ды, состоящий из авторитетных игроков, используя метод параллельного действия.
Таблица 3
___________________Групповые индексы результатов социометрии_________________________
Социометрические индексы Величина, баллы
Сплоченность группы 0,4
Интеграция группы 1
Групповая экспансивность 0,83
Интеграция группы характеризует степень ее объединенности в единое целое, минимальным количеством или отсутствием аутсайдеров. В нашем случае только 1 член команды не получил выборов, а другие ее представители активно включены в систему межличностных отношений, что является благоприятным условием воспитательной работы.
Групповая экспансивность является показателем динамики социальной жизни группы, психологической активности игроков в отношении контактов с другими членами команды, и в нашем случае ее показатель очень высок - 0,83 балла. Это свидетельствует о том, что основная масса делает максимальное количество выборов, и только один спортсмен характеризуется минимальной психологической экспансивностью. Эти факты позволяют тренеру ставить перед командой более высокие задачи, предъявлять к групповой деятельности на площадке более высокие требования, совершенствуя техническое и тактическое мастерство игроков как единое целое. Тренер в нашем случае может реализовать и комплексные воспитательные задачи, прививая игрокам положительные нравственные, этические, трудовые черты личности.
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
В.В. Лобачев, О.А. Григорьев, А.А. Лотоненко
В современной системе профессионального педагогического образования в качестве приоритетного направления рекомендован компетентностный подход к подготовке будущего специалиста. Одним из приоритетных направлений реализации данного подхода является контекстное обучение, в рамках которого организуется квазипро-фессиональная деятельность будущих педагогов. В наших исследованиях была разработана и реализована в образовательном процессе факультета физической культуры квазипрофессиональная модель обучения, направленная на формирование деятельностных компетенций у будущих педагогов по физической культуре.
В соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре, выделяются три группы профессионально-педагогических компетенций (Зимняя И. А., 2005):
• компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
• компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
• компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Однако консервативный характер сложившейся системы профессионального физкультурно-педагогического педагогического образования вызывает значительные трудности в реализации компетентностного подхода в системе подготовки современных педагогов, в соответствии с чем, особенно актуальной является внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, направленных на формирование у будущих педагогов опыта реализации знаний, умений и навыков; способов программирования действий и принятия решений; ценностно-смысловых
отношений к деятельности, выраженных в поступочной деятельности; эмоциональноволевой регуляции социального и профессионального взаимодействия. Для реализации вышеуказанной цели наиболее адекватной, на наш взгляд, является квазипрофес-сиональная технология обучения (Вербицкий А.А., 2004).
Необходимость внедрения в образовательный процесс квазипрофессиональной технологии на факультете физической культуры обусловлена не только современными требованиями, но и тем фактом, что, как показал опыт наблюдения за студентами в период педагогической практики, они испытывают значительные затруднения при планировании и проведении уроков. Вследствие вышесказанного возникла необходимость внедрения в преподавание базовых спортивных дисциплин элементов теории и методики физической культуры в школе. В основу наших исследований и эксперимента была положена как базовая форма деятельности студентов - квазипрофессиональная и была разработана и апробирована квазипрофессиональная технология обучения.
Эксперимент проводился в течение трех лет (2003 - 2005 год) в рамках предметной дисциплины федерального компонента «Гимнастика» со студентами факультета физической культуры. В разработку модели были положены следующие психологопедагогические принципы (Баннов И.И., Мульдаров В.К., 2006): принцип имитационного моделирования условий профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; диалогического общения; проблемности и двуплановости.
Использование данных принципов при организации квазипрофессиональной деятельности студентов формирует педагогические условия, при которых студенты, вступая в условно-реальные отношения друг с другом, приобретают опыт познавательной и профессиональной деятельности и социальных отношений.
Модель включает в себя следующие технологические уровни:
1. Уровень целеобразования, в котором отражены цель обучения (формирование ключевых профессионально-педагогических компетенций) и ожидаемые результаты обучения (овладение специалистом педагогическими компетенциями, сокращение периода адаптации к профессиональной деятельности).
2. Отбор содержания учебного материала: включает в себя межпредметный блок, предполагающий использование студентами основ знаний по педагогике и психологии, а также предметный блок, основанный на базовых положениях теории и методики преподавания физической культуры.
3. Процессуальный уровень, включающий в себя два блока. Первый блок отражает деятельность преподавателя, который осуществляет блочно-модульное структурирование учебного материала и форм проведения занятий (лекции; каскады моделей уроков), а также подготовку программно-методического обеспечения (УМК, подбор литературы, видео-мультимедиа средств). Второй блок отражает деятельность студентов: они осуществляют самостоятельную работу по изучению и организации образовательного процесса, организуют, разрабатывают и реализуют уроки в группе и в период педпрактики;
4. Диагностический уровень. На этом этапе осуществляется диагностика эффективности используемой модели.
Сущность квазипрофессиональной технологии заключается в том, что параллельно с традиционными практическим занятиями по гимнастике нами последовательно организовывались и проводились непрерывные каскады моделей школьных уроков. Деятельность носила характер ролевой игры, когда один студент играл роль «учителя», а остальные - роль «учащихся». Все уроки снимались на видео, а в качестве средства оценки служила рейтинговая оценка, которая формировалась в ходе анализа деятельности «учителя» совместно группой и учителем.
Основные требования к потенциальному «учителю» были следующими: самостоятельный выбор темы и типа урока, разнообразие методов и средств обучения, использование мультимедийных технологий.
