УДК 378 Ч 493
Е. Г. ЧЕРНОВОЛ-ДУБИНИНА
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье дается анализ проблемам, которые сегодня существуют в процессе обучения студентов на факультете физического воспитания педагогических вузов.
Проведенный нами анализ психолого-науч-ной литературы, педагогические наблюдения, беседы, консультации со специалистами в области с физической культуры, обнаруживается ряд объективных и субъективных недостатков. Отсутствие методики самообразования, недостаток учебных и методических пособий, нехватка часов на педагогическую практику снижают эффективность подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров. Все это делает актуальными задачи теоретического и практического обоснования проблем формирования профессиональной компетентности студентов факультета физического воспитания.
Современные требования, которые предъявляются сегодня к высшему образованию, заставляют искать новые пути совершенствования форм и методов вузовской подготовки, разрабатывать новые педагогические технологии, решать задачи модернизации педагогического образования и переподготовки, действующих сегодня педагогических кадров Главной задачей педагогического вуза является подготовка студента к будущей самостоятельной профессиональной деятельности [3].
В научных исследованиях В.А. Сластенина профессиональная компетентность специалиста определяется как единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности [7].
Способность специалиста определять цели в области профессиональной деятельности, а также находить способы и средства для их достижения является показателем творческой и профессиональной самостоятельности.
В своих исследованиях Т.Е. Климова выявила компоненты готовности студента к профессионально-творческой самообразовательной деятель-
ности, например: владение комплексом профессионально-педагогических знаний; умение творчески использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
Таким образом, уровень способности человека к самореализации в трудовой деятельности определяется единством теоретических знаний и практических умений [4].
Профессиональная подготовка будущего педагога определяется комплексом общенаучных и специальных знаний, умений и навыков, требованиями к физическим, психическим, моральным и личностным качествам, развитию педагогических способностей, владея которыми он может успешно выполнять свои профессиональные обязанности. В педагогических вузах формирование всех качеств и свойств личности будущего учителя происходит при тесном взаимодействии нравственного, умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Только их комплексное использование обеспечивает единство и действенность результатов воспитательного процесса на всем периоде обучения [2].
Современная структура профессиональной деятельности специалиста области физической культуры и спорта характеризуется конкретной совокупностью знаний, умений и качеств личности, ориентированных на применение в рамках выбранной профессии. Обществу и сегодня, и в будущем крайне необходимы специалисты профессионально компетентные, социально активные и творчески мыслящие специалисты способные самостоятельно принимать решения в сложных условиях постоянно изменяющихся в современной деятельности. Все это, в полной мере, относится к преподавателю физического воспитания, его подготовке в процессе профессионального обучения и становления.
© Е.Г. Черновол-Дубинина, 2009
149
Изучение вопросов профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров такими авторами, как О.А. Абдулина,
Н.Н. Згрязкина [1], и многими другими, позволяют говорить о том, что современное состояние подготовки педагогических кадров в вузах страны, глубина и темпы преобразований в высшей школе не отвечают потребностям общества на нынешнем этапе развития. В них вскрываются диалектическое противоречие между достижениями высшей школы и ее возможностями и потребностями общества в ней в этот период, разрешение которого является главной задачей вузовской педагогикой.
Направленность на педагогическую деятельность составляет одну из важнейших характеристик личности будущего педагога, которая характеризует интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой; психолого-педагогичес-кую зоркость и наблюдательность; педагогический такт и воображение; организаторские способности, общительность, требовательность, целеустремленность, уравновешенность, выдержку, самооценку, профессиональную работоспособность.
Одним из показателей высокого уровня профессиональной подготовленности учителей, тренеров, организаторов массовой физкультурно-оздоровительной работы является понимание сущности, целей, задач и содержания системы физического воспитания, организационно-методических и научно-теоретических основ, особенностей, конкретных форм и содержания своей практической деятельности.
В своих исследованиях М.Я. Виленский, Р.С. -Сафин [2] определяют профессиональную направленность физического воспитания, выступающую как элемент ее общей структуры в педагогических вузах, которая должна отражать логическую взаимосвязь разнообразных учебных и внеучебных воспитательных мероприятий, объединенных в подсистему. Такая подсистема должна иметь функциональные связи с общей системой профессиональной направленности обучения и воспитания в педагогических вузах, обеспечивать последовательное усвоение, закрепление и совершенствование на практике специальных знаний, двигательных умений и навыков, психофизических и личностных качеств, педагогических способностей, необходимых учителю и тренеру в педагогической деятельности в соответ-
ствии с требованиями современной школы.
