Научная статья на тему 'Проблемы преступности несовершеннолетних: психологические особенности личности подростка, не достигшего возраста уголовной ответственности, допускающего антиобщественное поведение'

Проблемы преступности несовершеннолетних: психологические особенности личности подростка, не достигшего возраста уголовной ответственности, допускающего антиобщественное поведение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1433
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CRIMINALITY OF MINORS / THE PERSON OF THE TEENAGER / FORMATION OF THE PERSON / ANTISOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков В. Л.

Рассматриваются проблемы преступности несовершеннолетних: психологические особенности личности подростка, не достигшего возраста уголовной ответственности, допускающего антиобщественное поведение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF JUVENILE DELINQUENCY: THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE TEENAGER WHO HAS NOT REACHED AGE OF A CRIMINAL LIABILITY, SUPPOSING ANTISOCIAL BEHAVIOR

The article considers the problems of juvenile delinquency: the psychological characteristics of the teenager who has not reached age of a criminal liability, supposing antisocial behavior.

Текст научной работы на тему «Проблемы преступности несовершеннолетних: психологические особенности личности подростка, не достигшего возраста уголовной ответственности, допускающего антиобщественное поведение»

ПРОБЛЕМЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА, НЕ ДОСТИГШЕГО ВОЗРАСТА УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОПУСКАЮЩЕГО АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В.Л. ЦВЕТКОВ,

доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор Научная специальность: 19.00.06 — юридическая психология

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются проблемы преступности несовершеннолетних: психологические особенности личности подростка, не достигшего возраста уголовной ответственности, допускающего антиобщественное поведение

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, личность подростка, формирование личности, антиобщественное поведение.

THE PROBLEMS OF JUVENILE DELINQUENCY:

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE TEENAGER WHO HAS NOT REACHED AGE OF A CRIMINAL LIABILITY, SUPPOSING ANTISOCIAL BEHAVIOR

V.L. TSVETKOV,

doctor of psychological sciences, candidate of jurisprudence, professor

Annotation. The article considers the problems of juvenile delinquency: the psychological characteristics of the teenager who has not reached age of a criminal liability, supposing antisocial behavior.

Keywords: criminality of minors, the person of the teenager, formation of the person, antisocial behavior.

Формирование личности малолетнего с противоправными установками происходит при активном восприятии ею негативных явлений социальной среды, которая накладывает отпечаток на потребности человека, его интересы, мотивы, цели, эмоции и волю. В конечном счете личность приобретает отклоняющуюся направленность поведения в виде определенной системы отношений к обществу, социальным и другим нормам.

Одновременно важнейшими свойствами человека являются его способность избирательно реагировать на внешние воздействия, преобразовывать их, выступать субъектом социальных процес-

сов. Исследования психологов показывают, что даже специально направленные на личность воспитательные и другие воздействия могут быть эффективными, если опосредуются самой личностью.

Особенностью личности малолетних является результат преломления в их сознании сложной системы общественных отношений, в рамках которой проходит их жизнедеятельность. Для большинства психологов характерно прежде всего рассмотрение личности правонарушителя в качестве социального типа, обладающего определенной общественной опасностью, реализуемой в криминогенной ситуации совершением преступления.

Общественная опасность личности выявляется в процессе ее социальной деятельности.

Антиобщественное поведение, как и общественно приемлемое, реализуется в пределах физических и психических возможностей человека. Однако отличие состоит не в специфических физических и психических возможностях субъекта, а в мотивации поведения.

Сталкиваясь с многочисленными случаями антиобщественного поведения малолетних и стремясь объяснить побудительные мотивы такой активности, криминологи, психологи и педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом возрастных особенностей ее участников. «Кривая возраста» — одна из самых устойчивых в характеристике преступности и занимает особое место в психологии несовершеннолетних. Это определяется не только связью наступления уголовной ответственности с достижением определенного возраста, но и существованием возрастных этапов нравственного формирования личности и главное — для каждого возрастного периода онтогенеза характерен «свой» набор потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций.

Антиобщественное поведение характерно как относительно распространенное явление для малолетних. Основой этих исследований являлись разные периоды возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В рамках этой концептуальной схемы личность малолетнего целесообразно рассматривать применительно к сферам социального функционирования — двух основных групп ведущих типов деятельности, замыкающих на себе криминогенно значимые особенности потребностей, интересов, элементов мотивов и ориентаций — деятельности, обеспечивающей развитие мотива-ционно-потребностной сферы, т.е. деятельности в системе интимно-личностного общения, и деятельности, обеспечивающей преимущественное формирование у малолетних операционно-техни-ческих возможностей, т.е. в учебной деятельности.

