Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЛИНГВАЛЬНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / POLYLINGUALISM / MULTICULTURALISM / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / POLYLINGUAL APPROACH / POLYLINGUAL MODEL OF MULTICULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газаева Лариса Владимировна, Елканов Константин Русланбекович

В настоящей статье рассматриваются ключевые особенности реализации полилингвальной модели поликультурного образования в образовательном пространстве Республики Северная Осетия-Алания. На основе анализа результатов деятельности научно-педагогической школы Северо-Осетинского государственного педагогического института даются рекомендации по решению проблем, существующих на сегодняшний день в сфере преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» на всех ступенях обучения. Предлагается модель оптимизации их преподавания, применимая не только в культурном пространстве РСО, но и в других полиэтничных регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газаева Лариса Владимировна, Елканов Константин Русланбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT

This article discusses the key features of the multicultural education multilingual model implementation in the educational space of the Republic of North Ossetia-Alania. Based on the North Ossetian state pedagogical Institute analysis scientific and pedagogical school researches results recommendations to solve the problems that exist today in the field of teaching subjects «Russian language» and «Literature» at all levels of education are given. We propose a model for optimizing their teaching, which is applicable not only in the cultural space of the Republic of North Ossetia-Alania, but also in other multi-ethnic regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

5. Духанина Л.Н. Цифровая реальность: вызовы и перспективы // Сер. Выпуск 1 Цифровая экономика -Москва, 2018. - С. 3-18.

6. Захарова У.С., Танасенко К.И. Моок в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mook-v-vysshem-obrazovanii-dostoinstva-i-nedostatki-dlya-prepodavateley (дата обращения: 02.11.2020).

7. Кайгородцева Н.В., Лузгина В.Б. Приобретение практических компетенций посредством открытого онлайн-курса // ОНВ. ОИС. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobretenie-prakticheskih-kompetentsiy-posredstvom-otkrytogo-onlayn-kursa (дата обращения: 02.11.2020).

8. Калмыкова С.В. Эффективное обучение в цифровом образовательном пространстве (опыт СПбПУ) // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018: материалы междунар. конф.: Proc. of the Intern. Conf., Москва, 5-6 декабря 2018 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; отв. ред. Е.Ю. Кулик. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - С. 169-174.

9. Классификация цифровых компетенций и навыков для включения в учебные курсы (социальные науки) - Innolois University, National research University Higher school of Economics, 2020. - 11 p.

10. Кондаков А.М. Цифровое образование: матрица возможностей [Электронный ресурс] URL: http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf (дата обращения: 30.08.2020)

11. Крылова Е.А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник ТГПУ. 2020. №1 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-smeshannogo-obucheniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 02.11.2020).

12. Кутепова Л.И., Тростин В.Л, Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-tehnologiy-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 02.11.2020).

13. Леонтьева И.А., Ребрина Ф.Г. Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-distantsionnyh-elektronnyh-uchebnyh-kursov-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (дата обращения: 02.11.2020).

14. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. [Текст] / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Канидр.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. скит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 155 с. — ISBN 978-5-7598-2040-6 (e-book).

15. Яковлева А.Г. Организация смешанного обучения в преподавании педагогических дисциплин // Вестник ТГПУ. 2017. №4 (181). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-smeshannogo-obucheniya-v-prepodavanii-pedagogicheskih-distsiplin (дата обращения: 02.11.2020).

16. Uerz D., Volman M., Kral M. Teacher educators' competences in fostering student teachers' proficiency in teaching and learning with technology: An overview of relevant research literature, 2018, Teaching and Teacher Education, 70, P. 12-23.

17. Voronin D. Digital Transformation of Pedagogical Education at the University / D. Voronin, V. Saienko, H. Tolchieva // International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Atlantis Press. 760-766. SN 2352-5398. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200509.135

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русской филологии Газаева Лариса Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской филологии Елканов Константин Русланбекович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются ключевые особенности реализации полилингвальной модели поликультурного образования в образовательном пространстве Республики Северная Осетия-Алания. На основе анализа результатов деятельности научно-педагогической школы Северо-Осетинского государственного педагогического института даются рекомендации по решению проблем, существующих на сегодняшний день в сфере преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» на всех ступенях обучения. Предлагается модель оптимизации их преподавания, применимая не только в культурном пространстве РСО, но и в других полиэтничных регионах РФ.

Ключевые слова: полилингвальность, поликультурность, педагогический вуз, полилингвальный подход, полилингвальная модель поликультурного образования.

