Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дисциплинарная ответственность / дисциплинарный проступок / меры дисциплинарного взыскания / обучающиеся / форма деформации правосознания / disciplinary responsibility / disciplinary offence / disciplinary sanctions / students / form of deformation of legal consciousness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Александр Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся. На основе анализа научной литературы, законодательства, локальных актов образовательных организаций и судебной практики рассматриваются такие важные аспекты привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, как проблема вины и негативных последствий нарушения процедуры привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности. Внимание уделяется не только регулятивной функции нормативных актов в частности и права в целом, но и их воспитательному потенциалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLYING DISCIPLINARY SANCTIONS TO STUDENTS

The article deals with the problems of applying disciplinary measures to students. On the basis of the analysis of scientific literature, legislation, local acts of educational organisations and judicial practice such important aspects of bringing students to disciplinary responsibility as the problem of guilt and negative consequences of violation of the procedure of bringing students to disciplinary responsibility are considered. Attention is paid not only to the regulatory function of normative acts in particular and law in general, but also to their educational potential.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ»

УДК 342.951

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-158-166

Коваленко Александр Сергеевич

ассистент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: alexander. cowalencko2016@yandex. ru

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ

Alexander S. Kovalenko

assistant of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya str. e-mail: alexander.cowalencko2016@yandex.ru

PROBLEMS OF APPLYING DISCIPLINARY SANCTIONS TO STUDENTS

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся. На основе анализа научной литературы, законодательства, локальных актов образовательных организаций и судебной практики рассматриваются такие важные аспекты привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, как проблема вины и негативных последствий нарушения процедуры привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности. Внимание уделяется не только регулятивной функции нормативных актов в частности и права в целом, но и их воспитательному потенциалу.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, меры дисциплинарного взыскания, обучающиеся, форма деформации правосознания.

Abstract. The article deals with the problems of applying disciplinary measures to students. On the basis of the analysis of scientific literature, legislation, local acts of educational organisations and judicial practice such important aspects of bringing students to disciplinary responsibility as the problem of guilt and negative consequences of violation of the procedure of bringing students to disciplinary responsibility are considered. Attention is paid not only to the regulatory function of normative acts in particular and law in general, but also to their educational potential.

© Коваленко А.С., 2023

Key words: disciplinary responsibility, disciplinary offence, disciplinary sanctions, students, form of deformation of legal consciousness.

Чешская пословица «Школа без дисциплины есть мельница без воды» отражает одно из условий, способствующее успешному функционированию современной классно-урочной системы. В Российской Федерации, не смотря на богатый опыт по созданию профессорский дисциплинарных судов и попыток создания дисциплинарных кодексов образовательных учреждений в Российской Империи, правил поведения для школьников в СССР, проблема поддержания дисциплины в образовательных организация остается до сих пор актуальной. В связи с этим особый интерес представляют мнения ученых по поводу данной темы, проблемы законодательства в данной сфере, а также отдельного изучения заслуживают локальные акты образовательных организаций и их влияние на применение мер дисциплинарной ответственности к обучающимся.

В юридической науке одним из основных споров является спор о квалификации нарушения обучающимися локальных актов организации как дисциплинарных проступков. Так, часть ученых (например, М.Н. Малеина), ссылаясь на ст. 192 Федерального Закона от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - ТК РФ) [4], согласно которой под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, указывают, что отношения между обучающимся и образовательной организацией не являются трудовыми, а, следовательно, использование термина «дисциплинарная ответственность» в образовательном законодательстве неприменимо [2].

Согласно другой позиции, дисциплинарная ответственность определяется как юридическая ответственность за нарушение дисциплины в какой либо сфере. Так, например, Е.Ю. Забрамная пишет о том, что, несмотря на различную отраслевую природу трудовых и образовательных отношений, их объединяет то, что субъект определенной деятельности (в данном случае трудовой или образовательной), включенный в состав устойчивого коллектива организации, несет обязанность по подчинению ее внутреннему распорядку и, следовательно, за неисполнение этой обязанности может быть привлечен к дисциплинарной ответственности [1].

На наш взгляд вопрос ответственности обучающихся является неотъемлемой частью образовательной системы, так как для достижения эффективности обучения необходима определенная структура и организованность образовательного процесса, для чего необходимо не только установление определенных правил и закрепление за обучающимися определенных обязанностей, но и установление мер ответственности за их нарушение. Решить вопрос о применении термина «дисциплинарная ответственность» в образовательном законодательстве можно путем закрепления в соответствующем законодательстве термина «Дисциплинарный проступок обучающихся» и соответствующего определения.

