тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. emissia.org/offline/2013/1997.htm, 2013.
6. Социальная педагогика: Словарь. (А-О) / автор-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 244 с.
педагогического стимулирования и методологии исследования истории советской школы: сб. ст. / под ред. З.И. Равкина. - Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 1972. - 292 с.
5. Сорокин А.Н. Педагогическое стимулирование нравственного развития подростков [Элек-
УДК 373.5
Алижанова Xаписат Алижановна
доктор педагогических наук, профессор Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Гаджимурадова Райханат Тинамагомедовна
кандидат педагогических наук Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала
Prior105j@yandex.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СТРАТЕГИЯ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье анализируется проблема социально-экономической и личностной эффективности профильного обучения за счет усиления его адресности, дифференциации и индивидуализации обучения, которая позиционируется как выбор учащимися профиля обучения, как основы построения профильной школы, приобщающей учащихся к культуре выбора, способствующей развитию интереса к учению и переходу от абстрактной области в личностно значимую для школьника.
Ключевые слова: профиль, профильное обучение, методология, предпрофильное обучение, профильное обучение.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в последних двух классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников, ориентированное на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профиль - это совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь сферу деятельности, а также характер производственного или учебного уклона.
Методологической основой построения профильного обучения является гипотеза Л.С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития, суть, которой заключается в том, что «процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими «зоны ближайшего развития».
Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения, в соответствии с которой содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом - организация совместной учебной деятельности школьников и педагогов, а продуктом развития - главные психические новообразования. В дальнейшем эти идеи развивались в работах Х.А. Алижановой, И. Артюхова, В. Гар-гай и др. Такой подход подтверждает необходимость предпрофильной подготовки, когда учащиеся в процессе обучения осознают и развивают свои интересы и способности [1, с. 34; 2, с. 131; 4, с. 49].
Предпрофильное и профильное обучение предполагает формирование у школьников умений пере-
носить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, альтернативы решения, готовность к изменению идеи, доказательность каждого суждения [4, с. 83].
Выбор учащимися профиля обучения является основой построения профильной школы. Однако реально этот выбор, в большей или меньшей мере, навязывается школьникам, которые в силу возраста еще не являются субъектом самостоятельного принятия решения. Поэтому необходимо с первых дней обучения в школе приобщать учащихся к культуре выбора. Именно поэтому следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору). Они способствуют развитию интереса к учению и переходу его от абстрактной области в личностно значимую для школьника.
Методология профильного обучения предусматривает двухуровневый подход: профильный и общеобразовательный уровни. Профильный уровень обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Общеобразовательный уровень обеспечивает формирование общей грамотности и культуры учащихся, их социализацию. Основной дидактической проблемой является определение верного соотношения профильного и общеобразовательного уровней.
В основу профильного обучения должны быть положены:
- признание права ребенка на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности пу-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Алижанова Х.А., Гаджимурадова Р.Т., 2016
14
Методологические основы, стратегия, цели и основные задачи профильного обучения
тем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения учебного материала;
- расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника;
- организация «предпрофильной» подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору и профессиональных проб;
- организация для желающих в основной школе углубленного изучения отдельных предметов, системы занятий по индивидуальным программам. У значительной части старшеклассников формируется запрос на новый тип образования, завершающим и важнейшим этапом которого становится в общеобразовательной школе профильное обучение.
Поэтому стратегия развития профильного обучения должна предусматривать:
- отработку и практическую реализацию в ближайшие 5 лет системы, обеспечивающей сознательный выбор учащимися своей профильной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения, социализацию обучаемого, возможность дальнейшей профессиональной подготовки и учет региональных потребностей рынка труда;
- обеспечение непрерывности и преемственности предпрофильного и профильного обучения школьников;
- подъем социально-экономической и личностной эффективности профильного обучения за счет усиления его адресности, дифференциации и индивидуализации. Консолидацию ресурсов и условий общеобразовательных школ, профессиональных училищ, межшкольных учебных комбинатов, предприятий и фирм в осуществлении личностно ориентированного профильного обучения и региональной кадровой политики;
- учет локальных изменений в потребностях рынков труда и образования, удовлетворение запросов регионов в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами их социально-экономического развития.
Главной целью профильного обучения является установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся с учетом их включения в последующую трудовую деятельность, установление преемственности между общим и профессиональным образованием (Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования).
Реализация главной цели предусматривает:
- выявление на начальных ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности, их развитие и обеспечение, в случае необходимости, возможности переориентации школьника с одного профиля на другой;
- обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, дальнейшего профессионального образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности;
- развитие творческой самостоятельности, формирование системы знаний, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.
