Научная статья на тему 'Девиантное поведение несовершеннолетних: психолого-криминалистический аспект'

Девиантное поведение несовершеннолетних: психолого-криминалистический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
674
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение несовершеннолетних: психолого-криминалистический аспект»

Девиантное поведение несовершеннолетних: психолого-криминалистический аспект

Л. Н. Костина*

Начиная с 1993 г. методы прикладной психологии применяются при расследовании различных категорий уголовных дел: опрос с использованием полиграфа, пси-

* В нашем журнале публикуется впервые.

холого-криминалистический анализ, гипнорепродуктив-ный опрос. При расследовании дел, где в качестве обвиняемых и подозреваемых выступают несовершеннолетние, особую актуальность приобретает психолого-криминалистический анализ совершенного преступления, направленный на выявление взаимосвязи между криминалистическими характеристиками преступления и лицами, их совершившими.

Проведенный нами опрос следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних, и интервью начальников следственных отделов органов внутренних дел г. Орла и Орловской области показывают, что чуть больше половины респондентов (55%) указали на слабое знание возрастной психологии несовершеннолетних, а также отсутствие должной систематизации этих особенностей в учебной и методической литературе.

Говоря о своей подготовке по вопросам психологии, 73% начальников следственных отделов и 30% следователей отметили, что им помогает использование научных статей, а также методических рекомендаций, предоставляемых контрольно-методическим отделом; 45% опрошенных следователей указали на то, что им «не хватает времени на изучение указанной литературы».

Определяя роль психолога в производстве уголовных дел, половина опрошенных сотрудников отмечают, что форма участия психолога сводилась к удостоверению своей подписью присутствия на допросе. Третья часть опрошенных начальников следственных отделов отметили, что роль психолога сводилась к помощи в изучении личности допрашиваемых (ни один из следователей не ответил утвердительно на данный вопрос анкеты). Хотя 55% следователей, принявших участие в опросе, признают необходимость подобной помощи со стороны психолога. Другими словами, потребность в более детальном изучении личности обвиняемых (подозреваемых) имеется у следственных работников, но удовлетворить ее при помощи психолога невозможно.

В качестве причин подобного положения опрошенные следователи и начальники следственных отделов указывают: занятость психолога на своем рабочем месте и неотлаженность механизма привлечения психолога к производству следствия. В качестве выхода из этой ситуации принявшие участие в анкетировании следователи предлагают различные варианты по совершенствованию порядка привлечения специалиста-психолога, т. е. ввести их в штат следственного отдела, службы ПДН.

Специализация следователей, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних, предполагает глубокое знание и учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Говоря о специализации производства по делам несовершеннолетних, будем понимать систему взаимосвязанных требований закона и тактических рекомендаций, обеспечивающих всесторонний учет возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних на

всех стадиях процесса, в предмете и способе доказывания, причем в той мере, в какой эти особенности действительно существуют и могут повлиять на ход и результаты производства по делу.

Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступлений исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Создание методики расследования преступлений несовершеннолетних обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющих объективно-субъективную природу. Объективную ее часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную - специфика формирования конкретной личности. Как объективные, так и субъективные факторы существенно влияют на такие черты личности несовершеннолетнего, как правосознание, восприятие требований закона и общежития, мотивы и манеры поведения, отношения к другим людям и т. п.1

В исследовании В. И. Игнатенко2 показано, что часто в криминологической литературе несовершеннолетние правонарушители рассматриваются как однородная масса, причем главным критерием их выделения из контингента преступников является возраст. Однако следует учитывать, что склонности и потребности несовершеннолетних правонарушителей различных возрастных групп имеют значительные расхождения, что проявляется в сравнении не только с законопослушными (контрольной группой), но и между собой. Учитывая пожелания опрошенных нами следователей, представляется целесообразным обобщить материал, имеющийся в учебниках и учебных пособиях, рекомендованных для изучения на юридических факультетах образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел и Министерства образования Российской Федерации, а также научных изданиях по проблеме несовершеннолетних с девиантным поведением.

Поведение несовершеннолетних в период подготовки и совершения преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому возрасту, и индивидуальными свойствами подростка, которые связаны с особенностями его физического и духовного развития, условиями жизни и воспитания. По мнению Л. Л. Каневского, «изучение психологических качеств несовершеннолетних будет способствовать быстрому, полному, всестороннему и объективному расследованию уголовного дела»3.

