Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности тестирования детей-сирот в системе ассоциации «Университетский учебный комплекс»'

Психолого-педагогические особенности тестирования детей-сирот в системе ассоциации «Университетский учебный комплекс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремкин А. И., Найниш Л. А., Вдовина В. Я., Кожеуров А. А.

В настоящее время не существует радикального решения проблемы полноценной адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот. В результате большинство бывших воспитанников детских домов не попадают в сферу производственной деятельности. В условиях демографического спада эта проблема приобретает особую остроту. На ее решение направлены усилия участников проекта «Сопровождение детей-сирот до зрелого возраста в системе образовательных учреждений Университетского учебного комплекса», который реализуется при Пензенской государственной архитектурно-строительной академии. Один из аспектов сопровождения составляет обучение детей-сирот по различным уровням в образовательных учреждениях УУК. Очевидно, что оптимальным способом решения данной проблемы является раннее обучение детей в рамках программ непрерывного профессионального образования, которые ориентированы на психологические особенности таких детей. Но в жизни это далеко не всегда возможно, так как в детский дом дети попадают в различном возрасте. А потому проект предполагает несколько путей вхождения в программу непрерывного образования, учитывающих возраст, с которого дети начнут участвовать в проекте, и в частности предварительное тестирование. © А.И. Еремкин, Л.А. Найниш, В.Я. Вдовина, А.А. Кожеуров, 2003 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Предварительное тестирование имеет следующие цели: 1) выявление уровня школьных знаний воспитанников детского дома по базовым предметам (математике, физике, русскому языку) с целью дифференциации детей относительно той функции, которую выполняют имеющиеся у них знания (онтологической, ориентировочной или оценочной). Это определяет конкретный путь прохождения по системе непрерывного образования УУК каждого ребенка; 2) установление степени творческой деятельности как необходимой части социального опыта, благодаря которому воспитанник может в полной мере воспользоваться возможностями, предлагаемыми проектом; 3) переориентация приоритетов детей в соответствии с задачами проекта; 4) выявление конкретных психологических особенностей воспитанников детского дома соотносительно с нормами, предусмотренными профессиограммой инженера-строителя. Характер тестов по указанным предметам определялся следующими моментами. По русскому языку предлагалось несколько вариантов тестов, в каждом тесте по 7 заданий. Их содержание соответствовало школьной программе. Задания тестов требовали от учеников комплексного подхода к полученным знаниям по всему предмету. По математике были даны достаточно простые вопросы, нацеленные на проверку уровня остаточных знаний. При их разработке учитывалось, что предварительная работа по подготовке к тестированию со школьниками не проводилась. Тесты по физике ориентировались на средний уровень знаний учащихся 911-х классов. Около 2/3 всех заданий предусматривали выявление знаний материала, формул, законов без анализа и особых рассуждений, а 1/3 требовала более глубоких знаний физики, умения рассуждать, видеть стандартную ситуацию с совершенно новой стороны. Выполнение таких заданий не было обязательным для учащихся. Эти задачи были введены в тесты исключительно для проверки возможностей учащихся при изучении физики. При проведении тестирования необходимо было учитывать отягощенность психики детей различными комплексами, проявляющуюся в заниженной самооценке, неуверенности в себе, слабой способности к самореализации, отсутствии трудолюбия и т.п. В результате воспитанники детского дома идут по пути наименьшего сопротивления, свое ближайшее будущее видят в освоении профессий, которые не требуют больших умственных и физических затрат, и не могут в полной мере воспользоваться возможностями, которые предлагает проект. Оценка методики обучения и воспитания детей в детском доме выявила, что там ведется разносторонняя воспитательная работа, функционирует много кружков, дети регулярно посещают общеобразовательную школу. Они окружены заботой и вниманием воспитателей и чувствуют себя там достаточно комфортно. Но каждый ребенок знает, что это скоро кончится. Рано или поздно начнется самостоятельная жизнь, в которую он войдет уже без специальной образовательной и финансовой поддержки заботливых воспитателей. Естественно, что без чьей-либо поддержки одному ребенку не получить высшего образования. После выхода из детского дома у него сразу возникает проблема, связанная с обеспечением себя средствами к существованию. Значит, ему нужна такая профессия, на обучение которой уходило бы как можно меньше времени. На получение такой профессии, как правило, не нужно затрачивать много интеллектуальных сил. «Чтобы стать поваром или портным, нет необходимости учить квантовую физику или высшую математику», -такая установка лишает воспитанника детского дома стимула хорошо учиться в школе и развивать свои способности. В результате его жизненный путь определяется как путь наименьшего сопротивления. № 2,2003 Переориентация детей на получение высшего образования была самой трудной задачей, которая стояла перед педагогами вуза и детского дома, проводившими тестирование. Ее радикальное решение заключается в воспитании у детей потребности к обучению, что является залогом успешного освоения учебных дисциплин вузовской программы. С учетом особенностей детской психики нужно разработать целый пакет мероприятий, благодаря которым у воспитанников детского дома можно сформировать необходимые черты характера. Но это долгосрочная программа, а проект должен работать уже сейчас. Уже сейчас надо привлечь детей к участию в нем. Жесткие временные рамки также существенно осложняют задачу участников проекта. Естественно, что не существует одномоментного решения указанной проблемы. Поэтому задолго до проведения тестирования на ее выполнение были направлены усилия достаточно большой группы людей, в которую входили преподаватели вуза, студенты и воспитатели детского дома. С детьми проводились беседы и различные мероприятия. Воспитанников приглашали на студенческие концерты, выставки. Они участвовали в ремонтновосстановительных работах, выполняемых студентами ПГАСА в период летней практики в детском доме. Силами студентов архитектурного факультета ПГАСА был оформлен музей при детском доме. Все это дало результаты. Дети приобщились к студенческой жизни, оценили ее положительные моменты, поверили в организаторов проекта. Но в свои силы они могли поверить только в момент тестирования. Перед педагогами, проводившими тестирование, стояла сложная задача, которая заключалась в разрешении противоречия между слабой подготовкой воспитанников детского дома по школьным образовательным программам, с одной стороны, и необходимостью сформировать у детей уверенность в своих силах с другой. Психологическая особенность проведения тестирования основывалась на принципах воспитания положительным примером. Любая оценка, особенно отрицательная, обязательно должна была быть окрашена в положительные тона. В тестировании приняли участие все дети, обучавшиеся в 9-х и 11-х классах. По его результатам для каждого воспитанника определялся конкретный путь в системе образовательных учреждений УУК. Дети, прошедшие тестирование, были приняты на подготовительные курсы академии и техникума. Итак, проект начал свою работу. Реализация поставленных задач позволит решить проблему адаптации детей-сирот к жизни в современном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности тестирования детей-сирот в системе ассоциации «Университетский учебный комплекс»»

