Научная статья на тему 'Методологические подходы потенциального развития аграрной политики в стране'

Методологические подходы потенциального развития аграрной политики в стране Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЛИМИТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ АПК / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / AGRARIAN POLICY / PROFITABILITY OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / LIMITS OF FINANCING OF AIC / BUDGETARY SUPPORT / PRICE REGULATION / MEASURES OF STATE AGROFOOD POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Зарема Багаутдиновна

Главной проблемой сегодня является недостаточное понимание роли государственной аграрной политики и того, какой она должна быть. В статье приведены потенциальные методологические подходы развития аграрной политики в стране. Сделан акцент на использовании инструментария аграрной политики посредством бюджетного финансирования и дифференцированной страховой, ценовой, внешнеторговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Зарема Багаутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES OF POTENTIAL DEVELOPMENT OF AGRARIAN POLICIES IN THE COUNTRY

The main problem today is insufficient understanding of the role of state agrarian policy and what it should be like. The article gives potential methodological approaches of development of the agrarian policy in the country. A stress is placed on using the tools of agrarian policy through budget financing and differentiated insurance, price, foreign trading policy.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы потенциального развития аграрной политики в стране»

КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

АЛИЕВА З.Б.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНЕ

Аннотация. Главной проблемой сегодня является недостаточное понимание роли государственной аграрной политики и того, какой она должна быть. В статье приведены потенциальные методологические подходы развития аграрной политики в стране. Сделан акцент на использовании инструментария аграрной политики посредством бюджетного финансирования и дифференцированной страховой, ценовой, внешнеторговой политики.

Ключевые слова: аграрная политика, рентабельность сельскохозяйственных организаций, лимиты финансирования АПК, бюджетная поддержка, ценовое регулирование, меры государственной агропродовольствен-ной политики.

ALIEVA Z.B.

METHODOLOGICAL APPROACHES OF POTENTIAL DEVELOPMENT OF AGRARIAN POLICIES IN THE COUNTRY

Abstract. The main problem today is insufficient understanding of the role of state agrarian policy and what it should be like. The article gives potential methodological approaches of development of the agrarian policy in the country. A stress is placed on using the tools of agrarian policy through budget financing and differentiated insurance, price, foreign trading policy.

Keywords: agrarian policy, profitability of agricultural organizations, limits of financing of AIC, budgetary support, price regulation, measures of state agrofood policy

Согласно научной методологии, сущность и основная цель аграрной политики определяются ее направленностью на ценностные ориентации, гражданские права и интересы сельскохозяйственного производителя.

Поэтому концепцию аграрной политики следует рассматривать как систему конституционно и законодательно закрепленных принципиальных целевых ориентиров государства на эффективное развитие аграрных отношений, обеспечивающих необходимые материальные и социальные условия жизнедеятельности сельскохозяйственных производителей. Таким образом, на наш взгляд, наиболее точным определением аграрной политики государства может являться следующее: «Аграрная политика — это объективно обусловленная закономерностями развития экономических и социальных отношений составная часть общей экономической политики государства, направленная на последовательную реализацию системы мер государства для перехода агропромышленного производства из одного состояния в другое, соответствующее социальным, экономическим и экологическим требованиям общества на конкретном этапе его развития». То есть сам факт перехода «агропромышленного производства из одного состояния в другое, соответствующее социальным, экономическим и экологическим требованиям общества на конкретном этапе его развития» и представляет собой совершенствование или реформирование всей совокупности условий жизнедеятельности сельскохозяйственных производителей и агропромышленного производства в целом. В приведенном выше более конкретизированном понятии аграрной политики, по нашему мнению, логично раскрывается ее важность как составной части общей экономической политики государства, целенаправленность и экономическая необходимость проведения аграрной политики на определенном историческом этапе развития государства.

