Научная статья на тему 'Профильная школа: управление саморазвитием'

Профильная школа: управление саморазвитием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ ЭТАП / РЕСУРСЫ / INFORMATION SUPPORT / NORMATIVE AND LEGAL FRAMEWORK / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL FRAMEWORK / ALUMNI / SELF DETERMINATION GRADUATES / MOTIVATION / BEFORE PROFILE STAGE / RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеченкова Марина Викторовна

Организация профильного обучения в старших классах. Муниципальная Программа перехода к профильному обучению образовательных учреждений города Калуги. Образовательная карта профильного обучения. Муниципальный конкурс школьных тематических газет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильная школа: управление саморазвитием»

ПРО ФИЛЬНАЯ ШКОЛА:

управление саморазвитием

Л

Марина Викторовна Чеченкова,

директор Информационно-методического центра г. Калуги

Управляемым инновационным процессом в муниципальной системе образования города Калуги стало профильное обучение в старших классах. Импульс этому процессу дала муниципальная Программа перехода к профильному обучению образовательных учреждений города. Пять лет работы по Программе дали свой результат: к нему привела длинная цепочка причин и следствий, управленческих решений и проб.

• информационная поддержка • нормативно-правовая база • учебно-методическая база • самоопределение выпускников • мотивация • предпрофильный этап

• ресурсы

Условия

Результаты работы полезно подвергать внешней оценке, самому вставать по отношению к результату в позицию эксперта. О результатах мы привыкли информировать, уведомлять, но в этом материале мы будем говорить не о результатах работы муниципальной системы образования по организации профильного обучения (как мы его называем — профиля), а о качестве созданных условий: о точках отсчёта на пути к профилю; о состоянии профиля сегодня и о том, что способно связать настоящее профиля с его будущим.

Итак, Программа определила цели и задачи перехода к профилю,

организационно-содержательную структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения. Назову те организационно-управленческие мероприятия, которые, как показало время, выросли в реальную помощь школам и обусловили движение вперёд.

• Прежде всего профиль обеспечили информационной поддержкой. В 2007 году была разработана, издана типографским способом и отправлена в школы «Образовательная карта профильного обучения». За справочником последовал видеоматериал «Профильное обучение в школах г. Калуги», наглядно представивший основные профильные направления и условия их реализации в школах. С 2008 года проводим муниципальный конкурс школьных тематических газет «Мир профессий».

При оценке школьных тематических газет учитывается наличие материалов, отражающих ситуацию в городе, школе, микрорайоне (профессии родителей, жителей микрорайона, профессии, выбранные выпускниками школы); самостоятельность редакционной коллегии при подготовке материалов; использование различных способов сбора и представления информации (интервью, очерк, новости короткой строкой, обсуждение дискуссионных вопросов о роли профильных учебных предметов в профессиональном выборе, консультация психолога и т.п.); круг респондентов; соответствие материалов уровню понимания и интересам читателей (школьников 12—16 лет); оригинальность и привлекательность дизайна, использование авторских иллюстраций, фото. Школьные газеты принимаются в печатном виде, формат А3. Газета должна иметь своё оригинальное название, обязательно должны быть указаны школы, где выпущена газета, авторы статей. По итогам конкурса победители награждаются дипломами и памятными призами, лучшие работы публикуются на страницах городской печати, размещены в Интернете.

• На основе нормативно-правовой базы РФ по внедрению профильного обучения разработали нормативную базу муниципального уровня. В 2007 году выпустили сборник «Строим профильную школу», в котором предложили содержательные ориентиры и организационные механизмы, связанные с «калужской» спецификой решения задач профилизации старшей школы. В сборник включены методические рекомендации по разработке школьных учебных планов профильного обучения, параметры оценки и самооценки профессиональной компетентности учителя профильной школы; рассматриваются особенности преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях, единые требования к программам курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки. Разработаны программы предметно ориентированных курсов: «Грамматические трудности русского языка», «Литературное краеведение», «Серебряный век русской культуры», «Технический перевод», «Изучение экосистем городских скверов», «Химик-лаборант», «Основы химических производств», «Международный туризм», «Некоторые вопросы астрономии при изучении физики» и т.д.;

программы межпредметных курсов: «Культура речи и правила хорошего тона», «Математика и краеведение», «Как воздух, математика нужна», «Экология здоровья», «Физика в природе», «Использование Excel для решения финансово-экономических задач», «Основы информационной культуры школьника» и т.д.

• Мы понимали, что профиль может развиваться только в координатах качества, и поэтому с 2007 года системно проводим мониторинг результатов освоения старшеклассниками программ профильного уровня — это стало условием самоанализа школами промежуточных результатов образовательной деятельности.

