ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
© Бурса И.А.*
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Подчеркнута актуальность продовольственной безопасности и предложены направления выхода из мирового продовольственного кризиса.
В настоящее время в мировом сообществе сложилась очень сложная ситуация с продуктами питания, которую можно охарактеризовать как продовольственный кризис, который сопровождается стремительным и часто неконтролируемым ростом цен на продукты питания. По сведениям Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций (ФАО), мировые цены на продовольствие растут уже шесть месяцев подряд и в декабре 2010 г. достигли рекорда. ФАО называет ситуацию ценовым шоком и предрекает новый экономический кризис. В декабре индекс цен ФАО, включающий 55 видов продовольственных товаров, составил 214,7 пункта. В сравнении с декабрем 2009 г. он вырос на 25 % [1].
Основной причиной столь динамичной продовольственной инфляции в 2010 г., по оценкам экспертов, стали неблагоприятные погодные условия. Весь год в разных частях света происходили масштабные наводнения и другие природные катаклизмы, а жара в некоторых регионах побила не один рекорд. Все это привело к значительным потерям урожая и к гибели скота. В то же время морозы, снегопады и ледяные дожди, последствия от которых этой зимой ощущают многие страны, грозят неурожаем и в будущий год. Рост цен на сахар, зерновые и сырье для производства растительного масла повлекли за собой и удорожание других продуктов питания.
Сегодня на планете недоедают жители 50 стран с населением более 860 млн. человек, т.к. бедным государствам даже социально значимые продукты питания становятся недоступны - на их импорт затрачивается около 1 трлн. долл.
Следует признать, что мировая продовольственная ситуация, по прогнозам российских и зарубежных экспертов, в перспективе может существенно обостриться и тогда продовольствие может стать предметом роскоши для большинства населения мира. В соответствии с прогнозами, в 2011 г. цены на импорт продовольствия в глобальном масштабе вырастут на 11 %, а в большинстве развивающихся стран - на 20 %. Больше других пострадают страны Азии и Африки - около 80 стран, которые неспособны полностью обеспечивать себя самыми необходимыми пищевыми продуктами и вынуждены импортировать значительную часть продовольствия [1].
* Доцент кафедры Начертательной геометрии и графики, кандидат технических наук.
Диуф Жак, Генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации утверждает, что одной из причин глобального продовольственного кризиса является недостаток инвестиций в сельское хозяйство и развитие сельских районов. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и Всемирный банк полагают, что высокие цены на сельскохозяйственную продукцию сохранятся, по меньшей мере, еще несколько ближайших лет. Президент Всемирного банка Р. Зеллик заявил, что проблема снижения уровня жизни может коснуться не только нынешнего, но и будущих поколений [2].
Термин «продовольственная безопасность» появился в семидесятых годах прошлого столетия. В декабре 1974 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила на основе рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире».
Продовольственная безопасность - это комплексное понятие, имеющее социальные, политические и экономические аспекты. Для нашей страны она является одной из центральных проблем политической, экономической и социальной жизни общества и решение её не менее актуально, чем задачи, которые стоят в области оборонной, общеэкономической и национальной безопасности.
Степень продовольственной безопасности страны и ее продовольственную независимость определяет состояние сельского хозяйства и его потенциал. Только планомерное и устойчивое развитие отечественного аграрного сектора сможет обеспечить независимость и суверенитет России -важнейшую и составную часть экономической безопасности государства.
Главными угрозами продовольственной безопасности для страны являются: наличие ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; отставание в инновационной сфере; инвестиционный голод; дефицит квалифицированных кадров и т.д.
В настоящее время Россия находится в большой зависимости от импорта продуктов питания, на долю которого в целом по стране приходится 46 %, а в крупных городах - до 70 %. На ввоз импортного продовольствия правительство Российской Федерации ежегодно тратит около 22-26 млрд. долларов. А ведь это, по сути дела, инвестиции, вкладываемые в развитие зарубежной сельскохозяйственной отрасли.
В мировой практике принято, что государство теряет свою продовольственную независимость, если импорт продовольствия превышает 15-25-процентный порог. В РФ доля импорта оценивается по мясу - в 41 %, по молоку - в 26 % [2]. В ведущих же странах мира уровень самообеспечения достаточно высок: в США и Франции он почти достигает 100 %, Германии - 93 %[3].
Целенаправленный и последовательный рост импорта продовольствия становится альтернативой развитию внутреннего агропромышленного
производства, существенно подавляя его, что приводит к снижению возможностей развития отраслей АПК и потенциально - к спаду производства, снижению благосостояния и росту бедности населения.
Для снижения зависимости от импорта необходимо, в первую очередь, увеличивать финансовую поддержку сельского хозяйства, которая сейчас в России, в расчете на рубль произведенной продукции, чуть больше чем в Австралии - 6 копеек. Это в 2,5 раза меньше чем, в США, в 5 раз меньше, чем в странах ЕС ив 11 раз - чем в Норвегии, которая ближе всего к нам по своим климатическим условиям. В Западной Европе на поддержку сельского хозяйства выделяется в среднем 300 долл. на гектар, в Японии -473, в США - 324, в Канаде - 188. В России государственная поддержка села составляет всего лишь около 13 долл. на гектар сельхозугодий [4].
