Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной деятельности специалистов академических служб поддержки психологического благополучия субъектов образования'

Проблемы профессиональной деятельности специалистов академических служб поддержки психологического благополучия субъектов образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / психологическая служба вуза / академическая служба сопровождения / психологическое сопровождение образования / ценности / профессиональный коллектив / ценностно-ориентационное единство / psychological well-being / university psychological support service / university maintenance service / psychological maintenance of education / values / professional team / value-orientation unity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галина Валерьевна Валеева, Людмила Александровна Кунаковская, Раиса Ивановна Хотеева Кандидат, Раиса Ивановна Хотеева Кандидат

Введение. Сложности в профессиональной деятельности специалистов академических психологических служб поддержки психологического благополучия основных субъектов образования возникают в связи с несоблюдением или неполным пониманием специалистами профессиональных норм, начиная с ценностей и целей помощи и заканчивая методами и методиками работы с индивидуальными и групповыми / организационными структурами как клиентами. Несмотря на разнообразие и интенсивность отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросам функционирования и развития университетских психологических служб обеспечения психологического благополучия студентов и иных субъектов образования, все еще остаются пробелы, особенно в областях, связанных с традиционными для помогающих профессий дилеммами и опасностями подмены помощи эксплуатацией, помощи клиенту — обслуживанием собственных интересов и интересов третьих людей. Осознанность ценностей помогает соблюдать нормы профессионального труда и сохранять профессиональную позицию, даже в процессе участия в масштабных реформах и кризисах образования. Цель исследования — осмысление проблем профессиональной деятельности специалистов современных психологических служб университета, возникающих в ситуациях постановки и решения задач психологического сопровождения образования и его субъектов как полноценно функционирующих личностей, партнеров, учеников и профессионалов. Материалы и методы. Основной метод исследования — теоретико-эмпирический анализ проблем профессиональной деятельности специалистов вузовских психологических служб обеспечения психологического благополучия студентов. В эмпирическом исследовании, проведенном с помощью метода опроса и качественно-количественного анализа его результатов, приняли участие 30 специалистов служб. Результаты и обсуждение. Выделены и проанализированы основные проблемы и сложности в деятельности специалистов, преодоление которых способствует повышению успешности работы и предотвращению депрофессионализации и сопутствующих ей нарушений, а также качественному решению задач обеспечения психологического благополучия студентов. Выводы. Многие эффективные решения и способы предотвращения проблем профессионального труда психологов в вузе по обеспечению психологического благополучия студентов связаны с осознанной реализацией ими базовых принципов и направлений работы, что позволяет оптимизировать выбор и осуществление моделей, технологий, методик помощи конкретным клиентам в конкретных ситуациях. Расширенное понимание деятельности специалистов вузовских психологических служб и связанных с нею проблем позволяет повысить результативность служб и их специалистов в обеспечении психологического благополучия различных субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галина Валерьевна Валеева, Людмила Александровна Кунаковская, Раиса Ивановна Хотеева Кандидат, Раиса Ивановна Хотеева Кандидат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Professional Activities of University Services that Maintain Psychological Well-Being of the Subjects of Education

Introduction. The primary difficulties in the professional activities of specialists of university psychological services that maintain psychological well-being of the subjects of education arise due to non-compliance or incomplete understanding of professional norms by the specialists, ranging from the values and goals of assistance to the methods and techniques of working with individual and group / organization structures as clients. Despite the diversity and intensity of domestic and, especially, foreign studies on the functioning and development of university psychological services on maintenance of psychological well-being of students and other subjects of education, there are still many gaps, especially in the areas related to the dilemmas traditional for helping professions and the dangers of substituting assistance with exploitation, helping the client with maintaining one’s own interests and interests of third parties. Awareness of values helps to comply with the norms of professional work and maintain a professional position, even in the process of participating in large-scale reforms and crises in education. The purpose of the study is to comprehend the problems of professional activity of specialists of modern university psychological services that arise in situations of setting and solving the problems of psychological support for education and its subjects as fully functioning individuals, partners, students and professionals. Materials and Methods. The primary method used in the research is theoretical and empirical analysis of the problems of professional activity of specialists of university psychological services that maintain students’ psychological well-being. The empirical study conducted via the survey method and qualitative-quantitative analysis of its results covered thirty professionals of the services under consideration. Results and Discussion. The authors identified and analyzed the main problems and difficulties faced by specialists as professionals, these include the leading problems, whose solution contributes to increasing the success of work and preventing de-professionalization and violations related to it as well as effective targeting the tasks of providing students’ psychological well-being. Conclusion. Many effective and productive solutions and ways to prevent the problems of professional work of psychologists at a university connected with the support of students’ psychological well-being are associated with their conscious realization of the basic principles and areas of work: their comprehension and, if necessary, revision, ensures optimizing the choice and implementation of models, technologies, methods of helping specific clients in specific situations. An expanded understanding of the activities of specialists in university psychological services makes it possible to increase the effectiveness of services and their specialists in maintaining psychological well-being of different subjects of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной деятельности специалистов академических служб поддержки психологического благополучия субъектов образования»

