Не их о л о г о-педагогическая коррекция состояний
Проблемы психологического обеспечения профилактики профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений
Кандидат педагогических наук, доцент В.И.Белослудцев Академия управления МВД России,
г.Москва
В приказах МВД России в последние годы неоднократно обращается внимание на необходимость укрепления кадрового состава ведущих служб органов внутренних дел и, в частности, сотрудников исправительных учреждений.
Данные, основанные на статистической отчетности, говорят, что именно среди сотрудников исправительных учреждений наблюдается наибольший некомплект, значительна текучесть кадров личного состава и др. Нередко сотрудники нарушают должностные инструкции, допускают злоупотребления служебным положением, вступают в противоречия с требованиями закона и служебного долга. Эти явления обусловливаются факторами как объективного, так и субъективного характера.
К числу объективных факторов, дестабилизирующих обстановку в учреждениях, воздействующих на поведение сотрудника, снижающих его профессиональную активность, можно выделить противоречивое, кризисное состояние существующей экономической системы, деформацию нравственных устоев в обществе в целом, отсутствие четкой правовой регламентации деятельности и надлежащей материальной базы, в том числе и денежного содержания.
К субъективным факторам относится халатность по отношению к служебным обязанностям, сочетающаяся зачастую с прямой незаинтересованностью в результатах своей деятельности, приверженностью мышления к стереотипам, низкой фрустрационной толерантностью и конфликтностью в межличностных отношениях.
В исправительные учреждения зачастую приходят лица, которые не имеют достаточной профессиональной подготовки, обладают невысоким интеллектуальным уровнем, имеют такие психофизические и иные индивидуальные особенности, которые требуют постоянной коррекции в
целях обеспечения устойчивой адаптации сотрудника к условиям работы.
В таких условиях нужна продуманная система подготовки специалистов. В настоящее время четко обозначились проблемы, состоящие, во-первых, в несоответствии современных требований к профессионализму сотрудников и получаемых в ходе профессиональной подготовки знаний в системе учебных заведений различных уровней и, во-вторых, в профессиональной деформации сотрудников, проработавших длительное время в исправительных учреждениях.
Однако имеется определенная организационная структура обучения кадров, которая дает положительные результаты: первоначальная подготовка на специальных курсах в школах усовершенствования профессионального мастерства и средних специальных учебных заведениях, получение высшего специального образования, перс-подготовка и повышение квалификации кадров, в том числе и в Академии управления МВД- России. Вместе с тем и здесь имеются недостатки, например, учебно-методические программы и планы, как правило, разрабатываются на местах. Нередко в учебных заведениях одного региона обучают одну и ту же категорию сотрудников гхо разным и даже противоречивым методикам. Попытка готовить специалистов по определенной модели, квалификационным характеристикам не нашла должного распространения.
На наш взгляд, и сама система подготовки кадров не имеет пока надлежащей основы по следующим обстоятельствам. Во-первых, сотрудники учреждения, за исключением выпускников специализированных учебных заведений (Рязанского института права и экономики, Уфимского юридического института и некоторых других учебных заведений системы МВД России) проходят обучение уже после того, как они приняты на работу. Во-вторых, в процессе выполнения своих функций работники почти не подвергаются изучению на предмет соответствия занимаемой должности. В-третьих, методология и механизм изучения профпригодности личности к деятельности в системе внутренних дел еще только разрабатываются и апробируются.
В проблеме социально-психологической компетентности сотрудников и профилактики у них профессиональной деформации интерес представляют данные, характеризующие рост нарушений законности среди сотрудников, состояние здоровья личного состава учреждений, отношение сотрудников к условиям работы и др. Представляется, что именно эти данные в определенной мере смогут дать представление о социально-психологической обстановке среди личного
состава, качестве отбора сотрудников и результатах их адаптации к работе, урон не компетенции, видах и степени профессиональной деформации.
Другой группой являются данные, позволяющие охарактеризовать некоторые виды, состояние и степень устойчивости проявлений профессиональной деформации у сотрудников, показателями которой могут быть потери служебного времени по причине заболеваний личного состава, втом числе стрессовой этиологии. В директивных документах МВД России, решениях коллегий уже отмечалось, что число заболевших на каждые 100 сотрудников составляет в среднем 70 человек с продолжительностью заболевания свыше 10 дней. До 20% личного состава учреждений освобождены от физической подготовки по состоянию здоровья.
