тый рынок западных технических решений в области разведки, позволил освоить эту область отечественному производителю и, как следствие, современная разведывательная техника российского производства сравнялась, а по некоторым параметрам начала опережать, решения западных специалистов. Такая техника становится доступной любому человеку [3].
Подводя итоги, можно сказать, что в советское время российская экономическая разведка накопила огромный опыт. Важнейшие аспекты касаемо организационной, теоретической, практической, оперативной и морально-этической части вопроса были безукоризненно соблюдены. Хочется отметить, что такая деятельность была направлена на повышение обороноспособности страны, на укрепление ее основ и поддержания имиджа, за что она получила законное уважение со стороны спецслужб других стран.
Состояние экономической разведки на сегодняшний день не внушает надежды. Теперь, когда оставшаяся ее часть существует только в форме промышленного шпионажа, она работает как «цепной пес» влиятельных корпораций, не скупясь на грубые и жестокие методы, в погоне за личной выгодой новых хозяев.
Список литературы:
1. Доронин А. Бизнес-разведка / А. Доронин. - М., 2003. - 384 с.
2. Сколько стоит секрет фирмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://www.kadis.ш/dai1y/?id=31923, свободный. - загл. с экрана, яз. рус.
3. Промышленный шпионаж. Рыцари «жучка» и шантажа. Часть 1. История и этапы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.it2b.ru/ Ыо^агЫ^91.Ыш1, свободный. - загл. с экрана, яз. рус.
ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
© Тутаришева Ф.С.*, Тлепцеруков М.А.*
Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т. Керашева, г. Майкоп
Авторы анализирует проблемы продовольственного обеспечения государства в современных условиях послекризисной экономики. В результате выявлены первоочередные направления развития агропродо-вольственной политики на различных этапах развития АПК, направленные на достижения продовольственной безопасности страны.
* Старший преподаватель кафедры Маркетинга и логистики Майкопского государственного технологического университета.
* Заведующий отделом Экономики Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева, кандидат экономических наук.
Приоритетное направление достижения продовольственной безопасности большинства стран - стимулирование развития национального сельского хозяйства и принятие для этого соответствующих мер его поддержки, повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, защита от продовольственной экспансии стран-экспортеров, стимулирование экспорта продукции и т.д.
На первый взгляд, такой подход противоречит теориям международного разделения труда и правилам мировой торговли, реализация которых действительно повышает эффективность мирового хозяйства. Политика протекционизма подходит для аграрной сферы как нельзя лучше, поскольку она имеет свои особенности. Это высокий уровень социальной значимости и низкая эластичность спроса на ее продукцию (продовольствие) в зависимости от уровня цен. Поэтому функционирование сельскохозяйственного производства во всех западных странах отличается постоянно действующим государственным регулированием, а национальные рынки продовольствия -высокой степенью защиты.
В конце 50-х гг. (Римский договор от 25 марта 1957 г.) были сформулированы пять стратегических приоритетов аграрной политики для группы европейских стран - членов Европейского экономического союза (ЕЭС), которые заключаются в следующем:
- обеспечение продовольственной безопасности ЕЭС;
- увеличение производительности труда в сельском хозяйстве за счет внедрения достижений научно-технического прогресса;
- преодоление неравенства в уровнях индивидуальных доходов сельского населения по сравнению с городским;
- стабилизация продовольственных рынков;
- обеспечение рациональных цен на продовольствие.
В последующий период (Страсбург, 1958 г.) была выработана тактика реализации стратегических целей, которая включала такие вопросы:
- преодоление различий в национальной политике и экономике государств - членов ЕЭС;
- создание единого рынка сельскохозяйственных товаров;
- введение общих таможенных правил для стабилизации цен и защиты внутреннего рынка от импорта;
- проведение общей финансовой политики.
В результате реализации политики, направленной на достижение продовольственной безопасности, страны - члены Общего рынка к концу 60-х гг. добились обеспечения продовольствием за счет собственного производства. Обобщение практики стран ЕС (в прошлом - ЕЭС), других стран показывает, что самообеспечение продовольствием представляет собой программу-минимум для каждой из них [1].
В России достижение продовольственной безопасности обусловлено достаточностью земельных ресурсов сельскохозяйственного производства и биоклиматического потенциала для производства основных продуктов пи-
тания в необходимых объемах. При этом следует учесть, что рациональное использование производственного потенциала является главным условием.
Важнейшая цель развития АПК - повышение эффективности его функционирования, рост благосостояния его работников и на этой основе наращивание объемов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность государства и оптимальные объемы экспортных поставок.
Устойчивое развитие АПК требует отношения к нему государства как к приоритетной экономической системе, обеспечивающей продовольственную безопасность. Поэтому способствовать достижению стратегической цели должны правовое обеспечение и все элементы экономического механизма, призванные создавать благоприятные условия для его функционирования.
В системе АПК, в свою очередь, могут быть собственные приоритеты. Важнейшей сферой является сельскохозяйственное производство, развитие которого должно задавать направления функционирования другим сферам (материально-техническому снабжению, агросервису, переработке и др.). Что касается структуры и объемов производства, то они определяются емкостью рынков и конкурентоспособностью продукции [2].
Сельскохозяйственные предприятия как главнейший элемент в системе АПК требуют необходимого воспроизводства своего потенциала (земельного плодородия, основных и оборотных фондов, качества и количества труда, научно-технического), а следовательно, и приоритета в инвестировании.
