УДК 657 JEL M41 Саралдаева Татьяна Павловна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-4079-1199 e-mail: [email protected]
Tatyana P. Saraldaeva
Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4079-1199 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2021-5-183-191
ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ
Аннотация. Рассмотрены этапы и характеристика современной системы нормативного регулирования и применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и отчетности в России. Очерчен круг хозяйствующих субъектов, имеющих право на их применение. Проведена классификация существующих упрощенных способов, а также представлены критерии для их применения организациями. Дана рекомендация по составлению единого национального стандарта по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Рассмотрены и систематизированы нормативно-правовые акты, рекомендации регулирующего государственного органа и бухгалтерских объединений, а также иные документы, касающиеся применения и использования упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в России. По каждому приведенному документу дан краткий анализ ключевых положений по применению упрощенных способов.
Ключевые слова: упрощенные способы, упрощенные методы, упрощенная отчетность, упрощенный баланс, малые предприятия, упрощенные отчеты, бухгалтерский учет, нормативное регулирование
Для цитирования: Саралдаева Т.П. Этапы и направления совершенствования нормативного регулирования упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности в России//Вестник университета. 2021. № 5. С. 183-191.
STAGES AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE REGULATORY FRAMEWORK OF THE SIMPLIFIED ACCOUNTING AND REPORTING SYSTEM IN RUSSIA
Abstract. The article considers the stages and characteristics of the modern system of regulatory regulation and the use of simplified methods of accounting and reporting in Russia. The paper outlines the circle of economic entities, that have the right to use them. The author carries out the classification of existing simplified methods, as well as presents the criteria for their application by organizations. The study gives a recommendation for the preparation of a single national standard for the use of simplified methods of accounting and accounting reporting. The paper considers and systematizes the regulatory legal acts, recommendations of the regulatory state body and accounting associations, as well as other documents related to the application and use of simplified accounting methods in Russia. For each of these documents, the author gives a brief analysis of the key provisions on the use of simplified methods.
Keywords: simplified methods, simplified methods, simplified reporting, simplified balance sheet, small businesses, simplified reports, accounting, regulatory regulation
For citation: Saraldaeva T.P. (2021) Stages and directions of improvement of the regulatory framework of the simplified accounting and reporting system in Russia. Vestnik universiteta, no. 5, pp. 183-191. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-5-183-191
Введение
Перед бухгалтером небольшой фирмы часто возникают вопросы, касающиеся применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенных форм бухгалтерской отчетности, например, имеет ли его организация право на их применение? Какие критерии для этого должны быть соблюдены? Является ли применение упрощенных способов правом или обязанностью? Может ли организация применять эти способы выборочно и из каких соображений следует исходить при выборе того или иного способа? Какие
© Саралдаева Т.П., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Saraldaeva T.P., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
вообще способы существуют и где можно увидеть их полный перечень? Данные вопросы становятся все более актуальными в свете изменений и нововведений, появившихся в последнее время в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, которые в целом отражают активную положительную тенденцию в сторону упрощения способов ведения бухгалтерского учета и отчетности, в частности, для субъектов малого предпринимательства (далее - МП).
Литературный обзор
Подборка различных нормативных и методических документов, а также разъяснения официальных органов, касающиеся применения упрощенной системы учета и отчетности МП, приведена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в разделе «Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства», однако хочется отметить, что многочисленность и бессистемность этих документов затрудняет для бухгалтеров небольших компаний формирование целостной картины об этих способах, в том числе, с целью формирования учетной политики. Для более прозрачного видения общей картины считаем целесообразным разработать и утвердить единый российский федеральный стандарт по применению упрощенных способов, которым бухгалтер, в частности субъекта малого предпринимательства, сможет руководствоваться при ведении учета и составления отчетности по всем участкам бухгалтерского учета.
