Научная статья на тему 'Проблемы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет '

Проблемы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
юридическая ответственность / мониторинг информационных угроз / социальные сети / информационное противоборство / информационно-психологическое воздействие / legal responsibility / monitoring of information threats / social networks / information confrontation / information and psychological impact

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лариса Владимировна Магдилова, Магомедрасул Гамзатович Яхьяев

В статье рассмотрены правовые основы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет, а также особенности привлечения к уголовной, административной и гражданской ответственности. Особое внимание уделено распространению экстремистских материалов в социальных сетях, которые стали эффективной площадкой разжигания межнациональных и конфессиональных конфликтов, вражды и ненависти. Для предотвращения распространения экстремистских материалов необходимо совершенствование организации оперативно-розыскных мероприятий, мониторинга Интернет-пространства и использование специальных программно-технических средств для анализа распространяемой информации в сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лариса Владимировна Магдилова, Магомедрасул Гамзатович Яхьяев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of countering the dissemination of extremist materials on the Internet

The article considers the legal basis of counteraction to the spread of extremist materials in the Internet, as well as the peculiarities of criminal, administrative and civil liability. Special attention is paid to the spread of extremist materials in social networks, which have become an effective platform for inciting interethnic and confessional conflicts, hostility and hatred. To prevent the spread of extremist materials it is necessary to improve the organization of operational and investigative measures, monitoring of the Internet space and the use of special software and hardware tools to analyze the disseminated information in the network.

Текст научной работы на тему «Проблемы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 86 — 90. State service and personnel. 2023;(5):86 —90.

Научная статья УДК 34 ББК 67.400.6

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-86-90 EDN: https://elibrary.ru/CDQNQV

NIION: 2012-0061-05/23-270 MOSURED: 77/27-008-2023-05-470

Проблемы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет

Лариса Владимировна Магдилова1, Магомедрасул Гамзатович Яхьяев2

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия,

1 maglar@mail.ru

2 yahyaev.magomedrasul.99@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены правовые основы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет, а также особенности привлечения к уголовной, административной и гражданской ответственности. Особое внимание уделено распространению экстремистских материалов в социальных сетях, которые стали эффективной площадкой разжигания межнациональных и конфессиональных конфликтов, вражды и ненависти. Для предотвращения распространения экстремистских материалов необходимо совершенствование организации оперативно-розыскных мероприятий, мониторинга Интернет-пространства и использование специальных программно-технических средств для анализа распространяемой информации в сети.

Ключевые слова: юридическая ответственность, мониторинг информационных угроз, социальные сети, информационное противоборство, информационно-психологическое воздействие

Для цитирования: Магдилова Л.В., Яхьяев М.Г. Проблемы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 86—90. https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2023-5-86-90 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/CDQNQV

Original article

Problems of countering the dissemination of extremist materials on the Internet

Larisa V. Magdilova1, Magomedrasul G. Yakhyaev2

Dagestan state university, Mahachkala, Russia,

1 maglar@mail.ru

2 yahyaev.magomedrasul.99@gmail.com

Abstract. The article considers the legal basis of counteraction to the spread of extremist materials in the Internet, as well as the peculiarities of criminal, administrative and civil liability. Special attention is paid to the spread of extremist materials in social networks, which have become an effective platform for inciting interethnic and confessional conflicts, hostility and hatred. To prevent the spread of extremist materials it is necessary to improve the organization of operational and investigative measures, monitoring of the Internet space and the use of special software and hardware tools to analyze the disseminated information in the network.

Keywords: legal responsibility, monitoring of information threats, social networks, information confrontation, information and psychological impact

For citation: Magdilova L.V., Yakhyaev M.G. Problems of countering the dissemination of extremist materials on the Internet // State service and personnel. 2023. (5):86—90. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-86-90 EDN: https://elibrary.ru/CDQNQV

Введение

Современное развитие общества характеризуется возрастающей ролью цифровых технологий во всех сферах человеческой деятельности. Существующие общественные отношения трансфор-

© Магдилова Л.В., Яхьяев М.Г., 2023

мируются под воздействием инноваций и требуют адекватной реакции правовой системы. Использование информационно-телекоммуникационных сетей оказывает значительное влияние на существующие формы взаимодействия в государстве и обществе, а также межгосударственного обмена информацией. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что трансграничность