Педагогическая психология

Pedagogical psychology

Научно-теоретическая статья

УДК 159.98 © Валеева Г. В., Кунаковская Л. А., Хотеева Р. И., Арпентьева М. Р., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-455-462

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Проблемы профессиональной деятельности специалистов академических служб поддержки психологического благополучия

субъектов образования

Галина Валерьевна Валеева, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медикобиологических дисциплин 1; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3140-1627 Людмила Александровна Кунаковская, кандидат педагогических наук, доцент 2; заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии 3; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1345-8462

Раиса Ивановна Хотеева, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии 4; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4580-7241

Мариям Равильевна Арпентьева, доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга факультета социальных наук и массовых коммуникаций 5; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

1 Высшая школа физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69, Россия

2 Воронежский государственный педагогический университет, 394043, Воронеж, ул. Ленина, 86, Россия

3 Воронежский государственный университет, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1, Россия

4 Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, 248023, Калуга, ул. Разина, 22/48, Россия

5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125993, Москва, ГСП-3, Ленинградский пр., 49, Россия

Реферат. Введение. Сложности в профессиональной деятельности специалистов академических психологических служб поддержки психологического благополучия основных субъектов образования возникают в связи с несоблюдением или неполным пониманием специалистами профессиональных норм, начиная с ценностей и целей помощи и заканчивая методами и методиками работы с индивидуальными и групповыми / организационными структурами как клиентами. Несмотря на разнообразие и интенсивность отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросам функционирования и развития университетских психологических служб обеспечения психологического благополучия студентов и иных субъектов образования, все еще остаются пробелы, особенно в областях, связанных с традиционными для помогающих профессий дилеммами и опасностями подмены помощи эксплуатацией, помощи клиенту — обслуживанием собственных интересов и интересов третьих людей. Осознанность ценностей помогает соблюдать нормы профессионального труда и сохранять профессиональную позицию, даже в процессе участия в масштабных реформах и кризисах образования. Цель исследования — осмысление проблем профессиональной деятельности специалистов современных психологических служб университета, возникающих в ситуациях постановки и решения задач психологического сопровождения образования и его субъектов как полноценно функционирующих личностей, партнеров, учеников и профессионалов. Материалы и методы. Основной метод исследования — теоретико-эмпирический анализ проблем профессиональной деятельности специалистов вузовских психологических служб обеспечения психологического благополучия студентов. В эмпирическом исследовании, проведенном с помощью метода опроса и качественно-количественного анализа его результатов, приняли участие 30 специалистов служб. Результаты и обсуждение. Выделены и проанализированы основные проблемы и сложности в деятельности специалистов, преодоление которых способствует повышению успешности работы и предотвращению депрофессионализации и сопутствующих ей нарушений, а также качественному решению задач обеспечения психологического благополучия студентов. Выводы. Многие эффективные решения и способы предотвращения проблем профессионального труда психологов в вузе по обеспечению психологического благополучия студентов связаны с осознанной реализацией ими базовых принципов и направлений работы, что позволяет оптимизировать выбор и осуществление моделей, технологий, методик помощи конкретным клиентам в конкретных ситуациях. Расширенное понимание деятельности специалистов вузовских психологических служб и связанных с нею проблем позволяет повысить результативность служб и их специалистов в обеспечении психологического благополучия различных субъектов образования.

Ключевые слова: психологическое благополучие, психологическая служба вуза, академическая служба сопровождения, психологическое сопровождение образования, ценности, профессиональный коллектив, ценностно-ориентационное единство

Для цитирования: Валеева Г. В., Кунаковская Л. А., Хотеева Р. И., Арпентьева М. Р. Проблемы профессиональной деятельности специалистов академических служб поддержки психологического благополучия субъектов образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. № 4(99). С. 455-462. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-455-462

Scientific and Theoretical Article

UDC 159.98 © Valeeva G. V., Kunakovskaya L. A., Khoteeva R. I., Arpentieva M. R., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-455-462

5.3.5. Social Psychology, Political and Economic Psychology

5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment

Problems of Professional Activities of University Services that Maintain Psychological Well-Being of the Subjects of Education

Galina V. Valeeva, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Valeology and Biomedical Disciplines 1; [email protected]; http://orcid.org/0000-0003-3140-1627

Lyudmila A. Kunakovskaya, Candidate of Science (in Pedagogy), Associate-Professor 2, head of the chair of Pedagogy and Pedagogical Psychology 3; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1345-8462

Raisa I. Khoteeva, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of General and Social Psychology 4; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4580-7241

Mariam R. Arpentieva, Doctor of Psychology, Professor, Academician of the International Academy of Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Leading researcher at the Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications 5; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

1 Higher school of Physical Culture and Sports of South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, 69 Lenin pr., Chelyabinsk, 454080,

2 Voronezh State Pedagogical University, 86 Lenin st., Voronezh, 394043, Russia

3 Voronezh State University, 1 Universitetskaya sq., Voronezh, 394018, Russia

4K. E. Tsiolkovskiy Kaluga State University, 22/48 Razin st., Kaluga, 248023, Russia

5 Financial University under the Government of the Russian Federation, 49 Leningradskiy pr., GSP-3, Moscow, 125993, Russia

