ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ К ЛИЦАМ, ОТБЫВАЮЩИМ ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ КЕРНАДЖУК Игорь Васильевич,
кандидат юридическиих наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического института МВД России. E-mail: [email protected];
САМОЙЛЮК Наталья Владимировна,
кандидат юридическиих наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического института МВД России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В данной статье рассматривается проблемы применения условно-досрочного освобождения к ли-
цам, отбывающим пожизненное лишение свободы. Проводится анализ уголовно-правового понятия условно-досрочного освобождения осужденных отбывающих лишение свободы на определенный срок и осужденных отбывающих пожизненное лишение свободы. Осуществляется анализ определения критериев достижения целей наказания. Подвергаются рассмотрению основания для применения условно-досрочного освобождения к лицам, отбывающим наказания в виде пожизненного лишения свободы. Подвергается разбору срок отбытой части наказания для применения условно-досрочного освобождения к лицам, отбывающим наказание по совокупности приговоров и к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы. Рассматриваются законодательные основания и ограничения, налагаемые на осужденных отбывающих пожизненное лишение свободы для подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении. Предлагаются меры по социальной адаптации при применении условно-досрочного освобождения к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы.
Abstract: This article deals with the problems of application of parole to persons serving life imprisonment. The analysis of the criminal law
concept of parole of convicted persons serving a term of imprisonment and convicted persons serving life imprisonment is carried out. The analysis of definition of criteria of achievement of the purposes of punishment is carried out. The grounds for the application of parole to persons serving life sentences are under consideration. s reviewed time unserved part of the sentence to apply for parole for persons serving sentences for multiple convictions and of persons serving life imprisonment. The article deals with the legal grounds and restrictions imposed on convicted persons serving life imprisonment to apply for parole. Measures for social adaptation in the application of parole to persons serving life imprisonment are proposed.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, осужденные, пожизненное лишение свободы, условия отбывания наказания, срок неотбытой части наказания, контроль, исправление лица.
Keywords: parole, convicts, life imprisonment, conditions of serving the sentence, the term of the unserved part of the sentence, control, correction of the person.
Вопросы применения условно-досрочного освобож-
свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы» [2, С. 46.]. Такая законодательная формулировка оснований применения условно-досрочного освобождения вызывает множество вопросов.
дения вызывают немало споров среди ученых, а так же и среди сотрудников практических органов. Это обусловлено тем, что данный вопрос не нашел своего полного закрепления на законодательном уровне. Одной из нерешенных проблем правового регулирования условно-досрочного освобождения до сих пор остается его применение к осужденным, отбывающим наказание в виде пожизненного лишения свободы.
для применения условно-досрочного освобождения при пожизненном лишении свободы выступает факт признания судом того, что оно (лицо) не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания. Данное положение противоречит ч. 1 ст. 79 УК РФ регламентирующей общий порядок применения условно-досрочного освобождения. Согласно ей лицо «подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбытии назначенного наказания» [2, С. 45.]. Основное условие для применения условно-досрочного освобождения заключается в исправлении осужденного.
В соответствии с ч. 5 ст. 79 УК РФ одним из оснований
Условно-досрочное освобождение в равной мере по-
зволяет учитывать интересы, как общества, так и преступника. Сущностью условно-досрочного освобождения выступает исправление лица до окончания назначенного срока наказания, когда содержание его в исправительном учреждении теряет свой смысл в связи с тем, что цели уголовного наказания достигнуты, и осужденный может быть возвращен в общество. Целями уголовного наказания в виде лишения свободы являются исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений осужденными. Не смотря на то, что законодатель не устанавливает критериев определяющих исправление лица, из смысла ч. 1 ст. 9 УИК РФ можно сделать вывод, что под исправлением понимается такое поведение лица в период отбывания наказания, которое дает возможность прогнозировать, что освобожденное лицо не совершит больше преступление, оно способно соблюдать установленные нормы, правила и традиции человеческого общежития.
дано в ч. 1 ст. 9 УИК РФ, где указано, что «исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения, к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».
казания выступает в первую очередь убежденность суда в том, что лицо исправилось, на основании чего суд должен прийти к выводу, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании назначенного наказания. Данная убежденность суда формирует-
Законодательное определение понятия исправления
Основанием условно-досрочного освобождения от на-
Основания для применения условно-досрочного ос-
вобождения при пожизненном лишении свободы установлены в ч. 5 ст. 79 УК РФ «лицо, отбывающее пожизненное лишение
ся, на основе всестороннего изучения данных осужденного.
