обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия; а также ряд других статей, в большей или меньшей степени связанных с информационной сферой жизнедеятельности общества.

Тем не менее, ни одна из указанных статей не даёт, даже на уровне общих начал, положений, которые бы конкретно были бы направлены на сферу информационной безопасности и процесс её обеспечения.

Решением данной проблемы мог бы стать Федеральный закон от 27 июля 2006 года №144-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Однако данный закон регулирует лишь одну из составляющих частей обеспечения информационной безопасности, а именно защиту информации, которая подробно прописана в статье 16 данного нормативного правового акта.

Таможенный кодекс, который также является Федеральным законом, трактует лишь понятие защиты информации, однако в контексте ныне уже не действующего закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года5.

Вывод складывается однозначно: в настоящий момент нет чётко определённого, единого подхода в понимании информационной безопасности, процесса её обеспечения и защиты информации, различные законодательные акты имеют свою позицию на данный вопрос, а зачастую могут и вовсе не рассматривать тот или иной правовой аспект данной проблематики.

Следующим актуальным вопросом информационной безопасности является - соотношение терминов «информационная безопасность» и «защита информации». Данные понятия обобщаются в контексте доктрины «Информационной безопасности Российской Федерации» и «Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года», согласно которым информационную безопасность не следует отождествлять с защитой информации, поскольку защита информации с позиции доктрины «Информационной безопасности Российской Федерации» утверждённой указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 года № Пр-1895, является лишь одной из четырёх составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, в которую также, входят:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования;

- информационное обеспечение государственной политики России в сфере организации обеспечения национальной безопасности;

- развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Если же прибегнуть к другим базовым законам, к примеру, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», то трактовка информационной безопасности в нём вовсе отсутствует, а имеет место, лишь, понятие защиты информации, которое определено как совокупность мер правового, организационного и технического характера.

На основании изложенного, представляется целесообразным сделать следующие выводы: информационная безопасность и защита информации являются не тождественными понятиями, а скорее взаимодействующими процессами, при этом защита информации является составной частью информационной безопасности.

Отдельный вопрос связан с трактовкой понятия защиты информации. Доктрина «Информационной безопасности Российской Федерации» (далее Доктрина) говорит о защите информации как национальном интересе России в информационной сфере, который включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. В этих целях Доктрина предписывает: повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего, безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово - кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью; обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну; расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» трактует защиту информации как о процесс, связанной с принятием различных правовых, организационных, технических мер направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации.

Таможенный кодекс в статье 427 говорит о защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. В данный процесс закон включает:

1. разработку, создание и использование специальных программно-технических средств защиты информации, совместимых со средствами обеспечения информационных систем и информационных технологий, осуществляются таможенными органами в целях защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, в соответствии с Таможенным кодексом и другими федеральными законами;

2. уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории информации обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы;

3. контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатации средств защиты информации осуществляют федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ).6

Здесь следует отметить, что в таможенном кодексе вопросы защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, базируются на трактовке федерального закона - закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года, который в настоящее время не действует. Представляется, данная проблема нуждается в скорейшем решении путем приведения таможенного кодекса в соответствие с действующим законодательством.

Резюмируя вышеизложенное, становится очевидным расхождение трактовок аналогичных терминов как законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так и Доктриной.

Для Доктрины защита информации - это целевая установка, которую необходимо выполнить, при этом защита направлена исключительно на предотвращение неправомерного доступа и обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Для Закона защита информации - это процесс, обусловленный выполнением ряда мер, при этом чётко определяются направления их реализации. Закон говорит не только о защите информации от неправомерного доступа, но и защите от более широкого перечня изменений, которые может претерпеть информация - уничтожение, модификация, копирование и т.д. Закон, в отличие от Доктрины, указывает на необходимость защиты информации в контексте неправомерных действий, которые могут быть совершены с ней. В Законе отдельно прописано требование соблюдения конфиденциальности доступа к информации ограниченного доступа, а также о необходимости реализации права на свободный доступ к информации.

На наш взгляд, устранение выявленных проблем представляется возможным в ходе унификации законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности путем принятия нового федерального закона в исследуемой области, либо корректировки ныне действующего закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с целью достижения однообразия в терминологической законодательной трактовке вышеуказанных понятий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. например: Приказ ФТС России от 31 января 2005 г. № 64 «О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств»; Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. №192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»; Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

2 См.: Мухаев Р.Т. Теория государства и права/учебник для вузов, М. 2001 С.328

3 См.: Алексеев С.С. Теория государства и права/учебник для вузов, М. 2009 С.177

4 См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5 См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу: Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609).»

6 См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г № 1-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.