Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА'

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРЕНДЫ / МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / COMPETENCIES / TRENDS / STUDENTS ' OPINIONS / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Нечаев Александр Владимирович

Данная работа посвящена воззрению студентов 10 педагогических вузов России на то, какими компетенциями должен обладать преподаватель для эффективной реализации образовательного процесса в формате смешанного обучения. Был проведен социологический опрос 823 студентов из 10 педагогических вузов, опрос проводился методом заполнения Google Form без предварительной регистрации и идентификации, что давало психологическую возможность опрашиваемым отвечать честно. Еще одной особенностью опроса выступала свободная форма ответа на задаваемые вопросы, что позволило узнать не только ответ, но и его подтекст. В результате опроса мы сформировали пул образовательных трендов, которые студенты считают наиболее важными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Нечаев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN COMPETENCIES OF TEACHER IN MIXED LEARNING THROUGH STUDENT'S EYES

This work is devoted to the view of students of 10 pedagogical universities in Russia on what competencies a teacher should have for effective implementation of the educational process in the mixed learning format. A sociological survey of 823 students from 10 pedagogical universities was conducted. The survey was conducted by filling out a Google Form without prior registration and identification, which gave the respondents a psychological opportunity to answer honestly. Another feature of the survey was the free form of the answer to the questions asked, which allowed us to find out not only the answer, but also its subtext. As a result of the survey, we formed a pool of educational trends that students consider most important.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА»

7. Крылова Е.А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник ТГПУ. 2020. №1 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-smeshannogo-obucheniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 02.11.2020).

8. Кутепова Л.И., Тростин В.Л, Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/opyt-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-tehnologiy-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 02.11.2020).

9. Яковлева А.Г. Организация смешанного обучения в преподавании педагогических дисциплин // Вестник ТГПУ. 2017. №4 (181). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-smeshannogo-obucheniya-v-prepodavanii-pedagogicheskih-distsiplin (дата обращения: 02.11.2020).

10. 8 Trends in Education Technology That Will Have A Major Impact. Electronic recourse: https://kitaboo.com/trends-in-education-technology/ (дата обращения: 02.11.2020).

11. 19 Higher Education Trends for 2020/2021: Latest Forecasts To Watch Out For. Electronic recourse: https://financesonline.com/trends-in-higher-education/ (дата обращения: 02.11.2020).

12. 2020 Online Education Trends Report. Electronic recourse: https://www.bestcolleges.com/research/annual-trends-in-online-education/ (дата обращения: 03.11.2020)

13. 30 Of The Most Popular Trends In Education. Electronic recourse: https://www.teachthought.com/the-future-of-learning/most-popular-trends-in-education/ (дата обращения: 03.11.2020)

14. 5 Trends in Education to Watch out for in 2020. Electronic recourse: http://hospitalityinsights.ehl.edu/2020-education-trends (дата обращения: 03.11.2020)

15. Education Trends is your #1 podcast for news that matters in education, college, technology, leadership and the science of learning. Electronic recourse: https://educationtrends.com/ (дата обращения: 03.11.2020)

16. The Data Trends That Will Influence Higher Education in 2020. Electronic recourse: https://www.qs.com/the-data-trends-that-will-influence-higher-education-in-2020/ (дата обращения: 03.11.2020)

17. Top Influencing Trends In Educational Technology For 2020 Electronic recourse: https://www.excellentwebworld.com/trends-in-educational-technology/ (дата обращения: 03.11.2020)

18. Top 5 Digital Transformation Trends In Education For 2020 Electronic recourse: https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2019/08/01/top-5-digital-transformation-trends-in-education-for-2020/?sh=36eba3435739 (дата обращения: 03.11.2020)

19. Top 24 Educational Trends For 2020. Electronic recourse: https://www.edsys.in/educational-trends-for-2019/ (дата обращения: 03.11.2020)

20. Trends in Education. Electronic recourse: https://www.excite.com/education/education/trends-in-education дата обращения: 03.11.2020)

21. Uerz D., Volman M., Kral M. Teacher educators' competences in fostering student teachers' proficiency in teaching and learning with technology: An overview of relevant research literature, 2018, Teaching and Teacher Education, 70, P. 12-23.

