Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ПРОБЛЕМЫ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Railway radiation hygiene is a modem trend of research. The main problems in this sphere are as follows: hygienic assessment of utilization of railway sources in railway objects; safe transportation of radioactive agents; prevention of accidents in railway transport; radiobiological examinations of workers, etc.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

М а С. ФРПЙМЛН, 1995 УДК 613.648:656.2]-07

Э. С. Фрейман

ПРОБЛЕМЫ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва

На железнодорожном транспорте радиацион-но-гигиенические исследования проводятся с 1959 г., когда во ВНИИЖГ была организована радиологическая лаборатория (с 1973 г. лаборатория радиационной гигиены), перед которой была поставлена задача стать отраслевым научным и методическим центром в данной области. Железнодорожная радиационная гигиена развивалась под определяющим влиянием общих принципов отечественной науки, созданных трудами Ф. Г. Кроткова, А, А. Летавета, Л. А. Ильина, П. В. Рамзаева, А. Ф. Цыба, А. И. Бурназя-на, Н. К). Тарасенко, Е. Ф. Черкасова, А. К. Гусь-ковой, Л. А. Булдакова, В. Я. Голикова, К). Г. Григорьева и многих других.

Радиационно-гигиенические исследования, выполненные во ВНИИЖГ за последние десятилетия, охватывают широкий круг вопросов, актуальных для отрасли и здравоохранения страны в целом. Среди них выделяются: гигиена и безопасность железнодорожных перевозок радиоактивных, в том числе ядерных, материалов; ликвидация на железнодорожном транспорте последствий Чернобыльской, Уральской и других катастроф и аварий; гигиеническая оценка условий применения специфических источников ионизирующих излучений на объектах железных дорог; радиационно-гигиенические аспекты гражданской обороны на транспорте; радиобиологические исследования при моделировании особенностей облучения железнодорожников; разработка профилактических мероприятий при строительстве железных дорог 15 условиях повышенного природного фона радиации; совершенствование правовых основ и системы санитарного надзора в области радиационной гигиены на сети железных дорог страны.

Изучение перечисленных вопросов осуществлялось в основном с использованием серийной аппаратуры и стандартных методик. Для удобства работы в экспедициях, на линейных станциях и перегонах были созданы и широко применялись специальные вагоны-лаборатории.

Железнодорожные перевозки радиоактивных веществ приобрели особую актуальность с 50—60-х годов в связи с гонкой ядерного вооружения, программой строительства и функционирования АЭС и других объектов ядерного топливного цикла, созданием атомных флотов, исследовательских и учебных атомных реакторов, широким использованием изотопной техники и ради-онуклидных препаратов.

По железным дорогам страны осуществляются массовые перевозки радиоактивных руд и концентратов, продуктов ядерных химических и металлургических производств, радиопрепаратов для науки и медицины, гамма-дефектоскопов, уровнемеров и другой изотопной техники. Железнодорожный транспорт перевозит в основ-

ном долгоживущие нуклиды большой активности, которая в отдельных случаях превышает 4 • К)"1 Бк на упаковку. География перевозок весьма обширна. Поезда с радиоактивными грузами следуют по железным дорогам севера, центра и юга Европейской части, по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В существенных объемах реализуются международные перевозки радиоактивной продукции. Это экспортные, импортные поставки, а также транзитные перевозки от зарубежных поставщиков через Россию в другие страны.

Наши исследования были направлены на разработку и внедрение системы профилактических мер при перевозках радиоактивных веществ и ее совершенствование |4]. Основные положения данной системы следующие:

— ограничения уровня излучения, исходящего от упаковок1 и транспортных средств;

— ограничения уровня излучения на транспортных средствах и числа упаковок в них;

— ограничение активности радиоактивного вещества в одной упаковке;

— особые требования к упаковочным комплектам;

— обязательная подкритичность ядерного груза;

— ограничение радиоактивного загрязнения поверхностей;

— маркировка упаковок и транспортных средств;

— радиационный контроль и контроль качества.

