Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)'

К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК / МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надыгина Е. В.

На основе анализа действующего законодательства, судебной практики и практики работы образовательных организаций рассматриваются такие важные аспекты привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, как проблема вины, возраста дисциплинарной правосубъектности обучающегося, соблюдения процедуры и негативных последствий привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF STUDENTS (THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS)

The article based on the analysis of current legislation, judicial practice and practice of educational organizations discusses such important aspects of bringing students to disciplinary responsibility as the problem of guilt, age of disciplinary personality of students, compliance with the procedure and the negative consequences of bringing students to disciplinary responsibility.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»

122

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского, 2021, № 3, с. 122-129

УДК 342.951

DOI 10.52452/19931778_2021_3_122

К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

© 2021 г. Е.В. Надыгина

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

nadygina@yandex.ru

Поступилн в реднкцию 11.01.2021

На основе анализа действующего законодательства, судебной практики и практики работы образовательных организаций рассматриваются такие важные аспекты привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, как проблема вины, возраста дисциплинарной правосубъектности обучающегося, соблюдения процедуры и негативных последствий привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности.

Ключевые словн: дисциплинарная ответственность обучающихся, дисциплинарный проступок, меры дисциплинарного взыскания, последствия применения мер дисциплинарного взыскания.

Обязанностям и ответственности обучающихся посвящена статья 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). В соответствии с данной статьей обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план; выполнять требования устава, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов организации, в которой они проходит обучение; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися, а также бережно относиться к имуществу организации, в которой проходят обучение. Обучающиеся могут иметь и иные обязанности, установленные Законом об образовании, иными федеральными законами, а также обязанности обучающихся могут быть расширены договором об образовании, заключенным с обучающимся [1].

Закон об образовании закрепляет, что за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее также - образовательная организация), правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Так как законодатель не вводит понятие дисциплинарной ответственности и дисциплинарного проступка обучающегося, возникает закономерный вопрос: являются ли вышеуказанные

нарушения обучающимися локальных актов образовательной организации дисциплинарными проступками или это какой-то особый вид правонарушений, за совершение которых для обучающегося должны наступить негативные последствия?

М.Н. Малеина высказала сомнение о квалификации законодателем нарушений обучающимися локальных актов образовательной организации как дисциплинарных проступков. По ее мнению, согласно ст. 192 ТК РФ, дисциплинарным проступком считается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, вследствие чего работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. Так как образовательные отношения между обучающимся и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не являются трудовыми, дисциплинарный проступок выступает определяющим понятием применительно к вопросам дисциплины труда, поэтому использование подобного термина в образовательном законодательстве применительно к поведению обучающегося, на ее взгляд, недопустимо [2, с. 119].

Другой позиции придерживается Е.Ю. За-брамная, которая характеризует дисциплинарную ответственность как юридическую ответственность за нарушение дисциплины в какой-либо сфере. По ее мнению, институт дисциплинарной ответственности имеет межотраслевой характер и отношения, в рамках которых применяется данный вид ответственности, регулируются нормами различных отраслей права. К таким отношениям она относит не только трудовые и служебные, но также образовательные отношения. Автор подчеркивает, что, несмотря

на различную отраслевую природу упомянутых отношений, все их объединяет то, что субъект определенной деятельности (трудовой, служебной, учебной и др.) в связи с включением в состав устойчивого коллектива организации несет обязанность по подчинению ее внутреннему распорядку и, следовательно, за неисполнение этой обязанности может быть привлечен к дисциплинарной ответственности [3, с. 43].

С нашей точки зрения, дисциплина является одним из ключевых элементов образовательных отношений и поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических и иных работников. При этом под дисциплиной в образовательной организации можно понимать установленный внутренний распорядок ее деятельности и необходимость обучающегося подчиняться действующим в ней правилам. Дисциплинарные проступки обучающихся нарушают нормальное функционирование образовательной организации, оказывают отрицательное влияние на других обучающихся, нарушают их права, а также права работников этой организации, а следовательно, к обучающемуся, виновному в нарушении установленных правил, должны быть применены определенные меры воздействия.

Нормы трудового и служебного права закрепляют, что дисциплинарные взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка. При этом понятие дисциплинарного проступка отличается в Трудовом кодексе и законах, регулирующих правовой статус государственных служащих.

