Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ / ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зонова А.В., Холкин А.В.

Целью данного исследования является на основе изучения документов в области регулирования бухгалтерского учета в РФ выявить проблемы применения данных нормативных актов в практической деятельности учетных служб и учетных работников экономического субъекта, обязанного в соответствии с законодательством РФ вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Достижение данной цели осуществлялось с использованием следующих методов: анализ и синтез, дедукция и индукция, многомерное сравнение, догматический метод, сравнительно-правовой метод, табличный метод. В качестве материалов исследования использованы труды различных российских авторов, а также нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет в РФ. Оригинальность и научная новизна исследования заключается в выявлении проблем применения федеральных стандартов бухгалтерского учета на основе их сопоставления с другими документами в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. В результате исследования выявлены проблемы применения нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, обусловленные несоответствием стандартов, как федеральному законодательству, так и наличием внутренних и внешних противоречий нормативных актов. Установлены лакуны в нормативном регулировании бухгалтерского учета в Российской Федерации. Дальнейшее исследование данной научной проблемы должно быть направлено на разработку комплекса мер, способных устранить выявленные противоречия как на уровне органа власти, регулирующего бухгалтерский учет, так и на уровне экономического субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLICATION OF REGULATORY ACTS REGULATING ACCOUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of this article is based on the study of documents in the field of accounting regulation in the Russian Federation to identify the problems of applying these regulations in the practical activities of accounting services and accounting employees of an economic entity obliged in accordance with the legislation of the Russian Federation to keep accounting records, prepare and submit accounting (financial) statements. The achievement of this goal was been carried out using the following methods: analysis and synthesis, deduction and induction, multidimensional comparison, dogmatic method, comparative legal method, tabular method. The research materials used are the works of various Russian authors, as well as regulatory acts regulating accounting in the Russian Federation. The originality and scientific novelty of the study is to identify the problems of applying federal accounting standards based on their comparison with other documents in the field of accounting regulation in the Russian Federation. As a result of the study, the problems of the application of regulations governing accounting are identified, due to the inconsistency of standards, both with federal legislation, and the presence of internal and external contradictions of regulations. Gaps in the regulatory regulation of accounting in the Russian Federation have established. Further research of this scientific problem should been aimed at developing a set of measures that can eliminate the identified contradictions both at the level of the authority regulating accounting and at the level of an economic entity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5. Интернет-ресурс: URL: https://vmeste-rf.tv/news/glava-osk-rasskazal-skolko-rossiya-teryaet-iz-za-frakhtovki-sudov-pod-flagom-chuzhikh-stran/.

6. Интернет-ресурс: URL: https://www.youtubexom/wateh?v=rrgZCwjBYcL References:

1. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035 (approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated 05.03.2020 No. 164) URL.: https://base .garant.ru/73706526/.

2. Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035 (approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated 26.10.2020 No. 645) URL.: https://base .garant.ru/74810556/.

3. Arkharova E. I., Prokofieva T. A., Sergeev V. I. Problems of development of the international transport corridor "Northern Sea Route". — URL: http://www.lscm.ru/index.php/ru/avtoram/item/1079.

4. Posekovskaya Yu.L. Marine fleet of domestic companies. — URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1689/90465/.

5. Internet resource: URL: https://vmeste-rf.tv/news/glava-osk-rasskazal-skolko-rossiya-teryaet-iz-za-frakhtovki-sudov-pod-flagom-chuzhikh-stran/.

6. Internet resource: URL: https://www.youtube.com/watch?v=rrgZCwjBYcI.

EDN: KBPDTS

А.В. Зонова- д.э.н., профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Вятский государственный университет, Киров, Россия,

A.V. Zonova- doctor of economics, professor, professor of the department of accounting, analysis and audit, Vyatka state university, Kirov, Russia;

А.В. Холкин- к.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Вятский государственный университет, Киров, Россия,

A.V. Kholkin- candidate of economics, associate professor, associate professor of the department of accounting, analysis and audit, Vyatka state university, Kirov, Russia.

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ PROBLEMS OF APPLICATION OF REGULATORY ACTS REGULATING ACCOUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Целью данного исследования является на основе изучения документов в области регулирования бухгалтерского учета в РФ выявить проблемы применения данных нормативных актов в практической деятельности учетных служб и учетных работников экономического субъекта, обязанного в соответствии с законодательством РФ вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Достижение данной цели осуществлялось с использованием следующих методов: анализ и синтез, дедукция и индукция, многомерное сравнение, догматический метод, сравнительно-правовой метод, табличный метод. В качестве материалов исследования использованы труды различных российских авторов, а также нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет в РФ. Оригинальность и научная новизна исследования заключается в выявлении проблем применения федеральных стандартов бухгалтерского учета на основе их сопоставления с другими документами в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. В результате исследования выявлены проблемы применения нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, обусловленные несоответствием стандартов, как федеральному законодательству, так и наличием внутренних и внешних противоречий нормативных актов. Установлены лакуны в нормативном регулировании бухгалтерского учета в Российской Федерации. Дальнейшее исследование данной научной проблемы должно быть направлено на разработку комплекса мер, способных устранить выявленные противоречия как на уровне органа власти, регулирующего бухгалтерский учет, так и на уровне экономического субъекта.