№ 5/2023

сети Интернет создает ряд проблем, одной из которых является распространение экстремистских материалов в сетевом пространстве международными террористическими организациями, преследующих цель дестабилизации обстановки, созданию угроз территориальной целостности и общественной безопасности, конституционному строю и гражданскому миру в Российской Федерации. Со своей стороны, государство проводит политику, направленную на противодействие проявлению экстремизма. Борьбе с экстремизмом придается важное значение. Указом Президента РФ от 29.05.2020 №344 была утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, являющаяся основным документом для государственных органов власти и управления различных уровней. В ней определяются цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремистским действиям различных сил с учетом существующих угроз и вызовов, в том числе в области информационной безопасности личности, общества и государства.

Использование Интернет-пространства в качестве средства взаимодействия экстремистских организация вызывает обеспокоенность со стороны правоохранительных органов. Преступники также используют возможности всемирной паутины для распространения экстремистских материалов, направленных на возбуждение ненависти или вражды, унижения достоинства личности или группы лиц по половым, расовым, религиозным, национальным, языковым и т.п. признакам, путем призыва к насильственным действиям, участию в несанкционированных митингах, а также вербовки в свои ряды новых членов, организаций и координации совершения преступлений, распространения и пропаганды экстремистской идеологии.

В этих условиях необходим системный мониторинг информации, распространяемой в сетевых изданиях, блогах, социальных сетях в информационно-коммуникационной сети Интернет, создание действенного механизма противодействия и пресечения действий экстремистского характера в виртуальном пространстве.

Правовые основы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет

Правовой основой противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет является Федеральный закон №114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстре-мисткой деятельности». В статье 13 данного за-

кона на территории России запрещается распространение таких материалов, а также их производство и хранение. За осуществление экстреми-сткой деятельности государственные служащие, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданскую ответственность. За правонарушения, связанные с распространением экстремистских материалов в сети Интернет предусмотрена административная ответственность, в том числе в части 2 статьи 13.15, части 1 и 2 статьи 20.3, статье 20.29 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Эти правонарушения связаны с распространением информации о запрещенных экстремистских организациях, пропагандой и распространением нацисткой символики, массовым распространением экстремистских материалов, включённых в соответствующий федеральный список. Гражданско-правовая ответственность за распространение экстремистских материалов в сети Интернет связана с нематериальными убытками (распространение сведений, порочащих деловую репутацию, унижение чести и достоинства вследствие разжигания религиозной или национальной розни и т.п.) и наступает на основании статей 151 и 1099 Гражданского кодекса РФ.

Операторы связи (интернет-провайдеры), которые предоставляют программно-техническую возможность подключения к сети Интернет, обязаны ограничить доступ к сайтам, содержащим экстремистские материалы и запрещенную законом информацию. Формирование списка запрещенных материалов осуществляется Министерством юстиции РФ на основании судебных решений. По состоянию на 31 октября 2023 года в списке значится 5395 запрещенных к распространению источников. Для сравнения этот показатель в 2013 году составлял 2179 источников [1], что в 2,5 раза меньше. Правовой основой формирования списка запрещенных сайтов является статья 20.29 КоАП, статья 220 и 282 Уголовного кодекса, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности».

Ограничение доступа к материалам экстре-мисткой направленности операторами связи осуществляется на основании требований, закрепленных в таких федеральных законах, как № 126-ФЗ «О связи», №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», №2124-1 «О средствах массовой информации».

№ 5/2023

Направления противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет

В настоящее время сеть Интернет и другие информационно-телекоммуникационные системы стали использоваться в качестве средств распространения экстремистской идеологии, направленной на разжигание межнациональный и межконфессиональных конфликтов, ненависти и вражды. В Стратегии противодействия экстремизму определены основные положения, которые необходимо учитывать при осуществлении противодействия распространению экстремизма. Авторами научных исследований в данной области [2]

отмечается, что сохранением каналов и источников с экстремистскими материалами обеспечивается наличие угроз, что крайне недопустимо. Особую роль в распространении экстремистских идей стали играть социальные сети, где каждый выражает свое мнение путем размещения информации в своих аккаунтах или комментируя позицию государственных органов в официальных источниках. Правоохранительные органы проводят анализ подобной информации, по фактам распространения экстремистских материалов в сети Интернет виновные привлекаются к административной и уголовной ответственности (таблица 1) [3].

