ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-5-16-23 УДК 657(045) JEL М11, М40, М41
(CC) ]
Развитие организационно-методического обеспечения бухгалтерского учета на малых предприятиях
С. Н. Поленова
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7716-8555
АННОТАЦИЯ
Важная роль малых предприятий в экономике стимулирует работу по обоснованию направлений их развития, организации и методическому обеспечению отечественного бухгалтерского учета. Целью статьи является обоснование рекомендаций по улучшению организации и методики бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом значимости малых предприятий и особенностей их функционирования. Методологической базой явились практика учетной работы, правила нормативных правовых документов, результаты научных исследований, выполненных авторами, общенаучные методы: сравнение, дедукция, индукция, анализ, синтез, обобщение, группировка. Результатами работы стали выявление проблем недостаточно высокой квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, отсутствие возможности их профессионального роста. Обоснована необходимость разработки Плана счетов бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета, и инструкции по его использованию, федеральных стандартов бухгалтерского учета - ФСБУ «Учет на предприятиях малого бизнеса» и ФСБУ «Бухгалтерская (финансовая) отчетность на предприятиях малого бизнеса». Результаты исследования могут быть использованы в теории и практике бухгалтерского учета малых предприятий, в обосновании направлений его развития. Ключевые слова: малые предприятия; функционирование; бухгалтерский учет; отчетность; нормативно-правовое регулирование; развитие
Для цитирования: Поленова С. Н. Развитие организационно-методического обеспечения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Учет.Анализ.Аудит. 2019;6(5):16-23. Р01: 10.26794/2408-9303-2019-6-5-16-23
ORiGiNAL PAPER
Development of Organizational and Methodological Support of Accounting at Small Enterprises
S. N. Polenova
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-7716-8555
ABSTRACT
The important role small enterprises play in economy acts as a motivator for the work on substantiating the directions of their development, organization and methodological support of national accounting. The purpose of the article is to provide recommendations on improvement of organization and methodology of accounting at small enterprises taking into consideration their importance and peculiarities of their activity. The methodological base for the research is the practice of accounting, regulations and legislative documents, results of scientific research made by the authors, general scientific methods: comparison, comparison, deduction, induction, analysis, syntheses, generalization and grouping. As a result there were identified the following problems: insufficient qualification of accountants employed by small businesses and lack of opportunities for their professional growth. The article justifies the need to develop the chart of accounts for small enterprises which apply the simplified accounting and an instruction on how to use this chart and federal standards of accounting 'Accounting at small business enterprises" and 'Accounting (financial) reports at small business enterprises". The results of the research can be used in the theory and practice of accounting at small businesses to substantiate the directions of its development. Keywords: small businesses; operation; accounting; reporting; normative legal regulation; development
For citation: Polenova S. N. Development of organizational and methodological support of accounting at small enterprises. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2019;6(5):16-23. (in Russ.). DOi: 10.26794/2408-9303-2019-6-5-16-23
BY 4.0
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес, как известно, является тем стимулирующим экономическое развитие субъектом хозяйствования, функционирование которого следует учитывать при выполнении задач, поставленных в программных документах по обновлению и реструктуризации российской экономики, повышению ее устойчивости в условиях современных политических и экономических вызовов. Исследователи справедливо считают: «Малый и средний бизнес представляет собой основу экономики любой страны» [1].
Сегодняшняя мировая политическая составляющая, обусловленная прежде всего уровнем экономического процветания страны, имеет главенствующее положение в оценке влияния на принимаемые хозяйственные решения в ответ на жесткие санкционные мероприятия в отношении России, обвинения нашей страны в негативных процессах, происходящих в других государствах. В связи с этим растет актуальность действий по сокращению политических рисков, основными из которых являются реализация программных документов по трансформации отечественной экономической системы и получение более эффективных результатов хозяйствования, которые могут быть достигнуты, в том числе, путем расширения, большей поддержки и стимулирования малых форм бизнеса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Качественными характеристиками малых предприятий, определенными Федеральным законом от 24.07.2007 № 95 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», выступают следующие:
• организационно-правовая форма хозяйствования;
• ограничение структуры собственности для обществ с ограниченной ответственностью;
• принадлежность других организационно-правовых форм малого бизнеса (акционерных обществ и хозяйственных партнерств) к предприятиям инновационной направленности.
