Научная статья на тему 'Социально-психологическая характеристика подростка-правонарушителя'

Социально-психологическая характеристика подростка-правонарушителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2956
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щеткин Юрий Юрьевич, Молочная Наталья Леонидовна, Кривоногова Лилия Ивановна

Целью статьи является изучение личности подростков-правонарушителей и их социально-психологической характеристики. Для более подробного рассмотрения поставленной проблемы авторами было проведено исследование тридцати подростков, находящихся в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в г. Таганроге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щеткин Юрий Юрьевич, Молочная Наталья Леонидовна, Кривоногова Лилия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая характеристика подростка-правонарушителя»

страх возвращения в обычное состояние, где оптимальная стратегия поведения может быть нарушена, что повлечет за собой неминуемые негативные последствия. Если переживания достаточно глубоки, то принимается сознательная оценка выгодности поведения, основанного на естественной этике, после чего наступает полная гармония с самим собой и окружающим миром.

Когда во время мистического озарения человек поднимается к высоким вершинам духовного сознания, его личность изменяется. Новая точка зрения позволяет ему увидеть ограниченность его эгоистических человеческих оснований: зависти, страха, чувства обиды, неуверенности и т.д. -в иной, более широкой перспективе. Возвращаясь, человек привносит часть своего объединяющего духовного опыта в обычное состояние своего сознания, ассимилирует этот опыт и, благодаря ему, расширяет границы собственной личности. Происходящее изменение сопровождается заменой негативных аспектов человеческой личности на позитивное интегрирующее видение мира. Выбор между двумя свободами (по Бердяеву) - свободой проявления инстинктов (свободой от любви, верности, совести, человечности) и свободой проявления сознания (свободой для любви, верности, совести и человечности) - становится очевидным. Совершенствование и развитие в более сложной и совершенной системе является очевидным преимуществом перед постепенным старением и деградацией во власти отдельного эго, пусть и находящегося в стае себе подобных.

Таким образом, эмоциональная компонента в формировании расширенных состояний сознания является не менее важной, чем ее физиологические паттерны. Косвенным подтверждением широкого присутствия эмоциональной компоненты во всех состояниях сверхсознания является то, что подкорковые структуры, активирующиеся в этих состояниях практически те же, что и при формировании эмоций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: Семь основных типов личности. М.: Урания, 1995. 124 с.

2. Бехтерева Н.П. Мозг человека - сверхвозможности и запреты // Физиология человека. 2002. № I. Том 28.

3. Гроф С. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия его смягчения. М.: Изд-во МГУ, 2006. 264 с.

4. Друри Н. Трансперсональная психология. М.: Институт общегуманитарных исследований; 2001. 208 с.

5. Лайтман М. Как привести мир в равновесное состояние. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 2006. 264 с.

6. Лайтман М. Развитие человека. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та , 2006. 264 с.

7. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

8. Свидерская Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. М.: Наука, 1987. 156 с.

9. Уилбер К. Интегральная психология. М.: Урания, 2004. 416 с.

Ю.Ю. Щеткин, Н.Л. Молочная, Л.И. Кривоногова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА-ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Важную роль в коррекционно-реабилитационной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет глубокое изучения личности подростка-правонарушителя и его социально-психологических характеристик. Существующие классификации групп несовершеннолетних правонарушителей в работах Г.М. Миньковского, Д.И. Фельдштейна, Н. Вайзман, в общем, сходны друг с другом. Разница состоит лишь в том, что Д.И. Фельдштейн и Н. Вайзман выделяют пять групп несовершеннолетних правонарушителей, в отличие от Г.М. Миньковского и А.П. Кожевникова, которые выделяют четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности [5].

К первой группе они относят 10-15 % несовершеннолетних с преступной направленностью. Для них характерны примитивные, неизменные потребности, агрессивность, жестокость, склон-

ность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают организаторами.

Вторую группу, которую составляют 30-40 %, отличает отрицательная направленность личности. Эта категория подростков характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению».

К третьей относят подростков с неустойчивой личностной направленностью 25-30 %. Здесь наблюдается конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступление совершается, прежде всего, по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении.

Четвертая группа включает в себя тоже 25 -30 % подростков с положительной направленностью личности. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» - легкомысленность или неправильной оценки действия и его последствий.

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста. С ними связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Переход опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности. А также бурная гормональная перестройка организма делают подростка c боле уязвимым и податливым к отрицательным явлениям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Как отмечает А.М. Миллер, «специфические особенности подросткового возраста создают лишь повышенную возможность для возникновения трудновоспитуемости как начального этапа в генезисе противоправного поведения несовершеннолетних, поскольку этот возраст воздает совокупность условий, наиболее благоприятствующих, как внешним негативным воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних генетических задатков, предрасположений индивида, которые до этого находились в скрытом со-стоянии»[4]. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания.

Для изучения личности подростков-правонарушителей и их социально-психологической характеристики нами было проведено исследование, 30 подростков, находящихся в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в г. Таганроге.

Значительную часть опрошенных составляли подростки в возрасте от 9 до 16 лет, причем процент лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (80 %) выше, нежели процент лиц 16-18 лет (20 %). Среди опрошенных несовершеннолетних преобладают правонарушители мужского пола (87 %).