Выделение признаков, характеризующих наличие, характер, величину сдвигов в области ведущей деятельности личности, объясняется значимостью этой деятельности для развития и поведения малолетнего. Речь идет о специфической интерпрета-

ции ведущей роли отношения к труду для социальной характеристики личности. Исходным является определение ведущей деятельности, принятое в социальной психологии как деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях ребенка на данной стадии развития.

В психолого-педагогической литературе обращается внимание на объективные показатели, характеризующие разницу в результатах учебной деятельности малолетних, допускающих антиобщественное поведение, по сравнению с законопослушными (например, низкая посещаемость). Значимость этого аспекта обусловлена тем, что отношения связаны со структурой личности человека, его потребностями, эмоциональными и волевыми особенностями.

Среди трудов ученых-психологов, успешно занимавшихся проблемами отношений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), фундаментальной является работы Л.И. Божович, посвященные изучению развития отношений к учению у школьников1. Психологической сущностью отношения к учению Божович считает совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Она справедливо отмечает, что мотивы учения формируются в процессе жизни и воспитания ребенка и зависят от всей системы его отношений к действительности. Положения, которые ею сформулированы, дают общее направление и указывают на некоторые основные этапы в развитии широких социальных мотивов учебной деятельности школьников.

Малолетние, становящиеся впоследствии правонарушителями, при поступлении в школу в силу объективных обстоятельств имеют более низкие «стартовые» возможности, нежели подростки контрольной группы. Разрыв между системой внешних требований (ожиданий), связанных с учебой, с одной стороны, и объективными возможностями и способностями таких детей обеспечить соответствующий уровень учебной деятельности — с дру-

1 Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. М., 1951; Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995; ее же. Личность и формирование в детском возрасте. М., 1968; ее же. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. М., 1951; ее же. Психология формирования личности. М., 1968.

гой, образует конфликтную ситуацию, которая может проявлять длящийся характер, глубоко переживаться и является нередко причиной состояний, могущих привести к общественно отрицательным формам поведения.

При длительном сохранении аффективного состояния вызванные им формы поведения усваиваются ребенком и становятся устойчивыми качествами личности, затем в процессе повторения закрепляются в виде первичных форм поведения. В дальнейшем ребенок начинает оправдывать эти отрицательные формы поведения и даже относится к ним положительно, в результате чего они становятся устойчивыми качествами личности.

Кадровый кризис сегодняшних школ, связанный прежде всего с состоянием нашей экономики, отсутствием должного финансирования и других составляющих, приводит к тому, что нейтрализовать криминогенное влияние вышеперечисленных факторов не всегда представляется возможным, хотя возраст малолетних гибок с точки зрения коррекции.

Отрицательное отношение к учебе малолетних, допускающих антиобщественное поведение, объясняется, во-первых, отставанием на предыдущих ступенях школы, во-вторых, ленью, в-третьих, личной неорганизованностью. Следует отметить и развивающуюся в последние годы умственную акселерацию малолетних, которой способствуют современные школьные программы ускоренного обучения, абстрактного восприятия теоретических знаний, не ставящие, однако, задачи формирования личностного начала, не ориентированные на воспитание способности человека к самостоятельным и ответственным решениям и поступкам, умение правильно выбрать ценностные ориентации. В основе антиобщественного поведения малолетних лежит низкая степень социализированности того или иного человека, разрушенность или угнетенность первичных ценностных систем, которые служат ориентирами поведения.

У малолетних низок вес мотива, связанного с общественно значимыми целями. В этом возрасте широкие социальные мотивы, не выходящие за рамки учебного процесса и связанные с ними жизненными отношениями, в которые малолетний вступит благодаря учению впоследствии, недостаточно четко осознаются и в силу этого не являются

действенными. Возрастающее у малолетних стремление к самостоятельности, независимости в связи с появлением первых чувств взрослости вызывают у них острую потребность в самоутверждении в коллективе, повышении своего престижа. В основе наиболее распространенных форм антиобщественного поведения малолетних (хулиганство, воровство, токсикомания, насилие, унижение достоинства личности) лежит удовлетворение потребности личности в самоутверждении и самореализации. Такой способ решения противоречий взаимоотношения малолетних и среды возникает в случаях, когда ведущие виды деятельности не дают возможности формировать необходимые для развития личности способности, знания, навыки. В результате стремление малолетнего самоутвердиться вне социально значимой самореализации (например, успех в учебе) приводит к неадекватным формам включения в социальную практику. Потребность детерминирует деятельность и тем самым воздействует на социальное качество личности. Другими словами, потребность в самоутверждении определяет ведущие мотивы поведения малолетних.

Для психологов и педагогов очевидным становится факт, что во многом определяет его поведение и успеваемость. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Это характерно для детей, живущих в неблагоприятных жизненных условиях, детей, которые учатся хуже своих возможностей, бросают школу, наконец для тех из них, кто становится малолетним правонарушителем.