Abstract. The purpose of this article is based on the study of documents in the field of accounting regulation in the Russian Federation to identify the problems of applying these regulations in the practical activities of accounting services and accounting employees of an economic entity obliged in accordance with the legislation of the Russian Federation to keep accounting records, prepare and submit accounting (financial) statements. The achievement of this goal was been carried out using the following methods: analysis and synthesis, deduction and induction, multidimensional comparison, dogmatic method, comparative legal method, tabular method. The research materials used are the works of various Russian authors, as well as regulatory acts regulating accounting in the Russian Federation. The originality and scientific novelty of the study is to identify the problems of applying federal accounting standards based on their comparison with other documents in the field of accounting regulation in the Russian Federation. As a result of the study, the problems of the application of regulations governing accounting are identified, due to the inconsistency of standards, both with federal legislation, and the presence of internal and external contradictions of regulations. Gaps in the regulatory regulation of accounting in the Russian Federation have established. Further research of this scientific problem should been aimed at developing a set of measures that can eliminate the identified contradictions both at the level of the authority regulating accounting and at the level of an economic entity.

Ключевые слова: федеральные стандарты бухгалтерского учета, документы в области регулирования бухгалтерского учета, положения по бухгалтерскому учету, проблемы практического применения.

Keywords: federal accounting standards, documents in the field of accounting regulation, accounting regulations, problems of practical application.

Введение

Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется путем постепенной замены нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, новыми, которые в соответствии с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[2] именуются федеральными стандартами бухгалтерского учета. При этом, продолжают действовать и нормативные акты, изданные до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, и, исходя из логики, вновь вводимые нормативные акты не должны противоречить ранее действующим актам, регулирующих учет связанных объектов, а также осуществление взаимосвязанных процедур. Но новые нормативные акты - федеральные стандарты бухгалтерского учета входят в противоречие не только с теми актами, которые они заменяют, но и с теми актами, которые продолжают действовать. Наличие таких противоречий приводит к невозможности соблюдения всех требований нормативных актов, что приводит к недостоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу несоблюдения пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)(утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н) [11]. А это является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.11 КоАП РФ [1]. Другой стороной данной проблемы является возникающий правовой нигилизм применения учетных стандартов учетными работниками, что также не способствует формированию достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Помимо этого, нормативным регулированием должны быть охвачены все объекты, предусмотренные законодательством о бухгалтерском учете, однако в отношении всех без исключения объектов акты нормативного регулирования не изданы. Это также является одной из проблем применения нормативных актов. Поэтому тема исследования является актуальной.

Целью данного исследования является на основе изучения документов в области регулирования бухгалтерского учета в РФ выявить проблемы применения данных нормативных актов в практической деятельности учетных служб и учетных работников экономического субъекта, обязанного в соответствии с законодательством РФ вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Достижение данной цели осуществляется путем решения следующих задач:

1) сопоставление федеральных учетных стандартов и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, изданных до 2013 года;

2) сравнение федеральных стандартов бухгалтерского учета и иных нормативных актов;

3) проведение анализа полноты регулирования бухгалтерского учета в части объектов регулирования.

Объектом исследования являются документы в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Предметом исследования являются проблемы применения документов в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Научная новизна проведенного исследования заключается в выявлении проблем применения документов в области регулирования бухгалтерского учета на основе их сопоставления с другими документами в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Научная значимость исследования заключается в выявлении и описании проблем применения нормативных актов, как основы разработки мер по развитию документов в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные проблемы применения нормативных актов необходимы для разработки взвешенных и объективных профессиональных суждений бухгалтера, а также выявить возможные причины несоблюдения отдельных положений нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет.

Материалы и методы

Для достижения цели были использованы следующие методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, многомерное сравнение, догматический метод, сравнительно-правовой метод, табличный метод.

Материалами для исследования послужили нормативные акты - документы в области регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основу материалов исследования составил Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В частности, были исследованы следующие федеральные учетные стандарты:

- ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утвержден Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н) [3];

- ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (утверждены Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н) [4];

- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утвержден Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н) [5];

- ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (утвержден Приказом Минфина России от 16.04.2021 № 62н) [6].

ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (утвержден Приказом Минфина России от 30.05.2022 № 86н) [7] в данном исследовании анализу не подвергался, поскольку до 1 января 2024 года применение данного нормативного акта не является обязательным. По этой же причине ФСБУ 26/2020 изучено в действующей редакции, а также ПБУ 17/02 рассматривается как действующее.

Сопоставление вышеуказанных федеральных стандартов бухгалтерского учета проводилось и с принятыми до 1 января 2013 года нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, а именно:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н)[8] (далее по тексту - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положение);

2. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. МФ РФ 30.12.1993 № 160) [9];

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)[10] (далее по тексту - ПБУ 1/2008);

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н)[11] (далее по тексту - ПБУ 4/99);

5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н)[12] (далее по тексту - ПБУ 9/99);

6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н)[13] (далее по тексту - ПБУ 10/99);

7. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н)[14] (далее по тексту - ПБУ 8/2010);

8. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утверждено Приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н)[15] (далее по тексту - ПБУ 16/02);

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (утверждено Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н) [16] (далее по тексту - ПБУ 2/2008);

10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н)[17] (далее по тексту - План счетов);

В части иных документов, регулирующих бухгалтерский учет, было проведено сравнение федеральных стандартов бухгалтерского учета и Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5) [18].

