Научная статья на тему 'О понятии «Функциональная компетентность» в процессе личностно-профессионального развития будущего учителя физической культуры'

О понятии «Функциональная компетентность» в процессе личностно-профессионального развития будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FUNCTIONAL COMPETENCE / ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS / PERSON-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGIC FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имашев А.М.

Цель исследования заключается в рассмотрении одного из теоретических вопросов разработки понятийного аппарата при решении проблемы формирования функциональной компетентности в личностно-профессиональном развитии будущего учителя физической культуры. Методы исследования анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников. Основные результаты исследований. В статье предложен аналитический материал по определению понятий для разработки теоретической концепции создания педагогической системы формирования функциональной компетентности в личностно-профессиональном развитии будущего учителя физической культуры. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Имашев А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FUNCTIONAL COMPETENCE CONCEPT IN PERSONPROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

The article tells about analysis of functional competence concept in person-professional development of future physical education teachers. The author used analysis methods of original psychological and pedagogical sourses under the problem. There are also some examples of problem solutions and analytic material. It is the part of post graduate research under the topic.

Текст научной работы на тему «О понятии «Функциональная компетентность» в процессе личностно-профессионального развития будущего учителя физической культуры»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '

№8 (3/2008)

УДК 796.011.3 + 796.077.5

О ПОНЯТИИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ABOUT FUNCTIONAL COMPETENCE CONCEPT IN PERSONPROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE PHYSICAL

EDUCATION TEACHERS

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Имашев

Камская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма Набережные Челны

A.M. Imashev, Ph.D., Associate Professor Kama state academy of physical culture, sport and tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: azat. imashev@yandex. ru

Ключевые слова: профессиональная компетентность, функциональная компетентность, основные педагогические функции, будущий учитель физической культуры.

Аннотация. Цель исследования заключается в рассмотрении одного из теоретических вопросов разработки понятийного аппарата при решении проблемы формирования функциональной компетентности в личностно-профессиональном развитии будущего учителя физической культуры.

Методы исследования - анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников.

Основные результаты исследований. В статье предложен аналитический материал по определению понятий для разработки теоретической концепции создания педагогической системы формирования функциональной компетентности в личностно-профессиональном развитии будущего учителя физической культуры.

Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме.

Key words. Professional Competence, Functional Competence,Person-Professional Development, Pedagogic Function, Future Physical Education Teachers

The summary. The article tells about analysis of Functional Competence concept in Person-Professional Development of future physical education teachers. The author used

analysis methods of original psychological and pedagogical sourses under the problem. There are also some examples of problem solutions and analytic material. It is the part of post graduate research under the topic.

Одним из основных, фундаментальных в современной профессионально-педагогической науке является понятие «профессиональной компетентности». Феномен данного понятии зависит от той нагрузки, которую несет комплекс структурно-функциональных компонентов данного образования. Как считает Е.Э.Смирнова, «специалист становится зрелым, полноценным работником лишь тогда, когда осваивает весь спектр функций» [12, с.11].

Теоретическим фундаментом профессиональной компетентности, представляемой функционально, т.е. понимаемой в качестве комплекса функций по достижению цели в профессионально-педагогической деятельности, должна стать, по мнению исследователей, профессиограмма-модель учителя, которая должна отражать специфику труда учителя и охватывать номенклатуру знаний-умений-навыков основных видов деятельности.

К функциональным компонентам, как устойчивым базовым связям основных структурных компонентов, обуславливающих движение, развитие педагогической системы, их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость, Н.В. Кузьмина относит основу педагогических способностей педагога (субъекта педагогической системы) - структуру его деятельности (1967-1985), частные виды: конструктивная (мыслительная) и гностическая и производные от них организаторская и коммуникативная; конструктивная представлена реализацией трёх других: презентативной - предъявление содержания обучения (информационной у других авторов), интенсивной - побуждение учащихся к усвоению (развивающей, мобилизационной у других исследователей), корректирующей -исправление и сопоставление результатов деятельности учащихся (контрольной, диагностической у других ученых) [7, 8, 9].

В.А. Сластенин, наряду с выше упомянутыми конструктивной, коммуникативной, организаторской, выделяет исследовательскую функцию педагогической деятельности будущего учителя (1972) [13].

