УДК 347
Волкова Мария Александровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета [email protected]
Стародумова Светлана Юрьевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета [email protected]
Maria A. Volkova
candidate of the historical sciences Candidate of Law, Associate Professor of the Department of civil-legal disciplines of Russian State Social University [email protected]
Svetlana Yu. Starodumova
candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of civil law disciplines of the Russian state social University [email protected]
Понятие и виды
саморегулируемых
организаций
в сфере строительства
Аннотация. В статье проводится анализ понятия и видов саморегулируемых организаций в строительстве. Анализируется Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, одобренный приказом Минрегиона РФ. Авторами отмечены существенные, принципиальные недостатки документа, возможность двойного толкования содержания наименований видов работ, отмечено противоречие складывающейся правоприменительной практики. На основании проведенного анализа сделан ряд предложений.
Ключевые слова: саморегулируемые организации, строительство, объекты капитального строительства, допуск к работам, реконструкция, архитектурно-строительное проектирования.
Concept and types of
self-regulatory
organizations of
the sphere of construction
Annotation. In the article the analysis of concepts and types of self-regulatory organizations in construction. Examines the List of types of works on engineering surveys, preparation of project documentation, construction, reconstruction, capital repair of capital construction objects, which influence safety of capital construction objects, approved by Order of RF Ministry for regional development. The authors noted significant, fundamental deficiencies in the document, the possibility of dual interpretation of the content items of the types of work noted the contradiction of the emerging law enforcement practice. On the basis of the conducted analysis made a number of proposals.
Keywords: self-regulatory organization, building, capital construction, permit to works, reconstruction, architectural and structural design.
С1 января 2010 года строительная деятельность регулируется исключительно Градостроительным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним документами. Следует согласиться с мнением О.Г. Ершова, что введение института саморегулирования в сфере строительства сегодня сделано в целях устранения изжившего себя государственного регулирования строительной сферой и множества бюрократический административных барьеров, которые мешают работе добросовестных компаний. Это
привело к тому, что изменились подходы в , -
редь связаны с ослаблением роли государственного контроля в развитии отношений и увеличением влияния института самостоятельного регулирования [5; 6; 7].
Хозяйствующие субъекты теперь самостоятельно должны определить правила игры, учитывая
интересы профессионального сообщества и тре-, -
.
происходить с помощью функционирования са-
, -
ложена обязанность выдавать своим членам свидетельства о допуске к работам [8, с. 12].
Понятие саморегулируемых организаций в сфере строительства содержится в п. 17 ст. 1 Гр.К РФ. Согласно названной норме в редакции Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», саморегулируемая
организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства -это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (гаюза) и основанная на
членстве индивидуальных предпринимателей и ( ) , -
ные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства [12].
Данное понятие демонстрирует отсутствие единого термина «етморе^лируемая организация в
строительстве», и предлагает классификацию , -
тельном членстве (ст. 55.3 Гр.К РФ):
1) , , выполняющих инженерные изыскания;
2) , ,
осуществляющих подготовку проектной докумен-
;
3) , ,
.
Определения терминов «организация инженер», « -
», « -
»
[3; 14]. Однако Минрегион РФ в своем письме «Об осуществлении строительного контроля» от 30.04.2010 № 17906-ИП/08 о вопросе толкования вида работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта дал разъяснение о том, что этот вид работ связан со всем , -
ние к выполнению процесса строительства, реконструкции, капитального ремонта, которые в свою очередь ведутся после разрешения на строительство, а не с организацией по выполнению отдельных видов работ. Работы по осу,
,
договора застройщика или заказчика привлекают юридические лица или индивидуальные предприниматели, включает в себя следующие осо-
:
- - -
ства, реконструкции и капитального ремонта; - -
заказчик строительства, реконструкции, капи-
;
- -
,
присвоен статус генерального подрядчика, как 706
( - ).
В настоящее время Перечень видов работ по , -
ной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капи-
,
влияние на безопасность объектов капитального
,
30 2009 . 624 ( , -
624).