Они позволяют считать предприятия малого бизнеса, с одной стороны, организациями с минимальным участием иностранных партнеров, а с другой стороны, субъектами экономики, выполняющими особые функции, — разработки и внедрения новаторских идей, способных ускорить технологические и технические прорывы
в отечественной экономике. Зарубежные исследователи, занимающиеся решением экономических проблем малого бизнеса, также отмечают высокие потенциальные возможности ускоренного создания и практического применения на малых предприятиях новых научных и конструкторских решений [1, 2].
Для выполнения стоящих перед малым бизнесом инновационных задач особого внимания должны заслуживать предприятия, работающие в научно-технической и производственной сферах. Ученые небезосновательно утверждают: «Проявление творческих начал больше всего наблюдается в малом бизнесе» [3, с. 88]. Однако данные исследований показывают, что число малых предприятий в стране пока ограничено [4, с. 7-8; 5; 6]: в 2017 г. их доля в общем количестве зарегистрированных организаций в стране составляла лишь 23,5%, а прирост ВВП от деятельности таких предприятий вырос в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 1,7% [3 с. 103].
Низкая доля участия малых форм бизнеса в ВВП страны обусловлена многочисленными причинами. Наиболее важной из них является ориентация малых предприятий на производство несложных по технологии услуг и продукции сокращенной номенклатуры [7] и невысокие объемы изделий инновационного характера на основе работ научно-исследовательского назначения, что обусловлено, в том числе, низким удельным весом таких предприятий в общем количестве малых предприятий — всего лишь 0,7% [3, с. 105].
Известно, что на начало 2017 г. в России среди общего количества малых предприятий наибольший удельный вес составляли предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов и пр. — 37,3%, выполняющие операции с недвижимым имуществом — 21,7%, строительные организации — 12,1%, обрабатывающие производства — 8,9% [3, с. 105]. В таких организациях ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет непростую задачу, которая усложняется в связи с проблемами организационного и методического характера, которые на практике могут быть решены специалистами, обладающими знаниями в учетной сфере. Независимо от предоставленных законодательством возможностей организации бухгалтерского учета на малых предприятиях упрощенными способами, включая упрощенную бухгалтерскую (финансо-
вую) отчетность, если его ведение по нормам п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» принял на себя руководитель экономического субъекта, который должен разбираться в учетных вопросах. Причем нередко принятие решений в сфере бухгалтерского учета и отчетности обусловлено профессиональным суждением специалиста [8, с. 36-41], применением концептуальных принципов бухгалтерского учета1. Справедливы слова Г. Ю. Касьяновой, практические рекомендации которой в области бухгалтерского учета и налогообложения широко известны: «Бухучет — серьезная наука ...и искусство» [9, с. 6].
Сегодняшняя мировая политическая составляющая, обусловленная прежде всего уровнем экономического процветания страны, имеет главенствующее положение в оценке влияния на принимаемые хозяйственные решения в ответ на жесткие санкционные мероприятия в отношении России, обвинения нашей страны в негативных процессах, происходящих в других государствах.
Опросы руководителей малого и среднего бизнеса г. Москвы, проведенные учеными, показали: более половины из них путаются в содержании и затрудняются в понимании отдельных статей нормативных правовых документов, другие «не имеют представления о существовании тех или иных норм, рекомендаций или льгот» [10, с. 37], причем в г. Москве сосредоточены 22% от общего количества малых предприятий, больше чем в каком-либо другом регионе страны [11, с. 64]. Другие авторы подтверждают одну из главных проблем малых предприятий, сдерживающую их динамику,
1 Финансовый учет. Учебник. Гетьман В. Г., ред. М.: Финан-
сы и статистика; 2004:8.
невысокий профессиональный уровень работающих [12, с. 5; 4, с. 213]. Исследователи отмечают также объективный характер низкой социальной защищенности работников малых предприятий, отсутствия у них возможностей регулярного повышения квалификации [13]. Такая ситуация не стимулирует рост качества учетно-информационного обеспечения субъектов малого бизнеса.