Изучение личности осужденного, претендующего на условно-досрочное освобождение, происходит непосредственно в зале суда, по материалам, представленным администрацией исправительного учреждения. К таковым относится: поведение осужденного за весь период отбывания наказания, а не только за период, предшествующий освобождению; его отношение к совершенному преступлению; наличие поощрений и взысканий в личном деле осужденного; его отношение к общественно полезному и профессиональному труду; наличие у лица профессий и имеющихся по ним навыков; нравственного развития, а также психофизиологических особенностей личности т.д. Эти данные формируется с учетом всего срока отбывания наказания, где большое значение имеет сама продолжительность срока отбываемого наказания осужденным.
Таким образом, формулировка ч. 5 ст. 79 УК РФ, регламентирующая применение условно-досрочного освобождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы позволяет предположить, что признание лица исправившимся не является обязательным. Главное, лицо должно быть признано, не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания. Из данного основания следует, что лицо может быть освобождено от отбывания наказания не только в соответствии со ст. 79 УК РФ, но и в связи с тяжелой болезнью, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания ( ч. 2 ст. 81 УК РФ). К лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы, также могут быть применены акты амнистии и помилования (ст. 84, 85 УК РФ).
Еще одним основанием для применения условно-досрочного освобождения, предусмотренного ч. 1 ст. 79 УК РФ является возмещение вреда причиненного преступлением, в размере определенном решением суда. Для применения условно-досрочного освобождения к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы, такое условие как возмещение ущерба или иным образом заглаживание вреда, причиненного преступлением потерпевшему, в ч. 5 ст.79 УК РФ не предусматривается, не смотря на то, что данное условие является важной субъективной характеристикой лица, в отношении которого применяется условно-досрочное освобождение.
Вызывает много вопросов и такое основание как срок отбытого наказания. Для применения условно-досрочного освобождения к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы законодатель устанавливает в ч. 5 ст. 79 УК РФ фактический отбытый срок не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Таким образом, законодатель устанавливает, что лицо как факт реально отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Величину фактически отбытой части наказания законодатель, по всей видимости, связывает с тяжестью совершенного преступления и общественной опасностью личности.
Ч. 3 ст. 79 УК РФ устанавливает сроки фактического от-
бытия наказания для применения условно-досрочного освобождения. Однако в указанной статье не решен вопрос, какую часть срока должен отбыть осужденный, если ему назначено наказание по совокупности преступлений или по совокупности приговоров.
По нашему мнению установление двадцати пяти летнего срока наказания, является не совсем обоснованным, так как при пожизненном лишении свободы лицо может быть освобождено ранее, чем лицо отбывающее наказание по совокупности преступлений или приговоров. Если лицу назначено наказание по совокупности преступлений или по совокупности приговоров, и к нему не было применено условно-досрочное освобождение, то его срок будет гораздо длительнее, чем срок лица, которому назначено пожизненное лишение свободы и к которому применено условно-досрочное освобождение.
Если к осужденному, отбывающему назначенное наказание по совокупности приговоров применяется условно-досрочное освобождение, то в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 79 УК РФ, лицо, должно отбыть не менее трех четвертей назначенного срока наказания, тогда если ему назначено наказание более 33 лет и 6 месяцев, то срок его пребывания в местах лишения свободы будет более 25 лет. Кроме того, применение условно-досрочного освобождения по п. «д» ч. 3 ст. 79 УК РФ, то при назначении наказания на срок свыше 31 года, срок пребывания в исправительном учреждении также будет более 25 лет.
Согласно ч. 3 ст. 127 УИК РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются в строгие условия отбывания наказания. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания, при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
По отбытии не менее 10 лет в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду. Для подачи ходатайства о применении условно-досрочного освобождения, в облегченных условиях отбывания наказания осужденный должен отбыть еще не менее пяти лет. Такой перевод осужденных к пожизненному лишению свободы из одних условий содержания в другие свидетельствует об их исправлении. Однако, чтобы получить возможность ходатайствовать об условно-досрочном освобождении, лицо не должно находиться на облегченных условиях содержания, что свидетельствовало бы о его исправлении.