Помимо этого, в ходе исследования были изучены публикации таких авторов, как: Дружилов-ская Т. Ю. [19], Дружиловская Э. С. [20,21],Тхаркахова И.Г., Ордынская М. Е., Понокова Д. И. [22,23], Куликова И. В. [24], Зубов Д. А., Пласкова Н. С. [25], Сотникова Л. В. [26], Левченко Н. Е., Путырская Я. В. [27], Алексеева Г. И. [28].

Результатом изучения научных трудов вышеупомянутых авторов стал вывод о том, что учетные стандарты исследуются ими изолированно, вне их связи с другими документами в области регулирования бухгалтерского учета в РФ. Авторы, в основном, сосредоточены на анализе изменений, путем сопоставления новых стандартов регулирующих учет конкретного объекта, с ранее действующими. При этом не стандарты не исследуются в их комплексной связи с иными стандартами и положениями. Также ими не ставится целью исследований выявление противоречий в системе нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет. Возможно, авторы полагают, что проблема при осуществлении новаций в бухгалтерском учете - это отсутствие полной преемственности новин и ранее действовавших актов. Все это в совокупности свидетельствует о недостаточной степени разработанности исследуемой проблемы противоречий, что, в совокупности, определяет актуальность, новизну, научную и практическую значимость данного исследования.

Результаты

Решение поставленных задач привело к следующим результатам.

Во-первых, сопоставление федеральных учетных стандартов и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, изданных до 2013 года позволило выявить противоречия между данными группами документов в области регулирования бухгалтерского учета. Выявленные противоречия обобщенно приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Противоречия между нормативными актами и ФСБУ

Нормативный акт, изданный до 2013 года Противоречащие ему ФСБУ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации ФСБУ 5/2019

ФСБУ 6/2020

ФСБУ 25/2018

ФСБУ 26/2020

ФСБУ 27/2021

План счетов ФСБУ 5/2019

ФСБУ 6/2020

ФСБУ 25/2018

ФСБУ 26/2020

Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. МФ РФ 30.12.1993 № 160) ФСБУ 6/2020

ФСБУ 26/2020

ФСБУ 5/2019

ПБУ 1/2008 ФСБУ 27/2021

ПБУ 4/99 ФСБУ 27/2021

ПБУ 9/99 ФСБУ 25/2018

ФСБУ 6/2020

ФСБУ 5/2019

ПБУ 10/99 ФСБУ 25/2018

ФСБУ 6/2020

ФСБУ 5/2019

ПБУ 8/2010 ФСБУ 6/2020

ПБУ 16/02 ФСБУ 6/2020

ПБУ 2/2008 ФСБУ 5/2019

Источник: составлено авторами

Как видно из приведенной таблицы 1, практически все федеральные стандарты бухгалтерского учета противоречат ранее изданным нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет.

Во-вторых, проведенное сравнение федеральных стандартов и иных нормативных актов, в частности, Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5) выявило противоречие указанного акта и ФСБУ 5/2019.

В-третьих, анализ полноты регулирования бухгалтерского учета выявил, что по ряду объектов регулирования, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ регулирование отсутствует, либо является не полным. Результаты такого анализа приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты анализа полноты регулирования

Предмет регулирования Нормативный акт

1 2

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете, а именно:

- факты хозяйственной жизни; Стандарт отсутствует. Само понятие фактов хозяйственной жизни приведено в статье 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ

- активы; Понятие активов и их признаки не установлены. Определены только квалифицирующие признаки (свойства) и условия и порядок признания отдельных активов, а именно: - основные средства (включая инвестиционную недвижимость) - ФСБУ 6/2020 - капитальные вложения - ФСБУ 26/2020 - нематериальные активы - ПБУ 14/2007 - расходы на НИОКТР - ПБУ 17/02 - финансовые вложения - ПБУ 19/02 - запасы - ФСБУ 5/2019 - дебиторская задолженность - пункты 73-77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

- обязательства; Понятие обязательств и их признаки не установлены. - кредиторская задолженность - пункты 73-78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

- источники финансирования деятельности; Понятие источники финансирования деятельности и их признаки нормативными актами не определены. В части прибыли - пункты 79-83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В части капитала и резервов - 66-70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

- доходы; ПБУ 9/99

- расходы; ПБУ 10/99

- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами. ФСБУ 25/2018

Продолжение таблицы

1 2

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; Отражены в ФСБУ и ПБУ, регламентирующих порядок учета отдельных активов и обязательств.