Задачи профильного обучения зависят от планируемого вида деятельности после завершения учебы в школе. Их условно можно разделить на две группы - требующие получения высшего образования и требующие получения профильных знаний и умений рабочего и служащего (без получения на начальном этапе высшего образования) [1, с. 132; 3, с. 37].
Соответственно и задачи профильной подготовки разделяются на две группы:
- изучение дисциплин базисного учебного плана для сдачи единого государственного экзамена и продолжения обучения в вузе. Профильное обучение таких школьников интегрировано политехнической и общекультурной подготовкой к поступлению в вузы и успешному обучению в них;
- профильная специализация, которая должна обеспечить после окончания школы успешную деятельность в определенных сферах производства и сервиса. Это инвестирование их дальнейшего образования и профессионального становления в послешкольный период.
Вместе с тем существует ряд задач, которые являются общими для профильного обучения этих двух групп учащихся:
- выявить место и роль общеобразовательных предметов в предпрофильной и профильной подготовке школьников;
- обосновать преемственность базовых и профильных образовательных компонентов;
- обучить школьников проектированию своих жизненных и профессиональных планов и моделированию достижения высокой квалификации и необходимых компетенций;
- предоставить возможность школьникам выполнять серию профессиональных проб для получения сведений о своих возможностях и предпочтениях;
- осуществлять диагностические функции для выявления динамики развития личности школьника в процессе предпрофильного и профильного обучения;
- организовать информационное обеспечение выбора профиля обучения и реализации требований ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы;
- согласовать качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений профессио-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
15
нальной подготовки в одной из сфер деятельности для школ с требованиями к абитуриентам вузов;
- обеспечить старшеклассникам возможность получать углубленную подготовку до участия по окончании школы в профессиональной деятельности или получать в укороченные сроки профессиональное образования;
- определить систему повышения квалификации учителей, работающих в профильных классах, предусмотреть обучение их умениям формировать развивающую образовательную среду, диагностировать развитие личности, проводить внешнюю экспертизу в объеме базовых требований профильных образовательных программ.
Профильное обучение предполагает создание условий для глубокого изучения, избранных учебных предметов. Это требует, в первую очередь, подготовки учащихся к обоснованному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе [6, с. 141].
В связи с этим предпрофильная подготовка предполагает включение в учебный план обязательных занятий по выбору; углубленное изучение отдельных предметов; выполнение профессиональных проб; специальные занятия по учебному курсу «Твоя профессиональная карьера», направленному на приобретение учащимися информации об «образе я», мире труда и профессий, практического опыта, соответствующего избранному профилю.
Изучение предметов в любом профиле задается государственным образовательным стандартом, разработанным на двух уровнях (уровень «А» и уровень «В»), каждый из которых включает обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников средней школы и образы измерителей достижения каждого требования.
Кроме этого, разрабатываются программы и учебно-методическое обеспечение преподавания на уровне «С» для школ и классов с углубленным изучением предмета. Образовательный стандарт по уровню «С» не разрабатывается, так как степень углубления материала для таких школ и классов зависит от возможностей школы (педагогические кадры, материальная база), желания учащихся и ориентации данной школы на то или иное высшее учебное заведение [3, с. 37].
Критериями формирования классов, школ профильного обучения могут быть интересы и склонности учащихся, их способности, достигнутые ими успехи, проектируемая профессия. На выбор профиля обучения влияют не только перечисленные критерии, относящиеся к школьникам, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона.
Профильное обучение на всех уровнях не должно выполнять функции высшей школы, пре-
вращать школу в «мини-вуз». Оно призвано обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, (система единых экзаменов их вскоре отменит вообще), сколько к продолжению образования в вузах.
Начиная профильную подготовку с 9 или 10 класса, следует обязательно предусмотреть возможность изменить выбранный школьником профиль обучения. Правильному выбору профиля способствует также диагностическое обследование, психологическая консультативная помощь, направленная на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов выбора, их реальных образовательных потребностей.
Чтобы расширить возможности для предпро-фильного и профильного обучения учащихся, необходимо максимально использовать взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования (кружки, клубы по интересам, творческие мастерские и др.), а также связь с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования для модернизации форм учебного процесса, приобретения практико ориентированного социального и будущего профессионального опыта [2, с. 131; 5, с. 158].
Профильное обучение предполагает самое активное использование таких методов, как самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также других источников информации - обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи, информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета, проведение творческих защит проектов, эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки; практику на реальных рабочих местах и др.
