Научная статья на тему 'Устойчивость сельскохозяйственного производства в регионах ЦФО как важнейшая функция государственного регулирования'

Устойчивость сельскохозяйственного производства в регионах ЦФО как важнейшая функция государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перепелкин Илья Геннадьевич, Шатохин Михаил Викторович, Ноздрачёва Елена Николаевна

Производится анализ развития российских рынков сельского хозяйства (на примере регионов ЦФО), с целью определения управленческих решений, которые должны составить основу новой экономической политики государства в сфере аграрного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивость сельскохозяйственного производства в регионах ЦФО как важнейшая функция государственного регулирования»

УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНАХ ЦФО КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

И.Г. Перепелкин, М.В. Шатохин, Е.Н. Ноздрачёва

Аннотация. Производится анализ развития российских рынков сельского хозяйства (на примере регионов ЦФО), с целью определения управленческих решений, которые должны составить основу новой экономической политики государства в сфере аграрного производства.

Ключевые слова: государственное регулирование, устойчивость, конкуренция, аграрный сектор, субсидирование.

В современных условиях особое значение приобретает государственное регулирование аграрного сектора экономики, которое должно быть направлено как на непосредственное воздействие государства на экономические процессы его функционирования, так и на формирование условий, обеспечивающих развитие эффективного рыночного саморегулирования аграрного сектора.

Аграрный сектор экономики в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее ему без государственного вмешательства в полной мере и на равных условиях участвовать в глобальной конкуренции. Во-первых, в этом секторе экономики, в отличие от секторов в других функциональных комплексах, очень низкий уровень эластичности спроса и предложения по цене, сезонные колебания объемов производства, обуславливающие диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства. За годы интенсивной трансформации экономики России (1990 - 1998 гг.) цены на продукцию промышленного сектора возросли в 9,4 тыс. раз, а на сельскохозяйственную -в 1,7 тыс. раз. Таким образом, диспаритет цен для сельского хозяйства увеличился в среднем в 5 раз. Потери аграрного сектора только от ценового диспаритета за этот период составили 300 млрд. руб.

Биоклиматический потенциал основных земледельческих районов России в 2,4-3,2 раза ниже, чем в Западной Европе и США, поскольку аграрное производство России размещено в основном в зонах рискованного земледелия и требует более высоких затрат на производство единицы сельскохозяйственной продукции в разрезе стран и регионов. Аграрное производство более непредсказуемо и не может контролироваться в той же степени, что промышленное производство [3].

Повышенный уровень риска аграрного производства при пониженном уровне доходности приводят к тому, что внешним проявлением государственного регулирования сельского хозяйства развитых стран, как правило, выступает финансовая поддержка аграрных товаропроизводителей. Конкретные направления финансового аспекта аграрной политики могут быть сгруппированы по целевому признаку в соответствии с классификацией, приведенной ниже:

1. Поддержка доходов производителей (прямые платежи в доход фермеров; компенсационные платежи по различным основаниям; платежи за ущерб от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства)

2. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия (поддержка внутренних цен на продовольствие; установление квот и пошлин на импорт и экспорт продовольствия)

3. Компенсации издержек производителей на приобретение средств производства (субсидирование и льготное налогообложение приобретения удобрений, кормов и пестицидов; субсидирование выплат процентов по полученным кредитам; субсидирование выплат по страхованию имущества)

4. Содействие развитию рынка (финансирование государственных рыночных программ; субсидирование затрат на хранение продукции; субсидирование затрат по перевозкам продукции АПК)

5. Субсидирование производственной инфраструктуры (финансирование мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства; субсидии на осуществление проектов в области ирригации и рекультивации земель; субсидии для создания фермерских объединений)

6. Осуществление региональных программ (финансирование государственных программ развития производства)

7. Макроэкономическая политика (поддержка национальной валюты; льготная налоговая политика; регулирование внешнеторговой деятельности).

Будущее России и ее регионов во многом определяется развитием сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса и эффективной аграрной науки, которая является важнейшим направлением государственной поддержки отрасли. Очевидно, в настоящее время значимость сельского хозяйства подтверждается тем, что оно занимает в ВВП около 4,4%, здесь формируется около половины розничного рынка, третья часть расходов в национальной экономике идет на продовольствие, что определяет не только продовольственную безопасность страны, но и социальную стабильность в обществе.

Исследованием установлено, что практически все мероприятия по реформированию АПК осуществляются в рамках его отдельных отраслей и подотраслей, без анализа межотраслевых взаимосвязей, их влияния на функционирование смежных отраслей, учета синергетического эффекта от проводимых мероприятий на макроуровне

Сложность и многогранность аграрной политики обусловлены тем, что АПК является сложной гетерогенной структурой, состоящей из большого числа элементов (подсистем). В общем виде целевые установки формирования и реализации аграрной политики можно разделить на тактические и стратегические.