Эти положения подтверждаются и исследованиями, которые экспериментально доказывают значение потребности в престиже для малолетнего и влияние возрастных изменений на ее формирование. Существует закономерность роста потребности в повышении престижа в зависимости от возраста по сравнению с другими потребностями. Если темп роста потребности в повышении социального статуса в 3—4 классах незначителен и в течение одного года составляет 4%, то в пределах переходного возраста в 4—5 классах — 18,7%.

У малолетних, допускающих антиобщественное поведение, потребность престижа теряет свой

истинный предмет, меняет свою направленность и перерастает в более низкую разновидность формы потребности самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится предметом внимания других людей. На это указывает высокая доля мотива самоутверждения в коллективе правонарушителей (47%).

Существенна разница между малолетними, допускающими антиобщественное поведение, и законопослушными детьми в средствах самоутверждения. Обращает на себя внимание резко сниженный удельный вес мотивации, заложенной в самом процессе учебной деятельности. Малолетних, допускающих антиобщественное поведение, не побуждает учиться процесс приобретения знаний, поэтому для них меньше значима степень усвоения учебного материала. Вместе с тем низкая результативность учебного труда, неблагоприятное положение в классном коллективе порождает у малолетних, переходящих на путь правонарушений, реактивные переживания, связанные с их неблагополучным статусом.

Потребность в социальном статусе в переходном возрасте постоянно развивается. Малолетнему доставляет удовольствие сознавать, что окружающие признают его как личность. Переход от детства к состоянию взрослого человека проявляется в потребности быть самостоятельным и свободным.

До переходного возраста большее количество учеников хотят быть старше, чем есть. Так, 64% 3-классников хотят быть старше, а из 6-классни-ков такое желание только у 32%. То есть в переходном возрасте с меньшей силой проявляется потребность быть старше, чем в период детства. В действительности мы имеем дело с двумя разными тенденциями. Потребность быть взрослым меняет свой характер в переходном возрасте. Ребенок хочет быть старше по возрасту для того, чтобы быть сильным, подчинить своей власти других. В переходном возрасте содержание этой потребности меняется по существу: малолетний стремится иметь социальную ценность, с ним должны считаться и он должен быть признан в той социальной группе, в которой живет. Потребность такого рода настолько сильна, что значение физической силы отходит на второй план.

Примерно в 9—10 лет у ребенка постепенно развивается внутренняя вера, что он представляет

более весомую социальную ценность, чем признают старшие, и что эта социальная весомость соответствует его физическим и интеллектуальным данным. Содержанием потребности быть взрослым является не желание быстрее стать «большим», а уверенность в том, что он уже взрослый. Жизненную трудность малолетнему создает то обстоятельство, что другие не видят и не признают его взрослым. Этим объясняется то явление, что у ребенка желание выглядеть более взрослым сильнее, чем в переходном возрасте.

В переходном возрасте малолетнего беспокоит не тот факт, что ему не позволяют поступить определенным образом в данный момент, а то, что он зависит от других, и выбор поступка, который он должен сделать, делают другие. Малолетний стремится к независимости и свободе; только в независимых поступках ощущает свою личность.

В результате малолетний иногда отказывается даже от такого поступка, который он всей душой желает, только из-за того, что взрослые указывают ему на возможность так поступить. И малолетний поступает иначе против собственного желания. Этот так называемый негативизм выявляется иногда и в поступках, приводящих к социально не желаемым результатам. Такой негативный поступок малолетний совершает потому, что хочет ощутить себя независимым, что выбор поступка им сделан самим.

Закономерность развития потребности к свободе и независимости в переходном возрасте экспериментально доказывается следующим исследованием. Из шести предложенных суждений (одно из них придавало особую значимость свободе и независимости личности, другое — факту зависимости от другого человека, хотя от этого можно было получить определенную выгоду) испытуемый должен был выделить то, которое больше отвечало его характеру и стремлению. Выбор суждений, которые придавали особую значимость потребности независимости и свободы, рос быстрым темпом в переходном возрасте. Из учащихся 4 класса 12% выбрали суждения, которые указывают на стремление к свободе и независимости, тогда как из такого же числа 6-классников аналогичный выбор сделали 78%.

Ярко выраженный перелом в темпе роста потребности к свободе и независимости отмечается

между 4 и 5 классами. Рост потребности в свободе и независимости в 5 классе на 5,5% больше, чем в 4 классе.

Потребность быть взрослым в переходном возрасте, приобретая социальное содержание, имеет решающее значение в определении направления активности малолетнего. Эта потребность дифференцируется в формах социального статуса и в потребности свободы и независимости; малолетний стремится к удовлетворению этой потребности в любом поступке.