Своеобразным аналогом такого единого стандарта для МП в мировой практике является «Международный стандарт финансовой отчетности для малого и среднего предпринимательства (IFRS for SMEs)», который применяется с 2009 года. [18]. Достоинством этого стандарта, по нашему мнению, является то, что в нем приведены единые подходы к унификации и предоставлению высококачественной финансовой информации субъектами малого бизнеса, что уже само по себе является полезным, как с точки зрения составления отчетности такими организациями, так и с точки управления и принятия решений на основе отчетности, составленной с использованием таких способов.
Сравнительный анализ положений международного стандарта с нормами российских национальных стандартов проводится в работах многих авторов, среди которых мы хотели бы выделить А. А. Валинурову, А. А. Гусеву, Е. К. Копылову, Т. И. Копылову, В. Г. Михайловскую, А. С. Созонова, В. Семенихина [13; 14; 15; 16; 17]. В работе этих авторов рассмотрены актуальные вопросы практики и теории применения данного стандарта, как мировым экономическим сообществом, так и применимость его к действующим российским учетным реалиям. Также в них отмечается как значительная разница в использовании упрощенных способов учета по международным и национальным правилам, так и определенные схожие компоненты.
Отметим, что актуальность и важность изучения международного опыта по формированию достоверной и оперативной бухгалтерской информации в МП, а также обмена практическими наработками в этой области, признают не только российские эксперты, но и специалисты, в том числе, из ближнего зарубежья. В частности, с этой целью в государствах СНГ был создан «Координационный совет по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ». Совет провел большую работу по изучению и обобщению процессов и этапов регулирования национального законодательства по данному вопросу, результаты которой нашли свое отражение в «Информации об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ», представленной на заседании совета в октябре 2016 г. [7].
В данном документе отражены основные моменты, выводы и рекомендации, касающиеся изменений, в том числе нормативного регулирования упрощенных способов учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, которые произошли на институциональном и законодательном уровне за сравнительно небольшой отрезок времени. В частности, отмечено, что во многих странах отсутствуют какие-либо существенные проблемы применения МП упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Одновременно, в некоторых государствах отмечается определенное снижение информативности и прозрачности бухгалтерской отчетности, потеря детализированной информации для принятия управленческих решений при ведении упрощенного бухгалтерского учета.
В свою очередь, характеризуя российскую систему нормативного регулирования и применения упрощенных способов, можно отметить, что как таковой, единый свод таких правил не разработан. Перечень и краткое описание упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, в том числе составления отчетности, содержатся в самых различных нормативно-правовых актах (далее - НПА), в информации от официальных органов, которые по степени актуальности и периоду действия условно можно разделить на следующие три группы:
1) НПА (законы и федеральные стандарты), а также разъяснения и указания официальных органов, которые действуют и актуальны в настоящее время;
2) Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее - ФСБУ), определенные положения которых, касающиеся, в том числе, упрощенных способов, имеют отсроченный период начала их применения;
3) проекты ФСБУ, начало действия которых точно не известно, так как они находятся либо на стадии обсуждения, либо утверждения официальными органами.
К первой группе относится Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который является основным НПА, регулирующим применение упрощенных способов бухгалтерского учета (далее - закон о бухучете) [1]. В нем предусмотрено само право определенных организаций применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять отчетность по упрощенным формам, а также перечень и критерии экономических субъектов, которые могут их применять.
Так, закон о бухучете делит экономические субъекты, которым разрешено применение упрощенных способов, на две группы: коммерческие и некоммерческие.
Среди коммерческих организаций упрощенные способы вправе применять МП и организации, соответствующие условиям, установленным Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [3]. При этом существует условие, что указанные экономические субъекты не должны относиться к организациям, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, микрофинансовым организациям, а также к организациям государственного сектора.
Критерии отнесения к МП приведены в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - закон № 209-ФЗ) [2]. Если коммерческая организация соответствует этим критериям, то сведения о ней вносятся Федеральной налоговой службой Российской Федерации в единый реестр таких субъектов. Проверить, внесена ли организация в данный реестр, а, следовательно, подтвердить обоснованность применения ею упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, можно с помощью специального сайта в Интернете «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» по адресу https://rmsp.nalog.ru/. Аналогично, проверить, относится ли организация к микрофинансовым, можно с помощью государственного реестра микрофинансовых организаций.