К тактическим целям относятся:

- нивелирование межсезонных колебаний цен на сельскохозяйственное сырье, продовольствие и ресурсы;

- минимизация колебаний производственных программ по отрасли и обеспечение производства гарантированных объемов продовольствия;

- гарантирование доходов фермеров, участвующих в государственных программах;

- поддержание единого экономического пространства (отрасли, рынка продовольствия) в стране;

- стабилизация рыночной конъюнктуры и колебаний доходности в отрасли;

- обеспечение продовольственной безопасности;

- обеспечение конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т.д.

Стратегическую цель аграрной политики можно сформулировать как формирование устойчивой системы агро-продовольственного комплекса, обеспечивающего физический и материальный доступ населения к продуктам питания, а промышленности - в сырье в достаточном объеме и ассортименте при соблюдении условий экологичности, экономичности и доходности сельского хозяйства.

Важной стороной проблемы формирования и реализации аграрной политики является выделение ее основополагающих принципов:

- научной обоснованности - разработка концепции аграрной политики должна осуществляться с учетом научно обоснованных стратегических и тактических целей отрасли, статистической оценки наличного ресурсного потенциала и прогнозных сценариев ее развития, подборе форм, методов и механизмов государственного регулирования, обеспечивающих достижение поставленных целей, учете возможных последствий реализации аграрной политики на другие отрасли, отдельные социальные группы, национальную социально-экономическую систему в целом;

- целевой ориентированности - система стратегических и тактических целей реализации аграрной политики должна обеспечивать консенсус интересов субъектов аграрных отношений, общества и государства;

- целевые установки аграрной политики должны отвечать общей концепции социально-экономического развития государства;

- индикативности - участие в государственных программах регулирования и поддержки является добровольным для сельскохозяйственных товаропроизводителей в той мере, в какой это не противоречит действующему законодательству и интересам общества;

- унифицированности - аграрная политика должна гарантировать равные возможности доступа участников аграрных отношений (сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий, муниципальных образований и регионов) к соответствующим государственным программам (при условии их соответствия программным установкам);

- преемственности - механизмы реализации аграрной политики должны обеспечивать стабильность планирования производственных программ субъектов аграрных отношений, при смене приоритетов целей, изменение критериев и нормативов финансовой поддержки должно происходить постепенно и поэтапно в течение не менее 5 лет;

- законодательного обеспечения - аграрная политика оформляется в виде закона, действующего на всей территории страны, региональные механизмы государственного регулирования должны соответствовать закону высшего иерархического уровня и их реализация не должна допускать разрыва единого правового и социально-экономического пространства государства.

Ассортимент субсидий российским аграриям весьма обширен, однако их основная часть выполняет не стимулирующую, а компенсаторную функцию:

- субсидирование процентной ставки по сезонным, краткосрочным, долгосрочным кредитам;

- субсидирование лизингового процента по сельскохозяйственной технике и оборудованию;

- субсидирование части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур

- компенсация части стоимости минеральных удобрений

- субсидирование приобретения ГСМ

- субсидии на поддержку племенного животноводства, в т.ч. овцеводства;

- субсидии на поддержку элитного семеноводства;

- субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями;

- субсидии на поддержку северного оленеводства;

- субсидии на производство льна и конопли.

Субсидии первой группы носят унифицированный характер и могут предоставляться каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю, финансовое состояние которого отвечает общим требованиям кредитования, страхования или условиям компенсации затрат на удобрения.

Вторая группа субсидий распространяется исключительно на специфические субъекты аграрной сферы. Финансирование мероприятий в рамках реализации федеральных целевых программ (3 группа) испытывает наибольшие сложности ввиду отсутствия четкой конкретизации условий (ставок, удельного

веса и т.д.) компенсации или финансирования затрат производителей или органов власти сельских территорий [4].

Недостатком действующих механизмов субсидирования является отсутствие зонирования территории страны по факторам, определяющим условия аграрного производства (прежде всего, природно-климатическим и почвенным). Только в 2006 г. четко выделены зоны, в которых сельскохозяйственные организации могут рассчитывать на субсидирование завоза семян. В особую зону выделяют территорию Калужской, Брянской, Тульской, Орловской областей, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где субсидируются закупка калийных минеральных удобрений отечественного производства.

Однако количество отраслей сельского хозяйства, подпадающих под субсидирование, незначительно.

К настоящему времени регулирование основных сегментов аграрного сектора экономики сводится к следующему. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г. №717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" утверждена Госпрограмма на 2013-2020гг. В Госпрограмме значительно возрос объем финансирования для ее реализации и составил 2126219,9 млн. руб. Расширен перечень поддерживаемых направлений (или подпрограмм) - их стало 11 вместо 5 в предыдущей Госпрограмме (таблица 1).