Annotation. This article discusses the key features of the multicultural education multilingual model implementation in the educational space of the Republic of North Ossetia-Alania. Based on the North Ossetian state pedagogical Institute analysis scientific and pedagogical school researches results recommendations to solve the problems that exist today in the field of teaching subjects «Russian language» and «Literature» at all levels of education are given. We propose a model for optimizing their teaching, which is applicable not only in the cultural space of the Republic of North Ossetia-Alania, but also in other multi-ethnic regions of the Russian Federation.

Keywords: polylingualism, multiculturalism, pedagogical University, polylingual approach, polylingual model of multicultural education.

Введение. На страницах Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации нашли отражение основные проблемы, существующие в сфере преподавания русского языка и литературы, намечены основные пути их решения и определены условия реализации этих, последних [1]. В качестве одного из наиболее значимых ценностных приоритетов авторы Концепции указывают необходимость внедрения многокомпонентной модели билингвального образования. Последняя должна учитывать многонациональный состав населения РФ в процессе организации обучения русскому языку и литературе [1].

Учитывая же тот факт, что образовательная система представляет собой одно из основных средств сохранения и развития этнокультурного разнообразия [2-3; 6; 8], особую актуальность приобретает поиск новых подходов к обучению русскому языку и литературе в условиях многоязычия и поликультурности, которому посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» имеют большое значение в условиях многонационального и поликультурного государства [7] ( Рис. 1).

Рисунок 1. Роль русского языка и литературы в поликультурном государстве

В условиях многоязычия и поликультурности современный учитель русского языка и литературы неминуемо должен столкнуться с рядом существенных трудностей. Они могут возникнуть в процессе:

• планирования учебных занятий;

• выбора учебника;

• составления программ;

• оценивания образовательных достижений обучающихся;

• поддержания мотивации изучения русского языка [5, с. 46-47].

В ходе преодоления перечисленных трудностей должны учитываться особенности родного языка обучающихся, а также активно проводиться сравнительно-сопоставительная работа между русской, родной и мировой культурами. Это, в свою очередь, требует актуализации полилингвального и поликультурного подходов [4, с. 72].

В связи с вышеизложенным основной идеей предлагаемой нами модели является параллельное использование общегосударственного, национального и иностранного языков в качестве языков обучения и изучения. Это может существенно облегчить осознание обучающимися себя как граждан республики, страны и мира.

В этой связи разработанная нами полилингвальная модель поликультурного образования (далее — ПМПО) совмещает два фундаментальных принципа (рис. 2).

Рисунок 2. Ведущие принципы реализации Полилингвальной модели поликультурного

образования

При этом преподавание на одном и том же образовательном этапе одних учебных предметов на родном языке, других — на русском дополняется различным соотношением языков обучения на разных образовательных ступенях [3, с. 19]. Так, на старшей ступени школы в качестве языка обучения, наряду с русским и родным языками, применяется иностранный язык.

Предлагаемая модель строится с учётом владения учащимися родным языком. Последний предусматривает два варианта:

• не владеющие родным языком;

• владеющие родным языком.

При реализации первого варианта модели в качестве обучаюшихся выступают не только представители титульного этноса, но и других национальностей, проживающих в РСО. Его реализация требует акцентирования внимания на всех изучаемых языках. Это позволяет обеспечить необходимые возможности развития речевых навыков обучаемых.

Во втором варианте модели языки изучаются в определённой последовательности (Табл. 1).

Таблица 1

Последовательность изучения языков согласно Полилингвальной модели поликультурного

образования

Класс Изучаемые языки

I Осетинский как родной

Русский

Осетинский как родной

II Русский

Иностранный

При этом в ходе реализации модели была впервые внедрена педагогическая инновация — обучение младших школьников английскому на родном языке.

В апробации ПМПО были задействованы образовательные организации различных уровней (Табл. 2).

Таблица 2

Типы образовательных организаций, задействованные в апробации Полилингвальной модели

поликультурного образования

Тип ОО Количество

Дошкольные образовательные учреждения 25

Общеобразовательные учреждения 40

В содержание внедряемой в этих организация модели, помимо учебной и воспитательной, были включены здоровьесберегающая, а равно психологическая составляющие.

Теперь, охарактеризовав модель ПМПО, рассмотрим опыт её реализации в образовательных организациях республики силами сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт». Апробация последней включала шесть этапов (Табл. 3).

Этапы апробации Полилингвальной модели поликультурного образования

Этапы Результаты деятельности по внедрению модели ПМПО

I Принятие и утверждение правительством РСО «Концепции национального образования», в основу которой положены поликультурность и полилингварность.

II Заключение и продление до 2023 г. трехстороннего договора с ЮНЕСКО в форме деятельности по сохранению языкового наследия и культурного разнообразия человечества.

