характере, глубине профессиональной деформации (непригодности) сотрудника. В этом случае следует говорить о полной или частичной, обратимой или необратимой деформаци и.
Недостаточность специальной и социально-психологической подготовки сотрудника указывает на его служебное несоответствие или на некомпетентность как субъекта воспитательно-профилактической работы. Отказ от выполнения служебных обязанностей, их игнорирование, желание сменить место работы, проявление у сотрудника симулятивных тенденций могут свидетельствовать о глубине кризиса мотивации профессиональной деятельности. Эпизодическая (временная) или хроническая потеря психической и физической работоспособности, негативно влияющая на выполнение служебных обязанностей, часто является следствием объективных условий работы в исправительных учреждениях, показателем психического потенциала сотрудника (риск, неопределенность, конфликтность, умственная утомляемость и др.).
Снижение эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) также свидетельствует о начинающихся дезадаптивных проявлениях, о невозможности сохранить психическое равновесие и работоспособность в условиях стресса, напряженности.
Формализованная структура развития дезадаптивных нарушений у сотрудников исправительных учреждений при стрессовых воздействиях может быть представлена следующим образом. Острые и эпизодические стрессовые воздействия вызывают расстройства мышления, растерянность, ступорозные реакции; изменение коммуникативных функций; эмоциональные расстройства и реакции тревоги; вегетосоматические реакции.
Эти изменения, в свою очередь, вызывают хронифицированпый стресс, искажение мотивации поведения и стабилизацию либо дестабилизацию ролевого (служебного) статуса. При этом поведенческие реакции личности с преобладанием интерактивного или стенического радикала заключается в 1) активизации ролевых установок, принятии на себя ответственности за правильный выбор решений, контактности и адекватности реакций, личностных особенностях в пределах нормы; 2) активизации ролевых установок, дезорганизующих поведение, конфронтации, уклонении от ответственности, отчуждении от окружающих, девиантном поведении, психопатическом развитии.
Поведенческие реакции личности с преобладанием гипоактивного или астенического радикала заключаются в уходе от общения, самоотчужденности, дистимии, эмоциональной лабильности, девиантном поведении, психопатическом развитии либо депрессивном и соматодепрессивном затяжном состоянии, аутоагрессии (в том числе — суицид), астеническом развитии. Все это в конечном счете влияет на развитие различных типов профессиональной деформации.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на необратимость профессиональной деформации, являются изменения личностных качеств (личностная деформация), изменения психического состояния сотрудников, прослеживающиеся в дезадаптации, повышении уровня тревожности, депрессивных реакциях, сомато-вегстатив-ных заболеваниях и т.д.
Исследование показало, что в целях оказания психолого-психиатрической помощи сотрудникам, работающим в напряженных экстремальных условиях, возможно и целесообразно использование медикаментозных средств при различных клинических формах психической дезадаптации, в частности, для купирования острых психоневрологических реакций, снятия психоэмоционального напряжения, ликвидации проявлений утомления и астении, профилактики нарушений, поддержания работоспособности, ускорения процессов восстановления психической и физической работоспособности. Следует помнить, что психическая дезадаптация складывается из суммарного значения воздействующих факторов, патогенная значимость которых опосредована психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими особенностями личности. Соотношение и значимость этих факторов в зависимости от длительности и особенностей стрес-согенных условий могут сильно варьировать. Поэтому принципы и тактика комплексных психопрофилактических мероприятий должны строиться на выборе оптимального соотношения между фармакотерапевтическими, пс ихотерапевтически -ми, психокоррекционными и социотсрапевтичес-кими методами.
Механизмы формирования негативных стереотипов поведения сотрудников исправительных учреждений при осуществлении профессиональной деятельности
Кандидат медицинских наук Г.Б.Калманов, В.Г.Козюля ВНИИ МВД России
Среди многообразных видов социальной деятельности важное место занимает профессиональная. Профессия сопряжена с организацией жизни человека, стилем его поведения и характером привычек. Кроме того, каждая личность имеет предрасположенность к той или иной деятельности, что в значительной мере обеспечивает ей нормальную адаптацию к специальности. К профессиональной деятельности сотрудников уголов-но-исполнителыюй системы (УИС), чьи функциональные обязанности связаны с воспитатель-
ной работой, предъявляются особые требования, которые включают наличие соответствующего образовательного уровня, навыков педагогической деятельности, психоэмоциональной устойчивости, а также морально-нравственные качества и адекватные социальным нормам правовые ориентации. Вместе с тем в последние годы имеет место снижение уровня профессиональной мотивации среди сотрудников исправительных учреждений (ИУ), отмечаются высокая текучесть кадров и атмосфера напряженности в коллективах, довольно высокий уровень административно-дисциплинарных нарушений, в том числе уго-ловно наказуемых, наблюдается рост чрезвычайных происшествий (суициды,-алкогольные эксцессы, травматизм), ухудшаются общие показатели здоровья, особенно нервно-психического.
