Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилаева Т. В., Лозовская Л. Б., Малых М. Ю.

В статье рассмотрена система предпрофильного и профильного образования, проанализирована проблема взаимосвязи профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся на примере опыта работы школы № 32 Нижнего Новгорода. Исследованы причины выбора учениками профиля обучения, приведены статистические данные соответствия этого профиля реально выбранной профессии выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

ции исследовательской деятельности учащихся решаются в рамках школьных теоретических семинаров, мастер-классов педагогов лицея и вузов, методических оперативок.

В целях повышения престижности исследовательской деятельности учащихся на торжественном открытии школьных Ломоносовских чтений ученикам 11-х классов, проявившим себя в научно-исследовательской, творческой и проектной деятельности в учебном году, присуждаются звания академиков школьной академии наук. Ежегодно учащимся лицея 9—11-х классов, добившимся высоких результатов со своими ученическими исследовательскими работами в области биологии, химии, медицины, присуждается стипендия им. И. Н. Блохиной, в области гума-

нитарных наук — стипендия им. Ю. А. Ад-рианова, в области технических наук — стипендия им. Е. А. Негина. Каждый участник школьной академии имеет возможность опубликовать свои работы на страницах школьных изданий и сайта и т. д.

Фотографии учащихся — победителей различных проектов, конкурсов, олимпиад — находятся на доске почета «Умники и умницы», которая была открыта к 95-летию выпускника школы № 8 академика Б. А. Королева.

И, конечно, показателем престижа любого образовательного учреждения является его востребованность в сфере образовательных услуг. В нашем лицее на сегодняшний день обучается свыше 1200 учеников.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ш к

Т. В. КОРНИЛАЕВА,

директор школы № 32 Н. Новгорода

0\

Л. Б. ЛОЗОВСКАЯ,

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры

педагогики и управления

образовательными системами

ННГУ им. Н. И. Лобачевского,

учитель физики школы № 32 Н. Новгорода

^т ^^^ м. ю. малых,

1 заместитель директора

эдЙр;- по учебно-воспитательной работе

Sжшí>!HL Л^^^Н школы № 32 Н. Новгорода

В статье рассмотрена система предпрофильного и профильного образования, проанализирована проблема взаимосвязи профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся на примере опыта работы школы № 32 Нижнего Новгорода. Исследованы причины выбора учениками профиля обучения, приведены статистические данные соответствия этого профиля реально выбранной профессии выпускника.

Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение учащихся, единый государственный экзамен

Современный период в отечественном образовании характеризуется возрождением и развитием профильного обучения, которое осуществляется посредством различных образовательных технологий, форм и методов [1].

Профильное обучение реализуется в рамках личностно ориентированного образования, предусматривающего индивидуализацию и дифференциацию обучения, необходимость реализации которых подчеркивается федеральной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [5]. В соответствии с этим документом на старшей ступени общеобразовательного учреждения предполагается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с уч-

реждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение предусматривает внешнюю дифференциацию учебного процесса, обеспечивающую личностное самоопределение школьников, развитие их эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой деятельностью, а также направленных на успешную социализацию учащихся [8; 3].

Изменения в содержании и организации образовательного процесса способствуют созданию условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и способностями. Эффективность этого процесса тесно связана с возможностями профессионального самоопределения, однако опыт работы и результаты мониторинга взаимосвязи профильного образования и профессионального самоопределения учащихся в школе № 32 выявили ряд проблем, анализу которых и посвящена данная статья.

Школа № 32 Нижнего Новгорода реализует профильное образование на третьей ступени обучения (10—11-е классы), используя различные формы индивидуализации и дифференциации. Педагоги школы активно используют различные методики деятельностного подхода и лич-ностно ориентированного обучения, здо-ровьесберегающие и информационные технологии. В течение последних двух лет в школе действует городская экспериментальная площадка «Организация работы социальной психолого-педагогической службы и вопросы социализации учащихся».

Система профильного образования в школе № 32 формируется на основе принятого педагогическим советом и утвержденного директором школы Положения о профильных классах в общеобразовательной школе № 32, разработанного в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"», Типовым положением об образовательном учреждении от 18.08.2008 № 617 и Примерным положением о профильных классах в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области. В период с 2002 года в нашем образовательном учреждении были созданы классы математического, технологического, физико-математического, социально-экономического профилей, наряду с которыми функционируют и общеобразовательные.