Abstract. Introduction. The primary difficulties in the professional activities of specialists of university psychological services that maintain psychological well-being of the subjects of education arise due to non-compliance or incomplete understanding of professional norms by the specialists, ranging from the values and goals of assistance to the methods and techniques of working with individual and group / organization structures as clients. Despite the diversity and intensity of domestic and, especially, foreign studies on the functioning and development of university psychological services on maintenance of psychological well-being of students and other subjects of education, there are still many gaps, especially in the areas related to the dilemmas traditional for helping professions and the dangers of substituting assistance with exploitation, helping the client with maintaining one's own interests and interests of third parties. Awareness of values helps to comply with the norms of professional work and maintain a professional position, even in the process of participating in large-scale reforms and crises in education. The purpose of the study is to comprehend the problems of professional activity of specialists of modern university psychological services that arise in situations of setting and solving the problems of psychological support for education and its subjects as fully functioning individuals, partners, students and professionals. Materials and Methods. The primary method used in the research is theoretical and empirical analysis of the problems of professional activity of specialists of university psychological services that maintain students' psychological well-being. The empirical study conducted via the survey method and qualitative-quantitative analysis of its results covered thirty professionals of the services under consideration. Results and Discussion. The authors identified and analyzed the main problems and difficulties faced by specialists as professionals, these include the leading problems, whose solution contributes to increasing the success of work and preventing de-professionalization and violations related to it as well as effective targeting the tasks of providing students' psychological well-being. Conclusion. Many effective and productive solutions and ways to prevent the problems of professional work of psychologists at a university connected with the support of students' psychological well-being are associated with their conscious realization of the basic principles and areas of work: their comprehension and, if necessary, revision, ensures optimizing the choice and implementation of models, technologies, methods of helping specific clients in specific situations. An expanded understanding of the activities of specialists in university psychological services makes it possible to increase the effectiveness of services and their specialists in maintaining psychological well-being of different subjects of education.

Keywords: psychological well-being, university psychological support service, university maintenance service, psychological maintenance of education, values, professional team, value-orientation unity

Citation: Valeeva G. V., Kunakovskaya L. A., Khoteeva R. I., Arpentieva M. R. Problems of Professional Activities of University Services that Maintain Psychological Well-Being of the Subjects of Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 455-462 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-455-462

Основные положения

1. Несмотря на разнообразие и интенсивность отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблемам функционирования и развития психологических служб университетов, в данной сфере остается много пробелов, включая те, что связаны с традиционными для помогающих профессий дилеммами, отражающими взаимосвязи психологического благополучия, в том числе профессионального, личностного и общего самоосуществления специалиста и иных субъектов образования.

2. Основные проблемы профессиональной деятельности специалистов академических психологических служб поддержки психологического благополучия субъектов университетов связаны с осознанным и последовательным соблюдением психологами профессиональных норм, начиная с ценностей и целей помощи и заканчивая методами и методиками работы с индивидуальными и групповыми / организационными структурами университета как клиентами.

3. Центральным в обеспечении качества образовательного процесса выступает психологическое благополучие студентов как субъектов, ради которых и создаются университеты как институты образования.

Введение

Актуальность, значимость исследования и сущность проблемы. Современный вуз предъявляет высокие требования к профессионализму работающих в нем специалистов, включая сотрудников академических психологических служб обеспечения психологического благополучия студентов и иных субъектов образования 1 [1-10]. Чтобы соответствовать этим требованиям, специалист должен иметь сформированные компетенции [11-22], включая те, что помогают ему регулировать и совершенствовать его профессиональную активность [1; 8; 23-27]. Для этого он должен быть обеспечен как внутренними, так и внешними средствами, включая качественную (пере)подготовку и повышение квалификации в ходе сопровождающих его повседневный труд супервизий и ко-визий, а также в ходе специальных курсов повышения квалификации, семинаров по обмену опытом, научно-практических конференций и т. д. [16; 22; 28-29].

Несмотря на разнообразие и интенсивность отечественных и особенно зарубежных исследований, посвященных проблемам функционирования и развития психологических служб университетов России и мира, в данной сфере остается много пробелов, в том числе связанных с традиционными для помогающих профессий дилеммами:

1. «Эксплуатации — помощи»: «черный психолог» в последние десятилетия встречается не реже, чем иные специалисты, использующие клиентов в собственных целях, нарушающие этические и иные нормы деятельности ради собственной выгоды и наживы, вплоть до использования должностных полномочий и компетенций

прямо во вред клиенту, например для формирования, поддержания и доведения «клиентского запроса» до состояний, позволяющих достичь стабильной и прямой эксплуатации его психологических и иных жизненных ресурсов.

2. «Защита интересов клиента» — «защита интересов общества»: психологи часто вынуждены выбирать, чьими агентами они «работают» в каждом конкретном случае. Опасность отказаться от защиты интересов клиентов ради защиты интересов общества сейчас фиксируется во множестве зарубежных исследований, отмечающих, что многие современные психологи прикладывают значительные усилия не на то, чтобы помочь клиенту, обслуживать его нужды, а на то, чтобы обслуживать нужды сообщества в лице «представляющего» его государства. Такое смещение приоритетов приводит специалиста к профессиональному краху, а психологическую службу вуза — организацией, не столько помогающей, сколько вредящей клиентам, поскольку нарушаются базовые ценности и принципы помощи, начиная с клиентцентрированности.