Анализ столь негативной динамики показывает, что эта проблема — многоплановая и включает в себя комплекс вопросов, связанных с кадровым обеспечением, социально- и индвидуаль-но-психологическими свойствами личности, особенностями профессиональной адаптации и спецификой административно-практической деятельности сотрудников ИУ, уровнем организации служб психологического и медико-психологического обеспечения и т.д. В связи с этим основной задачей исследования являлось в сложной взаимосвязи многоуровневой организации профессиональной деятельности сотрудников ИУ выявить относительно устойчивые и закономерные детерминанты социально-психологической диз-регуляции поведения, обусловливающие низкую эффективность выполнения служебных обязанностей и способствующие формированию профессиональной деформации. Изучение базировалось на материалах, собранных в исправительных учреждениях УВД Московской, Архангельской, Омской и Калининградской областей.
Основным методом исследования был выбран про({х;ссиографический, суть которого заключается в выявлении соотношения индивидуально-психологических свойств личности с объемом и содержанием профессиональной деятельности. Целесообразность такого подхода объясняется тем, что работа сотрудников ИУ, особешто воспитательного звена, в отличие от производственных сфер, трудно поддается анализу при оценке эффективности профессиональной деятельности. Поэтому показатели социально-психологических свойств личности, трудовой самоорганизации, самодисциплины и психической устойчивости являются важными критериями в решении вопросов кадровой политики в У ИС. Кроме того, социально-психологические характеристики являются важным звеном в механизме профессиональной адаптации и относятся к категории устойчивых параметров, определяющих характер служебной деятельности. Дефекты в этой сфере становятся потенциальным фактором возникновения состояний социально-психологической дезадаптации и профессиональной деформации сотрудников. Эти сотрудники составляют "группу рис-
ка", за счет которой пополняется статистика служебного несоответствия, текучести кадров и чрезвычайных происшествий.
Следует добавить, что сотрудники ИУ традиционно относятся к категории лиц с профсссио-нально высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок, гак как помимо специфических (имеющих особое значение для личности) и не-сиеццфических (имеющих значение лдя всех категорий людей) психотравмируюгцих факторов на них воздействует большое количество факторов, связанных с общепрофессиональной активной деятельностью. К последним можно отнести сверхнормативные работы, случаи применения оружия на поражение, непредсказуемость оперативной обстановки, сложность коммуникативных отношений с осужденными и др. Все эти факторы создают психоэмоциональное напряжение, которое в норме мобилизует и активизирует адаптивные механизмы саморегуляции. Однако при чрезмерном или длительном психоэмоциональном напряжении, превышающем барьер психической и физиологической устойчивости, адаптивная стресс-реакция переходит в патогенную, проявляющуюся в дезорганизации психологических и биосоциальных функций человека.
Дефекты в социально-психологической сфере, а также дезорганизующее воздействие психогенных факторов находят свое выражение в конкретной деятельности сотрудников ИУ, в том числе и профессиональной. Проведенный нами анализ показал, что одним из механизмов, обусловливающих низкую профессиональную адаптацию и профессиональную деформацию, являются стереотипные формы мышления и поведется.
Особенности формирования стереотипных форм реагирования мы изучали с позшшй социо-генеза и психогенеза, т.е. социально-психологи-ческих и психических факторов. Такой подход продиктован тем обстоятельством, что поведете человека опосредовано различными уровнями иерархической организации психики, и, хотя конкретная схема такой организации остается дискуссионной, эмпирический опыт показывает, что различные формы поведения не только взаимосвязаны между собой, но и являются переходными стадиями единого адаптационного процесса.
