Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность в России'

Продовольственная безопасность в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боробов В. Н.

Практически во всех бывших социалистических странах цены на средства производства для сельского хозяйства были ниже мирового уровня. В то же время продовольственное потребление населения существенно субсидировалось, стимулируя его довольно высокий уровень. «Потребление таких продуктов, как мясо и молоко, зачастую оказывалось выше уровня стран со значительно более высоким душевым доходом», отмечает доктор экономических наук, профессор Серова Е.В. в своем учебнике «Аграрная экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность в России»

если не хочешь кормить

чуж

продовольственная безопасность в России

Боробов В.Н.,

канд. экон. наук, профессор,

заведующий кафедрой

"Финансовый

менеджмент"

российского

государственного

заочного

агроуниверситета

Практически во всех бывших социалистических странах цены на средства производства для сельского хозяйства были ниже мирового уровня. В то же время продовольственное потребление населения существенно субсидировалось, стимулируя его довольно высокий уровень. «Потребление таких продуктов, как мясо и молоко, зачастую оказывалось выше уровня стран со значительно более высоким душевым доходом», - отмечает доктор экономических наук, профессор Серова Е.В. в своем учебнике «Аграрная экономика».

Кризисное состояние в 90-х годах АПК России привело к значительному уменьшению производства продовольствия. Производственные объемы сельхозпредприятий уменьшились почти на 2/3, а в целом, с учетом небольшого роста в хозяйствах населения и фермеров, на 43%. Кризис охватил практически все отрасли сельского хозяйства, кроме овощеводства и картофелеводства. Овощи и картофель выращиваются по примитивным технологиям, но почти двумя третями населения. Особо пострадали животноводство, кормопроизводство, производство зерна и сахарной свеклы. Резкое снижение показателей такой отрасли как животноводство явилось результатом обвального падения численности скота и птицы. За 9 лет (1991-2000 гг.) поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57,0 млн. голов до 27,5 млн. (уровень 1948г.), в том числе коров - с 20,6 млн. до 12,9 млн. (уровень

1946г.), свиней - с 38,3 млн. до 18,3 млн. (уровень 1956г.), овец и коз - с 44,6 млн. до 14 млн., т.е. в 4,2 раза (этого на территории России в XX веке никогда не наблюдалось!), птицы - с 659,8 млн. голов до 356,3 млн. (уровень 1970г.). Такого обвального снижения показателей поголовья скота и птицы в истории двадцатого века ни у кого не было. В июле 2000 г. Правительство Российской Федерации одобрило концепцию новой агро-продовольственной политики страны на 2001-2010 годы. В этом документе Правительство признало развитие АПК одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, определило основные направления активного воздействия на аграрную экономику. Предпринимаемые меры как в центре, так и на местах обеспечили положительные тенденции в развитии сельского хозяйства страны. Не менее существенным является психологический перелом, произошедший в настроениях аграрников. Все больше производителей адаптируется к рыночным условиям. Начала укрепляться экономика сельхозпредприятий. Сократилось число убыточных хозяйств. Произошли сдвиги в пищевой и перерабатывающей промышленности, положение которых до 1999 г. было хуже, чем в сельском хозяйстве. Производство основных продуктов питания (кроме сахара из привозного сырья) уменьшилось здесь в 2-5 раз (производства масла растительного и макарон - более чем на 1/4).

В 2001 г. характерным было изменение структуры импорта: увеличение объемов ввоза большинства видов продовольственных товаров, при одновременном сокращении импорта алкогольной продукции и табачных изделий. Последнее стало следствием роста отечественного вино-водочного и табачного производства. Импорт мяса птицы вырос в 2 раза, мяса свежего и мороженого (кроме мяса птицы) - в 1,4 раза, рыбы свежей и мороженой на 16,5%, масла растительного на 13,7%, сахара на 10%. Импорт шерсти уменьшился в 1,6 раза.

овощи и картофель выращиваются по примитивным технологиям, но почти двумя третями населения

ЖШ /1

1 ШШ

-

предпринимаемые меры как в центре, так и на местах _обеспечили

положительные тенденции

_в развитии

сельского хозяйства

страны

Сегодня связи российского сельского хозяйства с мировым агробизнесом имеют однобокий и невыгодный для России характер (известно, что мировой рынок продовольствия контролируют 7 транснациональных корпораций). В первое время после дефолта 1998г. импорт продовольствия снизился, но в дальнейшем по отдельным видам продуктов он вырос.

В течение 2000-2001 гг. рост объема экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия продолжался. В 2001 г. объем экспорта по сравнению с предыдущим годом вырос на 5% и составил 1,36 млрд. долларов США, а импорта, соответственно, на 19% и достиг 8,3 млрд. долларов. Наиболее высокий рост объема экспорта сложился по зерновым культурам - в 2,7 раза, сигаретам - в 2 раза, водке - на 12%. В 2001 г. почти в 4 раза уменьшился экспорт семян масличных культур (по сравнению с его объемом в 2000г.). Это было связано как с сокращением их производства, так и с благоприятной конъюнктурой на внутреннем рынке. Цены на импортную продукцию в 2001 г. формировались с учетом конъюнктуры рынка, а также проводимой в Российской Федерации политики таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. По сравнению с уровнем в 2000 г. средние цены импортных операций по сахару, мясу свежему и мороженому, мясу птицы, цитрусовым несколько возросли, а по пшенице, маслу подсолнечному, маслу сливочному - снизились.