22. Voronin D. Digital Transformation of Pedagogical Education at the University / D. Voronin, V. Saienko, H. Tolchieva // International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Atlantis Press. 760-766. SN 2352-5398. https://doi.org/10.2991/assehr.t200509.135

Педагогика

УДК 378.147

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Нечаев Александр Николаевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ГЛАЗАМИ

СТУДЕНТА

Аннотация. Данная работа посвящена воззрению студентов 10 педагогических вузов России на то, какими компетенциями должен обладать преподаватель для эффективной реализации образовательного процесса в формате смешанного обучения. Был проведен социологический опрос 823 студентов из 10 педагогических вузов, опрос проводился методом заполнения Google Form без предварительной регистрации и идентификации, что давало психологическую возможность опрашиваемым отвечать честно. Еще одной особенностью опроса выступала свободная форма ответа на задаваемые вопросы, что позволило узнать не только ответ, но и его подтекст. В результате опроса мы сформировали пул образовательных трендов, которые студенты считают наиболее важными.

Ключевые слова: смешанное обучение, компетенции, тренды, мнение студентов, дистанционное обучение.

Annotation. This work is devoted to the view of students of 10 pedagogical universities in Russia on what competencies a teacher should have for effective implementation of the educational process in the mixed learning format. A sociological survey of 823 students from 10 pedagogical universities was conducted. The survey was conducted by filling out a Google Form without prior registration and identification, which gave the respondents a psychological opportunity to answer honestly. Another feature of the survey was the free form of the answer to the questions asked, which allowed us to find out not only the answer, but also its subtext. As a result of the survey, we formed a pool of educational trends that students consider most important.

Keywords: blended learning, competencies, trends, students ' opinions, distance learning.

Введение. События, произошедшие в мире в период пандемии COVID-19, навсегда оставили свой отпечаток на организации и структуре образовательного процесса [2]. На данный момент цифровая экономика требует полноценной реализации схемы смешанного обучения с использованием большого

количества цифровых инструментов [9]. В марте 2020, по многочисленным исследованиям, преподаватели оказались не готовы к широкому использованию цифрового инструментария [1], ранее незнакомому для большинства профессорско-преподавательского состава [11]. Тем не менее, приблизительно 80% преподавателей, освоили большое количество цифровых инструментов и готовы их применять в дальнейшем. Исследование качества образования показывают разноречивую информацию [17], с одной стороны повышение качественных и количественных показателей образовательного процесса в летнюю сессию, с другой - более лояльное отношение преподавателей к оценке студентов при обучении с применением дистанционных образовательных технологий, низкофункциональная система прокторинга за проведением экзаменов и зачетов, возможность у студентов списать на контрольных мероприятиях [2].

Интересным фактом является то, что приблизительно 60% преподавателей до перехода в дистант никогда не использовали в образовательных целях средства видеоконференцсвязи, которые в этот период выступили основным цифровым инструментом реализации образовательного процесса [2]. Большим вопросом оказалась доступность программ видеоконференцсвязи для преподавателей. Большинство педагогических университетов не имели закупленного лицензионного программного обеспечения. Если у больших федеральных университетов были закуплены и широко использовались Microsoft Teams, Zoom и другие программные продукты, то преподавателям педагогических вузов пришлось самостоятельно искать пути выхода из сложившейся ситуации. Большая часть преподавателей пользовались бесплатной версией Zoom, где после 40 минут нужно сделать перерыв для того чтобы продолжить конференцию в бесплатном режиме. Также большой популярностью пользовалась бесплатная программа Jitsi, основная проблема, которая возникала при использовании данной программы, были сбои со связью при подключении к конференции более 40 человек. Также очень важной проблемой возникшей в процессе применения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий была проблема качественного интернета. По России большинство провайдеров оказались не готовы к большой нагрузке на сети и возникало большое количество сбоев, которые существенно отражались на качестве образовательного процесса.

Большое количество исследователей считает, что использование массовых образовательных онлайн курсов [7] позволит частично решить проблему с несовершенством интернета [14] и не качественностью образовательного контента [15], используемого преподавателями [5]. Выделяют следующие достоинства: возможности лучшей организации учебного процесса и материала, реализация личных и профессиональных целей преподавателя, доступность и мобильность обучения [4, 6]. При этом также выделяют недостатки данного формата: педагогическое несовершенство формата [13], особые требования к образовательной системе, ресурсозатратность, профессиональные риски [6].

