Научная статья на тему 'Проблемы программно-целевого планирования здравоохранения муниципального образования'

Проблемы программно-целевого планирования здравоохранения муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ФАКТИЧЕСКИ ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ / HEALTH CARE REFORMATION / MODERNIZATION / LONG-TERM TARGET PROGRAM / REGULATED INDICATOR / ACTUALLY ACHIEVED INDICATOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Огнева Екатерина Юрьевна

В статье представлены результаты специального исследования, проведенного с целью определения результативности Программы "Развитие системы здравоохранения города Серпухова на 2011-2013 годы", представлены результаты сравнительного анализа показателей, запланированных Программой в качестве достижений, с фактически достигнутыми показателями, а также представлены и аргументированы критические замечания, касающиеся перечня регламентируемых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Огнева Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of goal-oriented planning of municipality health care

The article presents results of special study carried out with the purpose to determine effectiveness of the Program "Development of health care system of the city of Serpukhov in 2011-2013". The comparative analysis was applied to indicators planned by the Program as achievements and actually achieved indicators. The critical remarks concerning listing of regulate indicators are presented and argued.

Текст научной работы на тему «Проблемы программно-целевого планирования здравоохранения муниципального образования»

© Огнева Е.Ю., 2015 УДК 614.2-053.08

Огнева ЕЮ.

ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Администрация города Серпухов Московской области, 142203 Серпухов, Россия

В статье представлены результаты специального исследования, проведенного с целью определения результативности Программы "Развитие системы здравоохранения города Серпухова на 2011—2013 годы", представлены результаты сравнительного анализа показателей, запланированных Программой в качестве достижений, с фактически достигнутыми показателями, а также представлены и аргументированы критические замечания, касающиеся перечня регламентируемых показателей.

Ключевые слова: реформирование здравоохранения; модернизация; долгосрочная целевая программа;

регламентированный показатель; фактически достигнутый уровень.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (6): 41—43.

Для корреспонденции: Огнева Екатерина Юрьевна, ogneva-e@mail.ru

Ogneva E.Yu.

THE PROBLEMS OF GOAL-ORIENTED PLANNING OF MUNICIPALITY HEALTH CARE The administration of city of Serpukhov of the Moscow oblast, 142203 Serpukhov, Russia The article presents results of special study carried out with the purpose to determine effectiveness of the Program "Development of health care system of the city of Serpukhov in 2011—2013". The comparative analysis was applied to indicators planned by the Program as achievements and actually achieved indicators. The critical remarks concerning listing of regulate indicators are presented and argued.

Keywords: health care reformation; modernization; long-term target program; regulated indicator; actually achieved indicator

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (6): 41—43.

For correspondence: Ogneva E.Yu., ogneva-e@mmail.ru

Received 13.04.2015

Основной задачей реформирования системы здравоохранения является улучшение качества и доступности медицинской помощи населению.

Одним из направлений проводимого в Российской Федерации реформирования отрасли явилась программа модернизации здравоохранения, предусматривавшая улучшение материально-технической базы, информатизацию, внедрение стандартов медицинской помощи и др.

Необходимость модернизации обусловлена наличием множественных проблем в системе здравоохранения, суть которых заключалась в том, что система не обеспечивала в полной мере государственные гарантии медицинской помощи, надлежащий уровень доступности и высокое качество ее оказания [1—2]. Все это требовало создания системы здравоохранения, руководимой и ориентированной на профессионалов, владеющих высокотехнологичными методами диагностики и лечения, сосредоточенных в центрах, оснащенных дорогостоящим оборудованием.

Основополагающими документами, которые составили правовую основу современной модернизации системы здравоохранения, являются:

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.";

Распоряжение правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.".

В период 2011—2012 гг. в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществлялась реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по мо-

дернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь. В связи с этим было принято Постановление правительства Московской области от 17.05.2011 г. № 446/19 "О реализации подпрограммы "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011—2012 годы". В соответствии с этим Постановлением главой города Серпухова было принято постановление от 20.01.2009 г. № 67 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ г. Серпухова", на основании которого утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие системы здравоохранения города Серпухова на 2011—2013 гг." (далее — Программа).

Разработка федеральных, региональных и территориальных программ, формирующих текущие и перспективные задачи в сфере здравоохранения и меры по их реализации, является неотъемлемым элементом современной политики.

Программой были запланированы определенные достижения по ряду конкретных показателей.