Результаты изучения специфики потребности в свободе и независимости у малолетних правонарушителей дают возможность заключить, что потребность в свободе и самостоятельности выражена сильнее, чем у законопослушных малолетних того же возраста и чем у нарушителей в возрасте 16—17 лет. Малолетний особую ценность придает свободе и самостоятельности. 80% малолетних, допускающих антиобщественное поведение, выбирают ситуации, где ярко выражена потребность в свободе и самостоятельности.

Особо обращает на себя внимание тот факт, что если потребность в свободе и самостоятельности у малолетних с отклоняющимся поведением наступает в возрасте 12—13 лет, то у законопослушных детей — в 17—18 лет, т.е. наблюдается преждевременное созревание этой потребности, причем она развита сильнее, чем у законопослушных малолетних. Если у учеников общеобразовательной школы потребность в свободе и самостоятельности в переходном возрасте растет быстрым темпом и достигает максимума в 15 лет, то у малолетних правонарушителей эта потребность не испытывает возрастных изменений и достигает максимума к 12—13 годам.

Малолетние, допускающие антиобщественное поведение, характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Это один из факторов, определяющих антиобщественное поведение.

Значительно выше для малолетних, допускающих антиобщественное поведение, значимость ведущего для малолетнего возраста мотива «получить хорошую оценку», что свидетельствует о формальной ориентации малолетних нарушителей на социальную адаптацию. Помимо этого, у них наблюдается отчетливый интерес к профессиям, не

требующим высокой квалификации. 83% малолетних, допускающих антиобщественное поведение, не связывают свое будущее с продолжением образования (в контрольной группе только 24,6%). Как следствие самоутверждение через оценку для них предпочтительнее, чем через знания.

Итоги исследований показывают недостаточность развития у малолетних нарушителей качеств, необходимых для успешного обучения. Отмечается более чем 12-кратный разрыв между наличием интереса к знаниям, организованностью и прилежанием у малолетних, допускающих антиобщественное поведение, и малолетних контрольной группы, что затрудняет работу по организации их деятельности.

Приведенные данные о характере сдвигов, происходящих в ведущих мотивах учебной деятельности нарушителей позволяют сделать вывод о большой социальной и педагогической запущенности малолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД. Для них характерно дисгармоничное соотношение выделенных групп мотивов учебной деятельности.

Непропорционально высок удельный вес мотивов, находящихся вне самой учебной деятельности: мотив страха перед наказанием за плохую учебу, похвала родителей, мотив стремления к материальной обеспеченности в будущем, что свидетельствует об одностороннем развитии их личности.

Побуждения правонарушителей учиться вызваны как бы сознанием определенных неудобств и неприятностей, которые, как правило, являются итогом отрицательных результатов учения (уговоры, угрозы родителей, неприятные переживания, вызванные отрицательным отношением окружающих и т.д.). Повышенный удельный вес такого значимого для исследуемого возраста мотива, как «получение хорошей оценки», связан не с потребностью в приобретении знаний, а лишь со стремлением к внешним атрибутам, которые может принести учение и хотя бы к временной стабилизации отношений с окружающими. Отметка из сопутствующего фактора превращается у малолетних, допускающих антиобщественное поведение, в доминирующий мотив. Этот сдвиг в мотивации учения приводит не только к тому, что они начинают добиваться ее независимо от процесса учения любым путем и любыми средствами. Пропадает

даже искаженный мотив учения. Остается в качестве цели одна отметка, что свидетельствует об аномальной ориентации малолетнего на социальную адаптацию.

Снижение успеваемости у малолетних, допускающих антиобщественное поведение, связано с изменением прежде всего их отношения к самому процессу учения, что находит отражение в отрицательных сдвигах в специфике мотивации. Причины, приводящие к сдвигам в мотивации, могут быть заложены как в воспитательном воздействии микросреды, так и в самом процессе учебной деятельности. Поскольку единству жизни соответствует единство мотивационной сферы личности, мотивы не могут развиваться по изолированным, не связанным друг с другом линиям. Речь должна идти о задачах воспитания мотивов учения в связи с развитием жизни, развитием содержания действительных жизненных отношений ребенка. То есть с включением ребенка в систему школьного воспитания в процесс учебно-познавательной деятельности появляются оптимальные предпосылки переключения его интересов в область полезных для нравственного развития дел. Создается возможность воспитания нравственного иммунитета против неблагоприятных внешних воздействий. Другими словами, коррекция личности, в том числе ее мотивационной сферы, должна проходить при соответствующей коррекции среды.

Следующая группа причин, приводящая к сдвигам в мотивации учения, заложена в самом процессе учения с его динамическими изменениями в ходе этого процесса (длительность и устойчивость неудач в процессе учебных занятий, уровень колебания в удачах и неудачах). Влияя на уровень самооценки, направленность интересов, избирательность отношения к разным видам учебной деятельности, они в конечном счете приводят к отрицательным сдвигам в мотивации. По мере ускорения утраты интереса к учебе этот фактор по принципу обратной связи оказывает все большее влияние на избирательность и характер действий малолетнего. Отклонение от нормальных процессов формирования личности чревато возможностью переключения ее на социально негативные виды деятельности.

