Научная статья на тему 'Проблемы преподавания курса «Содержание и методика психообразовательной работы в системе социальной работы с психически больными»'

Проблемы преподавания курса «Содержание и методика психообразовательной работы в системе социальной работы с психически больными» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / ПСИХОСОМАТОЗЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / PSYCHOSOCIAL WORK / MENTAL PATIENTS / SOCIO-CULTURAL ADAPTATION / HUMAN MENTAL HEALTH / PSYCHOSOMATHOSIS / SOCIAL WORKERS PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одарченко Елена Михайловна

Статья рассматривает вопросы формирования профессиональных ценностей, профессиональной идентичности и рефлексии у студентов специальности «социальная работа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF COURSE TEACHING CONTENTS AND METHODS OF PSYCHOLOGICAL ADUCATION WORK IN THE SYSTEM OF SOCIAL WORK WITH MENTAL PATIENTS"

The article reveals the professional value formation questions, professional identity and reflexes of «social work» specialty students.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания курса «Содержание и методика психообразовательной работы в системе социальной работы с психически больными»»

№ 1 - 2009 г.

22.00.00 социологические науки

УДК 364:616-056.34]:378.147

Проблемы преподавания курса «Содержание и методика психообразовательной работы в системе социальной работы с психически

больными»

Е.М. Одарченко

Статья рассматривает вопросы формирования профессиональных ценностей, профессиональной идентичности и рефлексии у студентов специальности «социальная работа»

Ключевые слова: психосоциальная работа, психически больные, социокультурная адаптация, психическое здоровье человека, психосоматозы, профессиональная идентичность социальных работников.

Одарченко Елена Михайловна - кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», главный врач ГБУЗ НСО «Государственный новосибирский областной клинический психоневрологический диспансер», телефон рабочий: (383) 227-31-01

В начале преподавания курса «Содержание и методика психообразовательной работы в системе социальной работы с психически больными» у студентов факультета социальной работы Новосибирского медицинского государственного университета, были выявлены несколько проблемных направлений в их социальном восприятии данного курса.

Во-первых, представление о психическом здоровье у большинства студентов не было сформировано. Во-вторых, в дальнейшем стал очевиден тот факт, что семейная социализация студентов во много сыграла решающую роль в формировании мировоззрения непринятия психически больных как членов общества, попавших в трудную жизненную ситуацию. Коллективное исследование, проведенное студентами к одному из занятий, предполагало анкетирование родителей студентов факультета (Таблица 1), выборка - 258 человек.

Таблица 1

Анкетирование родителей студентов факультета социальной работы НГМУ

Вопрос Ответ «да» (% респондентов) Ответ «нет» (% респондентов)

Относитесь ли вы к лицам с психическими расстройствами всегда с опасением? 86 14

Считаете ли вы, что психически больных необходимо полностью изолировать от общества? 93 7

Влияют ли как-то условия социокультурной адаптации (общество, семья, уровень образования) на психическое здоровье человека? 51 49

Может ли стресс быть причиной нервно-психического заболевания? 100 -

Наследственная предрасположенность может ли быть одним их факторов, способствующих изменению в психическом здоровье личности? 41 51

Может ли персональный компьютер стать причиной психического расстройства личности? 91 9

Таким образом, анкетирование показало, что родители студентов, как активные агенты социализации, не имеют элементарных знаний как о психическом здоровье, так и о причинах психических расстройств, и настроены нелояльно к людям, попавшим в трудную ситуацию психического нездоровья.

В процессе преподавания курса «Содержание и методика психообразовательной работы в системе социальной работы с психически больными» было представлено мультикультуральное происхождение психических расстройств, когда на фоне изменения социально-экономической картины мира активно идет формирование постсовременного общества и, как следствие этого, распад внутрисемейных связей. Также «еще одна причина душевных болезней, - а именно общественная обстановка, при которой живёт и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построена уродливо и жестоко, мозговая деятельность чаще отклоняется от правильного пути" [2]. Семья перестает выполнять свои защитные функции личности, неэффективная семейная социализация формирует личностные дефекты по типу девиантного и делинквентного поведения. идет динамическое изменение восприятия личностью картины мира, «формируются психосоматозы(соматические и органические заболевании, функциональные расстройства). В современном мире усиливается патогенное действие на психическое здоровье экологического неблагополучия,

причиной возникновения психического нездоровья могут быть черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания, возрастает влияние наследственных факторов.

Важно отметить и тот момент, что изучение студентами курса «Содержание и методика психообразовательной работы в системе социальной работы с психически больными» способствует формированию профессиональной идентичности будущих социальных работников, увеличивается субъективная причастность студентов к практической социальной работе с психически больными, у студентов формируются новые статусно-ролевые и профессиональные позиции. Студенты осознают требования профессии, этические нормы, развивается социальный интеллект и социальная компетентность студентов специальности «социальная работа».

В процессе преподавания данного курса было проведено занятие «Тренинг принятия профессиональных решений в работе с психически больными», в процессе тренинга ставилась задача развития профессиональной толерантности, стрессоустойчивости.

Исследование, направленное на изучение профессиональной идентичности и рефлексивной культуры студентов в процессе преподавания данного курса, показало, что «профессиональная идентичность носит интегральный характер и является универсальным основанием адаптации специалистов в профессиональной сфере»[1].

Литература

1. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях, М. - 2007. - С.1-3

2. Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л., 1929. - С. 147

ASPECTS OF COURSE TEACHING “CONTENTS AND METHODS OF PSYCHOLOGICAL ADUCATION WORK IN THE SYSTEM OF SOCIAL WORK WITH MENTAL PATIENTS"

E.M. Odarchenko

SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava» (a Novosibirsk)

SHGH NSD «Novosibirsk State regional clinical psychoneurological prophylactic centre»

Novosibirsk)

The article reveals the professional value formation questions, professional identity and reflexes of «social work» specialty students.

Keywords: psychosocial work, mental patients, socio-cultural adaptation, human mental health, psychosomathosis, social workers professional identity

About authors:

Odarchenko Elena Mikhailovna - medical sciences candidate, social work technology and theory department teacher SEE HPE« Novosibirsk State Medical University Roszdrava», chief doctor of SHGH NSD « Novosibirsk State regional clinical psychoneurological prophylactic centre », office telephone: (383) 227-31-01

List of the Literature:

1. Ivanova N.L. Professional identity in actual researches, M. - 2007. P. 1-3.

2. Kannabikh J.V. Psychiatry history. L., 1929. - P. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.