Рассматривая психосоциальные формы поведения, заметим, что в социальной психологии термин "стереотип" стал широко использоваться, поэтому важно различать позитивные стереотипы, имеющие отношение к индивидуально-психологическим механизмам адаптации, и негативные. Первые являются важным звеном в системе эмоциональных адаптивных реакций и облегчают ориентировку в жизни и профессиональной деятельности. Вторые служат концентрированным выражением социальных установок и стереотипного мышления. Последнее, в отличие от догматического мышления, характеризуется тем, что стереотип фиксирует только определенные свойства объекта или явления в соответствии с эмоциональным отношением к нему. В поведении ти-
пичны ригидность, однотипность форм реагирования при различных психосоциальных ситуациях, а также механическая экстраполяция в различные сферы социальной жизни. Обычно в таких случаях конструктивность в преодолении психологических контактов резко снижается, атрофируются связи между разноуровневыми свойствами личности, утрачивается индивидуальный стиль деятельности, в том числе и профессиональной, появляются и учащаются неадекватные формы реагирования, что, в конечном счете, позволяет говорить о личностной или профессиональ-1 гой деформации. В основе стереотипов обыденного сознания лежат социальные и социально-психологические (как правило, эмоционально насыщенные) установки на то или иное явление без ясного и глубокого представления о нем. В этом отношении уместно напомнить выражение \V.Lippman (1922),автора термина "стереотип": "Действующий стереотип исключает вопрос: для чего действовать?" В целом негативные социальные стереотипы упрощают, схематизируют или искажают видение социальной реальности. При этом они могут серьезно деформировать межличностные и межгрупповые отношения в профессиональной среде, выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль в процессе социально-психологического функционирования.
Несмотря на необозримое число психологических вариаций этого феномена, многообразие смыслообразующих мотивов, стоящих за одной и той же формой поведения, возникновения их на различном социально-психологическом уровне (например, коммуникативном, перцептивном, интеракции, атрибуции и т.д.), нами описан ряд закономерностей, которые наиболее часто встречаются в профессиональной деятельности сотрудников ИУ и являются факторами, снижающими ее эффективность.
Широко распространены стереотипы, искажающие смысл деятельности сотрудников ИУ. Например, ориентировка только на внешние учетные показатели (количество побегов и других чрезвычайных происшествий среди осужденных, жесткие требования к регламентации уставных отношений и др.). Такой подход характеризуется односторонностью в работе и при этом свидетельствует о недостаточной ориентации в целях и задачах функциональных обязанностей. Однако за этим может стоять и профессиональная некомпетентность, когда компенсация чрезмерной активности в одной сфере деятельности осуществляется в ущерб другой.
Стереотипным стало также представление о преобладании институциональных или конвенциональных норм поведения над законодатель-по-правовыми. Важной их особенностью, и в этом уголовно-исполнительная система не исключение, является тот факт, что организационное поведение в них во многом регулируется и регламентируется институциональными нормами. Это могут быть традиции, обычаи, ритуалы и т.д. В це-
лом их можно обозначить как определенные социальные установки, которые выполняют функции сплочения и в определенной мере — согласования общественных целей организации. Такого рода установки имеют важное воспитательное значение, особенно для молодого кадрового пополнения, так как известно, что адаптация в значительной степе ни зависит от того, насколько эффективно и быстро человек усваивает стереотипы окружающей его среды, в том числе и профессиональной. Между тем одним из живучих стереотипов обыденного сознания стало представление о том, что любая социальная группа имеет определенные привилегии, одной из которых является удовлетворение личных интересов. Примером тому — коллективы, где воспитательная работа ориентирована на социально-право-вые нормы поведения и не обращается должного внимания на морально-нравственную сторону этого вопроса. В результате, и это подтверждается структурой правонарушений в этих коллективах, страдает вся сфера социально-правовой регуляции поведения. Такому поведению нередко сопутствует стереотип о формальных правилах выполнения своих служебных обязаннЬстей только в часы, отведенные служебйыми предписаниями. О пагубности такого стереотипа свидетельствует тот факт, что от 30 до 50% случаев чрезвычайных происшествий и нарушений законности проходит во внеслужебное время. Именно для этих сотрудников наиболее характерны стереотипы обыденного сознания в сфере социально-правовой регуляции поведения. Эти стереотипы формируют пассивность, скептицизм, снижают социально-правовую активность, а главное — вызывают в сознании сотрудников ИУ терпимое отношение к социально-нормативным отклонениям со стороны своих коллег по службе. Опасность быть подвергнутым социально-психологической изоляции создает условия, при которых морально-нравственные принципы уступают внутригрупповой солидарности и легализуют личные интересы членов коллектива над общественными.
Жестко регламентированная система уставши отношений нередко создает стереотип о снятии ответственности за порученную работу. При этом в сфере профессиональной мотивации искажается не только ее содержательная сторона, но и психодинамическая. Выражением последней является формальное отношение к служебным обязанностям, формирование бюрократических форм организационно-практической деятельности в системе ИУ, а также нивелирование творческой активности. Крайним выражением этноцентрических стереотипов стало представление об осужденных как безнадежных отбросах общества. Такой стереотип мышления формирует дис-криминационный стиль профессиональной деятельности.