Поэтому основные проблемы профессиональной деятельности специалистов академических психологических служб связаны, несомненно, с соблюдением психологами служб обеспечения психологического благополучия студентов и иных субъектов образования профессиональных норм, начиная с ценностей и целей помощи и заканчивая методами и методиками работы с индивидуальными и групповыми / организационными структурами как клиентами [11; 17; 26]. Центральным в обеспечении качества образовательного процесса выступает психологическое благополучие студентов как субъектов, ради которых и создаются университеты как институты образования.

Цель — осмысление проблем профессиональной деятельности специалистов современных психологических служб университета, возникающих в ситуациях постановки и решения задач психологического сопровождения образования и его субъектов как полноценно функционирующих личностей, партнеров, учеников и профессионалов, обеспечению их психологического благополучия.

Материалы и методы

Использовался теоретико-эмпирический анализ проблем профессиональной деятельности специалистов современных вузовских психологических служб в обеспечении психологического благополучия студентов как основной группы клиентов данных служб. В эмпирическом исследовании, проведенном с помощью метода опроса, приняли участие 30 специалистов психологических служб российских университетов. Данные опроса обрабатывались с помощью методов качественно-количественного анализа. Были выделены основные проблемы и сложности, с которыми сталкиваются специалисты как профессионалы.

1 Знаков В. В. Будущее нельзя понять, основываясь только на прошлых знаниях // Психологическая газета. 2021. 7 дек. URL: https://psy.su/feed/9600/ (дата обращения: 21.02.2024) ; Его же. Понимание немыслимого // Там же. 2021. 9 сент. URL: https://psy.su/ feed/9270/ (дата обращения: 21.02.2024).

Опрос включал следующие вопросы:

1. Для чего психологу нужно знать и соблюдать ведущие принципы профессиональной психологической помощи? Существуют ли ситуации, когда базовые принципы помощи нужно отринуть, перестать их соблюдать? Пытались ли вы взглянуть на ведущие принципы психологической помощи критически?

2. Что такое «зона профессиональной компетентности» специалиста? Как ее можно увеличить или уменьшить? Являются ли те, кто не полностью соблюдает ведущие принципы профессиональной психологической помощи, специалистами, способными обеспечивать поддержку психологического благополучия студентов и иных субъектов образования. Какими такие специалисты кажутся коллегам и клиентам?

3. Может ли психолог оказывать профессиональную помощь членам своей семьи и своего трудового коллектива? Что этому помогает или мешает? Нужно ли отказывать в помощи своим близким и знакомым, когда и как?

4. Если клиент не готов к изменениям, как помочь ему изыскать на них ресурсы и желание? Готовы ли вы поделиться с клиентами своими жизненными ресурсами или предпочитаете, чтобы в результате работы с клиентами увеличивались ваши ресурсы?

5. Нужно ли сражаться за профессионализм? Как нужно вести себя по отношению к квазипрофессионалам («парапсихологам», магам, целителям и т. д.), к профессиональным «штрейкбрехерам / еретикам» и иным «отщепенцам / отступникам»?

Часть вопросов сформулирована намеренно провокационно: в них отражаются типичные для многих специалистов ошибки, выделенные нами на основе анализа имеющихся исследований профессиональных деформаций.

Результаты и обсуждение

Деятельность вузовских психологических служб сопровождения учебно-профессионального становления и развития человека. Психологические службы вузов — многофункциональные, поликомпонентные и многоуровневые организационные структуры, призванные оказывать психологическую помощь различным субъектам образования, обеспечивая поддержку их психологического благополучия [1; 5; 14; 17]. Традиционно ведущей функцией работы служб является психологическая помощь различным субъектам образования, особенно студентам, по поводу личностных, межличностных и учебно-профессиональных проблем и затруднений функционирования и развития, часть которых могут не иметь прямого отношения к их университетской жизни [7; 16]. Поэтому здесь нередко возникает потребность в организации и осуществлении сотрудничества специалистов служб друг с другом, а также со специалистами вневузовских психологических и непсихологических служб [19; 21; 29]. Помимо этого, специфической для вузовских служб является деятельность в сфере сопровождения учебно-профессионального становления и развития человека. Сопровождение профессионализации будущих специалистов — целостный, многоэтапный

и многоуровневый процесс, предполагающий командную работу специалистов службы с индивидами и группами студентов, преподавателей и иных участников образовательного процесса.

Ведущими условиями успешности работы служб являются умения и стремления их сотрудников придерживаться базовых целей и ценностей, регулирующих отношения с клиентами и иными специалистами, направленность работы служб на построение и совершенствование сплоченного профессионального коллектива службы, формирование и совершенствование образовательного коллектива вуза в целом [1; 8; 23; 27].