Наиболее оптимальным форматом для обучения студентов [16] на данный момент является использование формата смешанного обучения [8], где представлена составляющая очного взаимодействия с обучающимися [10] и составляющая использования цифрового контента [12] и цифровых инструментов для повышения качества образовательного процесса [3].

Поскольку обучающиеся являются основным потребителем образовательного продукта, то становится актуальным анализ тех компетенций, которыми должен обладать преподаватель, с их точки зрения, для успешной реализации образовательного процесса в формате смешанного обучения [12].

Цель работы: определить цифровые компетентностью дефициты у преподавателей глазами обучающихся.

Задачи:

1. Провести анкетирование обучающихся с целью выявления дефицитов компетенций у преподавателей.

2. Выявление перечня цифровых компетенций преподавателей, требующих совершенствования.

Изложение основного материала статьи. Нами было проведено масштабное социологическое

исследование мнения 823 студентов из 10 педагогических вузов Российской Федерации. В опросе принимали участие студенты нынешнего 2 курса, поскольку они являются наименее заангажированы университетских образованием и всего один семестр отучились в офлайн-формате и один семестр в формате применения дистанционных образовательных технологий. Это дает возможность менее предвзято оценивать отдельные элементы системы смешанного обучения. Вторым аспектом выступала полная конфиденциальность опроса, поскольку опрашиваемым не требовалась регистрация для заполнения Google Form и не проводилась идентификация личности, это давало нам право надеяться на правдивые и незаангажированные ответы. Еще одной особенностью опроса была возможность давать открытые ответы, с обоснованием собственного мнения, что привнесло особый интерес к результатам опроса.

79% опрошенных нами студентов были в возрасте от 18 до 21 года и 21% от 21 года до 24 лет. На вопрос «ваше отношение к онлайн-технологиям» 38% -респондентов ответили «позитивно», 34% - «негативно», 28% - «нейтрально». Не смотря на довольно активное знакомство данного поколения студентов с цифровыми инструментами, все равно переход на онлайн обучение выглядит для них очень сомнительно. На вопрос «ваше отношение к смешанному обучению» мы получили уже совершенно иные процентные соотношения: 59% - позитивно, 28% - нейтрально и 13% - негативно. Если мы проанализируем открытую часть ответа, то в целом, смешанный формат обучения является приемлемым для абсолютного большинства обучающихся, опасение вызывает лишь абсолютное доминирование использования дистанционных образовательных технологий.

На вопрос «готовы ли оказались преподаватели к внедрению образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий?». 51% респондентов ответили - да, 49% - нет, но если мы проанализируем ответ на этот вопрос, то поймем, что абсолютное большинство преподавателей в начале дистанта не имели понятия про инструменты видеоконференцсвязи, тем не менее к лету этими инструментами овладели около 80% преподавателей.

Очень интересными оказались ответы студентов на следующий вопрос «какие цифровые компетенции нужны преподавателям»? 39,4% респондентов ответили - базовыми навыками, 35,2% - использовать ИКТ, 9,9% - использовать платформы, 7% - владеть софтом, 5,6% - навыками поиска информации, 4,3% -видеоконференцсвязь, 2,8% - хорошим интернетом. Исходя из полученных ответов, можно точно сказать, что уровень владения цифровыми компетенциями у опрашиваемых очень разный, поскольку ответы очень разноуровневые по пониманию вопроса. Другой момент, что большинство преподавателей не владеют даже базовыми навыками цифровой грамотности, про что и говорят ответы студентов.

На вопрос «постоянно ли велись с вами занятия в режиме видеоконференцсвязи» 63% респондентов ответили «да», 37% - «нет». Данный показатель говорит о том, что далеко не все из преподавателей, кто овладел инструментарием видеоконференцсвязи его использовал постоянно.

На вопрос о месте расположения контента и учебных материалов 45,6% респондентов ответили, что образовательные ресурсы выкладывались только на платформу вуза, а еще 54,4% утверждают, что образовательный контент выкладывался преподавателями в социальные сети и иные платформы.

40,3% преподавателей работали со студентами только на базе LMS университетов, 59,7% - использовали для общения со студентами и социальные сети и мессенджеры.

Записывали образовательный видеоконтент и выкладывали его на платформы всего 11,1% преподавателей, но при этом качество видеоконтента студенты оценили, как очень высокое.