Конкретные гигиенические исследования были выполнены для отдельных видов радиационных грузов с разработкой детальных профилактических мероприятий, учитывающих особенности перевозок данных грузов.

В 60-70-х годах изучены перевозки радиоактивных руд и концентратов. Установлено, что при перевозке руд навалом они могут быть источником загрязнения одежды и рук железнодорожников, наружных поверхностей и ходовых частей вагонов, железнодорожных путей и сооружений на станциях отправления, назначения, перегрузки. У железнодорожников этих станций в моче определяется урана в 3-5 раз больше, чем у железнодорожников контрольных групп (с достоверностью 0,95). Особо неблагоприятные условия выявлены при перегрузке руды. В итоге исследований выпущены санитарные правила перевозок радиоактивных руд железнодорожным транспортом, созданы специальные погрузочно-разгрузочные пункты, предложены безопасные технологии и санитарно-гигиенические мероприятия (респираторы, спецодежда, санпропускники, дезактивация транспорта и сточных вод, гидропылеподавление, местные

'Упаковка (радиационная упаковка) состоит из упаковочного комплекта и радиоактивного содержимого.

системы вентиляции, радиационный контроль, переход на перегрузку урана в таре или на замену перевозки руд перевозкой концентратов).

Затем в 70—90-х годах последовательно выполнялись многолетние циклы гигиенических исследований перевозок изотопной техники и радионуклидных препаратов, отработавшего ядерного топлива, гексафторида урана, химических урановых концентратов, свежего ядерного топлива, международных перевозок радиоактивных веществ, участие в испытаниях новых специальных видов подвижного состава и упаковочных транспортных комплектов для перевозок наиболее опасных радиоактивных и ядерных материалов. При этом изучены дозовые нагрузки железнодорожников, пассажиров, уровни радиоактивного загрязнения, мощности доз гамма- и нейтронного излучения, разработана методология рискометрии перевозок данных грузов, количественно оценены радиационные и аварийные риски на конкретных направлениях, даны гигиенически обоснованные методы выбора оптимальных маршрутов; с участием ВНИИЖГ выпущен целый ряд правил, условий, методических материалов, руководств, стандартов, положений, инструкций, являющихся правовой основой безопасности и санитарного надзора за условиями железнодорожных перевозок радиоактивных веществ, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций при таких перевозках.

Результаты прикладных исследований позволили перейти к некоторым теоретическим обобщениям. Среди них — система комплексной количественной оценки потенциальной и реальной опасности грузов |3], новые классификации аварийных инцидентов на транспорте |1, 2] и др.

Следует отметить, что, несмотря на огромные объемы перевозок радиационных грузов на сети железных дорог СССР и России, в процессе транспортирования радиоактивных веществ существенных радиационных аварий, ядерных инцидентов не произошло.

Вместе с тем, ВНИИЖГ пришлось'активно участвовать в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на железнодорожном транспорте [5|.

На первом этапе МПС в соответствии с рекомендациями ВНИИЖГ быстро была обоснована и организована система мер защиты железнодорожников, работавших в 30-километровой зоне, организован радиационный контроль и санитарный надзор с целью выявления загрязненных и облученных пассажиров, а также загрязненных вагонов, грузов для уменьшения распространения радиоактивных веществ по стране. Своевременно было прекращено движение поездов по магистрали, проходящей у Чернобыльской АЭС, эвакуированы ее железнодорожники, а для работы железнодорожников у 4-го блока, в 30-километровой зоне с определяющим участием ВНИИЖГ были созданы, реально испытаны и введены в действие специальные защитные кабины на локомотивах, снижавшие дозу облучения на 2 порядка. Для железнодорожников по предложению ВНИИЖГ распоряжением Главса-нупра МПС годовая доза на 1986 г. была установлена в пределах 0,1 Зв. В первых числах мая