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета; ПБУ 3/2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) требования к учетной политике, в том числе:

- к определению условий ее изменения ПБУ 1/2008, пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

- инвентаризации активов и обязательств Пункты 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

- документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021. Однако, несмотря на то, что пункт 1 ФСБУ 27/2021 указывает на то, что данный стандарт устанавливает требования к документообороту, тогда как в пункте 29 ФСБУ 27/2021 установлены требования не к документообороту, а к организации документооборота

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения; План счетов

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств; ПБУ 4/99 Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» ПБУ 23/2011

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период; ПБУ 4/99

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; Приказ Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; Действующими федеральными стандартами и ПБУ данный вопрос не урегулирован.

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» Различные ПБУ и ФСБУ

Источник: составлено авторами

Объект регулирования в таблице 2 принят из статьи 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Как следует из приведенной таблицы 2, не все объекты, предписанные к регулированию законодательством, охвачены нормативными актами, либо они регулируются актами, изданными до 2013 года.

В силу этого, возникает необходимость разработки комплекса мер, направленных как на устранение выявленных противоречий, так и ликвидацию выявленных лакун в регулировании объектов. Разработка данных мер должна стать приоритетной задачей развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Обсуждение

К сожалению, ограничение по объему статьи делает невозможным указание всех выявленных противоречий, поэтому, авторы в данном исследовании ограничиваются указанием на наиболее значимые, по их мнению, противоречия, наличие которых может привести к возникновению проблем, связанных с составлением и представлением достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В части противоречий ФСБУ и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, изданными до 2013 года, авторами отмечаются следующие значимые противоречия.

Установлено, что все ФСБУ противоречат Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Так, ФСБУ 5/2019 противоречит вышеуказанному Положению в части понятия незавершенного производства, что было выявлено при сопоставлении пункта 63 Положения и пункта 3 ФСБУ 5/2019, а именно: ФСБУ 5/2019 включает в состав незавершенного производства работы и услуги до момента признания выручки, а также ФСБУ предусмотрено обособление полуфабрикатов собственного производства, тогда как Положение аналогичных норм не содержит.

ФСБУ 6/2020 противоречит Положению, на пример, в части способов начисления амортизации основных средств. Так, пункт 48 Положения предусматривает применение такого способа как способа списания по сумме чисел лет срока полезного использования, тогда как пунктами 35 и 36 ФСБУ 6/2020 применение такого способа не предусмотрено.

ФСБУ 25/2018 и Положение противоречат друг другу, поскольку в Положении не упоминаются такие объекты, как право пользования и инвестиция в аренду, учет которых регламентируется ФСБУ 25/2018.

ФСБУ 26/2020 и Положение расходятся, в частности, в признании в составе капитальных вложений затрат на подготовку кадров. Пункт 41 Положения предусматривает включение в состав капитальных вложений данных затрат. тогда как следует из пункта 16 ФСБУ 26/2020 данные расходы в состав капитальных вложений включать запрещено.

Большое количество противоречий выявлено при сравнении Положения и ФСБУ 27/2021, наиболее значимым из которых, по мнению авторов, является различие в роли главного бухгалтера в процессе документирования фактов хозяйственной жизни. А именно установлено, что в ФСБУ 27/2021 отсутствуют: как указание на обязательное наличие подписи главного бухгалтера на документах по фактам хозяйственной жизни, совершаемых с денежными средствами, так и регламентация действий учетного персонала при получении документов без подписи главного бухгалтера. А также не регламентируются в ФСБУ 27/2021 действия при исполнении документов, по которым возникли разногласия между руководителем и главным бухгалтером.

Так же большое количество противоречий выявлено при сопоставлении Плана счетов, а точнее, Инструкции по его применению и ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 26/2020. В качестве примеров расхождений авторы считают целесообразным привести следующие разногласия.

Противоречия между Планом счетов и ФСБУ 5/2019 могут быть проиллюстрированы примером несоответствия аннотации к счету 10 и ФСБУ 5/2019 в части отражения специальной одежды и специальной оснастки. Так, Планом счетов предусмотрены отдельные субсчета к счету 10 «Материалы» для обособленного учета специальной одежды и специальной оснастки на складе от аналогичных объектов в эксплуатацию, что было обусловлено ранее действующим особым порядком учета специальной одежды и специальной оснастки. ФСБУ 5/2019 не устанавливает особый порядок учета таких объектов, как специальная одежда и специальная оснастка. Более того, нормативный акт, которым были установлены особые требования к ведению учета рассматриваемых объектов, а именно Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н с 1 января 2021 года утратил силу.

В качестве примера противоречий между Планом счетов и ФСБУ 6/2020 можно привести отражение прироста стоимости при переоценке основных средств. Так, Планом счетов предусмотрено отражение такого объекта в составе добавочного капитала, на одноименном счете 83, тогда как пункт 18 ФСБУ 6/2020 предусмотрено включение данной суммы в совокупный финансовый результат. А такой объект бухгалтерского учета как совокупный финансовый результат Планом счетов не предусмотрен, не предусмотрено также открытие какого-либо счета бухгалтерского учета для отражения указанного объекта.

