Научная статья на тему 'К отдельным вопросам правового регулирования строительной деятельности для обеспечения нужд МВД России'

К отдельным вопросам правового регулирования строительной деятельности для обеспечения нужд МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО / STATE BUILDING SUPERVISION / CHECKS OF BODIES OF THE STATE CONSTRUCTION SUPERVISION / BUILDING / RECONSTRUCTION / SECURITY AND QUALITY OF BUILDING / STATE SECRET / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / CONSTRUCTION PERMIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурина Виктория Анатольевна

Рассмотрены проблемы правового регулирования и правового обоснования функции государственного строительного надзора в системе МВД России; порядок осуществления государственного строительного надзора; вопросывыдачи разрешений на строительство объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To single questions of legal regulation of construction activity for ensuring needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article is devoted to the problems of legal regulation and legal justification of function of the state construction supervision to system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, an order of carrying out checks by bodies of the state construction supervision, and also questions of issue of permissions for construction of objects of defense and the safety which are under authority of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «К отдельным вопросам правового регулирования строительной деятельности для обеспечения нужд МВД России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тронный ресурс]: Проект Закона Республики Беларусь / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.pravo.by/printaspx?gшd=3871&p0=201506Ш01 (Дата доступа: 10 декабря 2015 г.).

7 О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной

защиты в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июня 2008 г. № 354-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь 1 января 2015 г. № 232-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

УДК 347.454.3 ББК 67.404.2

К ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД МВД РОССИИ

ВИКТОРИЯ АНАТОЛЬЕВНА ГУРИНА,

соискатель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, старший инженер отделения планирования и жилищного строительства отдела планирования и развития капитального строительства Управления организации капитального строительства Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, старший лейтенант внутренней службы, Email: gurina. viktoriya@mail. ru Научная специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемы правового регулирования и правового обоснования функции государственного строительного надзора в системе МВД России; порядок осуществления государственного строительного надзора; вопросывыдачи разрешений на строительство объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России.

Ключевые слова: государственный строительный надзор, проверки органов государственного строительного надзора, строительство, реконструкция, безопасность и качество объектов строительства, государственная тайна, административный регламент, разрешение на строительство.

Annotation. The article is devoted to the problems of legal regulation and legal justification of function of the state construction supervision to system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, an order of carrying out checks by bodies of the state construction supervision, and also questions of issue of permissions for construction of objects of defense and the safety which are under authority of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: state building supervision, checks of bodies of the state construction supervision, building, reconstruction, security and quality of building, state secret, administrative regulations, construction permit.

Актуальность выбранной автором темы настоящей статьи обусловлена объективной необходимостью совершенствования гражданско-правового регулирования подрядных отношений с участием органов внутренних дел Российской Федерации. Строительные

работы с участием органов внутренних дел имеют ряд специфических особенностей. Это объясняется как инженерной уникальностью объектов строительства, режима их секретности и процедурами финансирования, так и общественной заинтересованностью госу-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дарства в части обеспечения его обороноспособности и безопасности.

В целях повышения мотивации эффективного исполнения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации своих должностных обязанностей, решения вопросов их материального обеспечения и стимулирования, в системе МВД России приняты меры по организации государственных заказов на выполнение строительных подрядных работ, обеспечивающих деятельность сотрудников органов внутренних дел, а также реализацию последними законодательно закрепленных прав на жилье.

Реализация указанных мер осуществляется в соответствии с приказом Министра внутренних дел РФ № 722 от 24 июня 2011 г., согласно которому в МВД России создан Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (далее - Департамент или ДТ МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции министерства по нормативно-правовому регулированию в области имущественных отношений, организации государственных закупок, строительства, реконструкции и капитального ремонта, строительного контроля и др.

Пунктами 11.22. и 11.23. Положения о Департаменте, утвержденного Приказом Министра Внутренних Дел РФ МВД России № 722 от 24 июня 2011 г., установлено, что Департамент осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика, в том числе по формированию и реализации государственного оборонного заказа по МВД России, а также организует размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства.

Указанные функции Департамента согласно Положению, утвержденному приказом ДТ МВД России от 22 сентября 2012 г. № 15, осуществляет Управление организации капитального строительства Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (далее - УОКС ДТ МВД России или Управление).