В развитых западных странах аграрная политика сводится преимущественно к государственному регулированию развития сельского хозяйства через прямые (государственные) и косвенные (рыночные) регулирующие рычаги и стимулы, меры аграрного протекционизма. Аграрная политика в этих странах в меньшей степени затрагивает вопросы отношений собственности, изменений в социальной структуре, в системе рыночных отношений и т. д., поскольку в этих составляющих аграрной политики сложились объективно обусловленные формы, принципы и механизмы. В условиях перехода к рыночной системе аграрных отношений в России на первый план выдвигаются институциональные преобразования, формирование новой предпринимательской аграрной среды на базе радикальных изменений в отношениях собственности, становления цивилизованного рынка. Данные преобразования не уменьшают значения государственного регулирования как формы и важного элемента системы экономических отношений с их спецификой в сельском хозяйстве. Для практической реализации аграрных преобразований необходим действенный механизм государственного регулирования, направленный на модернизацию бюджетного финансирования, страховой, ценовой, внешнеторговой политики.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности структур АПК РФ и РД показал, что эффективность форм хозяйствования полностью зависит от финансово-кредитной политики, проводимой в стране и в регионе.

■ Рентабельность о учетом субсидий, "о

■ Рентабельность без учета субсидии, "ч

Рис. 1. Прогноз рентабельности сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации (в %) [1]

Именно на решение двух фундаментальных проблем развития АПК, связанных с повышением доходности сельскохозяйственных производителей и обеспечением страны собственным продовольствием, в основном и направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Но, как видно (рис. 1), в перспективе в сочетании с малоэффективным регулированием межотраслевых отношений (когда продолжится существенный рост цен на основные виды материально-технических ресурсов, используемых в сельском хозяйстве) будет происходить дальнейшее падение доходности. С 2016 г. реализация сельскохозяйственной продукции (без учета субсидий) станет убыточной. Убыточность составит 0,1%, а в 2020 г. она достигнет 6,3%. Такая ситуация может привести к убытку продукции сельского хозяйства на 1 трлн руб. Сократятся рабочие места и инвестиции, увеличится отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по продовольствию, уменьшатся доходы федерального бюджета, произойдет дальнейшая стагнация сельскохозяйственного машиностроения.

Перевод отдельных отраслей АПК на инновационный и инвестиционный пути развития возможен только при их полноценном финансировании (рис. 2).

Мероприятия по поддержке и финансовому оздоровлению агропромышленного комплекса,

Алиева З.Б.

_МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОТЕНЦИАЛЫЮГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНЕ_

реализующиеся в большинстве субъектов РФ, предусматривают предоставление субсидий по основным направлениям сельскохозяйственного производства, а также на возмещение сельскохозяйственным производителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям АПК и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

16 1 14,8 14,6 120

14 100

12 88,8 92,9

10 80

8 94 Г 60

6 8,3 40

4

2 20

Л п

и 2008 2009 2010 2011 2012 -••Рентабельность сельскохозяйственных организации, % -^-Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % и

Рис. 2. Анализ пропорциональной зависимости индекса физического объема инвестиций и рентабельности сельскохозяйственных организаций (в %) [1 ]

Лимиты финансирования из федерального бюджета АПК РД в 2012 г. в 1,3 раза превысили объемы финансирования из республиканского бюджета (табл. 1).

Но, несмотря на столь высокие объемы финансирования регионального АПК, на наш взгляд, необходимо в ближайшие годы провести ряд значимых социально-экономических преобразований в АПК республики, которые сводятся к следующему:

— принять меры по выполнению индикаторов, предусмотренных на 2013 г. республиканской Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Законом РД от 17 декабря 2012 года № 94;

— активизировать участие в федеральных целевых программах, реализуемых в сфере агропромышленного комплекса;

— продолжить работу по созданию прочной кормовой базы, улучшению породного состава скота путем приобретения племенных животных с высоким генетическим потенциалом;

— продолжить работы по восстановлению и дальнейшему расширению площадей садов, особенно в горно-долинной зоне республики, создать условия для развития в Дагестане интенсивных (пальметных) садов, обеспечивающих высокие и стабильные урожаи плодовых культур;

— наладить работу по развитию в республике овощеводства защищенного грунта, при этом уделив серьезное внимание сохранению выращенной продукции путем строительства современных хранилищ и развития логистики продовольственного рынка, снизив высокий удельный вес импортной продукции;

— принять меры по дальнейшему развитию отрасли рисоводства, обеспечению увеличения валового сбора за счет проведения капитально-восстановительной планировки рисовых чеков, а также завершить строительство завода по переработке риса (г. Кизляр);

— создать все условия для привлечения в мелиорацию внебюджетных источников финансирования и повысить эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