1986 г. были предложены и утверждены Минздравом СССР первые временные ПДУ радиоактивного загрязнения транспортных средств. С участием ВНИИЖГ разработаны и осуществлены меры безопасности при вывозе отработавшего ядерного топлива Чернобыльской АЭС, принимались меры по дезактивации на железнодорожных объектах, был организован дозиметрический контроль внешнего (с помощью ТЛД) и внутреннего (с применением СИЧ) облучения железнодорожников и членов их семей, велось научное сопровождение массовых эвакоперевозок населения, особенно детей, из загрязненных зон, санитарного надзора и лабораторного контроля водоисточников, объектов питания, детских учреждений, вокзалов, метрополитенов как мест массового скопления людей. ВНИИЖГ участвовал в рассмотрении и реализации проектов строительства железной дороги Славутич—АЭС с организацией пересадочного пункта на границе 30-километровой зоны.

Медико-санитарное обеспечение железных дорог, оказавшихся в зонах радиоактивного загрязнения. по решению Главсанупра МПС с учетом обоснований ВНИИЖГ было усилено дополнительным штатом медицинских работников, организацией новых подразделений по радиационной гигиене в СЭС отделений железных дорог, дополнительным снабжением аппаратурой, медикаментами, вагонами-лабораториями. В дальнейшем, в конце 80 — начале 90-х годов, продолжались радиационно-гигиенические исследования по ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Выпущено свыше 20 методических указаний, инструкций, информационных писем по результатам этих работ, где с учетом специфики железнодорожного транспорта даны практически необходимые рекомендации; создан отраслевой медико-дозиметрический регистр железнодорожников, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (составная часть государственного регистра России).

На объектах железнодорожного транспорта применяются различные типовые образцы изотопной техники. В некоторых случаях для железнодорожного транспорта разрабатывались или применялись специфические изделия подобной техники, что потребовало их гигиенической оценки и разработки отраслевых правил или инструкций для внедрения или научных обоснований для отказа от таких предложений. Примером внедренных или внедряемых образцов изотопной техники могут служить дымоизвещатели для пассажирских вагонов с америцием-241 чешского производства (фирма "Тесла") и прибор быстрого измерения уровня неслитых остатков цистерн (БИУНО) с источником нейтронного излучения (изготовлен Институтом технической физики Минатома России). После тщательного радиационно-гигиенического анализа разработаны и внедрены в действие соответствующие правила и инструкции, регламентирующие все необходимые профилактические мероприятия, начиная с процесса приемки аппаратов и заканчивая их списанием и удалением в качестве отходов под санитарным надзором. Другим примером является решение вопроса об использовании три-тиевых светознаков для стрелочных переводов.

Исследования показали, что в стеклянных ампулах каждого светознака находится свыше 10 Ки радионуклида, которые неустойчивы к механическим, климатическим воздействиям, не имеют защиты от несанкционированных действий третьих лиц и в ряде случаев могут быть опасными при эксплуатации на железнодорожных станциях. Такая техника не получила согласования и не была допущена к эксплуатации. В настоящее время рассматривается вопрос о применении гамма-стерилизации постельных принадлежностей пассажирских вагонов на установке высокой активности. Исследования в этом направлении продолжаются.

Гражданская оборона на железнодорожном транспорте имеет государственное значение. Во время Великой Отечественной войны свыше 75% воздушных налетов противника были направлены на железнодорожные узлы, мосты и другие объекты транспорта. Поэтому был выполнен цикл работ по прогнозированию возможной медико-санитарной обстановки на железных дорогах и метрополитенах при применении современных средств массового поражения и разработке профилактических мероприятий, подлежащих заблаговременному планированию. Ради-ационно-гигиенические аспекты гражданской обороны железных дорог изучались в направлении защиты людей, оптимизации лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, дезактивации транспортных средств и питьевой воды на железнодорожной передвижной установке.