Расширение малого предпринимательства в стране, переход его на инновационный путь развития возможны посредством обучения руководителей малых предприятий, специалистов, не имеющих базового бухгалтерского или другого экономического образования, но совмещающих в силу специфики малого бизнеса функции ведения бухгалтерского учета и налогообложения, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности с другими должностными обязанностями, периодического повышения их квалификации за счет бюджетных средств, средств региональных фондов развития и поддержки малого предпринимательства, ресурсов других государственных и негосударственных органов, реализующих меры формирования комфортной предпринимательской среды. Важную роль в повышении эффективности малых предприятий, по мнению отдельных авторов, может сыграть также использование «консалтинга для совершенствования технологий бизнеса и учета» [14], хотя это может вызвать удорожание ведения бухгалтерского учета, увеличить издержки малого бизнеса, негативно сказаться на росте его финансовой результативности. В связи с этим в практике работы малых предприятий при выборе специалиста, в должностные обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, следует исходить из следующих составляющих:
• масштабов организации и оценки рисков предпринимательской деятельности;
• видов деятельности, которыми она занимается;
• формы собственности;
• уровня конкуренции в данном секторе хозяйствования;
• стратегических и тактических задач, которые решаются организацией;
• источников финансирования малого предприятия;
• варианта системы налогообложения, закрепленного в приказе руководителя о налоговой политике малого предприятия;
• информационных потребностей менеджмента в данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой)отчетности;
• элементов планирования и прогнозирования, используемых в организации;
• построения внутреннего контроля хозяйственной деятельности.
Учет данных компонентов функционирования малого предприятия позволит более обоснованно решить задачу назначения специалиста по бухгалтерскому учету, определения уровня и периодичности повышения его профессиональной квалификации.
Известно, что в основе бухгалтерского учета, в том числе на предприятиях малого бизнеса, лежит система его нормативно-правового обеспечения. В настоящее время она представляет довольно объемные, предназначенные для специалистов, следующие документы:
• Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
• Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ или ПБУ) и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обязательным2, если иное не установлено этими стандартами.
Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях предполагает знание этих документов, поскольку в них, наряду с нормами, которые обязательны при ведении бухгалтерского учета для всех субъектов хозяйствования, представлены отдельные исключения для малых предприятий. Такая ситуация не облегчает учетный процесс в субъектах малого бизнеса, ведет к росту его трудоемкости, ошибкам в формировании учетной и отчетной информации. Отсюда справедливы выводы исследователей: «...обилие нормативных документов не решает многих проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры при ведении бухгалтерского финансового и налогового учета» [15]. От себя заметим: отсутствие заинтересованной политики и государственных решений по развитию нормативно-правового обеспечения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности на малых предприятиях, интеграции учетных и налоговых методик, сокращению
2 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ст. 21 п. 2. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/c1b1ebfc4c28e89e4737a4d 27885d9f0b15678fb/ (дата обращения: 20.03.2019).
расходов на их ведение не способствует росту количества таких предприятий и их успешности.
Разработка инструкции по применению сокращенного Плана счетов является предложением, не лишенным основания из-за невысокого профессионального уровня специалистов, ведущих бухгалтерский учет и составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность на предприятиях малого бизнеса.
К усложнению формирования бухгалтерских данных приводят также противоречия и недоработки, содержащиеся в нормативных правовых документах по бухгалтерскому учету. О них пишут С. Н. Гришкина и И. В. Сафонова [16], Е. С. Крупинова [17] и др. ФСБУ устанавливают «План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения»3. Данное правило, по всей видимости, свидетельствует, что План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению4 является федеральным стандартом бухгалтерского учета или, по меньшей мере, представляет документ, обязательный для применения всеми российскими организациями, в том числе и малыми предприятиями. Необязательность его использования устанавливается отдельными положениями ФСБУ.
Анализ возможностей способов бухгалтерского учета с упрощением бухгалтерской (финансовой) отчетности для малых предприятий5 показыва-
3 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ст. 21 п. 3. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/c1b1ebfc4c28e89e4737a4d 27885d9f0b15678fb/ (дата обращения: 20.03.2019).
4 Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_29165/ (дата обращения: 20.03.2019).
5 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ст. 6 п. 4. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/d7372b9bbb772927073ce5 66a64848b23aa14879/ (дата обращения: 20.03.2019).