Несмотря на преобладание среди правонарушителей лиц мужского пола, наблюдается расширение круга и количества правонарушений, которые совершают девочки-подростки - 13 %. И это не случайно, как не случайно и то, что увеличивается число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является противоправное поведение.

Исследование влияния села и города на становление девиантности подростков показывает, что доля городских правонарушителей выше (60 %), нежели проживающих в сельской местности (40 %). Из обследуемых нами сельских подростков 30 % проживают в поселке, 7 % в селе, в деревне 3 %.

Н.И. Гуковская, исследуя городскую и сельскую девиантность, обосновывает указанные различия социально-экономическими условиями, а также традициями и обычаями, исторически сложившимися в деревне и городе [1]. Более значительную долю несовершеннолетних правонарушителей, проживающих в городе, она связывает с существованием в сельской местности ряда условий, сужающих опасность возникновения расширяющих возможность выявления и пресечения ранних форм антиобщественного поведения. К таким условиям автор относит занятость подростков трудом, более высокую степень социального контроля за подростками и условиями индивидуального воспитания, а также меньшим, чем в городе, объемом криминогенных влияний. Од-

нако на современном этапе, по нашему мнению, процессы урбанизации, миграции сводят на нет различия между городом и деревней. Происходит интенсивное внедрение городского образа жизни в деревне, в связи с этим наблюдается более быстрый рост сельской преступности по сравнению с городской.

Существует взаимосвязь образовательного уровня и личности правонарушителя. По этому уровню можно судить о потенциальных возможностях личности подростка-правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры и интересов. Данная связь прослеживается и в нашем исследовании. Уровень образования правонарушителей намного ниже, чем у их законопослушных сверстников. Все участвующие в исследовании подростки ответили, что посещают школу. Однако большинство (57 %) несовершеннолетних часто пропускают уроки, 16 % по различным причинам бросили школу, второгодники встречаются в 20 % случаях, 7 % подростков не посещают школу в связи с тем, что подрабатывают. К одной из причин такого отношения к занятиям школе можно отнести высокую степень конфликтности личности правонарушителей. На вопрос: «Возникают ли у тебя конфликты в школе?» 87 % респондентов ответили положительно, всего лишь 7 % дали отрицательный ответ. Наиболее часто конфликты возникают с одноклассниками (50 % случаев) и учителями (39 % случаев), реже с ребятами из других классов (7 %) и старшеклассниками (4 %). Целесообразно будет отметить, что 75 ребят (из всех участвовавших в исследовании) отметили все обозначенные в анкете варианты ответов. Если говорить о причинах возникновения конфликтов, то назывались следующие: «обзываются», «матерятся», «надоедают», «просят деньги», «не понимают темы», «плохо себя ведут» и другие. В 11 % случаев опрошенные не называли причины конфликтов. Учитывая положение, в котором находятся подростки-правонарушители, нельзя не согласиться с мнением Т.И. Савина и Т.С. Кисиной, которые отмечают, что у подростков-правонарушителей наблюдается «бедность интеллектуальной сферы, неразвитость учебных навыков и умений, отсутствие логического мышления и творческого воображения. В силу бесконтрольного поведения со стороны родителей и значительного перерыва в учебе несовершеннолетние правонарушители отстают в программе общеобразовательного учреждения на несколько лет».

Анализ результатов анкетирования подростков-правонарушителей позволяет нам утверждать, что стремление к достижению успехов в учебной деятельности и общественной работе у несовершеннолетних правонарушителей заменено досуговыми, примитивными потребностями и интересами. В связи с уходом из школы и отсутствием работы свободного времени у дезадаптированных подростков в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. На вопрос анкеты «Как Вы проведете свое свободное время?» ответили так: «смотрю телевизор» - 53 %, «гуляю с друзьями» - 37 %, «слушаю музыку» - 17 %, «читаю» и « хожу на секции» - по 3 %, «общаюсь с родителями» - 10 %. У подростков с противоправным поведением достаточно низкий читательский интерес. Вариант «читаю» набрал самый низкий процент ответов (3 %). На вопрос анкеты: «Если Вы читаете, то что предпочитаете?» 31 % выбрали ответ «газеты», 50 %, что составляет большинство, предпочитают молодежные журналы. Лишь 19 % подростков указали на интерес к фантастической литературе. Именно здесь фиксируются гипертрофированные потребности, интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды. Если говорить о предпочтениях подростков-правонарушителей телевизионных программ, то ответы расположились так: на первом месте художественные фильмы (37 %), на втором спортивные программы (10%). Политические программы и документальные фильмы набрали наименьшее число ответов подростков. Их показатели составили 3 % и 7 % соответственно. В связи с тем, что художественные фильмы среди несовершеннолетних заняли первое место по популярности, мы посчитали необходимым изучить наиболее любимые жанры фильмов, которые распределились следующим образом:

1) самым популярным жанром оказался боевик (43 %);

2) жанр комедии занял второе место (27 %);

3) третье место заняла эротика (24 %);

4) наименее популярные жанры среди правонарушителей - мелодрамы и детективы (по 3 % опрошенных).