№ 2, 2003

блюдения показывают, что школьники чаще всего называют такие мотивы обучения: желание глубже познать, изучить предмет, вопрос; написать работу и выступить с докладом на школьной, городской конференции; получить хорошую оценку на экзамене. Названные мотивы можно использовать как стартовые для серьезного вовлечения отдельных учащихся в исследовательскую деятельность.

Описанный подход к построению учебного процесса развивает личность ученика в целом, его интеллектуальные способности, мышление, творческое воображение, фантазию, сообразительность. Учащиеся заметили, что у них формируются самостоятельность, усидчивость, терпение, упорство, ответственность, умение организовать время. Они овладели умениями работать с литературой, дополнительными материалами по

предмету, навыками написания реферата, доклада, тезисов.

Таким образом, существует много методов и приемов преподавания экономики в лицее, необходимо их использовать в системе, чтобы они служили целям школьного образования. Главная цель школьного экономического образования — формирование у школьника уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, ее самостоятельности в разрешении личностно-значимых проблем в различных сферах жизнедеятельности. Вся работа педагога должна быть построена на взаимодействии и сотрудничестве с каждым учащимся; только в этом случае обучение будет способствовать его развитию. Необходимо на протяжении обучения в школе так организовать умственное воспитание ребенка, чтобы были максимально реализованы его способности.

Поступила 15.10.02.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СИСТЕМЕ АССОЦИАЦИИ «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС»

А.И. Еремкин, ректор Пензенской государственной архитектурностроительной академии, профессор,

Л.А. Найниш, зав. кафедрой начертательной геометрии Пензенской государственной архитектурно-строительной академии, профессор,

В.Я. Вдовина, доцент кафедры технологии строительного производства Пензенской государственной архитектурно-строительной академии,

А.А. Кожеуров, директор Ассоциации «Университетский учебный комплекс»

В настоящее время не существует радикального решения проблемы полноценной адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот. В результате большинство бывших воспитанников детских домов не попадают в сферу производственной деятельности. В условиях демографического спада эта проблема приобретает особую остроту. На ее решение направлены усилия участников проекта «Сопровождение детей-сирот до зрелого возраста в системе образовательных

учреждений Университетского учебного комплекса», который реализуется при Пензенской государственной архитектурно-строительной академии. Один из аспектов сопровождения составляет обучение детей-сирот по различным уровням в образовательных учреждениях УУК.

Очевидно, что оптимальным способом решения данной проблемы является раннее обучение детей в рамках программ непрерывного профессионального образования, которые ориентированы

© А.И. Еремкин, Л.А. Найниш, В.Я. Вдовина, А.А. Кожеуров, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

на психологические особенности таких детей. Но в жизни это далеко не всегда возможно, так как в детский дом дети попадают в различном возрасте. А потому проект предполагает несколько путей вхождения в программу непрерывного образования, учитывающих возраст, с которого дети начнут участвовать в проекте, и в частности предварительное тестирование.

Предварительное тестирование имеет следующие цели:

1) выявление уровня школьных знаний воспитанников детского дома по базовым предметам (математике, физике, русскому языку) с целью дифференциации детей относительно той функции, которую выполняют имеющиеся у них знания (онтологической, ориентировочной или оценочной). Это определяет конкретный путь прохождения по системе непрерывного образования УУК каждого ребенка;

2) установление степени творческой деятельности как необходимой части социального опыта, благодаря которому воспитанник может в полной мере воспользоваться возможностями, предлагаемыми проектом;

3) переориентация приоритетов детей в соответствии с задачами проекта;

4) выявление конкретных психологических особенностей воспитанников детского дома соотносительно с нормами, предусмотренными профессиограммой инженера-строителя.

