Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы регионального университетского учебного комплекса на базе Пензенской государственной архитектурно-строительной академии'

Проблемы и перспективы регионального университетского учебного комплекса на базе Пензенской государственной архитектурно-строительной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы регионального университетского учебного комплекса на базе Пензенской государственной архитектурно-строительной академии»

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

В публикациях, размещенных в данной рубрике, отражаются проблемы современного образования, порожденные становлением рыночной экономики и демографическим спадом. Один из путей решения этих проблем предлагается в рамках Университетского учебного комплекса (УУК), который создан при Пензенской государственной архитектурно-строительной академии. Поднимаются вопросы, связанные с его становлением и развитием, такие, как создание юридической базы, формирование методики непрерывного обучения, подготовка кадров соответствующей квалификации, формирование новой парадигмы управления, основанной на системном и ситуационном подходах, выявление психологических аспектов функционирования УУК, использование новых образовательных технологий в области графических и экономических дисциплин, сопровождение детей-сирот до зрелого возраста в рамках УУК и ряд других. Решение всех перечисленных проблем направлено на снижение расходов и одновременно повышение качества образования.

Various problems of modem education being developed in the period of market economy and demographic crisis are discussed in the articles. Some problems will be solved by Educational University Complex (EUC), being founded in the Penza State Academy of Architecture and Construction. With foundation and development of EUC, such as juridical basis organization, continuous methodology formation, new way of management formation, based on systematic and situational methods, determining of psychological aspects of university functioning, staff education, use of new educational technologies in the field of graphics and economic disciplines, giving social help to children-orphans and many other problems are presented. Solving of problems discussed as aimed at expenses reduction and educational quality increase.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

А.И. Еремкин, ректор Пензенской государственной архитектурностроительной академии, профессор,

А.А. Кожеуров, директор Ассоциации «Университетский учебный комплекс»,

С.А. Кожевникова, аспирант кафедрыг педагогики Пензенского государственного педагогического университета

Опыт развития человечества позволяет утверждать, что становление гуманитарных знаний вызывает наработку основного вида жизнедеятельности человека — заботу о формировании новых поколений, передачу им того, что сумели накопить и научились делать предшествующие поколения. Недаром еще в древности новые цивилизации вырастали на наиболее совершенном опыте культурного и цивилизованного развития ранее живших народов. Застойное Средневековье породило эпоху Возрождения, в которую «заработал» человеческий фактор, отчего она и признается всеми последующими столетиями эпохой рождения и господства гуманизма. Прорыв бастионов Средневековья связан с началом формирования современных систем образования и общественного воспитания.

Государственные и общественные органы управления процессами образования и воспитания принимают такие управленческие решения, которые реали-

зуют философско-педагогические разработки, основанные на традициях устройства жизни в полном единении с природой. Подтверждением тому служат работы ученых-естествоиспытателей и философов В.И. Вернадского, Д.Б. Кабалевского, А.С. Макаренко, С.Т. Щацких и др., которые показывают, что система народного образования и общественного воспитания России и в прошлом, и в настоящее время страдает от отсутствия не опыта принятия решений, а опыта реализации и материально-технического обеспечения принятых решений, опыта управления процессом их реализации.

На протяжении XIX—XX вв. система образования России пережила свыше 10 реформ. Ряд из них носил преобразовательный характер, другие были направлены на поиск оптимальной организационной структуры управления образовательными учреждениями. Это в большей мере относилось к формированию структур школ, ПТУ, техникумов.

© А.И. Еремкин, А.А. Кожеуров, С.А. Кожевникова, 2003

35

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Высшая школа существенно отставала от них, что повлияло на структурирование содержания образования на преемственной основе.

Попытка реформировать одновременно и организационную структуру, и содержание образования была предпринята в 1984 г. Идеей реформы было развертывание многовариантного и многовариативного содержания образования. Однако практическое образование без научного обоснования и экономического обеспечения с направлениями перестройки не справилось. Не реализованы в полной мере и направления программы социальных реформ в РФ на период 1996—2000 гг. по развитию программно-целевого механизма управления и финансирования образования, поддержке региональных образовательных программ.

В настоящее время в российскую систему образования государством, обществом и населением направляется почти 300 млрд руб., или 5 % ВВП. Из них

0,75 % ВВП составляют потоки, которые направляются в образование в основном населением, но в учебные заведения не попадают.