Заслуживают внимания и некоторые общепрофессиональные (социально-перцептивные) факторы, которые предъявляют повышенные тре-
бования к адаптивным механизмам саморегуляции поведения. Прежде всего следует отметить, что деятельность сотрудников И У можно по праву отнести к категории профессионально коммуникативных. Схему этого процесса представим следующим образом: субъект—объект (общение регламентируется уставом и ведомственными положениями); субъект—субъект" (равенство межличностного общения в коллективе) и объект-субъект (общение с осужденными). Для эффективной служебной деятельности все схемы имеют принципиальное значение. Однако последняя, когда сотрудники ИУ получают зарплату от реализации продукции, произведенной осужденными, имеет особо важное значение. При таких условиях службу сотрудников данных колоний в большей степени можно охарактеризовать как форму организации совместной деятельности, т.е. необходимости тесного взаимодействия, взаимовосприятия и процесса коммуникации с осужденными.
При гармоничности этого процесса, скоор-дипированности руководства, контроля, планирования и управления возможно говорить о своеобразной коммуникативной компетентности. Однако 1ю многих случаях имеет место обратное явление. Наиболее типичны деперсонификации и дискриминации коммуникативного общения. В первом случае речь идет о сотрудниках, которые в си.ту конформных черт характера, слабых эмоционально-волевых качеств, а также дефектов со-циально-правовых норм регуляции легко перенимают "субкультуру" осужденных и нередко переступают черту запрещенных контактов. Другим полярным вариантом коммуникативного общения является стратегия подавления осуждештых, что прослеживается в чрезмерной грубости, жестком и зачастую несправедливом обращении с ними. В том и другом случае такого рода "коммуникативные состояния" ведут к профессиональной деформации и, в конечном счете, к административно-дисциплинарным нарушениям - вплоть до нарушений законности.
Знание профессиональных и общесоциальных стереотипов имеет особенно важное значение для руководящего звена сотрудников ИУ. Понимание их особенностей и механизмов становления позволяет выбрать оптимальный стиль руководства, правильно оценивать резервы профессиональной трудоспособности сотрудников, а также повысить эффективность средств и методов воспитательной работы среди личного состава.
Другим уровнем исследования являлось изучение служебной деятельности сотрудников ИУ с позиции психогенеза. За единицу анализа были взяты негативные типы поведения, проявляющиеся стереотипно-защитными формами реагирования на психогенные факторы. Анализ работ, посвященных данной проблеме, показывает, что стереотипно-защитные формы реагирования обычно изучаются через призму конфликтных ситуаций, в основе которых лежат противоречия в потребностях и возможностях личности с од-
ной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляет действительность, - с другой. Стереотипные формы поведения в таких случаях выступают как способы защиты от внешних и внутренних конфликтов. Следует заметить, что психоэмоциональный статус при этих состояниях (с точки зрения симптомокомплексов) относится к разряду трудно дифференцируемых, поэтому в литературе наблюдается чрезвычайно широкий семантический полиморфизм при их обозначении: "фрустрационная", "групповая", "интерперсональная" психоэмоциональная напряженность или "когнитивный дисбаланс", "диспозитивные установки" и др. В работах кли-нико-психологической ориентации — "комплексы" (А.Адлер), "экзистенциальная фрустрация" (В.Франкл, 1990), "психологический стресс" (Р.Лазарус), "психологический конфликт" (В.С.Мерлин), "субсиндром стресса" (Китаев-Смык), "утрата смысла жизни" (Фромм), "аномальные непсихотические аффекты" (Б.В.Шостакович, И.А.Кудрявцев) и т.д. Столь широкий диапазон представлений объясняется и тем, что взгляды авторов на природу и сущность этих состояний во многом зависят от плоскости исследований и теоретико-методологических ориента-ций. Тем не менее обычно не вызывает возражения тот факт, что сами по себе психогенные факторы служат лишь катализатором напряжения, вектор же дезадаптивных форм реагирования определяется психологическими параметрами. В этом, но мнению ряда исследователей, состоит парадокс указанных состояний, который заключается в том, что процесс разрешения конфликта является формой развития личности. В основе этого процесса лежит общеизвестное положение о том, что по отношению к психогенным факторам обычно занимаются две позиции, одна направлена на устранение психотравмирующих обстоятельств, а если это невозможно, другая направляется на реконструкцию или изменение системы отношений к ним. При рационально выбранной стратегии складывается новое отношение к объективной ситуации, формируются адекватные мотивы деятельности, изменяются сама структура личности и ее самосознание.
При иррационально выбранной стратегии, когда структурная иерархия деятельности сужена или минимально опосредована, а система смысловых связей заполнена защитными переживаниями, т.е. направлена лишь на уменьшение восприятия психологического конфликта, а не на его преодоление, дезинтеграционные процессы личности не только сохраняются, но и усугубляются. Несмотря на неадекватность, такие типы реагирования становятся привычными и определяют стратегию приспособительных реакций.