Профессиональная деятельность специалиста службы психологической помощи должна соответствовать этическим и иным нормативам и является одной из самых сложных видов профессиональной деятельности. Сложной ее делают многие факторы, включая сам предмет работы: душа человека, его ценности и цели, отношения и нужды, его представления и переживания, его поведение и интеракции; многообразные виды и форматы работы: профилактическая и коррекцион-ная, развивающая и поддерживающая, воздействующая и посреднически-медиационная деятельность, осуществляемая в виде обследований, консультаций, лекций, тренингов, дискуссий, медиаций и т. д. Специалист, не разобравшийся с основными ценностями и нормативами помощи, может оказаться в весьма сложной ситуации, ведущей к депрофессионализации и ее проявлениям: психологическому выгоранию, профессиональным, межличностным и личностным деформациям, акцентуациям и психопатическим состояниям. Принципы и ценности работы специалиста выполняют функцию защиты профессионала и его клиентов от таких нарушений, но там и тогда, где разные принципы и ценности вступают в конфликт друг с другом и / или с реальностью, возникают сложные ситуации, требующие не просто внимания самого профессионала, но и помощи, в частности, коллег и супервизоров в поиске ответов и принятии решений о том, как должна и может осуществляться профессиональная активность [11; 17; 26]. Здесь перед специалистами и их клиентами встает задача понимания того, чего еще не было в их опыте и жизни и чего, возможно, не было и в опыте и жизни других людей [2; 4; 9-10]. Как бы ни были четко определены и как бы хорошо ни осознавались и «прорабатывались» ценности и принципы работы профессионала, его деятельность, творческая по самой своей сути, является наполненной неизвестными, а порой и немыслимыми реальными и фантомными (существующими только в воображении клиента или самого консультанта) феноменами и связями. (Контр)трансфер и его разновидности — лишь небольшой пример того, как может внутренняя, «психологическая», субъективная реальность клиента и специалиста отличаться от внешней, наблюдаемой и фиксируемой объективно.

Результаты опроса профессиональных психологов-консультантов академических служб сопровождения учебно-профессионального образования. Как показывают результаты проведенного нами в 2021-2022 гг. опро-

са 30 специалистов психологических служб ряда вузов России (материалы которого обрабатывались с помощью методов качественно-количественного анализа), многие специалисты не способны или не склонны к развернутому критическому (рефлексивному) сопоставлению своей деятельности, предписаний, исходящих из этических императивов помощи и реальности конкретной ситуации (86,7%): фиксация на этических принципах профессионального труда психолога как неизменных и однозначно интерпретируемых требованиях профессионального труда нередко входит в конфликт с ценностями и реалиями человеческой жизни. Осознают двойственность и активно исследуют «смысловые зазоры» между существующими принципами и реальностью относительно немногочисленные специалисты (13,3%), более половины (53,3%) специалистов стремятся «удерживать нейтралитет», не соприкасаясь с реальностями и ситуациями с двойственным или множественным этическим смыслом («зона компетентности»), остальные (33,3%) склонны занимать агрессивно-воинствующую позицию (например, «непринятия непринятия» и т. д.), отстаивая ценностные рамки и связанные с ними представления о собственной профессиональной компетентности и идентичности.

Особенно явно это заметно в контексте «запретов» на помощь близким, «значимым» людям, включая коллег. Несмотря на очевидность того, что психолог университета по долгу службы и сути своей работы нуждается в том, чтобы быть знакомым и выстраивать значимые, продуктивные, эффективные отношения с другими субъектами образования, что помощь коллегам и иным близким неизбежна, многие специалисты настаивают на невозможности и нерезультативности помощи коллегам, с которыми такие отношения уже установлены.

Понимание того, что специалист не может отказать в помощи «близким» только потому, что отношения с ними являются «значимыми», затрагивают его как человека, часто существенно затруднено. Так же, как затруднено понимание различий и сходств значимых отношений в повседневной и профессиональной жизни и деятельности (рис.).

Чуть менее половины специалистов (46,0%) настаивают на неготовности и неспособности помогать близким, поскольку это якобы противоречит этическим нормам помощи. Вопросы, какую помощь и когда специалист может оказать, какова должна быть эта помощь и насколько она должна и может быть отличной от повседневных рамок взаимодействия, являются для многих сложными. Одни психологи, однако, отмечают важность разграничения профессиональной и непрофессиональной помощи (16,7%), другие — то, что помощь оказывается специалистом в любом случае, а доля «профессионального» и «непрофессионального» в ней зависит от того, насколько специалист включен в мир профессии, насколько его жизненный мир наполнен ценностями, смыслами и моделями профессиональной активности (6,7%). В целом психологи понимают, что их психологическое благополучие и благополучие клиентов тесно и прямо связаны, но не всегда осознают все каналы воздействия первого на второе.

Очевидно, что в такой ситуации нужна направленная, специализированная переподготовка профессионала, прояснение отношений между профессиональной этикой и человеческими ценностями. Но более результативно готовить специалистов к решению этих вопросов и проблем изначально: прояснять статус каждого этического принципа и стоящей за ним системы ценностей.