• Профиль погиб бы, если б не научился требовать к себе внимания: вот так перефразируя великую Раневскую, хочется сказать о постоянной учебно-методической поддержке педагогов методистами нашего Информационно-методического центра. Обучающие семинары по вопросам обновления содержания образования в профильной школе, способы достижения высокого качества образования, изучение индивидуальных запросов учащихся, методики преподавания курсов по выбору — эти и многие другие вопросы сегодня в центре внимания наших методистов и учителей.

База

Сегодня сформирована нормативно-правовая и учебно-методическая база для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, психолого-педагогической диагностики профессиональных намерений, интересов, склонностей и образовательных запросов учащихся, накапливается портфолио их индивидуальных достижений.

В Положении о профильных классах (группах) отмечается, что эти классы (группы) открываются в муниципальных общеобразовательных учреждениях, если

есть социальный запрос на соответствующий профиль обучения, квалифицированные педагогические кадры и материально-техническое обеспечение учебного процесса по профильным учебным курсам. Наполняемость профильного класса составляет, как правило, 25 человек, численность профильной группы должна быть не менее 11 человек.

Образовательная программа муниципальной школы предусматривает освоение учениками профильных классов (групп): непрофильных обязательных предметов на базовом уровне; не менее двух учебных предметов на профильном уровне; учебных предметов вариативной части федерального компонента федерального базисного учебного плана; предметов и курсов, предлагаемых школой.

Преподают предметы на профильном уровне педагоги школы, имеющие первую и высшую квалификационные категории и прошедшие курсы повышения квалификации. К преподаванию предметов на профильном уровне на основании договоров можно привлекать преподавателей учреждений среднего и высшего профессионального образования соответствующей квалификации. Организация образовательного процесса в профильных классах (группах) возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной или научно-методической работе школы.

Ежегодно в декабре анкетируем девятиклассников, что даёт предварительный прогноз на образовательный заказ учащихся и их родителей. По результатам анкетирования разрабатывается карта муниципальной образовательной сети, которую получает каждая школа. Координирует работу Совет по организации профильного обучения: он организует систему контроля за ведением предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения в городе, формирует информационный банк федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов, регулирующих введение и организацию профильного обучения, принимает участие в составлении «Образовательной карты профильного обучения», ут-

верждает сетевые учебные планы, проводит экспертизу качества программ авторских элективных курсов, рассматривает заявки школ, которые хотят открыть профильные классы (группы), даёт соответствующие предложения Управлению образования Калуги, рекомендации школе и т.д. В составе совета — представители Управления образования Калуги, Информационно-методического центра, Психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования, Центра занятости населения, калужских школ.

Руководители школ на заседаниях Совета обсуждают модели и варианты организации профильного обучения. Классы (группы) профильного обучения открываются после запроса учащихся и их родителей и анализа возможностей школы: материально-технической оснащённости, обеспеченности кадрами и т.д.

Численность

В 2009/10 учебном году по программам профильного уровня в муниципальных школах города учились 1108 учащихся — почти половина общего числа старшеклассников. Профильные классы либо группы функционировали в 20 школах города (40% общего количества школ). В прошлом учебном году выпущено 517 одиннадцатиклассников профильной школы — это почти половина от общей численности выпускников.

Наиболее востребованы физико-математический, социально-экономический профили, увеличилось количество запросов на социально-гуманитарный профиль.

Самоопределение выпускников

По успешности поступления в вузы можно судить о том, в полной ли мере удалась работа школы по профессиональному самоопределению старшеклассников. Поступали выпускники прошлого учебного

года, занимавшиеся в профильных классах или группах, а также по индивидуальным учебным планам, в МГУ, Первый и Второй медицинский институты, Бауманский, Авиационный и другие московские вузы. И здесь важен не столько сам факт поступления на бюджетное место: важно, что поступали ребята по профилю обучения на старшей ступени наших школ.

Успешному самоопределению выпускников безусловно способствовали высокий уровень мотивации к углублённому изучению того или иного учебного предмета, большее количество часов в учебном плане, отведённых на его изучение, осознанный выбор профильного предмета для государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ: выпускники профильных классов, выбрав для экзаменов профильные предметы, успешно их сдают.