Возраст 14-17 лет в рамках принятой в возрастной психологии периодизации относится к старшему подростковому и раннему юношескому: 14-15 лет - подростковый, 16-17 лет - ранний юношеский возраст.

Личность подростка 14-15-летнего возраста, по мнению отечественных психологов, обладает и особенностями, которые имеют значение для расследования преступлений:

1. В подростковом возрасте происходит глубокая биологическая перестройка организма: рост становится быстрым, усиливается секреция половых желез, начина-

ется интенсивное физическое развитие. Биологические изменения в организме касаются и психического развития. Равновесие, достигнутое в начале подросткового возраста, нарушается: возникает интерес к своей личности, чрезмерная критичность к окружающим, начинают проявляться особенности характера. Изменяется поведение несовершеннолетних: поступки носят уже сознательно-волевой характер, им предъявляются в этом возрасте более высокие требования, в связи с чем они могут нести и уголовную ответственность за совершение общественно опасных действий. Однако физическое и духовное развитие подростка еще не завершено, и это отражается на характере его действий и поступков.

2. Незрелость нервной системы (задержка в формировании процесса торможения), внешне она проявляется в несдержанности, импульсивности. Поэтому на мотивацию подростка (в том числе и на позицию в ходе расследования преступления) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, «вспышками» раздражительности.

3. Лицам подросткового возраста присущи следующие черты характера:

а) повышенная эмоциональная возбудимость, некоторая неуравновешенность, быстрые смены настроения и форм поведения, которые связаны с повышенной импульсивностью и несдержанностью, отмеченные нами ранее. Подростки, как замечает Н. Д. Левитов, «не любят тратить время на раздумья и колебания, а быстро переходят к делу»4. Эти качества характера нередко приводят самих подростков к противоправному поведению или используются взрослыми антиобщественными элементами, которые, зная возможность необдуманных поступков со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовлекают их в совершение преступлений;

б) некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность, что обусловлено специфическими условиями жизни и воспитания. Эти качества отдельных подростков надо учитывать при расследовании противоправных действий, связанных с нарушением общественного порядка, которые могут последовать из-за неправомерных действий потерпевших, непонимания определенных моральных категорий или в результате пе-реутомления5. В подобных случаях при подготовке к допросу необходимо выяснить, не присущи ли подростку такие качества. При исследовании механизма преступления важно путем детализации показаний, анализа обстановки совершенного преступления разобраться, какую роль они сыграли в противоправном поведении несовершеннолетнего. При выявлении в поведении подростков недисциплинированности, озорства, лихачества, которые чаще всего бывают результатом их незанятости и неорганизованности досуга, необходимо выяснить, какую роль они сыграли в формировании противоправных мотивов, в подготовке и совершении общественно опасных действий;

в) одним из распространенных в этом возрасте недостатков поведения является упрямство, которое, так же как грубость и дерзость, не свойственно подростковому возрасту, оно обусловлено особенностями микро-

среды, в которой живет и воспитывается подросток. С упрямством несовершеннолетнего подозреваемого следователь может столкнуться на допросе при выяснении обстоятельств совершенного преступления, местонахождения похищенного имущества и т. д.;

г) на предварительном следствии следователь может столкнуться с таким качеством, как лживость, которое близко примыкает к упрямству. «Наиболее частым мотивом лжи, - пишут В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин, - является боязнь, страх наказания, репрессий. Ложь в этом случае является средством скрыть свой другой поступок и тем самым избежать наказания»6. Как правильно отмечают психологи, причины лживости также коренятся в неправильном воспитании, основанном на устрашении и применении физических мер воздействия.

Наглядные «уроки лжи» подростки чаще всего получают в семье. Так, следователь прокуратуры рассказал случай, который произошел в одной семье. Отец со слов 15-летней дочери заявил, что в отношении дочери была предпринята попытка изнасилования. Первые допросы показали, что девочка рассказала все обстоятельства очень подробно. Начался сбор необходимой информации, а также поиск водителя автомашины, который, со слов девочки, «пытался это сделать». Подтверждение тому -синяки на теле и порванная одежда пострадавшей. При более тщательном изучении обстоятельств дела оказалось, что эта девочка лгала из-за страха наказания со стороны родителей. Из-за большого желания переночевать у подруги, а также того, что родители «все равно ее бы не отпустили», она и придумала эту, на первый взгляд, правдоподобную историю.

