Научная статья на тему 'Методика преподавания экономики в финансово-экономическом лицее'

Методика преподавания экономики в финансово-экономическом лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания экономики в финансово-экономическом лицее»

№ 2, 2003

контингента сотрудников компании отобрать некоторое (ограниченное) количество, которое реально можно обучить в текущем году. Существующая система «выращивания кадров» внутри компании становится все более популярной, потому что в каждой фирме всегда есть перспективные сотрудники, которых имеет смысл зачислить в резерв на повышение или поручать им решение новых производственных задач.

Итак, путь к формированию конкурентоспособного управленческого корпуса — это обучение, основанное на вы-

соких, тщательно проработанных требованиях к компетентности и развитию менеджеров. Компания может рассчитывать на успех, если она заинтересована в создании стратегического преимущества. Лидерство на рынке, поддержание культуры ориентации на качество и борьба с конкурентами могут быть неистощимым источником развития персонала. Вместе с тем осознание необходимости обучения своего персонала — только первый шаг на длинном пути создания системы корпоративного обучения.

Поступила 11.12.02.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

Е.А. Хижняк, преподаватель кафедры немецкого языка Пензенской государственной архитектурно-строительной академии,

С.А. Кожевникова, аспирант кафедры педагогики Пензенского государственного педагогического университета

С 1995 г. в Пензе работает финансово-экономический лицей № 29. Его выпускники учатся на различных факультетах университетов, институтов Пензы, Москвы и других городов России. Необходимость преобразования школы в финансово-экономический лицей была обусловлена возросшей потребностью в специалистах экономического профиля.

Лицей — это среднее общеобразовательное учреждение повышенного уровня, реализующее принцип непрерывного образования с ярко выраженной специализацией. Финансово-экономический лицей № 29 предоставляет учащимся возможность получить не только универсальную общеобразовательную, но и экономическую подготовку. Последняя нацелена на повышение конкурентоспособности выпускников лицея на рынке труда и при поступлении в Пензенскую государственную архитектурно-строительную академию.

Особое внимание в лицее уделяется усвоению фундаментальных принципов

экономического мышления, выработке способности к аналитической работе, умения грамотно оценивать реальные процессы и события экономической и социальнополитической жизни страны, прилагать полученные экономические знания и навыки к решению конкретных задач будущей профессиональной деятельности.

Выпускники финансово-экономического лицея получают удостоверения о присвоении им специальности менеджера, бухгалтера, оператора ПЭВМ.

В соответствии со спецификой лицея приобщение учащихся к азам экономической грамотности начинается в 1—3-х классах, что позволяет заложить основы фундаментального экономического, экологического и социального сознания. На материале учебного курса «Экономика и экология» учащиеся знакомятся со следующими жизненными ситуациями: средства и условия существования; потребности живых существ и ответственность человека; ресурсы и их использование; выбор и его цена; деньги, обмен товарами и услугами; технология.

© Е.А. Хижняк, С.А. Кожевникова, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Общий подход к реализации программы в начальной школе базируется на широком использовании активных форм обучения: практикумов, тренинговых занятий, ролевых и деловых игр, тестов, конкурсных заданий, что в значительной степени повышает заинтересованность учащихся. Уроки разрабатываются в русле концепции личностно ориентированного образования.

Преподавание экономики в начальной школе осуществляется по учебным программам Л.М. Клариной «Экономика и экология для малышей»; Б.А. Райсберга,

А.С. Прутченковой «Человек. Жизнь. Экономика». Для практической работы на уроках используется учебное пособие Л.М. Клариной «Уроки гнома Эконома и феи Экологии».

Таким образом, учащиеся плавно переходят к изучению основного курса экономической программы. В результате у них наблюдается высокий интерес к предмету, сформированы начальный понятийный аппарат и небольшая база экономических знаний.

На втором этапе (5—7-е классы) при помощи дисциплины «Граждановедение» ученики знакомятся с фундаментальными социально-экономическими проблемами: что такое рыночная экономика, что такое общество, нормы жизни в обществе, права человека и гражданина, ответственность за правонарушения против собственности и личности.

Следующий этап (8—9-е классы) предусматривает развитие экономического мышления лицеистов, формирование минимального результата экономического образования: начального фундамента экономических знаний, на которых можно базировать углубленное изучение соответствующего предмета, изложение учащимся сведений, необходимых для выбора профессии и сферы деятельности.

Последняя ступень (10—11-е классы) включает обеспечение функциональной полноты экономического образования, формирование у учащихся навыков самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, что способствует выработке у них активной жиз-

ненной позиции по отношению к происходящим в обществе процессам.

Ступени экономического образования соответствуют различным уровням освоения материала на базе концентрической системы. Программа курса «Экономика» опирается на учебник И.В. Липсица «Экономика» (1-я, 2-я части).

В лицее экономическая подготовка осуществляется на основе программ и методического обеспечения, разработанных совместно с учеными академии. Программы снабжены разработками деловых игр и практикумов. Процесс обучения максимально приближен к решению актуальных практических задач.