В целом, разработка и реализация национального проекта «Развитие АПК» является важным этапом на пути преодоления кризисных явлений, сложившихся в агропродовольствен-ном комплексе России. Однако данный проект имеет определенные недостатки. В частности, как все предыдущие программы, он направлен на решение отдельных локальных задач. Предложенные мероприятия не решают проблемы взаимодействия аграрного сектора как с отраслями, производящими сельскохозяйственную технику, горюче-смазочные материалы, удобрения и т.п., так с отраслями, закупающими и перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию. Необходима разработка государственной социально-ориентированной агропромышленной политики, ценностным ориентиром которой выступает создание эффективного и устойчивого сельскохозяйственного производства, возрождение сел, обеспечение продовольственной безопасности.

Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются: низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала; неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, и, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью агропродовольственных рынков, накопленной детализацией, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страховой деятельности; дефицитом квалифицированных кадров, как менеджеров, так и работников массовых профессий, вызванным низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

При отсутствии собственных оборотных средств в большинстве хозяйств биопотенциал растений и животных (БП) используется менее чем на 50%, производство является суженным. Не более 20% техники соответствует современным требованиям, остальная - требует обновления и модернизации. 80% выделяемых кредитных ресурсов приходится на 20% кредитоспособных предприятий.

Таблица 1 - Объем и структура финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы Щ____

Подпрограмма/ ФЦП Объемы бюджетных ассигнований по годам, млрд.руб.

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2013-2020

ВСЕГО ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ 197,6 170,1 187,9 258,1 300,2 324,0 337,8 350,4 2 126,1

в том числе

Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства 67,5 39,3 51,8 61,7 75,2 81,8 87,3 90,8 555,4

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 72,3 57,4 30,7 40,0 39,8 37,9 35,2 33,1 346,4

Развитие мясного скотоводства 4,9 6,7 6,9 9,3 10,8 11,6 12,6 13,6 76,5

Поддержка малых форм хозяйствования 8,6 8,2 9,8 15,8 17,9 17,2 18,2 18,6 114,3

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 5,3 1,9 3,1 4,1 4,2 4,3 4,3 4,4 31,6

Обеспечение реализации государственной программы 21,4 37,4 24,0 25,5 29,8 29,4 30,2 31,2 229,0

Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" 9,0 11,3 14,0 16,1 20,3 23,1 25,9 28,9 148,6

Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" 6,6 7,9 8,6 10,0 12,6 14,5 14,1 14,4 88,5

"Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" - - 5,0 7,0 7,7 7,8 7,7 7,8 43,0

"Развитие молочного скотоводства" - - 24,2 34,3 42,3 45,4 49,3 51,8 247,4

Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства - - 7,2 12,7 14,2 14,2 14,4 14,6 77,3

"Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания" - - 2,4 10,3 14,2 15,8 17,0 19,5 79,3

Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса" 2,0 - - 11,2 11,3 20,9 21,6 21,7 88,7

Объем производства продукции сельского хозяйства может возрасти в 4-5 раз при условии, что предприятиям, находящимся в кризисном финансовом состоянии, будет оказана более действенная помощь в восстановлении утерянной ими материальной базы и организации стратегического управления (реструктуризации хозяйств, обучение руководства, консультирование, правовая поддержка). [2]

Представляется, что в современных условиях восстановление производственной и социальной инфраструктуры села, повышение уровня жизни, объемов производства и его доходности до средних значений, достигнутых в докризисный период, возможно при условии осуществления целенаправленной работы на трех уровнях хозяйствования: федеральном, региональном и локальном, с задействованием конкурентно-рыночного, государственного и внутрипроизводственного механизма.

С учетом национально-исторических особенностей, недостаточной развитостью рыночных отношений роль государства должна стать более активной.

На региональном уровне основными путями обеспечения экономического роста аграрного сектора являются: инвестиционная политика, способствующая росту производства и направленная на сохранение (восстановление) производства продукции, особенно в высо-

коорганизованных хозяйствах, имеющих прогрессивные технологии производства, высокопродуктивный скот с высокой племенной ценностью; реорганизация сельскохозяйственного производства в направлении повышения конкурентоспособности под управлением государственных структур; поддержка социальной сферы на селе; взвешенная политика внеобластных поставок; защита внутреннего рынка в целях удовлетворения потребности населения области в продовольствии с помощью экономических рычагов; повышение товарности отдельных видов сельскохозяйственной продукции; оптимизация отраслевой структуры производства.

Реальное производство, его рост и развитие обеспечивает отдельное предприятие, поэтому на уровне конкретных субъектов хозяйствования усилия должны быть направлены на максимально эффективное использование сильных сторон, выявление слабых, отслеживание внешних стратегических возможностей и угроз.

