Научная статья на тему 'Политика в сфере агропродовольственной безопасности'

Политика в сфере агропродовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGROFOOD SAFETY / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT STRATEGY / AGRARIAN POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кендюх Е. И., Цугленок Н. Н.

Изучены основные направления, стратегия развития АПК. Рассмотрены и проанализированы аспекты аграрной политики: продовольственный, сельскохозяйственный, агропромышленный, внешнеторговый, а также показатели, характеризующие их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY IN THE AGROFOOD SAFETY SPHERE

The basic directions and the agrarian and industrial complex development strategy are studied. Such agrarian policy aspects as food, agricultural, agroindustrial, foreign trade, and also the indicators characterizing them are considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Политика в сфере агропродовольственной безопасности»

Выводы

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Современный уровень развития технологий на основе дифференцирования потребностей населения меняет основные требования к содержанию натуральных продуктов в производимом продовольствии. Это в свою очередь предопределяет возникновение новых стандартов на продукты питания.

2. Многогранность существующих методов прогнозирования спроса на основные виды продовольствия между тем не учитывает современные тенденции развития культуры потребления. Авторами предложены корректирующие коэффициенты с учетом проведенного маркетингового исследования.

3. В результате корректировки существующей методики прогнозирования видно, что спрос на основные виды продовольствия с учетом современных тенденций развития рынка ниже (если по картофелю по СФО в целом на 1%, то по мясу на 19%). Такой прогноз позволит в дальнейшем скорректировать торговые взаимоотношения на рынке продовольствия.

Литература

1. Елисеева Т.В., Исаева Г.В. Проблемы применения различных методов прогнозирования развития АПК // Образование и аграрная наука в решении социально-экономических проблем развития сельского хозяйства: мат-лы Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 50-летию эконом. фак-та. - Новосибирск, 2010. - С. 146-151.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С.56-996.

3. Сафронов С.В., Богер И.Б. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке. - М.: Логос, 2010. - 324 с.

4. http://strateg.novo-sibirsk.ru.

УДК 338.439.02 Е.И. Кендюх, Н.Н. Цугленок

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Изучены основные направления, стратегия развития АПК. Рассмотрены и проанализированы аспекты аграрной политики: продовольственный, сельскохозяйственный, агропромышленный, внешнеторговый, а также показатели, характеризующие их.

Ключевые слова: агропродовольственная безопасность, стратегия развития АПК, аграрная политика.

E.I. Kendyukh, N.N. Tsuglenok POLICY IN THE AGROFOOD SAFETY SPHERE

The basic directions and the agrarian and industrial complex development strategy are studied. Such agrarian policy aspects as food, agricultural, agroindustrial, foreign trade, and also the indicators characterizing them are considered and analyzed.

Key words: agrofood safety, agrarian and industrial complex development strategy, agrarian policy.

Важнейшая цель развития АПК - повышение эффективности его функционирования, рост благосостояния его работников и на этой основе наращивание объемов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность государства и экспортную ориентацию непосредственно самой аграрной сферы. Сопряженная цель развития АПК - охрана окружающей среды от негативного воздействия вмешательства человека и восстановление территорий, загрязненных радионуклидами и химическими средствами.

Сельскохозяйственные предприятия как главнейший элемент в системе АПК требуют необходимого воспроизводства своего потенциала (земельного плодородия, основных и оборотных фондов, качества и количества труда, научно-технического), а следовательно, и приоритета в инвестировании.

Реализация целевой стратегии развития агропромышленного комплекса предполагает коренное преобразование экономики АПК. Эти изменения станут происходить поэтапно: переход от состояния кризиса к стабилизации (первый этап) и переход от стабилизации к экономическому росту (второй этап).

Важнейшими направлениями, выступающими в качестве первоочередных на различных этапах развития АПК, являются:

- научное обеспечение аграрного комплекса в целом и каждой отрасли в отдельности; информатизация АПК; ресурсное обеспечение сельского хозяйства исходя из целевых программ и создание рациональной системы сервисного обслуживания; создание механизма оптимизации трудового потенциала (приведение затрат труда к обоснованным нормативам), усиление стимулирования качества и интенсивности труда; расширение сферы и видов агросервиса АПК; поддержание экологического равновесия сельскохозяйственного производства и недопущение ухудшения качества природной среды; формирование благоприятных условий для концентрации капитала и усиления притока инвестиций в развитие сельского хозяйства;

- усиление государственного экономического воздействия на аграрную экономику, достижение объемов и структуры производства, позволяющих обеспечить полную сбалансированность спроса и предложения в основных продуктах питания, загруженность перерабатывающих мощностей, увеличение экспорта продовольствия; развертывание сети снабженческо-обслуживающих предприятий и приближение их непосредственно к сельскохозяйственному производству, создание многообразных форм переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержание и развитие социальной инфраструктуры села, создание и реализация государственной программы ее функционирования [1].