Показательным является то, что все участвовавшие в исследовании подростки полностью отрицают ценности классического искусства.

При анализе места материальных потребностей в структуре противоправного поведения несовершеннолетних обращает на себя внимание тот факт, что 87 % ответивших ставят материальное благополучие на первое место. Совершали правонарушения, прямо связанные с реализацией потребности в самоутверждении (47 % опрошенных). Тесно связанной с потребностью в самоутверждении является потребность в престиже. Материальные интересы далеко не одинаковы для младших и старших подростков. Для подростков 11-15 лет, как отмечал К.Е. Игошев, характерен, прежде всего «гастрономический» интерес, выражающийся в стремлении получить больше вкусной пищи и сладости [3]. Но уже в этом возрасте нередко появляется желание приобрести сигареты, спиртные напитки (чаще всего на почве подражания, стремления показаться взрослым). В 1617 лет «гастрономический» интерес отступает на второй план либо вовсе исчезает, а интерес к курению и спиртным напиткам базируется уже на привычке, становящейся все более и более навязчивой. Все большее место в интересах старших подростков начинает занимать интерес к деньгам как средству, дающему возможность удовлетворить потребности в одежде и развлечениях. У несовершеннолетних правонарушителей интересы проявляются в уродливых формах - жадности, стяжательстве, стремлении удовлетворить свои потребности за счет труда других. К.Е. Игошев также отмечает, что искаженный материальный интерес нередко является основой формирования такой черты как зависть.

Наряду с узостью интересов у большинства подростков проявляются отрицательные наклонности и привычки, такие как курение, алкоголизм у некоторых наркомания токсикомания. Среди участвовавших в нашем исследовании 90 % отметили, что употребляют спиртное, многие из них делают это достаточно часто.

Центральным образованием подросткового возраста является формирование самооценки, представление о себе как о субъекте деятельности. Адекватная самооценка формируется у подростков при влиянии благоприятных внешних факторов, однако, подростки с асоциальным поведением не обладают такой самооценкой. В результате неблагоприятных условий воспитания у них формируется заниженная или завышенная самооценка.

Изучая личность несовершеннолетнего правонарушителя, И.А. Двойменный и В.А. Лелеков утверждают, что их характерной личностной особенностью является глубокая деформация нравственных ориентаций и установок [2]. Большинству из них свойственно искаженное представление некоторых моральных понятий, либо прямолинейно-наивное толкование содержания этих понятий. Они смешивают такие понятия как «настойчивость» и «упрямство», «смелость» и «лихачество». Поведение подростков, не имеющих подлинных ориентиров, становится неустойчивым, противоречивым, они легко поддаются чужому влиянию, а искаженные моральные представления ведут к ложным убеждениям и установкам. Ответы девочек, участвовавших в исследовании, показали, что многие из них никогда не задумывались над высоким чувством материнства, об ответственности по отношению к близким людям. У них отсутствует чувства стыда и эмпатии. В их позиции просматривается крайняя эгоистичность, равнодушие, черствость. Многие из них настроены на праздный образ жизни. В плане нравственной деформации воспитанники, независимо от возраста, близки друг к другу. В их среде признается допустимым нарушение уголовно-правового или другого запрета.

Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героям зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм. Наш опрос показал, что 17 % подростков-правонарушителей идеалом являются герои художественных фильмов, 57 % сообщили об отсутствии идеала, у 27 % присутствовал антиобщественный идеал.

У подростков, склонных к противоправному поведению, отмечается также слабое развитие волевой сферы личности. Они не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, регулировать потребности, соизмерять сущее с должным, желаемое с действительным. В связи с этим следование антиобщественным формам поведения для них представляется более легким и удобным способом существования.

Проведенное исследование также свидетельствует об огромном влиянии семьи на формирование личности подростка-правонарушителя.

На вопрос «Какие эмоциональные отношения, по твоему мнению, преобладают в вашей семье?» - самым распространенным (27 %) ответом стал - «отчуждение отношения». Проявляется холодность - отметили 12 %, на присутствие конфликтных отношений указали 7 % подростков. В большинстве случаев неблагополучие семьи объясняется употреблением родителями спиртных напитков. На существование подобного явления в семье указали 93 % несовершеннолетних, причем 43 % из них употребляют спиртное достаточно часто. Судя по ответам 47 % подростков, родители наказывали физически, однако все ответившие положительно, отметили редкое применение силы. Таким образом, по результатам проведенных исследований, анализа литературы можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель - это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Для них характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Волевые усилия у них направлены на достижение узкоэгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных и примитивных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гуновская Н.И. Особенности преступности несовершеннолетних в городах и сельской местности // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970. Ч. 1.

2. Двойменный И.А., Леленов В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 1993. № 10.

3. Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1967.

4. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. Киев.

5. Миньковский Т.М., Кожевников А.П. Предупреждение правонарушений среди молодежи. М., 1971.

6. Савин Т.И., Кисина Т.С. Комплексный подход и организация социально-психологической помощи детям подросткам на муниципальном уровне // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилита-ционной работы. 2003. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.