Предпрофильный этап

«Три кита» предпрофильного этапа: профори-ентационное просвещение, диагностика способностей и наклонностей и курсы по выбору — стали обычными составляющими образовательного процесса большинства калужских школ. Обновляем профориентационные формы работы с детьми, используем сетевую организацию профориентационной работы в рамках профильного обучения. Цель проекта: создать модель всесторонней поддержки профориентаци-онной работы на муниципальном уровне, наметить перспективы построения системы профориентации в образовательных учреждениях города. В проекте — «калужский» вариант (программа, модель, технология, «методический уклад») воплощения в жизнь идей и опыта отечественного образования с учётом возможностей подростков и потребностей города и области в кадрах. Задачей методической службы стала организация на муниципальном уровне комплексного (информационного, учебно-методического) сопровождения профориен-тационной деятельности, профессиональное самоопределение старшеклассников.

Ресурсы

Три года назад мы сетовали на необеспеченность школ современными информационными

материалами, средствами обучения, в том числе на электронных носителях, методиками и т.п. Сегодня мы можем говорить о том, что в образовательной сети вполне достаточно информационных ресурсов, целенаправленно подготовленных для школ. Теперь актуален другой вопрос — как их используют сами школы.

Подготовлено электронное учебное пособие «Мир карьеры» и методические рекомендации по его применению. Пособие состоит из двух частей: «Классификатор профессий» и «Путеводитель по рынку профессионального труда Калуги». Информационный блок «Мир профессионального труда. Путеводитель по дорогам труда Калуги» знакомит подростков с видами экономической деятельности родного города и параллельно — с профессиограммами востребованных на рынке труда Калуги профессий, создаёт условия для соотнесения выбора профессии с её востребованностью.

Готовится к изданию сборник методических материалов «Секреты выбора профессии» — из опыта организации про-фориентационной работы учителей, классных руководителей, психологов и администраторов (психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся). В этом учебном году школы получат электронный справочник «Словарь профессий». Его трудоёмкий в разработке, но необходимый в профориентационной подготовке презентационный материал, структурированный по типам, видам, отделам, особенностям организации труда, по интенсивности, типу партнёрства, поможет подросткам уйти от однобокого восприятия профессий по внешним атрибутам, «увидеть» профессию, учитывая современные требования к ней.

Прежде со всей очевидностью мы констатировали недостаточный уровень образовательной и социальной мобильности выпускников девятых классов.

Но в прошлом учебном году впервые можно было говорить о подготовленности девятиклассников школ № 18 и № 23 к переходу в другие образовательные учреждения для изучения интересующих их программ в рамках предпрофильной подготовки.

С 2008/09 учебного года Информационно-методический центр совместно с Межшкольным учебным комбинатом г. Калуги разрабатывает содержание и механизмы взаимодействия общеобразовательных учреждений с учебными профессиональными заведениями, предприятиями города. Перечень образовательных экскурсий в течение последнего года пополнился: действует согласованная с предприятиями программа экскурсий на завод «Вольво» и другие заводы в Калуге, разрабатываются программы предпрофильной подготовки для автомобильной отрасли.

Проблемы и задачи профиля

Играя сам с собой в шахматы, оптимист радуется выигрышу, а пессимист огорчается из-за того, что проиграл.

Модели профильного обучения нередко разрабатываются в городах отдельными школами, которые предлагают учащимся выбор из ограниченного количества типовых и наиболее популярных профилей, что дискредитирует саму идею выбора профиля в соответствии с образовательными потребностями.

Профильные классы всё ещё недостаточно обеспечивают многообразие интересов учащихся. Существующие модели не характеризуют профильное обучение как целостную, т.е. спроектированную на муниципальном уровне, систему. Избежать или компенсиро-

вать негативные эффекты профилизации можно, последовательно создавая условия для сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования. Настало время увидеть профиль целостно, объединив ресурсы в сеть. В наступающем учебном году такой единой апроба-ционной площадкой становятся школы № 4, 8, 18, 23 и «Дом детского творчества». Проект «Сетевое взаимодействие (паритетная кооперация) в рамках пред-профильной подготовки и профильного обучения» одобрен на экспертном совете по инновационной и эксперименальной деятельности при Управлении образования Калуги. Определено ресурсное обеспечение модели: программно-методическое, кадровое, учебное и материально-техническое. Обновляется нормативно-правовая база, составлены сетевой учебный план, единое расписание занятий, уточнены режимные моменты организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Уточняются индивидуальные образовательные маршруты учащихся, формируются сетевые группы. Уникальность каждой школы в этой модели сохраняется за счёт того, что каждая из них предлагает свои способы реализации тех или иных образовательных задач в пространстве общих целей совместной деятельности.

В наступающем учебном году предстоит работать над обновлением психологических и экономических механизмов мотивации профессионального роста педагогов, психологического сопровождения подростков. Важнейшие задачи: ресурсообеспече-ние сети, партнёрское взаимодействие с учреждениями высшего профессионального образования и предприятиями города и области. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.