У О. А. Абдуллиной педагогическая практика выполняет четыре функции: обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую [1, с.48].

Три вида знаний и умений использует в своих исследованиях В. В. Турецкий: проектировочные, организационные и предметно-практические.

Описываемые педагогические функции упоминаются и рядом других авторов, среди которых Г.Б. Горская, А.А. Шадрин, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин и другие [6, 15].

Н.В. Кухарев на основе анализа гностических, проектировочных, конструктивных, формировать умственную самостоятельность умений выявил когнитивно-моделирующие и конструктивно-моделирующие умения в работе педагогов-мастеров.

В структуре деятельности учителя физической культуры И.Н. Решетень и Г.В. Редхер усматривают следующие виды работ: учебную, воспитательную, физкультурно-спортивную, научно-исследовательскую, финансово хозяйственную, учетно-отчетную и

др. [12].

Г. Д. Бабушкин, исследуя педагогическую деятельность тренеров, выделяет умения и навыки творческой педагогической функции [3].

Л.П. Макаренко добавляет познавательные и предметно-практические профессионально-педагогические умения в деятельности тренера ДЮСШ по плаванию. Причем, автор выявил методом самооценки ранги степеней сформированности этих умений: 1 - предметно-практические, 2 - познавательные, 3 - коммуникативные, 4 -организаторские, 5 - конструктивные. [10].

Функциональную структуру тренерской деятельности Э.Л. Торунова описывает так: организация, наблюдение, стимуляция, оценка, демонстрация, коррекция и

воспитательная работа, из которых выделены, как ведущие, организация и наблюдение [14].

И.М. Юсупов пишет: «современная педагогическая мысль в составлении профессиограммы исходит из многообразия обязанностей, исполняемых школьным педагогом. Они сводятся к пяти функциям: воспитательным, образовательно-просветительским, проектировочным, административно-хозяйственным и управленческо-организаторским. В соответствии с этим, от педагога для успешной деятельности требуются умения: коммуникативные (включая ораторские), гностические (включая перцептивные), конструктивные и организаторские [17].

Выше описанные комплексы знаний-умений-навыков, профессионально значимые для труда учителя, в соответствии с концепциями авторов называются основными педагогическими функциями. В зависимости от подходов, способов классификации, подбора признаков и т.д., исследователи объединяют эти компоненты профессионально-педагогической деятельности в неидентичные наборы, которые получают новые наименования: ориентационно-воспитательная, мобилизующая, информационная (А.И. Щербаков); информационная, аналитическая, конструктивная, организаторская, прогностическая, коммуникативная (В.И. Спирина); планировочная, организационная, оперативного управления, учета и контроля (И.Н. Галактионов), развивающая (лаборатория И1111С) и т.п. Кроме того, некоторые авторы объединяют в функциональный компоненты комплексы знаний-умений-навыков специфически значимых для определенных специальностей: технический (Ю.К. Васильев), творческий (В.И. Андреев), двигательный (О.В. Петунин, А.В. Колесников, Е.П. Ильин, Н.Д. Бобырев, В.П. Мерлинкин) и т.д.) [2, 4, 5, 11, 16].

Таким образом, интегративный перечень основных педагогических функций имеет в своем активе по данным нашего обзора более полусотни наименований. Это число в зависимости от различных факторов, как объективного, так и субъективного характера, может достаточно гибко варьироваться исследователями.

Центральным ориентиром для формирования функциональной компетентности в личностно-профессиональном развитии будущего учителя физической культуры выступает формирование их профессиональной компетентности. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры направлена на решение триединой воспитательно-образовательной задачи. Сущность и содержание функциональной компетентности обусловлены содержанием профессионально-педагогической деятельности. Следовательно, основным направлением деятельности будущего учителя физической культуры в ходе его личностно-профессионального развития является высококачественное овладение профессионально-педагогическими знаниями-умениями-навыками основных педагогических функций.

Функциональная компетентность - это качественно новое, неповторимое, оригинальное и общественно исторически уникальное овладение профессиональной компетентностью, высшей формой проявления которой является достижение профессионально-педагогического мастерства.

Профессионально-педагогическая деятельность является разноуровневым процессом, качественное своеобразие которого осуществляется механизмами управления и регулирования активности объекта при возникновении проблемной ситуации.