Необходим переход российской образовательной системы в новое качество — к образовательному федерализму, который сочетает в себе два процесса: регионализацию и интеграцию образования, а также повышение уровня самостоятельности, комплексности образовательного развития региона. В настоящее время государственная система образования имеет сложные вертикальные и горизонтальные связи. Каждая образовательная структура позволяет учащимся осуществлять самостоятельный выбор пути дальнейшего обучения (переход с одной ступени образования на другую, более высокую по уровню образования).

Существование относительно самостоятельных учреждений начального и среднего профессионального образования привело к объективной необходимости в комплексном реформировании системы профессионального образования в условиях рынка. Задача состоит в том, чтобы разработать и реализовать единую методологию подготовки специалистов всех уровней, что позволит выстроить систему преемственности профессио-

нальных учебных заведений начиная с дошкольных учреждений.

В нижеприведенной таблице представлены данные о количестве образовательных учреждений каждого уровня и числе обучающихся в них в Пензенской области.

Основные показатели системы образования Пензенской области (2000/01 учебный год)

Уровень образования Число образова- тельных учреж- дений Число обучаю- щихся

Дошкольное 442 30 346

Общее среднее 897 191 106

Начальное профессиональное 40 14 843

Среднее профессиональное 32 23 300

Высшее профессиональное 9 33 800

Функционирование и развитие областной системы образования происходят в сложной социально-экономической ситуации. Ее работу дестабилизируют ряд факторов, среди которых основными выступают следующие:

— социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств, вызванный кризисным состоянием экономики;

— слабая разработанность и противоречивость нормативно-правовой базы, затрудняющие исполнение норм законодательства.

Недостаточное финансирование является одним из главных факторов и источником кризисных ситуаций в областной системе образования. Сложившаяся в последние годы тенденция снижения реальных расходов на образование из бюджетов всех уровней привела к ухудшению материально-технической базы образовательных учреждений, качества образования, к кадровым проблемам.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции к ухудшению социального положения и здоровья детей и подростков. Образовательные учреждения оказались в тяжелой ситуации. Ветшает учебно-материальная база образования. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно

111!111Й1И1!Ш № 2,

опережают темпы их реконструкции и нового строительства.

В области в 2—3 смены работают 18,3 % школ (в РФ — более 46 %), около 20 % зданий и сооружений системы образования требуют либо капитального ремонта, либо реконструкции.

В связи с принятием концепции и программы перехода на 12-летнее образование первостепенной проблемой областной системы образования стало обновление содержания среднего общего образования.

В финансировании высшего образования проявляется противоречащая принятым законам РФ и Пензенской области тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные средства населения, что в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к превращению российской системы образования и областной системы как ее части в сословную, элитарную.

Близка к критической ситуация с обеспеченностью областной системы образования учебниками. Отмечается нерегулируемый рост выпуска вариативных учебников, часто скороспелых и низкого качества. Многие школы в недостаточной мере обеспечены учебниками по предметам базисного учебного плана, учебниками, призванными повысить качество содержания отечественного гуманитарного образования.

В кадровом обеспечении областной системы образования (как и в целом по России) остается нерешенным ряд вопросов. Сохраняется тенденция старения преподавательского корпуса на всех уровнях образования, уменьшается приток молодых кадров по причине низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников образования.

Рост числа негосударственных образовательных учреждений всех уровней остро ставит проблему усиления государственно-общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Это касается как негосударственных образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, конт-

роль за качеством образовательного процесса которых затруднен недостаточным уровнем развития лицензионной службы в области, так и филиалов и представительств негосударственных вузов. На ситуацию в этих образовательных учреждениях Министерство образования Пензенской области в силу ряда причин (прежде всего нормативно-правовых) может влиять слабо.

Сокращается сеть дошкольных образовательных учреждений. За 3 последних года она сократилась более чем на 20 % главным образом за счет ведомственных детских садов. Первым уровнем системы образования в области охвачено около 55 % дошкольников (федеральный показатель — менее 50 %).

Актуальной проблемой являются устранение неодинаковой вследствие социально-экономических условий мобильности обучающихся и выравнивание возможности доступа представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях.

К важным проблемам относится восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.