— провести разработку и реализацию действенных инструментов по повышению эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

— создать условия для максимального использования возможностей лизинга, государ-

Таблица 1

Информация о лимитах финансирования АПК РД в 2012 г., млн руб.*

№ п/п Показатели Всего В том числе из:

федер. бюджета респуб. бюджета

1. Субсидии на поддержку мясного скотоводства 63,21 46,36 16,85

Субсидии на поддержку племенного животноводства 10 10,0

Субсидии на поддержку отечественного овцеводства 204 192,0 12,0

Субсидии на развитие производства и переработки мяса птицы 10 10,0

Субсидии на поддержку молочного скотоводства 164,8 124,8 40,0

На мероприятия по перевозке овцепоголовья с летних на зимние пастбища и обратно 36 - 36,0

2. Субсидии на поддержку элитного семеноводства 19,8 9,8 10,0

3. Субсидии на поддержку рисоводства 19 19,0

4. Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями (сады) 131,6 101,6 30,0

5. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях 250,6 222,9 27,7

6. Компенсация части затрат на приобретение средств химизации 5,45 0,45 5

7. Компенсация части затрат по страхованию урожая сельхоз. культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений 21,58 20,5 1,08

8. Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельхозработ 1,3 1,3

9. ФЦП «Соц. развитие села до 2012 г.», всего 791,5 451,9 339,6

10. Взнос в уставной капитал лизингодателя для осуществления поставок сельхозтехники по лизингу за счет средств республиканского бюджета. 100 100

11. Прикладные научные исследования и разработки в сфере АПК 2,4 2,4

12. Субсидии на возмещение части затрат по приобретенной технике сельскохозяйственным производителям 30 30,0

13. Субсидии на оплату стоимости электроэнергии, потребляемой внутрихозяйственными мелиоративными насосными станциями 6 6,0

14. Мероприятия в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов (поддержка рыбоводства) 25,6 25,6

15. Средства на реализацию РЦП «Развитие мелиорации сельхоз. земель в Республике Дагестан на период до 2020 г.» 100 100

16. Средства на мероприятия против особо опасных вредителей (саранчовых) 8 8,0

17. Средства на реализацию ВЦП «Организация выставочно-ярмарочной деятельности в сфере АПК на 2011-2012 гг.» 4,2 4,2

18. Переподготовка и повышение квалификации работников АПК 4 4,0

19. Средства на ВЦП «Консультационная поддержка организация и индивидуальных предпринимателей по внедрению прогрессивных технологий и по правовым и иным вопросам в сфере АПК» 12,9 12,9

20. Средства на РЦП «Развитие овощеводства в Республике Дагестан на 2012-2020 гг.» 16,8 6,8 10,0

21. Средства на РЦП «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Республике Дагестан на 2012-2020 гг.» 15 15,0

Итого 2053,74 1177,11 876,63

"Источник: данные сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД [2]

ственной поддержки в виде субсидирования части затрат по кредитам, но и создавать благоприятные экономические условия для привлечения внебюджетных инвестиций;

— принять меры по созданию интегрированных структур (аграрных холдингов, аграрных парков), включающих полный цикл от производства сельскохозяйственного сырья до глубокой переработки и сбыта готовой продукции;

— учитывая ограниченность бюджетных средств, недостаточных для реализации масштабных мер по модернизации АПК, необходимо предусмотреть дальнейшее развитие механизма государственно-частного партнерства путем привлечения частного капитала, в первую очередь для успешной реализации наиболее значимых инвестиционных проектов;

— всемерно поддерживать развитие крупных сельскохозяйственных предприятий типа аг-

Алиева З.Б.

_МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОТЕНЦИАЛЫЮЕО РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНЕ_

рарных холдингов без ущемления при этом интересов малых форм хозяйствования;

— повышать качество жизни сельского населения, в частности, повысить уровень обеспеченности сельских территорий питьевой водой, газом; улучшать жилищные условия РД, в особенности для молодых семей и молодых специалистов;

— совершенствовать кадровое обеспечение АПК путем организации целевого приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования по специальностям, реально востребованным в АПК, в т. ч. на основе целевой контрактной подготовки.