Реализация различных профилей осуществляется в рамках базисного регионального плана, на основе которого составляются учебные планы для различных классов. Согласно новому учебному плану в школе введены базовые, профильные и элективные курсы, реализующие различные образовательные функции [6]. Учащимся предлагаются на выбор следующие элективные курсы: «Деловой английский язык», «Риторика», «Русский язык

В ходе реализации профильного обучения регулярно осуществляется внутришкольный контроль его ресурсного обеспечения, организации учебно-воспитательного процесса и его результативности.

(подготовка к ЕГЭ)», «Анализ литературных произведений», «Методы решения физических задач», «Решение задач с параметрами», «Экономика в задачах», «Психология общения», «Компьютерная графика» и другие. Каждый ученик в соответствии со своими познавательными интересами и профессиональными намерениями выбирает три элективных курса, по которым аттестуется. Кроме того, возможно посещать по желанию факультативные курсы по различным дисциплинам (за рамками расписания). Таким образом, старшеклассники могут выстраивать собственную познавательную траекторию.

В ходе реализации профильного обучения регулярно осуществляется внутри-школьный контроль его ресурсного обеспечения, организации учебно-воспитательного процесса и его результативности. Он включает в себя проверку программно-методического обеспечения профильного обучения, посещаемости элективных курсов и факультативов, качества преподавания (использование инновационных технологий, вариативность форм и методов обучения, применение деятельност-ного и компетентностного подходов и др.), качества знаний на базовом и профильном уровнях. Психолого-педагогической службой школы проводятся исследование удовлетворенности учащихся выбранным профилем обучения (анкетирование учеников и их родителей, психологическое тестирование, мониторинги успеваемости по профильным дисциплинам и посещаемости факультативных курсов и курсов по выбору), мониторинги уровня мотивации достижения, уровня познавательной активности и уровня тревожности учеников.

Анализ результатов профильного обучения за последние шесть лет в нашей школе показал, что в общем цели про-фильности достигаются: создаются условия для дифференциации обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий; обеспечивается углубленное изуче-

ние отдельных предметов программы полного общего среднего образования; расширяются возможности социализации учащихся, устанавливается равный доступ к полноценному образованию для разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. В условиях профильного обучения формируется социально-профессиональное самоопределение, способствующее успешной профессиональной деятельности и социализации учащихся.

Как уже отмечалось, выбор учеником профиля обучения должен быть связан с его профессиональным самоопределением, однако практика нередко свидетельствует об обратном. Далеко не всегда обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования малоэффектив-

на. Это важнейшие проблемы профили-зации старших классов.

На диаграмме 1 приведены статистические данные соответствия выбранного профиля обучения реально выбранной профессии выпускника (на какой факультет вуза он поступил и какую специальность должен получить после его окончания). Анализ этих данных показывает, что далеко не всегда выпускник продолжает учебу в вузе по профилю обучения в школе. Так, анализируя профессиональную ориентацию выпускников, мы установили, что технические и естественнонаучные специализации при поступлении в вуз выбрали 65 % выпускников классов технологического и 63 % — физико-математического профилей. Наиболее показательными в плане несоответствия профилей обучения в школе и вузе являются социально-экономические классы, только 40 % выпускников которых продолжают учиться по избранному профилю.

Диаграмма 1

Соответствие профиля обучения в школе направлению профессионального обучения в вузе

(выпуски 2003—2008 годов)

Количество выпускников, % 70

Профиль вуза

□ Технический и естественнонаучный

□ Экономический

□ Гуманитарный и юридический

Классы

Отметим, что в 2007/2008 учебном году с учетом пожеланий учеников и их родителей в школе были открыты два

социально-экономических (первый — с углубленным изучением экономики, истории и обществоведческих дисциплин, вто-

рой — с углубленным изучением экономики и математики) и общеобразовательный классы. Сегодня понятно, что они ориентировались на экономическую ситуацию в стране, а часто просто следовали за конъюнктурой рынка, не учитывая при этом свои способности и реальные возможности. В результате профессиональное самоопределение выпускников оказалось несформированным. Конечно, не следует ожидать полного совпадения профиля класса в школе с избранной специальностью. Профессиональное самоопределение — сложный процесс: оно является важной социально-психологической характеристикой зрелости личности, которая постоянно изменяется и развивается, поэтому может переосмыслить свой профессиональный выбор. Однако, если 60 % выпускников обучались в классе, профиль которого не соответствует их будущей специальности, можно говорить о проблеме несоответствия профиля обучения и профессионального самоопределения учащихся.