,
включен ряд работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту для тех объектов, для которых не нужно иметь разрешение на строи, . 17 . 51 . , также для которых не действует положение об
объектах индивидуального жилищного строи:
- -
ше трех этажей, где должны жить одна или две
);
- жилые дома менее трех этажей, которые состоят из нескольких блоков (их количество не
должно быть больше десяти и каждый блок рас),
блоками имеющие общую стену или стены без .
отдельно стоящем земельном участке и иметь выход на территорию общего пользования, так
называемые жилые дома блокированной за;
- ,
которые состоят из одной или нескольких блок-секций, но не больше четырех. В каждой секции должно находиться несколько квартир и помещений общего пользования, каждая квартира должна иметь отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
На данный момент планируется ввести обязательное наличие допусков СРО при проектировании и строительстве малоэтажных домов, которые строятся по государственным и муниципальным контрактам [2, с. 2].
624 -
ванный подход в части определения необходимости получения допуска на осуществление некоторых видов работ в зависимости от того, на каких объектах данные работы осуществляются.
Согласно названному акту, к видам работ по инженерным изысканиям относятся работы в составе: инженерно-экологических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геодезических, инженерно-геотехнических изысканий (втючая работы на изученной в инженерно-геологическом порядке
территории с целью строительства отдельных
),
грунтов основания зданий и сооружений.
К видам работ по подготовке проектной документации относятся работы: по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, архитектурных и конструктивных решений, информации о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-техни-, -
,
- ,
- ,
,
строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и кон,
,
,
населения, по разработке специальных разделов проектной документации, по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ( ).
К работам по строительству, реконструкции и
624 -
34 , -
ты, земляные работы, буровзрывные работы, монтаж сборных бетонных, железобетонных,
металлических и деревянных конструкций, газо,
водопровода, сетей канализации; сетей теплоснабжения и др.
,
624 , -
. , -ста Перечня возникают необоснованные расходы субъектов предпринимательской деятельно,
ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, отдельные его положения способствуют появлению существенных проблем в правоприменительной практике.
Так, при установлении видов работ по организации строительства созданы предпосылки для
.
строительные организации несут необоснованные дополнительные расходы, установленные . .
В частности, лицо, осуществляющее строительство, если такие работы включены в Перечень, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, а также и внести минимальный взнос в компенсационный фонд
. -го взноса установлена нормами статьи 55.16 Гр.К РФ. При установлении саморегулируемой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности [10; 13], которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые
оказывают влияние на безопасность объектов
, -
ционный фонд составляет от трехсот тысяч до
десяти миллионов рублей.
, , -
ство, несет и иные затраты, вытекающие из обязательных к исполнению норм закона. Это, во-первых, дополнительные затраты на оплату труда работников в тех случаях, когда субъект вынужден получать допуски к работам, которые фактически не ведёт, ради того, чтобы участво-
вать в торгах. Данную проблему подтвердит судебная практика, приведённая ниже. Так, Гр.К
РФ обязывает лицо, выполняющее работы по
, -
низации не менее шести инженерно-технических работников. Во-вторых, затраты на проведение обязательного повышения квалификации работников. И, в-третьих, затраты на проведение аттестации работников. Так, стоимость аттестации одного работника в области промышленной безопасности, в соответствии с приказом Ростех-«
(проверки знаний) руководителей и специали-
,
службе по экологическому, технологическому и », 12 . . за одну область аттестации. Периодичность проведения аттестации устанавливается межотраслевыми нормативными документами - от 1 года до 5 лет.
В то же время, в ряде случаев получение свидетельства о допуске к работам по организации строительства не требуется, как следствие, нарушаются требования Гр.К РФ о необходимости внесения повышенного взноса в компенсационный фонд лицами, осуществляющими стро-.
На практике имеет место создание и участие в государственных и муниципальных торгах организаций, не обладающих ни квалифицированным персоналом, ни какими-либо материальными ресурсами и планирующими выполнять строительные работы не самостоятельно, а путем
стопроцентного найма подрядных организаций.