Бюджетная поддержка АПК должна основываться на принципе финансовой самодостаточности отрасли. Необходимо от схемы централизованной ведомственной поддержки АПК перейти к территориально-целевому финансированию с организацией специальных фондов финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях. Источниками средств этих фондов должны стать налоговые и таможенные поступления от реализации продовольствия. Передача части средств непосредственно в регионы обеспечит более рациональное их использование. На сегодняшний день целесообразно сохранить выплаты дотаций на сельскохозяйственную продукцию из бюджетов субъектов РФ. Министерство финансов РФ при определении взаимоотношений в рамках консолидированного бюджета с субъектами РФ должно предусмотреть в их бюджетах необходимые средства для выплаты указанных дотаций.

С целью урегулирования проблем в области паритетных отношений и ценового регулирования в АПК России и РД, по нашему мнению, комплекс стабилизационных мер в сфере ценообразования АПК должен включать:

— усиление контроля уровня цен на энергоресурсы, ГСМ, минеральные удобрения для АПК в целях исключения резкого повышения себестоимости сельскохозяйственной продукции и закупочных цен на нее.

— организацию закупок у сельскохозяйственных производителей, не реализованных на свободном рынке основных видов продукции по гарантированным ценам с последующей продажей (интервенцией) их для поддержания приемлемого уровня цен или стабилизации рынка в дефицитных зонах;

— проведение грамотной протекционистской политики в сфере аграрного производства, направленной на стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции из избыточных регионов и, напротив, сдерживание импорта сельскохозяйственной продукции, аналогичной производимой в регионе, из зарубежных стран путем увеличения размеров импортных таможенных пошлин и сборов;

— рыночные операции и ценовые субсидии по ограничению колебаний цен с установлением их верхнего и нижнего предела и находящихся между ними, ориентирующих производителя, цен путем товарных интервенций и прямых государственных выплат.

Основой аграрной политики должно быть поддержание единых региональных цен на важнейшую продукцию АПК, в основе которых лежат цены на зерно. Это позволит контролировать производство, регулировать рыночные отношения, стимулировать выпуск дефицитных товаров, гарантировать производителям ожидаемый доход, уменьшить возможность спекуляций. В этих условиях на региональном уровне необходимо организовать службу мониторинга за ценами на товары, издержками производства и доходностью отраслей. Эти меры могут послужить основой для регулирования рыночных отношений, цель которых состоит в поддержании доходов предприятий АПК на уровне, обеспечивающем условия для расширенного воспроизводства [3].

Заключение договоров аграрного страхования служит важным фактором системы управления рисками в АПК. В этой сфере финансовых услуг, предоставляемых сельскохозяйственным производителям, необходимо применять условия страхования поголовья скота и урожая сельскохозяйственных культур с франшизой (долей собственного участия страхователя в возмещении потенциального ущерба). В условиях участившихся природных аномалий данный вариант страхования является наиболее эффективным как для страхователя, так и для страховщика. Интерес страхователя заключается в пониженном размере страховой премии при страховании с франшизой, а интерес страховщика — в потенциально меньшем размере страхового возмещения [3].

Необходимо учитывать, что аграрная политика должна быть направлена на поддержку пер-

спективных отраслей и предприятий регионального значения. На наш взгляд, одними из таких предприятий являются малые по размерам перерабатывающие предприятия, так как они более гибки при изменении рыночной конъюнктуры, здесь ниже потери сырья при переработке, их легче разместить вблизи производства. В связи с чем автором разработана методика льготного предоставления представителям малого бизнеса (переработчикам сельскохозяйственного сырья) в аренду помещений для переработки и производства готовой продукции. Если в основу их деятельности положен принцип ускоренного оборота капитала, они могут эффективно функционировать в условиях рынка [3].

Стратегия государственной поддержки АПК должна быть нацелена на развитие экономической интеграции и совершенствование внешнеторговой агропродовольственной политики в РФ и ее субъектах. Ввоз продовольственных товаров в Россию достиг 40% от объема розничного товарооборота [3]. По данным Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), при превышении импорта продовольствия свыше 30% страна становится зависимой от колебаний мирового продовольственного рынка и объема зарубежных поставок, что является угрозой продовольственной безопасности страны.