Управлением ежегодно в органах внутренних дел Российской Федерации размещаются заказы на заключение государственных контрактов на выполнение строительных подрядных работ. Так, согласно статистическим сведениям: в 2011 г. органами внутренних дел Российской Федерации по результатам торгов были заключены 487 государственных контрактов; в 2012 г. - 1409 государственных контрактов, из них 60 государственных контрактов, заключенных с единственным поставщиком; в 2013 г. - 265 государственных контрактов; в 2014 г. - 564 государственных контрактов на выполнение строительных подрядных работ.

Анализ действующих нормативных актов и правоприменительных документов показывает, что наряду

со многими проблемами, стоящими перед строительной отраслью в системе МВД России, одной из основных является повышение уровня качества строительства.

Особое значение решение этой проблемы приобретает в условиях острой нехватки в настоящее время инвестиций в строительстве, когда изыскиваемые с огромным трудом бюджетные финансовые средства в последующем используются на устранение брака и нарушений, допущенных в процессе строительства зданий и сооружений, а также на различного рода внеплановые ремонты в процессе эксплуатации объектов.

Полученные в процессе подготовки настоящей статьи автором сведения показывают, что только за период с 2013 по 2015 г. г. Управлением подано более 13 исковых заявлений в связи с нарушениями подрядными организациями условий государственных контрактов на сумму свыше 55 079 024, 46 руб., в том числе с исковыми требованиями об обязании устранить допущенные в ходе выполнения строительных работ дефекты и нарушения.

Снизить количество претензионных уведомлений и судебных споров, а иногда и избежать их, защитить жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации от недоброкачественной строительной продукции, а также снизить непроизводительные затраты, связанные с устранением брака в процессе строительства и эксплуатации объектов, по мнению автора, возможно посредством внедрения в систему МВД России особой формы регулирования качества и хода строительства - государственного строительного надзора, составляющими которого являются функции: по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации; по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Строительный надзор является одним из ключевых условий обеспечения качественного выполнения всех работ по возведению того или иного объекта, начиная от проектирования объекта и составления смет-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ной документации и заканчивается сдачей объекта в эксплуатацию.

То значение, которое имеет строительный надзор в строительной отрасли, трудно переоценить, учитывая значительный объем финансовых вложений, которых требует возведение любого строительного объекта.

В настоящее время функции государственного строительного надзора, в том числе на объектах обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора (например, по объектам МВД России, расположенным на территории г. Москвы указанную функцию выполняет Комитет государственного строительного надзора города Москвы).

Государственный строительный надзор включает в себя следующие административные процедуры: организацию и подготовку к проведению проверки; проведение и оформление результатов проверки; контроль за исполнением выданного предписания; проведение и оформление результатов итоговой проверки; выдачу заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Ни Градостроительный кодекс РФ, ни Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 не определяет виды проверок. Вместе с тем, Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что основанием проведения проверки, среди прочих, является требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением закона. Кроме того, Градостроительный кодекс РФ определяет порядок проведения выездной проверки. Порядок проведения проверок Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 мая 2010 г. № 370, определяет две формы проверок: документарную и выездную.

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. После устранения выявленных государственным строительным надзором нарушений лицо, осуществляющее строительство, направляет в орган государственного стро-

ительного надзора извещение об устранении выявленных нарушений. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Таким образом, получается, что в рамках федерального государственного строительного надзора не только осуществляются проверки, применяются соответствующие меры воздействия и проводятся соответствующий мониторинг, наблюдение, анализ, но и принимается решение о выдаче разрешительного на осуществление соответствующего вида деятельности документа, что не свойственно государственному надзору в том понимании, которое вкладывает в него Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [12].

Как известно, в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения права осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства застройщик должен получить разрешение на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

Для того чтобы получить разрешение на строительство объекта капитального строительства застройщик должен представить в соответствующие органы, в зависимости от их компетенции, заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагается пакет документов.

Так, по объектам МВД России, расположенным в г. Москве, уполномоченным органом на выдачу раз-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

решений на строительство является Комитет государственного строительного надзора г. Москвы.

Зачастую процедура выдачи разрешения на строительство занимает очень длительное время, что порой негативно сказывается при строительстве объектов обороны и безопасности МВД России. В связи с этим, по мнению автора, необходимо применить систему мер, направленных на совершенствование процедуры выдачи разрешения на строительство.

