Научная статья на тему 'Воспитание юных хоккеистов с учетом уровня развития межличностных отношений в команде'

Воспитание юных хоккеистов с учетом уровня развития межличностных отношений в команде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусакин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание юных хоккеистов с учетом уровня развития межличностных отношений в команде»

В.С., 1987) показало, что перестройка корковых систем управления движениями может не только служить квалификационным критерием, но и тонко отражать степень освоенности того или иного упражнения спортсменами одной той же квалификации. При выполнении более освоенного в группе мастеров спорта классического толчка -“ножницами”, по данным ЭЭГ, оказалось более выраженным доминирование системы взаимосвязанной активности в левом полушарии. При этом практически отсутствовали высокие корреляции потенциалов лобных и моторных областей, что свидетельствует об отсутствии сознательного контроля за этим движением, то есть о высокой его автоматизации. Менее освоенный в этой группе толчок “полуприседом” сопровождался меньшим уровнем доминирования левого полушария по числу высоких коэффициентов корреляции, а также наличием лобномоторных корреляций активности. По мере увеличения мощности силовой работы (с ростом веса штанги) все более экономной оказывается система корковой взаимосвязанной активности, локализуясь в области моторных проекций мышц ног и рук и в нижнетеменной области левого полушария.

В отличие от этой характерной картины, у спортсменов-разрядников обнаружена более обширная система взаимосвязанных нервных центров. В нее включались корковые зоны как левого, так и правого полушария. Межцентральные корреляции потенциалов преобладали в правом субдоминантном полушарии, корреляции потенциалов моторных зон с нижнетеменными практически соответствовали корреляции лобных и моторных зон.

Особенно ярко эти признаки проявились при выполнении менее освоенного в данной группе упражнения - толчка “ножницами”. Выполнение же лучше освоенного данными спортсменами-разрядниками толчка “полуприседом”, более простого в кинематическом отношении, выявляло в ряде случаев (вес штанги 50, 70 и 80% от максимального) доминирование пространственной синхронизации в левом полушарии, что свидетельствовало о высокой эффективности управления движениями при выполнении этого упражнения. Таким образом, особенности пространственной синхронизации ЭЭГ позволяют оценивать степень освоения каждого отдельного упражнения независимо от квалификации спортсмена, т. е. могут служить критерием степени долговременной адаптации мозга спортсмена к данному виду деятельности. Сравнивая особенности межполушарной асимметрии при выполнении толчка “ножницами” у мастеров спорта и тяжелоатлетов-разрядников, можно отметить, что подъем штанги весом 80% от максимального является вполне адекватным для спортсменов высокой квалификации, вызывая наибольшее доминирование взаимосвязанной активности в левом полушарии; в группе разрядников наиболее адекватным упражнением является толчок штанги весом 60 и 70%, при котором в наименьшей степени проявилось преобладание правого полушария и даже отмечено усиление взаимосвязанности в левом полушарии по сравнению с предрабочим состоянием.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Повышение мощности силовой работы (с 50 до 80 % от веса штанги) увеличивает значения КАС с - 54,6% до - 88,8% у спортсменов высокой квалификации при выполнении толчка “ножницами”; и с -15% до -50 % у спортсменов разрядников при выполнении толчка полуприседом. У тяжелоатлетов высокой квалификации с повышением освоенности двигательного действия асимметрия корковых систем увеличивается. Возрастает преобладание межцентральных высоких корреляций активности в левом доминантном полушарии.

ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ

А.С. Кусакин

Межличностными отношениями в научной литературе называют субъективно переживаемые контакты и взаимосвязи между людьми, которые обусловливаются со-

держанием, целями и ценностями их совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Для определения уровня и основных особенностей взаимоотношений между игроками команды по хоккею была использована широко известная методика социометрического опроса.

Всем хоккеистам предлагалось ответить на вопрос: «С кем бы вы хотели играть на ответственных соревнованиях?» Для социометрического исследования хоккеистам было предложено основание, позволяющее оценить деловое, формализованное взаимодействие в условиях игры. Затем были вычислены индивидуальные и групповые индексы. Первичные данные собраны в матрицу, которая позволяет проанализировать все имеющиеся индивидуальные связи.

Результаты исследования приведены в таблице 1.

Матрица социометрического исследования позволяет увидеть, что наибольшее количество выборов получили №№ 5,6,11. Совсем не получил выборов в группе игрок № 15. По одному выбору получили 4 спортсмена (№9 1,7,10,13). Количество взаимных выборов, характеризующих сплоченность команды, равно 22.

Полученные данные позволяют судить о системе делового взаимодействия в команде и об индивидуальных предпочтениях игроков, для организации воспитания юных хоккеистов тренеру очень важно знать о существующих контактах между юными хоккеистами, так как они являются каналами информации об окружающем мире в целом, и, что особенно интересно, системе внутригрупповых ценностях. Через эти связи преломляются педагогические воздействия тренера, данная закономерность была замечена А.С. Макаренко, который предложил на ее основе специальный способ воспитания, названный методом параллельного действия.

Таблица 1

Результаты социометрического опроса хоккеистов__________________

Кто выбирает № п/п Кого выбирают К-во сделан- ных выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 + + + 3

2 + + + + 4

3 + + + + 4

4 + + + + 4

5 + + + + 4

6 + + + + 4

7 + 1

8 + + + 3

9 + + + + 4

10 + + + 3

11 + + + + 4

13 + + 2

12 + + + + 4

14 + + + 3

15 + + + 3

Количество полученных выборов 1 4 3 4 9 6 1 5 2 1 8 3 1 2 0

Наше исследование показывает, что знание педагогом системы межличностных отношений, существующих между воспитанниками, помогает не только организовать методику воспитательной работы, но и отбирать ее содержание, дифференцировать его с учетом социально-психологического статуса юного хоккеиста, формируя у одних - влиятельность и авторитетность, а у других - умение подчиняться требованиям груп-

пы, сочетать личные интересы с целями коллективной деятельности.