В литературе механизм защитной стратегии имеет различные обозначения, например: "психологическая защита" (З.Фрейд), "целевая детерминация" (Ф.Е.Василюк), "совладающее поведение" (R.S.Lazarus), "психотехнические стереотипы" (В.А.Носков), "реакция адаптации", "перцеп-
тивная защита" (Е.Т.Соколова, □.8.Но1тс8), "ин-рапсихическая адаптация" (Ф.И.Березин) и т.д. Конкретные варианты их проявления обычно представлены в следующих стереотипно- защит -ных реакциях: вытеснение, рационализация, идентификация, рефессия, гиперкомпенсация, фантазирование и т.д. Надо сказать, что однозначной систематики механизмов, лежащих в основе этих состояний, не существует, так как определить границы между стереотипными, выполняющими компенсаторные функции, и защитными, деком-пенсирующими на данном этапе развития науки не представляется возможным. Более того, существует мнение ряда исследователей, ставящих под сомнение существование таких механизмов на том основании, что границы их размыты, теории не содержа т четких концептуальных схем, классификации произвольны, а описываемая стратегия редко выступает в изолированном виде, т.е., как правило, ей сопутствует система трудно дифференцируемых стратегий. Тем не менее эмпирический опыт показывает, что реал ьность привычных и стойких стереотипных форм реагирования на неадекватные ситуации вряд ли можно отрицать. Общей направленностью их является стремление избавиться от психологического дискомфорта, однако средства достижения, т.е. сами защитные механизмы представлены ригидными, стереотипными, плохо осознаваемыми процессами, проистекающими без учета целостной ситуации и долговременной перспективы.
Наглядным примером назовем довольно распространенное в профессиональной среде сотрудников исправительных учреждений негативное явление, тесно связанное с алкогольными эксцессами. Анализ этих фактов показывает, что в 30% случаев сотрудники употребляют алкоголь с целью снять чрезмерное психоэмоциональное напряжение, тревогу, психологический дискомфорт и т.д. Для многих эта своеобразная форма защиты со временем становится привычной При выборочном обследовании в различных регионах приблизительно у 5% сотрудников были выявлены признаки хронического алкоголизма и в 30% случаев — формы бытового пьянства. Более того, изучение состояния дисциплины среди сотрудников показывает, что 2/3 из них в той или иной степени связаны с алкогольными эксцессами независимо от характера дисциплинарных нарушений.
Другим вариантом стереотипно-защитной стратегии поведения является коммуникативно-конфликтный тип, при котором, по нашей оценке, преобладали дефекты в сфере самосознания, самовосприятия и самооценки, т.е. социально-психологических качеств, определяющих уровень самоуважения, чувства достоинства и ответственности. Главная особенность в поведении сотрудников с таким типом стратегии заключается в том, что причину любых неблагоприятных событий они видят во внешней обусловленности, а упреки или замечания в свой адрес, даже справедливые, считают незаслуженными. Такое поведение
часто является причиной конфликтных ситуаций. Собственных ошибок они не видят или не хотят замечать, но и успехи, как правило, преломляют не через личные качества и достоинства, а через занимаемое социальное положение, должность или материальный статус. Поэтому изменения или посягательства на сферу этих жизненных ориентиров вызывают у них состояние эмоционального напряжения, чувство ущемленного достоинства, в конечном счете, коммуникативно-конфликтное состояние. Поведенческие реакции при этом сопровождаются вспышками гнева, раздражительности, упрямством, упреками в чужой адрес, нередко оскорблениями. Такая личность в руководящем звене создает вокруг себя атмосферу напряженности, высокой текучести кадров, к тому же чрезмерная требовательность часто распространяется лишь на окружение, характеризуясь директивным или авторитарным стилем руководства.
В результате социально-экономической нестабильности в обшестве сегодня более 70% личного состава исправительных учреждений указывают на ухудшение материального положения, неудовлетворенность решением жилищной проблемы и иные социально-бытовые трудности. Такого рода психотравмирующие факторы порождают кризис социально-правовых норм регуляции поведения у сознании сотрудников, пессимизм, скептицизм и недоверие к потенциальным возможностям законодательства. Хронический социально-бытовой дисбаланс является не только источником постоянного психоэмоционального напряжения, но и благоприятной почвой для формирования доминирующих стереотипных форм поведения. В одних случаях они носят пассивный характер и проявляются в невыполнении служебных обязанностей, безразличием, апатией в сфере профессионального и социально-психологического функционирования. При генерализации этого процесса возможно развитие клинических форм депрессии, вплоть до суицидального поведения. В других случаях стереотипы смещаются в сторону агрессивных форм, проявляясь аффективно-дисфорическими реакциями, насильственными действиями как в отношении к осужденным, так и к окружающим.