Кроме того, было проведено сопоставление ФСБУ 25/2019 и Плана счетов. В результате чего установлено, что Планом счетов не предусмотрены специальные счета для учета таких объектов, как право пользования активом (пункт 10 ФСБУ 25/2019) и инвестиция в аренду (пункт 32 ФСБУ), а также не разработана корреспонденция счетов при отражении фактов хозяйственной жизни, специфичных для исполнения договора аренды.

Примером противоречий между Планом счетов и ФСБУ 26/2020 является отражение ремонта основных средств. Так, подпункт «ж» пункта 5 ФСБУ 26/2020 предписывает затраты на ремонт квалифицировать в качестве капитальных вложений, за рядом исключений, установленных пунктом 16 этого же стандарта. Тогда как План счетов предусматривает отражение затрат на ремонт либо в составе расходов, либо списание их за счет резерва, либо признание их в качестве расходов будущих периодов.

Также большое число противоречий выявлено при сопоставлении Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. МФ РФ 30.12.1993 № 160) и ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020.

В качестве примера расхождения между Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций и ФСБУ 5/2019 можно привести то, что вышеуказанное Положение оперирует понятием малоценные быстроизнашивающиеся предметы», тогда, как и ФСБУ 5/2019 и иные акты не оперируют таким понятием.

Примером противоречий рассматриваемого Положения и ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 является признание затрат в качестве капитальных вложений. Так, Положение предусматривает разделение затрат, признаваемых как капитальные, на затраты, формирующие инвентарную стоимость, и на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств. Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, как указано в пункте 3.2.5 данного Положения, списываются за счет предусмотренных источников финансирования. Затраты, формирующие инвентарную стоимость, определяют первоначальную стоимость законченного созданием объекта основного средства. А согласно пункту 9 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения признаются в величине фактических затрат на создание объек-

та, и как указано в пункте 12 ФСБУ 6/2020, первоначальная стоимость основных средств формируется исходя из величины суммы капитальных вложений. Конечно, пункт 16 ФСБУ 26/2020 содержит открытый перечень затрат, которые нельзя квалифицировать в качестве капитальных вложений. Но сравнение данного перечня и пункта 3.1.8 рассматриваемого Положения выявило, что в составе затрат, не увеличивающих первоначальную стоимость, наличествуют элементы, которые исходя из норм ФСБУ 26/2020 включаются в капитальные вложения и, следовательно, в дальнейшем формируют первоначальную стоимость объекта. К таким затратам относятся:

- расходы по оплате процентов по кредитам банков сверх учетных ставок, установленных Центральным банком Российской Федерации;

- расходы, связанные с возмещением стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство.

Тем самым, имеет место противоречие между вышеуказанными нормативными актами.

Кроме того, выявлен ряд противоречий между ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 с одной стороны, и ФСБУ 25/2018, ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020 с другой.

Так, противоречие между ПБУ 9/99 и ФСБУ 25/2018 выявлено в части процентов, начисленных по договору аренды арендодателем, при квалификации ее в качестве финансовой. Пункт 37 ФСБУ 25/2018 предписывает данные проценты включать в состав доходов, тогда как в ПБУ 9/99 не содержит прямого и четкого указания о включении сумм таких процентов в доходы, ни конкретизации вида доходов, к которым относятся данные доходы.

Выявлено противоречие между ФСБУ 5/2019 и ПБУ 10/99 и ПБУ 9/99 в части признания восстановления резерва. Пункт 31 ФСБУ 5/2019 предписывает восстановление резерва отражать как «уменьшение суммы расходов» (дословная цитата). При этом, ПБУ 10/99 не содержит такого действия с расходами, как уменьшение их суммы. Более того, уменьшение суммы расходов возможно при наличии их сумм, а при восстановлении резерва суммы расхода отсутствуют, что может привести к возникновению отрицательных чисел в бухгалтерском учете и, соответственно, в бухгалтерской (финансовой) отчетности, что противоречит методологии бухгалтерского учета.

Примером противоречия ФСБУ 6/2020 одновременно и ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 является сальдирование доходов и расходов от списания основных средств.

Так, пункт 44 ФСБУ 6/2020, предписывая в состав доходов или расходов включать только результат от списания основного средства, вводит сальдирование доходов и расходов, возникающих вследствие данных операций. Однако, пункт 18.2 ПБУ 9/99, и аналогичные положения пункта 21.2 ПБУ 10/99, предусматривают сальдирование прочих доходов и расходов, исключительно при соблюдении двух условий, о которых в ФСБУ 6/2020 ничего не указано. Тем самым, ФСБУ 6/2020, устанавливая сальдирование данных доходов и расходов, создает противоречия с нормами ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, которые являются, по сути, специальными актами, регулирующими учет именно доходов и расходов.

Аналогичное противоречие выявлено и при сопоставлении пункта 22 ФСБУ 26/2020 и пунктов 18.2 ПБУ 9/99 и пункта 21.2 ПБУ 10/99.