Данная проблема многогранна, ее решение в значительной степени зависит от квалификации педагогов, их желания работать творчески, постоянно повышать свой профессиональный и общекультурный уровень; от наличия различных программ и учебно-методического обеспечения профильного обучения; от материальной базы образовательного учреждения, в том числе компьютеризации учебного процесса. Очевидно также, что решение проблемы лежит в плоскости выбора учеником профиля обучения. Важную роль в организации профильного обучения играет предпрофильная подготовка — система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избирае-

Профессиональное самоопределение является важной социально-психологической характеристикой зрелости личности, которая постоянно изменяется и развивается, поэтому может переосмыслить свой профессиональный выбор.

мых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности [1; 9]. Одной из основных задач системы предпрофильной и профильной подготовки школьников является формирование их готовности к профессиональному самоопределению, осознанному выбору профиля обучения. В школе № 32 осуществляется серьезная предпрофильная подготовка в различных формах, предполагающая проведение тематических классных часов, посещение ярмарки рабочих мест, анкетирование учеников и их родителей, анкетирование учителей с целью диагностики их профессиональной подготовки, анализ успеваемости, создание порт-фолио учащихся, психологическое консультирование и диагностику школьников, исследование их познавательных стилей [4; 7], проведение заседаний методических советов. Кроме того, на педагогических советах по профильному обучению анализируется социальный заказ на профилизацию школы: потребности общества в квалифицированных специалистах и запросы учеников и их родителей; изучается отечественный опыт профильной школы; выявляются возможности образовательного учреждения для внедрения предпрофильного и профильного обучения и рассматриваются возможные формы организации последнего, его структура и этапы реализации.

Анализ анкет, результатов внутри-школьного контроля и материалов психолого-педагогической службы школы помогает при подготовке родительских собраний, на которых обозначаются возможности и перспективы профильного обучения в школе № 32, предлагаются профили обучения в зависимости от интересов и способностей детей, а также проводится анкетирование родителей для учета их мнений об организации профильных классов.

По мнению многих психологов, именно в подростковом возрасте происходит социально-профессиональная адаптация старшеклассников: они имеют возможность получить профильное образование,

выстроить индивидуальную образовательную траекторию. К недостаткам выбора направления образования относятся: исключение из системы школьных показателей наиболее существенных для дальнейшего обучения и карьеры; выстраивание будущих планов на основе идеализированной информации; неготовность некоторых школьников к принятию самостоятельных решений, затруднения в осуществлении окончательного выбора [1]. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся и их родители, — ранняя профили-зация и «неопределенность развития рыночной экономики» [10], неспособность

некоторых учеников усвоить школьную программу, невозможность открытия большого количества профилей в одной школе и весьма ограниченные возможности изменения уже выбранного профиля [2].

Очевидно, что на практике, несмотря на серьезную работу по предпрофильной подготовке, учащиеся не всегда осознанно выбирают профиль обучения: у подростков есть существенные различия в готовности к профессиональному самоопределению. На диаграмме 2 представлены результаты исследования причин выбора профиля обучения учащимися в 2006/ 2007 учебном году.

Диаграмма 2

Выбор учащимися профиля обучения в 2006/2007 учебном году

Количество выпускников, % 60-

5040

30-

20

10-

га ^ к утл вси

И

н о

С

га н

га ^ к ву ст ил

и

о

^ га с

8 5Е !ё 2 §

£ ё 1

с

Классы

□ 10 а — физико-математический

■ 10 б — социально-экономический

□ 10 в — общеобразовательный

Причины выбора

* к й 2 и е

и сти е р и ц а н н е л ет и и н а п м ко м к ь з у У у р а

П е м о р ру н

о к е

о.

а

ГО

Выбор профиля обучения обусловлен рядом внутренних и внешних факторов, среди которых не только успешность в изучении каких-либо дисциплин, способности и интерес к определенным наукам, предполагаемый выбор будущей профессии, ориентированность на продолжение обучения в определенном вузе, но и личность педагога, советы родителей и друзей. В некоторых случаях школьники неадекватно оценивают себя — имеют

завышенную или заниженную самооценку, иногда пытаются сделать выбор в пользу наиболее «престижных» и высокооплачиваемых профессий, следуя за конъюнктурой рынка. Проблемой при формировании профильных классов также является то, что ученики и их родители часто просят сохранить основной состав 9-го класса в профильном 10-м (как сложившегося коллектива), так как дети в подростковом возрасте очень ценят

дружбу и психологический комфорт межличностных отношений либо хотят учиться у определенного педагога. При этом школьники, обучаясь в классе «за компанию», не получают необходимой им образовательной подготовки — в данном случае профильное обучение может нанести вред личности ученика.