На вопрос «какие социальные сети вы используете?» однозначным победителем стал Вконтакте - 100%, далее следуют Instagram 57%, Telegram 16,9%, Twitter - 6%, Facebook - 6%, Одноклассники - 2%.

При выборе платформы для обучения почти 55% опрошенных выбрали платформы социальных сетей, 28,2% - университетские платформы, 15,4% - подходят и социальные сети, и университетские платформы и 1,4% респондентов не устраивает ни одна из существующих платформ.

На вопрос «какой процент преподавателей вам рассказывал о путях использования цифровых технологий и предлагал их использовать в своей практике?» 73,29% ответили, что таких предложений от преподавателей не поступало, что говорит о малой заинтересованности сотрудников университетов в использовании цифровых инструментов.

Интересными вышли ответы на вопрос «в чем основные плюсы смешанного формата обучения»: 28,2% ответили - учиться дома, 21,1% - экономия времени, 14,1% - индивидуализация обучения, 14,1% -вариативность обучения, 12,7% - нет преимуществ, 8,3% - контакт с преподавателем, 2,8% - удобство, 1,4% -безопасность. Трактование ответов может быть очень неоднозначным, поскольку на ответы влияет множество дополнительных факторов, которые мы рассмотрим чуть далее.

При том, что студенты называют экономию времени одним из плюсов смешанного обучения, при этом, в среднем, в период обучения с использованием дистанционных образовательных технологий время на выполнение домашних заданий в среднем возрастало на 90 минут. Ответом на данный вопрос является экономия времени на добирание до университетов, большинство студентов проживает довольно далеко от вуза.

На вопрос «какой формат обучения вы считаете наиболее эффективным?» 59,1% ответили офлайн, 31% -смешанный, 8,5% - дистанционный, 1,4% - онлайн. Все же студенты считают, что очное взаимодействие с преподавателем практически нельзя заменить цифровыми инструментами. При этом отношение к использованию цифровых инструментов в обучении позитивное у 91,6% респондентов, у остальных нейтральное, негативное отношение не наблюдается.

Вопрос «какие эффекты дает использование цифровых технологий?» вызвал большой интерес у опрашиваемых и было предложено множество разных ответов, с разными пояснениями. Основным эффектом было названо удобство подачи информации - 28%, повышение качества материалов - 18,3%, многозадачность - 18,3%, развитие - 10%, экономия времени - 8,5%, качественнее оценка - 4,2%, гибкость управления учебным процессом - 2,9%, коммуникация - 2,9%, упрощение - 2,9%, рефлексия - 1,5%, ресурс при малых затратах - 1,5%.

Вопрос «какие цифровые инструменты я буду использовать на практике» вызвал у студентов определенные затруднения. 27,7% - интерактивную доску, 24% - видеоконференцсвязь, 15,5% - цифровые устройства, 8,5% - социальные сети, 7% - презентации, 7% - интернет-ресурсы, 7% - не буду использовать, 5,6% - все, 5,6% - онлайн платформы, 5,6% - тесты, 4,3% - приложения, 2,8% - опросы, 1,5% - Photoshop, 1,5% - 3D - моделирование.

На вопрос «какие перспективы у цифровых технологий?» 46,5% - ответили, что большие, еще 32,4% ответили, что за ними будущее, 11,2%, что перспектив нет, 5,6%- считают, что малые, 2,9%, считают, что вузы не готовы к цифре и 1,5%, что перспективы средние.

Выводы. В результате проведенного исследования мы выяснили группы цифровых компетенций преподавателей, подлежащих обязательному развитию.

1. Поиск информации.

2. Работа в офисных приложениях.

3. Обработка и интерпретация информации.

4. Статистическая обработка данных.

5. Умение создавать презентации.

6. Умение использовать интерактивные инструменты взаимодействия со студентом.

7. Умение работать в социальных сетях со студентами.

8. Умение использовать инструменты видеоконференцсвязи.

9. Умение создавать учебный видеоконтент.

Основным механизмом реализации восполнения дефицитов указанных компетенций будет цифровое волонтерство молодых преподавателей и студентов, имеющих опыт работы с IT.

Литература:

1. Абрамов Р.Н. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Р.Н. Абрамов, И.А. Груздев, Е.А. Терентьев, У.С. Захарова, А.В. Григорьева Университетское управление: практика и анализ, №24 (2) - 2020. - С. 59-74. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014

2. Воронин Д.М., Воронина Е.Г. Как повлиял дистанционный формат образования на его качество // Современные здоровьесберегающие технологии, №3. - 2020. - С. 7-14.