В свою очередь, среди МП законодательство выделяет такую, довольно специфичную категорию как микропредприятия, для которых установлены специальные критерии, в частности:
- среднесписочная численность работников - до 15 человек за предшествующий календарный год;
- размер дохода от коммерческой деятельности, рассчитанный по правилам налогового законодательства (до 120 млн руб.);
- ООО, АО с одним акционером и хозяйственные товарищества, которые образованы в определенный промежуток времени, а также соответствуют требованиям п.п. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, крестьянские (фермерские) хозяйства, производственные кооперативы.
Среди некоммерческих организаций Закон о бухучете особо выделяет экономические субъекты определенных организационно-правовых форм, которым запрещено применять упрощенные способы. Их перечень приведен в ч. 5 ст. 6 закона о бухучете.
Кроме закона о бухучете к первой группе НПА также можно отнести действующие редакции ПБУ и ФСБУ, приказы и разъяснения Минфина России. Среди последних разъяснений Минфина на сегодняшний момент наиболее полный перечень и характеристика упрощенных способов содержатся в Информационном сообщении Минфина России от 24 июня 2016 г. № ИС-учет-5 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций» [5]. Этот документ практически дублирует ранее опубликованную Информацию Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», хотя и является ее более подробной версией [6].
Сообщения Минфина являются своеобразной попыткой упорядочить изменения, внесенные в ряд действующих федеральных стандартов Приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», которые вступили в силу с 20 июня 2016 г. [11]. Сам приказ, в свою очередь, имел своей целью подведение итогов анализа бухгалтерской практики, проведенного специально созданной Минфином для этих целей «Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства».
Необходимо отметить, что при описании некоторых действующих способов Минфин России ссылается, в частности, на некоторые разделы «Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденных Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее - Типовые рекомендации) [9]. В этой связи открытым остается вопрос о применении в современных условиях остальных разделов этих рекомендаций, которые не упоминаются в последних разъяснениях и действующих еще до изменений, внесенных приказом № 64н.
Этой же Экспертной группой были сформулированы и одобрены «Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета» [10]. В частности, только в этом документе приведено определение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, приведены основные принципы их установления, а также подходы при организации работы к их установлению. Анализируя реализацию данных принципов на практике, можно отметить, что особых проблем по их применению у организаций не возникает.
Ко второй, выделенной отдельно группе, относятся НПА, которые содержат положения о праве отсроченного начала периода их действия. Например, к таким документам относится сравнительно новый стандарт - ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», который позволяет применять его положения и нормы к договорам аренды, которые начнут исполняться с 1 января 2022 г.
К третьей группе относятся проекты НПА, которые содержат описание упрощенных способов, но еще не вступили в действие, например, следующие:
- ФСБУ «Запасы», положения которого необходимо применять, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г., однако установленные в нем правила, касающиеся упрощенных способов, по сути, дублируют аналогичные положения действующего ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и, поэтому, фактически, не являются нововведением для бухгалтеров;
- ФСБУ «Бухгалтерская отчетность организации». Предполагается, что в этом стандарте будут приведены образцы упрощенных форм бухгалтерской отчетности, которые будут служить основой для форм, разрабатываемых организациями самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. В настоящее время упрощенные формы отчетности приведены в Приказе Минфина России № 66н, а до момента введения в действия ФСБУ «Бухгалтерская отчетность организации» МП могут руководствоваться отдельными положениями ПБУ 4/99, а также Информацией Минфина России «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства».
К данной группе НПА также можно отнести проект ПБУ «Доходы организации», текст которого был опубликован на сайте Минфина еще в 2012 г., однако его положения, касающиеся упрощенных способов, также дублируют положения действующего ПБУ 9/99 и поэтому новых для бухгалтера положений не содержат.