При выработке тактических приемов преодоления лжи у несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого следователю необходимо выяснить побудительные причины лжи, которые могут быть вызваны:

- боязнью ответственности и наказания;

- угрозой мести со стороны соучастников или родственников и друзей;

- неправильным пониманием дружбы и товарищества и в связи с этим боязнью прослыть «предателем»;

- проявлением хвастливости, желанием привлечь внимание, вызвать удивление сверстников.

Необходимо, наконец, выяснить, не является ли ложь приобретенным качеством подростка, возникшим в результате неправильного воспитания.

4. По мнению Л. И. Божович, «к началу подросткового возраста у детей формируется ряд новых психологических возможностей, которые позволяют окружающим предъявлять к ним в этом возрасте более высокие требования и признать за ними значительно большие права и, прежде всего, на самостоятельность»7. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным. Эти качества тесно связаны с чувством взрослости, которое «выражается в отношении подростка к себе как взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость»8. В этом возрасте несовершеннолетние готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. Они очень

остро реагируют на попытки со стороны взрослых умалить их достоинство, недооценить их права.

Стремление к самостоятельности предусматривает наличие положительного примера в семье, авторитетного человека в ближайшем окружении, к которому несовершеннолетний мог бы обратиться за советом, с которого мог бы взять пример. Безразличие родителей к воспитанию подростка, безнадзорность и бесконтрольность со стороны семьи заставляет подростка искать авторитеты в другой среде. В результате такие дети часто попадают под влияние улицы, оказываются в круге влияния более старших по возрасту лиц. Попав в такую среду, несовершеннолетний начинает перенимать у них отрицательные тенденции в поведении (грубость, развязность, курение, употребление спиртных напитков и т. д.), которые делают его «самостоятельным» и «совсем взрослым». Социально позитивное окружение отвергает таких несовершеннолетних. В результате происходит недополучение социально полезного опыта, в частности не осваиваются неагрессивные формы взаимодействия. Другое следствие такого отвержения - подготовка почвы для включения детей в асоциальные группы сверстников. Эти подростки с расстройствами поведения оказываются как бы загнанными в ловушку девиантной «субкультурой», которая в дальнейшем уменьшает их возможности в образовательном, социальном и экономическом росте9.

5. К концу подросткового возраста чувство взрослости приобретает своеобразный характер, оно трансформируется в чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении показать свою индивидуальность, оригинальность. Отсюда, желание любым путем обратить на себя внимание: через утрирование моды, показное бравирование, совершение необычных для окружающих действий, вплоть до утверждения своей личности путем хулиганства. При совершении таких действий несовершеннолетнего не интересует, какой вред будет причинен его действиями и какие последствия при этом наступят. Он желает одного - привлечь внимание к своей личности, показать превосходство над сверстниками, создать определенное впечатление о своих действиях и о себе в коллективе.

6. Для подросткового возраста характерен «групповой инстинкт», возрастная склонность выделять лидера в кругу себе подобных и следовать за ним. Это объясняется естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т. п.10 Одни подростки ищут себе обожателей, другие - наставников. Подростки быстро усваивают бытующие в этих компаниях нормы поведения и традиции. Реакция группирования в значительной мере объясняет то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

М. И. Еникеев отмечает, что «лидерство в подростковых группах обычно принадлежит типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно гото-

вым к агрессивным действиям. Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей “власти” физически сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника»11.

Конформное поведение проявляют недостаточно устойчивые подростки, обнаруживающие менее развитый интеллект, повышенную озабоченность мнением о них окружающих.

Новая тенденция, которую отмечают опрошенные нами следователи, заключается в том, что в качестве лидеров в группах несовершеннолетних правонарушителей выступают более младшие подростки. Например, в одной из таких групп в качестве лидера выступал 14-летний молодой человек, а его соучастники были в возрасте 18-19 лет. Эти молодые люди совершали грабежи, хищения имущества. Эта группа была выявлена при сбыте краденого. На допросах подследственные вели себя примерно одинаково, утверждая, что все преступления совершали спонтанно, «всем одновременно пришла идея» о совершении преступления, оставалось лишь воплотить коллективное решение. Лишь один из них (14-летний) использовал на допросе фразы: «Я сказал, он пошел это и сделал», «Я хотел, чтобы ...» и т. п. У следователя (стаж более 10 лет) появилось подозрение, что в качестве лидера в группе выступал именно этот молодой человек. На это указывали не только упомянутые фразы, но и развернутая характеристика, подготовленная сотрудниками ОППН, а также некоторые индивидуальные признаки: физические данные (высокий рост, накаченность мышц), сильный, волевой характер, амбициозность, дерзость в общении, организаторские способности, развитый интеллект и др. Убежденность в лидирующих качествах несовершеннолетнего подтвердилась на очной ставке. «Лидер» вел себя уверенно, развязно. Остальные члены групп вели себя скованно в присутствии «лидера», зажимались, отказывались от ранее данных показаний, не объясняя, на каком основании они изменяют их.