ет, что предложение в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях6 о применении сокращенного рабочего Плана счетов бухгалтерского учета является неправомерным. Вывод вытекает из того, что по правилам законодательства в самих стандартах должно быть прописано данное разрешение, чего нет в действующем Плане счетов, обязательным для применения всеми предприятиями, ведущими бухгалтерский учет. Попытка устранения отмеченного противоречия была выполнена уполномоченным федеральным органом регулирования бухгалтерского учета в документе непонятного статуса7, применяемым на добровольной основе и не входящем в систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета. В п. 3 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2016 указано, что сокращение количества синтетических счетов в рабочем плане счетов предусмотрено п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»8, что не соответствует действительности.
Решение вопроса о правомерном применении сокращенного Плана счетов бухгалтерского учета, разрешенного в документах, необязательных для применения в малых предприятиях: Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н, сообщенных Департаментом регулирования учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности на основе обобщения вопросов, поступающих в отношении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, в информации Минфина РФ № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», возможно разными способами. Авторы предлагают составление «поясняющей инструкции по применению со-
6 Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21879/ (дата обращения: 20.03.2019).
7 Информация Минфина России от 29.06.2016 № П3-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_200331/ (дата обращения: 20.03.2019).
8 Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/2d5270 7f5a4d5314b9e470a9bf59cb826ec848dd/ (дата обращения: 20.03.2019).
кращенного Плана счетов, рекомендованного субъектам малого предпринимательства» [18].
Разработка инструкции по применению сокращенного Плана счетов является предложением, не лишенным основания из-за невысокого профессионального уровня специалистов, ведущих бухгалтерский учет и составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность на предприятиях малого бизнеса. Принятие решения по созданию Плана счетов бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета, и инструкции по его применению, потребует проведения следующих организационных мероприятий:
• отнесения его к уровню федеральных стандартов бухгалтерского учета, обязательных для применения всеми предприятиями, применяющими упрощенную систему бухгалтерского учета;
• внесения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению ссылок на особенности использования отдельных счетов бухгалтерского учета в Плане счетов бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета.
Помимо этого, следует разработать также детальную инструкцию по применению такого Плана счетов, что позволит сократить трудоемкость учетного процесса и упростить учетную работу.
Специализированный План счетов бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета, целесообразно дополнить соответствующими федеральными стандартами, где детально проработать, регламентировать и представить правила организационно-методического обеспечения учетного процесса на малых предприятиях. На разработке такого положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) настаивают М. В. Кравченко и А. Ф. Мялкина [19], О. С. Карпова [20] и др. Для упрощения учетной работы в субъектах малого предпринимательства более целесообразна разработка и утверждение двух специализированных федеральных стандартов бухгалтерского учета — ФСБУ «Учет на предприятиях малого бизнеса» и ФСБУ «Бухгалтерская (финансовая) отчетность на предприятиях малого бизнеса». ФСБУ «Учет на предприятиях малого бизнеса» должен содержать комплекс всех правил построения и организации бухгалтерского учета, а также возможные способы оценки объектов бух-
галтерского учета, методы их группировки, списания, погашения стоимости, формирования обобщенных учетных данных. В ФСБУ «Бухгалтерская (финансовая) отчетность на предприятиях малого бизнеса» следует объединить как общие правила составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в субъектах малого предпринимательства, так и порядок формирования отдельных показателей в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Решение проблем нормативно-правового обеспечения учетного процесса в таких предприятиях будет стимулировать работу по формированию более качественной, достоверной и системной информации о деятельности малых предприятий с учетом потребностей как внутренних, так и внешних пользователей. Акцент должен быть сделан, прежде всего, на отечественные инвестиции, без которых развитие и рост таких предприятий затруднены. Опираясь на выводы ведущих исследователей о перспективах преодоления в стране экономического спада «только в рамках антикризисной политики восстановления экономического роста, опирающейся на внутренние источники финансирования» [21], можно сделать вывод: формирование учетной и отчетной информации исходя из реальных источников инвестиций должно стать базовым при определении перспектив развития российской системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, включая малые предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационно-методическое обеспечение учетного процесса на малых предприятиях характеризуется невысоким уровнем, повышение которого обусловлено необходимостью более внимательного отношения органов государственного и негосударственного регулирования бухгалтерского учета к разработке нормативных правовых документов для таких субъектов хозяйствования. При обосновании направлений его развития следует учитывать особенности организации хозяйственного процесса, потребность в низких расходах по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности, невысокий профессиональный уровень специалистов в области бухгалтерского учета. Отмеченные факторы требуют разработки специальных документов, регламентирующих учетный процесс на малых предприятиях: инструкции по применению сокращенного Плана счетов на малых предприятиях в условиях упрощенной системы, ФСБУ «Учет на предприятиях малого бизнеса» и ФСБУ «Бухгалтерская (финансовая) отчетность на предприятиях малого бизнеса». Их разработка позволит не только сократить трудоемкость учетной работы, но и повысить полезность учетной информации для представления внешним и внутренним пользователям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Khocha N. The organization of management accounting at small enterprises in Ukraine. Baltic Journal of Economic Studies. 2017;3(4):271-279.
