Научная статья на тему 'Проблемы психологического соответствия в системе непрерывного профессионального образования'

Проблемы психологического соответствия в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы психологического соответствия в системе непрерывного профессионального образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СООТВЕТСТВИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.А. Найниш, зав. кафедрой начертательной геометрии Пензенской государственной архитектурно-строительной академии, профессор,

Н.Е. Макарова, доцент кафедры начертательной геометрии Пензенской государственной архитектурно-строительной академии,

Е.М. Тишина, преподаватель кафедрыг иностранныгх языгков Пензенской государственной архитектурно-строительной академии

В системе образования РФ намечается тенденция сближения образовательных учреждений различных ступеней. В последние годы успешно развиваются такие формы профессионального непрерывного образования, как центры довузовской подготовки, профилированные на вуз классы, лицеи, гимназии; создаются средние профессиональные учреждения на базе высших учебных заведений и т.п.

Одним из препятствий на пути нового начинания встает отсутствие специалистов, формирующих систему непрерывного образования. Для работы в университетских учебных комплексах требуются педагоги, имеющие высокий уровень профессионализма, хорошие организаторские способности, владеющие новейшими и универсальными методиками, знающими психологию как студенческого, так и детского коллектива, т.е. педагоги будущего. Однако педагогическому мастерству можно начать учиться уже сейчас.

В УУК при ПГАСА существует центр, одной из задач которого является допод-готовка специалистов, способных решать методические проблемы в системе непрерывного образования. В настоящее время в УУК заняты специалисты, уже работающие в системе общего или высшего образования. Поэтому первоначальную задачу работников центра составляют выявление и оценка черт личности человека, наиболее важных для успешного выполнения педагогической деятельности.

С помощью опросников оценивается состояние личности в данный момент, черты характера, способы решения жизненных проблем, мотивы поведения, наличие педагогических способностей.

Для оценки преобладающего настроения человека используется методика «Самочувствие — активность — настроение».

Личностный опросник А.Т. Джер-сайлд позволяет выявить эмоциональное внутреннее состояние человека, влияющее на отношение к окружающим, к работе, в том числе на отношение педагога к детям.

В процессе обучения между педагогом и обучающимся возникают отношения, характер которых во многом определяется личными качествами обеих сторон. В зависимости от того, в какой мере у них развиты аффиляция, уровень субъективного контроля, объективность, боязнь быть отвергнутым, потребность в достижении успехов и некоторые другие мотивационные тенденции, можно прогнозировать положительное или отрицательное развитие отношений между субъектами.

Для педагога особенно важна объективность, так как ему постоянно приходится оценивать обучающихся. Одно из главных педагогических требований в этой связи заключается в одинаково объективном и непредвзятом отношении ко всем.

Оценка степени объективности преподавателей проводилась с помощью опросника. В нем содержалось 12 различных жизненных ситуаций, связанных с восприятием людей; на каждую такую ситуацию можно было отреагировать несколькими способами.

Не менее важной для педагогической деятельности является аффиляция, т.е. потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий © Л.А. Найниш, Н.Е. Макарова, Е.М. Тишина, 2003

№ 2,2003

такой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но и видит в человеческих отношениях один из смыслов жизни. В то же время у многих людей развито чувство боязни быть отвергнутым другими людьми, поэтому испытуемым предлагались два теста, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой — второй.

Для оценки педагогических способностей специалиста использовалась методика «Педагогические ситуации», характера и темперамента — тест Айзенка, степени тревожности — тест Спил-бергера, уровня развития технического мышления — модифицированный тест Беннета. Последний позволяет судить об уровне развития технического мышления, в частности об умении читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе. В данном тесте испытуемый получает 70 технических рисунков с заданиями и вариантами возможных ответов.

Анализ вопросов, включенных в тест Беннета, выявил следующее: все они касаются тех или иных разделов физики. Тест Беннета несомненно хорош для выявления способностей студентов политехнических специальностей, но он не позволяет в достаточной мере оценить степень довузовской подготовки по геометрии и черчению.

Авторы предприняли попытку модифицировать тест для строительных специальностей. К 35 исходным вопросам было добавлено такое же количество вопросов, относящихся к построению изображений. Вопросы составлены так, что позволяют оценить способности испытуемого к распознаванию плоских геометрических фигур; нахождению двух видов простейших геометрических тел, сочетания двух геометрических тел, предметов по наглядному изображению; чтению

элементарных сборочных и простейших строительных чертежей. Задача испытуемого — к каждому из рисунков найти правильный ответ, занеся в память компьютера его номер. Проверяющий сравнивает полученные результаты с ключевыми ответами, приведенными в приложении к тесту. Развитость технического мышления оценивается по количеству правильно решенных за отведенное время задач.

Результаты обследований вносятся в индивидуальную карту психологического самоконтроля взрослого человека. Данные тестов и опросников тщательно анализируются.

Дальнейшая работа заключается в объединении испытуемых с одинаковыми проблемами в группы и организации семинаров для каждой группы.

Кроме того, специалистами центра проводятся мастер-классы для совершенствования дидактических, перцептивных, вербальных, организаторских, коммуникативных способностей всех преподавателей. В ходе таких занятий обращается внимание на развитие способности к распределению внимания между несколькими видами деятельности.

Педагог высокого класса должен уметь держать в поле зрения всех учеников, следить за развитием своей мысли или мысли ученика, отмечать случаи непонимания, нарушения дисциплины, контролировать свое поведение (позу, мимику, походку).

Проводимая в центре подготовка позволяет педагогу повысить уровень знаний по преподаваемому предмету, расширить гностические и академические способности, усовершенствовать дидактические принципы, получить знания о психологии как взрослого, так и ребенка, скорректировать свои психологические трудности. Все это дает ему возможность усовершенствовать педагогическое мастерство и быть готовым к решению задач системы непрерывного образования.

Поступила 15.10.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.