Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ / LEGAL STATUS OF STUDENTS / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / DISCIPLINARY PROCEEDINGS / SUBJECTION TO THE DISCIPLINARY LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вышеславова Т. Ф.

Статья посвящена анализу новации Закона об образовании — дисциплинарной ответственности обучающихся, основаниям возникновения дисциплинарной ответственности, дисциплинарному производству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF THE BEING TRAINED

This article deals with the analysis of innovations of the Education Act — the disciplinary responsibility of students, the grounds of disciplinary responsibility, disciplinary proceedings.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

актами Российской Федерации, а также учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. В РЮО законодательство об образовании проходит процесс становления, обсуждается проект закона об образовании.

В отличие от Республики Южная Осетия процедура заключения трудового договора в России может быть закреплена также правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Формирование нового законодательства об образовании в России и в Республике Южная Осетия предполагает дальнейшую серьезную работу по подготовке и принятию правовых актов, регламентирующих процедуру заключения трудового договора с руководителем образовательной организации (порядок проведения аттестации руководителей образовательных организаций, установление квалификационных требований и закрепление их в соответствующих квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональных стандартах и пр.).

Следовательно, трудовые отношения с работодателем руководителя образовательной организации возникают на основе сочетания юридических фактов назначения, утверждения, избрания и трудового договора.

Т.Ф. Вышеславова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета vysheslavova_ $"@таМ. ги

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Аннотация: статья посвящена анализу новации Закона об образовании — дисциплинарной ответственности обучающихся, основаниям возникновения дисциплинарной ответственности, дисциплинарному производству.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, правовой статус обучающихся, привлечение к дисциплинарной ответственности, дисциплинарное производство. 125

Summary: this article deals with the analysis of innovations of the Education Act — the disciplinary responsibility of students, the grounds of disciplinary responsibility, disciplinary proceedings.

Keywords: disciplinary responsibility, the legal status of students, subjection to the disciplinary liability, disciplinary proceedings.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Закон «Об образовании», Закон), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., в ст. 43 впервые установил дисциплинарную ответственность обучающихся. Дисциплинарная ответственность

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598.

присуща трудовым правоотношениям при наличии специфических субъектов, объекта, прав и обязанностей данных субъектов, процедуры применения дисциплинарной ответственности. Чем же вызвано закрепление дисциплинарной ответственности в правоотношениях, выходящих за рамки трудовых, имеющих гражданско-правовой характер?

Образовательные правоотношения регулируются образовательным законодательством и представляют собой отношения, в которые вступают в процессе обучения и воспитания, с одной стороны, обучающиеся, а с другой стороны — образовательные учреждения и педагоги. Их специфика проявляется практически во всех элементах структуры образовательного правоотношения — объекте, субъектном составе и содержании.

Как отмечает Т.Н. Трошина, существенной особенностью содержания образовательного правоотношения является то, что обязанная сторона — образовательное учреждение — обладает властными полномочиями по отношению к управомоченному субъекту (обучающемуся, воспитаннику). К управомоченному субъекту могут применяться меры дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из образовательного учреждения1. Закон «Об образовании» в пп. 1—2 ст. 43 устанавливает основные обязан-3: ности обучающихся, оставляя открытым их перечень, который может быть ^ расширен другими статьями Закона, иными законами и подзаконными нор-^ мативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Виновное § нарушение данных обязанностей обучающимися приводит к возникновению

дисциплинарной ответственности. ^ Часть 3 ст. 44 Закона «Об образовании» устанавливает основания < применения к обучающимся дисциплинарной ответственности. Такими :: основаниями признаются: 1) неосвоение или неполное освоение в уста-^ новленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного ° плана; 2) нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательной организации или положения о специализированном структурном т образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение; ш 3) вред, причиненный по их вине имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии со ст. 192 ТК РФ установлены виды дисциплинарных взысканий. Определены категории 126 обучающихся, к которым указанные меры не применяются или применя-

- ются с ограничениями, а также периоды недопустимости их применения.

Не допускается применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся. Заимствованы и дополнены Законом и нормы о выборе меры дисциплинарного взыскания. Так, дополнительно должны учитываться поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. По решению образовательной организации за неоднократное совершение дисциплинарных проступков допускается отчисление из организации несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста

1 См.: Трошина Т.Н. Понятие и структура образовательного правоотношения // Реформы и право. 2011. № 3. С. 15.

СО

о

пятнадцати лет, как мера дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется как исключительная мера с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства.

Если руководитель образовательного учреждения не уверен в своей правоте относительно налагаемого взыскания в виде отчисления или же сомневается в достаточном обосновании и количестве доказательств, лучше ограничиться выговором или замечанием. Если все же возникла необходимость отчислить обучающегося, то руководитель должен быть не только абсолютно уверен в своей правоте, но и позаботиться о достаточных документальных доказательствах. В противном случае может возникнуть спор.

Органы, осуществляющие обучение, органы местного самоуправления, законные представители не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования. Тем самым соблюдаются гарантии на получение только общего образования. Обучающийся и его законные представители вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности должен быть определен Министерством образования и науки РФ1.

Одним из основополагающих принципов законности и правопорядка в обществе в целом и в образовательной сфере в частности является неотвратимость ответственности за правонарушения.