,
.
, -
ваний к лицу, осуществляющему строительство и являющемуся членом саморегулируемой организации, и к лицу, выполняющему работы без
соответствующих документов и подтверждения
,
конкуренции и постановку в неравные условия вследствие дополнительных затрат, возложенных на члена саморегулируемой организации .
Обращает на себя внимание возможность двойного толкования содержания наименований ви-
, 33 «
,
капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с
юридическим лицом или индивидуальным пред-( )»
, -
ния в правоприменительной практике. Кроме того, Гр.К РФ не оперирует понятием «генераль-».
33
дополнительные внутренние группы и подгруппы
,
объектовому и отраслевому принципу внесли неразбериху в понимание и применение видов работ данной группы. Кроме того, в группе видов
работ не поименованы отдельные отрасли промышленности. В частности, не учтенными оказались работы по организации строительства, выполняемые в отношении объектов строительной,
медицинской и других отраслей промышленно-.
,
объектов строительной индустрии не требуются специалисты соответствующей квалификации, а также является необязательным обеспечение
.
Однако отсутствие отраслей промышленности в
33 -
ходимости получения свидетельства о допуске к
,
,
лицо, которое осуществляет строительство, от необходимости выполнения функций, возложенных на него нормами ГрК РФ. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 52 Гр.К РФ строительная
организация контролирует осуществление про, -
тальному ремонту объекта капитального строительства, гарантирует четкое соблюдение правил проектной документации, технических регламентов и техники безопасности в процессе . ,
организация несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации, а также, в силу ч. 6 . 52 . , -
троль. Следовательно, для участия в торгах лицу, выполняющему работы по организации строительства, в описанном выше случае необходимо иметь свидетельство о допуске ко всем ви-,
, -
тального ремонта объекта капитального строи.
В такой ситуации строительная компания во много раз увеличивает свои издержки на содержание неоправданно большого количества квалифицированных работников и на систематическое повышение их квалификации. Такое положение вступает в противоречие с нормами . 7 . 55.16 . , -
ного взноса в компенсационный фонд в зависимости от стоимости работ по одному договору лицом, имеющим свидетельство о допуске к работам по организации строительства, является обязательным, в то время как лицо, осуществляющее такие же работы на предприятиях и объектах, например, пищевой промышленности, от обязанности внесения дополнительных средств (иногда немалых - до 10 млн руб.) освобождено. Кроме того, заказчик, не понимая со-
33,
лицо, осуществляющее строительство, иметь свидетельство о допуске одновременно к нескольким видам работ из данной группы. Напри,
или капитальному ремонту систем теплоснабже-
,
зданий заказчик требует наличия в свидетельстве о допуске не только вида работ № 33.3 « »,
337 «
канализации» и № 33.5 «Объекты теплоснабже-». , -кону № 44-ФЗ, заказчик имеет право самостоятельно определять документы, которые требуются для участия в торгах. При таком подходе к
получению свидетельства лицу, осуществляю,
большее количество специалистов - для соот-, -
гулируемой организацией, а, следовательно, возложить на себя дополнительные материальные затраты на их содержание.
Все это подтверждается и судебной практикой. В
,
Дальневосточного округа в Постановлении от 25.04.2012 по делу № А59-3326/2011 пришел к выводу о необходимости наличия у участников торгов свидетельства о допуске к нескольким
33.
очередь Арбитражный суд Сахалинской области в Решении от 29.11.2012 № А59-4295/2012 пришел к выводу, что для участия в аукционе на выполнение работ по организации строительства достаточно Свидетельства о допуске на
единственный вид работ из этой группы видов .
