Научная статья на тему 'Проблемы раскрытия преступлений прошлых лет'

Проблемы раскрытия преступлений прошлых лет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9840
841
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНЫЕ СОТРУДНИКИ / CRIMES OF PAST YEARS / ORGANIZATION OF CRIME DETECTION / INTERACTION / OPERATIONAL STAFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стукалов Вячеслав Владимирович, Горбунов Алексей Николаевич

В статье рассматриваются проблемные вопросы раскрытия преступлений прошлых лет. Исследуется роль руководителей оперативных подразделений в организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стукалов Вячеслав Владимирович, Горбунов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem solving crimes of past years

The article deals with the problematic issues of crime detection in previous years. In particular examines the role of line managers in the organization of work on the disclosure of crimes of past years.

Текст научной работы на тему «Проблемы раскрытия преступлений прошлых лет»

Стукалов Вячеслав Владимирович

кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности

в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России (тел.: +79183623746)

Горбунов Алексей Николаевич

старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности

в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России (тел.: +79180491491)

Проблемы раскрытия преступлений

прошлых лет

В статье рассматриваются проблемные вопросы раскрытия преступлений прошлых лет. Исследуется роль руководителей оперативных подразделений в организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет.

Ключевые слова: преступления прошлых лет, организация раскрытия преступлений, взаимодействие, оперативные сотрудники.

V.V. Stukalov, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Operative and Detective Activity in Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel: +79183623746;

A.N. Gorbunov, Senior Lecturer of the Chair of Operative and Detective Activity in Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180491491.

Problem solving crimes of past years

The article deals with the problematic issues of crime detection in previous years. In particular examines the role of line managers in the organization of work on the disclosure of crimes of past years.

Key words: crimes of past years, organization of crime detection, interaction, operational staff.

Актуальность проблемы снижения удельного веса официально зарегистрированных преступлений, которые остаются нераскрытыми, трудно переоценить. Угрожающая ситуация, сложившаяся с ростом числа нераскрытых преступлений, вынудила руководство МВД России принять экстренные меры по преодолению этой крайне негативной тенденции. Одной из таких вынужденных мер стало создание в структуре ОВД в 2005 г. специализированных подразделений по раскрытию преступлений прошлых лет [1, с. 2].

В настоящее время эта проблема еще более актуализируется, т.к. нераскрытые преступления прошлых лет оказывают серьезное влияние на социально-психологический климат в обществе. Они порождают у граждан недоверие к способности государственной власти гарантировать их безопасность, создать благоприятные условия для реализации конституционных прав и свобод, эффективно вести борьбу с преступностью, обеспечить неотвратимость ответственности виновных за правонаруше-

ния. В свою очередь, безнаказанная преступность способствует «привыканию» населения к криминальным проявлениям, снижению уровня законности и моральной требовательности в обществе, к ослаблению чувства нетерпимости к правонарушениям и правонарушителям.

Данные обстоятельства лишний раз свидетельствуют о том, что раскрытие преступлений прошлых лет - задача на сегодняшний день важная, но довольно-таки не простая. Ведь чем больше проходит времени, тем вероятнее утрата информации о происшедшем, ошибки или неточности в показаниях свидетелей и очевидцев, опасность уничтожения материальных следов преступления, своевременно не обнаруженных и не зафиксированных соответствующим образом. Со временем происходят существенные изменения в обстановке места преступления, что в конечном итоге влияет не только на осмотр места происшествия, но и производство допроса, следственного эксперимента, проверки и уточнения показаний на месте. Получение новой информации по при-

251

остановленному делу нередко затрудняется отъездом потерпевших, свидетелей, иных лиц, осведомленных об обстоятельствах по делу. С течением времени могут видоизменяться объекты, установление тождества которых важно для раскрытия преступления: изнашивается обувь, которой оставлен след на месте убийства; стачиваются режущие или рубящие поверхности инструмента, использованного при совершении преступления; стареют предметы, индивидуальные признаки которых имели значение для доказывания, и т.п. Дополнительные трудности возникают в обнаружении похищенного имущества, которое может быть неоднократно использовано, перепродано, переделано либо утрачено (уничтожено, утилизировано). За истечением установленного срока хранения уничтожаются многие документы, портятся и приходят в негодность вещественные доказательства. Меняются вследствие старения некоторые физиологические и внешние признаки человека, что может затруднить его отождествление и последующее процессуальное опознание. Со временем многое меняется в памяти людей относительно событий, имевших место в их жизни, не говоря уже о преступлениях, невольными свидетелями или очевидцами которых они являлись. Вместе с тем, течение времени может и способствовать установлению истины. Главное - правильно распорядиться временем. Преступник, избежавший разоблачения, успокоившись, теряет бдительность и осторожность, начинает проговариваться о совершенном. Совершая новые преступления, он вновь оставляет следы, исследование которых в совокупности с прежними нередко позволяет раскрывать преступления прошлых лет.