Значимость обнаруженных сдвигов в механизме противоправного поведения позволяет сде-

лать вывод о необходимости концентрации внимания на уровне малолетних на работе по изменению мотивации учебной деятельности. В конечном счете должно быть достигнуто изменение к ведущей деятельности и как следствие повышение ее результативности, превращение ее в побудительную силу поведения.

В изучении личности малолетних, допускающих антиобщественное поведение, является выделение особенностей, отличающих правонарушителей от сверстников с устойчиво положительным поведением. Однако реализация этого положения во многих конкретных психологических исследованиях приняла несколько односторонний характер. Поиск отличий идет прежде всего в социально-демографической, культурно-образовательной и в меньшей степени характерологической сфере. Уделяется внимание также системе потребностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов, но как бы взятых у изолированного малолетнего или совокупности изолированных малолетних для получения типичных характеристик.

Для характеристики личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, особую значимость имеет тщательное изучение сферы его общения, которая тесно связана со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Особенности социализации личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, в конкретный период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса. Кроме того, этот возраст выступает переходным периодом, который может закончиться его разрушением или, наоборот, укреплением и дальнейшим развитием.

Для того чтобы определить предмет и методику изучения личности малолетнего под этим углом зрения, необходимо выделить следующие основные формы общения:

♦ взаимодействие малолетних в процессе учебной деятельности — малолетний удовлетворяет свою потребность в общении в двух направлениях: в процессе общения в классном и школьном коллективах и в процессе общения с педагогами;

♦ взаимодействие малолетних в практике их поведения во внеучебное время — общение происходит в основном по трем направлениям: в семье, в группах свободного общения и в группах организованного общения—разные секции, кружки и т.д.

С интересами в сфере учебной деятельности структура общения связана как прямыми, так и обратными связями. Общение находится в зависимости от иерархии успеваемости, углубления негативного отношения к учебе. В то же время процесс углубления негативного отношения более интенсивно идет под давлением системы ценностей «своей» микросреды.

Определенные отклонения и, следовательно, источники криминогенного влияния могут быть обнаружены у малолетних в любой из сфер общения. Значимость каждой сферы общения на разных возрастных этапах формирования личности неодинакова, в частности этот возраст характеризуется заметным снижением уровня общения школьников в семье. Будет правильнее сказать, что не иногда, а почти всегда в неблагополучных семьях его разные проявления наблюдаются в детском возрасте. Здесь эта тенденция выступает в виде закономерности, а не исключения. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что предпосылки отклоняющегося поведения действуют и до рождения ребенка. Свое крайнее выражение они получают в правона-рушающем поведении личности.

Э. Шостром отмечает, что «внутренне направляемая личность — это личность со встроенным в детстве гироскопом — психическим компасом (его устанавливают и запускают родители или близкие ребенку люди). Гироскоп постоянно претерпевает изменения под влиянием различных авторитетов. Но как он ни изменялся, внутренне управляемый человек проходит через всю жизнь независимо и подчиняется только своему внутреннему направ-лению»2. Не все родители, однако, внедряют в своих детей такой гироскоп.

Плохие отношения между родителями в семьях, где проживали малолетние, ставшие в будущем преступниками, встречаются в 7—8 раз чаще, чем у малолетних контрольной группы (не совершавших преступления); число семей, где родители систематически пьянствовали, у малолетних преступников было больше в 6—7 раз; число семей, распавшихся в результате развода, больше в 3—4 раза; семей, где родители были осуждены, больше в 4—5 раз; наконец низкий общеобразовательный уровень у родителей-преступников встречался в 3—4 раза чаще, чем в контрольной группе.

Полученные в ходе исследования Д.В. Ярцевым данные, подтверждают точку зрения о том, что малолетние, имея эмоционально-позитивное отношение к своей семье (91,3%), тем не менее несколько отгорожены от семьи и не желают пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей (об этом заявили 20% опрошенных учеников 5—6 классов).

Как справедливо отмечает М. Кле, семья выступает референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя из этого, можно объяснять ослабление референтной функции семьи социально-культурными изменениями нашего общества. Другими словами, роль семьи в формировании нарушений поведения особенно в нашем современном обществе заметна. Родители не только применяют в большинстве случаев шаблоны воспитания, принятые в обществе, но и собственной личностью представляют социальный характер общества. Они передают ребенку то, что можно назвать психологической атмосферой, духом общества. Настораживает тот факт, что, изучая неблагополучные семьи, обладающие теми или иными криминогенными характеристиками и способствующие формированию у детей аморальных, а подчас противоправных ориентаций, около 75% родителей из них сами воспитывались в нравственно и социально неблагоприятных семейно-бытовых условиях, аналогичных тем, в которых затем оказались их дети. И это позволяет сделать вывод о том, что на этапе первичной и промежуточной социализации, охватывающей детство и подростковый период, направляющая и ведущая роль принадлежит воздействию среды, точнее, микросреды — семьи и ближайшего окружения3.