Анализ результатов
Проведя обобщенный анализ имеющихся на данный момент нормативных документов и разъяснений, все упрощенные способы мы разделили на четыре условные группы, классификацию и краткое описание которых привели в таблице 1.
Таблица 1
Классификация упрощенных способов ведения бухгалтерского учета
№ п/п Описание упрощенного способа Норма НПА Кто применяет из числа организаций, имеющих право на упрощенные способы
Организация бухгалтерского учета
1.1. Ведение учета лично руководителем организации Ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете Все
1.2. Применение простой системы бухгалтерской записи, то есть право не использовать двойную запись (простая система) п. 6.1 ПБУ 1/2008 Микропредприятия и НКО
Продолжение табл. 1
Кто применяет из чи-
№ п/п Описание упрощенного способа Норма НПА сла организаций, имеющих право на упрощенные способы
1.3. Применение сокращенного рабочего плана счетов, когда учет ведется на одном счете, который объединяет однородные группы активов, обязательств или капитала п. 3 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016, разделы 2 и 3 Типовых рекомендаций Все
1.4. Применение упрощенных регистров, таких как: 1) упрощенные ведомости по одному счету; 2) книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае регистры бухгалтерского учета вообще не используются (простая форма) п. 4 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016, разделы 4.1 и 4.2 Типовых рекомендаций МП
1.5. Право не вести бухгалтерский учет. В этом случае ве- п. 25 Информации Мин- ИП, а также лица, зани-
дется только учет для целей налогообложения фина России N ПЗ-3/2016 мающиеся частной практикой
Право не применять следующие стандарты бухгалтерского учета
2.1. ПБУ 2/2008 П. 2.1 ПБУ 2/2008, п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016 Все
2.2. ПБУ 8/2010 П. 3 ПБУ 8/2010 Все
2.3. ПБУ 11/2008 П. 3 ПБУ 11/2008 Все
2.4. ПБУ 16/02 П. 3.1 ПБУ 16/02 Все
2.5. ПБУ 18/02 П. 2 ПБУ 18/02 Все
2.6. ФСБУ 25/2018 в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается до 31 декабря 2021 включительно п. 52 ФСБУ 25/2018 Все
Особый порядок учета отдельных операций
3.1. Учет основных средств
3.3.1. Особенности по определению первоначальной стоимости основных средств п. 8.1 ПБУ 6/01 Все
3.3.2. Особенности по начислению амортизации п. 19 ПБУ 6/01 Все
3.3.3. Особенности по учету производственного и хозяйственного инвентаря п. 19 ПБУ 6/01 Все
3.3.4. Не проводить переоценку основных средств П. 14 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016 Все
3.4. Учет расходов на НИОКР
3.4.1. Списание расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления п. 14 ПБУ 17/02 Все
3.5. Учет нематериальных активов (НМА)
3.5.1. Признание расходов на приобретение или создание НМА в полной сумме в составе РОВД по мере их осуществления п. 3.1 ПБУ 14/2007 Все
3.5.2. Не проводить переоценку НМА П. 16 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016 Все
3.5.3. Не отражать обесценение НМА П. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016 Все
3.6. Учет запасов
Продолжение табл. 1
Кто применяет из чи-
№ п/п Описание упрощенного способа Норма НПА сла организаций, имеющих право на упрощенные способы
3.6.1. Особенности оценки запасов при их оприходовании п. 13.1 ПБУ 5/01 Все
3.6.2. Особенности включения стоимости запасов и иных затрат в состав расходов п. 13.2 ПБУ 5/01 Микропредприятия и организации, у которых не бывает существенных остатков запасов
3.6.3. Особенности учета запасов для управленческих нужд п. 13.3 ПБУ 5/01 Все
3.6.4. Не формировать резервы под снижение стоимости запасов п. 25 ПБУ 5/01 Все
3.7. Учет финансовых вложений
3.7.1. Особенности последующей оценки финансовых вложений, по которым определяется рыночная стоимость п. 19 ПБУ 19/02 Все
3.7.2. Особенности учета обесценения финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость п. 19 ПБУ 19/02 Все
3.8. Учет займов и кредитов
3.8.1. Особенности учета расходов по займам п. 7 ПБУ 15/2008 Все
3.9. Учет аренды
3.9.1 Особенности учета арендованного и переданного в аренду имущества у арендатора и арендодателя ФСБУ 25/2018 Все
3.10. Учет доходов и расходов
3.10.1. Применение кассового метода учета доходов и расходов п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 20 Типовых рекомендаций Все
3.10.2 Применение кассового метода учета расходов, то есть признание расходов только после погашения встречной задолженности по учтенным затратам Все
Порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
4.1. Самостоятельная разработка форм бухгалтерской отчетности или применение уже разработанных и рекомендованных Минфином России упрощенных форм Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 27 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016 Все
4.2. Сокращение состава и объема бухгалтерской отчетности п. 26 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016 Все
4.3. Включение показателей в бухгалтерскую отчетность по укрупненным группам статей без детализации пп. «а» п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н Все
4.4. Особенности исправления существенных ошибок прошлых лет п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010 Все
4.5. Особенности отражения последствий изменения учетной политики п. 15.1 ПБУ 1/2008 Все
4.6. Составление промежуточной отчетности по упрощенной системе пп. «а» п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н Все
4.7. Не раскрывать в отчетности информацию по сегментам П. 28.2 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016 Все
Окончание табл. 1
№ п/п Описание упрощенного способа Норма НПА Кто применяет из числа организаций, имеющих право на упрощенные способы
4.8. Расшифровывать информацию об отдельных объектах бухгалтерского учета обособленно только в случае их существенности П. 29 Информации Минфина России N ПЗ-3/2016 Все
Составлено автором по материалам исследования
Так как применение данных упрощенных способов является правом, которым организация может воспользоваться или отказаться от него, то в случае, если она решит им воспользоваться, ей также следует решить, будет ли она применять все указанные способы или лишь некоторые из них. При этом чтобы исключить риск предъявления претензий со стороны контролирующих органов, рекомендуем не только зафиксировать в учетной политике, какие именно упрощенные способы ведения бухгалтерского учета ею применяются, но также указать способы, которые организация не применяет.
Заключение
Таким образом, разработка и утверждение единого российского федерального стандарта, в котором можно будет найти все принципы, требования, классификацию и краткое описание всех применяемых упрощенных способов поможет повысить прозрачность и понятность в данном вопросе как для рядового бухгалтера, так и для управленческого персонала, в целях повышения рациональности ведения бухгалтерского учета.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 24.03.2021).
2. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_52144/ (дата обращения: 24.03.2021).
3. Федеральный закон № 244-ФЗ от 28.09.2010 «Об инновационном центре «Сколково» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168/ (дата обращения : 24.03.2021).
4. Информация Минфина России № ПЗ-3/2016 от 29.06.2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_200331/ (дата обращения: 24.03.2021).
5. Информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-5 от 24.06.2016 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200152/ (дата обращения: 24.03.2021).
6. Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180499/ (дата обращения : 24.03.2021).
7. Информация об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220080/ (дата обращения: 24.03.2021).
8. Информация Минфина России «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства» // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145719/ (дата обращения: 24.03.2021).
9. Приказ Минфина РФ № 64н от 21.12.1998 «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21879/ (дата обращения: 24.03.2021).
10. Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25.11.2015, протокол № 7) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_189646/ (дата обращения: 24.03.2021).
11. Приказ Минфина России № 64н от 16.05.2016 «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_199427/ (дата обращения: 24.03.2021).
12. Приказ Минфина России № 66н от 02.07.2010 «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения: 24.03.2021).
13. Валинурова, А.А., Гусева, А.А. Оценка перспектив применения МСФО для малого и среднего бизнеса в России // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2014. - № 1 (169). - С. 30-37.
14. Копылова, Е.К. Упрощенные способы ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий в национальных и международных стандартах // Аудиторские ведомости. - 2017. - № 11. - С. 25-36.