Поскольку в конечном итоге виновные в совершении большинства преступлений рано или поздно устанавливаются, на что указывают данные статистики МВД России [2], то нераскрытые преступления, отнесенные к категории преступлений прошлых лет, не следует рассматривать как преступные посягательства, при совершении которых преступник не делает ошибок. Видимо, вследствие стечения определенных причин и условий сложившиеся обстоятельства просто не позволили оперативным сотрудникам своевременно, быстро и оперативно раскрыть преступление.

Анализ дел оперативного учета и уголовных дел показывает, что на том или ином этапе процесса раскрытия и расследования таких преступлений оперативными сотрудниками были допущены просчеты в выборе ме-

тодов, сил и средств или они использовались некомплексно. Следствием этого является то, что следы, оставленные преступником на месте происшествия, своевременно не обнаруживались, а преступления оставались нераскрытыми. Зачастую причиной того, что преступления не раскрываются быстро, является использование преступниками тщательно замаскированных или нетрадиционных способов совершения преступных деяний, активное противодействие оперативным и следственным работникам со стороны преступников, их сообщников и родственников. Несвоевременно предпринятые действия по преодолению криминального противодействия приводят, как правило, к снижению активности оперативных сотрудников по приостановленному уголовному делу, утрате перспективы раскрыть преступление по горячим следам. В сложившейся ситуации преодоление возникающего у начинающих оперативных сотрудников комплекса неверия в возможность раскрытия преступлений при прошествии длительного периода времени с момента его совершения является одной из важных задач наставников и руководителей оперативных подразделений. Изменение психологии не только рядовых оперативников, но и руководителей среднего звена относительно значения работы по раскрытию преступлений прошлых лет является второй по значимости задачей из числа первоочередных после общей задачи - раскрытия преступлений.

В условиях активного криминального противодействия эффективность оперативного поиска напрямую зависит от психологической устойчивости и типа организационного поведения руководителя оперативного подразделения. Так, если раскрытие преступлений по горячим следам требует от руководителя оперативного подразделения жесткого спроса в быстром и точном выполнении его указаний, обусловленных оперативной ситуацией, то постоянная и кропотливая работа по раскрытию преступлений прошлых лет предусматривает иной вариант поведения. Умение анализировать навыки и способности, психологические особенности и возможности своих подчиненных - вот самое важное качество руководителя оперативного подразделения, позволяющее добиваться высоких показателей в работе по раскрытию преступлений прошлых лет. В последнее время значение такого умения все более увеличивается, что обусловлено рядом причин. В первую очередь, усиливающееся противодействие криминальных структур диктует необходимость регулярного изучения

252

передового опыта и обучения оперативных сотрудников современным методикам раскрытия преступлений прошлых лет.

Практика показывает, что по-прежнему актуальной проблемой в организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет остается организация взаимодействия между оперативными подразделениями различных органов внутренних дел, службами и подразделениями других правоохранительных органов, наделенных правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также органами следствия.

Анализ дел оперативного учета и уголовных дел показывает, что результативно работа по раскрытию преступлений прошлых лет может вестись только в условиях четкой организации взаимодействия между подразделениями уголовного розыска и:

следственными подразделениями МВД и следственного комитета;

другими службами и подразделениями органов внутренних дел, наделенными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, подразделения по противодействию экстремизму и др.);

информационными подразделениями МВД России (ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУ УВД, УМВД субъектов Российской Федерации);

оперативными подразделениями других правоохранительных органов, имеющих право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации (ФСНК, ФСБ, Федеральной таможенной службы, ФСИН).

Одним из важных принципов организации согласованной работы по раскрытию и расследованию преступления является обеспечение преемственности в действиях следственно-оперативной группы и последующими действиями оперативных работников и следователя, продолжающих работу по раскрытию преступления. Для обеспечения такой преемственности целесообразно с самого начала вводить в состав СОГ тех сотрудников оперативных подразделений и участковых уполномоченных полиции, которые обслуживают данную линию работы или территорию, на которой было совершено преступление.