Спустя два года, когда часть группы, достигших (кроме организатора) совершеннолетия, отбывала сроки наказания, «молодой лидер» организовал еще одну группу. Направленность этой группы несколько изменилась: они совершили разбойное нападение и изнасилование женщины престарелого возраста.

Приведенные данные об индивидуальной и групповой психологии несовершеннолетних в референтных группах необходимо учитывать в процессе расследования. Они помогут более правильно уяснить позицию несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии, мотивы противоправной деятельности, причины и условия вовлечения подростка в преступную деятельность группы; избрать наиболее эффективные тактические приемы допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого и других следственных действий, проводимых с их участием.

В ходе следствия необходимо учитывать, что, с учетом особенностей психологии несовершеннолетних

(и чем ниже их возраст и интеллектуальное развитие, тем сильнее это проявляется), подросток, вовлеченный в совершение преступления, легко, часто видя в этом проявление ложного героизма, может взять на себя чужую вину.

С учетом того, что большинство преступлений совершают подростки в группах, почти все несовершеннолетние правонарушители являются, как правило, членами досуговых групп. При расследовании совершаемых подростками преступлений Л. Л. Каневский считает необходимым выяснить:

- время возникновения и состав стихийно созданной группы;

- ее социальную направленность, бытующие в ней правила поведения и традиции;

- роль несовершеннолетнего обвиняемого и других подростков в деятельности группы;

- каковы действительные побудительные причины

совершенного подростком преступления, не связаны ли

они с намерением «проявить» свои личные качества, по-

12

казать свою приверженность к традициям группы12.

7. Особая податливость и способность к подражанию связаны с другой характерной для некоторых подростков чертой - робостью и застенчивостью. Несовершеннолетние, обладающие этими качествами, чаще всего воспитывались в семьях, где процветало неуважительное отношение к детям, не развивалась самостоятельность и сковывалась инициатива, где принижалось чувство собственного достоинства. Повышенная внушаемость и способность к подражанию, свойственные чаще всего несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет, должны своевременно выявляться в процессе предварительного следствия, так как это будет иметь значение при исследовании механизма совершенного преступления, этиологии преступного поведения несовершеннолетнего. Кроме того, выявленные качества у несовершеннолетнего можно считать основанием для признания определенного статуса в структуре преступной группы (ведомый, подчиненный).

В своих преступных целях взрослые могут использовать такие черты несовершеннолетних, как доверчивость, внушаемость, неспособность критически оценить поведение других лиц и свое собственное, ложно понимаемое чувство товарищества. Нередко взрослые, особенно ранее судимые, стараются вызвать у подростков интерес к «законам» преступного мира и пренебрежительное отношение к нормам права и морали. С этой целью они стараются придать романтическую окраску преступному образу жизни, спаивают подростков, рассказывают о «легкой» жизни, убеждая их в том, что достичь ее можно только в результате совершения преступления. Одним из способов вовлечения является искусственно созданная у подростка видимость безвыходного положения, например, в результате крупного денежного долга (в том числе искусственно созданного, например, проигрыша в карты) или совершения какого-либо проступка. Выступая в роли «спасителя», преступник, пользуясь этим, вовлекает несовершеннолетнего в совершение другого преступления.

8. «Вхождение» в группу для подростка обозначает «игру по правилам». Поэтому подростки могут иметь двойные (тройные) стандарты, использовать и следовать различным правилам и нормам поведения. Дома они могут быть послушными, покладистыми, ответственными, а в дворовой компании - жесткими, требовательными и пр. Так называемая «конвенциональная мораль» (соглашательская) подростка помогает ему приспосабливаться к тем группам, в которых происходит его социализация.