При попытке вывести определение термина «Дисциплинарный проступок обучающегося» можно столкнуться с другим дискуссионным вопросом, а именно установление вины обучающегося при привлечении к дисциплинарной ответственности. Так, в определении дисциплинарной ответственности в ТК РФ, упомянутом выше, указанно на то, что работник привлекается к дисциплинарной ответственности при наличии вины. При этом в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) [5] не закреплена необходимость установления вины обучающегося при применении дисциплинарного взыскания. Е.В. Надыгина считает, что отсутствие нормативного закрепления необходимости установления вины является проблемой и необходимо закрепить соответствующее положение в законе [3]. Однако, дисциплинарный проступок является видом правонарушения, а, следовательно, имеет субъективную сторону, которая выражается в психическом отношении субъекта к своему деянию и его последствиям, т.е. в вине. С другой стороны, не стоит категорично относиться к данной позиции, так как работники образовательных организаций, как правило, не являются профессиональными правоприменителями и соответственно могут не знать соответствующих догм права. Важность закрепления данных положений может иметь не только юридический, но и воспитательный характер, так как привлечение ребенка к дисциплинарной ответственности за проступок, который он не совершал, может привести к формированию негативного отношения как к локальным актам образовательной организации в частности, так и к праву в целом, что в свою очередь может привести к различным формам деформации правосознания.

Что же касается законодательства, то в Российской Федерации основу правовых предписаний по вопросу ответственности обучающихся составляет ст. 43 Закона об образовании. На момент принятия закона данная статья являлась новацией законодательства, в силу того, что нормативные акты, ранее действовавшие в сфере образования, не содержали статьи, посвященной правовому статусу обучающегося и привлечения его к дисциплинарной ответственности. Ранее отдельные нормы об обязанностях и ответственности обучающихся содержались в Федеральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [7].

В ст. 43 Закона об образовании помимо обязанностей обучающихся указаны:

1) перечень локальных актов организации, за нарушение или неисполнения которых к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, а именно: устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

2) меры дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены к обучающимся, а именно: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность;

3) случаи, исключающие применение мер дисциплинарного взыскания: во время болезни обучающихся, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, а также к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

4) вопросы применения такой меры дисциплинарного взыскания как отчисление из образовательной организации и его обжалования.

Важным является положение, согласно которому при применении мер дисциплинарного взыскания образовательная организация должна учитывать такие критерии, как тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства его совершения и т.д., а также положения, согласно которым дисциплина в образовательной организации должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Помимо этого, применение как физического, так и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Говоря о проблеме применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся, стоит отметить, что согласно ч. 11 ст. 43 Закона об образовании обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Деятельность комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений регулируется локальными актами образовательной организации, которые устанавливают определенные принципы работы комиссий.

Данные принципы направлены в том числе и на защиту прав и интересов ребенка, например, согласно Положения «О комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» МАОУ СОШ № 28 г. Перми, деятельность комиссии основывается на принципе справедливости, согласно которому наказание и иные меры при разрешении спорных и конфликтных ситуаций, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности выявленного негативного факта, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также принципу гуманизма, согласно которому человек является высшей ценностью [9].

Другим примером может послужить Положение «О конфликтной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» МАОУ СШ № 158 «Грани» г. Красноярска, согласно которому конфликтная комиссия при осуществлении своей работы должна обеспечивать соблюдение прав личности [10].

Прежде чем говорить о порядке применения мер дисциплинарного воздействия к обучающимся по разным программа образования и локальных актах образовательных организаций стоит упомянуть проблему установления

различий между некоторыми мерами дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены к обучающимся. Если рассматривать отчисление из организации как самую серьезную меру воздействия, то вопрос о разграничении применения замечания и выговора к обучающимся остается открытым.

Например, в трудовом праве, не смотря на отсутствие четкого разграничения выговора и замечания в трудовом законодательстве, замечание принято считать более мягкой мерой взыскания, не влекущей серьезных последствий, а выговор более серьезной мерой взыскание за грубое или неоднократное нарушение трудовой дисциплины. В образовательном праве и законодательстве отсутствуют критерии разграничения правовых последствий применения таких мер дисциплинарного взыскания и условий их применения. Оба вида мер дисциплинарного воздействия закрепляются в письменном виде и должны быть доведены до сведения лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. В данном случае наличие двух видов мер дисциплинарного взыскания с одинаковыми правовыми последствиями нецелесообразно.