Таким образом, на законодательном уровне впервые установлены основные элементы правового статуса обучающегося. Однако считаем, что целесообразно разделить в законе обязанности и ответственность в самостоятельные статьи. Отражение ответственности в рамках самостоятельной статьи будет способствовать формированию более четкого представления у обучающихся о наступлении неблагоприятных последствий вследствие виновных нарушений образовательного процесса.

Механический перенос из ТК РФ видов дисциплинарных взысканий в Закон «Об образовании» вряд ли можно признать удачной идеей. | Действующий набор средств дисциплинарного воздействия на обучающегося для поддержания дисциплины необходимо дополнять мерами общественного 127

воздействия на нарушителя дисциплины. Безусловно, данное дополнение -

набора воздействий в Законе стало бы весьма эффективным средством воздействия на нерадивых обучающихся. Перечень дисциплинарных взысканий, установленный ТК РФ и иными федеральными законами, положениями или уставами о дисциплине, является исчерпывающим, поэтому образовательная | организация в правилах внутреннего распорядка не может установить иной | вид взыскания. 8

О

Необходимо также в Законе, Уставе образовательной организации, прави- ® лах внутреннего распорядка предусмотреть порядок самого дисциплинарного

1 См.: Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / под ред. В.Е. Усанова. М., 2013. С. 45.

о

п

г о

СП

у

X 0) 5 В

в

128

производства. Так, существенным регламентирующим фактором можно включить обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, что является достаточно редким явлением в дисциплинарном производстве. Лицо, привлекаемое к дисциплинарной ответственности, вправе защищать свои интересы в дисциплинарном производстве лично и с помощью представителя.

В развитых странах Запада, несмотря на давние и прочные традиции демократии, образовательные отношения регламентируются достаточно жестко. Такие государства и в условиях автономии образовательных организаций в целях подлинной защиты интересов обучающихся стараются максимально конкретизировать их права и обязанности в законе. В России статус конкретного студента во многом зависит от уровня демократии и правопорядка в отдельном вузе. Зарубежное законодательство об образовании содержит примеры подобной регламентации статуса студента; в российской практике большое значение приобретают положения уставов вузов, ощутимую роль играют подзаконные нормативные акты1.

Образовательное законодательство впервые восприняло в своих нормах динамику образовательных отношений, т. е. механизм их возникновения, î изменения и прекращения. Кроме того, самостоятельную нормативную ^ регламентацию получил договор об образовании как основной инструмент ^ регулирования поведения субъектов образовательной деятельности в рамках ^ образовательного процесса2. На основании ст. 192 ТК РФ дисциплинарные § взыскания применяются за неисполнение или ненадлежащее исполнение □l работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. s Последние должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной < инструкции либо в локальных нормативных актах работодателя, с которыми s работника знакомят до подписания трудового договора. Таким образом, g действительно возрастает роль локального регулирования правового статуса ° обучающегося, особенно заключаемого с ним договора, порядка ознакомления с Уставом, правилами внутреннего распорядка. Следовательно, прежде m чем начинать процедуру привлечения обучающегося к ответственности, m нужно убедиться в том, что он ознакомлен с тем документом, положения [Зь которого он нарушил. Ознакомление обучающегося подтверждается его подписью с указанием даты либо на самом документе, либо в журнале или листе ознакомления.

Необходимо закрепить обязательность фиксирования факта совершения дисциплинарного проступка. Отметим, что такое требование в трудовом законодательстве не содержится, однако сделать это необходимо: законодатель связывает начало течения срока для применения взыскания к субъекту дисциплинарной ответственности именно с днем обнаружения проступка.

1 См.: Барабанова С.В. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 9.

2 См.: Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. 2013. № 2. С. 13.

СО

О

Cl

Что же можно считать дисциплинарным проступком? Дисциплинарный проступок должен обладать совокупностью признаков, наличие которых является основанием наложения дисциплинарного взыскания. Субъектом правонарушения может быть обучающийся, находящийся в образовательных правоотношениях с образовательным учреждением. Субъективной стороной является вина обучающегося, т. е. умысел или неосторожность. Объективная сторона — это негативные последствия проступка для образовательной организации. Должна также существовать причинно-следственная связь между действием (бездействием) обучающегося и последствиями для образовательного учреждения. Наложение взыскания должно оформляться приказом, где следует указать: факт нарушения дисциплины, вид нарушения, время совершения или обнаружения дисциплинарного проступка, вид дисциплинарного взыскания и документы, на основании которых издается этот приказ.

Говоря о наложении дисциплинарного взыскания, нельзя не упомянуть о снятии взыскания. Его порядок должен подробно регламентироваться локальным актом образовательной организации и соответствовать ст. 194 ТК РФ.

Таким образом, вводимые Законом «Об образовании» новации являются важным шагом на пути к формированию эффективного механизма правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, обладающего стабильностью и одновременно возможностью динамичного развития, направленного на реализацию статусных прав и обязанностей обучающихся. Это в свою очередь выступит дополнительной гарантией реализации прав личности в сфере образования.

о

п

г о

СП

у

X 0) 5 В

129

е ш

ое

ф §

а и о и а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.