Научная статья на тему 'Нормативные изменения в деятельности СРО в строительстве: проблемы и противоречия'

Нормативные изменения в деятельности СРО в строительстве: проблемы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION / КОНТРАКТНАЯ ЗАКУПКА / CONTRACT PURCHASE / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД / COMPENSATION FUND / УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / LEVEL OF RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устимова Светлана Александровна, Рассказова Екатерина Николаевна

Проведен анализ изменения основных нормативных подходов к деятельности саморегулируемой организации (СРО) и созданию компенсационного фонда в целях обеспечения субсидиарной ответственности ее членов при участии в контрактных закупках. Определены проблемы, возникающие при формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере строительства для участия в контрактных закупках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Устимова Светлана Александровна, Рассказова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative changes in the activity of a self-regulatory organization in construction: problems and contradictions

This article analyzes the changes in the main regulatory approaches to the activities of a self-regulatory organization and the creation of a compensation fund to ensure the subsidiary responsibility of its members with participation in contract purchases. Based on the analysis of the regulatory author, the problems that arise in the formation of a compensation fund for a self-regulatory organization in the construction sector for participation in contract purchases are identified.

Текст научной работы на тему «Нормативные изменения в деятельности СРО в строительстве: проблемы и противоречия»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34

ББК 67 © С.А. Устимова, Е.Н. Рассказова, 2018

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

НОРМАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Светлана Александровна Устимова, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: 7791sveta@mail.ru

Екатерина Николаевна Рассказова, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: stepanovakatya@yandex.ru

Рецензент: доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Ж.Ю. Юзефович

Аннотация. Проведен анализ изменения основных нормативных подходов к деятельности саморегулируемой организации (СРО) и созданию компенсационного фонда в целях обеспечения субсидиарной ответственности ее членов при участии в контрактных закупках. Определены проблемы, возникающие при формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере строительства для участия в контрактных закупках.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, строительство, проблема правового регулирования, контрактная закупка, компенсационный фонд, уровень ответственности.

NORMATIVE CHANGES IN THE ACTIVITY OF A SELF-REGULATORY ORGANIZATION IN CONSTRUCTION: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS

Ustimova A. Svetlana, associate professor of the chair of civil and labor law, civil procedure, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: 7791sveta@mail.ru

Rasskazova N. Ekaterina, senior lecturer of the chair of civil and labor law, civil process, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Reviewer: associate professor of the chair of civil and labor law, civil process of the Moscow University of the Ministry of the Interior affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of legal sciences, associate professor J.Yu. Yuzefovich

Annotation. This article analyzes the changes in the main regulatory approaches to the activities of a self-regulatory organization and the creation of a compensation fund to ensure the subsidiary responsibility of its members with participation in contract purchases. Based on the analysis of the regulatory author, the problems that arise in the formation of a compensation fund for a self-regulatory organization in the construction sector for participation in contract purchases are identified.

Keywords: self-regulatory organization, construction, the problem of legal regulation, contract purchase, compensation fund, level of responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Устимова С.А., Рассказова Е.Н. Нормативные изменения в деятельности СРО в строительстве: проблемы и противоречия. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):75-77.

В современных условиях, несмотря на действие негативных макроэкономических факторов в течение 2014—2016 гг., строительство является динамично развивающейся отраслью экономики России. Вместе с тем, в этой области существует настойчивая необходимость совершенствования законодательной и нормативной базы, что определяется большой зарегулированностью отрасли и существующими противоречиями между системами нормативно-правового и технического регулирования.

В мае 2016 г. на заседании Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности Президент России В.В. Путин отмечал такие проблемы, как: устаревшая сметно-нормативная база в области строительной деятельности, несовершенство технического регулирования, рассогласованность существующих требований к проектам строительства со стороны различных федеральных министерств и ведомств, неэффективность организации деятельности

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

саморегулируемых организаций (далее — СРО) в области строительства и др. [6]. По итогам был сформирован список поручений в адрес представительных и исполнительных органов власти, направленный на изменение законодательных и нормативных требований в области строительства и деятельности СРО [9].

Одним из результатов данных мер стало внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ) и другие правовые акты, которые касаются деятельности СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий [4].

На сегодняшний день в научном сообществе существуют противоположные мнения о данной реформе СРО. Это объясняется тем, что внесенные законодательные изменения создали значительное количество правовых проблем и привели к возникновению потенциальных конфликтных ситуаций (споров) между заказчиками, уполномоченными органами, участниками закупок и контрольными органами в сфере закупок.

Так, доктор юридических наук Ю.Г. Лескова отмечает, что после внесенных изменений саморегулирование деятельности членов СРО в сфере строительства представляет собой двухуровневую систему, при которой взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования могут вступать в ряд противоречий [7, с. 54—62; 8, с. 44—47].

Ряд новелл законодательства коснулся организации закупочной деятельности заказчиков, нормативно определенных ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) [2], ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) [3].

