Научная статья на тему 'Проблемы привлечения к ответственности за нарушение строительного законодательства'

Проблемы привлечения к ответственности за нарушение строительного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО / ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ / ОБЪЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Мария Александровна

Статья посвящена исследованию проблем привлечения к ответственности за нарушение строительного законодательства. Автор отмечает, что основную часть нарушений, выявляемых в строительной деятельности, составляют факты строительства без полученных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешений на строительство. Отмечено, что основными причинами, влекущими нарушение строительного законодательства, является наличие правовых пробелов. В заключении автором предлагается закрепить обязанность уполномоченного органа на своем официальном сайте ввести реестр строящихся на его территории многоквартирных жилых домов, в котором следует отражать ряд сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волкова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения к ответственности за нарушение строительного законодательства»

УДК 347

Волкова Мария Александровна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета mvolkova2013@bk.ru

Maria A. Volkova

candidate of the historical sciences, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of civil-legal disciplines of Russian State Social University mvolkova2013@bk.ru

Проблемы привлечения

к ответственности за нарушение строительного законодательства

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем привлечения к ответственности за нарушение строительного законодательства. Автор отмечает, что основную часть нарушений, выявляемых в строительной деятельности, составляют факты строительства без полученных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешений на строительство. Отмечено, что основными причинами, влекущими нарушение строительного законодательства, является наличие правовых пробелов. В заключении автором предлагается закрепить обязанность уполномоченного органа на своем официальном сайте ввести реестр строящихся на его территории многоквартирных жилых домов, в котором следует отражать ряд сведений.

Ключевые слова: ответственность, строительство, строительное законодательство, строительная деятельность, разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, объект строительства.

Problems of accountability

for violation of the construction legislation

Annotation. The article is devoted to the problems of accountability for violations of building laws. The author notes that the majority of violations discovered in construction activities, are facts of construction without a duly authorized documents of title to land and building permits. It is noted that the main causes that will disrupt the construction of the law, is the existence of legal gaps. In conclusion, the author proposes to fix the duty of the authorized body on its official website to enter the registry being built on site of apartment houses in which to reflect the range information.

Keywords: liability, construction law, construction activities, construction permit, commissioning, facility construction.

С развитием общественных отношений в строительной деятельности, с появлением в строительстве множества новых участников, влекущие увеличение объемов строительства,

неукоснительно растет и число нарушений зако-. ,

, -

тельства продолжают вскрываться на всех этапах строительной деятельности, включая выделение земельных участков для строительства,

проведение государственной экспертизы проект, -

ительство, осуществление строительного надзора и ввод объектов в эксплуатацию.

,

,

наличие правовых пробелов.

Во-первых, согласно ст. 3 ГрдК РФ законодательство о строительной деятельности состоит из ГрдК РФ, других законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов

Российской Федерации. В главе 2 ГрдК РФ разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий-

, -

.

,

положений закона позволяет сделать вывод об отнесении строительной деятельности к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Так же отдельные полномочия в области строительной деятельности, находящиеся в совместном введении и переданные субъектам Российской Федерации для реализации за счет собственных средств, перечислены в подп. 42, 42.1, 42.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В отдельных регионах с целью дальнейшего разви-

тая градостроительного законодательства приняты специальные нормативные правовые акты.

В ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, перечисляющей предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, градостроительное законодательство не закреплено, что является конституционным пробелом, требующим устранения путем внесения поправок в п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, дополнив его словосочетанием «градо-

».

-,

пробел - отсутствие состава административного

правонарушения за незаконную выдачу уполно-

,

лицом, разрешения на строительство. При этом установлено, что ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную выдачу уполномоченным должностным лицом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключения уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального или регионального органа исполнительной власти в случае обязательности такого заключения.

В соответствии с ГрдК РФ, помимо органов местного самоуправления, органами, уполномоченными на выдачу разрешения на строитель,

государственным фондом недр, Государствен-« », -

ганы исполнительной власти, перечисленные в ст. 51 ГрдК РФ.

Незаконная выдача разрешения на строитель-

(

предусмотренных в законе документов) является общественно опасным деянием, могущим повлечь в процессе эксплуатации возведенного строения негативные последствия с крупными материальным ущербом и возможными челове-.

В числе основных принципов, закрепленных в ст. 2 ГрдК РФ, провозглашен принцип ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности - ответственности всех участников градостроительной деятельности (от застройщика до органов государственного и муниципального градостроительного контроля [1; 4]).

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что в качестве причин строительства без разрешения застройщики в большинстве случаев называют затягивание сроков выдачи уполномоченными должностными лицами разрешительных документов - правоустанавливающих документов на земельный участок, а также разрешений на строительство [11].