В директивных документах Министерства группа данных и оценок профессиональной компетентности сотрудников ИУ определяется, особенно в социально-психологическом значении, как недостаточная.
Исследование социально-психологического аспекта профессиональной деформации сотрудников должно быть подкреплено соответствующим научно-методическим обеспечением, с целью разработки которого авторским коллективом ВНИИ МВД России с участием автора настоящей статьи в исправительных учреждениях ряда регионов страны было проведено исследование по теме "Проблемы психологического обеспечения профилактики профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений". Объектом исследова! гая явились профессионально значимые личностные характеристики сотрудников ИУ, имеющих непосредственный длительный конгактс осужденными, целью исследования -разработка модели и процедуры психологического обеспечения профилактики профессиональной деформации сотрудников ИУ, методами исследования — стандартные тестовые методики, экспертный опрос, психолого-клипическое обследование, копте нт-анализ документов, статистической отчетности.
Ос тановимся подробнее на содержании и результатах данного исследования.
Сложность и обострение обстановки в учреждениях, исполняющих наказания, обусловливают оказание профессиональной 'психологической помощи сотрудникам, особенно тем из них, кто непосредственно ведет работу с осужденными. На важность выполнения этой задачи указывает и ряд позиций Примерного положения о психологических лабораториях исправительных учреждений. В них, как известно, определены необходимость проведения специалистами-психологами психопрофилактической работы с сотрудниками ИУ; повышения квалификации психологов ИУ, СИЗО; обучения с использованием возможностей лаборатории и консультирования работников применению форм и методов психопрофилактической работы; проведения занятий по пси-
хологической коррекции состояния и поведения сотрудников; разработки предложений по укреплению морально-психологического климата в коллективе сотрудников (соответственно пункты 2.5, 3.9, 3.10, 3.11, 3.13 приказа МВД России №305 от 2.09.1992 г.).
Одной из важных функций психологической службы исправительных учреждений является решение социальных и психологических проблем в коллективе. Главными из них являются оказание при необходимости индивидуальной психологической помощи сотруднику, психотерапевтическая коррекция стиля его поведения среди осужденных, формирование профессионального статуса в коллективе сотрудников и др.
Важное, практическое значение специалис-та-психолога в учреждении обусловлено тем, что деятельность сотрудников исправительных учреждений-имеет устойчивый характер, выражающийся, как правило, в постоянном эмоциональном напряжении сотрудников, ограниченном круге общения, негативном влиянии со стороны осужденных, психологической конфликтностью с большинством из них.
Таким образом, психологическая служба, направленная па профилактику дезадаптации нарушений и профессиональной деформации сотрудников, имеет в настоящее время и социальное значение. Введение в исправительных учреждениях психологических подразделений дает возможность не только осуществлять раннюю психологическую диап юстику возникающих дезадап-тационных расстройств у сотрудников, но и способствовать контролю морально-психологическо-го климата в коллективе сотрудников, повышать психологическую подготовленность личного состава к выполнению функциональных обязанностей и, в конечном итоге, профилактировать профессиональную деформацию. Примеры разработки программ, ориентированных на обеспечение профилактики социально-психологической дезадаптации личного состава, имеются в Пермской, Саратовской, Можайской, Мурманской, Тверской, Орловской и Рязанской психологических лабораториях.
Проведенный в ходе исследования анализ позволил в качестве основных определить следующие характеристики личности сотрудника: 1) профессионально-специальная подготовка, со-пиально-психологическая компетентность; 2) устойчивая мотивация профессиональной деятельности; 3) психическая и физическая работоспособность; 4) эмоциональная устойчивость, стрсс-соустойчивость; 5) личностные характеристики, не выходящие за пределы психической нормы. Именно эти качества составляют "психологическое ядро" профессиональной подготовки к деятельности в условиях исправительных учреждений.
Отсутствие или снижение устойчивости, положительной выраженности, кризисное состояние и декомпенсация любой из перечисленных характеристик свидетельствует о типологическом
характере, глубине профессиональной деформации (непригодности) сотрудника. В этом случае следует говорить о полной или частичной, обратимой или необратимой деформаци и.