Характер тестов по указанным предметам определялся следующими моментами.

По русскому языку предлагалось несколько вариантов тестов, в каждом тесте — по 7 заданий. Их содержание соответствовало школьной программе. Задания тестов требовали от учеников комплексного подхода к полученным знаниям по всему предмету.

По математике были даны достаточно простые вопросы, нацеленные на проверку уровня остаточных знаний. При их разработке учитывалось, что предварительная работа по подготовке к тестированию со школьниками не проводилась.

Тесты по физике ориентировались на средний уровень знаний учащихся 9— 11-х классов. Около 2/3 всех заданий

предусматривали выявление знаний материала, формул, законов без анализа и особых рассуждений, а 1/3 требовала более глубоких знаний физики, умения рассуждать, видеть стандартную ситуацию с совершенно новой стороны. Выполнение таких заданий не было обязательным для учащихся. Эти задачи были введены в тесты исключительно для проверки возможностей учащихся при изучении физики.

При проведении тестирования необходимо было учитывать отягощенность психики детей различными комплексами, проявляющуюся в заниженной самооценке, неуверенности в себе, слабой способности к самореализации, отсутствии трудолюбия и т.п. В результате воспитанники детского дома идут по пути наименьшего сопротивления, свое ближайшее будущее видят в освоении профессий, которые не требуют больших умственных и физических затрат, и не могут в полной мере воспользоваться возможностями, которые предлагает проект.

Оценка методики обучения и воспитания детей в детском доме выявила, что там ведется разносторонняя воспитательная работа, функционирует много кружков, дети регулярно посещают общеобразовательную школу. Они окружены заботой и вниманием воспитателей и чувствуют себя там достаточно комфортно. Но каждый ребенок знает, что это скоро кончится. Рано или поздно начнется самостоятельная жизнь, в которую он войдет уже без специальной образовательной и финансовой поддержки заботливых воспитателей. Естественно, что без чьей-либо поддержки одному ребенку не получить высшего образования. После выхода из детского дома у него сразу возникает проблема, связанная с обеспечением себя средствами к существованию. Значит, ему нужна такая профессия, на обучение которой уходило бы как можно меньше времени. На получение такой профессии, как правило, не нужно затрачивать много интеллектуальных сил. «Чтобы стать поваром или портным, нет необходимости учить квантовую физику или высшую математику», — такая установка лишает воспитанника

№ 2,2003

детского дома стимула хорошо учиться в школе и развивать свои способности. В результате его жизненный путь определяется как путь наименьшего сопротивления.

Переориентация детей на получение высшего образования была самой трудной задачей, которая стояла перед педагогами вуза и детского дома, проводившими тестирование. Ее радикальное решение заключается в воспитании у детей потребности к обучению, что является залогом успешного освоения учебных дисциплин вузовской программы. С учетом особенностей детской психики нужно разработать целый пакет мероприятий, благодаря которым у воспитанников детского дома можно сформировать необходимые черты характера. Но это долгосрочная программа, а проект должен работать уже сейчас. Уже сейчас надо привлечь детей к участию в нем. Жесткие временные рамки также существенно осложняют задачу участников проекта.

Естественно, что не существует одномоментного решения указанной проблемы. Поэтому задолго до проведения тестирования на ее выполнение были направлены усилия достаточно большой группы людей, в которую входили преподаватели вуза, студенты и воспитатели детского дома.

С детьми проводились беседы и различные мероприятия. Воспитанников приглашали на студенческие концерты, выставки. Они участвовали в ремонтновосстановительных работах, выполняе-

мых студентами ПГАСА в период летней практики в детском доме. Силами студентов архитектурного факультета ПГАСА был оформлен музей при детском доме. Все это дало результаты. Дети приобщились к студенческой жизни, оценили ее положительные моменты, поверили в организаторов проекта. Но в свои силы они могли поверить только в момент тестирования.

Перед педагогами, проводившими тестирование, стояла сложная задача, которая заключалась в разрешении противоречия между слабой подготовкой воспитанников детского дома по школьным образовательным программам, с одной стороны, и необходимостью сформировать у детей уверенность в своих силах — с другой. Психологическая особенность проведения тестирования основывалась на принципах воспитания положительным примером. Любая оценка, особенно отрицательная, обязательно должна была быть окрашена в положительные тона.

В тестировании приняли участие все дети, обучавшиеся в 9-х и 11-х классах. По его результатам для каждого воспитанника определялся конкретный путь в системе образовательных учреждений УУК. Дети, прошедшие тестирование, были приняты на подготовительные курсы академии и техникума.

Итак, проект начал свою работу. Реализация поставленных задач позволит решить проблему адаптации детей-сирот к жизни в современном социуме.

Поступила 15.10.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.