На наш взгляд, исходя из норм Закона об образовании, можно дать следующее определение дисциплинарного проступка обучающегося. Дисциплинарным проступком обучающегося является виновное неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Кроме устава, правил внутреннего распорядка образовательной организации, правил проживания в общежитиях, к таким актам можно отнести акты, регламентирующие режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся и др.

Как следует из норм Закона об образовании, мера дисциплинарного взыскания применяется за нарушение не всех локальных актов образовательной организации, а только указанных выше, и все эти акты, так или иначе, регулируют образовательные отношения.

К наиболее распространенным дисциплинарным проступкам обучающихся относятся: пропуск без уважительной причины обязательных для посещения учебных занятий, срыв учебных занятий, курение, появление в состоянии опьянения на территории образовательной организации, неуважительное отношение к педагогическим и иным работникам образовательной организации, употребление нецензурных выражений и др.

Обучающиеся могут совершить проступки и за пределами территории образовательной организации. Например, нарушить общественный порядок, подраться с другими обучающимися или допустить высказывания, порочащие репутацию образовательной организации или ее работников и др. И на практике при рассмотрении такого недостойного поведения обучающегося за пределами образовательной организации возникает вопрос о правомерности применения к нему меры дисциплинарного взыскания.

Как было указано выше, законом закреплен перечень локальных актов, за нарушение которых может наступить дисциплинарная ответственность. И из всего перечня единственным актом, где, на наш взгляд, можно предусмотреть правила поведения обучающегося за пределами образовательной организации, являются правила внутреннего распорядка. Однако при этом возникает закономерный вопрос о границах усмотрения образовательной организации при установлении требований к поведению обучающихся за пределами образовательной организации.

В Законе об образовании не закреплено, что при применении дисциплинарного взыскания необходимо устанавливать вину обучающегося. Согласно части 7 статьи 43 Закона об образовании, при выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей [1]. Полагаем, что необходимо закрепить в Законе об образовании, что мера дисциплинарного взыскания применяется только за виновное нарушение обучающимся устава и иных локальных актов образовательной организации.

Закон об образовании и подзаконные нормативные акты, регулирующие дисциплинарную

ответственность обучающихся, не содержат перечня дисциплинарных проступков, которые можно считать наиболее грубыми и за которые может последовать отчисление из образовательной организации. Если сравнить такое регулирование с другими институтами дисциплинарной ответственности, то можно отметить, что в ТК РФ, законах о государственной службе различных видов есть четкое закрепление проступков, за совершение которых можно применять увольнение. В образовательном законодательстве решение о применении тех или иных мер дисциплинарного взыскания отдано на откуп организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

На наш взгляд, в локальных нормативных актах образовательной организации целесообразно закреплять, какие дисциплинарные проступки относятся к грубым нарушениям, при совершении которых применяется отчисление, что подтверждается судебной практикой.

В качестве примера можно привести Апелляционное определение Курганского областного суда от 18 декабря 2018 г. по делу № 333861/2018. Согласно материалам дела, приказом ректора ФГБОУ ВО «ШГПУ» от 22 июня 2018 г. Г., гражданин Республики Туркменистан, был отчислен из университета. Причиной отчисления явилось невыполнение Г. правил внутреннего распорядка обучающихся, правил проживания и внутреннего распорядка в общежитиях ФГБОУ ВО «ШГПУ» (самовольное убытие без соответствующего уведомления в г. Москву). Г. обжаловал приказ об отчислении в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования в части признания приказа ректора ФГБОУ ВПО «ШГПУ» от 22 июня 2018 г. об отчислении Г. незаконным и восстановлении истца в учебном заведении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что избранная ответчиком мера дисциплинарного воздействия в отношении истца в виде отчисления из университета несоразмерна совершенному истцом дисциплинарному проступку.

Судебная коллегия не согласилась с такими выводами суда ввиду следующего. Судом первой инстанции не было учтено, что данный проступок прямо отнесен к грубым нарушениям, а право ФГБОУ ВО «ШГПУ» отчислить студента, грубо нарушающего правила внутреннего распорядка и правила проживания в общежитиях, предусмотрено Законом об образовании и выбор мер дисциплинарного воздействия является исключительной компетенцией образовательного учреждения [4].

Необходимо отметить, что наличие неликвидированной академической задолженности у

обучающихся не является основанием для возбуждения процедуры применения к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания в виде отчисления, предусмотренной статьей 43 Закона об образовании, а образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность [5].