Необходимость совершенствования данной процедуры на общефедеральном уровне отражена в Плане «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» («дорожная карта»), утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации № 1336-р от 29 июля 2013 г., в котором в качестве контрольных показателей реализации «дорожной карты» определены позиция в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «Получение разрешения на строительство» и показатели эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти (Минстроя России) по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. В связи с этим, прогнозируемые итоги по показателям «количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство» с 2013 по 2018 г. сократится в 5 раз; по показателю «совокупное время прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство (дней)» с 2013 по 2018 г. сократится в 3 раза; объем затрат, необходимых для получения разрешения на строительство (процентов от дохода на душу населения) сократится на 1.2 процента.

Важность разрешения на строительство при строительстве объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, заключается не только в том, что оно подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям (например, градостроительному плану земельного участка), но и дает застройщику право вести строительство. Построенный (реконструированный) в соответствии с разрешением на строительство объект капитального строительства не может быть признан самовольной постройкой (ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации) если, конечно, соблюдены другие необходимые требования.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности выдачи бессрочного разрешения на строительство. Наоборот, закон говорит о выдаче разрешения на строительство на определенный срок (п. 19 ст. 51 ГК РФ). Поэтому, если застройщик не укладывается в этот срок (не успевает закончить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в срок, указанный в разрешении на строительство), у него возникает потребность продлить срок действия разрешения на строительство. Если же застройщик продолжает строительство (реконструкцию) за пределами срока действия разрешения на строительство, его действия

будут незаконными и он может быть привлечен как к административной (ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ), так и к гражданской (ст. 222 ГК РФ) ответственности [2].

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» № 1203 от 30 ноября 1995 г. (далее - Указ № 1203 от 30 ноября 1995 г. или Указ), на Министерство внутренних дел возложена обязанность по сохранности сведений: о планах строительства (совершенствования), развитии, численности, боевом составе, боевых возможностях, а также сведения, содержащие анализ военно-политической или оперативной обстановки (п. 9 Указа); сведений о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, о выборе, отводе земельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства для строительства или эксплуатации указанных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах по их созданию (п. 22 Указа); сведений, раскрывающих организацию или функционирование всех видов связи, радиолокационного, радиотехнического обеспечения войск (п. 27 Указа).

В настоящее время остается неурегулированным важный, по мнению автора, вопрос о включении в полномочия Министерства внутренних дел функции о выдаче разрешений на строительство.

В целях реализации вышеперечисленных задач предлагаются следующие мероприятия в части правового регулирования развития функции государственного строительного надзора в системе МВД России:

1) внести соответствующие изменения в п. 55 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», дополнив его п. 55.1 следующего содержания: «выдает разрешение на строительство объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции этих объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации». В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» разработать: а) Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России; б) Административный регламент предоставления Министерством внутренних дел Рос-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сийской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России;

2) создать соответствующие инспекции, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России (в том числе ГКВВ МВД России);

3) наделить соответствующих должностных лиц, осуществляющих строительный надзор в системе МВД России полномочиями по применению мер административного воздействия к лицам, допустившим нарушения технических регламентов, строительных норм и правил, проектной документации при строительстве объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России;

4) определить механизмы взаимодействия органов строительного надзора и органов, осуществляющих подготовку и экспертизу проектной документации, в случае выявления в ходе осуществления строительного надзора фактов нарушений обязательных требований технических регламентов, строительных норм и правил, иных нормативных правовых актов в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

Литература

1. Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

2. Кальгина А.А. Разрешительные документы на строительство. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2006. № 7, ст. 774; 2008, № 8, ст. 744; 2009, № 11, ст. 1304; 2011, № 7, ст. 979; № 18, ст. 2645.

4. Постановление Правительства РФ от 16 мая

2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // СЗ РФ, 2011. № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092.

5. Постановление Правительства РФ от 6 февраля

2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

6. Приказ МВД России № 722 от 24 июня 2011 г. «Об утверждении положения о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России».

7. Приказ МВД России от 17 октября 2013 г. № 850 «Об утверждении регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации».