Организована совместная работа лицея с Пензенской государственной архитектурно-строительной академией. В рамках этого сотрудничества учащиеся получают консультации у преподавателей Института экономики и менеджмента академии относительно докладов, рефератов, научно-исследовательских работ экономического профиля, имеют возможность пользоваться обширной библиотекой академии.

Для развития творческого потенциала учащихся большое значение имеют олимпиады, конференции, конкурсы (например, по основам законодательства о защите прав потребителей). В лицее ежегодно проводятся олимпиада по экономике для учащихся 9—11-х классов, научно-практическая конференция для учеников и учителей. В 2002/03 учебном году учащиеся лицея принимали участие в районном, городском, областном конкурсах Пензы по основам законодательства о защите прав потребителей, где заняли призовые места.

Широко развита практика написания рефератов. Главная задача такой работы — формирование и закрепление системы знаний по предмету. Однако параллельно решается и задача повышения языковой грамотности.

Экономика как школьный предмет в значительной степени стимулирует педагогическое творчество учителя. Сейчас развертывается принципиально новая педагогическая технология, которая получила название «микропреподавание».

111!111Й1И1!Ш № 2,

Она предполагает, что на уроке ученик получает не только то, что он может понять, но и то, что необходимо для понимания этого вопроса глубже.

Учитель должен развивать у учащихся творческое мышление, учить их применению знаний в нестандартной ситуации, уметь смоделировать и провести деловую игру, придумать варианты нестандартного начала урока, разработать систему диалогового общения на уроке. Методом воспитательного воздействия в некоторых ситуациях может выступать беседа. В ходе беседы учитель не навязывает правильный подход, а целенаправленными импульсами стимулирует дискуссию. Он должен устранить непонимание и неясности и поддержать принятие решения учащимися. Несмотря на необходимость создания свободной рабочей атмосферы, не рекомендуется позволять ученикам работать по принципу «проб и ошибок» и тратить время и силы на разбор ошибочных рабочих планов. Дискуссия учит более глубокому пониманию проблемы, умению отстаивать свою позицию, считаться с мнением другого человека.

Особого внимания заслуживает игровое моделирование — принятие решений в различных ситуациях. В ходе деловой игры лицеисты знакомятся с процессом принятия решений и таким образом готовятся к управленческой деятельности. Этот способ обучения дает им возможность принимать решения в конкретном времени, делящемся на периоды, и проверять качество принятых решений на основе достигнутых результатов. Участники играют роли, с которыми они идентифицируются, и признают правила игры как правила действительности. Они многосторонне информируются и проводят умственно-стратегические эксперименты, занимаются планированием, дискути-рованием, отдают распоряжения, ведут переговоры, применяют определенную тактику, заключают контракты и пытаются решать реальные проблемы.

В целях активизации знаний, воспитания у учащихся элементарных навыков экономического анализа в процесс обучения включены составление и решение эко-

номических задач, а также проведение практикумов, контрольных работ и тестов.

В учебном процессе используется метод направляющего текста. Этот метод знакомит учащихся с комплексной задачей, которая, как правило, решается не индивидуально, а в составе групп. Цель учителя заключается в том, чтобы разработать направляющие вопросы, направляющие предложения, указания для составления рабочих планов таким образом, чтобы не запрограммировать учебный процесс, а поддерживать самостоятельную работу над решением поставленных задач. Этот метод дает ориентацию на активные действия учеников, ставит диагноз пробелов в знаниях и позволяет определить достигнутый уровень и имеющиеся недостатки. С большим интересом учащиеся занимаются составлением бизнес-плана нового предприятия с использованием направляющего текста.

Учебный курс «Экономика» в лицее носит интегрированный характер: прослеживается связь с математикой, информатикой, правом, экономической географией, природоведением. Программа лицея основана на совместном изучении экономики, истории экономической мысли и экономической истории. В сочетании с другими предметами гуманитарного и естественно-научного циклов изучение экономики должно дать учащимся возможность понять суть экономических процессов, мотивы поведения экономических субъектов, выявить связь экономических и политических событий, экономические основания принятия политических решений на разных уровнях власти; выработать продуманный подход к выбору соотношения между эффективностью и справедливостью; научиться ориентироваться в текущих экономических событиях. Такой комплексный подход помогает учащимся воспринять экономические знания в общем русле развития цивилизации, увидеть развитие экономических воззрений, борьбу мнений.

В учебный курс введено рассмотрение основ российского законодательства в области экономики. Это позволит учащимся осознать наличие законодательного регулирования экономики, роль госу-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дарства в экономических процессах, отличие легальной экономики от «теневого» бизнеса.

Для облегчения понимания материала широко используются примеры из отечественной истории и экономики.

Преподаватель должен творчески подходить к процессу обучения, иметь свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. Он учит школьника постигать окружающий мир, иметь свое личное мнение, отстаивать его в сложных ситуациях. В ходе учебного процесса педагогу необходимо учитывать данные о ребенке: физическое и умственное развитие, предрасположенность к заболеваниям, особенности темперамента, характера, памяти, внимания и т.д. Учитель должен оберегать более слабых учеников от чувства неудачи, а сильным предоставлять возможность быстро продвигаться вперед. Темп обучения не должен определяться средним показателем успеваемости или уровнем знаний самого слабого ученика.