Дисциплинарная ответственность характеризуется применением к нарушителю дисциплины определенных санкций, называемых мерами дисциплинарных взысканий. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся может быть применена одна из трех мер дисциплинарного взыскания: замечание, выговор или отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. К обучающимся не должны применяться меры дисциплинарного воздействия помимо перечисленных выше, в том числе меры, направленные на принуждение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Причем замечание и выговор - это меры морального воздействия, а вот отчисление носит организационный характер и прекращает образовательные отношения.

Применение замечания или выговора, хотя и является мерой морального воздействия, может повлечь и иные негативные последствия. Для обучающегося на внебюджетном месте (за счет средств физических или юридических лиц) применение данных мер дисциплинарного взыскания может повлиять на размер оплаты стоимости оказываемых образовательных услуг. Например, пункт 5.3 Положения о предоставлении скидок по оплате обучения студентам, обучающимся по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, НИУ ВШЭ закрепляет, что скидки по результатам обучения не предоставляются студенту, имеющему дисциплинарные взыскания, а пунктом 7.1 предусмотрено, что основанием для лишения студента скидки любого вида в течение срока, на который она была предоставлена, является неисполнение или нарушение студентом устава НИУ ВШЭ, Правил внутреннего распорядка обучающихся НИУ ВШЭ, Правил внутреннего распорядка студенческого общежития НИУ ВШЭ и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, за которое студенту объявлен выговор [6].

Согласно пункту 4.1 Положения о предоставлении скидок по оплате обучения обучающимся по договорам об образовании (об оказании платных образовательных услуг) в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, любое дисциплинарное

взыскание может повлечь отмену предоставленной скидки [7].

Применение меры дисциплинарного взыскания в виде отчисления из образовательной организации может иметь следующие серьезные последствия.

Для лица, отчисленного из образовательной организации, прерывается процесс получения образования, а следовательно, отодвигается на определенное время трудоустройство по выбранной специальности. Для продолжения обучения необходимо будет восстановиться в образовательную организацию, из которой лицо было отчислено. Если лицо обучалось на бюджетном месте, то дальнейшее освоение образовательной программы станет возможным для него только за плату, т.е. последствия будут также и финансового характера.

В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона об образовании, порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются ее локальным нормативным актом [1]. И в ряде локальных актов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрена норма, что в восстановлении будет отказано, если обучающийся был отчислен в связи с совершением дисциплинарного проступка.

К примеру, в соответствии с пунктом 1.4 Положения о восстановлении обучающихся Череповецкого государственного университета (далее - ЧГУ), утвержденного Приказом ректора 01.03.2019 № 05-02-12, лицо, отчисленное из ЧГУ по инициативе университета, не подлежит восстановлению в случае применения отчисления как меры дисциплинарного взыскания [8].

Аналогичная норма содержится в положении «О порядке и условиях отчисления, восстановления и перевода студентов ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения», утвержденном Приказом № 28-уч от 03.02.2017: согласно пункту 3.1 положения, восстановлению не подлежат лица, отчисленные по инициативе техникума [9].

Если обучающийся проходил обучение по образовательным программам высшего образования на основании договора о целевом обучении в пределах квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и был отчислен из организации, осуществляющей образовательную деятельность, за дисциплинарный проступок, он должен будет выплатить этой организации штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на его обучение [10].

Меры дисциплинарного взыскания могут быть применены не ко всем обучающимся. Не допускается применение дисциплинарной ответственности к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). По мнению В.Ю. Матвеева, это требование представляется вполне обоснованным, так как данные обучающиеся в силу возраста или особенностей состояния здоровья не могут полноценно оценивать возможные негативные последствия своих поступков, предвидеть их наступление и (или) руководить своими действиями. Однако нельзя не согласиться с мнением автора, что запрет на привлечение к дисциплинарной ответственности должен быть связан не с образовательной программой, а с возрастом обучающегося, так как в случае совершения дисциплинарного проступка обучающимся младшего школьного возраста по дополнительным общеразвивающим программам формально его можно привлечь к дисциплинарной ответственности [11, с. 126]. Поэтому в законе целесообразно было бы установить возраст дисциплинарной правосубъектности обучающегося.