Выраженность показателя

«Сражения за профессионализм» и борьба с профессиональными «штрейкбрехерами»

Стремление помочь клиенту вплоть до «самоистребления»

Стремление «казаться» профессиональными, соблюдая внешние принципы

Помощь неизбежна, а ее профессионализм зависит от квалификации специалиста

Важность разграничения профессиональной и непрофессиональной помощи

Декларации неготовности и неспособности помогать близким Агрессивная защита внешне заданных принципов деятельности Удержание нейтральной позиции и избегание «зон некомпетентности» Осознание противоречивости и исследование принципов и деятельности Отказ от рефлексии осуществляемой деятельности и ее принципов

0

10 20

30 40 50 □ проценты

60 70 80 90

Рис. Результаты опроса профессиональных психологов — консультантов академических служб поддержки психологического

благополучия студентов и иных субъектов образования (Fig. Results of a survey of professional counseling psychologists of university psychological well-being support services for students

and other subjects of education)

Важно готовить специалистов к тем внешним и внутренним «ловушкам», которыми наполнен профессиональный путь психолога, включая ловушки и «тесты» клиентов и супервизоров. Ловушки клиентов — психологические ловушки как тесты выхода специалистов из профессиональной позиции (нарушения профессиональных принципов / отказа от профессионально значимых ценностей): 1) ловушка спасителя («последней надежды») и ловушка переноса (отказа от помощи), 2) ловушка эксперта / гуру и ловушка «красных флажков» (запретов исследования), 3) ловушка всемогущества, «чудотворства» и ловушка бессилия и т. д. (Е. В. Мартынова, М. Я. Соловейчик, М. Мелия и др. 2 [3-4; 10; 15; 18]).

Аналогично ловушкам клиентов, в группах ко-визии или во взаимодействии с супервизорами возникают ловушки супервизоров / ко-визоров — психологические ловушки-тесты, предлагаемые для оценки склонности выхода специалиста из профессиональной позиции [2; 4; 11-12].

Не менее важным является момент, связанный со стремлением многих специалистов «казаться» профессиональными, соблюдая «букву», а не смысл принципов и / или правил работы (73%). Переоценка своей компетентности особенно заметна в контексте работы с супервизором (ко-визором), мнение которого такой специалист склонен отвергать или подвергать критике, даже вопреки, как уже отмечалось, реальности. Так, тестом на профессионализм для многих становится претензия на «безоценочное принятие»: не испытывая такового ни к себе, ни к клиенту, специалист, тем не менее, вместо признания и принятия этого момента как факта, вместо работы с ним (самостоятельной или с супервизором), продолжает безуспешные, а порой и вредящие ему и клиенту попытки. Одна часть психологов стремится помочь клиенту, несмотря ни на что, занимаясь, по сути, «самоистреблением» (63,3%), другая — занимается противоположным, «истребляя» не согласных на предлагаемое «безоценочное отношение» клиентов и супервизоров (36,7%). Весьма показательными и типичными являются также «сражения за профессионализм», возникающие в ходе работы «супервизорских» групп психологов, и иные внешне разнообразные «битвы профессионалов» на (квази)профессиональных сайтах (типа b17.ru): попытки «идентифицировать клиента» и усмотреть «патологии» интересующего консультантов типа расширяются до общения с коллегами, преподавателями и супервизорами, неумение работать со своим опытом автоматически переносится на опыт коллег (создавая, в частности, «ловушки супервизии»), доверие к клиенту как «специалисту в его собственном мире» оказывается несформированным. Это нарушение проявляется именно тогда, когда психологи затрагивают вопросы ценностей и принципов работы, границ профессиональной компетентности и проблем профессиональной идентичности.

Весьма проблемным может становиться взаимодействие специалиста службы с педагогами и иными профессионалами вуза. Ведущей здесь является проблема противоречий картин мира, ценностей и нарушений: даже там, где психолог считает себя компетентным в силу наличия знаний и умений относительно психологической работы с тем или иным нарушением, например психосоматическим / психическим или социальным / педагогическим. Так, весьма распространены различия и противоречия форм реагирования на неуспеваемость или девиантное поведение студента, ставшего волей педагога, фокусом его внимания: там, где психолог найдет место и время для исследования (рефлексии), поскольку не имеет сведений о наличии у потенциального клиентам быть им, педагог, в силу общей направленности его деятельности на поддержку развития, в том числе на «исправление ошибок», может стремиться оказать воздействие, вернув «ошибающегося» к некой педагогической норме. Не принимая эту позицию и выбор педагога, не исследовав саму «норму» и связанную с ней систему нарушений «студент — преподаватель», психолог может активно защищать студента от педагога (а не только «прятать» или позволять «прятаться» от него в своем кабинете). Так он превращает в клиента педагога (не готового и не стремящегося оказаться таковым) и лишает себя и других участников ситуации понять происходящее. Более того, подобная модель поведения означает утрату профессионально психологической позиции и переход в педагогическую, превращение педагога не столько в клиента, сколько в ученика, также без согласования с педагогом.

Для специалиста и его клиента весьма важно понимание того, что обращение за помощью к специалисту означает наличие более или менее твердой и стойкой решимости изменить себя и свой мир, даже если делать этого не хочется: перемены в жизни клиента должны назреть настолько, а проблемы должны быть настолько выраженными и значимыми, что сохранение прежнего способа бытия будет маловероятно [6; 12; 25; 28]. Маловероятной должна быть ситуация, что клиент удовлетворится незначительной поддержкой, которую он мог бы получить от сверстников, коллег, членов семьи или иных «ближайших помощников». Однако данное требование работы службы часто оказывается лишь пожеланием.