Средние цены импорта (в конце 2001 г.) из стран дальнего зарубежья были ниже, чем из государств-участников Содружества: на мясо свежее и мороженое в 1,7 раза, мясо птицы в 2,3 раза, а также на масло подсолнечное - в 1,7 раза, масло сливочное - почти на 11 процентов. Это определялось проводимой этими странами демпинговой политикой. В то же время цены на зерно, завозимое в Россию из стран СНГ, были ниже на 12,7%, чем из государств дальнего зарубежья.

Финансовый кризис, разразившийся в августе-сентябре 1998г., убедительно продемонстрировал, что прилавки магазинов, заполняемые за счет импортной продукции, могут мгновенно опустеть, а цены на продукты, привязанные к доллару, резко возрасти как на импортные, так и на отечественные товары. В 1998 г. такое повышение составило 2,1-4,2 раза (хлеб - на 93%, водка подорожала на 70%). Все это остро поставило вопрос об обеспечении продовольственной безопасности, которая по методологии ООН и ФАО (международной продовольственной организации) опирается на естественное право человека на «свободу от голода» и базируется на:

1) бюджетном перераспределении прибыли наиболее доходных отраслей экономики (включая пищевую и торговлю продовольствием) в пользу сельскохозяйственного производства;

2) централизованные и разветвленные системы распределения и контроля бюджетных фондов поддержки сельского хозяйства;

3) создание крупных продовольственных комплексов.

Стала очевидной необходимость пересмотра внешнеэкономической, финансовой и ценовой политики. В то время для этого складывалась благоприятная обстановка. На селе, где доля самых бедных, не достигающих даже прожиточного минимума, составляла почти 1/3. Удельный вес расходов на питание в сельской местности был гораздо выше, чем в городе. На селе - 63%, в том числе 50% - это стоимость продуктов, произведенных в самих домохозяйствах, в городе - 49%, в т.ч. 7% - стоимость продуктов питания, произведенных в домохозяйствах, или полученных ими в натуральном виде со стороны. Труд крестьянина становится все более тяжелым и менее квалифицированным, т.к. происходит деиндустриализация села, снижается уровень механизации. Только 1/6 списанных сельхозмашин замещается вновь. Становится ясно, необходимо вырабатывать и реализовывать собственную стратегию пе-

стала очевидной необходимость пересмотра внешнеэкономической, финансовой и ценовой политики

прилавки

_магазинов,

_заполняемые за

счет импортной продукции, могут мгновенно опустеть, а цены на продукты, привязанные

_к доллару, резко

возрасти

рехода к модели устойчивого развития, которая должна включать в себя следующее:

1. Меры по поддержке отечественного производителя, обеспечение конкурентоспособности национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках, внедрение прогрессивных технологий.

2. Усиление роли государства в развитии экономики, что должно предполагать государственное регулирование и защиту всех форм собственности.

3. Программу возрождения агропромышленного комплекса России, в которой должны быть определены приоритеты расходования государственных и внебюджетных средств, созданы благоприятные ценовые и налоговые условия для сельского товаропроизводителя.

4. Государственную программу обеспечения сырьем отечественной перерабатывающей промышленности за счет повышения производительности сельскохозяйственного труда. Это позволит (при усилении государственного регулирования и повышении рациональности использования рыночных механизмов за счет ускоренной оборачиваемости капитала в данной отрасли) создать необходимые фонды для подъема всего агропромышленного производства в стране.

5. Обеспечение паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

6. Реструктуризацию кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий, которая сегодня достигла астрономических цифр.

7. Развитие хозяйственных межотраслевых связей, интеграции сельхозпроизводителей, предприятий агросервиса и переработки, повышение плодородия земли, внедрение достижений научно-технического прогресса, увеличение капиталовложений и эффективности функционирования капитала в аграрном секторе, экологизации агропромышленного производствами.

8. Воссоздание социальной инфраструктуры села, обеспечение социальной защиты населения. Вопрос о возрождении российской де-

ревни остается очень острым, так как связан со значительными финансовыми затратами. Между тем, капитальные вложения в социальную сферу села с 1990г. по 1998г. уменьшились в 3 раза.

9. Восстановление и укрепление хозяйственных связей Содружества.

Эти положения получили отражение в новой концепции агропродовольственной политики, где определена стратегия по поддержке АПК. В последние годы эти изменения уже произошли. Особенно в 2000-2001 годах. В немалой степени они обусловлены улучшением общеэкономической ситуации в стране и возросшим вниманием к проблемам АПК со стороны государства. Так, на финансирование мероприятий по приобретению отечественной техники и племенного скота на условиях лизинга для сельскохозяйственных товаропроизводителей выделено 7 млрд. рублей. Существенные изменения претерпела кредитная политика.

Положительно зарекомендовала себя введенная в 2000г. схема льготного кредитования товаропроизводителей АПК. Для финансирования весенне-полевых и уборочных работ, регионам выделено 2,8 млрд. руб. бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов, возни кающих при исполнении бюджетов субъ тов Российской Федерации в связи с оказанием ими сезонной финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Положительное воздействие на развитие ситуации в АПК сыграла и реструктуризация просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций по федеральным налогам и сборам, которая проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. Эти положительные сдвиги дают надежду на улучшение ситуации в АПК.

положительно зарекомендовала себя введенная в 2000г. схема льготного кредитования товаропроизводителей АПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.