В целом стратегия развития АПК, базирующаяся на рыночных принципах, должна решить двуединую задачу - обеспечить высокий уровень жизни и благоприятную среду обитания сельских жителей, с одной стороны, и достижение продовольственной безопасности (в основном за счет внутриреспубликанского производства) - с другой. Реализация стратегической цели предполагает проведение структурных преобразований, адекватных политическим и экономическим условиям. Рациональная аграрная политика предполагает сбалансированное реформирование всего комплекса общественных отношений в цепи «собственность -формы хозяйствования - хозяйственный механизм - воспроизводство».

Сельское хозяйство в перспективе должно быть не только социально ориентированным, обеспечивать продовольственную безопасность государства и удовлетворять потребительский спрос, но и стать способным включиться в международное разделение труда, привлекать необходимые валютные средства и капиталы для дальнейшего наращивания производственного потенциала. Рассматривая приоритеты аграрной политики, анализируя их, необходимо акцентировать внимание на ее важнейших аспектах - продовольственном, сельскохозяйственном, агропромышленном и внешнеторговом, а также на показателях, их характеризующих [2, с. 336].

Продовольственный аспект является исходным в анализе приоритетов, поскольку служит количественным выражением генеральной цели аграрной политики - продовольственной безопасности. В то же время он определяет физиологические и платежеспособные границы спроса на продукты питания на внутреннем рынке.

Сельскохозяйственный аспект определяет аграрный потенциал страны в получении продовольствия, характеризует фактическое состояние производства и включает соответствующие показатели эффективности сельского хозяйства.

Агропромышленный аспект позволяет, с одной стороны, провести анализ материально-технической базы сельского хозяйства, а с другой - оценивает эффективность маркетинговой сферы. Наиболее важные показатели для оценки: укрупненная структура издержек производства, баланс производства продукции и коэффициенты товарности, использования продукции на различные цели, потери; ценовые соотношения (фактор -продукт; продукт - продукт; фактор - фактор; сельскохозяйственных цен, оптовых и розничных цен и др.).

Внешнеторговый аспект отражает взаимосвязь мирового и внутреннего сельскохозяйственных рынков и включает показатели зависимости от импорта по каждому из продуктов; баланс ввоза и вывоза сельскохозяйственной продукции; баланс ввоза и вывоза продуктов питания; соотношение уровня внутренних и мировых сельскохозяйственных цен; оптовых и розничных цен на сопоставимую продукцию собственного и импортного производства, реализуемую на внутреннем рынке: оценку возможного ущерба либо для сельскохозяйственных производителей от либерализации внешней торговли сельхозпродукцией и продовольствием,

либо для конечных потребителей от мер, связанных с ограничениями импорта; показатели, связанные с ежегодными колебаниями производства зерновых по регионам, странам и во всем мире, производства животноводческой продукции и обеспечения его кормами; обеспечение продовольственными товарами по регионам, странам и во всем мире; цены на различные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия и некоторые другие.

Приведенные показатели, вследствие того, что они отражают только одно направление финансовой поддержки - прямые субсидии, не учитывают остальные четыре (поддержку рыночных цен; сокращение расходов сельских товаропроизводителей; кредитную поддержку и другие формы косвенной поддержки и льгот), пока сложно сравнивать с данными республики. Однако они четко свидетельствуют о необходимости государственной поддержки отраслей растениеводства и животноводства. Коэффициент номинальной государственной финансовой поддержки производства (CNS) представляет собой другую форму количественной оценки, на основании которой можно сделать вывод о степени изоляции той или иной страны от мирового рынка сельскохозяйственной продукции: чем выше коэффициент, тем больше степень изоляции.

Аграрная политика республики должна представлять собой систему экономических мер, политических установок и юридических законов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны за счет отечественного производства, а также создающих благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения [3, с. 156].

Рассматривая приоритеты аграрной политики, анализируя их, необходимо акцентировать внимание на ее важнейших аспектах: продовольственном, сельскохозяйственном, агропромышленном и внешнеторговом. Если генеральной целью аграрной политики страны будет продовольственная безопасность, то исходными критериями в принятии решений будут показатели обеспечения и самообеспечения продовольствием.

Правовой основой продовольственной безопасности являются Конституция Республики Казахстан, Закон РК «О национальной безопасности Республики Казахстан», общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Казахстана, а также изданные на их основе другие нормативные правовые акты. Вместе с тем, в республике отсутствует закон «О продовольственной безопасности РК», а в законе «О национальной безопасности РК» продовольственная безопасность даже не упоминается.