8. Приказ ДТ МВД России от 22 сентября 2012 г. № 15 «Об утверждении положения об Управлении организации капитального строительства Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России».

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1336-р от 29 июля 2013 г. «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» («дорожная карта») [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс.

10. Сведения с портала Комитета государственного и строительного надзора города Москвы [Электронный ресурс] // URL:http://stroinadzor.mos.ru/ razresheniya_na_stroitelstvo/ (дата обращения: 6 ноября 2015 г.).

11. Статистические сведения, предоставленные Управлением организации капитального строительства Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.

12. ТихомироваЛ.А. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт опасных объектов и объектов капитального строительства: особенности правового регулирования и проблемы реализации [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Town-planning code of the Russian Federation: Federal law of 29.12.2004 № 190-FZ.

2. Kalgina A.A. Allowing documents for construction. Questions of the theory and practice [An electronic resource]//Access from legal ConsultantPlus system.

3. The resolution of the government of the Russian Federation of 01.02.2006 № 54 «About the state construction supervision in the Russian Federation» (The Russian Federation Code, 2006, № 7, Art. 774; 2008, № 8, Art. 744; 2009, № 11, Art. 1304; 2011, № 7, Art. 979; № 18, Art. 2645).

4. The resolution of the Government of the Russian Federation of 16.05.2011 № 373 «About development and the approval of administrative regulations of execution of the state functions and administrative regulations of providing the state services» (The Russian Federation Code, 2011, № 22, Art. 3169; № 35, Art. 5092).

5. The resolution of the Government of the Russian Federation of 06.02.2012 № 92 «About the federal

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

executive authority authorized on issue of construction licenses and permissions to commissioning of capital construction projects» [An electronic resource]//Access from legal ConsultantPlus system.

6. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 722 of 24.06.2011 «About the adoption of provision on Department on a material and medical support of the Ministry of Internal Affairs of Russia».

7. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 17.10.2013 № 850 «About the approval of regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation».

8. The order DT Ministry of Internal Affairs of Russia of 22.09.2012 № 15 «About the adoption of provision on Management of the organization of capital construction of Department for a material and medical support of the Ministry of Internal Affairs of Russia».

9. Order of the Government of the Russian Federation № 1336-r dated 29 July 2013 «Improvement of legal regulation of urban development activities and the improvement of the business climate in construction» («Roadmap») [electronic resource] // Access from sprav. legal system «Consultant.

10. Data from a portal of Committee of the state and construction supervision of the city of Moscow [An electronic resource] // URL:http://stroinadzor.mos. ru/razresheniya_na_stroitelstvo/ (date of the address: 06.11.2015).

11. The statistical information provided by Management of the organization of capital construction of Department for a material and medical support of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

12. Tikhomirova L.A. Construction, reconstruction and capital repairs of dangerous objects and capital construction projects: features of legal regulation and a problem of realization [An electronic resource]//Access from legal ConsultantPlus system.

13. The decree of the President of the Russian Federation of 01.03.2011 № 248 «Questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» [An electronic resource]//Access from legal ConsultantPlus system.

14. The decree of the President of the Russian Federation from 30.11.1995g. № 1203 «About the approval of the list of the data referred to the state secret» [An electronic resource]//Access from legal ConsultantPlus system.

УДК 34 ББК 67

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА ЩЕРБАЧЕВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя Научная специальность 12.00.03 - гражданское право, предпринимательское право,

семейное право, международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что наибольшую активность в настоящее время имеют обсуждения по поводу свободных и открытых компьютерных программ, в связи с принятием изменений в ГК РФ, вступивших в силу в конце 2014 г.

Автор также отмечает, что если программа управляет промышленным процессом и обеспечивает серию управляющих операций, то существо такого технического решения подлежит патентованию.

Ключевые слова: цифровые технологии; компьютерные программы; интеллектуальные ресурсы; интеллектуальная собственность; правообладатель; патентные права.

Annotation. Analysis of the legislation suggests that the most activity currently have a discussion about free and open source software in connection with the adoption of the changes to the CIVIL CODE, which entered into force at the end of the year 2014.

The author also notes that If the program manages industrialswitching process and provides a series of managingexisting operations, a creature of such technical solutions shall be patentable .

Keywords: digital technologies; computer programs; intellectual resources; intellectual property; the rightholder; patent rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.