Экономический рост сельскохозяйственных предприятий может быть обеспечен посредством оптимизации отраслевой специализации и ее углубления, усиления концентрации сельскохозяйственного производства, повышения материально-технической оснащенности на качественно новой основе, применения прогрессивных технологий, совершенствования организации труда и материального стимулирования работников, оптими-

зации структуры пашни, численности и структуры поголовья сельскохозяйственных животных, повышения урожайности и продуктивности, рост уровня товарности продукции, оптимизации каналов реализации продукции, улучшения кадрового состава работников, повышения мотивации работников, улучшения социальной сферы.

Таким образом, дальнейшее развитие сельского хозяйства возможно только при реализации комплексного подхода к проведению ряда мероприятий на федеральном, региональном и локальном уровнях.

Перечень проводимых мероприятий должен затрагивать нормативно-правовую, экономическую, научно-техническую, социальную, государственно-

политическую сферы. При этом невозможно классифицировать направления по степени их важности, т.к. все они имеют принципиальное, решающее значение.

Преодоление кризисных процессов в АПК и его вывод на траекторию устойчивого развития возможен при условии модернизации государственной агропромышленной и социально-экономической политики. При этом основными задачами должны стать следующие:

- реализация концепции «социального государства»;

- монетизация экономики и повышение внутреннего спроса;

- повышение заработной платы сельских жителей;

- воссоздание агропромышленного комплекса как единой территориально-производственной системы;

- многократное увеличение уровня государственной поддержки АПК;

- проведение последовательной государственной внешнеторговой политик, направленной на обеспечение продовольственной безопасности;

- развитие вертикальных и горизонтальных интеграционных связей в АПК (вертикально-интегрированных холдингов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов);

- существенное расширение доступности кредитных ресурсов;

- окончание земельной реформы на основе преимущественного развития государственной формы собственности на земли сельскохозяйственного назначения и арендных отношений;

- создание агрокомплексов в целях развития инновационной социально-производственной

инфраструктуры на селе.

Сформулированные задачи позволяют определить управленческие решения, которые должны составить основу новой экономической политики государства в сфере аграрного производства.

Список использованных источников

1 Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские хозяйства)"

2 Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ (ред.от 29.06.2015 г.) "О кредитной кооперации" // Собрание законодательства РФ.-2009.-№ 32.

3 Бышок А.С., Дорофеева А.В., Пути оздоровления экономики АПК в условиях финансового кризиса путем совершенствования государственного регулирования [Электронный ресурс] // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития» URL: http://www.rppe.ru/wp-content/uptoads/2013/06/sekciy-3.pdf#5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Сучков А. И., Кирилюк О. М. Управление воспроизводством ресурсного потенциала сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского аграрного государственного университета № 3 (15), июль-сентябрь 2010 г. URL: http: // nsau.edu.ru/file/1197?get=935b4b29c1b25ea8a3e9 dcba89972021#10.

5 Комов В.Г., Ноздрачева Е.Н., Солошенко Р.В. О совершенствовании государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 2. - С.50-52.

6 Ковынев Л.Б., Пигорев И.Я., Солошенко В.М. Роль государственного регулирования воспроизводственных процессов земельных ресурсов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 1. - С .19-21.

Информация об авторах

Перепелкин Илья Геннадьевич, аспирант Юго-Западного государственного университета.

Шатохин Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор Юго-Западного государственного университета.

Ноздрачева Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Курского государственного университета.

SUSTAINABLE AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE REGION CENTRAL FEDERAL DISTRICT AS IMPORTANT FUNCTIONS OF STATE REGULATION I.G. Perepelkin, M.V. Shatohin, E.N. Nozdracheva

Abstract. The analysis of the Russian market of agriculture (for example, regions of the Central Federal District), in order to determine management decisions that should form the basis of a new economic policy in the sphere of agricultural production. Keywords: government regulation, stability, competition, agriculture, subsidies.

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОВОЩЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.Л. Золотарева, Р.И. Андрианова, Л.Б. Ковынев

Аннотация. Особое внимание акцентировано на роли консультационной деятельности в развитии овощеводства закрытого грунта. В исследовании обоснована необходимость создания регионального центра сельскохозяйственного консультирования на базе комитета агропромышленного комплекса Курской области, определены направления деятельности регионального центра консультирования и принципы его функционирования.

Ключевые слова: информационно-консультационные услуги, консультационная система, конкурентоспособность, Всемирная торговая организация, продовольственные санкции, экономическая эффективность овощеводства закрытого грунта.

В условиях растущей интеграции России в мировое хозяйство сельскохозяйственное консультирование наряду с системой государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства приобретает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.