Профильное обучение, несомненно, имеет преимущества перед традиционным, но в то же время не лишено существенных недостатков, к которым следует отнести диспропорцию в содержании образования. Согласно базисному учебному плану, примерное соотношение базовых общеобразовательных, профильных и элективных предметов составляет 60 % : 25 % : 15 %. Таким образом, 40 % учебного времени отводится профильным и элективным курсам. Эта диспропорция наиболее ощутима учениками, «случайно попавшими» в класс другого профиля. Им некомфортно в познавательном отношении, к тому же дальнейшее обучение по другому профилю требует существенно больших умственных, временных, физических и материальных затрат, поскольку недополученные знания приходится компенсировать занятиями на подготовительных курсах вузов или с репетиторами.

Сегодня преподаватели высшей школы бьют тревогу о снижении уровня подготовки выпускников. В связи с введением системы ЕГЭ возникают новые вопросы: вузы при зачислении абитуриента учитывают результаты ЕГЭ, предъявляя единые требования к выпускникам школ независимо от их профиля обучения в школе. Если раньше выпускники могли сдавать в школе одни экзамены, причем в различных формах (билеты, рефераты, тесты), а при поступлении в вуз — другие, то сейчас в качестве выпускных в школе необходимо будет сдавать именно те, которые принимает выбранный абитуриентом вуз. Очевидно, что физику, на-

Профильное обучение, несомненно, имеет преимущества перед традиционным, но в то же время не лишено существенных недостатков, к которым следует отнести диспропорцию в содержании образования.

пример, значительно легче сдать после обучения в физико-математическом или техническом классе (при нагрузке 5 часов в неделю плюс спецкурсы) и намного сложнее — после обучения в социально-экономическом (при 2 часах в неделю). Понятно, что учебные программы и цели обучения в классах разных профилей различны.

И. М. Осмоловская видит основные различия в целях обучения в профильных и общеобразовательных классах [8] — в глубине проникновения в теоретические основы науки и степени системности знаний. Основные направления изменения содержания образования при изучении профильных предметов состоят в обогащении и уточнении понятийного аппарата, увеличении количества рассматриваемых законов, усилении системности излагаемого материала за счет показа структуры и характера изучаемых научных теорий, взаимосвязи между их элементами, включения в содержание учебного материала творческих заданий. Непрофильные предметы даются на ознакомительном уровне, некоторые дисциплины не изучаются старшеклассниками совсем.

Сегодня школьникам и их родителям необходимо особенно продуманно отнестись к выбору профиля обучения, сопоставляя его с будущей профессиональной деятельностью учащегося, учитывая его способности, заранее планируя, по каким дисциплинам предстоит сдавать экзамены.

Успехов в профильном обучении много, но много и проблем, которые современная школа пытается решать посредством поиска эффективных форм организации образовательного процесса в системе профильного обучения. Школа должна усилить базовую подготовку учащихся в целях сохранения общекультурного уровня образования, повысить эффективность предпрофильной подготовки старшеклассников, оказать им психолого-педагогическую помощь при формировании профильных классов.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Афанасьева, Т. П. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии / Т. П. Афанасьева [и др.]. — М. : Классик стиль, 2006.

2. Бурычев, Б. Г. Размышления о проблемах профильного обучения / Б. Г. Бурычев // Физика в школе. — 2008. — №3. — С. 10—15.

3. Гребенев, И. В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса : монография / И. В. Гребенев. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2005.

4. Гребенев, И. В. Определение параметров когнитивных стилей учащихся при ориентации на физический профиль образования / И. В. Гребенев, Л. Б. Лозовская, О. А. Морозов // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2005. — С. 154—158. — (Серия «Физика твердого тела»,

вып. 1 (8)).

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Приложение к приказу Минобразования России № 393 от 11.02.2002. — М., 2002.

6. Кузнецов, А. А. Новый базисный учебный план — основа реализации профильного обучения в старшем звене средней школы / А. А. Кузнецов, Л. О. Филатова. — М. : АПК и ПРО, 2004.

7. Лозовская, Л. Б. Когнитивные стили как основа дифференциации обучения / Л. Б. Лозовская // Труды VI Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. — Н. Новгород : ВГИПА, 2005. — С. 162.

8. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998.

9. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. — М. : Альянс-пресс, 2004.

10. Пряжникова, Е. Ю. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи / Е. Ю. Пряжни-кова, Н. С. Пряжников // Вестник практической психологии. — 2007. — №3. — С. 42—46.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕХОДА ОУ НПО И СПО

НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

М. А. ГОСУДАРЕВ, кандидат технических наук, профессор, декан факультета профессионального образования ГОУ ДПО НИРО

В. Н. ФРОЛОВА, заведующая лабораторией профессионально-педагогических технологий ГОУ ДПО НИРО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.