2. Papazov E., Mihaylova L. Linking accounting information with business planning in Bulgarian SMEs. In: Proc. of The 8th Int. management conf. "Management challenges for sustainable development". Bucharest; 2014:321-327. URL: http://conferinta.management.ase.ro/archives/2014/pdf/30.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
3. Мурыгина Л. С. Теория малого предпринимательства в условиях рыночной экономики. Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера»; 2018. 212 с.
4. Жердева О. В., Столярова М. А. Состояние и проблемы учетно-аналитического обеспечения субъектов малого предпринимательства в России. Курск: ЗАО «Университетская книга»; 2016. 99 с.
5. Бондаренко С. В., Бондаренко Т. И. Институциональный климат малого бизнеса России. Научный журнал КубГАУ. 2014;101(07):1357-1366.
6. Адаменко А. А. Субъекты малого предпринимательства и проблемы применения ими льгот. Экономика. Право. Печать. ВестникКСЭИ. 2007;1-3(32-34):15-19.
7. Шахбанов Р. Б., Шахбанова С. Р., Ибрагимова А. Х. Организационно-экономические и нормативно-правовые вопросы ведения бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства. Международный бухгалтерский учет. 2011;19(169):33-43.
8. Харченко О. Н., Туровец А. А. Формирование системы бухгалтерского учета на малых предприятиях. Красноярск: Сибирский федеральный университет; 2012. 209 с.
9. Касьянова Г. Ю. Малый бизнес — малый учет. М.: АБАК; 2017.112 с.
10. Терехова Е. С. К вопросу о нормативном регулировании бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса. Аудитор. 2016;(2):33-40.
11. Пономарева Г. Т., Тимохин Д. В. Малое предпринимательство в системе инновационного развития национальной экономики. Казань: Изд-во «Бук»; 2018. 124 с.
12. Жулина Е. Г., Кузнецова И. В., Мягкова Т. Л. Инструменты стратегического развития малого бизнеса. Саратов: ИИРПК; 2018. 180 с.
13. Андреева С. В. Учетно-информационное обеспечение деятельности малых предприятиях в современных условиях. Экономические науки. 2010;66(5):213-216.
14. Потехина Е. Н. Проблемы и пути совершенствования учета на малых предприятиях. Фундаментальные исследования. 2014;9(6):1322-1325.
15. Слободняк И. А., Быкова Т. Л. Проблемы бухгалтерского учета и экономического анализа поступления и ввода в эксплуатацию внеоборотных активов. Экономика и управление: проблемы и решения. 2013;(9):28-39.
16. Гришкина С. Н., Сафонова И. В. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Международный бухгалтерский учет. 2011;47(197):17-25.
17. Крупинова Е. С. Институциональный подход к регламентации организации учете в микропредприятиях. Международный бухгалтерский учет. 2018;21(7):746-758.
18. Копылова Е. К., Копылова Т. И. Особенности нормативного регулирования и бухгалтерского учета внеоборотных активов в субъектах малого предпринимательства. Международный бухгалтерский учет. 2018;21(3):344-362.
19. Кравченко М. В., Мялкина А. Ф. Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях в Российской Федерации. Социально-экономические явления и процессы. 2015;10(4):48-54.
20. Карпова О. С. Современные аспекты развития институциональной модели учета субъектов малого предпринимательства в России. Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015;2(108):157-161.
21. Ивантер В. В. Перспективы восстановления экономического роста в России. Вестник Российской академии наук. 2017;87(1):15-23.
REFERENCES
1. Khocha N. The organization of management accounting at small enterprises in Ukraine. Baltic Journal of Economic Studies. 2017;3(4):271-279.