Таблица 1

Подвергнуто наказанию по уголовной и административной ответственности за распространение экстремистских материалов

Вид ответственности 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Административная ответственность

привлечено к административной ответственности по ст. 20.3.1 и 20.3 КоАП РФ 1665 1652 2771 3036 4119 5270

привлечено к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ 1846 1964 1591 1826 1319 869

Уголовная ответственность

осуждено лиц по ч. 1 ст. 282 УК РФ 460 418 14 7 20 25

Резкое снижение осужденных в 2019 году по ч.1 ст. 282 — возбуждение ненависти или вражды — объясняется декриминализацией этого деяния путем введения в КоАП ст. 20.3.1. — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства. Уголовное наказание по ч.1 ст. 282 применяется только после того, как человек совершит подобное деяние повторно в течение года после привлечения его к административной ответственности за аналогичное действие.

Статистические данные демонстрируют рост распространения экстремистской идеологии, что отражает объективно социальный характер: практически неограниченный доступ, трансграничный характер сети Интернет, огромная аудитория пользователей, высокая скорость распространения информации, низкая стоимость услуг подключения к сети. Одной из главных проблем привлечения к ответственности является отсутствие

международных соглашений. Представители деструктивных организаций и движений используют интернет для разжигания межнациональной, расовой и религиозной вражды, создания информационных порталов, искажающих новости и формирующих «нужное» общественное мнение [4].

Со сменой политической ситуации в мире многие зарубежные центры (например, Центры информационно-психологических операций) используют сеть Интернет для ведения информационных войн (информационно-психологического противоборства) с целью дестабилизации ситуации внутри России. Ярким примером являются события 29 октября 2023 в аэропорту города Махачкалы, когда тысячи человек проникли на взлетную полосу, воспрепятствовали нормальной работе росавиации, выкрикивали антисемитские лозунги. Эта ситуация была спровоцирована извне, чтобы вызвать дестабилизацию в обще-

№ 5/2023

стве. В течение нескольких недель возмущение действиями Израиля по отношению к сектору Газа подогревалось телеграмм-каналом «Утро Дагестана». Управление СК по Дагестану возбудило уголовное дело, квалифицировав события как массовые беспорядки. За неповиновение полиции привлечено 82 нарушителя, из-за мелкого хулиганства составили 107 протоколов, 17 человек задержали по факту организации митинга. В результате распространения экстремистских материалов, вызвавших беспорядки и возмущения в обществе, был нанесен ущерб 285 млн. рублей, пострадали работники правоохранительных органов.

Социальные сети стали удобной площадкой для распространения информации экстремистского характера [5]. В этой связи, в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в 2020 году были внесены изменения (ст. 10.6), согласно которым владелец социальной сети должен предпринимать меры для предотвращения распространения экстремистских материалов. Для этого осуществляется мониторинг сети, по выявленным фактам нарушений ограничивается доступ и информируется надзорный орган.

Важную роль играет профилактика преступлений экстремистской направленности, которая предполагает совершенствование правовых основ противодействия распространению экстремистских материалов, а также системы статистического учета и обмена данными между органами власти, работа над результативностью проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Остается проблемой отсутствие однозначной правовой регламентации мониторинга деятельности правоохранительных органов по противодействию использованию сети Интернет в экстремистских целях [6].

В качестве программно-технических решений противодействия и профилактики распространения экстремистских материалов в сети Интернет можно использовать поисковую систему «СЕУС» - специализированный продукт, предназначенный для решения сотрудниками государственных органов и силовых структур задач, связанных с поиском, мониторингом и анализом информации, размещенной в открытом пространстве социальных сетей. Для анализа активности интересуемого лица в социальной сети ВКонтакте используется собственное приложение социальной сети 1п£оЛрр. В России в конце 2022 года — начале 2023-го протестировали и подключили к другим инструментам мониторинга систему под названием «Окулус». Анализируя 200 000 изображений в сутки, она помогает выявлять нарушения законов в фотографиях и видеороликах,

касающиеся экстремизма, призывов к массовым мероприятиям, суициду, а также пропаганды наркотиков.