Согласно ч. 5 ст. 79 УК РФ для применения условно-досрочного освобождения к осужденному, отбывающему пожизненное лишение свободы, оно не обязательно должно находиться в облегченных условиях отбывания наказания, оно может находиться, как в обычных, так и в строгих.
Основными законодательными ограничениями для применения условно-досрочного освобождения к лицам отбывающим пожизненное лишение свободы является совершение в период отбывания наказания, нового тяжкого или особо тяжкого преступления, а также, совершение злостных нарушений порядка отбывания наказания за последние три года.
Таким образом, законодатель ограничивает применение условно-досрочного освобождения к лицам, совершившим в период отбытия наказания тяжкое или особо тяжкое преступление. Поскольку лицо не поддается исправлению и продолжает представлять опасность для общества. Назначить наказание за совершенное преступление по совокупности приговоров при отбывании пожизненного лишения свободы на срок больше срока жизни невозможно. Однако, согласно букве закона применение условно-досрочного освобождения к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы, возможно, если лицо совершило преступление небольшой и средней тяжести, их совершение законодатель просто не учитывает при применении условно-досрочного освобождения, хотя более логичным было бы продление срока отбытого наказания для подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении на срок равный назначенному наказанию за совершенное преступление небольшой или средней тяжести.
Совершение преступлений небольшой и средней тяжести лицами, отбывающими пожизненное лишение свободы в соответствии со ст. 116 УИК РФ, так же не относится к злостному нарушению порядка отбывания наказания в виде лишения свободы. Таким образом, совершение лицом, осужденным к пожизненному лишению свободы, в период отбывания наказания преступления небольшой или средней тяжести остается без правового реагирования, что непременно негативно сказывается на процессе исправления лица.
Несмотря на то, что понятие злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденным к лишению свободы дается в ч.1, 2, 3, ст. 116 УИК РФ, согласно ст. 116 УИК РФ, лицо совершившее в период отбывания наказания злостное нарушение порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, либо совершившее нарушение установленного порядка отбывания наказания дважды в течении одного года признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Закон не дает прямого указания, через какое время и при каких условиях лицо перестает быть злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Данный вопрос от части регулируется ст. 120, 122, 124, 130 УИК РФ. Однако остается не понятным, с момента перевода осужденного в более мягкие условия содержания, или с момента отбытия установленного срока для перевода в более мягкие условия отбывания наказания, лицо перестает быть злостным нарушителем.
Применение условно-досрочного освобождения к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы и освобож-
дение их из облегченных, обычных, строгих условий отбывания наказания на наш взгляд не целесообразно.
Во-первых, на таких лицах сказывается длительный срок лишение свободы.
Во-вторых, длительное пребывание среди лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, где совершенные преступления обладают повышенной общественной опасностью, не оказывает особого положительного влияния.
В-третьих, для исследуемой категории лиц характерна частичная утеря социально-полезных навыков проживания в обществе.
В-четвертых, им необходимо время для адаптации под постоянным тщательным контролем специализированного органа.
Для осужденных к пожизненному лишению свободы, необходимо постепенное изменение условий содержания, которые бы предусматривали возможность их социальной адаптации. На наш взгляд, было бы более логично предусмотреть перевод осужденных к пожизненному лишению свободы по отбытию трех лет в облегченных условиях содержания в колонии особого режима в колонию поселение (для лиц отбывающих пожизненное лишение свободы), где они могли бы отбывать оставшиеся два года и проходить постепенную социальную адаптацию, под контролем администрации колонии поселения. Так же необходимо предусмотреть, что осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение по отбытии не менее полутора лет. Предусмотреть для данной категории осужденных обязанность являться для регистрации в колонию-поселение ежедневно либо данная явка может быть сокращена, но не может быть менее десяти раз в месяц. Периодичность регистрации должна устанавливаться постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения и подвергаться обыску.
По отбытии установленного срока наказания администрация исправительного учреждения должна ходатайствовать перед судом о замене неотбытой части наказания на ограничение свободы на срок от одного года до двух лет. Данная процедура позволит продолжить контроль за осужденным к пожизненному лишению свободы.