2. Papazov E., Mihaylova L. Linking accounting information with business planning in Bulgarian SMEs. In: Proc. of The 8th Int. management conf. "Management challenges for sustainable development". Bucharest; 2014:321-327. URL: http://conferinta.management.ase.ro/archives/2014/pdf/30.pdf (accessed on 20.03.2019).
3. Murygina L. S. The theory of small entrepreneurship in market economy. Chelyabinsk: Pub. ZAO "Library A. Millera"; 2018. 212 p. (In Russ.).
4. Zherdeva O. V., Stolyrova M. A. Condition and problems of accounting and analytical support of small enterprises in Russia. Kursk: ZAO "University book"; 2016; 99 p. (In Russ.).
5. Bondarenko S. V., Bondarenko T. I. Institutional climate of small business in Russia. Nauchnyi zhurnal KubGAU = Scientific Journal of KubSAU. 2014;101(07):1357-1366. (In Russ.).
6. Adamenko A. A. Small businesses and problems of using benefits by them. Ekonomika. Pravo. Pechat'. VestnikKSEI = Economy. Right. Print. Bulletin of KSEI. 2007;1-3(32-34):15-19. (In Russ.).
7. Shakhbanov R. B., Shakhbanova S. R., Ibragimova A. Kh. Organizational, economic, normative and legal issues of accounting at small enterprises. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting. 2011;19(169):3-43. (In Russ.).
8. Kharchenko O. N., Turovets A. A. Creating the system of accounting at small enterprises. Krasnoyarsk: Siberian Federal University; 2012. 209 p. (In Russ.).
9. Kas'yanova G. Yu. Small business — small account. Moscow: ABAK; 2017. 112 p. (In Russ.).
10. Terekhova E. S. To the issue of normative regulation of the accounting for enterprises of small business. Auditor = Auditor. 2016;(2):33-40. (In Russ.).
11. Ponomareva G. T., Timokhin D. V. Small enterprises in the system of innovative development of the national economy. Kazan: Publ. "Buk"; 2018. 124 p. (In Russ.).
12. Zhulina E. G., Kuznetsova I. V., Myagkova T. L. Instruments for strategic development of small businesses. Saratov: IIRPK; 2018. 80 p. (In Russ.).
13. Andreeva S. V. Accounting and information support of the activity of small businesses under modern conditions. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences. 2010;66(5):213-216. (In Russ.).
14. Potekhina E. N. Problems and ways to improve accounting at small enterprises. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental studies. 2014;9(6):1322-1325. (In Russ.).
15. Slobodnyak I. A., Bykova T. L. Problems of accounting and economic analysis of the receiving and commissioning long-term assets. Ekonomika i upravlenie: problemy i resheniya = Economy and management: Problems and decisions. 2013;(9):28-39. (In Russ.).
16. Grishkina S. N., Safonova I. V. Problems and prospects of the development of the accounting at enterprise of the small business. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting. 2011;47(197):17-25. (In Russ.).
17. Krupinova E. S. Institutional approach to regulation of the organizations of accounting at microenterprises. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2018;21(7):746-758. (In Russ.).
18. Kopylova E. K., Kopylova T. I. Particularities of the normative regulation and accounting of long-term assets at small enterprises. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting. 2018;21(3):344-362. (In Russ.).
19. Kravchenko M. V., Myalkina A. F. Problems of methodical, normative and legal regulation of accounting at small enterprises in the Russian Federation. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socioeconomic phenomena and processes. 2015;10(4):48-54. (In Russ.).
20. Karpova O. S. Modern aspects of the development of an institutional model of accounting at small enterprises in Russia. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Herald of the Kuzbass state technical university. 2015;2(108):48-54. (In Russ.).
21. Ivanter V. V. Prospects of the recovery of economic growth in Russia. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk = Herald to Russian academy of the sciences, 2017;87(1):15-23. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Светлана Николаевна Поленова — доктор экономических наук, профессор Департамента учета,
анализа и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия
ABOUT THE AUTOR
Svetlana N. Polenova — Dr. Sci. (Econ.), Professor of the Department of the Accounting, Analysis and
Audit, Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила в редакцию 20.05.2019; после рецензирования 24.06.2019; принята к публикации 15.07.2019. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 20.05.2019; revised on 24.06.2019 and accepted for publication on 15.07.2019. The author read and approved the final version of the manuscript.