Сложившуюся в АПК России ситуацию усугубляет и противоречие, которое возникло между необходимостью коренной структурной пере -стройки сельскохозяйственного производства, для которой необходимы инвестиции, и крайне низким уровнем инвестиционных вложений.
Инвестиционный голод, который постоянно испытывают сельскохозяйственные предприятия, обусловлен их низкой инвестиционной привлекательностью, которая, обусловлена чрезвычайно низкой привлекательностью всей отрасли.
Только улучшение инвестиционного климата приведет к активизации инвестиционной деятельности, которую можно считать не только основным условием вывода сельского хозяйства из кризиса, но и определяющим фактором его дальнейшего развития. Нужна не просто реформа социально-общественного и технологического укладов на селе путем институциональных преобразований, что было приоритетным в начальный период аграрных реформ, а привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций, в которых остро нуждаются практически все сферы и отрасли АПК.
Создание экономических механизмов для массового притока инвестиций в агарный сектор должно стать важнейшим элементом в стратегии государственной инвестиционной аграрной политики на современном этапе.
Проблемы агропромышленного комплекса в значительной мере вызваны недостатками в механизме формирования инвестиционной политики, определяющей условия для его нынешнего существования и дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли. Активизация инвестиционных процессов создаст реальные предпосылки для решения накопившихся проблем предприятий аграрного сектора, интенсификации производства, внедрения инновационных технологий, роста производительности труда и т.д. Поэтому, в современных условиях, выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение качественного экономического роста, повышение эффективности экономики - одно из главных направлений экономических реформ. Основные проблемы агропро-
мышленного комплекса в значительной мере вызваны недостатками в механизме формирования аграрной политики, определяющей условия для его нынешнего существования и дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли. Только активизация инвестиционных процессов может создать реальные предпосылки для решения накопившихся проблем предприятий аграрного сектора, интенсификации производства, внедрения инновационных технологий, роста производительности труда и т.д.
Одной из причин низкой эффективности функционирования агропромышленного комплекса является несовпадение общенациональных интересов и личных интересов крупных предприятий и монополий, имеющих значимый политический и экономический вес в России и в мире. Чаще всего, они не имеют личных выгод в сельскохозяйственной отрасли, поэтому и не заинтересованы в направлении инвестиционных средств в аграрную сферу.
Во многих странах ЕС и США сама постановка вопроса о том, что кто-то обязан заинтересовать собственников осуществлять капитальные вложения в проекты, имеющие общественное или общенациональное значение (поддержка сельского хозяйства, безусловно, среди этих проектов), просто неправомерна. За выполнение этих проектов отвечают федеральные и региональные власти. Для реализации своих функций они обязаны не заинтересовывать капитал, а принуждать его осуществлять общественно полезные инвестиции. Причем это принуждение может и должно осуществляться на основе исполнения законодательства.
Необходима системно нацеленная аграрная политика, которая должна не только всецело охватывать различные аспекты аграрных проблем и методы их решений, а и объединять в единое целое всю совокупность социально-экономических, финансово-хозяйственных, производственных, рыночных и других условий, при создании которых можно выйти и на новый качественный уровень и обеспечить долговременное и устойчивое развитие сельского хозяйства, его расширенное воспроизводство.
Основные цели государственной аграрной политики на ближайшее время сформулированы в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг.». Эти цели направлены на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и обеспечение качества продовольственных товаров, повышения уровня жизни сельского населения, сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов, формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции и развитие его инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства. Время показало, что этих законодательных актов явно недостаточно и требуется их корректировка.
Принятая в 2010 г. «Доктрина продовольственной безопасности», к сожалению, является лишь директивным документом. Его можно рассматривать как декларацию о намерениях, т.к. в нем только указаны предельно допустимые нормы государственного самообеспечения основными продуктами питания и не сказано о том, как их достигнуть и где на реализацию данных целей взять средства. Необходима разработка и принятие пакета правовых, информационных, аналитических, балансовых и других документов, способствующих решению задач, поставленных в «Доктрине».
Таким образом, только разумная и взвешенная политика государства может способствовать устранению существующих ныне в российском АПК проблем, позволит решить задачу обеспечения продовольственной безопасности страны и приблизиться к среднему уровню потребления населением продовольствия в размерах, определенных национальными нормами.
Список литературы:
1 Шохина Е. Ценовой шок / Е. Шохина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.retail.ru/articles/47401.
2. Lisa Schlein UN: larger investment in agriculture needed to combat hunger in the world [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.voanews.com/ english/2009-10-20-voa52.cfm.
3. Апкаева Е. Резервы роста экономической эффективности сельхоз-производства / Е. Апкаева, Н. Бондина // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 1. - С. 33.
4. Борхунов Н. Неэквивалентность обмена в АПК и общественные интересы / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. -№ 5. - С. 33.