Таким образом, видно, что суды подходят к решению аналогичных вопросов по-разному, что, по нашему мнению, оказывает негативное влияние на складывающуюся правоприменительную практику. Более того, неточные формулировки Перечня приводят к судебным решениям, обоснованность и правильность которых вызывает сомнение. Например, Арбитражный суд Республики Карелия в своем решении, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, пришел, на наш взгляд, к необоснованному выводу: «Застройщик в силу закона вправе самостоятельно осуществлять работы по организа-,
на выполнение определенных видов работ по строительству объекта капитального строительства, а также самостоятельно выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капи-. -3 52
кодекса Российской Федерации. Осуществление данных функций непосредственно застройщиком не свидетельствует о том, что он становится
». , закрепленная в ч.5 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», говорит, что до приведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Перечня в соответствие Градостроительному кодексу застройщик, являющийся лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капи-, -
тельство о допуске к предусмотренным Перечнем работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (привлекаемые застройщиком или заказчиком на основании дого-
вора юридические лица или индивидуальные
).
В этой связи справедливым является мнение ФАС по данному вопросу, которое состоит в том, что участник торгов обязан иметь допуск только к работам по организации строительства. Позиция изложена в Письме о разъяснении Феде-94- « -
зов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005. Упомянутый закон утратил силу 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници-». , не внёс четкости в перечень допусков, которые должны иметь строительные организация, участвуя в торгах, поэтому позиция ФАС оста.
На основании изложенного, представляется целесообразным исключить отраслевую разбивку в
группе видов работ по организации строитель,
« », -
ние группы видов работ в следующей редакции -«Организация строительства, реконструкции
и капитального ремонта объектов капитального , -
, »,
и включить в нее единственный вид работ - «ор-, -
тального ремонта объектов капитального строи, ,
».
, 624
, -
статки и требует переработки в соответствии с практикой его применения и изменениями зако-.
Следует обратить внимание и на еще один аспект. По мнению некоторых авторов, проекти-
,
друг от друга и участвуют в одном строительном процессе. Поэтому создание отдельных саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства чревато тем, что может привести к их разрыву от единого процесса и еще большей монополизации каждой сферы по сути одной деятельности, где представители
каждой подсферы будут навязывать свои «оли» -
ям [11, с. 78].
На этом основании мы разделяем позицию относительно необходимости включения в Гр.К РФ положений о создании комплексных саморегули-
Литература:
1. Бутаева ЕМ. Правовое регулирование института саморегулирования в строительстве: совре-
руемых организаций, которые были бы основаны
на членстве всех лиц, осуществляющих строи,
проектной документации и подготовке инженерных изысканий [9, с. 16], а также о необходимости создания объединения всех участвующих в строительном процессе в рамках одного коллективного юридического лица [1, с. 110; 4]. ,
сфере строительства содержится в п. 17 ст. 1 Гр.К РФ. Согласно названной норме, саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - это
,
ассоциации (гаюза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (mm) юриди-,
или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строи.
Данное понятие демонстрирует отсутствие единого термина «етморе^лируемая организация в
строительстве», и предлагает классификацию , -
тельном членстве (ст. 55.3 Гр.К РФ): 1) ;
2) осуществляющих подготовку проектной доку-
;
3) .
Определения терминов «организация инженер», « -
», « -» .
Однако Перечнем № 624, утвержденном приказом Минрегиона РФ, определены виды работ, относящиеся к каждой указанной группе. Проведенный анализ показал, что действующий Пере-624 , -
ные недостатки и требует переработки в соответствии с практикой его применения и измене.
В связи с тем, что изыскатели, проектировщики и строители неразделимо связаны друг с другом,
являясь ступенями разных этапов одного про- ,
включить в Гр.К РФ некоторые положения об объединении существующих саморегулируемых организаций в комплексные, которые уже будут
основаны на членстве всех лиц, осуществляю, -
ментации и выполняющих инженерные изыска.
объединении в рамках одного юридического лица всех участников строительного процесса.
Literature:
1. Butayeva E.M. Legal regulation of institute of self-regulation in construction: current state and
// -
лищное право. 2009. № 4. С. 110.
2. . // -екая Бизнес-газета. 2015. № 993. С. 2.
3. . . -« » «
». // . -
ко-юридический журнал. 2015. № 5. С. 51-53.
4. . .