С увеличением возраста ребенка влияние семьи заметно уменьшается. Далее срабатывает одна из следующих тенденций: происходит усиление влияния со стороны школы либо неформальной группы сверстников, т.е. повышается значимость взаимоотношений с товарищами.

У малолетних, допускающих антиобщественное поведение, имеет место нарушение нормального соотношения сфер общения, которое заклю-

2 Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Мн.: Полифакт, 1992.

3 Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

чается в доминирующей роли сферы свободного общения. Это объясняется прежде всего неблагоприятной психологической атмосферой в семьях этих несовершеннолетних (неблагоприятную обстановку в семье имеют 72% малолетних, допускающих антиобщественное поведение), что затрудняет социально полезное общение ребенка и создает у него чувство неудовлетворенности общением в семье.

Малолетние, допускающие антиобщественное поведение, в большинстве случаев вовлечены в систему неблагоприятных обстоятельств длящегося действия. Неблагоприятная обстановка в семье с раннего детства формирует у них отрицательные качества, которые впоследствии затрудняют их вхождение в формальные коллективы.

Состояние психологической изоляции в классном коллективе (от 75 до 91,2% трудновоспитуемых малолетних находились в коллективе класса в изолированном положении), неудовлетворенность общением в семье, невысокая вовлеченность в группы организованного общения применительно к проведению досуга (до 80% малолетних, допускающих антиобщественное поведение, не вовлекались в организованные формы досуга) способствует формированию у малолетних комплекса неудовлетворенных социальных потребностей, компенсация которого в силу психологического отторжения малолетнего от формальных групп возможна только в сфере свободного общения.

Бесспорно, сама по себе доминирующая роль сферы свободного общения не влечет с неизбежностью формирование асоциальных отношений. Но вероятность возникновения таковых выше у тех школьников, которые испытывают неудовлетворенность общением в других сферах. Это обстоятельство объясняется не только наличием неудовлетворенности, поскольку компенсация ее может осуществляться по целому ряду направлений, но и наличием личностных деформаций, являющихся результатом предшествующего этапа развития, которые осложняют выбор направления компенсации.

Взаимодействие (подкрепление) этих факторов влечет их дальнейшее прогрессирующее развитие. Оно реализуется в общении с малолетними с асоциальной направленностью, не предъявляющими высоких требований к нравственному и интеллек-

туальному потенциалу лиц, вступающих в контакт, что дает возможность малолетним обрести эмоциональное благополучие и удовлетворить свою потребность в самоутверждении. К 11—12 годам у малолетних, не занятых общественно полезной деятельностью или не удовлетворенных своей позицией в ней, центр организаторской активности перемещается в сферу неформальных отношений.

У современного малолетнего затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации. Компания сверстников остается для малолетних мощным референтным источником (ответы 69,7% малолетних.

Интересны и данные о том, с кем предпочитают дружить малолетние. В то время как 97% малолетних контрольной группы имели друзей среди школьников, малолетние, допускающие антиобщественное поведение, имели значительное количество друзей среди работающих несовершеннолетних.

Прослеживается разница и в возрастном составе друзей малолетних, допускающих антиобщественное поведение: 57% малолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, имеют друзей на 2—3 года старше. В контрольной группе малолетние в основном дружат со своими сверстниками.

Среди друзей малолетних с отклоняющимся поведением высокая доля детей, характеризующихся негативным отношением к учебе (52,3%) в то время как в контрольной группе зафиксировано лишь 3% с негативным типом отношения.

В беседах малолетних, допускающих антиобщественное поведение, с друзьями практически отсутствует школьная тематика. Только 9,4% обследованных малолетних ответили, что при общении с друзьями они разговаривали о школе, товарищах по классу и т.д., тогда как в контрольной группе таких 49,7%. Неуспехам в школе малолетние контрольной группы уделяют в своих беседах с друзьями больше внимания (68,4%), чем малолетние нарушители (47,2%). Учитывая большую разницу между результатами учебной деятельности малолетних обеих групп, разрыв представляется существенным.

Содержательная сторона общения может быть изучена через категорию «интерес». Л.С. Выготский указывал на то, что интерес является, несо-

мненно, основным, коренным, чуть ли не первичным явлением, которое, в свою очередь, определяет целый ряд других процессов и форм поведения4. Интересы наряду с потребностями являются основными первичными элементами в механизме индивидуального делинквентного поведения. Кроме того, интерес может быть определен как концентрированное выражение внутренне активного, творческого отношения субъекта к природной и социальной деятельности. Это позиция, линия поведения социального субъекта, выражающая, во-первых, его отношение к объективным возможностям и тенденциям общественного развития; во-вторых, его направленность на удовлетворение своих потребностей, т.е. на самоутверждение.

Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. отмечают значительное расширение круга интересов малолетних. Не исключено, что следствием этого является увеличение интенсивности общения. Зависимость может быть и обратной: увеличение значимости общения для малолетних влечет за собой расширение круга интересов.

Общение малолетних выходит за пределы учебного процесса и основой для него служат не только учебные интересы. Поскольку в основу характеристики личности положен деятельный подход, интересы классифицировались по отношению к разным видам деятельности и выделялись: учебные; познавательные, связанные с накоплением интеллектуального потенциала во внеучебное время; общественные; игровые. Эта классификация охватывает все основные сферы жизнедеятельности малолетних.

У малолетних нарушителей сужается общий количественный состав интересов. Малолетние контрольной группы в среднем сделали 4,2 выбора, а допускающие антиобщественное поведение — 2,5. Соответственно разным был характер выбора. Если малолетние нарушители выбрали один предмет и три-четыре вида внеучебной деятельности, то малолетние контрольной группы выбирали два-три учебных предмета и один-два вида внеучебной деятельности (наличие у малолетних нарушителей хотя бы одного учебного предмета, который их интересует, указывает возможное направление коррекции личности). В итоге установлены различия в соотношении учебных и

внеучебных интересов у малолетних сравниваемых групп. В среднем удельный вес учебных интересов у малолетних нарушителей снижен почти в 2 раза. Повышенный удельный вес внеучебных интересов в структуре интересов малолетних, допускающих антиобщественное поведение, объясняется негативным отношением этой категории несовершеннолетних к учебной деятельности и смещением ведущего вида деятельности от учебной в сторону суррогатных видов деятельности.

Применительно к контингенту правонарушителей при распределении предметов по степени значимости первое место занимают предметы, не требующие большого умственного напряжения. В частности, на первое место у них и их друзей смещен такой предмет, как физкультура. Преобладание интересов, связанных с развлечениями и физическими занятиями, отмечается и у молодых преступников.

Узость и односторонность интересов и потребностей характеризует и отношение правонарушителей к труду. С несформированностью интереса к трудовой деятельности связано смещение на последнее место для малолетних, допускающих антиобщественное поведение, и их друзей такого предмета, как труд. Несформированность интереса к трудовой деятельности констатируется и у малолетних нарушителей по отношению к внеу-чебному времени. В частности, среди малолетних нарушителей только 6—8% имели постоянные обязанности по дому, тогда как в контрольной группе таких малолетних — 51%.

Для уточнения вопроса о характере и об объеме общения имеют существенное значение данные о «каналах» накопления интеллектуального потенциала во внеучебное время. У малолетних нарушителей, во-первых, сужен круг источников, фактически используемых для получения культурно-эстетической информации, во-вторых, искажена их ранжировка по значимости для малолетнего. Для малолетних, допускающих антиобщественное поведение, характерно слабое использование таких «каналов», как книги и театр.

Малолетние, допускающие антиобщественное поведение, предпочитают развлекательные формы

4 Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник / И.Б. Лебедев [и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

проведения досуга, не требующие серьезной интеллектуальной нагрузки. Только 6% этих детей принимали участие в общественной жизни класса, школы. Хотя совсем негативно и категорично к общественной работе, каким-то общественным поручениям высказались только 14% малолетних.

Структура игровой деятельности в основной и контрольной группах совпала. В большинстве случаев малолетние обеих групп предпочитают спортивные игры, занимающие в их жизни заметное место, постепенно превращаясь из процессуально интересного занятия в одно из действенных средств самоутверждения развивающейся личности, приобретая соревновательно-конкурентный характер и выступая в качестве способа статусного становления и повышения престижа малолетнего, прежде всего в группе сверстников. Речь идет об ином положении дел: не о естественном расширении сферы полидеятельности малолетних за счет повышения игровой активности, а о преимущественной ориентации именно на игровые цели и задачи за счет минимизации включенности малолетнего в другие социально признаваемые и одобряемые виды деятельности. На второй план оказывается отодвинутым интимно-личностное общение, которое, конечно, не может быть выстроено на основе игровых правил и игрового распределения ролей. Характер интимно-личностных отношений со сверстниками у малолетних определяется склонностью к поверхностному типу общения, следствием чего является отсутствие стремления иметь особые привязанности. Малолетние не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие друзей, у которых общая деформация личности зафиксирована по тем же направлениям, что и у малолетних, допускающих антиобщественное поведение, сужает поток получаемой ими позитивной информации, способствует более углубленному развитию имеющихся личностных деформаций и появлению новых, затрудняет возможность коррекции личности этих малолетних по линии семьи и школы.