В числе проблем образования — установление необходимой преемственности уровней дошкольного, общего среднего и профессионального образования, появление многопредметности в начальной школе. Усугубляется проблема разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки.

Увеличился разрыв между традиционно высоким уровнем профессионального образования в области точных и естественных наук, с одной стороны, и качеством начального и среднего профессионального образования, оторванного

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

как от общего и высшего профессионального образования, так и от потребностей рынка труда, — с другой.

Проблемные ситуации возникают и с нормативно-правовой базой образовательных учреждений новых видов, и прежде всего учебно-воспитательных комплексов. Далеко не всегда стыкуются реальные интересы образовательных учреждений разного уровня. Не полностью отработано в правовом отношении взаимодействие разных ступеней профессионального образования. Нижняя из них, как правило, находится в полной зависимости от более высокой. В свою очередь, будучи с правовой точки зрения преемственными, выпускные требования системы общего образования на практике не всегда совмещены с требованиями вступительных испытаний в вузах.

При реализации идей непрерывного образования препятствием в некоторых случаях становится ведомственная разобщенность учреждений профессионального образования.

Недостаточным представляется информационно-аналитическое и мониторинговое сопровождение образовательной деятельности, включающей комплексную, межуровневую оценку реального качества образования, без чего полномасштабная реализация идей и возможностей непрерывного образования недостижима.

Важнейшими проблемами являются изучение потребностей производства в кадровых специалистах и меняющихся под влиянием научно-технического прогресса квалификационных требований, быстрая адаптация планов комплектования и учебных планов и программ профессионально-образовательных учреждений.

Система образования как важнейшая организационная структура государства не осталась вне зоны влияния общего кризиса. Сильнее всего он коснулся общеобразовательной школы. Это связано, во-первых, с тем, что эффективность функционирования школы зависит непосредственно от бюджетного финансирования; во-вторых, с бесправным положением школьных коллективов в поиске и реализации путей выхода из кризиса, обусловленного несовершенством зако-

нодательного и правового поля, а также жесткой регламентацией экономики школы управленческими структурами системы образования.

Для решения перечисленных проблем на уровне региона необходимо разработать программы, определяющие образовательную политику во взаимодействии среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, которые представляют собой обеспечение непрерывности и преемственности профессионального образования, что ведет, в свою очередь, к интеграции средней и высшей школы. Это явление удовлетворяет социальный заказ общества и позволяет:

— повысить качество обучения на всех уровнях образования;

— существенно сократить сроки обучения при прохождении обучаемым всей цепочки средней школы, начального, среднего и высшего профессионального образования (за счет преемственности и интеграции учебных программ), послевузовского образования;

— уменьшить расходы на образование за счет сокращения сроков обучения, снижения отсева неудовлетворительно успевающих обучаемых путем переориентации их на ту ступень профессионального образования, которая им по силам и способностям;

— уменьшить затраты на материальную базу за счет совместного использования учебных мастерских и лабораторий, организации учебных групп и проведения совместных занятий с преподавателями школ, профессиональных училищ, колледжей и вузов.

С социально-экономической и культурной точек зрения система непрерывного профессионального образования является базовой для развития экономики и, как зеркало, отражает все процессы, происходящие в ней.

В систему непрерывного образования входят:

— дошкольные образовательные учреждения;

— общеобразовательные школы;

— учреждения начального и среднего профессионального образования;

— вузы;

— послевузовское образование,

— доподготовка и переподготовка.

11111111111* № 2,

В рамках этой системы происходит реализация образовательных программ, направленных на подготовку квалифицированных кадров по основным направлениям общественно полезной деятельности.

Главной целью непрерывного образования является синтез профессионального обучения и воспитания, самоопределения и развития личности, что способствует повышению качества подготовки выпускников, росту их конкурентоспособности, мобильности и адаптации в условиях рыночной экономики.

Требуют своего решения задачи интеграционной преемственности образовательно-воспитательного и научно-производственного потенциала. В связи с этим предлагается ряд направлений деятельности по реализации непрерывности образования.