Законодатель также выделяет 16-17-летних подростков из числа других несовершеннолетних, считая, что личность такого подростка по своим физическим и интеллектуальным качествам и тому месту, которое занимает в обществе, приближается к взрослому человеку: с 16-летнего возраста наступает уголовная ответственность за любое совершенное подростком преступление; при допросе несовершеннолетних обвиняемых, достигших 16-летнего возраста, педагог или психолог не приглашается (за исключением случая, когда они страдают психическими расстройствами или отстают в психическом развитии).

У несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет, который психологи относят к ранней юности, можно выделить следующие особенности:

- процесс физического и интеллектуального развития продолжается, но к концу периода он становится менее интенсивным, ибо к 18 годам юноша достигает физической и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной трудовой жизни;

- заканчивается процесс формирования нервной системы. Поэтому юноши, в отличие от подростков, чаще контролируют свои эмоции, менее вспыльчивы, импульсивны в своем поведении;

- юноши чаще, чем подростки, самостоятельно определяют свой круг интересов и общения. Личностное самоопределение позволяет им быть независимыми от мнения ближайшего окружения (родителей, педагогов и др.);

- молодые люди юношеского возраста меньше подвержены влиянию, давлению и внушающему воздействию со стороны группы;

- независимость юношей проявляется и в особой, автономной морали, своей, а не конвенциональной, на которую ориентируется, как правило, подросток. Поэтому асоциальность или антисоциальность направленности юноши более устойчивая, чем у подростков. Этим можно объяснить и принцип применения мер профилактики в отношении к лицам подросткового и юношеского возраста: чем раньше (имеется в виду возраст), тем лучше, тем эффективнее;

- у юношей в возрасте 16-17 лет развито чувство личной дружбы. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: отзывчивость, откровенность, готовность к взаимной помощи, выручке. Референтность общения юношей, в отличие от «стадного инстинкта» подростков, проявляется в том, что юноши выбирают в качестве «своей», эталонной группы ту, которая удовлетворяет его интересам, чьи взгляды совпадают с его взглядами;

- осознанность и стабильность планов и интересов юношей позволяет им обдуманно совершать те или иные действия (в том числе и противоправные), в отличие от сиюминутности, импульсивности и необдуманности поведения и деятельности подростков.

Несмотря на указанные отличия, 16-17-летние молодые люди имеют много общего с их младшими сверстниками: им присущи еще во многом личностные качества, свойственные 14-15-летним подросткам (чувство «взрослости», стремление к самоутверждению и т. д.). Это дает нам основания сделать вывод о том, что, несмотря на периодизацию, имеющуюся в возрастной психологии, термин «несовершеннолетний», чаще всего используемый в правовой литературе, охватывает возраст 1417 лет. Тем самым законодатель подчеркивает и общность, и разницу психологических и социально-психологических свойств личности, а также ответственность этих лиц перед законом за совершенные преступления. Поэтому сотрудники правоохранительных органов, расследующие преступления несовершеннолетних, должны учитывать возрастные особенности лиц подросткового и юношеского возраста.

Рассмотрев основные возрастные особенности несовершеннолетних лиц, уместно задать вопрос: «Являются ли эти особенности причиной девиантного (социально отклоняющегося) поведения?»

В определенных ситуациях указанные выше возрастные особенности подростка иногда могут способствовать формированию мотива и повода преступления, стать как бы его «катализатором», однако это не означает, что они являются самостоятельной причиной принятия несовершеннолетним решения его совершить. Мы солидарны с мнением о том, что «такое решение - всегда следствие нравственной деформации личности, искажений в социальном развитии подростка, а не его возрастных особенностей»13. Подросток, который развивается в нормальных условиях жизни и воспитания, как правило, имеет привычку сдерживаться, а также приобретает достаточные навыки для того, чтобы регулировать свое поведение согласно общепринятым нормам морали.

Однако указанные возрастные особенности являются не причинами, а только обстоятельствами, способствующими противоправному поведению несовершеннолетнего, при наличии антисоциальной направленности личности несовершеннолетнего, обусловленной особенностями его жизни и воспитания. Так, по данным исследования Г. Н. Бочкаревой14, большая часть несовершеннолетних преступников имеют неустойчивую антиобщественную направленность, а также неустойчивые антисоциальные стереотипы поведения, 10-15% от всего контингента несовершеннолетних преступников имеют устойчивую антиобщественную направленность. Можно выделить еще и третью группу несовершеннолетних преступников, одинаково подвластных как позитивным, так и негативным социальным влияниям и совершающих преступления по легкомыслию.