Недостаточность специальной и социально-психологической подготовки сотрудника указывает на его служебное несоответствие или на некомпетентность как субъекта воспитательпо-нрофилакгической работы. Отказ от выполнения служебных обязанностей, их игнорирование, желание сменить место работы, проявление у сотрудника симулятивных тенденций могут свидетельствовать о глубине кризиса мотивации профессиональной деятельности. Эпизодическая (временная) или хроническая потеря психической и физической работоспособности, негативно влияющая на выполнение служебных обязанностей, часто является следствием объективных условий работы в исправительных учреждениях, показателем психического потенциала сотрудника (риск, неопределенность, конфликтность, умственная утомляемость и др.).
Снижение эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) также свидетельствует о начинающихся дезадаптивных проявлениях, о невозможности сохранить психическое равновесие и работоспособность в условиях стресса, напряженности.
Формализованная структура развития дезадаптивных нарушений у сотрудников исправительных учреждений при стрессовых воздействиях может быть представлена следующим образом. Острые и эпизодические стрессовые воздействия вызывают расстройства мышления, растерянность, ступорозные реакции; изменение коммуникативных функций; эмоциональные расстройства и реакции тревоги; вегетосоматические реакции.
Эти изменения, в свою очередь, вызывают хронифицированпый стресс, искажение мотивации поведения и стабилизацию либо дестабилизацию ролевого (служебного) статуса. При этом поведенческие реакции личности с преобладанием гиперакгивного или стенического радикала заключается в 1) активизации ролевых установок, принятии на себя ответственности за правильный выбор решений, контактности и адекватности реакций, личностных особенностях в пределах нормы; 2) активизации ролевых установок, дезорганизующих поведение, конфронтации, уклонении от ответственности, отчуждении от окружающих, девиантном поведении, психопатическом развитии.
Поведенческие реакции личности с преобладанием гипоактивного или астенического радикала заключаются в уходе от общения, самоотчужденности, дистимии, эмоциональной лабильности, девиантном поведении, психопатическом развитии либо депрессивном и соматодепрессивном затяжном состоянии, аутоагрессии (в том числе — суицид), астеническом развитии. Все это в конечном счете влияет на развитие различных типов профессиональной деформации.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на необратимость профессиональной деформации, являются изменения личностных качеств (личностная деформация), изменения психического состояния сотрудников, прослеживающиеся в дезадаптации, повышении уровня тревожности, депрессивных реакциях, сомато-вегстатив-ных заболеваниях и т.д.
Исследование показало, что в целях оказания исихолого-психиатрической помощи сотрудникам, работающим в напряженных экстремальных условиях, возможно и целесообразно использование медикаментозных средств при различных клинических формах психической дезадаптации, в частности, для купирования острых психоневрологических реакций, снятия психоэмоционального напряжения, ликвидации проявлений утомления и астении, профилактики нарушений, поддержания работоспособности, ускорения процессов восстановления психической и физической работоспособности. Следует помнить, что психическая дезадаптация складывается из суммарного значения воздействующих факторов, патогенная значимость которых опосредована психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими особенностями личности. Соотношение и значимость этих факторов в зависимости от длительности и особенностей стрес-согенных условий могут сильно варьировать. Поэтому принципы и тактика комплексных психопрофилактических мероприятий должны строиться на выборе оптимального соотношения между фармакотерапевтическими, пс ихотерапевтически -ми, психокоррекционными и социотерапевтичес-кими методами.
Механизмы формирования негативных стереотипов поведения сотрудников исправительных учреждений при осуществлении профессиональной деятельности
Кандидат медицинских наук Г.Б.Калманов, В.Г.Козюля ВНИИ МВД России
Среди многообразных видов социальной деятельности важное место занимает профессиональная. Профессия сопряжена с организацией жизни человека, стилем его поведения и характером привычек. Кроме того, каждая личность имеет предрасположенность к той гиг и иной деятельности, что в значительной мере обеспечивает ей нормальную адаптацию к специальности. К профессиональной деятельности сотрудников уголов-но-исполнителыюй системы (УИС), чьи функциональные обязанности связаны с воспитатель-