Особым субъектом дисциплинарной ответственности являются несовершеннолетние обучающиеся. Так, если обучающийся не достиг возраста 15 лет, то к нему нельзя применить такую меру дисциплинарного взыскания, как отчисление. А отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего пятнадцати лет, возможно за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Также для несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, установлена особая процедура привлечения к дисциплинарной ответственности в виде отчисления. В данном случае необходимо учесть мнение его родителей (законных представителей) и получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также незамедлительно проинформировать об отчис-

лении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Применение мер дисциплинарного взыскания направлено на пресечение и недопущение в будущем нарушений дисциплины как совершившим дисциплинарный проступок, так и другими обучающимися. Поэтому публичность применения дисциплинарной ответственности позволит реализовать принцип как частной, так и общей превенции.

Привлечение к дисциплинарной ответственности обучающихся должно осуществляться с соблюдением установленных процедур. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания в настоящее время регулируется Приказом Мин-обрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 [12] (далее - Порядок). Институт дисциплинарной ответственности обучающихся перенял процессуальные нормы институтов дисциплинарной ответственности работников и государственных служащих в части сроков давности (не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения), обязательных требований к процедурам (затребование от обучающегося письменного объяснения и составление акта об отказе дать такое объяснение), внеся в них особенности, учитывающие статус обучающихся и органов, созданных в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

При выборе меры дисциплинарного взыскания образовательная организация должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. Порядок не закрепляет, каким образом должно быть учтено мнение советов обучающихся или советов родителей, должен ли быть письменный протокол заседания таких советов или достаточно включения при рассмотрении дисциплинарного проступка представителей таких советов в состав специально созданных в образовательных организациях комиссий. Как следует из решения Ленинского районного суда города Курска от 02.07.2019 по делу № 2-3887/10/2019, на заседании комиссии, специально созданной в образовательной орга-

низации для рассмотрения дисциплинарных проступков обучающихся, присутствовали уполномоченные представители первичной профсоюзной организации обучающихся, совета обучающихся, которые выразили позицию, проголосовав за отчисление из учебного учреждения. По мнению суда, мотивированное мнение совета обучающихся и профсоюзной организации фактически было оформлено в письменной форме путем составления протокола заседания комиссии, а отсутствие отдельных письменных мнений не свидетельствует о несоблюдении процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности [13].

До применения меры дисциплинарного взыскания у обучающегося необходимо затребовать письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Нарушение данного требования может повлечь отмену приказа о применении меры дисциплинарного взыскания. В качестве примера можно привести апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 08.08.2019 № 33-1470/2019. Признавая незаконным приказ об отчислении из учебного заведения, возлагая обязанность восстановить истца в числе студентов, суд в порядке частей 1 , 4, 12 статьи 43 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установил, что, издавая приказ о применении дисциплинарного взыскания за совершенный проступок, ответчик в нарушение условий Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания (утв. Приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185) до применения дисциплинарного взыскания не затребовал у него письменного объяснения, так же как и не составил акт об отказе истца предоставить объяснение [14].

Во многих образовательных организациях в целях рассмотрения вопросов, связанных с дисциплиной обучающихся, применением к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, профилактики асоциального поведения, мотивирования обучающихся на добросовестное освоение образовательной программы, создаются специальные комиссии (дисциплинарные, по профилактике правонарушений обучающихся и т.п.). Решение таких комиссий носит для руководителя образовательной организации рекомендательный характер, но позволяет более объективно выбрать необходимую меру дисциплинарного взыскания.

Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее также - комиссия) меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Для этого в образовательной организации в обязательном порядке должна быть создана соответствующая комиссия и утверждено положение. К примеру, в ННГУ им. Н.И. Лобачевского Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений было утверждено Приказом от 22.03.2019 № 121-ОД. К задачам комиссии отнесено урегулирование разногласий, возникающих между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания [15].

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе и для ее руководителя, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Комиссия может принять решение, что мера дисциплинарного взыскания не соответствует тяжести дисциплинарного проступка или что обучающийся был привлечен к дисциплинарной ответственности необоснованно или с нарушением установленной процедуры. Такое решение комиссии потребует от руководителя образовательной организации отмены приказа или изменения его содержания.

Так как Законом об образовании закреплено, что в комиссию могут обращаться только обу-

чающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, то в случае применения к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания в виде отчисления возникает вопрос, а есть ли у отчисленного лица право обжаловать такое решение в комиссию или обжалование дисциплинарного взыскания в виде отчисления возможно только в судебном порядке.