В общем виде содержание работы по раскрытию преступлений прошлых лет является продолжением работы, начатой на первоначальной стадии раскрытия преступления по горячим следам в части выдвижения версий, разработки планов по их проверке, мероприя-

тий по личному сыску, проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на использование оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов, ориентирования подсобного аппарата, отработку задержанных и арестованных, оперативного прикрытия мест возможного сбыта и хранения похищенного имущества, выявления связей преступника и мест его возможного нахождения, выявления связей потерпевшего.

Однако применительно к преступлениям, совершенным в городах, раскрытие преступления после истечения дежурных суток является более сложной задачей: следов меньше, преступник имел время, чтобы предпринять встречные шаги для сокрытия важной информации, например сбыть похищенное или скрыться. На данном этапе существенно возрастает роль взаимодействия территориальных органов внутренних дел, а в некоторых случаях необходимой становится организация межрегионального взаимодействия [3, с. 54].

В любом случае, приступая к работе, оперативный сотрудник при изучении уголовного дела и оперативно-розыскных документов по нераскрытым преступлениям прошлых лет должен прежде всего выявить основные недостатки предшествующей работы по раскрытию, чтобы учесть их в дальнейшей работе. Чаще всего отмечаются следующие недостатки:

отсутствие должного взаимодействия между подразделениями ОВД и другими правоохранительными органами;

некачественный поиск вещественных доказательств;

неправильное или необоснованное выдвижение версии о лицах, могущих быть причастными к преступлению;

игнорирование необходимости полной проверки всех выдвинутых версий;

поверхностный опрос основных фигурантов дела;

недостаточное использование всего необходимого арсенала средств и методов оперативно-розыскной деятельности из числа предусмотренных ФЗ «Об ОРД»;

недостаточная работа с негласными источниками информации, а также с открытыми источниками информации, общественностью;

недостаточное использование возможностей БСТМ (особенно при похищении средств мобильной связи) и ОПБ;

недостаточное использование криминалистических и оперативно-справочных учетов.

Анализ направленных в суд уголовных дел, возобновлявшихся в связи с установлением че-

253

рез два года и более лица, совершившего преступление, показал, что приостановление производства по ним было следствием просчетов в организации и тактике процесса раскрытия преступления на первоначальных этапах работы. Так, достаточно распространенными являются случаи, когда виновные непосредственно сразу после совершения преступления обоснованно включались в круг подозреваемых лиц, но затем без всякой проверки исключались из их числа. Объяснить это можно только недостаточно глубоким контролем руководителей подразделений УР за ходом раскрытия преступления.

Еще одной из основных проблем в работе по раскрытию преступлений прошлых лет является недостаток информации, как прямой, так и косвенной, о лицах, представляющих оперативный интерес, местах сбыта похищенного имущества и т.п.

Источником получения оперативной информации, предоставляющим возможность продолжения работы по раскрытию преступлений прошлых лет, остается работа оперативных частей ФСИН с арестованными и осужденными -по собственной инициативе или по заданиям органов внутренних дел.

По-прежнему одним из важных источников получения значимой информации остаются оперативно-справочные и оперативно-розыскные учеты органов внутренних дел.

В настоящее время работа по раскрытию преступлений прошлых лет должна включать в себя следующие необходимые элементы: во-первых, это упорядочивание каналов сбора оперативно-розыскной информации; во-вторых, выявление лица или группы лиц, которых можно обоснованно подозревать в совершении преступления, их систематическая и тщательная проверка.

Сотрудники оперативных подразделений должны начинать свою работу по раскрытию преступлений прошлых лет с систематизации и повторного изучения материалов, содержащихся в приостановленных уголовном и оперативно-поисковом делах. Задача такого изучения состоит в том, чтобы:

критически оценить всю проделанную ранее оперативную и следственную работу по раскрытию преступления, выявить пробелы и недоработки в ней;

провести выборку лиц, проходивших при проведении первоначальных следственно-оперативных мероприятий в качестве соучастников, но впоследствии освобожденных от уго-

ловной ответственности ввиду недостаточности доказательств, для их последующей разработки;

обеспечить анализ базы данных о лицах, состоящих на профилактических учетах и представляющих оперативный интерес, особенно нигде не работающих несовершеннолетних, наркоманов, условно осужденных, находящихся под подпиской о невыезде за совершение преступлений;

определить обоснованность ранее выдвинутых версий и полноту их проверки;

установить новые обстоятельства, которые возникли в течение времени с момента приостановления уголовного дела;

исходя из анализа изученных материалов, выдвинуть новые оперативно-розыскные версии, разработать планы по их проверке, определить формы взаимодействия между сотрудниками оперативных и следственных подразделений.