При перевозках радиоактивных веществ, при работе в условиях радиоактивного загрязнения местности железнодорожники, сопровождающий персонал на локомотивах и в вагонах подвергаются комбинированному действию радиации и шумовибрационного фактора (ШВФ), а локомотивные бригады облучаются неравномерно. Изучению этих особенностей были посвящены радиобиологические исследования на мышах, крысах, морских свинках и кроликах. Действие ШВФ изучалось в комбинациях с острыми лучевыми воздействиями (ОЛВ), а также с хроническим облучением. Установлены интересные факты, имеющие научное и практическое значение. Действие ШВФ до ОЛВ не усугубляет лучевое поражение, а в некоторых сочетаниях может давать слабый защитный эффект. Влияние ШВФ на организм после ОЛВ, когда развивается острая лучевая болезнь средней, тяжелой или крайне тяжелой степени, может усугублять поражающее действие радиации, особенно когда ШВФ действует в период разгара острой лучевой болезни. Хроническое действие малых доз радиации и ШВФ не выявило достоверных признаков усугубления лучевых эффектов организма в целом, вместе с тем установлено, что ШВФ может оказывать разнонаправленные действия на отдельные физиологические и гематологические показатели.

При строительстве железных дорог и метрополитенов необходимы радиационно-гигиени-ческие оценки предполагаемой трассы строительства. Если этого не сделано, то не исключены случаи проходки тоннелей или железных дорог в местах, где повышен природный фон ра-

диации. Так, строительство одного двухпутного тоннеля длиной 8 км оказалось в зоне геохимической провинции с повышенным содержанием урана и радия. Этот факт был установлен, когда проходка уже началась. Детальными исследованиями было выявлено, что основным источником радиационной опасности в данном случае был радон, эмманирующий из обильных грунтовых вод, истекающих в забои через трещины в скальных породах. Было предложено тампонировать щели, бетонировать с гидроизоляцией пройденные части тоннеля, а затем бетонировать новые участки тоннеля сразу после их проходки. В результате внедрения этих предложений на стройке удалось практически осушить тоннель и снизить концентрацию радона до 0,1—0,6 ПДК.

Одним из важнейших вопросов в радиацион-но-гигиенических работах ВНИИЖГ является оптимизация санитарного надзора на железных дорогах в данной области. В итоге выполнены разработки и обоснования штатных нормативов и табелей, оснащения, проведены десятки семинаров с врачами ЦСЭН, оказана практическая помощь в решении многочисленных наиболее сложных и нештатных ситуаций на сети железных дорог.

Выводы. 1. За последние десятилетия сформировалась железнодорожная радиационная гигиена — актуальное направление со своим кругом проблем и методологических подходов, имеющих практическое и научное значение.

2. На железнодорожном транспорте постоянно расширяются радиационно-опасные ситуации, требующие конкретных гигиенических исследований и разработки профилактических мероприятий.

3. Прикладные радиационно-гигиенические исследования являются базой для разработки ряда теоретических положений.

Литература

1. Коршунов Ю. Я, Бажзын А. Г., Фреймам Э. С., Цветкова Л. Н. //Современные проблемы диагностики, клиники и лечения в транспортной медицине. — М.. 1989. — С. 27—30.

2. Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов (ОПБЗ—83) (МПС СССР. Сборник правил перевозок и тарифов № 335). —

. М„ 1987.

3. Фрейман Э. С., Суворов С. В., Боярчук И. Ф. 11 Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. - М.. 1977. — № 59. — С. 31—34.

4. Фрейман Э. С., Шупановский В. Д., Калошин В. М. Основы безопасности перевозок радиоакгивных веществ. 2-е изд. — М., 1986.

5. Фрейман Э. С., Казьмин Г. Ю., Романов В. В. и др. // Актуальные вопросы гигиены и экологии транспорта. — Ильичевск, 1992. — С. 42—45.

Поступила 24.02.95

S и m шагу. Railway radiation hygiène is a modem trend of re-search. The main problems in tliis sphere are as follows: hygienic assessment of utilization of railway sources in railway objects; safe transportation of radioactive agents; prévention of accidents in railway transport; radiobiological examinations of workers, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.