Нерешенной проблемой в правовом регулировании условно-досрочного освобождения остается вопрос о длительности срока неотбытой части наказания при применении условно-досрочного освобождения к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы. С учетом тяжести совершенных преступлений и
общественной опасности осужденных к пожизненному лишению свободы. В соответствии с законом они должны до конца своей жизни находиться под контролем. Однако в законе нет прямого указания на это. Поддерживаем точку зрения А.С. Михлина о том, что недопустимо считать всю оставшуюся жизнь условно-досрочно освобожденного неотбытой частью наказания[2, С. 21.].
Так как пожизненное лишение свободы предусматривается только за совершение особо тяжких преступлений, то длительность условно-досрочного освобождения осужденным, которым назначено пожизненное лишение свободы, должна быть равной срокам давности за совершение особо тяжкого преступления. Именно через сроки давности совершенного преступления, должна определяться длительность неотбытой части срока наказания, что позволит проверить обоснованность условно-досрочного освобождения. Если в течение этого срока лицо совершит новое неосторожное преступление или будет совершать систематические нарушения общественного порядка, за что подвергнется административным взысканиям, вопрос об отмене или сохранении условно-досрочного освобождения будет решаться судом. Если условно-досрочно освобожденный совершит новое умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление, то он будет возвращен для отбывания пожизненного заключения. При этом повторное условно-досрочное освобождение возможно по истечении 25 лет.
Рассматривая условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, нельзя не затронуть вопрос о порядке погашения судимости. Так как пожизненное лишение свободы назначается только за совершение особо тяжких преступлений то и сроки погашения судимости должны применяться такие же, как предусмотрены в п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ для особо тяжких преступлений. На них так же должно распространяется право снятия судимости по ходатайству. Так как, в ч. 5 ст. 86 УК РФ не установлен минимальный срок для подачи ходатайства о снятии судимости, то данную часть необходимо дополнить п. «а» следующего содержания: «Осужденные, отбывавшие пожизненное лишение свободы к которым было применено условно-досрочное освобождение имеют право подать ходатайство о снятии судимости по прошествии не менее пяти лет с момента отбытия наказания».
Снятие судимости для этой категории осужденных также возможно в силу применения акта амнистии или акта помилования.
Согласно ч. 6 ст. 79 УК РФ, контроль за поведением
Библиография:
1. Михлин А.С. Досрочное освобождение осужденных к смертной казни,
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2019
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О г 2016. № 27 (часть II). Ст. 4238.
лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания лишения свободы осуществляется уполномоченным специализированным государственным органом. Однако применительно к освобожденным условно-досрочно из места лишения свободы ни в УК РФ, ни в УИК РФ такой орган не определен.
Осуществление контроля за условно-досрочно освобожденными, согласно Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [См.: 3, С. 437.] в ст. 12, устанавливающей обязанности полиции, в п. 26 сотрудникам полиции вменяется такая обязанность, как «осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений». Данный закон не определяет, при каком виде освобождения от отбывания наказания органы полиции должны осуществлять контроль, а так же вид этого контроля, его содержание, размер. На наш взгляд, данный контроль должен осуществляться в тесном взаимодействии с уголовно-исполнительными инспекциями и носить вспомогательный характер.
Основным специализированным органом, осуществляющим контроль за условно-досрочно освобожденными из исправительных учреждений, должны быть уголовно-исполнительные инспекции. Они являются учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, которые и должны исполнять наказание в полном объеме. При условно-досрочном освобождении у лица еще остается неотбытый срок наказания, это тот период времени когда условно-досрочно освобожденный может быть возвращен в исправительное учреждение, что создает предпосылки для координации работы между учреждениями и органами Федеральной службы исполнения наказаний, а так же более широкие возможности для реализации такой функции как ресоциализации условно-досрочно освобожденных, все это должно осуществляться в пределах одной системы. Необходимо также в пределах уголовно-исполнительных инспекций и создание специализированного подразделения, которое будет осуществлять контроль и надзор за лицами, условно-досрочно освобожденными от пожизненного лишения свободы.
Отсутствие в законе указаний на орган, осуществляющий контроль за соблюдением условно-досрочно освобожденным, возложенных на него судом обязанностей, является фактором, влияющим на снижение эффективности применения условно-досрочного освобождения, особенно в период не отбытой части наказания, да и в целом.
помилованных Президентом // Российская юстиция. 2016. № 5.
олиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900;