органов юридического лица / МЛ. Волкова, . . // -
сийского законодательства. 2016. № 15. С. 22-28.
5. Волкова МЛ. Правосубъектность саморегули-
// -
сийского законодательства. 2015. № 10. С. 4-13.
6. . . -вового положения саморегулируемых организа-
// -ского законодательства. 2014. № 8. С. 23-30.
7. . . -
ции оценщиков в системе юридических лиц. В
:
- -
ных трудов. М-во образования и науки Россий-, .
акад. коммунального хоз-ва и стр-ва; [редкол.: С.Н. Бледный, пред. и др.]. Москва, 2011. С. 85-96.
8. . .
в сфере строительства и антимонопольное законодательство // Юрист. 2011. № 5. С. 12.
9. . . -гообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений // Гражданское право. 2011. № 2. С. 16.
10. Ленков екая Р.Р. Особенности ответственности сторон по договору купли-продажи недвижимости // Правовые вопросы недвижимости. 2015. № 1. С. 11-14
11. . . -циях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строи// . 2009. 1. . 78.
12. Ленковская Р.Р.. Особенности договора строительного подряда при участии в долевом строи/ . . , . . // -
альные проблемы российского законодательства. 2016. № 15. С. 78-85.
13. Стародумова СЮ. Ответственность и меры
//
Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 138-151.
14. Строительное и жилищное право: учебное
/ . . . , . . -
ренко, А.Л. Шиловской. М. : Московская гос. акад. коммунального хозяйства и строительства, 2010. . 56-58.
prospects of development // Housing right. 2009. № 4. Page 110.
2. Bukharova O. The admission on three floors//the Russian Business newspaper. 2015. № 993. P. 2.
3. Volkova M.A. To a question of a ratio of the terms «estimated activity» and «activities for evaluating» // Business in the law. Economical and legal magazine. 2015. № 5. P. 51-53.
4. Volkova M.A. Models of internal structure of bodies of legal entity / M.A. Volkova, P.Yu. Starodu-mova //Urgent problems of the Russian legislation. 2016. № 15. P. 22-28.
5. Volkova M.A. Legal personality of self-regulatory organizations // Urgent problems of the Russian legislation. 2015. № 10. P. 4-13.
6. Volkova M.A. To a question of features of a legal status of self-regulatory organizations of appraisers // Urgent problems of the Russian legislation. 2014. № 8. Page 23-30.
7. Volkova M.A. Self-regulatory organizations of appraisers in system of legal entities. In the collection: Urgent problems of humanitarian and social and economic sciences collection of scientific works. M-in science and education of the Russian Federation, FGBOU VPO Moskovskaya state. academician of a municipal hoz-v and str-v; [peflKon.: S.N. Bledny, previous, etc.]. Moscow, 2011. P. 85-96.
8. Yershov O.G. Self-regulatory organizations in the sphere of construction and the antitrust law // Lawyer. 2011. № 5. P. 12.
9. Leskova Yu.G. A role and value of specific variety of self-regulatory organizations in modernization of economic and legal relations // Civil law. 2011. № 2. P. 16.
10. Lenkovskaya R.R. Features of responsibility of the parties under the contract of purchase and sale of the real estate // Legal questions of the real estate. 2015. № 1. P. 11-14
11. Lisica V.N. O fox self-regulatory organizations in the field of engineering researches, architectural and construction design and construction//the Housing right. 2009. № 1. P. 78.
12. Lenkovskaya R.R. Features of the construction contract with participation in shared-equity construction / R.R. Lenkovskaya, A.L. Shilovskaya // Urgent problems of the Russian legislation. 2016. № 15. P. 78-85.
13. Starodumova P.Yu. Responsibility and measures of responsibility in civil law of Russia // Urgent problems of the Russian legislation. 2015. № 12. P. 138151.
14. Construction and housing right: the manual / under the editorship of N.M. Konovalov, V.K. Pisarenko, A.L. Shilovskaya. M. : Moscow state. academician of municipal services and construction, 2010. P. 56-58