В процессе обучения учитель может создать ситуацию успеха в обучении цепочкой ситуаций, в которых учащиеся добиваются хороших результатов. Это ведет к возникновению у них чувства уверенности в своих силах, желания выполнить более сложное задание, с творческими элементами. Учитель может подбирать для учеников не одно, а ряд заданий нарастающей сложности или дифференцировать помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.

Полученные знания в ходе учебного процесса должны преобразовываться в навыки. Нет смысла обучать набору понятий, законов, правил. Нужно научить ученика мыслить экономически, чтобы он находил применение получаемой информации. Иначе она становится бесполезной и быстро забывается.

Необходимо использовать самые разнообразные формы контроля знаний. Так, в начале урока можно провести «разминку», в которой даются задания, требующие постоянного обращения учащихся к знаниям, полученным ранее. Известный пример таких задач — эконо-

мические загадки. Рекомендуется применить метод изучения конкретного случая — реальной проблемной ситуации. Ученики, проанализировав его, должны предложить собственный способ решения возникшей проблемы, который потом сравнивается с тем, что был принят на практике. Удачный метод организации дискуссий, решения задач, самоконтроля, взаимного контроля — работа малыми группами, когда класс разбивается на небольшие рабочие коллективы. Это развивает творческую активность учащихся. Обучение носит продуктивный, поисковый характер.

Творческая деятельность учащихся опирается на ранее приобретенные знания и умения. При этом знания и умения преобразуются в готовность и способность самостоятельно добывать новые знания, т.е. организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с возникающими проблемами.

В процессе обучения целесообразно использовать тесты, вопросы типа «верно — неверно», задания типа «найди ошибку», вопросы различного уровня сложности, задачи математической экономики, системные задачи, написание эссе. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме. Но наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий, упражнений, составление ребусов, головоломок, кроссвордов.

В 10-м и 11-м классах учащимся рекомендуется заниматься исследовательской работой, в которой рассматриваемый вопрос должен быть освещен широко и подробно, с опорой на принципы экономической теории; утверждения автора должны быть аргументированы и доказаны. Учащиеся работают по группам или индивидуально. Выбирая тему для индивидуального исследования, они руководствуются своими познавательными интересами и возможностями, а также рекомендациями учителей. По итогам работы над проектом учащиеся представляют доклады на конференциях.

В организации учебной деятельности большую роль играет мотивация. На-

№ 2,2003

блюдения показывают, что школьники чаще всего называют такие мотивы обучения: желание глубже познать, изучить предмет, вопрос; написать работу и выступить с докладом на школьной, городской конференции; получить хорошую оценку на экзамене. Названные мотивы можно использовать как стартовые для серьезного вовлечения отдельных учащихся в исследовательскую деятельность.

Описанный подход к построению учебного процесса развивает личность ученика в целом, его интеллектуальные способности, мышление, творческое воображение, фантазию, сообразительность. Учащиеся заметили, что у них формируются самостоятельность, усидчивость, терпение, упорство, ответственность, умение организовать время. Они овладели умениями работать с литературой, дополнительными материалами по

предмету, навыками написания реферата, доклада, тезисов.

Таким образом, существует много методов и приемов преподавания экономики в лицее, необходимо их использовать в системе, чтобы они служили целям школьного образования. Главная цель школьного экономического образования — формирование у школьника уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, ее самостоятельности в разрешении личностно-значимых проблем в различных сферах жизнедеятельности. Вся работа педагога должна быть построена на взаимодействии и сотрудничестве с каждым учащимся; только в этом случае обучение будет способствовать его развитию. Необходимо на протяжении обучения в школе так организовать умственное воспитание ребенка, чтобы были максимально реализованы его способности.

Поступила 15.10.02.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СИСТЕМЕ АССОЦИАЦИИ «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС»

А.И. Еремкин, ректор Пензенской государственной архитектурностроительной академии, профессор,

Л.А. Найниш, зав. кафедрой начертательной геометрии Пензенской государственной архитектурно-строительной академии, профессор,

В.Я. Вдовина, доцент кафедры технологии строительного производства Пензенской государственной архитектурно-строительной академии,

А.А. Кожеуров, директор Ассоциации «Университетский учебный комплекс»

В настоящее время не существует радикального решения проблемы полноценной адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот. В результате большинство бывших воспитанников детских домов не попадают в сферу производственной деятельности. В условиях демографического спада эта проблема приобретает особую остроту. На ее решение направлены усилия участников проекта «Сопровождение детей-сирот до зрелого возраста в системе образовательных

учреждений Университетского учебного комплекса», который реализуется при Пензенской государственной архитектурно-строительной академии. Один из аспектов сопровождения составляет обучение детей-сирот по различным уровням в образовательных учреждениях УУК.

Очевидно, что оптимальным способом решения данной проблемы является раннее обучение детей в рамках программ непрерывного профессионального образования, которые ориентированы

© А.И. Еремкин, Л.А. Найниш, В.Я. Вдовина, А.А. Кожеуров, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.