Помимо этого, противоречия выявлены и при сравнении ФСБУ 27/2021, с одной стороны, ПБУ 1/2008 и ПБУ 4/99 с другой стороны, в части требований к системе регистров бухгалтерского учета, которые приведены в пункте 10 ФСБУ 27/2021. В части ПБУ 4/99 расхождения выявлены при сравнении требования достоверности, приведенные в пункте 6 ПБУ 4/99 и пункте 10 ФСБУ 27/2021. ПБУ 4/99 определяет достоверность через соответствие требованиям нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, тогда как пункт 10 ФСБУ 27/2021 определяет достоверность как некую полноту и точность представления объектов бухгалтерского учета. Пункт 6 ПБУ 1/2008 определяет требование полноты как отражение всех фактов хозяйственной жизни, тогда как пункт 10 ФСБУ 27/2021 определяет полноту «получение информации, необходимой всем заинтересованным пользователям» (дословная цитата).

Также выявлены противоречия ФСБУ 6/2020 и ПБУ 8/2010 и ПБУ 16/02.

Противоречие пункта 23 ФСБУ 6/2020 и пункта 23 ПБУ 8/2010 касаются изменения величины первоначальной стоимости объекта основных средств вследствие изменения величины оценочного обязательства, включенного в первоначальную стоимость объекта. Так, ФБСУ предписывает изменять первоначальную стоимость основного средства при пересмотре величины оценочного обязательства, тогда как ПБУ 8/2010 содержит прямой и ясный запрет на корректировку величины первоначальной стоимости при изменении оценочного обязательства.

Расхождение пункта 10.1 ПБУ 16/02 и пункта 40 ФСБУ 6/2020 касается переквалификации основного средства в долгосрочный актив к продаже. Нормы ПБУ 16/025 предписывают производить

такую переквалификацию, тогда как в ФСБУ 6/2020 подобный случай списания основного средства не предусмотрен.

Противоречат между собой пункт 11 ПБУ 2/2008 и пункт 25 ФСБУ 5/2019 в части группировки расходов. Так, ПБУ 2/2008 предусматривает расходы группировать на прямые, косвенные и прочие, тогда как ФСБУ 5/2019 устанавливает разделение расходов на прямые и косвенные. При этом, поскольку подпункт «е» пункта 3 ФСБУ 5/2019 предписывает квалифицировать в качестве запасов и затраты, понесенные в связи с выполнением работ, то вполне возможно распространение действия ФСБУ 5/2019 и на объекты, регулируемые ПБУ 2/2008.

В рамках проведенного исследования было проведено сопоставление ФСБУ с другими нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет.

В частности, нами проведено сопоставление Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роском-торга от 10.07.1996 № 1-794/32-5) и ФСБУ 5/2019, в части пункта 21. В результате установлено, что вышеуказанными Методическими рекомендациями расходы по доставке товара предписано включать в издержки обращения, а не в стоимость товаров, тогда как ФСБУ 5/2019 устанавливает вариативный порядок учета в отношении данного объекта: включение либо в стоимость товара, либо в издержки обращения.

Анализ полноты регулирования объектов бухгалтерского учета выявил следующее:

1. Отсутствует стандарт, устанавливающий определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания в части фактов хозяйственной жизни.

2. Отсутствует в стандартах четкое понятие активов, обязательств, источников финансирования, совокупного финансового результата.

3. Не определен состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней.

4. Не установлены допустимые способы и виды применяемых в бухгалтерском учете оценок, порядок их осуществления, в частности определения справедливой стоимости, включая ее понятие.

Выявленные противоречия, приведут к росту риска совершения правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП РФ, и риска незаконного привлечения к ответственности по данной статье. Риск совершения правонарушения обусловлен тем, что следование противоречивой норме, приведенной в акте, в сферу действия которого не входит регулирование спорного объекта, формально является несоблюдением нормы, регулирующей спорный объекта, что приводит, в силу действия пункта 6 ПБУ 4/99 к формированию недостоверной отчетности. С другой стороны, риск незаконного привлечения к ответственности возникает в силу того, что при проведении контроля субъект контроля может руководствоваться нормой, приведенной в акте, в сферу действия которого не входит спорный объект, установив, что учетный работник следовал другой норме, содержащейся в легально примененном нормативном акте, в сферу действия которого входит спорный объект, может квалифицировать абсолютно законные действия работника как нарушение, и привлечь к ответственности. Тем самым, учетный работник ставится в позицию заведомо виновного лица, независимо от совершаемых им действий, что, естественно, нарушает принцип презумпции невиновности, установленный статьей 49 Конституции РФ.

Заключение

В данной статье проведено исследование документов в области регулирования бухгалтерского учета в РФ и выявлены следующие проблемы применения учетных стандартов:

1. Противоречия между федеральными стандартами бухгалтерского учета и другими нормативными актами, в частности:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

- План счетов;

- Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. МФ РФ 30.12.1993 № 160);

- ПБУ 1/2008;

- ПБУ 4/99;

- ПБУ 9/99;

- ПБУ 10/99;

- ПБУ 8/2010;

- ПБУ 16/02;

- ПБУ 2/2008.

2. Противоречия федеральных стандартов бухгалтерского учета и иных нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет.

3 Проведенный анализ полноты регулирования выявил лакуны в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Описаны также последствия существования данных проблем с позиций квалификации действий учетного персонала, осуществляющих отражение объектов бухгалтерского учета.