Для дальнейшего анализа взаимоотношений в команде рассчитывались индивидуальные и групповые параметры, такие как социально-психологический статус игрока, то есть его авторитет, влиятельность и признанность, а также психологическая экспансивность как готовность сотрудничать и контактировать с группой. Результаты подсчетов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Индивидуальные групповые параметры хоккеистов_________________

Социально-психологическая экспансивность

1 21 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

0,21 0,28 0,28 0,28 0,28 0,28 0,07 0,21 0,28 0,21 0,28 0,28 0,14 0,21 0,21

Социометрический статус юных хоккеистов

1 21 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

0,07 0,28 0,21 0,28 0,64 0,43 0,07 0,36 0,14 0,07 0,57 0,21 0,07 0,14 0

При анализе индивидуальной психологической экспансивности выделяются спортсмены, имеющие ее максимальную величину (№№ 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12). Их можно считать наиболее контактными, ориентированными на совместные игровые действия.

Наименьшим уровнем экспансивности характеризуется игрок № 7 (0,07), причем он выбирает одного из самых низкостатусных игроков - № 1. Эти факты могут помочь тренеру в отборе содержания воспитательных воздействий на хоккеистов с разной мерой экспансивности в отношении спортивной команды.

Анализ величин второго параметра социометрического опроса социальнопсихологического статуса показывает, что в команде имеется лидер - игрок № 5, высокостатусные игроки - №№ 6, 8, 11. Их влияние на других спортсменов особенно велико.

Для того чтобы организовывать воспитание юных хоккеистов с учетом уровня развития межличностных отношений в команде, следует сопоставить индексы социально-психологического статуса и экспансивности. Эта процедура позволит сравнить позицию группы по отношению к ее отдельным представителям с позицией, которую занимает игрок по отношению к команде. Если индексы близки по своей величине, то взаимоотношения личности и группы гармоничны. Это характерно для игроков № 5 и № 11, то есть для высокостатусных членов группы. Особое же внимание следует уделить анализу тех случаев, когда индексы значительно различаются между собой.

Данные о межличностных отношениях в команде юных хоккеистов свидетельствуют о том, что реализация общепедагогического принципа коллективный характер воспитания невозможна без учета индивидуальных особенностей воспитанников. Поэтому в конкретное содержание воспитательной работы с юными спортсменами будут входить как общие элементы, так и индивидуальные для каждого занимающегося составляющие. Кроме индивидуальных параметров, характеризующих положение отдельного игрока в системе межличностных отношений, для отбора содержания воспитания важно оценить уровень развития команды как группы, характер психологической атмосферы в ней.

Анализ групповых характеристик команды юных хоккеистов поможет тренеру оценить значимость своих воздействий по сплачиванию коллектива, конкретизировать содержание воспитательной работы с группой в целом. Социометрическая методика позволяет рассчитать такие характеристики коллектива юных хоккеистов, как сплоченность команды, интеграция, экспансивность (табл. 3).

Сплоченность группы есть мера единая, степень связи, тесноты эмоциональных контактов, согласованность в принятии коллективных решений. Для развивающейся группы коэффициент выше 0,25 принято считать удовлетворительным. В нашем случае коэффициент выше, что означает достаточный уровень сплоченности группы. Таким образом, тренер в своей воспитательной работе может опереться на актив коман-

ды, состоящий из авторитетных игроков, используя метод параллельного действия.

Таблица 3

___________________Групповые индексы результатов социометрии_________________________

Социометрические индексы Величина, баллы

Сплоченность группы 0,4

Интеграция группы 1

Групповая экспансивность 0,83

Интеграция группы характеризует степень ее объединенности в единое целое, минимальным количеством или отсутствием аутсайдеров. В нашем случае только 1 член команды не получил выборов, а другие ее представители активно включены в систему межличностных отношений, что является благоприятным условием воспитательной работы.

Групповая экспансивность является показателем динамики социальной жизни группы, психологической активности игроков в отношении контактов с другими членами команды, и в нашем случае ее показатель очень высок - 0,83 балла. Это свидетельствует о том, что основная масса делает максимальное количество выборов, и только один спортсмен характеризуется минимальной психологической экспансивностью. Эти факты позволяют тренеру ставить перед командой более высокие задачи, предъявлять к групповой деятельности на площадке более высокие требования, совершенствуя техническое и тактическое мастерство игроков как единое целое. Тренер в нашем случае может реализовать и комплексные воспитательные задачи, прививая игрокам положительные нравственные, этические, трудовые черты личности.

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

В.В. Лобачев, О.А. Григорьев, А.А. Лотоненко

В современной системе профессионального педагогического образования в качестве приоритетного направления рекомендован компетентностный подход к подготовке будущего специалиста. Одним из приоритетных направлений реализации данного подхода является контекстное обучение, в рамках которого организуется квазипро-фессиональная деятельность будущих педагогов. В наших исследованиях была разработана и реализована в образовательном процессе факультета физической культуры квазипрофессиональная модель обучения, направленная на формирование деятельностных компетенций у будущих педагогов по физической культуре.

В соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре, выделяются три группы профессионально-педагогических компетенций (Зимняя И. А., 2005):

• компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

• компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

• компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Однако консервативный характер сложившейся системы профессионального физкультурно-педагогического педагогического образования вызывает значительные трудности в реализации компетентностного подхода в системе подготовки современных педагогов, в соответствии с чем, особенно актуальной является внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, направленных на формирование у будущих педагогов опыта реализации знаний, умений и навыков; способов программирования действий и принятия решений; ценностно-смысловых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.