1. Обеспечение взаимосвязи и преемственности семейного, дошкольного и начального общего образования:

— содействие семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, или детей с ограниченными возможностями здоровья;

— внедрение новых технологий в систему дошкольного образования;

— создание гибких программ дошкольного образования (подготовки к школе) для 5—6-летних детей с индивидуальным графиком посещения (неполная неделя, неполный день);

— разделение собственно дошкольного образования и содержания детей в организационной структуре системы дошкольного воспитания и обучения.

2. Обеспечение доступности всех уровней образования и фактического равенства прав граждан на их получение.

3. Создание новых организационных форм образовательных учреждений, объединений и ассоциирование разноуровневых образовательных учреждений (или их структурных подразделений).

4. Обучение по выровненным программам в учреждениях общего и профессионального образования:

— устранение перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний как для общего, так и для профессионального образования;

— достижение необходимости всех предметов для последующих стадий образования и востребованности в дальнейшей профессиональной деятельности.

5. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся, а также путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся; обеспечение условий для развития личности и ее творческих способностей.

6. Отработка структуры старшей ступени школы с профильным обучением для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности.

7. Обеспечение конвертируемости образования в условиях его стандартизации, непрерывности, многоуровневости и вариативности.

8. Поддержка инновационных процессов в образовании, разработка целевых образовательных проектов.

9. Обновление структуры и содержания образования граждан, сочетающих обучение с трудовой деятельностью.

10. Развитие фундаментально-прикладных и актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук.

11. Внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий, компьютеризация образовательных процессов.

12. Развитие участия вузов в международной деятельности в сфере профессионального образования.

Примером развития региональной политики в сфере образования, основанной на концепции государственной национальной политики России и Федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы», явилось создание на базе Пензенской государственной архитектурно-строительной академии (ПГАСА) нового вида государственно-общественной некоммерческой организации с правами юридического лица — Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (УУК).

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Членами Ассоциации «Университетский учебный комплекс» изъявили желание стать около 50 учреждений и организаций, в том числе 4 детских сада, 26 школ, 2 лицея, школа информационных технологий «Алгоритм», 7 профессиональных училищ, строительный колледж, химико-технологический техникум, художественное училище, автодорожный техникум, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия, строительные организации, областной центр научно-технической информации и др., которые избрали органы управления Ассоциацией и предложили их состав:

— ученый совет Ассоциации УУК — 25 чел.;

— дирекция — 11 чел.;

— попечительский совет — 80 чел.;

— научно-методический совет — 30 чел.;

— секции — 11 чел.;

— блоки — 4 чел.;

— рабочие группы научно-методического совета — 150 чел. (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ассоциация «Университетский учебный комплекс» зарегистрирована 25.05.01 в администрации Октябрьского района г. Пензы и имеет нормативно-правовые документы как некоммерческая организация с правом юридического лица. Приказом Министерства образования РФ № 2853 от 01.08.01 Ассоциации УУК присвоен статус федеральной экспериментальной площадки в рамках Федеральной программы развития образования.

Организационными принципами УУК являются добровольность вступления в Ассоциацию образовательных, научных, информационных и других организаций региона, формирование правовых и образовательных отношений на всех ступенях и уровнях образования.

Основные цели УУК — создание интеграционной регионально-отраслевой системы образования, объединение научного, интеллектуального и материальнотехнического потенциала образовательных, информационных, производственных организаций и учреждений Пензы и области, сохранение и развитие единого образовательного пространства, его структурирование на принципах цивилизованного федерализма, государственно-

общественного управления образовательных учреждений.

В настоящее время свыше 300 чел. осуществляют управление Ассоциацией, занимаются разработкой образовательных программ и проектов. Рабочие группы состоят из ученых и методистов, преподавателей и специалистов образовательных и научных учреждений, производственных организаций — членов Ассоциации УУК.

Организационная структура Ассоциации УУК представлена на рис. 2.

Разрабатывается и внедряется образовательно-инновационный проект «Интегративная преемственность образовательно-воспитательного и научно-производственного потенциала Пензенского региона». Разработка и внедрение проекта позволят реализовать комплекс сквозных выровненных образовательных программ.

1. Программа «Одаренные дети» — архитектура:

детский сад № 71 — лицей архитектуры и дизайна № 3 — художественное училище — ПГАСА.

2. Программа «Комплексная поэтапная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов высших учебных заведений» (Институт экономики и менеджмента):

детский сад № 111 — финансово-экономический лицей № 29 — средняя школа № 58 — Академия юных менеджеров и предпринимателей — строительный колледж — ПГАСА.