Все выявленные проблемы требуют незамедлительного решения путем осуществления комплекса мер, как на уровне органа, осуществляющего регулирование бухгалтерского учета, так и на уровне экономического субъекта. При разработке такого комплекса мер предполагается дальнейшее исследование основанных на результатах проведенного нами анализа.

Источники:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/documen1/cons_doc_LAW_3466l/ (дата обращения: 20.02.2023).

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N° 402-ФЗ [Электронный ресурс] - URL: https://www.cmsultantm/documen1/Cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 20.02.2023).

3. Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/documenfcons_doc_LAW_348523/ (дата обращения: 20.02.2023).

4. Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_365338/ (дата обращения: 20.02.2023).

5. Приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н (ред. от 29.06.2022) «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314504/ (дата обращения: 20.02.2023).

6. Приказ Минфина России от 16.04.2021 № 62н (ред. от 23.12.2021) «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_386440/ (дата обращения: 20.02.2023).

7. Приказ Минфина России от 30.05.2022 № 86н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/documen1/ cons_doc_LAW_420322/ (дата обращения: 20.02.2023).

8. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/documen1/cons_doc_LAW_ 20081/ (дата обращения: 20.02.2023).

9. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. МФ РФ 30.12.1993 № 160) [Электронный ресурс] - URL: https://wwwconsultant.m/documen1/cons_doc_LAW_3053/ (дата обращения: 20.02.2023).

10. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» [Электронный ресурс] - URL: https://wwwconsultant.m/documen1/cons_doc_LAW_81164/ (дата обращения: 20.02.2023).

11. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/documen1/ cons_doc_LAW_18609/ (дата обращения: 20.02.2023).

12. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/ (дата обращения: 20.02.2023).

13. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/ (дата обращения: 20.02.2023).

14. Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110328/ (дата обращения: 20.02.2023).

15. Приказ Минфина России от 02.07.2002 № 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_38102/ (дата обращения: 20.02.2023).

16. Приказ Минфина России от 24.10.2008 № 116н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008)» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82067/ (дата обращения: 20.02.2023).

17. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.m/documen1/cons_doc_LAW_29165/ (дата обращения: 20.02.2023).

18. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5) [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/documen1/ cons_doc_LAW_12785/ (дата обращения: 20.02.2023).

19. Дружиловская, Т. Ю. ФСБУ 6/2020: решенные вопросы бухгалтерского учета основных средств и сохраняющиеся дискуссионные аспекты / Т. Ю. Дружиловская, Э. С. Дружиловская // Учет. Анализ. Аудит. - 2021. - Т. 8, № 1. - С. 48-61.

20. Дружиловская, Э. С. Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и их оценка в российском и международном учете / Э. С. Дружиловская // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 1(343). - С. 21-30.

21. Дружиловская, Э. С. Новые требования к раскрытию информации о справедливой стоимости в финансовой отчетности / Э. С. Дружи-ловская // Бухучет в здравоохранении. - 2022. - № 2. - С. 6-16.

22. Тхаркахова, И. Г. Реформирование российских стандартов бухгалтерского учета в области вопросов оценки производственных запасов / И. Г. Тхаркахова, М. Е. Ордынская, Д. И. Понокова // Научный взгляд в будущее. - 2021. - Т. 1, № 22. - С. 107-110.

23. Tkharkahova, I. G. Legal aspects of the valuation of own and leased fixed assets in the Russian Federation / I. G. Tkharkahova, M. E. Ordynskaya, D. I. Ponokova // Scientific look into the future. - 2021. - Vol. 1, No. 21. - P. 106-109.

24. Куликова, И. В. Учет основных средств организации согласно ФСБУ 6/2020 в условиях автоматизации учетного процесса / И. В. Куликова // Управленческий учет. - 2022. - № 2-1. - С. 221-228.

25. Зубов, Д. А. Проблемы практического применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» / Д. А. Зубов, Н. С. Пласкова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 2, № 11(131). - С. 151-158.

26. Сотникова, Л. В. Возможность и необходимость отступления от требований стандартов бухгалтерского учета / Л. В. Сотникова // Бухучет в здравоохранении. - 2023. - № 1. - С. 26-33.

27. Левченко, Н. Е. Бухгалтерский учет капитальных вложений в условиях реформирования законодательства / Н. Е. Левченко, Я. В. Путыр-ская // Baikal Research Journal. - 2022. - Т. 13, № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Алексеева, Г. И. Учет основных средств в условиях стандартизации российского бухгалтерского учета / Г. И. Алексеева // Международный бухгалтерский учет. - 2019. - Т. 22, № 6(456). - С. 618-635.

References:

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences from 30.12.2001 N° 195-FZ [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 20.02.2023).

2. Federal Law "On Accounting" from 06.12.2011 № 402-FZ [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_122855/ (date of application: 20.02.2023).

3. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 15.11.2019 No. 180n "On approval of the Federal Accounting Standard FAS 5/2019 "Reserves" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_348523/ (date of application: 20.02.2023).