На сегодняшний день можно выделить первоочередные направлениями развития агропродовольственной политики на различных этапах развития АПК. К ним относятся:
- научное обеспечение аграрного комплекса в целом и каждой отрасли в отдельности, способствующее конкурентоспособному ведению хозяйства, использованию ресурсосберегающих технологий и применению прогрессивных методов хозяйствования;
- информатизация АПК, означающая информационное и техническое обеспечение управленческих и технологических процессов, становление разветвленной системы экономической и технологической информации, доступной широкому кругу пользователей, формирование эффективных средств получения, обработки, передачи, накопления и использования информации;
- целевые программы производственного и социального назначения, финансируемые за счет государственного бюджета;
- ресурсное обеспечение сельского хозяйства, исходя из целевых программ, и создание рациональной системы сервисного обслуживания, в связи с чем необходимо расширенное воспроизводство почвенного плодородия, усиление модернизации основных средств и увеличение фондооснащенности предприятий;
- создание механизма оптимизации трудового потенциала (приведение затрат труда к обоснованным нормативам) и усиление стимулирования качества и интенсивности труда;
- расширение сферы и видов агросервиса АПК;
- достижение сбалансированности производственных ресурсов и услуг;
- поддержание экологического равновесия сельскохозяйственного производства и недопущение ухудшения качества природной среды;
- формирование благоприятных условий для концентрации капитала и усиления притока инвестиций в развитие сельского хозяйства, преобладающий объем которых должен формироваться за счет собственных средств предприятий;
- усиление государственного экономического воздействия на аграрную экономику, в связи с чем, важно расширение возможностей централизованного субсидирования сельскохозяйственного производства, льготного кредитования основных программ и налогообложения предприятий;
- повышение эффективности функционирования аграрного комплекса, переход на интенсивные и ресурсосберегающие технологии, рост окупаемости ресурсов и производительности труда;
- достижение объемов и структуры производства, позволяющих обеспечить полную сбалансированность спроса и предложения в основных продуктах питания, загруженность перерабатывающих мощностей, увеличение экспорта продовольствия;
- развертывание сети снабженческо-обслуживающих предприятий и приближение их непосредственно к сельскохозяйственному производству, формирование сбалансированного и доступного рынка средств производства и услуг;
- создание многообразных форм переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;
- определение целесообразных методов реформирования АПК в связи с необходимостью предоставления товаропроизводителям полной свободы выбора форм хозяйствования и собственности;
- формирование благоприятных условий для реализации принципов кооперации и сохранения крупного товарного производства как наиболее конкурентоспособного и производительного;
- развитие рыночной инфраструктуры села, создание и реализация государственной программы ее функционирования;
- объединение усилий государственных органов и сельскохозяйственных предприятий в выработке и претворении мер многоаспектного развития деревни и устойчивого повышения качества жизни сельского населения.
Несмотря на важность приведенных направлений, необходимо учитывать многообразие факторов, обеспечивающих эффективное функционирование АПК. По мере конкретизации задач по временным периодам они станут дополняться рядом других характеристик. Вместе с тем они дают вполне определенное представление об условиях эффективного развития АПК [3].
В целом стратегия развития АПК, базирующаяся на рыночных принципах, должна решить двуединую задачу: обеспечить высокий уровень жизни
и благоприятную среду обитания сельских жителей, с одной стороны, и достижение продовольственной безопасности (в основном за счет собственного производства) - с другой. Реализация стратегической цели предполагает проведение структурных преобразований, адекватных политическим и экономическим условиям.
Одной из главных задач аграрной политики государства является создание эффективного агропромышленного производства с целью обеспечения населения продовольствием, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем в объемах, необходимых для устойчивого экономического роста и социального развития страны. Формировать ее необходимо как систему экономических мер и законов об обеспечении продовольственной безопасности страны за счет отечественного производства, а также по созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения [4].
Аграрная политика должна обеспечить преобразование системы экономических отношений, переход их на основу разнообразных форм собственности на продукцию, средства производства и землю, на всемерное развитие предпринимательства и создание условий для привлечения в него отечественных и иностранных инвестиций. На практике основной акцент делается на отдельных сторонах реформы, связанных с реформированием собственности, акционированием, ценообразованием, внедрением высоких технологий и др. Между тем изменения в отдельных звеньях этой цепи не могут решить всю проблему преодоления кризиса в аграрном секторе. Рациональная аграрная политика предполагает сбалансированное реформирование всего комплекса общественных отношений в цепи «собственность - формы хозяйствования - хозяйственный механизм - воспроизводство».
Сельское хозяйство в перспективе должно быть не только социально ориентированным, обеспечивать продовольственную безопасность государства и удовлетворять потребительский спрос, но и стать способным включиться в международное разделение труда, привлекать необходимые валютные средства и капиталы для дальнейшего наращивания производственного потенциала.
Список литературы:
1. Нуралиев С.У Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, - 2003. - С. 31-32.
2. Минаков И.А., Куликов Н.И., Соколов О.В. Экономика отраслей АПК / Под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2004. - 464с.
3. Ушачев И.Г. Модели экономических взаимоотношений предприятий АПК в системе интегрированных формирований. - М., 2004. - 175 с.
4. Смирнов В.В. Теоретико-методологические аспекты повышения эффективности социально-экономического развития региона // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2010. - № 3 (23).