Разумеется, мы затронули лишь минимальную часть индивидуально-типологических вариаций поведения в профессиональной деятельности сотрудников. Тем не менее общим для них является низкая психоэмоциональная устойчивость, избирательная чувствительность к психогенным факторам, неадекватность реагирования и нарушения поведения, ведущие к социально-психологической и профессиональной деформации. В этой связи особого внимания заслуживает тот факт, что без соответствующей и своевременной коррекции эти состояния становятся не только привычной формой реагирования, но и приобретают процессуально-динамическое развитие, которое ведет к личностной деформации.
В систематике личностных аномалий деформация личности относится к формам, которые по своим феноменологическим особенностям выходят за пределы нормы, но не достигают степени патологии. Термин "деформация личности" до настоящего времени не имеет однозначного определения и в большей степени носит собирательный характер. В литературе эти состояния обозначаются как "стереотипы эмоциональных реакций", "патохарактерологическое развитие" (Ковалев), "парциальные патохарактерологичес-кие аномалии" (Фрейеров), "социопатии" (Ленц), "характеропатии", "псевдопсихопатии", "акцентуации характера" (Леонгард, Личко), "краева психопатия" (Кербиков, Фелинская), "дискордан-тная личность" (Биндар) и др. Хотя содержание указанных понятий не всегда совпадает, общим для них является формирование патохарактеро-логических черт. Иными словами, в отличие от стереотипных форм реагирования при этих состояниях сама личность становится носителем и источником конфликтов. Стереотипность психогенных форм реагирования проявляется в декомпен-саторных реакциях, обычно в рамках патопсихологического регистра, свойственного преморбид-ным особенностям личности (астенического, ипохондрического, истерического, психастенического и др.), алгоритм этих форм поведения становится более автоматизированным, а логика смыс-ло-содержательного компонента мотиваций — импульсивной. Направленность адаптивных механизмов саморегуляции приобретает эгоцентричный, агрессивный или аутоагрессивный характер с тенденцией к делинквентным, деструктивным и даже суицидальным формам поведения. В ряде случаев в основе столь негативной динамики имела место патологически измененная почва, в частности, алкоголизм, остаточные явления черепно-мозговой травмы, атеросклероз, интеллектуальная недостаточность органического генеза, хронические соматические заболевания. Эти сопутствующие нарушения оказывали пато-пластическое влияние на проявления дезадаптив-ньгх форм поведения, дополняя картину симпто-мокомплексами, свойственными этим заболеваниям. Важно заметить, что эти формы достаточно резистентны к методам только психологической коррекции, поэтому, наряду с психокоррекцион-ными, реабилитационная программа должна включать в себя также принципы лечебно-восстановительных и клинико-психологических мероприятий.
Таким образом, правильное понимание механизмов профессиональной адаптации и социаль-но-психологической дизрегуляции поведения сотрудтшков ИУ является важным условием совершенствования организационно-практической деятельности системы исправительнх учреждений. Без этого невозможно обеспечить оптимальную расстановку кадров, прогнозировать результаты профессиональной деятельности, определять стратегию и тактику кадровой политики, повышать эффективность рациональных средств воздей-
ствия на раскрытие и активизацию творческого потенциала сотрудников, а также своевременно и адекватно планировать комплекс психокоррек-ционных и реабилитационных мероприятий.
Рекомендации по социальной, психологической и клинико-психологической реабилитации сотрудников исправительных учреждений
В целях профилактики указанных выше негативных явлений представляется целесообразным осуществление следующих организационно-практических, кадровых, педагогических и ресоциали-зационных мероприятий.