Успешное формирование профессиональной подготовки студентов физического воспитания педагогических вузов зависит от установок, имеющих отношение к будущей педагогической деятельности студента.
Приобретение теоретических базовых и специальных знаний профессиональной деятельности специалиста в области физического воспитания играет важную роль, так как ориентирует студента управлять учебно-воспитательным процессом на конечный результат, а именно умение применить полученные знания на практике.
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в вузе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность - это процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующих применения теоретических знаний на практике. Это положение учебно-прак-тической деятельности отмечается и в публикациях ученых.
B.C. Леднев [5] отмечает, что учебная практика как практика в условиях учебного заведения является органической частью учебно-воспитательного процесса в вузе, обеспечивая соединение творческой подготовки с их педагогической практикой в учебно-воспитательных учреждениях
Исследуя трудности адаптации стажеров-учи-телей физической культуры к педагогической деятельности JI.A. Любушкина [6], приходит к выводу, что необходимо особое внимание уделять организации и проведению педпрактики и более совершенной методической подготовке студентов, в частности, по частным методикам спортивных дисциплин.
В учебном процессе профессионально-педагогическая подготовка, направленная на формирование педагогического мастерства будущих учителей, реализуется лишь частично. Необходимо на практических занятиях акцентировать составляющие педагогического мастерства с анализом деятельности проводящего; рамки учебной практике раздвигаются и охватывают все время конкретной дисциплины.
Главным недостатком подготовки нынешних
150
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
выпускников является разрыв между теоретическими знаниями и навыками их практического использования, отсюда слабое владение практическими умениями и навыками [1 ].
В профессиональной подготовке выпускников педагогических учебных заведений, имеются такие недостатки, как неумение применить знания в конкретной педагогической ситуации, отсутствие навыков изучения школьников и налаживания с ними контактов.
О проблеме профессиональной подготовки студентов физического воспитания можно судить по степени соответствия результатов профессиональной деятельности и уровню социальных требований. В исследованиях последних лет, посвященных анализу педагогической подготовленности преподавателя физической культуры и тренера, констатируется явное несоответствие фиксируемых показателей их необходимому социально-нормативному уровню.
Множество содержательных характеристик уровня успешности и масштаба практической педагогической деятельности стало оформляться в особое понятие профессиональной компетентности педагога - интегральной характеристики его профессионализма. Наличие профессиональнопедагогической компетентности обязывает специалиста овладеть определенным комплексом специальных и общих знаний, позволяющих ему лучшим образом освоить и обеспечить свою профессиональную деятельность [7].
В процессе обучения на факультете физического воспитания сложные задачи формирования профессиональной компетентности современного специалиста, можно решать только при условии постоянного совершенствования форм и методов педагогической работы на основе познания закономерностей формирования личности, потребностей рынка труда, спортивных достижений, внедряя в учебный процесс по специализации современные методики обучения.
В настоящее время специалистами постоянно ведется поиск наиболее рациональных форм получения профессионального образования, которое соответствовало всем требованиям в области физкультуры и спорта.
Исследователи и практические работники, дающие сегодня разные оценки педагогической системе образования, приходят к обоснованным выводам о кризисном состоянии подготовки педагогов. Симптомы этого кризиса проявляются в
том, что уровень подготовленности выпускников высших учебных заведений не соответствует процессам, которые совершаются в нашей стране, и мировым стандартам. Профессиональная подготовка не ориентирована на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, наблюдается разрыв между общекультурным и профессиональным компонентами в обучении, что не обеспечивает формирования профессиональной культуры учителя, его готовности к педагогическому творчеству и сотрудничеству с учениками. Не выявляются и не формируются профессионально значимые качества, не преодолевается отчужденность от потребностей общества [8].
Библиографический список
1. Абдуллина О.А. Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: учебное пособие для студентов пед. институтов. - 2-е изд. перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1989.-175 с.
2. Виленский М. .Я., Сафин Р. С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов. Уч. пособие под общей ред. М.Я. Виленского. -М., 1980, —С. 36—37.
3. ЗанинаЛ.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов-на-Дону: Феникс,2003.-288 с.
4. Климова Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессиональной творческой самообразовательной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1987. —16 с.
5. Леднев B.C. Содержание образования. -М.: Высш. шк., 1989. -52 с.
6. Любушкина Л. А. Трудности адаптации ста-жеров-учителей ФК и педагогической деятельности (Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в ВУЗе): Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. - Куйбышев, 1989.-116с.
7. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие. -М.:Прометей, 1983.—159 с.
8. Якунин В.А. Контрасты современной педагогики // Проблемы повышения профессионализма и продуктивной педагогической деятельности.-Усть-Каменагорск, 1990.-С. 121-132.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009
151