, , -

номоченный орган предусмотренные ст. 51 ГрдК РФ документы на получение разрешения на строительство, в течение 10 дней (законный срок для выдачи разрешения) ведет подготовитель-

ные к строительству работы: заключает догово-

, ,

техники, оформляет трудовые договоры с рабо-. . [5]. -

чения указанного срока застройщику разрешение на строительство не выдается. По данным Управления ФАС России, при законодательно установленном предельном сроке 10 дней реальный срок выдачи разрешения на строитель-90 . -

ченные органы на практике требуют множество документов, не предусмотренных ГрдК РФ.

После истечения 10-дневного срока застройщик вынужден начать строительство, в противном случае в рамках заключенных договоров и взятых обязательств могут наступить негативные последствия в виде материальных убытков, мер гражданско-правовой ответственности и др. [2; 3].

Сделанный вывод никаким образом не оправдывает незаконные действия застройщика, начавшего строительство без разрешительных документов, который за это должен нести соответствующую юридическую ответственность [6; 7].

Приведенным примером обращается внимание , -

шения закона во многом является бездействие уполномоченного должностного лица.

В деятельности органов государственной власти и

местного самоуправления укоренилась практика

,

затягивания разрешительных процедур. Вместе с тем неисполнение указанными органами возложенных законами полномочий по обеспечению разрешительного порядка ставит под угрозу безопасность граждан [13, 14, 15]. Нарушения порядка функционирования разрешительной системы способствуют риску развития чрезвычайных ситуаций, ,

загрязнения окружающей среды.

На основании вышеизложенного, необходимо ввести административную ответственность уполномоченных на выдачу разрешения на строительство должностных лиц. Представляется необходимым в КоАП РФ ввести новый состав

- . 4.1

ст. 9.5 КоАП РФ - выдача разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для его получения. - , -

достроительной сфере и упорядочения сложившихся в ней общественных отношений был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. 250- « -

ный закон «О защите конкуренции» и отдельные

»,

в соответствии с которым с 10 января 2016 г. вводится новый состав административного правонарушения - ст. 14.9.1 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления процедур, включенных в

исчерпывающие перечни процедур в сферах ).

Данная статья предусматривает административную ответственность за действия (бездействие)

должностных лиц федеральных, региональных

органов исполнительной власти, органов мест,

органов при осуществлении в отношении субъектов градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства и которые выражены в нарушении сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в такой перечень, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.63 КоАП РФ. Второй частью ст. 14.9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение

.

Диспозиция ст. 14.9.1 КоАП РФ отсылает правоприменителя к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. 403 «

»,

утвержден перечень из 134 процедур, связанных с предоставлением прав на землю и подготовкой документации по планировке территории, с заключением договоров подключения (технологи)

строительства к сетям инженерно-технического

обеспечения, а также с архитектурно-строитель-

, -

тельства, реконструкции, с выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект,

-, -, -,

газоснабжения, водоотведения и др.

Однако в настоящее время подобный исчерпывающий перечень процедур принят и действует только в сфере жилищного строительства, пласт нарушений, допускаемых уполномоченными органами и их должностными лицами в сфере строительства нежилых зданий, объектов социальной инфраструктуры (здания учреждений , ),

поля юридической ответственности [8, 9, 10]. В этой связи предполагается, что необходимо разработать и принять исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства, не связанного с жилищным строительством, в противном случае не будет соблюдаться один их основополагающих конституционных принципов - принцип

равенства всех перед судом и законом. -,

вышеупомянутому исчерпывающему перечню процедур в сфере жилищного строительства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г.

403. , , -

дящие в данный перечень, получили правовую регламентацию. Так, 31 процедура из 134, включенных в перечень, до настоящего времени не .

- , -

,

сфере жилищного строительства, играют органы . -тивной работы в этом направлении необходима слаженная деятельность всех заинтересованных участников: органов государственной власти и

, -

ных органов и их должностных лиц с органами прокуратуры. Особенно важно оперативное ин-

.

необходимой в ходе прокурорской проверки информации и документов, как правило, о застройщиках, выданных разрешительных документах, существенно замедляет работу проку.

таких сведений по надуманным основаниям, предоставление заведомо недостоверной или неактуальной информации и т.д.

На примере характерного алгоритма прокурорских действий рассмотрим необходимость такого .

прокурорских проверок о законности начатого

строительства зачастую служат обращения

,

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прокурору после получения обращения в производство следует выехать на место для состав, -

.

будет производство работ по возведению фун-, -

тельство с привлечением строительной техники, [12]. -средственно на объекте строительства разрешительных документов не имеется, что требует организации документарной проверки, которая занимает значительное время. Нередко на практике встречаются застройщики, осуществляющие строительство без разрешения и пытающиеся ввести прокурора в заблуждение. При таких

обстоятельствах прокурор довольно длительное ( -

) -

верной информации о законности или незаконности ведущегося строительства. При этом оперативность получения прокурором указанной информации очень важна, поскольку нерадивый застройщик в любой момент может начать незаконно привлекать денежные средства заказчика, в том числе граждан для строительства, что может обернуться в «строительную пирамиду».