Создавая профильную школу, важно не утерять исходную ее идею: дифференциацию обучения, широкие гибкие возможности построения школьниками индивидуальных образовательных программ, учитывающих интересы учащихся, регионов и рынка труда.
Библиографический список
1. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. д-ра пед. наук. - Махачкала, 2012. - 387 с.
2. Алижанова Х.А. Социально-педагогические предпосылки профильной подготовки в системе образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2011. - № 10. - 211 с.
3. Артюхова И. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов // Школьный психолог. -2005. - № 20. - С. 19-30.
16
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы
4. Гаргай В. Профильное обучение: варианты решения // Народное образование. - 2004. - № 9. -С. 109-114.
5. Профильное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. по материалам регион. конф. - Хабаровск: Хабаровский кравевой инсти-
тут переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, 2006. - 63 с.
6. Шестерников Е. Профильная школа - это индивидуализация обучения и свобода выбора // Директор школы. - 2003. - № 2. - С. 14-17.
УДК 371.31
Ардабацкая Ирина Акимовна
Центр образования № 140, г. Москва irina.a5@mail.ru
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье ставится проблема определения сущности и содержания неформального образования, реализации неформальных образовательных практик в общеобразовательной школе. Обсуждаются возможности пересмотра структур формального образования с целью предоставления детям и подросткам дополнительного времени и пространства для участия в неформальном образовании. Приводятся результаты опроса педагогов и родителей по оценке перспектив организации неформального образования в условиях школы. Основываясь на анализе научных публикаций по теме исследования и собственном опыте, автор обозначает векторы, возможности и риски интеграции формального и неформального образования, предлагает методы организации неформального образования в школе. В заключение приводится описание опыта создания среды совместного обучения для детей и родителей в одном из центров образования города Москвы. Акцентируется социальная направленность всех неформальных образовательных программ, освоение обучающимися школьной среды и среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие.
Ключевые слова: школа, неформальное образование, внеурочная деятельность, социальное взаимодействие.
В современном постиндустриальном обществе школа потеряла монополию на передачу подрастающему поколению культурных ценностей и необходимых для продуктивной жизни сведений. Современный ребенок гораздо больше познает мир через средства массовой информации, в том числе Интернет. Открытое информационное пространство, в котором растут наши дети, нивелирует роль учителя, как посредника между учеником и знанием. Значит ли это, что школа утрачивает свою социальную функцию? Вовсе нет. Во-первых, она по-прежнему остается фактически единственным средством получения документа об обязательном общем образовании. Во-вторых, школа всё также является уникальным пространством социализации детей и молодежи, направляемой профессиональными педагогами. В-третьих, современная образовательная организация - это прежде всего территория развития личности.
Для того чтобы сохранить значение школьного образования не только в жизни государства и общества, но и в жизни каждого отдельного человека, следует говорить о смене системы координат, в которой осуществляется современный образовательный процесс. Необходим уход от формализма в образовании, от восприятия подрастающего поколения как объекта воздействия, как экономического, социального или политического ресурса, как маргинальной группы. Только принятие учеников как партнеров по взаимодействию и сотрудничеству позволяет современному учителю сохранить свой авторитет, а образовательной организации
реализовать задачи формирования социально активных и потенциально успешных граждан.
На наш взгляд, одним из основных векторов модернизации целей образования должен стать вектор формирования у ребенка способности делать выбор: выбирать нужное, отделяя его от ненужного, определять что важно, а что нет. А это значит, что школа должна стать площадкой возможностей личностно значимого выбора. И такие возможности существенно расширяются при условии интеграции в формальное образовательное пространство неформальных практик.
Неформальное образование как «...любая организационная систематичная образовательная деятельность, осуществляемая за пределами традиционной школьной системы, с целью обеспечить определенные формы обучения для определенных групп населения...» [14], ориентировано на реализацию интересов и потребностей личности, а, следовательно, имеет существенные ресурсы для создания ситуаций успеха ученика в образовательной деятельности, повышения учебной мотивации, формирования ценностей интеллектуальной самореализации.
Вопрос о внедрении неформальных практик в систему формального, регулируемого с помощью Федеральных государственных образовательных стандартов, образования пока остается дискутив-ным. Однако ему уделяется все больше внимания при обсуждении новых академических проектов.
Ещё в конце ХХ века в Страсбурге прошла знаковая конференция по неформальному образованию (Symposium sur l'éducation non formelle, Strasbourg,
© Ардабацкая И.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
17