III Получение кафедрой ЮНЕСКО гранта с целью реализации проекта по дошкольному поликультурному образованию в рамках Совместной программы Совета Европы, Европейской Комиссии и Минрегиона России «Национальные меньшинства в России».

IV Подключение к эксперименту в рамках проекта ФЦПРО «Поликультурная образовательная модель как основа формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики.

V Изучение Организацией по безопасности и сотрудничеству вопроса о возможности внедрения Концепции в полиэтничных государствах на Балканах.

VI Обсуждение результатов экспериментальной апробации ПМПО на разных уровнях: в комитете Государственной Думы по образованию и науке; на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ; в Министерстве образования и науки РФ; на семинарах и конференциях в ФИРО; в бюро Отделения начального образования РАО; в Московском департаменте государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей; на годичных собраниях ЮО РАО и психолого-педагогических чтениях Юга России; в бюро и на Всероссийском конгрессе кафедр ЮНЕСКО; на международных конференциях, семинарах; на восьми международных научных конференциях «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества» под эгидой ЮНЕСКО.

В процессе реализации ПМПО был разработан, апробирован и внедрён в образовательное пространство республики ряд наименований учебной и учебно-методической литературы (Табл.4).

Таблица 4

Литература, внедрённая в образовательный процесс, в ходе реализации Полилингвальной модели

поликультурного образования

Тип изданий Примеры

Полные учебно-методические комплексы Для 1-4 классов, по всем предметам в обоих варинтах модели

Учебники Для 7 класса — по дисциплине «Традиционная культура осетина» в двух вариантах модели

По учебным предметам «Искусство» и «Музыка» — для 5-8 классов в двух вариантах модели

Учебно-методические пособия Для всех групп дошкольного образования в двух вариантах модели

Справочные издания Словарь математических терминов на осетинском языке

Четырёхзначные словари животных и растений

Прочее Детская адаптация «Нартского эпоса»

Наряду с членами научно-педагогической школы Института в качестве соавторов большей части вышеперечисленных учебных, методических и других изданий выступили учителя-практики.

В течении полутора последних десятилетий кафедра ЮНЕСКО Института стала научно-методическим и экспериментальным центром РСО. На её базе создаются и апробируются учебные материалы для учащихся школ и дошкольных организаций по всем образовательным предметам на осетинском и русском языках. В содержание основных образовательных программ Института на всех уровнях были включены следующие дисциплины:

• «Педагогические основы поликультурного образования»;

• «Основы полилингвального образования»;

• «Теория и практика полилингвального образования».

В процессе реализации основных образовательных программ в Институте решаются проблемы подготовки будущих педагогов к работе в полилингвальной, поликультурной среде.

В работающем на базе Института Центре инновационных технологий дополнительного образования реализуется программа дополнительного профессионального образования, предназначенная для педагогических работников образовательных и дошкольных организаций. Она имеет модульную структуру (Табл. 5).

Структура программы дополнительного профессионального образования

Полилингвальная модель поликультурного образования в Республике Северная Осетия - Алания

Модуль 1: Модуль 2: Модуль 3:

«Специфика компетенций в области языкового и литературного образования для полиязычной и поликультурной образовательной среды» «Теоретические основы современного поликультурного образования» «Методические основы реализации поликультурного и полилингвального образования»

Использование потенциала этой и других программ дополнительного образования является очень важным, если учесть, что школьный учитель имеет стандартное филологическое образование. Последнее предусматривает преподавание русского языка как родного. Соответственно, послевузовское образование — необходимое условие его успешной подготовки к участию в реализации программы ПМПО.

Таким образом, в РСО накоплен большой положительный опыт реализации модели ПМПО на всех образовательных уровнях. Региональный компонент при этом расширен за счет включения в него произведений музыки и художественно-изобразительного искусства. Апробации ПМПО показали ее эффективность по целому ряду показателей (Рис. 3.)

Повысились показатели

качественной успеваемости

Повысились показатели

абсолютной успеваемости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

Повысился уровень

гра жда нственности

\

Повысился уровень

п ол и кул ьту р н ости

Повысился уровень этничности

Рисунок 3. Показатели эффективности ПМПО

С учётом современного состояния развития системы образования в РФ [1-2; 4-6] необходимыми к рассмотрению являются перспективы внедрения ПМПО на всех уровнях образования. Поликультурная и полилингвальная составляющие, конечно, должны при этом учитывать социокультурологические реалии регионов.

Эффективности работы по внедрению модели в значительной степени способствовал ряд равнозначных факторов (Табл. 6.).