Таким образом, системный подход к организации противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет позволит более эффективно противостоять данному виду противозаконных деяний.

Заключение

При распространение экстремисткой идеологии в качестве средства используется сеть Интернет, посредством которой пропагандируются призывы к разжиганию национальной и расовой розни, межнациональные конфликты, призывы к свержению власти. Также осуществляется вербовка в преступные сообщества новых членов, происходит распространение запрещенной информации и фейков, осуществляется координация несанкционированных митингов и т.п. Для противодействия этому в Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов и стратегических документов, которые устанавливают ответственность за распространение экстремистских материалов в сети Интернет.

Стратегия противодействия экстремистской деятельности, принятая 29 мая 2020, содержит основные понятия: идеология насилия, радикализм, экстремистская идеология, проявление экстремизма, противодействие экстремизму, тем самым расширяет понятийный аппарат Федерального закона от 25 июня 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В статье 13 данного закона предусмотрена ответственность за распространение экстремистских материалов, список которых в обязательном порядке публикуется на сайте Министерства юстиции РФ.

В Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, в том числе в сети Интернет, а также их производство или хранение в целях распространения. Материалы признаются экстремистскими федеральным судом, после чего принимаются меры по их конфискации или удаления в сети Интернет. В качестве субъектов, привлекаемых к ответственности, за распространение экстремистских материалов могут выступать должностные лица, государственные и муниципальные служащие, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. При организации противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет необходим системный подход, предусматривающий использование не только правовых мер, но также организационно-тех-

№ 5/2023

нических и программных средств обнаружения и удаления такой информации.

Список источников

1. Агамиров К.В. Правовые вопросы формирования федерального списка экстремистских материалов: теоретические и практические аспекты //Образование и право. 2022. № 9. C. 65—70.

2. Иванцов С.В., Борисов С.В. Актуальные вопросы уголовно-правового противодействия распространению экстремистской идеологии в Российской Федерации. //Научный портал МВД России. 2022. № 2 (58). С. 50-57.

3. Судебная статистика РФ. // Ь"Ир8://судеб-наястатистика.рф/81а1в/§г/1/22/в/0

4. Усманов И.М., Силаева H.A. Противодействие экстремизму в условиях информатизации общества. //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 1 (93). С. 168—175.

5. Бережной АА. Противодействие распространению экстремистских материалов в сети Интернет: успехи и проблемы правового регулирования. //Вестник Воронежского института ФСИН России. 2022. № 1. С. 130-135.

6. Баранов В.В. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. //Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 104—111.

References

1. Agamirov K.V. Legal issues of formation of the federal list of extremist materials: theoretical and practical aspects //Education and Law. 2022. № 9. C. 65—70.

2. Ivantsov S.V., Borisov S.V. Actual issues of criminal-legal counteraction to the spread of extremist ideology in the Russian Federation. // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 2 (58). C. 50—57.

3. Judicial Statistics of the Russian Federation. // https://cyfle6HaacTaTHCTHKa.p^/stats/gr/t/22/s/0

4. Usmanov I.M., Silaeva NA. Counteraction to extremism in the conditions of informatization of society. //Vestnik St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 1 (93). C. 168—175.

5. Berezhnoy AA. Counteraction to the dissemination of extremist materials on the Internet: successes and problems of legal regulation. // Vestnik Voronezh Institute of FSIN of Russia. 2022. № 1. C. 130-135.

6. Baranov V.V. Activity of internal affairs bodies on prevention of crimes of extremist orientation committed with the use of the Internet. // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1 (65). C. 104—111.

Информация об авторах

Л.В. Магдилова — Дагестанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент. М.Г. Яхьяев — Дагестанский государственный университет, магистрант.

Information about the authors L.V. Magdilova — Dagestan State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor. M.G. Yakhyaev — Dagestan State University, Master's Student.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this publication. The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 24.1 1.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.