Порядок применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам установлен Приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» [6]. Данный акт дублирует часть положений ст. 43 Закона об образовании, но уточняет сам порядок применения мер дисциплинарного взыскания, в частности, сроки применения мер дисциплинарного взыскания и порядок обжалования.

Что же касается упоминания применения мер дисциплинарного взыскания в локальных актах образовательных организаций осуществляющих свою деятельность по программам указанным в предыдущем абзаце, то данные образовательные организации дублируют в них положения закона и не указывают конкретные перечни дисциплинарных проступков и грубых дисциплинарных проступков. Однако, есть и противоположные примеры. Так, согласно Правилами внутреннего распорядка ГБОУ «Лицей Вторая школа» г. Москвы, к обучающимся, нарушившим положения локальных актов образовательной организации, помимо дисциплинарного взыскания и в качестве его альтернативы могут быть применены меры воспитательного характера, которые заключаются в разъяснении обучающимся недопустимость нарушения правил в Лицее [11]. В Правилах внутреннего трудового распорядка обучающихся ГБПОУ «Пермского профессионально-педагогического колледжа» (ПППК) указан перечень проступков, при совершении которых к обучающимся применяется такая мера дисциплинарного воздействия как

отчисление, к таким случаям относятся академическая неуспеваемость, немедицинское употребление наркотических веществ и т.д. [14].

Важность проработанности вопросов применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся и случаев их применения в локальных актах образовательных организаций заключается в том, что решение о применении тех или иных мер дисциплинарной ответственности отдано на откуп образовательным организациям, а также само привлечение к дисциплинарной ответственности основывается на факте нарушения обучающимся данных актов. Это подтверждается и судебной практикой. В качестве примера можно привести Апелляционное определение Курганского областного суда от 18.12.2018 по делу № 33-3861/2018, в котором указанно, что право учебного заведения отчислить из университета студента, грубо нарушающего правила внутреннего распорядка и правила проживания в общежитиях предусмотрено Законом об образовании в Российской Федерации, а выбор мер дисциплинарного воздействия является исключительной компетенцией образовательного учреждения [8]. В связи с этим недочеты в составлении локальных актов образовательной организации могут привести к неблагоприятным последствиям, например, привлечение к дисциплинарной ответственности невиновного лица или наоборот, обучающийся, совершивший дисциплинарный проступок может избежать ответственности.

Как уже отмечалось выше, подобные ситуации могут иметь не только юридические, но и негативные последствия, связанные с воспитанием обучающихся. Помимо того, что несоблюдение процедуры привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности и учета наличия вины обучающихся могут повлиять на его правосознание, грамотно составленные локальные акты образовательной организации могут быть одним из факторов влияния на учеников, которые уже имеют определенную форму деформации правосознания.

Так, например, в современных условиях, когда расширяются права и свободы обучающихся при недостаточной сформированности ответственности их за свои действия, среди обучающихся, можно встретить зачатки такой формы деформации правосознания как перерождение правосознания или негативно-правовой радикализм. Отличительной чертой данной формой деформации правосознания является то, что такое лицо обладает хорошим уровнем знаний в области права, но использует их для избегания ответственности при совершении правонарушений. В данном случае правильно составленные локальные акты могут минимизировать риск ухода от ответственности таких обучающихся и защитить других участников образовательного процесса.

В сфере высшего образования сложилась противоположная ситуация. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, который должен устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, т.е. Министерством науки и высшего образования РФ, в данный момент отсутствует. При этом высшие учебные заведения в своих «Правилах внутреннего распорядка для обучающихся», как правило, имеют соответствующий раздел «Дисциплинарные взыскания». Обычно данный раздел дублирует положения ст. 43 Закона об образовании, однако, в некоторых образовательных организациях даются соответствующие перечни проступков и их виды. Так, например, в Правилах внутреннего распорядка для обучающихся ПГНИУ» ФГАОУ ВО «Пермского национально-исследовательского университета» (ПГНИУ), выделяются дисциплинарный проступок и грубый дисциплинарный проступок. Также устанавливаются перечни соответствующих видов проступков, например, дисциплинарным проступком считается несоблюдение правил пожарной безопасности, утеря, а также порча студенческого билета, а к грубым дисциплинарным проступкам относится нарушение учебной дисциплины, курение на территории университета и т.д. [12].