Также необходимо отметить, что, согласно законодательству об образовании, не требуется соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения образовательной организации о применении дисциплинарного взыскания в комиссию, что подтверждается судебной практикой [16].

Законодательством установлен срок один год, в течение которого обучающийся считается подвергнутым мере дисциплинарного взыскания. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Мера дисциплинарного взыскания может быть снята досрочно руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, по собственной инициативе, о снятии досрочно дисциплинарного взыскания может попросить сам обучающийся, его родители (законные представители), если обучающийся является несовершеннолетним. Также снятие меры дисциплинарного взыскания досрочно может инициировать совет обучающихся, представительный орган обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование института дисциплинарной ответственности обучающихся снимет у образовательных организаций вопросы, возникающие при принятии локальных актов, регулирующих дисциплинарную ответственность, и позволит более эффективно применять меры дисциплинарного взыскания к обучающимся на практике.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 759.

2. Малеина М.Н. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе вуза (природа санкции, основания применения, порядок осуществления) // Lex Russica. 2018. № 5. С. 117-127.

3. Забрамная Е.Ю. Дисциплинарная ответственность: межотраслевой аспект и актуальные пробле-

128

Е.В. Надыгина

мы правового института // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 42-45.

4. Апелляционное определение Курганского областного суда от 18.12.2018 по делу № 33-3861/2018 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Письмо Минобрнауки России от 04 июня 2015 г. № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» // Официальные документы в образовании. 2015. № 21.

6. Положение о предоставлении скидок по оплате обучения студентам, обучающимся по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц. Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ от 30.03.2018, протокол № 3, с изменениями, утвержденными ученым советом НИУ ВШЭ от 24.05.2019, протокол № 8, и внесенными приказом НИУ ВШЭ от 10.06.2019 № 6.18.1-01/1006-06; с изменениями, утвержденными ученым советом НИУ ВШЭ от 28.02.2020, протокол № 3, и внесенными приказом НИУ ВШЭ от 25.03.2020 № 6.18.1-01/2503-04 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/ 218589561.html (дата обращения: 19.01.2021).

7. Положение о предоставлении скидок по оплате обучения обучающимся по договорам об образовании (об оказании платных образовательных услуг) в ННГУ. Утверждено решением ученого совета ННГУ (протокол от 02.10.2020 № 11) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». Режим доступа: http://www.unn.ru/sveden/files/docs/local-norm-akts/20 20Z585-0D.pdf (дата обращения: 19.01.2021).

8. Положение о восстановлении обучающихся Череповецкого государственного университета. Утверждено приказом ректора от 01.03.2019 № 05-0212 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Череповецкий государственный университет». Режим дос-

тупа: https://www.chsu.ru/sveden/document (дата обращения: 19.01.2021).

9. Положение о порядке и условиях отчисления, восстановления и перевода студентов ГПБОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения». Утверждено приказом № 28-уч от 03.02.2017 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Техникум судостроения и машиностроения». Режим доступа: https://tsim.site/data/fc2c69bace72c4e6f87416d00fb3aec 0.pdf (дата обращения: 19.01.2021).

10. Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» // Собрание законодательства РФ. 26.10.2020. № 43. Ст. 6783.

11. Матвеев В.Ю. Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 123-131.

12. Приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» // Российская газета. 26.06.2013. № 136.

13. Решение Ленинского районного суда города Курска от 02.07.2019 по делу № 2-3887/10/2019 // СПС «КонсультантПлюс».

14. Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 08.08.2019 № 33-1470/2019 // СПС «КонсультантПлюс».

15. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Утверждено приказом от 22.03.2019 № 121-ОД [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». Режим доступа: http://www.unn.ru/sveden/files/docs/ local-norm-akts/2019/121-OD.pdf (дата обращения: 19.01.2021).

16. Постановление Президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 12.07.2017 по делу № 44г-257/2017 // СПС «КонсультантПлюс».

ON THE ISSUE OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF STUDENTS (THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS)

E. V. Nadygina

The article based on the analysis of current legislation, judicial practice and practice of educational organizations discusses such important aspects of bringing students to disciplinary responsibility as the problem of guilt, age of disciplinary personality of students, compliance with the procedure and the negative consequences of bringing students to disciplinary responsibility.