Анализ деятельности студентов производился по следующим параметрам, кото-
рые были разделены на три блока: а) владение студентами общепедагогическими умениями: определение целей занятия, организация учащихся к деятельности, соответствие учебного материала поставленным целям, мотивация деятельности учащихся, использование дифференцированного подхода, раскрытие личностного потенциала учащихся на уроке, использование разнообразных средств и методов обучения; б) уровень теоретической и практической подготовки студента: знания и умения в области педагогики, психологии, теории и методики физической культуры, базовых спортивных дисциплин; в) коммуникативные навыки: вербальные и невербальные.
Оценивание проводилось в несколько этапов: на первом этапе каждый критерий оценивался баллами от 0 до 2 (0 баллов - критерий не реализован, 1 балл - критерий реализован частично; 2 балла - критерий реализован полностью). Далее осуществлялось вычисление коэффициента качества образовательного процесса на уроке по формуле: К0 = Б/ Кобщ, где
«КО» - качество образовательного процесса;
«Кобщ» - количество баллов;
«Б» - сумма баллов.
При КО равном 2 качество образовательного процесса на уроке считается отличным, при КО 1 - 1,85 баллов качество урока оценивается как удовлетворительное и хорошее, при значении КО ниже 1 балла качество урока оценивается как низкое.
На заключительном этапе проводилась общая диагностика эффективности образовательного процесса с использованием квазипрофессиональной технологии, в качестве средств диагностики были выбраны стандартные тесты для проверки знаний по предмету «Теория и методика обучения физической культуре», комплекс психологопедагогических тестов диагностики коммуникативных навыков, уровня эмпатии и цветовой тест Люшера. Результаты тестирований, которые осуществлялись на этапах констатирующего и формирующего эксперимента, показали более высокую динамику формирования искомых качеств у студентов экспериментальной группы.
Ценность данной технологии заключается в том, что в ее основу положены операционально-деятельностные, личностно-мотивационные и оценочные компоненты деятельности.
В форме квазипрофесиональной деятельности в студенческой аудитории моделируются условия, имитирующие как содержание, так и динамику педагогического процесса, а, соответственно, прежде всего, отношения в системе учитель - ученик. Квазипрофессиональная игра имитирует не только предметное, но и социальное и психологическое содержание реального урока, задает целостный контекст его деятельности.
Приоритет самостоятельности студента при организации и реализации урока, сопровождающийся комплексным анализом видеоматериалов, несет в себе большой потенциал личностно-мотивационной и оценочной деятельности студентов. При консультирующей роли преподавателя широко раскрываются личностный потенциал будущего педагога, навыки работы в группе и коллективе, что особенно актуально в соответствии с современными требованиями образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баннов, И.И. Организационно психологические основы развивающего образования в регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно ориентированный подход / И.И. Баннов, В.К. Мульдаров [и др.] ; под общей редакцией В.В. Рубцова. - М. : [б.и.], 2002.
2. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход в теории контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Материалы методологич. семинара «Россия в болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М. : [б.и.], 2004.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности, как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Материалы методологич.
семинара «Россия в болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М. : [б.и.], 2004.
4. Зязина, Т. В. Квазипрофессиональные технологии обучения в подготовке будущих педагогов / Т. В. Зязина // Проблемы научной организации образовательного процесса в медицинском вузе : материалы 1 межрегион. науч-практ. конф. - Воронеж : Изд-во ВГМА, 2006.
5. Виленский, М.Я. Общая педагогическая подготовка учителя физической культуры : сущность, содержание, структура / М.Я. Виленский, О.Л. Шабалина // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 2 (4). - С. 3-6.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ
С. П. Миронова
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная идентификация личности выступает необходимой составляющей социально-профессиональной интеграции. Так, А. В. Мудрик [3], В. С. Мухина [4] и другие ученые в области педагогики и психологии рассматривают идентификацию и обособление личности в качестве механизмов социализации, в частности, А. В. Петровский определяет идентификацию как закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. В данном исследовании процесс профессиональной идентификации личности в профессиональнообразовательном пространстве вуза рассматривается на примере профессиональной идентификации студентов специальности «Физическая культура» профессиональнопедагогического университета.
Под профессиональной идентификацией нами понимается, во-первых, установление полной тождественности (идентичности) или сходства подобных или однородных объектов: образов педагогов по физической культуре, выполняющих определенный вид профессиональной деятельности (учитель физической культуры в школе, преподаватель физического воспитания в вузе, инструктор, тренер, менеджер в сфере физической культуры и спорта.), и собственного «Профессионального Я»; во-вторых, результат такого действия - профессиональная самоидентификация.
Профессиональная самоидентификация в сфере физической культуры - мыслительный процесс сознательного или бессознательного самоотождествления личности с другим человеком (носителем идеального образа «Профессионального Я»), образцом (образом педагога по физической культуре, представленном в Государственном образовательном стандарте); приписывание себе характеристик какой-либо профессиональной группы.
Как известно, профессиональные стандарты - это минимально необходимые требования к социально-профессиональной подготовленности специалиста. Современные психологи пишут: «Ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в Госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию... Стандарт образования - не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения» [2].
В Государственном образовательном стандарте (Г0С-2005) высшего профессионального образования специальности «Физическая культура» [1] указано, что видами профессиональной деятельности специалиста являются: учебно-воспитательная; социально-педагогическая; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая; физкультурно-спортивная, оздоровительно-рекреативная. Требования к профессиональной подготовке специалиста в области научно-