В рамках специального исследования, целью которого стала оценка результативности Программы, нами проведен сравнительный анализ показателей, запланированных в качестве достижений реализации Программы, с фактически достигнутыми показателями (табл. 1).

Для достижения поставленной цели проанализированы данные, характеризующие изменение численности и возрастного состава населения Серпухова за время реализации Программы, основные демографические показатели базовой территории, деятельность коечного фонда и кадровое обеспечение больничных учреждений Серпухова, а также деятельность менее затратного вида медицинской помощи — дневного стационара.

Изучены объемы амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной населению Серпухова в 2012 и

Таблица

Фактическая реализация Программы "Развитие системы здравоохранения города Серпухова на 2011—2013 годы"

Планируемое направление Плановый Фактический

показатель показатель

1. Укрепление материально-технической базы

В том числе:

увеличение фондовооруженности, руб./врач 208224,17 1 098 566, 26

общая заболеваемость, %о 1110,49 1387,90

первичная инвалидность, число случаев 682 651

общая смертность, число случаев 2260 2049

2. Внедрение современных информационных технологий

В том числе:

запись на прием к врачу, мин До 10 15

3. Внедрение медицинских стандартов

В том числе:

госпитализация в ДС, число пациентов 3500 2404

сокращение госпитализации в стационар, число паци- 30 000 30 251

ентов

увеличение числа посещений в АПУ, абс. ед. До 942 327 812 693

сокращение числа вызовов скорой помощи, абс. ед. До 36 341 55 938

увеличение заработной платы, руб.:

врачей До 29 160 33 108

среднего медперсонала До 20 980 20 897

прочего персонала До 12 314,8 18 130

4. Решение кадровых проблем

В том числе:

снижение численности нуждающихся в улучшении До 6 6

жилищных условий, абс. ед.

повышение занятости и укомплектованности До 80,37 69,08

врачебных должностей

физическими лицами, % До 60,47 52,56

2013 г., деятельность и кадровое обеспечение станции скорой медицинской помощи ЦРБ Серпухова, проведен анализ обеспеченности больничных учреждений Серпухова лечебно-диагностическим оборудованием, изучены и проанализированы объемы деятельности вспомогательных лечебно-диагностических отделений, проанализирована структура финансирования Программы. Было организовано проведение социологического исследования, целью которого явилось изучение мнения пациентов о произошедших изменениях в качестве и доступности медицинской помощи за время реализации Программы, а также изучение мнения врачей и руководителей медицинских организаций о ее результативности. Для организации данного исследования и достижения поставленных целей были разработаны специальные анкеты пациента и врача. Приняли участие в социологическом исследовании 482 респондента. Выборочная совокупность, для проведения социологического изучения мнения врачей составила 416 респондентов. При этом общая численность врачей, работающих в системе здравоохранения Серпухова, в 2013 г. составляла 434 человека. Таким образом, практически был применен метод сплошной выборки, который в полной мере обусловливает высокую степень достоверности полученных результатов.

Программой социологического исследования было запланировано интервьюирование руководителей и медицинских организаций. Такие интервью были проведены с применением полуформализованных опросников с 26 руководителями, в том числе с 8 главными врачами и 18 их заместителями. По результатам проведенных интервью были определены наиболее острые проблемы организации и функционирования медицинских учреждений Серпухова, а также консолидирован-

1 ное мнение руководителей о результативности Программы.

Представленные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что по многим показателям запланированные уровни не достигнуты. Так, запланированный показатель общей заболеваемости (1110,49%о) по факту в 2013 г. был намного выше и составил 1387,9%. Затраты времени на запись к врачу по результатам специально организованного анкетирования пациентов составили 15 мин вместо регламентированных Программой 10 мин. Запланированное увеличение численности пациентов ДС до 3500 человек по факту составило только 2404 пациента. Предполагавшееся сокращение госпитализации в стационар до 30 000 пациентов также не выполнено: по факту в 2013 г. был госпитализирован 30 251 пациент. Увеличение числа посещений АПУ до 942 327 по факту составило 812 693 посещения.

Фактическое сокращение объемов предоставления скорой помощи до 36 341 вызова в год по факту в 2013 г. составило 55 938 вызовов, что превышало плановый показатель на год (36 341). Занятость штатных врачебных должностей до 80,37% фактически в 2013 г. составила только 69,08%, а запланированный показатель укомплектованности физическими лицами до 60,47% по факту составил 52,56%.