3. Воронин Д.М. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования / Д.М. Воронин, О.С. Мишина, О.А. Завальцева // Перспективы науки и образования, №5 (35) - 2018. - С. 18-26.

4. Воронин Д.М. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии / Д.М. Воронин, Г.В. Егорова, О.В. Хотулёва // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 155-166. doi: 10.32744/pse.2019.2.1

5. Духанина Л.Н. Цифровая реальность: вызовы и перспективы // Сер. Выпуск 1 Цифровая экономика -Москва, 2018. - С. 3-18.

6. Захарова У.С., Танасенко К.И. Моок в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mook-v-vysshem-obrazovanii-dostoinstva-i-nedostatki-dlya-prepodavateley (дата обращения: 02.11.2020).

7. Кайгородцева Н.В., Лузгина В.Б. Приобретение практических компетенций посредством открытого онлайн-курса // ОНВ. ОИС. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobretenie-prakticheskih-kompetentsiy-posredstvom-otkrytogo-onlayn-kursa (дата обращения: 02.11.2020).

8. Калмыкова С.В. Эффективное обучение в цифровом образовательном пространстве (опыт СПбПУ) // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018: материалы междунар. конф.: Proc. of the Intern. Conf., Москва, 5-6 декабря 2018 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; отв. ред. Е.Ю. Кулик. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - С. 169-174.

9. Классификация цифровых компетенций и навыков для включения в учебные курсы (социальные науки) - Innolois University, National research University Higher school of Economics, 2020. - 11 p.

10. Кондаков А.М. Цифровое образование: матрица возможностей [Электронный ресурс] URL: http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf (дата обращения: 30.08.2020)

11. Крылова Е.А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник ТГПУ. 2020. №1 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-smeshannogo-obucheniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 02.11.2020).

12. Кутепова Л.И., Тростин В.Л, Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-tehnologiy-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 02.11.2020).

13. Леонтьева И.А., Ребрина Ф.Г. Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-distantsionnyh-elektronnyh-uchebnyh-kursov-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (дата обращения: 02.11.2020).

14. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. [Текст] / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Канидр.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. скит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 155 с. — ISBN 978-5-7598-2040-6 (e-book).

15. Яковлева А.Г. Организация смешанного обучения в преподавании педагогических дисциплин // Вестник ТГПУ. 2017. №4 (181). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-smeshannogo-obucheniya-v-prepodavanii-pedagogicheskih-distsiplin (дата обращения: 02.11.2020).

16. Uerz D., Volman M., Kral M. Teacher educators' competences in fostering student teachers' proficiency in teaching and learning with technology: An overview of relevant research literature, 2018, Teaching and Teacher Education, 70, P. 12-23.

17. Voronin D. Digital Transformation of Pedagogical Education at the University / D. Voronin, V. Saienko, H. Tolchieva // International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Atlantis Press. 760-766. SN 2352-5398. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200509.135

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русской филологии Газаева Лариса Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской филологии Елканов Константин Русланбекович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются ключевые особенности реализации полилингвальной модели поликультурного образования в образовательном пространстве Республики Северная Осетия-Алания. На основе анализа результатов деятельности научно-педагогической школы Северо-Осетинского государственного педагогического института даются рекомендации по решению проблем, существующих на сегодняшний день в сфере преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» на всех ступенях обучения. Предлагается модель оптимизации их преподавания, применимая не только в культурном пространстве РСО, но и в других полиэтничных регионах РФ.

Ключевые слова: полилингвальность, поликультурность, педагогический вуз, полилингвальный подход, полилингвальная модель поликультурного образования.

Annotation. This article discusses the key features of the multicultural education multilingual model implementation in the educational space of the Republic of North Ossetia-Alania. Based on the North Ossetian state pedagogical Institute analysis scientific and pedagogical school researches results recommendations to solve the problems that exist today in the field of teaching subjects «Russian language» and «Literature» at all levels of education are given. We propose a model for optimizing their teaching, which is applicable not only in the cultural space of the Republic of North Ossetia-Alania, but also in other multi-ethnic regions of the Russian Federation.

Keywords: polylingualism, multiculturalism, pedagogical University, polylingual approach, polylingual model of multicultural education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.