1. Социальная реабилитация. Основными задачами ее являются устранение социально-экономического дисбаланса и решение семейно-бытовых проблем, обеспечение социально-правовой защищенности и нормальных условий служебной деятельности. Для этого необходимо:
— при каждом органе и подразделении создать службу, в задачи которой входило бы рассмотрение проблем, связанных с материальными, жилищными и иными социально-бытовыми условиями жизни сотрудников и их семей, обеспечение гарантий их социальной защищенности и личной безопасности. Обеспечить максимальную гласность при разрешении указанных вопросов;
— усилить требования к отбору кадров для работы в У И С и комплектованию персонала учреждений с учетом специфики службы (высокий уровень эмоционально-стрессовых нагрузок, наличие факторов риска, повышенное внимание к морально-нравственному облику и т.д.). Обращать особое внимание на предотвращение возможности поступления на службу лиц, имеющих криминальное прошлое или связанных с криминальными структурами. Представляется целесообразным рекомендовать проведение психодиагностического обследован!« при поступлении на службу и в период ее прохождения, не реже 1 раза в 3 года;
— подготовку личного состава осуществлять с ориентацией на практическое освоение не только узкопрофессиональных функциональных обязанностей, но и необходимых социально-психологических, экономических и правовых знаний. Вооружать практических работников навыками общения в коллективах, налаживания отношений сотрудничества и взаимопонимания, снятия конфликтных и экстремальных ситуаций, установления деловых контактов с людьми, различающимися по укладу жизни, традициям, языковой культуре;
— конкретизировать механизм функциональных обязанностей должностных лиц, занимающихся организацией и проведением воспитательной работы с личным составом на всех ее уровнях: четко распределить и закрепить участки работы между сотрудниками служб по работе с личным составом в министерствах, управлениях и учреждениях УИС;
— воспитательную работу среди личного состава строить с учетом знаний обгйесопиальных
и профессиональных стереотипов, их особенностей, механизмов и условий становления, а также правильной оценки работоспособности и творческого потенциала сотрудников ИУ;
— учитывая высокий уровень профессиональной коммуникативности сотрудников ИУ, организовать специальную подготовку по овладению методами, подходами и способами социальной психотехнической работы с людьми. Речь идет о профессиональной культуре общения, которая определяется социальными средствами и личной техникой работы с конкретными сотрудниками, осужденными и коллективом в целом.
Объем ресоциализационных мероприятий не должен носить временный характер. Основная их ориентация заключается в формировании у со-•фудаиков ИУ адаптивного стиля профессиональной деятельности, который включает в себя работоспособность, опыт, мотивы и направленность профессиональной деятельности, характер социального мышления, уровень правосознания и т.д. Иными словами, именно личностная организация в целом составляет тот индивидуальный стиль поведения, который определяет эффективность профессиональной деятельности. Изучение стиля профессиональной деятельности имеет важное значение, так как именно он офажает устойчивую целесообразную систему взаимосвязанных действий и, в конечном счете, определяет эффективность профессиональной деятельности.
2. Психологическая реабилитация заключается в выработке адекватных стереотипов поведения, психокоррекции социально-психологической деформации и дефектов воспитания, перестройке системы мотивационных и ценноотгых ори-енгаций, коррекции негативных стереотипов обыденного сознания и неадекватных механизмов психологической защиты, формировании профессиональной мотивации и адаптивных механизмов саморегуляции. Для этого:
- в функции создаваемых в УИС психологических служб следует включить организацию сеансов психоэмоциональной разфузки и снятия сфессовых состояний, своевременное проведение психодиагностики и психокоррекции, особенно среди сотрудников, обнаруживающих склонность к афессивному и аутоафессивному поведению;
- профилактические мероприятия должны включать в себя психодинамическое наблюдение за а) сотрудниками с такими личностными особенностями, как высокая степень тревожности, нейротизм, эгоцетричность, низкая самооценка; б) лицами, находящимися в кризисной ситуации личного плана; в) теми, кто впервые применил оружие на поражение и принимал участие в боевых действиях в "горячих точках";
— психокоррекционная работа должна проводиться с использованием широкого спеетра всех известных методов психологической коррекции, в частности, аутогенной тренировки, коммуникативной, поведенческой и ситуационно-фенишо-вой коррекции, фупповой дискуссии и, если это необходимо, семейной психотерапии. Последняя
имеет особенно важное значение при нестабильных браках, тяжелых семейно-бытовых условиях, конфликтном характере одного из супругов;
- различный характер и уровень социальных и социально-психологических форм дезадаптации указывают на необходимость дифференцированного подхода при психокоррекционных мероприятиях для софудников ИУ.
При формировании негативных стереотипов обыденного сознания наиболее эффективными являются методы личностно ориентированной (реконсфуктивной) психокоррекции (В.Н.Мя-ешцев, Б.Д.Карвасарский). Основными целями и задачами ее являются: 1) глубокое и всестороннее изучение личности сотрудника, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, сфуктуры и функционирования системы отношений; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению неадекватных форм поведений; 3) достижение осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями системы отношений и поведением софудника; 4) помощь софуднику в разумном разрешении психофав-мирующей ситуации, изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих; 5) изменение системы отношений софудника, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, восстановление его социального функционирования.