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 17.09.2020 No. 204n "On Approval of Federal Accounting Standards FAS 6/2020 "Fixed Assets" and FAS 26/2020 "Capital Investments" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_365338/ (date of application: 20.02.2023).

5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 208n dated 16.10.2018 "On Approval of the Federal Accounting Standard FAS 25/2018 "Lease Accounting" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_314504/ (date of application: 20.02.2023).

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 62n dated 04/16/2021 "On Approval of the Federal Accounting Standard FAS 27/2021 "Documents and Document flow in Accounting" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 386440/ (date of application: 20.02.2023).

7. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 86n dated 30.05.2022 "On Approval of the Federal Accounting Standard FAS 14/2022 "Intangible Assets" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_420322/ (date of application: 20.02.2023).

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 34n dated 29.07.1998 "On Approval of the Regulations on Accounting and Financial Reporting in the Russian Federation" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_20081/ (date of application: 20.02.2023).

9. Regulation on Accounting of Long-term investments (approved by the RF Ministry of Finance on 30.12.1993 No. 160) [Electronic resource] -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3053/ (date of application: 20.02.2023).

10. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 106n dated 06.10.2008 "On Approval of Accounting Regulations" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/ (date of application: 20.02.2023).

11. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.07.1999 No. 43n "On approval of the Accounting Regulations "Accounting statements of the organization" (PBU 4/99)" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/ (date of application: 20.02.2023).

12. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.05.1999 No. 32n "On approval of the Accounting Regulations "Incomes of the organization" PBU 9/99" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_6208/ (date of application: 20.02.2023).

13. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.05.1999 No. 33n "On approval of the Accounting Regulations "Expenses of the organization" PBU 10/99" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12508/ (date of application: 20.02.2023).

14. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.12.2010 No. 167n "On Approval of the Accounting Regulations "Estimated Liabilities, Contingent Liabilities and Contingent Assets" (PBU 8/2010)" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110328/ (date of application: 20.02.2023).

15. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 66n dated 02.07.2002 "On Approval of the Accounting Regulations "Information on Discontinued Operations" PBU 16/02" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38102/ (date of application: 20.02.2023).

16. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 116n dated 24.10.2008 "On Approval of the Accounting Regulations "Accounting for Construction Contracts" (PBU 2/2008)" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82067/ (date of application: 20.02.2023).

17. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 94n dated 31.10.2000 (ed. dated 08.11.2010) "On approval of the Accounting Plan of financial and economic activities of organizations and Instructions for its application" [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/ (date of application: 20.02.2023).

18. Methodological recommendations on accounting and registration of operations for receiving, storing and releasing goods in trade organizations" (approved by letter of Roskomtorg dated 10.07.1996 No. 1-794/32-5) [Electronic resource] - URL: https://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_12785/ (date of application: 20.02.2023).

19. Druzhilovskaya, T. Yu. FAS 6/2020: resolved issues of accounting of fixed assets and remaining controversial aspects / T. Yu. Druzhilovskaya, E. S. Druzhilovskaya // Accounting. Analysis. Audit.- 2021. - Т. 8, № 1. - С. 48-61.

20. Druzhilovskaya, E. S. Long-term assets held for sale and their valuation in Russian and international accounting / E. S. Druzhilovskaya // International accounting.- 2015. - № 1(343). - С. 21-30.

21. Druzhilovskaya, E. S. New requirements for disclosure of fair value information in financial statements / E. S. Druzhilovskaya // Accounting in healthcare.- 2022. - № 2. - С. 6-16.

22. Tharkakhova, I. G. Reformation of Russian accounting standards in the field of inventory valuation issues / I. G. Tharkakhova, M. E. Ordynskaya, D. I. Ponokova // Scientific outlook into the future. - 2021. - Т. 1, № 22. - С. 107-110.

23. Tkharkahova, I. G. Legal aspects of the valuation of own and leased fixed assets in the Russian Federation / I. G. Tkharkahova, M. E. Ordynskaya, D. I. Ponokova // Scientific look into the future. - 2021. - Vol. 1, No. 21. - P. 106-109.

24. Kulikova, I. V. Accounting of fixed assets of the organization according to FAS 6/2020 in the conditions of automation of the accounting process / I. V. Kulikova // Managerial accounting.- 2022. - № 2-1. - С. 221-228.

25. Zubov, D. A. Problems of practical application of FSB 25/2018 "Lease accounting" / D. A. Zubov, N. S. Plaskova // Economics and management: problems, solutions. - 2022. - Т. 2, № 11(131). - С. 151-158.

26. Sotnikova, L. V. The possibility and necessity of deviation from the requirements of accounting standards / L. V. Sotnikova // Accounting in healthcare.- 2023. - № 1. - С. 26-33.

27. Levchenko, N. E. Accounting of capital investments in the conditions of legislative reform / N. E. Levchenko, Ya. V. Putyrskaya // Baikal Research Journal. - 2022. - Т. 13, № 2.

28. Alekseeva, G. I. Accounting of fixed assets in the conditions of standardization of Russian accounting / G. I. Alekseeva // International accounting. - 2019. - Т. 22, № 6(456). - С. 618-635.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.