Таблица 6

Факторы, способствовавшие эффективности работы по внедрению Полилингвальной модели

поликультурного образования

Направления деятельности Факторы способствовавшие повышению эффективность реализации модели

Учебная работа Наличие собственной аспирантуры по психологическим и педагогическим специальностям

Эффективное повышение квалификации педагогических кадров в Центре инновационных технологий дополнительного образования Института

Организационно-методическая работа Издательская деятельность Института по различным направлениям

Научно-исследовательская и инновационная работа Активное участие педагогических работников Института в ежегодных мероприятиях по обмену позитивным педагогическим опытом

Соотнесение тем диссертационных исследований аспирантов с деятельностью научной школы Института

Рекрутирование новых членов научной школы из студенческого коллектива

Наличие большого количества накопленных научно-методических, экспериментально-практических, мониторинговых данных, свидетельствующих о высоком педагогическом потенциале школы

Работа на средства грантов, объявленных российскими и зарубежными фондами (проект ФЦПРО (2009-2013 гг.) и грант Совета Европы (2010-2011 гг.))

Выводы. Таким образом, эффективное решение проблем школьного и вузовского преподавания русского языка и литературы в поликультурной среде возможно при соблюдении ряда педагогических условий.

Прежде всего, необходимо повышение престижности профессии учителя, акцент на его особом статусе как хранителя культурно-нравственных ценностей многонационального русского народа.

Далее, ПМПО должна рассматриваться в качестве основы, формирующей разностороннюю личность обучаемых, обеспечивающей необходимые возможности для развития их речевых навыков, позволяющей рассматривать язык и как средство общения, и как национальное достояние. Перспективы её внедрения должны быть рассмотрены применительно ко на всем уровням образования.

Кроме того, следует внести коррективы в практику подготовки учителей русского языка и литературы. Она должна учитывать региональные особенности, поскольку наполнение региональной и школьной компоненты требуют от педагогов владения методами и приемами обучения русскому языку как неродному. Такого рода деятельность по подготовке кадров в условиях поликультурной среды должна осуществляться при условии обязательного изучения и распространения позитивного опыта педагогических вузов, обеспечивающих кадры для системы поликультурного образования.

Также должны быть реализованы меры, направленные на профессиональное становление и развитие молодых учителей посредством качественного обустройства практики наставничества. Необходимо, кроме того, уделить повышенное внимание организации поддержки и методического сопровождения творческих инициатив молодых учителей русского языка и литературы.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2016 г. №637-р «Об утверждение Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» // Электрон. Дан. // Режим доступа Ш: https://docs.edu.gov.ru/document/216174b3a3e742ed4198233094d948ac /download/2745/

2. Батчева Х.Х.М., Алиева Д.К. Этнокультурная социализация личности обучающегося в условиях региональной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3. С. 19-21

3. Бзаров Р.С., Камболов Т.Т., Кучиева Л.А.. Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2011. - 184 с.

4. Газаева Л.В. Полилингвальная модель поликультурного образования: педагогический вуз // Поликультурное образование и диалог культур: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции к 80-летию М.В. Черкезовой (2 октября 2017 г., г. Москва) / Под общ. ред. Ж.Н. Критаровой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. С. 70-77

5. Гребенникова И.А., Глебенко Л.Ю., Павлова О.С. Социокультурный компонент содержания в преподавании русского языка как иностранного мигрантам // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 46-51

6. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащийся в условиях регионализации образования. Дисс... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 169 с.

7. Кучиева Л.А. Социолингвистические возможности (функции) полилингвальной модели поликультурного образования // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы VI Международной научной конференции. г. Владикавказ, 29 сентября 2016 года. / Под ред. Л.В. Газаевой. Владикавказ: СОГПИ, 2016. С. 106-112

8. Ширванян А.Э. Современные подходы к поликультурному образованию на Северном Кавказе // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: I Международная научно-практическая конференция. М.: Вентана-Граф, 2012. Ч.1. С. 148-154

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Ибатуллина Наиля Газинуровна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОО

Аннотация. В данной статье речь пойдет об организации системы методического руководства по художественно-эстетическому развитию в дошкольной образовательной организации по средствам искусства музыки и хореографии.

Ключевые слова: методическое руководство, художественно-эстетическое развитие, искусство музыки, хореография, формы работы, методы работы, исследование, анкетирование, диагностика.

Annotation. This article will focus on the organization of a system of methodological guidance for artistic and aesthetic development in a preschool educational organization through the art of music and choreography.

Keywords: methodical guidance, artistic and aesthetic development, art of music, choreography, forms of work, methods of work, research, questionnaires, diagnostics.

Введение. Современное общество в связи с постоянно меняющимися ценностями, изменениями и развитием призывает родителей к воспитанию всесторонне развитых личностей. Собственно, сейчас большее предпочтение отдается художественно-эстетическому направлению, то есть востребованы стали вопросы по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.