Анализ внешнеторговой деятельности России за 2008-2012 гг. свидетельствует об устойчивой тенденции превышения импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья над экспортом, что негативно отражается на продовольственной безопасности страны. В 2012 г. объемы импорта продовольствия составляли 40,2 млрд долл. (экспорт — 16,6 млрд долл.), т. е. почти в 3 раза превышали экспорт продукции. Доля пищевых продуктов в расходах граждан превысила 35%, что в 2-3 раза выше, чем в экономически развитых странах. Оплата труда в сельском хозяйстве остается почти вдвое ниже, чем в среднем по экономике страны, медленно развивается социальная инфраструктура сельских территорий. Анализ состояния внешнеэкономических связей РД за 2009 г. показывает, что она имеет отрицательное сальдо. Объем импорта превышает объем экспорта почти в 21 раз. На наш взгляд, меры внешнеторгового регулирования должны сводиться к поддержке экспорта продукции российского производства и обеспечение равных условий конкуренции за счет тарифных и нетарифных инструментов, снижения стоимости кредитов и энергетических ресурсов. Необходимо разумное использование резервных фондов и прекращение финансирования заведомо неэффективных мега-проектов. Меры внешнеторгового регулирования требуют дифференцированного подхода к торговым партнерам из стран ближнего и дальнего зарубежья, особенно государств Евросоюза, которые являются основными поставщиками агропродовольственной продукции на российский рынок. Вместе с тем одним из наиболее приоритетных направлений внешнеторговой политики является стимулирование аграрной торговли России со странами СНГ.

Касательно Республики Дагестан важно отметить, что предприятия АПК слабо ориентированы на развитие внешнеэкономических связей и расширение своих экспортных возможностей. Они осуществляются преимущественно физическими лицами и, в основном, в сфере обмена товарами. Для превращения региона в центр деловой активности в бассейне Каспийского моря, на наш взгляд, необходимо:

— межгосударственное сотрудничество перенести с обычного обмена товарами на совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности;

— осуществить переход к ориентированной на экспорт модели, сопровождающейся прогрессивными изменениями в структуре экспорта, значительным повышением в нем доли продукции перерабатывающих отраслей.

— от беспорядочного ввоза продуктов питания, алкоголя, табака, зачастую небезопасных для жизни населения, нужно перейти к жесткому государственному контролю ввоза. На наш взгляд, в этих целях следовало бы ежегодно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) определять потребности в разных видах продовольствия;

б) выявлять возможности обеспечения этих потребностей за счет собственных производителей;

в) недостающую часть продовольствия закупать, но под жестким контролем государства. На эту часть следует установить квоты и таможенные пошлины. Средства от пошлин направлять на поддержание соответствующих отраслей.

Алиева З.Б.

_МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОТЕНЦИАЛЫЮЕО РАЗБИТИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНЕ_

Правительства западноевропейских стран оказывают серьезную защиту своих производителей от ввоза импортных продуктов. Суть этой защиты состоит в следующем:

— запрещается продавать ввозимую продукцию по цене ниже, чем на аналогичную продукцию собственного производства, т. е. ниже цены внутреннего рынка.

— те, кто ввозит продукцию в страны Содружества, должны заплатить в бюджет ЕС таможенную пошлину, которая составляет разницу между ценой мирового рынка и предельной ценой, которая по отдельным продуктам в 2-4 раза выше мировой.

Защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства — неизбежные компоненты экономической политики многих западных стран. Все они защищают своего производителя не только при помощи тарифов, но и компенсационных сборов, акцизов, различного рода налогов и налоговых ограничений в виде квот и административного регулирования.

Таким образом, в современных условиях меры государственной агропродовольственной политики должны быть направлены:

— на рост национального производства, в т. ч. на основе привлечения частных инвестиций стимулирование крупного аграрного производства, расширение продуктового ассортимента, проведение государственных интервенций, выделение конкурентоспособных на зарубежных рынках товаров;

— на ориентирование отечественных производителей на экспорт готовой продукции и в меньшей доле сырья;

— на устранение препятствий в торговле со странами СНГ;

— проведение гибкой таможенной и тарифной политики на основе дифференцированного подхода ко всем видам продовольствия.

В связи с ростом значимости стратегического партнерства со странами ЕС необходимо совершенствовать регулирование торговли между Россией и государствами Евросоюза. Россия остается нетто-импортером агропродовольственной продукции из ЕС. В этих условиях необходимо разработать программу стимулирования национальных продуктовых рынков, в которой допуск ввезенной продукции на внутренний рынок должен осуществляться в зависимости от состояния того или иного сегмента агропродовольственного рынка.

Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере продовольственной безопасности заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от импорта продовольствия.

В целях обеспечения продовольственной безопасности РФ, защиты интересов отечественных сельскохозяйственных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции разработаны предложения, касающиеся внесения поправок к Федеральному закону об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ (ФЗ № 381 от 28.12.2009г.). В их основе лежат:

— научно аргументированный отказ от отмены «листинга»;

— сокращение сроков платежей за поставленный торговым сетям товар;

— введение государственного фиксированного размера скидок вне зависимости от объема поставленной продукции;

— снижение барьеров доступа на рынок, стимулирование и поддержка производства потребительских товаров за счет ранжирования наценки на продукты питания в отношении крупного, среднего и малого торгового бизнеса;

— проведение антимонопольной протекционистской политики в отношении малого и среднего торгового бизнеса посредством ограничения инвестиций в открытие магазинов при достижении конкретной торговой сетью 25%-ной рыночной доли — с целью развития рыночной конкуренции, снижения цен и улучшения обслуживания потребителей.

При выборе мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ последовательно должны быть решены следующие задачи:

— на основе изучения спроса на продукты питания необходимо определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицинским обоснованным нормам в условиях рыночных цен;

— с учетом данных анализа функционирования АПК необходимо определить себестои-

мость производства основных продуктов растениеводства, животноводства и переработки и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;

— с помощью анализа структуры импорта необходимо определить таможенные тарифы и квоты, обеспечивающие, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а с другой, достаточную конкурентоспособность импортной продукции;

— путем исследования государственного регулирования и модели общего равновесия аграрного рынка необходимо разработать стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающую систему дотаций, субсидий, субвенций и т. д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения.

С 2000 г. в России начат новый аграрный курс. Постепенно удалось сформировать систему аграрной политики, получившую правовое оформление в ФЗ о развитии сельского хозяйства и Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг». Основными элементами этой политики являются:

— возросший аграрный бюджет;

— сельскохозяйственные кредиты и лизинг;

— упрощенное и льготное налогообложение сельскохозяйственных организаций;

— регулирование агропродовольственного рынка путем зерновых интервенций, установления квот и пошлин при импорте мяса и сахара-сырца, принятия технических регламентов на молоко и другие виды продовольственной продукции;

— финансовое оздоровление сельскохозяйственных производителей;

— развитие информационно-консультационного обслуживания в отрасли;

— восстановление управленческой вертикали в АПК на основе долгосрочных соглашений Министерства сельского хозяйства России с субъектами РФ.

Данные элементы аграрной политики должны оказать действенную поддержку АПК России.

Литература

1. Алтухов, А. Стратегия — приоритет аграрной сферы [Электронный ресурс] / А. Алтухов // Крестьянские ведомости. 2013. 1 апреля. — М. : Информационное агентство Агрофакт, 2013. — URL : agronews.ru. — Загл. с экрана.

2. Информация о лимитах финансирования АПК РД в 2012 г. [Электронный ресурс] // Сайт министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан. URL : http://mcxrd.ru. — Загл. с экрана.

3. Алиева, З. Б. Совершенствование механизма государственного регулирования региональной экономики (на примере АПК РД) : дис.... канд. экон. наук : 08.00.05 /Зарема Багаутдиновна Алиева ; Дагестанский гос. ин-т народного хозяйства. — Махачкала, 1999.

References

1. Altukhov, A. Strategy is the Priority of the Agrarian Industry [an electronic resource] / A. Altukhov // Peasant Journal. - 2013. - April 1. - M. : Agrofact informational agency, 2013 - . - Retrieved from: agronews.ru - Title from screen.

2. Information on limits offinancing ofAIC of RoD in 2012. The website of the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Dagestan [an electronic resource]. - Retrieved from: http://mcxrd.ru, free access. -Title from screen.

3. Alieva, Z.B. Improvement of the Mechanism of State Regulation of Regional Economics (based on the example of AIC of RoD) : thesis of the Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Zarema Bagautdinovna Alieva ; Dagestan State Institute of Economics. - Makhachkala, 1999. - 179p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.