Не менее эффективными являются и суггестивные методы психокоррекции. Причем среди их многообразия более перспективными представляются аугосуггестивные, в частности, аутогенные тренировки. Опыт нашей работы показывает, что психокоррекционное самовоздействие, основанное на сенсорной репродукции и самонаблюдении, более результативно, чем прямые суггестии. Для психологов, использующих данные методики, важно помнить, что при обучении сотрудники ИУ проходят фи ступени овладения. Первая связана с субъективными фудностями, т.е. невозможностью сосредоточить мысли в заданном направлении. Вторая — с недостаточностью волевых усилий, главным образом, систематических. И лишь фетья ступень является той стадией, когда "самовнушение переходит в самоприказ". На этом этапе софудник становится обладателем приемов, позволяющих контролировать отрицательные психоэмоциональные переживания и выбирать оптимальную сфатегию поведения.
Сотрудникам с высоким индексом тревожности в характерологических чертах или февоги, обусловленной психофавмирующей ситуацией, можно рекомендовать методы, основанные на "поведенческой" (условнорефлекторной) психокоррекции (А-М.Свядощ, И.Е.Вольперт, M.C.JIc-бединский, A.C.Слуцкий и др.). Ведущим в механизме рассмафиваемого метода является десенсибилизация, т.е. образование условных связей между объектом тревоги, сфаха и тормозящим его расслаблением. В настоящее время существуют де-
сятки приемов этого метода. В связи с чем важной задачей психолога является индивидуальный подход к каждому сотруднику ИУ.
При организуемых в системе ИУ кабинетах психологической разгрузки целесообразны также коллективные (групповые) формы психокоррекции (Б.Д.Карвасарский, С.С.Либих, ГЛ.Ису-рина). Эти методики позволяют сотрудникам преодолеть чувство изолированности и облегчают сопоставление собственных трудностей с проблемами других и их обсуждение. В общем виде групповую динамику определяют: 1) цели, задачи и нормы фуппы, их формирование и изменение, влияние на членов группы; 2) структура лидерства в группе, возникающие в ней проблемы руководства, зависимости и соперничества; 3) сплоченность группы, привлекательность группы для ее членов, потребность участия в жизни группы и сотрудничества при реализации совместных задач; 4) групповое напряжение, проявление враждебности и антипатии; 5) актуализация прежнего эмоционального опыта и прошлых стереотипов межличностных отношений во взаимодействии с отдельными членами группы; 6) формирование подгрупп, их отношение к группе и влияние на ее функционирование. Перечисленные факторы групповой динамики могут также рассматриваться как одна из основных тем групповой дискуссии.
Наиболее эффективно проведение психокоррекции в так называемых '"малых" группах (от 4 до 8 человек).
Результаты наших исследований показывают, что достижение высоких результатов происходит в случае, если указанные методики сбалансированы методами, направленными на психокоррек-ционное влияние общения и воздействия искусством, в частности, музыкотерапией, творческой деятельностью, семейной психокоррекцией.
3. Клинико-психологические формы реабилитации направлены, главным образом, на коррекцию патохарактерологических аномалий, нормализацию чрезмерного психоэмоционального
напряжения, восстановление нейродинамических функций, повышение психофизиологических механизмов саморегуляции и работоспособности, профилактику психосоматических и психических нарушений. Арсенал реабилитационных мероприятий при этом включает также психотерапевтические и фармакокоррекционные мероприятия. Понятно, что осуществление такого рода реабилитационных мероприятий требует высокого уровня квалификации, знаний основ медицинской психологии и деонтологии, умения своевременно распознавать патопсихологические формы дезадаптивного поведения и отличать обратимые патопсихологические симптомокомплек-сы от малообратимых дефицитарных. Не менее важной задачей на этом этапе является своевременное привлечение клинических психологов и психиатров с целью компетентной реализации комплекса реабилитационных мероприятий.
Предлагаемая схема профилактических, пси-хокоррекционных и лечебно-восстановительных мероприятий должна быть не только полной по содержанию и объему, но и динамичной. Система взаимосвязанных социальных, психологических и медицинских компонентов в ней в зависимости от многих переменных гибко и своевременно видоизменяется или дополняется.
Рекомендации подготовлены в соответствии с заявкой ГУИН МВД России и планом НИР ВНИИ МВД России на 1996 г. (п. 7.20) и предназначены для сотрудников отдела по работе с личным составом Главка, соответствующих подразделений УИН МВД-УВД республик, краев, областей, медицинских служб исправительных. учреждений, пенитенциарных психологов.
Литература
Калманов Г.Б. Механизмы формирования негативных стереотипов поведения сотрудников И ГУ при осу ществлении профессиональной деятельности // Проблемы совершенствования деятельности УИС МВД России: Сб.научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 1997.