1. Ресурсы, в том числе кадровые и временные, современных академических служб часто ограничены. Несмотря на предписания и проекты работы служб, они не всегда способны выполнять их последовательно и полноценно, более обычен вариант фасеточного, лоскутного осмысления, происходящего в вузе, и выборочной, фрагментарной работы с клиентами, изъявившими желание обратиться за помощью, и т. д. Для того чтобы минимизировать негативные аспекты этой лоскутизации, фрагментации работы служб, сделать их системными, несомненно, необходимой является система направленных и постоянных мер по развитию службы

2 Мелия М. Коучинг. Ловушка для консультанта // HRTrain. 2007. 17 мая. С. 1. URL: https://hr-portal.ru/article/kouching-lovushka-dlya-konsultanta (дата обращения: 22.02.2024).

психологической помощи вуза, в том числе в контексте единой междисциплинарной службы заботы об образовательном коллективе и его членах. Образцы таких систем уже существуют в зарубежных вузах, но в России этот аспект еще далек от осуществления [1; 27-29].

2. Клиенты в своей массе не обладают специфической «психологической компетентностью», включая представления о сути, возможностях и ограничениях, направлениях и результатах психологической помощи в вузе, они приходят за помощью и выходят из нее, когда сочтут необходимым. Просветительская и иная работа в этом направлении должна вестись особенно серьезно. В вузе необходима, помимо академической психологической службы, система поддержки со стороны «ближайших помощников» (коллег и соучеников), сами клиенты (студенты, педагоги и т. д.) могут становиться «ближайшими помощниками», включаясь в системы поддержки как волонтеры. Психологические службы вузов во многих случаях активно работают со студентами и преподавателями, передавая им компетенции и отдельные «полномочия» психологической поддержки обеспечения психологического благополучия.

Важно также отметить, что современные академические психологические службы, выступающие и как службы психологического сопровождения образования, естественным образом включены в процессы образовательных реформ и инноваций (например, цифровизация образования и его ориентация на проектно-практические формы, связанные с внедрением инклюзивной и компе-тентностной модели, и т. д.).

Здесь важны моменты, связанные с коллективной деятельностью специалистов служб сопровождения образовательного процесса, в том числе реформ и инноваций, изменяющих этот процесс и отношения субъектов образования. Важны и моменты организации и управления междисциплинарным взаимодействием (внутри и вне вуза).

Несмотря на наличие более или менее конкретных и специфически психологических целей и задач работы специалистов служб, существование более или менее явных возможностей разграничения сфер профессиональной деятельности, большинство проблем, с которыми сталкиваются специалисты психологической службы, как и специалисты иных служб вуза, являются в ситуациях масштабных и интенсивных кризисов и реформ междисциплинарными. Поэтому в случае, если междисциплинарное сотрудничество в вузе на организационном уровне не выстроено, то от психолога требуется активность в направлении его создания и упрочения, включая так называемое «инновационное лидерство» [20; 24; 29]. Психологическая служба вуза, помимо психологического благополучия студентов и иных субъектов образования, обеспечивает тот психологический пласт изменений, который является базовым, определяющим успех любых иных реформ и новаций, результативность преодоления кризисов и коллапсов личностного, межличностного, учебно-профессионального и организационного развития [16; 22; 29].

Но даже если проблема студента, преподавателя или иного субъекта или стейкхолдера образования может быть сведена к чисто психологической, индивидуальной, она может быть осмыслена и решена по-разному: наличие в службе различных по своим подходам и направленности специалистов, объединенных едиными целями и ценностями труда, помогает сделать помощь результативной, начиная с точного выделения и «проработки» «целевых мишеней» психологической помощи.

Выводы

Проблемы профессиональной деятельности специалистов академических психологических служб в современном университете многочисленны. Многие решения и способы их предотвращения связаны с осознанной реализацией базовых принципов и направлений работы, особенно в отношении проблемных ситуаций и кризисов личностного, межличностного и организационного функционирования и развития в условиях реформ и инноваций. В рамках каждого периода развития образовательных отношений, каждого периода социальных отношений в целом перед специалистами службы встают различные проблемы, поиск путей решения которых они должны осуществлять, обращаясь к базовым ценностям своего труда, их осознанию и при необходимости пересмотру стоящих за ними моделей, технологий, методик помощи. Особенно значимыми моментами в этом процессе являются следующие периоды профессионального становления и развития:

1. Период становления специалиста, вхождения в профессию и ее мир: будущему специалисту необходима помощь наставников, преподавателей и иных профессионалов в осознании и исследовании смысла, функций, ситуаций и границ применимости базовых принципов работы, базовых ловушек и иных деформаций профессионализации.

2. В период профессионального роста как расширения «зон профессиональной компетентности» важна поддержка коллег (супервизоров и ко-визоров), а также собственная работа специалиста в поле осмысления базовых для профессии запретов и предписаний, особенностей, функций, ситуаций и границ применимости различных методик и подходов к работе с разными типами клиентов и типами психологического неблагополучия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В период суперпрофессионализма, наставничества специалист нуждается в том, чтобы на основе собственного опыта становления и развития, а также опыта других специалистов понимать сложности, возникающие на пути профессионализации, уметь и стремиться отслеживать пути и процессы депрофессионализации, отличать «творческое переосмысление» базовых принципов помощи и основанных на них подходов от ситуаций подмен и замещения профессиональной деятельности непрофессиональной, понимать динамические и содержательные аспекты освоения подопечными базовых принципов и методик работы с клиентами.