С 1 июля 2017 г. в соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ [1], право участника закупки на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации, строительство, проведение реконструкции и капитального ремонта объектов по договорам, заключаемым с заказчиками в рамках Законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ, возникает только с момента вступления в СРО. Но при этом в новой редакции ГрК РФ не определена необходимость для участника закупки иметь свидетельство СРО о допуске к отдельным видам работ, предусмотренным Приказом Минрегио-нразвития России от 30 декабря 2009 г. № 624 [5].

Теперь, в отличие от ранее действовавших законодательных требований, членство в СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий всегда требуется от участника закупки, независимо от того влияют ли выполняемые работы на безопасность объекта капитального строительства или не влияют (за несколькими исключениями).

Для участия в конкурентных процедурах закупок с 1 июля 2017 г. у участника закупки СРО должен быть сформирован специальный компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств по договорам (контрактам), заключенным по результатам конкурентных процедур закупок. При этом члены СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, согласно ст. 60.1 ГрК РФ, несут субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключенным с заказчиками с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов).

В целях реализации данной субсидиарной ответственности СРО и формирует такой компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств путем внесения взносов своих членов в размерах, установленных ч. 11 ст. 55.16 ГрК РФ в зависимости от уровня ответственности (стоимости обязательств) членов СРО.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ, в случае отсутствия у СРО участника закупки компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств, ему запрещено заключать договоры (контракты) с помощью конкурентных процедур закупок.

Кроме этого, участнику закупки запрещается заключать новые договоры (контракты) с помощью конкурентных способов, если совокупный размер обязательств по договорам (контрактам), заключенным с помощью конкурентных способов, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, т.е. заявленный участником закупки уровень ответственности в своей СРО. В этом случае участник обязан самостоятельно увеличить размер внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО либо он утрачивает право на заключение новых договоров (контрактов) с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов).

76

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2018

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Формирование компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств СРО снижает риски в области выполнения контрактных обязательств. Однако, это приводит к необходимости оттока денежных средств на формирование фонда у участников СРО, а также затратам СРО на мониторинг и контроль договорных обязательств своих членов. Внесение денежных средств в компенсационной фонд СРО может быть осуществлено только из собственных средств строительной организации или из финансирования проекта, что ограничивает его возможности участия в конкурентных закупках.

Кроме этого, возможно возникновение дополнительного разделения строительных организаций на те, которые способны одновременно участвовать в нескольких крупных контрактах, и на те, которые в силу ограниченности финансирования неспособны обеспечить более высокий уровень ответственности и участвовать в крупных строительных проектах. Поэтому в данном случае возникает и проблема равного допуска к участию в контрактных закупках, осуществлению государственных проектов и антимонопольного регулирования сферы строительства. Следует полагать, что проведение правовых исследований в этой области видится важным с позиции обеспечения равной конкуренции на строительном рынке РФ и дальнейшего совершенствования нормативных требований по вопросам деятельности СРО в сфере строительства.

Литература

1. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

2. ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

3. ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 31 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.

4. ФЗ от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4305.

5. Приказ Минрегионразвития России от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструк-

ции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (ред. от 14 ноября 2011 г.) // Рос. газета. 2010, 26 апр.

6. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51926

7. Лескова Ю.Г. Ключевые изменения института саморегулирования строительной деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 5.

8. Лескова Ю.Г. Стандарты и правила саморегулируемых организаций в строительной сфере и их объединений: вопросы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7.

9. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52154

References

1. Gradostroitel'nyy kodeks RF ot 29 dekabrya 2004 g. № 190-FZ (red. ot 31 dekabrya 2017 g.) // SZ RF. 2005. № 1 (ch. 1). St. 16.

2. FZ ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespec-heniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» (red. ot 31 dekabrya 2017 g.) // SZ RF. 2013. № 14. St. 1652.

3. FZ ot 18 iyulya 2011 g. № 223-FZ «O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits» (red. ot 31 dekabrya 2017 g.) // SZ RF. 2011. № 30 (ch. 1). St. 4571.

4. FZ ot 3 iyulya 2016 g. № 372-FZ «O vnesenii iz-meneniy v Gradostroitel'nyy kodeks RF i otdel'nye za-konodatel'nye akty RF» (red. ot 28 dekabrya 2016 g.) // SZ RF. 2016. № 27 (ch. II). St. 4305.

5. Prikaz Minregionrazvitiya Rossii ot 30 dekabrya 2009 g. № 624 «Ob utverzhdenii Perechnya vidov rabot po inzhenernym izyskaniyam, po podgotovke proektnoy dokumentatsii, po stroitel'stvu, rekonstruktsii, kapi-tal'nomu remontu ob"ektov kapital'nogo stroitel'stva, ko-torye okazyvayut vliyanie na bezopasnost' ob"ektov kapital'nogo stroitel'stva» (red. ot 14 noyabrya 2011 g.) // Ros. gazeta. 2010. 26 apr.

6. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51926

7. Leskova Yu.G. Klyuchevye izmeneniya instituta samoregulirovaniya stroitel'noy deyatel'nosti: nekotorye voprosy teorii i praktiki // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017. № 5.

8. Leskova Yu.G. Standarty i pravila samoregulirue-mykh organizatsiy v stroitel'noy sfere i ikh ob"edineniy: voprosy teorii i praktiki // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017. № 7.

9. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.