15. Михайловская, В.Г. Необходимость международной стандартизации финансовой отчетности малых и средних предприятий и проблемы, возникающие в связи с этим процессом // Все для бухгалтера. - 2015. - № 3. - С. 2-7.
16. Созонов, А.С. Обзор, оценка и перспективы применения МСФО для малого и среднего бизнеса в мире // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 5. - С. 281-293.
17. Семенихин, В. Проще упрощенного. Особенности ведения бухучета малым бизнесом // Финансовая газета. - 2020. -№ 11. - С. 10-11.
18. International Financial Report Statement for SMEs Standard // IFRS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. ifrs.org/issued-standards/ifrs-for-smes/ (дата обращения: 24.03.2021).
References
1. Federal Law No. 402-FZ dated on December 6, 2011 "On Accounting", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (accessed 24.03.2021).
2. Federal Law No. 209-FZ dated on July 24, 2007 "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation". Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (accessed 24.03.2021).
3. Federal Law No. 244-FZ, dated on September 28, 2010 "On the Skolkovo Innovation Center", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168/ (accessed 24.03.2021).
4. Information of the Ministry of Finance of Russia No. PZ-3/2016 dated on June 29, 2016 "On the Simplified System of Accounting and Financial Reporting", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 200331/ (accessed 24.03.2021).
5. Information Message of the Ministry of Finance of Russia No. IS-uchet-5 dated on June 24, 2016 "On the Simplification of Accounting by Small Businesses and a Number of Other Organizations", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200152/ (accessed 24.03.2021).
6. Information of the Ministry of Finance of Russia No. PZ-3/2015 "On the Simplified System of Accounting and Financial Reporting", Legal reference system "ConsultantPlus ". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180499/ (accessed 24.03.2021).
7. Information on the Simplified Accounting and Reporting System for Small Businesses in the Commonwealth of Independent States Member States, Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 220080/ (accessed 24.03.2021).
8. Information of the Ministry of Finance of Russia "Financial Statements of Small Businesses", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 145719/ (accessed 24.03.2021).
9. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 64n dated on December 21, 1998 "On Typical Recommendations on the Organization of Accounting for Small Businesses", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21879/ (accessed 24.03.2021).
10. General Principles for Establishing Simplified Accounting Methods (Approved by the Expert Group on Accounting and Reporting by Small Businesses on November 25, 2015, Minutes No. 7), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189646/ (accessed 24.03.2021).
11. Order of the Ministry of Finance of Russia No. 64n, dated on May 16, 2016 "On Amendments to Regulatory Legal Acts on Accounting", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199427/ (accessed 24.03.2021).
12. Order of the Ministry of Finance of Russia No. 66n, dated on July 2, 2010 "On the Forms of Financial Statements of Organizations", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (accessed 24.03.2021).
13. Valinurova A. A., Guseva A. A. Assessment of the prospects for the application of IFRS for small and medium-sized businesses in Russia, Bukhgalterskii uchetv izdatel'stve ipoligrafii, 2014, no. 1 (169), pp. 30-37. (In Russian).
14. Kopylova E. K. Simplified methods of accounting and preparation of accounting (financial) statements of small businesses in national and international standards, Audit Journal, 2017, no. 11, pp. 25- 36. (In Russian).
15. Mikhailovskaya V. G. The need for international standardization of financial reporting of small and medium-sized enterprises and the problems arising in connection with this process, Vse dlya bukhgaltera, 2015, no. 3, pp. 2-7. (In Russian).
16. Sozonov A. S. IFRS for small and medium-sized businesses in the world: a review, evaluation and prospects of application, International Accounting, 2017, no. 5, pp. 281-293. (In Russian).
17. Semenikhin V. Simpler than simplified. Features of small business accounting, Finansovaya gazeta, 2020, no. 11, pp. 10- 11. (In Russian).
18. International Financial Report Statement for SMEs Standard, IFRS. Available at: https://www.ifrs.org/issued-standards/ifrs-for-smes/ (accessed 24.03.2021).