В преамбуле закона необходимо привести трактовку следующих основных понятий:

- продовольственная безопасность Республики Казахстан (далее - продовольственная безопасность) - это такое состояние экономики РК, в том числе ее агропромышленного комплекса, при котором становится возможным стабильное обеспечение за счет собственного производства основными видами продовольствия всего населения при обязательном приоритете наиболее уязвимых, малоимущих его слоев и при условии физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и качестве, которые необходимы для сохранения и поддержания жизни и дееспособности людей, полной или максимально возможной независимости государства от внешних источников продовольствия;

- обеспечение продовольственной безопасности - разработка и осуществление социальнополитических, экономических, научно-технических, организационных, информационных и иных мер по обеспечению физической и экономической доступности жизненно важных продуктов питания, предупреждению чрезвычайных продовольственных ситуаций, а также по поддержанию готовности населения к преодолению таких ситуаций;

- чрезвычайная продовольственная ситуация - ситуация, в которой обеспечение населения жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами питания находится под угрозой на всей или значительной части территории Республики Казахстан и в которой данная угроза может быть устранена только посредством применения мер специального государственного регулирования;

- физиологические нормы питания - научно обоснованные и утвержденные уполномоченным органом исполнительной власти в области здравоохранения нормы потребления пищевых веществ и энергии, при которых полностью удовлетворяется потребность практически здоровых людей в необходимых пищевых веществах и энергии;

- жизненно важные продукты питания - продукты питания, традиционно производимые на территории Республики Казахстан и являющиеся по структуре и объемам основой пищевого рациона населения;

- продовольственная независимость Республики Казахстан - условие обеспечения продовольственной безопасности, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает чрезвычайная продовольственная ситуация;

- необходимый уровень производства продуктов питания (самообеспечение продовольствием) - уровень производства жизненно важных продуктов питания казахстанскими товаропроизводителями, при кото-

ром обеспечивается продовольственная безопасность Республики Казахстан; для достижения самообеспеченности республики продовольствием осуществляется производство качественной продукции в объемах, позволяющих удовлетворить потребность населения в ней на пороговом уровне продовольственной безопасности по ценам, гарантирующим доступность большинства продуктов питания для всех социальных групп населения на всей территории страны [4, с. 98].

Литература

1. Гатаулин А.М. К оценке приоритетов аграрного сектора экономики // Стабилизация аграрного сектора России. - М.: Изд-во МСХА, 2000. - Вып. 3. -Т. 1.

2. Рябова Т.Ф. Экономическая безопасность: продовольственная безопасность. - М.: Пищевая пром-сть, 2001. - 336 с.

3. Курганбаева Г., Куанова Г., Калиева Д. Агропродовольственный сектор Республики Казахстан: тенденции и перспективы развития. - Апматы, 2002. - 156 с.

4. Сатыбалдин А. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности Республики Казахстан // Центральная Азия в системе глобальных отношений: мат-лы конф. - Апматы: ФинЭк, 2002. - С. 98.

КВ. Жибинова К ВОПРОСУ О НАУЧНЫХ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье рассмотрены научные основы экономического анализа, в частности философские и политико-экономические аспекты, составляющие фундамент науки.

Ключевые слова: законы диалектики, глубинные экономические отношения, законы микроуровня.

K.V. Zhibinova TO THE ISSUE OF THE ECONOMIC ANALYSIS SCIENTIFIC FUNDAMENTALS

The economic analysis scientific fundamentals, in particular the philosophical, political and economic aspects that make the science basis are considered in the article.

Key words: dialectics laws, profound economic relations, microlevel laws.

Анализ экономики - это анализ хозяйственной деятельности и ее конечных результатов. Он проводится как на микро-, так и на макроуровне.

Учебная литература по экономическому анализу, как правило, рассматривает конкретное содержание, связанное с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников. Если говорить более конкретно, то это анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, анализ возможностей производства и сбыта, деловых сценариев и их реального осуществления, соотношения спроса и предложения, анализ затрат живого и овеществленного труда, конечных финансовых результатов, коммерческого риска и других составляющих, о которых пишут в своем учебнике М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет [1].

Следует согласиться с их мнением, что анализом в широком смысле занимается теория экономического анализа, а в узком - теория анализа хозяйственно-финансовой деятельности в отдельных отраслях экономики.

Полагаю, что учебники по теории экономического анализа должны быть дополнены раскрытием содержания макроэкономического анализа.

В своей публикации хочу обратить основное внимание на научные основы экономического анализа в более тесной связи не только с философией, а и с экономической теорией, так как и первая, и вторая науки являются фундаментом экономического анализа как науки прикладной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.