Область применения и перспективы. Расширенное понимание функционального смысла вузовских психологических служб включает:

— психологическую помощь индивидуальным и групповым стейкхолдерам и особенно субъектам об-

разования, в том числе психологическую поддержку развития человека как полноценно функционирующей целостности;

— психологическое сопровождение образования и его реформ, психологические проектирование, поддержку, оценку (мониторинг) образовательных отношений, процессов, программ и материалов;

— анализ и решение проблем групповых и организационных отношений специалистов психологических служб вузов друг с другом и иными специалистами образовательной системы в условиях общесоциальных кризисов и реформ.

Такое понимание позволяет существенно дополнить представления о ведущих аспектах успешности работы вузовских психологических служб и повысить результативность их специалистов в обеспечении пси-

хологического благополучия различных субъектов образования.

Перспективы исследования мы видим в разработке модели (пере)подготовки специалистов академических служб поддержки психологического благополучия студентов и иных субъектов образования, ориентированных на осмысление взаимосвязи психологического благополучия специалистов и их клиентов. Психологическое благополучие как комплексный и многокомпонентный феномен является важным критерием успешности образовательного и сопутствующих процессов на всех уровнях: личностном, межличностном, групповом, организационном и макросо-циальном. При подготовке специалистов психологических служб важно оценить их собственное психологическое благополучие как меру, в которой они способны обеспечивать поддержку благополучия клиентов.

Список литературы / References

1. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга, 2016. 750 с.

2. Арпентьева М. Р. Консультативный диалог // Профессиональная библиотека работника социальной службы. М., 2018. № 3. 256 с.

3. Арпентьева М. Р. Конфронтация психолога с клиентом и феномен социальных ожиданий // Социальные явления. 2016. № 1(4). С. 61-70.

4. Арпентьева М. Р. Социально-психологическое консультирование как взаимопонимание. Калуга, 2016. 700 с.

5. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 2007. 332 с.

6. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Жуков Ю. М. Группа — коллектив — команда. Модели группового развития // Социальная психология в современном мире. М., 2002. С. 96-115.

7. Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. СПб., 2009. 400 с.

8. Практическая психология образования / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина [и др.]. СПб., 2007. 592 с.

9. Зотова Т. В. Психологическая служба в образовании. М., 2014. 154 с.

10. Мартынова Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование: теория, практика, обучение. М., 2016. 385 с.

11. Минигалиева М. Р. Психологическое консультирование. Ростов н/Д, 2008. 609 с.

12. Минигалиева М. Р. Супервизия как процесс взаимопонимания. Саарбрюкен, 2012. 300 с.

13. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2021. 465 с.

14. Савинков С. Н. Психологическая служба в образовании. М., 2022. 169 с.

15. Соловейчик М. Я. Ловушки консультирования // Мастерство психологического консультирования / под ред. А. А. Бад-хена, А. М. Родиной. СПб., 2007. С. 83-87.

16. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Психологическая служба в университете // Психологическая служба университета : мат-лы I всерос. науч.-практ. конф. 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И. Б. Умняшова, И. В. Макарова. М., 2017. С. 36-45.

17. Тащёва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов н/Д, 2016. 342 с.

18. Яковлева С. В. Психологическое консультирование. Екатеринбург, 1998. 176 с.

19. Anning A., Cottrell D., Frost N., Green J. and Robinson R. Developing multi-professional teamwork for integrated children's services. Maidenhead, 2010. 160 p.

20. Avolio B., Walumbwa F. O., and Weber T. J. Leadership: Current theories, research and future directions. Annual Review of Psychology. 2009. Vol. 60. Рр. 421-449.

21. Booker R. Leadership of education psychological services. Educational Psychology in Practice. 2013. Vol. 29. № 2. Рр. 197-208. https://doi.org/10.1080/02667363.2013.808606.

22. Burke M. G., Sauerheber J. D., Hughey A. W., Laves K. Helping Skills for Working with College Students. New York, 2016. 222 p.

23. College Student Mental Health / Eds. by S. R. Jones, Sh. K. Watt. New York: Jossey-Bass, 2017. Number 156: New Directions for Student Services / Eds. by H. Levine, S. R. Stock. 112 p.

24. Frost N. Developing multiprofessional teamwork for integrated children's services. UK, London, 2016. 200 p.

25. Kadison R., DiGeronimo T. F. College of the Overwhelmed: The Campus Mental Health Crisis and What to Do About It. New York, 2005. 304 p.

26. Mindfulness and Acceptance for Counseling College Students / Pistorello J. (ed). New York, 2013. 296 p.

27. Sharkin B. S. Being a College Counselor on Today's Campus. New York, 2012. 193 p.

28. Student Mental Health and Wellbeing in Higher Education / Eds. by N. Barden, R. Caleb. London, 2019. 240 p.

29. University Student Mental Health / Roberts E., Weiss L. (eds.). New York, 2018. 530 p.

Поступила 25.02.2024; одобрена после рецензирования 06.03.2024; принята к публикации 30.06.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.