Keywords: disciplinary responsibility of students, disciplinary offence, disciplinary punishment, consequences of disciplinary action.

References

1. Federal Law, 29.12.2012, № 273-FL «On Education in Russian Federation» // CL RF. 31.12.2012. № 53 (part 1). Art. 759.

2. Maleina M.N. Early Termination of Student-University Relationship at the University Initiative (Nature of Sanctions, Grounds of Application, Order of Implementation) // Lex Russica. 2018. № 5. P. 117-127.

3. Zabramnaya E.Yu. Disciplinary Liability: Interbranch Aspect and Current Problems of the Legal Institute // Labor law in Russia and abroad. 2019. № 3. P. 42-45.

4. Appeal ruling of the Kurgan Regional Court dated 18.12.2018 in case № 33-3861/2018 // Legal reference system «ConsultantPlus».

5. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia, 04.06.2015, № 06-656 «Legislative and regulatory support of secondary vocational education in terms of admission, transfer and expulsion of students (answers to questions)» // Official documents in education. 2015. № 21.

6. Regulations on the provision of discounts on tuition fees for students studying under education contracts concluded upon admission to training at the expense of individuals and (or) legal entities. Approved by the HSE University Academic Council on 30.03.2018, protocol № 3, with the changes approved by the HSE University Academic Council on 24.05.2019, protocol № 8, and introduced by the order of the HSE of 10.06.2019 № 6.18.1-01/1006-06; with the changes approved by the HSE University Academic Council on 28.02.2020, protocol № 3, and introduced by the order of the HSE University of 25.03.2020 № 6.18.1-01/2503-04 [Electronic resource] // Official website of the National Research University Higher School of Economics. URL: https://www.hse.ru/docs/218589561.html (Date of access: 19.01.2021).

7. Regulations on the provision of discounts on tuition fees to students under education contracts (on the provision of paid educational services) at UNN. Approved by the UNN Academic Council (protocol dated 02.10.2020 № 11) [Electronic resource] // Official website of the National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. URL: http://www.unn. ru/sveden/files/docs/local-norm-akts/2020/585-OD.pdf (Date of access: 19.01.2021).

8. Regulations on the reinstatement of students of the Cherepovets State University. Approved by order of the rector on 01.03.2019 № 05-02-12 [Electronic resource] // Official website of the Cherepovets State University. URL: https://www.chsu.ru/sveden/document (Date of access: 19.01.2021).

9. Regulations on the procedure and conditions for expulsion, reinstatement and transfer of students of the State Budgetary Professional Educational Institution of the Arkhangelsk region «Technical school of shipbuilding and mechanical engineering». Approved by order № 28-uch of 03.02.2017 [Electronic resource] // Official website of the State Budgetary Professional Educational Institution of the Arkhangelsk region «Technical school of shipbuilding and mechanical engineering». URL: https://tsim.site/data/fc2c69bace72c4e6f87416d00fb3aec 0.pdf (Date of access: 19.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Regulations on targeted training in educational programs of secondary vocational and higher education, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 13.10.2020 № 1681 «On targeted training in educational programs of secondary vocational and higher education» // CL RF. 26.10.2020. № 43. Art. 6783.

11. Matveev V.Yu. Complex and Controversial Issues of Realization of the Right to Education in Russia // Journal of Russian law. 2018. № 2. P. 123-131.

12. Order of the Ministry of Education and Science of Russia, 15.03.2013, № 185 «On the approval of the Procedure for applying to students and removing disciplinary measures from students» // Rossiyskaya Gazeta. 26.06.2013. № 136.

13. Decision of the Leninsky District Court of the city of Kursk dated 02.07.2019 in case № 2-3887/ 10/2019 // Legal reference system «ConsultantPlus».

14. Appeal ruling of the Supreme Court of the Republic of Mari El dated 08.08.2019 № 33-1470/2019 // Legal reference system «ConsultantPlus».

15. Regulations on the commission for the settlement of disputes between participants in educational relations. Approved by order of 22.03.2019 № 121 -OD [Electronic resource] // Official website of the National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. URL: http://www.unn.ru/sveden/files/docs/local-norm-akts/2019/121 -OD.pdf (Date of access: 19.01.2021).

16. Resolution of the Presidium of the Supreme Court of the Republic of Bashkortostan dated 12.07.2017 in case № 44g-257/2017 // Legal reference system «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.