Большинство запланированных Программой показателей (уровень смертности, уровень заболеваемости, уровень инвалидизации населения, число госпитализаций в дневной стационар, число госпитализаций в стационар, число посещений АПУ, число вызовов скорой помощи) зависят несравнимо в большей степени от факторов, которые не имеют отношения к системе здравоохранения. К их числу относятся экология, генетическая наследственность, уровень социально-экономической обеспеченности изучаемого населения, эпидемиологическая ситуация на изучаемой территории, санитарно-гигиеническая осведомленность изучаемого контингента и другие. В связи с этим в программах развития здравоохранения целесообразно планировать достижение лишь тех показателей, на которые можно воздействовать путем реализации определенных мероприятий, относящихся к компетенции органов управления здравоохранением. К ним относятся фондовооруженность, размер заработной платы всех категорий медицинских работников, укомплектованность штатных должностей медицинского персонала, численность медицинских работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти показатели регулируются путем закупки лечебно-диагностического оборудования, увеличением или уменьшением заработной платы медицинского персонала, кадровой политикой.

Одним из основных направлений Программы является укрепление материально-технической базы здравоохранения. Этот аспект подлежит реализации путем закупки нового современного лечебно-диагностического оборудования, вследствие чего будет повышена фондовооруженность — показатель, который выражается стоимостью оборудования, приходящегося на одну врачебную должность.

В соответствии с задачами исследования проведен анализ обеспеченности больничных учреждений

Таблица 2

Обеспеченность больничных учреждений Серпухова лечебно-диагностическим оборудованием

Оборудование

2012 г.

2013 г.

ЭКГ, ИВЛ, анализаторы и др. Рентгенологическая аппаратура МРТ

Компьютерный томограф УЗИ-аппаратура Лабораторное оборудование Персональные компьютеры Печатные устройства и МФУ

43 27

16 134 127 107

59 30 1 2

25 135 193 154

Серпухова лечебно-диагностическим оборудованием (табл. 2).

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличились арсенал лечебно-диагностического оборудования и численность аппаратуры всех видов.

Произошедшее повышение обеспеченности больничных учреждений Серпухова лечебно-диагностическим оборудованием обусловило ожидаемое увеличение фондовооруженности, запланированный показатель фондовооруженности 208 224,17 руб./врач существенно перевыполнен и в 2013 г. он составил 1 098 566,26 руб./ врач (см. табл. 1). Этот факт является доказательством того, что фондовооруженность относится к числу показателей, регулируемых мероприятиями, относящимися к компетенции органов управления здравоохранением.

Следует также отметить, что запланированное Программой увеличение заработной платы врачей до 29 160 руб. по факту составило 33 108 руб., среднего медперсонала 20 980 руб. и 20 897 руб., младшего медперсонала 12 314,8 руб. и 18 130 руб. соответственно. Таким образом, запланированные Программой уровни заработной платы различных категорий медицинского персонала достигнуты. Достижение этих показателей

обусловлено реализацией необходимых мероприятий, относящихся к компетенции органов управления здравоохранением.

За время реализации Программы был успешно решен вопрос уменьшения численности медицинских работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий: запланированное снижение численности таких нуждающихся до 6 человек достигнуто.

На реализацию Программы были выделены и израсходованы большие финансовые средства, общая сумма которых, по всем источникам финансирования, составила 971 млн 571,1 тыс. руб.

Выводы

Однако анализ результатов проведенного нами исследования позволил сформулировать несколько основных проблемных положений.

1. Фактический уровень большинства запланированных Программой показателей не достигнут, т. е. Программа не выполнена.

2. Большинство регламентированных Программой показателей не зависят от системы здравоохранения, включение их в перечень планируемых достижений не имеет научного обоснования.

3. Наиболее острой проблемой здравоохранения Серпухова является кадровое обеспечение медицинских учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев А.И. Российская медицина: это не лечится? Новая газета. 2010; 32: 2.

2. Ерохина Т.В. Некоторые особенности реформирования системы здравоохранения. Социальное и пенсионное право. 2013; 1: 20—4.

Поступила 13.04.2015

REFERENCES

1. Vorob'ev A.I. Russian medicine: it is not treatment? [Rossiyskaya meditsina — eto ne lechenie]. Novaya Gazeta. 2010; 32: 2.

2. Erokhin T.V. Some features of the health reform. Sotsial'noe i pensionnoepravo. 2013; 1: 20—4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.