Другим примером могут послужить Правила внутреннего распорядка обучающихся ФГБОУ ВО «Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета» (ПГГПУ), в которых также содержится перечень грубых нарушений, например, игра в азартные игры на территории университета, курение в неположенном месте или передача пропуска в университет или общежитие другому лицу [13].

Особого внимания заслуживают локальные акты образовательных организаций, в которых указывается необходимость установления вины при применении мер дисциплинарной ответственности к обучающимся. Примером такой организации может являться ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» (УУНиТ), согласно п. 2.6. Приказа данной организации от 06.03.2023 года № 0496 «Об утверждении «Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» субъективная сторона дисциплинарного проступка выражается в виновности обучающегося [15].

Проанализировав все вышесказанное можно утверждать, что дальнейшее совершенствование института дисциплинарной ответственности обучающихся и проработка вопросов более качественной подготовки локальных нормативных актов позволит более эффективно применять меры дисциплинарного взыскания к обучающимся на практике, а также может иметь не только юридический, но и положительный воспитательный эффект.

Список литературы

1. Забрамная Е.Ю. Дисциплинарная ответственность: межотраслевой аспект и актуальные проблемы правового института // Трудовое право в России и за рубежом. - 2019. - № 3. - С. 42-45.

2. Малеина М.Н. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе вуза (природа санкции, основания применения, порядок осуществления) // Lex Russica. - 2018. - № 5. - С. 117-127.

3. Надыгина Е.В. К вопросу о дисциплинарной ответственности обучающихся (теоретические и практические аспекты) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2021. - № 3. - С. 122129.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 1, ч. 1. - Ст. 3.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53, ч. 1. -Ст. 7598.

6. Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания : Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 (ред. от 21.04.2016) // Российская газета. - 2013. - № 136.

7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135. (утратил силу).

8. Апелляционное определение Курганского областного суда от 18.12.2018 по делу № 33-3861/2018. Документ опубликован не был // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Положение «О комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» МАОУ СОШ № 28 г. Перми [Электронный ресурс] : утверждено приказом Директора от 27.11.2019 № 345. -URL: https://59320s004.edusite.ru/DswMedia/komissiiya.pdf (дата обращения: 15.09.2023).

10. Положение «О конфликтной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» МАОУ СШ № 158 «Грани» г. Красноярск [Электронный ресурс] : утверждено Директором МАОУ СШ № 158 «Грани» г. Красноярск 31.08.2022 - URL: https://sh158-krasnoyarsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat files/32/50/IMG 0001 16 .pdf (дата обращения: 15.09.2023).

11. Правила внутреннего распорядка ГБОУ «Лицей Вторая школа» г. Москва [Электронный ресурс] : утверждены Директором ГБОУ «Лицей Вторая школа» г. Москва 17.06.2020. - URL: https://st.educom.ru/eduoffices/gateways/get file.php?id=°/o7B79EE969A-0DB9-5412-08CF-68000F574C46%7D&name=file.pdf (дата обращения: 12.09.23).

12. Правила внутреннего распорядка для обучающихся ФГАОУ ВО ПГНИУ [Электронный ресурс] : утверждены Приказом ректора ПГНИУ от 12 марта 2014 № 190/2 - URL: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_nd/pvr.pdf (дата обращения: 12.09.23).

13. Правила внутреннего распорядка обучающихся ФГБОУ ВО ПГГПУ [Электронный ресурс]. Протокол заседания ученого совета № 1 от 17.09.2013. -URL: https://pspu.ru/sveden/files/Pravila vnutrennego rasporyadka %28dlya ob-uchayuschixsya%29.pdf?ysclid=lmgf0iyevm790944944 (дата обращения: 12.09.23).

14. Правила внутреннего трудового распорядка обучающихся ГБПОУ (ПППК) [Электронный ресурс]. Утверждены Директором ГБПОУ ПППК 01.03.2019. - URL: https://www.permppk.ru/about/normativnye_dokumenty/obrazovatelnayadeyatelnost-

2021/15 .%20Правила%20внутреннего%20трудового%20распорядка%20обучающихс я.pdf (дата обращения: 15.09.2023).

15. Приказ от 06.03.2023 года № 0496 «Об утверждении «Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» ФГБОУ ВО УУНиТ [Электронный ресурс]. - URL: https://uust.ru/media/eduInfo/0496_06.03.2023_ob-utv-poryadka-prim-mer-discipl-vzyskaniya.pdf (дата обращения: 12.09.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.