У современного малолетнего затруднено формирование таких ценностных ориентаций, кото-

рые способствовали бы его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной тому служит изменившаяся социально-экономическая ситуация.

В системе сформированных потребностей у малолетних нарушителей слабо выраженными оказались необходимые для социальной адаптации потребности в учебной и трудовой деятельности, положительном контакте со сверстниками, авторитете и уважении окружающих. Не выявляются у них и потребности в разных видах интеллектуальной (помимо учебной), трудовой, спортивной и общественной деятельности, что не дает оснований предположить возможность стабильной положительной социальной адаптации для большинства малолетних, допускающих антиобщественное поведение, в будущем.

Криминогенная деформация личности друзей малолетних нарушителей находит свое выражение в совершении не только антиобщественных, но и аморальных поступков: 42% из них употребляли спиртные напитки, 18 — наркотики, 14 — допускали половую распущенность, 38% — относились в школе к числу активных дезорганизаторов. Отклоняющееся поведение друзей не могло не оказать влияния на совершение общественно опасных деяний малолетними. Не случайно малолетние, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в 88% случаев совершали общественно опасные деяния совместно с друзьями.

Малолетний должен постоянно ощущать сопротивление реального жизненного материала: видеть, что его поступок одобряется или осуждается, страдать и блаженствовать, переживать горе и радость. Без этого он не приобретает умения слышать и понимать других людей, сочувствовать им. Азбуку и грамматику социального поведения невозможно объяснить, преподать, как таблицу умножения или физический закон. Знания сами по себе не делают законопослушной личность. Воспитание вообще не может осуществляться вне системы личностных, неформальных доверительных отношений. Именно эти отношения поддерживают малолетнего, воспитывают его и перевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, формируют в нем установки и ценности. Малолетним необходимы разнообразные жизненные об-

разцы и роли взрослого мира, т.е. контакты с близкими людьми разного пола и возраста. Это важнее для нормальной социальной адаптации малолетнего, чем даже образование, бытовые условия, достаток или бедность. Работники детских домов (так же, как и сотрудники спецшкол) любят говорить о том, что их воспитанникам обеспечены условия, которых они в своей прежней жизни не имели. Но большинство жителей приютов — люди с отклоняющимся поведением, среди них высока доля самоубийц и правонарушителей.

Таким образом, исследование личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, смыкается с исследованием среды и ситуации. Решение сложных задач профилактической работы с малолетними требует их психолого-педагогической классификации, т.е. разработки типологии как инструмента дифференцированного подхода к личности. Малолетних, допускающих антиобщественное поведение, можно разделить на следующие три типа:

1) случайный — малолетние, которые совершили правонарушение под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств (50%);

2) неустойчивый — малолетние совершают проступки под влиянием взрослых или сверстников (27%);

3) злостный — характерны крайние формы пренебрежения нравственными оценками, общественным мнением, активная деятельность по созданию конфликтных ситуаций (23%).

Все типы малолетних, допускающих антиобщественное поведение, носят условный характер, поэтому можно встретить смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов. Другими словами, не каждый малолетний, совершивший проступок, может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу.

У малолетних, вставших на противоправный путь поведения, выбор варианта антиобществен-

ного поведения связан с личностными деформациями, проявившимися в искажениях их потреб-ностно-мотивационной сферы, «узости» и неразвитости форм личностной деятельности, бессмысленного проведения досуга. Это нельзя, конечно, рассматривать как некое «отставание» малолетних правонарушителей от развития своих законопослушных сверстников. Речь должна идти не столько об отставании в нравственно-психологическом развитии (инфантильности), сколько о его деформации, «пробельности» потребностей и интересов, взглядов. Наличие всего этого приводит детей в неформальные группы с антиобщественной направленностью.

Среди личностных качеств, способствующих антиобщественному поведению малолетних, на которые следует обращать внимание при проведении профилактической работы, можно выделить несформированность механизмов внутреннего контроля личности (контроля в ситуации действия и на этапе построения целеполагания и т.п.). Преобладание внешних механизмов контроля над внутренними порождает неуверенность в себе, внутренними — неуверенность в себе, внутреннюю неудовлетворенность собой, приводит к росту напряженности и тревожности.

Тип микросреды способен в известных пределах определить тип личностной деформации. Это тип среды может служить основанием для диагностики поведения малолетнего. Основанием для постановки на учет в подразделение по делам несовершеннолетних может быть не только совершенное какое-то общественно опасное деяние, но и нахождение ребенка в определенной криминогенной среде.

Тип деформации поведения малолетнего может служить основанием для прогноза тяжести проступка, который он может совершить в будущем (разумеется, находясь под воздействием неблагоприятного ближайшего окружения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.