3. Программа «Интегративная преемственность профессионального образования»:

детские сады № 15, 111 — школы № 33, 50 — ПУ № 17, 5, 14 — химикотехнологический техникум, автодорожный техникум, строительный колледж — ПГАСА.

4. Программа «Непрерывная довузовская подготовка» с едиными выпускными экзаменами:

школы — профессиональные училища — техникумы — ПГАСА.

5. Программа целевой контрактной подготовки студентов и трудоустройства выпускников академии:

средние школы — профессиональные училища — техникумы — вуз — производственные предприятия.

6. Программа «Учебно-научно-производственный комплекс»:

41

Попечительский совет УУК

Ученый совет УУК (президиум)

Дирекция УУК і -------------

Научно-методический совет УУК

Члены университетского учебного комплекса

2 с СА

Институты и факультеты академии

ее 3 Ы

Учреж-

дения

общего

средне-

го

образо-

вания

(шко-

лы,

лицеи)

Учреждения допол-нитель-ного до школьного образования

Прочие учреждения и организации

Орга-

ны

управ-

ления

обра-

зова-

нием

Учреж-

дения

началь-

ного

проф.

образо-

вания

(ПТУ,

ВПУ)

Учреж-

дения

средне-

го

проф.

образо-

вания

(коллед-

жи,

техни-

кумы)

Секции университетского учебного комплекса по профилю образования

Блоки по направлению деятельности

До- Обще-

школь- го

ного, средне-

доп. го

обра- образо-

зова- вания

ния

На-

чаль-

ного

проф.

образо

вания

Сред-

него

проф.

образо-

вания

Выс-

шего

проф.

образо

вания

Произ- Биб-

вод- лиоте-

ство, ки, ЦНТИ,

учреж-

дения, НИИ

органи- и т.д.

зации

Рабочие группы по специализации деятельности

Специалист — выпускник (непрерывность — преемственность образования)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) широкая академическая интеграция образовательных учреждений

2) внедрение передовых идей в области образования, науки, культуры в развитие производственных сил в Пензе и области

Блок общих гуманитарных социально-экономических дисциплин

Блок математических II и общих естественнонаучных дисциплин

Ш

Блок общепрофессиональных дисциплин

Блок специальных IV дисциплин и дисцип лин специализации

е и социально-экономические дисциплины) [литература, история, культурология, социология, иностранные языки]; [литература, история, культурология, социология, иностранные языки]; 4 — рабочая группа среднего профессионального образования I блока [история, культурология, социология, иностранные языки, философия]; 5 —'рабочая группа высшего профессионального образования 1 блока [история, культурология, социология, иностранные языки, философия]; 9 — рабочая группа общего среднего образования II блока (математические и общие естественно-научные дисциплины) [информатика, математика, физика, химия]; 10 — рабочая группа начального профессионального образования II блока [информатика, математика, физика, химия]; 11 — рабочая группа среднего профессионального образования II блока "[численные методы и программирование на ЭВМ, математика, физика, химия]; 12 — рабочая группа высшего профессионального образования II блока [прикладная математика, информационные технологии, математика, физика, химия, информатика]; 15 — рабочая группа дошкольного дополнительного образования III блока (общепрофессиональные дисциплины) [рисунок, экология]; 17 — рабочая группа начального профессионального образования III блока [черчение]; 18 — рабочая группа среднего профессионального образования III блока [проектирование, строительные материалы, теоретическая и строительная механика, геодезия, архитектура, сопротивление материалов и теория упругости]; 24 — рабочая группа начального профессионального образования IV блока (специальные дисциплины и дисциплины специализации) [спецдисциплины]; 25 — рабочая группа среднего профессионального образования IV блока [технология и экономика строительного производства, управление в строительстве, строительство и эксплуатация зданий и сооружений]; 26 — рабочая группа высшего профессионального образования IV блока [технология строительного производства, строительные конструкции, безопасность жизнедеятельности, водоснабжение и водоотведение, отопление и вентиляция, теплогазоснабжение, автомобили и автомобильное хозяйство]; 27 — рабочая группа представителей производства строительных организаций и учреждений по специальным дисциплинам [проведение учебных и производственных практик по специальностям]; 7, 14, 21, 28 — информационное обеспечение дисциплин по специальностям

Р и с. 1. Структура управления Ассоциацией «Университетский учебный комплекс» на базе Пензенской государственной архитектурно-строительной академии

I

№ 2, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольное образование + ~

Общее среднее образование

9 кл.