В. Л. Васильев отмечает, что в большинстве случаев важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка является неблагополучная ситуация в семье: ссоры родителей, физические наказания подростков. Это, в свою очередь, приводит к разрушению тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. Антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи»15.

Заметим, что, несмотря на изъяны семейного воспитания и индивидуальные особенности личности, существуют и другие факторы, влияющие на отклоняющееся поведение подростков. Так, Т. В. Корнилова, Е. Г. Григо-ренко, С. Д. Смирнов установили взаимосвязь между показателями отношений в семье, отношений со сверстниками, криминализацией, с синдромом гиперактивности, нарушениями внимания и поведенческими девиациями (в частности, криминальным поведением). У большой части подростков с асоциальной направленностью была выражена психопатологическая симптоматика. Поэтому авторы делают вывод о том, что не представляется возможным связывать делинквентность поведения таких подростков только с нарушениями воспитания. Были выделены внутренние условия, которые значимо повлияли на психологические показатели нарастания психопатий: замкнутость, соматические проблемы, тревожность, проблемы социализации, проблемы с мышлением, вниманием, агрессия, внутренние и внешние проблемы, общий показатель проблем16.

При производстве дел о преступлениях несовершеннолетних должны учитываться не только те черты и свойства личности, которые отличают всех несовершеннолетних от взрослых, но и те, которые характерны именно для подростков, совершающих правонарушения.

Особенности таких подростков значимы при определении предмета доказывания, в процессе планирования следствия, при разработке тактики отдельных следственных действий, при определении объема и форм профилактической работы. Среди таких социально-психологических особенностей Н. И. Гуковская, А. И. Долгова, Г. М. Миньковский выделяют следующие17:

- преобладание примитивных потребностей, их искаженное развитие: систематическое употребление алкоголя, наркотиков, привычку к азартным играм, склонность к праздному, бесцельному времяпрепровождению;

- утрату интереса к учебе, приобретению общественно полезных знаний, профессии, к труду;

- низкий уровень культуры, существенный разрыв между требованиями и нравственными понятиями;

- неустойчивость перед интенсивным «соблазном» или давлением извне;

- своеобразное длящееся «сосуществование» положительных и отрицательных качеств и взглядов (ужива-

ются, например, осознание ответственности за порученное дело, готовность прийти на помощь с мнением о допустимости мелких краж, нежелание считаться с правилами поведения в общественных местах и т. д.);

- извращенные представления о дружбе, смелости, самостоятельности, причем при определении линии поведения эти представления как решающие противопоставляются всем другим моральным понятиям;

- определенная доля несовершеннолетних правонарушителей характеризуется устойчивой системой откровенно аморальных и антиобщественных взглядов.

Рассмотренные возрастные и социально-психологические особенности несовершеннолетних, значимых для предмета доказывания, тактики следственной и профилактической работы, предполагают обязательный анализ особенностей мотивации преступлений подростков. В этой связи Н. И. Гуковская, А. И. Долгова, Г. М. Миньковский отмечают, что необходимо иметь в виду следующее:

- для подростков характерно большее разнообразие мотивов некоторых видов преступлений, чем для взрослых. В частности, кражи, грабежи, разбойные нападения могут быть связаны не только с корыстью, но и со стремлением утвердить свой престиж в группе, озорством, оказанием содействия товарищам, стремлением завладеть предметом, особо заманчивым для подростка. Точно также хулиганские действия подростков, изнасилования нередко связаны со стремлением доказать свою «взрослость», смелость, с боязнью «отстать» от других, с пассивным следованием примеру других;

- некоторые преступные деяния подростков можно представлять неадекватной реакцией на неправомерные действия других лиц (избиение обидчика);

- в большинстве случаев мотив конкретного действия формируется скоротечно, под влиянием возникшей ситуации (состояние алкогольного или наркотического опьянения, подстрекательство, кажущаяся обстановка безнаказанности и т. д.), связан с дефектами нравственного развития личности, о которых уже говорилось.

Поэтому существенным при производстве по конкретным делам является выяснение действительного мотива преступления подростка и источников его формирования (навязанных «извне» подстрекателями или внутренне присущих личности подростка, степени стойкости и длительности существования мотива, степени выраженности в мотиве возрастных особенностей)18.