Современные представления о роли и месте профессиональной компетентности в личностно-профессиональном развитии будущего учителя физической культуры являются исходным основанием для рассмотрения сущности и содержания функциональной компетентности.

Н.В. Кузьмина считает, что в профессионально-педагогической деятельности будущего учителя физической культуры профессиональная компетентность актуализируется не сама по себе, а в связи с её постоянной направленностью на профессиональное развитие будущего учителя [9].

Специфичность профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры проявляется в своеобразии деятельности по созданию новых способов воздействия на объект. При этом новизна может относиться как к содержанию образовательного процесса, так и к технологиям по его усвоению. Профессионально-педагогическая деятельность будущего учителя физической культуры характеризуется неповторимостью ее продукта - функционально компетентной профессионально развитой личности.

Профессионально-педагогическая деятельность реализуется в специфических условиях: жесткой временной регламентации в принятии решения и его исполнения; длительности проявления результатов работы, публичный и коллективный характер. Основным средством, "инструментом" профессионально-педагогической деятельности является личность учителя физической культуры.

В своей деятельности учитель физической культуры всегда опирается на установленные предшествующей социальной практикой физического воспитания нормативные требования воздействия на педагогический объект. Практическая реализация опосредована особенностями конкретных педагогических ситуаций, носящих нестандартный, вариативный характер, что определяет необходимость превалирования в ней функционального компонента.

Одним из основных видов формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры является деятельность по овладению знаний-умений-навыков основных педагогических функций и составляющим в своей совокупности содержание программы.

Исходя из представлений о сущности и содержании профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры, под функциональной компетентностью понимается результат овладения знаниями-умениями-навыками основных педагогических функций.

Функциональная компетентность обусловлена содержанием осуществляемой профессионально-педагогической деятельности и свойствами личности будущего учителя физической культуры. В соответствии с этим, функциональная компетентность определяется как целостная, системно-организованная, личностно обусловленная характеристика будущего учителя физической культуры, как субъекта деятельности, адекватная целям и содержанию данного вида профессионально-педагогической деятельности.

Правомерность и необходимость выделения функциональной компетентности, как самостоятельного вида профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры, обусловлены её спецификой, обуславливающей качественное своеобразие решения образовательных задач и вытекающих особенностей содержания и процесса.

Значительные различия в исходном уровне, чрезвычайная вариативность условий функциональной компетентности, бесконечное разнообразие, выступающих в качестве предмета, нацеленность на достижение высоких результатов и многое другое обуславливают значимость функционального подхода в личностно-профессиональном развитии будущего учителя физической культуры.

Исследование проблемы выдвинуло необходимость определения следующих понятий: функциональный аспект - функциональный подход в решении проблем развития профессиональной компетентности;

функциональный элемент - знание-умение-навык основных педагогических функций, элементарный деятельностный компонент, деятельностная единица, педагогическое действие;

функционально-ориентированная профессиональная компетентность - результат деятельности объектов педагогической системы, ориентированной на функциональное направление в личностно-профессиональном развитии;

функциональная компетентность - уровень сформированное™ функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности; - функциональный аспект профессиональной

компетентности; - качественная характеристика учителя, характеризующая способность выполнять надлежащие профессионально-педагогические функции.

Таким образом, можно предположить, что система знаний-умений-навыков основных педагогических функций учителя физической культуры недостаточно полно и конкретно разработана; возникает необходимость разработки критериально-диагностического аппарата исследования проблемы формирования функциональной компетентности учителя физической культуры на концептуальном уровне.

Литература

1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. - М.: Педагогика, 1990. - 141 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационный прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.

3. Бабушкин, Г.Д. Структура творческой деятельности тренера / Г.Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 5-6. - С. 7-9.

4. Бобырев, Н.Д. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя физической культуры / Н.Д. Бобырев, В.П. Мерлинкин. - Казань, 1989. - 130 с.

5. Васильев, Н.Д. Организационно-методические основы нового подхода к высшему физкультурному образованию / Н.Д. Васильев, К.Н. Рачков, В.Н. Сальников // Теория и практика физической культуры. -1989. - № 10. - С.17-18.

6. Виленский, М.Я. Педагогические отношения в теории и практике физического воспитания студентов / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1998. - № 8. - С. 9-11.

7. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 114 с.

8. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 20.

9. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность талант учителя / Н.В. Кузьмина. - М., 1985. - С. 29-31.

10. Макаренко, Л.П. Структура педагогической деятельности тренера ДЮСШ по плаванию / Л.П. Макаренко // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 3. - С. 23-25.

11. Петунин, О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Петунин. - СПб., 1995. - 22 с.

12. Решетень, Н. Н. Деловая игра в подготовке специалистов по физической культуре и спорту / Н. Н. Решетень. - М.: гЦоЛИФК, 1983. - 38 с.

13. Сластенин, В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В.А. Сластенин // Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 79-85.

14. Торунова, Э.Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера-преподавателя / Э.Л. Торунова // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 12. - С. 26.

15. Шадриков, В. Д. Деятельности и способности / В. Д. Шадриков. - М : Логос, 1994. - 320 с.

16. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А.И. Щербаков. - М., 1972. - С. 57.

17. Юсупов, И.М. Тренинг коммуникативных умений в условиях маргинальности / И.М Юсупов, Л.В. Бевзова // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. - Куйбышев, 1989. - С. 108.

Glossary

1. Abdullina, O.A. Pedagogical preparation of the teacher in system of the maximum pedagogical formation / O.A. Abdullina. - М.: Pedagogics, 1990. - 141 with.

2. Andreev, V.I. Pedagogics of the higher school. Innovative a rate: studies. The manual / V.I. Andreev. - Kazan: the Center of innovative technologies, 2005. - 500 with.

3. Babushkin, G.D. Structure of creative activity of the trainer / G.D. Babushkin // the Theory and practice of physical training. - 1993. - 5-6. - With. 7-9.

4. Bobyrev, N.D. Feature of structurization of functional components in activity of the teacher of physical training / N.D. Bobyrev, V.P. Merlinkin. - Kazan, 1989. - 130 with.

5. Vasilev, N.D. Organizational of a basis of the new approach to the supreme sports formation / N.D. Vasilev, K.N. Rachkov, V.N. Salnikov // the Theory and practice of physical training. - 1989. - 10. - W. 17-18.

6. Vilensky, M.J. Pedagogical of the attitude in the theory and practice of physical training of students / M.J. Vilensky // the Theory and practice of physical training. 1998. - 8. - With. 9-11.

7. Kuzmin, N.V. Method of system pedagogical research / N.V.Kuzmin. - Л.: Publishing house LGU, 1980. - 114 with.

8. Kuzmin, N.V. Pedagogical skill of the teacher as the factor of development of abilities of pupils / N.V. Kuzmin // Questions of psychology. - 1984. - 1. - With. 20.

9. Kuzmin, N.V. Abilit, endowments talent of the teacher / N.V. Kuzmin - M., 1985. - With. 29-31.

10. Makarenko, L.P. Structure of pedagogical activity of trainer DYUSSH on navigation / L.P. Makarenko // the Theory and practice of physical training. - 1985. - 3. - With. 23-25.

11. Petunin, O.V. Theoretical of a basis of preparation of students to professional work of the teacher of physical training: avtoref. diss. sciences / O.V. Petunin. - SPb., 1995. - 22 with.

12. Resheten, N.N. Business game in preparation of experts on physical training and sports / N.N. Resheten. - М.: GCOLIFK, 1983. - 38 with.

13. Slastenin, V.A. Vocational training of the modern teacher / V.A. Slastenin // the Soviet pedagogics. - 1991. - 10. - With. 79-85.

14. Torunova, E.L.formation at students of the creative relation to mastering by a trade of the trainer-teacher / E.L. Torunova // the Theory and practice of physical training. - 1989. - 12. - With. 26.

15. Shadrikov, V.D. Activity and abilities / V.D. Shadrikov. - m: Логос, 1994. - 320 with.

16. Scherbaks, A.I. Psychological of a basis of formation of the person of the Soviet teacher / A.I. Scherbak.-, 1972. - With. 57.

17. Yusupov, I.M. Training of communicative skills in conditions маргинальности / I.M Yusupov, L.V. Bevzova // Psychological aspects of formation of is professional-pedagogical consciousness during preparation of experts in high school: theses of reports of interuniversity scientifically-methodical conference. - Kuibyshev, 1989. -With. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.