тт

.г I

10 кл.

~1~

а

а

з

2

а

■8

а

5

5

§

о

о

л

©

а

э-

о

ГС

о.

Программа интегративной преемственности профессионального образования

7 +А-.

профессиональное образование

Т

Начальное профессиональное образование

о

ф

с;

ю

а

£1

о

а

«\>

Высшее профессиональное образование ,

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

6 курс

Т

Дополнительное п рофессионал ьное образование

Т--------

Послевузовское

образование

I

§

П редприятия

Р и с. 2. Организационная структура профессионального образования специалистов в рамках реализации программы Университетского учебного комплекса

обеспечение непрерывного практического обучения учащихся школ, училищ, студентов техникумов и академии — членов Ассоциации УУК. Проведение проектных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и обследовательских работ по научно-техническим проблемам и внедрение результатов в производство, участие в выполнении строительно-монтажных работ и организации строительства.

7. Программа «Информатизация Университетского учебного комплекса»:

вуз — дошкольные учреждения — средние школы — профессиональные училища — техникумы.

Создание единой информационной среды членов Ассоциации «Университетский учебный комплекс», «Интернет-центра».

8. Программа «Сопровождение детей-сирот до зрелого возраста в системе об-

111!111Й1И1!Ш № 2,

разовательных учреждений Университетского учебного комплекса».

Реализация этих программ позволяет:

— повысить качество обучения на всех уровнях образования;

— существенно сократить сроки обучения за счет исключения дублирования изучаемых дисциплин и достижения преемственности и интеграции учебных планов и программ;

— обеспечить быструю адаптацию выпускников в сфере производства;

— сократить расходы на образование за счет сокращения сроков обучения и обеспечить переориентацию слабо успевающих на ту ступень профессионального образования, которая им по силам и способностям;

— уменьшить затраты на развитие материально-технической базы за счет совместного использования учебных мастерских и лабораторий, кадрового потенциала для проведения занятий по

специальным программам совместно с учеными вуза и преподавателями школ, ПУ, лицеев, колледжей и академии;

— отработать функционирование инфраструктуры взаимодействия с региональным рынком труда;

— создать единую информационную среду программных, инструментальных и аппаратных средств, обеспечивающих функционирование учреждений — членов Ассоциации УУК;

— внедрить единую систему государственно-общественного управления качеством образования, научных исследований и инновационной деятельности как элемент интегрированной информационно-аналитической системы Ассоциации УУК;

— обеспечить социальные гарантии детям-сиротам в системе образования, получение ими профессионального образования и трудоустройство.

Поступила 15.10.02.

МАРКЕТИНГ ОТНОШЕНИИ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА

Т.И. Лукичева, доцент кафедры менеджмента Пензенской государственной архитектурно-строительной академии,

С.А. Кожевникова, аспирант кафедрыг педагогики Пензенского государственного педагогического университета

Ситуация, складывающаяся сегодня на рынке образовательных услуг России, во многом определяется усилением конкуренции на рынке труда. С другой стороны, демографические процессы в стране способствуют обострению конкурентной борьбы между учреждениями профессионального образования. Это предъявляет повышенные требования к профессионализму выпускников и качеству профессионального обучения в соответствии с современным мировым уровнем развития техники и технологии.

Современные тенденции перестройки организаций и за рубежом и в России характеризуются переводом управления на новую парадигму, составляющую «управленческую философию», которая

основана на системном и ситуационном подходах к управлению.

Суть старой парадигмы составляли управленческий традиционный рационализм, изначальное убеждение в том, что успех предприятия определяется прежде всего внутренней рациональной организацией, снижением издержек, выявлением внутренних производственных резервов. При таком подходе организация рассматривалась как «закрытая система», ее цели, задачи считались заданными и оставались, как и другие условия деятельности, достаточно стабильными на протяжении длительного периода времени. Основная стратегия заключалась в росте и углублении специализации, развитии функционального типа управления.

© Т.И. Лукичева, С.А. Кожевникова, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.