Представляется целесообразным в ГрдК РФ ( , . 51)

уполномоченного органа на своем официальном сайте ввести реестр строящихся на его территории многоквартирных жилых домов, в котором следует отражать сведения о наименовании застройщика, адресе строящегося объекта, а также реквизиты разрешения на строительство и срок . -том доступе во многом сократит время проверки (у прокурора не будет необходимости запрашивать сведения), позволит избежать части обра, -

жиме онлайн смогут получить необходимую информацию, а также по изложенным выше причинам избежать нарушений прав граждан.

В заключение можно отметить, что слаженная

работа субъектов строительных отношений с -

эффективного механизма их взаимодействия,

детальная нормативная регламентация процедур в сфере строительства, прежде всего жилищного, а также совершенствование законодательства об административных правонарушениях позволят избежать значительной части нару-

Литература:

1. . . , -поряжение муниципальным недвижимым / С.Н. Бледный, А.Л. Шиловская // В сборнике: Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических про.

образования, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, Центральный научно-исотедовательский институт экономики и управления в строительстве . 2012. С. 40-48.

2. . . -

//

Юрист. 2011. № 22. С. 3-6.

3. . . -ность исполнителей за нарушение договора на проведение оценки // Российская юстиция. 2015. № 6. С. 12-15.

4. . .

оказание риелторских услуг в сфере оборота // -. 2015. 2. . 7-9.

5. Волкова МЛ. Значение имущественного

страхования для развития гражданского обще// -

нодательства. 2016. № 15. С. 6-10.

6. . -ность исполнителей за нарушение договора на проведение оценки // Российская юстиция. 2015. № 6. С. 12-15.

7. . . -« » « -

» // .

№ 5. С. 52.

8. . . -// -

ского законодательства. 2014. № 8. С. 117-118.

9. . .

// . 2015. 5.

. 42-45.

10. . . -менения норм о приобретательной давности как

// -

риус. 2013. № 5. С. 25-30.

11. . . -

тики приобретения права собственности на зе-, -

// . 2009.

№ 3. С. 12-15.

12. : / . . . , . . -

шений как со стороны уполномоченных органов и их должностных лиц, так и со стороны самих застройщиков, что тем самым позволит предотвратить нарушение прав значительного числа как граждан, так и юридических лиц.

Literature:

1. Blednii S.N. Possession, use and order of municipal immovable / S.N. Blednii, A.L. Shilovskaya // In the collection: Innovations in branches of the national economy, as a factor of the solution of social and economic problems of the present. Institute of continuous education, the Moscow state academy of municipal services and construction, Central Research and Development Institute of economy and management in construction. 2012. P. 40-48.

2. Volkova M.A. Deposit as way of ensuring performance of preliminary contracts // Lawyer. 2011. № 22. P. 3-6.

3. Volkova M.A. Property responsibility of performers for breach of contract on evaluating//the Russian justice. 2015. № 6. P. 12-15.

4. Volkova M.A. The legal nature of the contract for rendering realtor services in the sphere of a turn of the real estate // Legal questions of the real estate. 2015. № 2. P. 7-9.

5. Volkova M.A. Value of property insurance for development of civil society // Urgent problems of the Russian legislation. 2016. № 15. P. 6-10.

6. Volkova M.A. Property responsibility of performers for breach of contract on evaluating // the Russian justice. 2015. № 6. P. 12-15.

7. Volkova M.A. To a question of a ratio of the terms «estimated activity» and «activities for evaluating» // Business in the law. № 5. P. 52.

8. Starodumova S.Yu. To a question of signs of immovable things // Urgent problems of the Russian legislation. 2014. № 8. P. 117-118.

9. Starodumova S. Yu. Concept of the real estate of civil law // Legal world. 2015. № 5. P. 42-45.

10. Starodumova S.Yu. Inefficiency of use of norms on acquisitive prescription as bases of emergence of the real rights // Notary. 2013. № 5. P. 25-30.

11. Starodumova S.Yu. Problems of the theory and practice of buying of property the land plots located under objects of housing construction // the Notary. 2009. № 3. P. 12-15.

12. Construction and housing righ t: the manual / under the editorship of N.M. Konovalov, V.K. Pisarenko,

ренко, А.Л. Шиловской. М. : Московская гос. акад.

- - , 2010. . 56-58.

13. Шилов екая А.Л. Правовой статус апартаментов // Правовые вопросы недвижимости. 2015.

2. . 36-39.

14. . . -тов // Градостроительное право. 2016. № 1.

. 13-16.

15. . . -« » -

//

законодательства. 2015. № 10. С. 128-139.

A.L. Shilovskaya. M. : Moscow state. academician of a municipal hoz-v and str-v, 2010. P. 56-58.

13. Shilovskaya A.L. Legal status of apartments // Legal questions of the real estate. 2015. № 2. P. 36-39.

14. Shilovskaya A.L. Legal status of apartments // Town-planning right. 2016. № 1. P. 13-16.

15. Shilovskaya A.L. To a question of reference of the concept «apartments» to inhabited and non-residential premises // Urgent problems of the Russian legislation. 2015. № 10. P. 128-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.