В комплекс организационных мер, обеспечивающих раскрытие преступления, должна входить проверка на причастность к нему лиц, состоящих на оперативном и профилактических учетах, в том числе лиц, проверяемых по подозрению в подготовке или совершении конкретных видов преступлений. Такие учеты позволяют ответить на два вопроса, если преступник не установлен и не задержан по горячим следам:

1) среди кого, в какой микросреде следует искать преступника с учетом способа совершения преступления и особенностей оперативной обстановки на данной территории;

2) каков круг лиц, требующих проверки на их причастность к преступлению.

К числу лиц, требующих проверки на их причастность к преступлению, относятся: лица, в отношении которых ранее было возбуждено уголовное дело по факту совершения отдельного вида преступления, но прекращено в связи с недоказанностью обвинения; лица, привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности за совершение преступлений, но получившие наказание, не связанное с лишением свободы или освободившиеся из мест лишения свободы; лица, содержащиеся в СИЗО, ИВС и тюрьмах за совершение интересующих видов преступлений; несовершеннолетние правонарушители; лица, которые внезапно стали обладателями значительных денежных средств; лица, имеющие криминальные связи в преступной среде.

Оперативная информация в отношении интересующих лиц может поступать:

254

от конфиденциальных источников; в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 ФЗ «Об ОРД» (например, опросов, наведения справок, скрытого наблюдения, сбора образцов для сравнительного исследования, отождествления личности и т.д.);

путем цензуры корреспонденции осужденных; из инициативных сообщений, поступающих из оперативных частей СИЗО и ИУ;

посредством взаимного информирования оперативных аппаратов различных правоохранительных органов;

исходя из изучения массива уголовных, оперативно-поисковых дел и отказных материалов;

из данных, поступивших от представителей общественности;

из средств массовой информации. Кроме того, изучаются и анализируются материалы оперативно-розыскного характера:

первоначальные и последующие планы оперативных мероприятий, планы осуществления оперативных комбинаций по проверке отдельных розыскных версий;

информация и справки по результатам ее проверки о фактах, сообщаемых гражданами, оказывающими конфиденциальное содействие органам внутренних дел;

планы по проведению отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

Вышеназванный список оперативно-розыскных и иных мероприятий не является исчерпывающим, но он характерен для работы по раскрытию почти всех видов нераскрытых преступлений прошлых лет.

Вышеуказанные действия сопровождаются проведением оперативно-аналитических мероприятий, основными направлениями которых являются:

выявление особенностей криминалистической характеристики города и района, особенно по признакам;

установление связей лиц, представляющих оперативный интерес;

выявление статистической связи между характером совершенного преступления и характеристиками личности преступника;

выявление серийных преступлений, преступлений, сходных по способу совершения, месту, времени, предмету преступного посягательства.

По итогам проделанной работы должна быть создана специализированная следственно-оперативная группа по раскрытию преступлений прошлых лет, разработан и утвержден план ее работы [3, с. 67-68].

В заключение хотелось бы отметить, что пока не будет организовано тесное взаимодействие между оперативными подразделениями ОВД и следственными органами, не будет и эффективного решения проблемы раскрытия преступлений прошлых лет. Также необходимо уделять должное внимание роли руководителей оперативных подразделений в раскрытии подобного рода преступлений, возобновить и вывести на качественно новый уровень институт наставничества. В противном случае сотрудники оперативных подразделений, которые работают по «старым» преступлениям, будут сталкиваться с множеством сложностей.

1. О мерах по активизации раскрытия преступлений прошлых лет: указание министра внутренних дел РФ от 29 июля 2005 г. № 1/5152.

2. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/

3. Стукалов В.В., Усенко С.В., Яковлев В.В., Дармин М.В. Стратегия и тактика оперативно-розыскной деятельности по нераскрытым преступлениям прошлых лет: учеб.-ме-тод. пособие. Краснодар, 2009.

1. About measures to enhance the detection of crimes of past years: note of the Minister of the Interior of the Russian Federation of July 29, 2005 № 1/5152.

2. The official website of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. URL: www. mvd.ru/presscenter/statistics/reports/

3. Stukalov V.V., Usenko S.V., Yakovlev V.V., Darmin M. V. Strategy and tactics of operational and investigative activities unsolved crimes of the past years: guidance manual. Krasnodar, 2009.

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.