Остановимся на конкретных рекомендациях, которые можно использовать следователям при допросе несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых. Так, М. И. Еникеев рекомендует проводить допрос несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых в кабинете следователя, строгостью и официальностью подчеркивая важность и значимость расследования для несовершеннолетнего. При этом детализирующие, уточняющие и контрольные вопросы должны отличаться краткостью, предельной доступностью. Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Более стабильный, чем у взрослых, распорядок жизнедеятельности несовершен-

нолетних позволяет в ряде случаев получить «опорные точки» для установления времени совершения и продолжительности расследуемых событий, их пространственной локализации.

Кроме психолого-криминалистических аспектов проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых, М. И. Еникеев останавливается на ряде этико-педагогических требований, предъявляемых к следователю:

- не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию;

- пресекать жаргонные и нецензурные выражения;

- не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности;

- речь следователя должна быть корректной;

- допустимы ирония, меткие, острые определения, высоко ценимые подростками;

- необходимо быть вежливым и проявлять уважение

19

к личности несовершеннолетнего19.

Завершая статью, вернемся к данным проведенного нами опроса. Потребности в психологических знаниях и обновлении этих знаний, в формировании новых профессионально-психологических умений и навыков указали все опрошенные нами следователи и начальники следственных отделов. Учитывая, что предполагать качественный скачок уровня первоначальной подготовки следственных работников не приходится, особенно важной становится роль системы повышения профессиональной подготовки следователей непосредственно в подразделениях, а также вопрос организации наставничества как формы обучения молодого следователя.

На вопрос о функциях штатного практического психолога или специалиста-психолога, которого можно пригласить для проведения занятий в системе служебной подготовки, респонденты выделили следующие направления его деятельности:

- исследование индивидуально- и социально-психологических особенностей подозреваемых несовершеннолетних;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- помощь в установлении лидера и других ролей в совершенном преступлении; психологических механизмов, закономерностей и мотивов, лежащих в основе поведения членов преступной группы;

- распознавание лжи/правды в показаниях обвиняемых, а также аномалий психического развития несовершеннолетних подозреваемых;

- решение вопроса о необходимости назначения судебно-психологической, комплексной судебно-психоло-го-психиатрической экспертизы, формулировка экспертам соответствующих вопросов;

- проведение занятий по изучению возрастной, социальной и криминальной психологии, а также практических занятий для выработки навыков и способностей экспресс-диагностики личностных особенностей людей,

установления и поддержания с ними психологического контакта, профилактики и преодоления конфликтов.

Для эффективной работы по расследованию преступлений несовершеннолетних требуется серьезная подготовка следователей. Для этого необходимо проведение в рамках учебных курсов (юридической психологии, криминалистики и др.) совместных семинарских, практических и иных занятий с участием опытных практических работников в образовательных учреждениях МВД России, а также занятий в системе служебной подготовки по вопросам психолого-криминалистического обеспечения расследования преступлений несовершеннолетних. Методы прикладной психологии и участие психолога-специалиста после решения правовых, организационных вопросов займут достойное место в ряду криминалистических методов, используемых органами внутренних дел предварительного расследования преступлений несовершеннолетних.

1 См.: Аверьянов Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р. С. Белкина. - М., 2002. - С. 871.

2 См.: Игнатенко В. И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1993. - С. 18.

3 Каневский Л. Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. -Красноярск, 1991. - С. 96.

4 Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. -М., 1964. - С. 357.

5 См.: Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. - М., 1965. - С. 134-138.

6 Там же. - С. 143.

7 Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1968. -С. 186.

8 Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. -М., 1972. - С. 91.

9 См.: Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки групп риска. - СПб., 2005. - С. 36.

10 См.: Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997. - С. 431.

11 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. - М., 1996. - С. 315-316.

12 См.: Каневский Л. Л. Указ. соч. - С. 103.

13 Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. - М., 1974. - С. 10.

14 См.: Бочкарева Г. Н. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1968. - С. 9-10.

15 См.: Васильев В. Л. Указ. соч. - С. 427.

16 См.: Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Указ. соч. -С. 146-147.

17 См.: Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Указ. соч. - С. 14-15.

18 Там же. - С. 15-16.

19 См.: Еникеев М. И. Указ. соч. - С. 498-499.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.