№ 1 - 2009 г.
22.00.00 социологические науки
УДК 364:378.661]:159.98
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН «УПРАВЛЕНЧЕСКОГО»
ЦИКЛА
А.Л. Майорова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
В статье затронуты проблемы формирования профессиональной идентичности специалистов социальной работы. Формирование профессиональной идентичности возможно при условии развития управленческого мышления и профессиональной компетентности. Эти задачи успешно решаются при изучении дисциплин «управленческого» цикла.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, компетентность,
профессионализм, управление, обучение.
Майорова Анна Леонидовна - преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон (383) 227-31-01.
Проблема формирования профессиональной идентичности обучающихся по специальности «социальная работа» обусловлена не только характером и сферами профессиональной деятельности, но и индивидуально-психологическими особенностями студентов.
Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Специалист социальной работы в процессе обучения овладевает элементами таких наук как психология, социология, педагогика, менеджмент, юриспруденция, что задает универсальный характер деятельности, хотя этот универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения.
В процессе изучение таких дисциплин как «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Менеджмент в социальной работе», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» рассматриваются вопросы научной идентичности социальной работы, соотношения ее с другими областями знания: психологией управления, социологией, юриспруденцией и другими науками. Студенты подробно знакомятся с методологией и методами управленческого влияния; с особенностями внедрения практических технологий в организационной профессиональной деятельности; с характеристиками процессов административного взаимодействия социального работника и клиента; с профессиональными компонентами администрирования руководителя в социальных службах; с психологическими методами исследования и воздействия, осуществляемого в ходе профессиональной деятельности специалистом социальной работы. Подробно и тщательно изучаются такие методы социального управления как: административные (директивные) методы, законодательные методы, экономические методы, методы мотивации и социально-психологические методы.
Результатом изучения дисциплин «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Менеджмент в социальной работе», «Опыт организационноадминистративной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» становится решение двух ключевых задач:
• во-первых, формируется управленческое мышление, которое заключается в знании и навыках диагностики социальных систем управления, работке и реализации мер, направленных на их совершенствование, а также в знании и навыках, связанных с организацией деятельности людей. Обучаемые получают первоначальную управленческую подготовку, которая позволяет им решать более сложные проблемы в рамках специализации.
• во-вторых, процесс образования превращается в процесс самоменеджмента, формирует стремление занять в обществе активную жизненную позицию.
При рассмотрении вопроса профессиональной идентичности - единства личности и деятельности - как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».
Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностнопрофессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем.
Профессиональная подготовка по дисциплинам «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Менеджмент в социальной работе», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» направлена в первую очередь на формирование управленческой компетентности. Управленческая компетентность включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) специалиста, необходимые и для работы с клиентами социальных служб, и для организации процесса социального управления. Базу этого вида компетентности составляют понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы; специфика познания, прогнозирования и проектирования социальной работы; знания научных основ организации соответствующих государственных структур.
В процессе обучения студент дает предварительный ответ на два основных вопроса:
• насколько он соответствует требованиям профессии, какой вклад может внести в социальную практику?
• насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям?
Исследования, проведенные на факультете социальной работы ГОУ ВПО НГМУ Росздрава среди студентов 4 - 6 курсов очной и заочной форм обучения, показали, что формирующиеся в процессе изучения дисциплин «управленческого» цикла профессиональные компетенции:
• позволяют быть организатором социальной помощи клиенту, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать;
• способствуют осуществлению посреднической миссии между клиентом и государственными структурами.
Кроме того, студенты отмечают системообразующую функцию указанных дисциплин, реализующуюся через ознакомление с основами научного управления в сфере социальной работы, исследование и формирование умений и навыков, связанных с выполнением конкретных функций руководителя учреждения социальной работы.
Список литературы
1. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учеб. пособие/ Отв.ред. П.В. Палехов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 128 с. - (Высшее образование).
2. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа" / Кафедра социальной работы / М.: МГПУ, 2006.
3. Мысин Н. Природа и назначение социальной работы // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. - СПб., 1994.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. педагог. вузов. Под ред.
В.А. Сластёнина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки
специалистов: Учеб. пособие - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2002.
SOCIAL WORK FACULTY STUDENTS PROFESSIONAL IDENTITY FORMATION IN THE STUDY OF ADMINISTRATIVE DISCIPLINE CYCLE
A.L. Maiorova
SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava» Novosibirsk)
Social work specialists' professional identity formation problems are viewed in the article. Professional identity formation is possible in professional competence and administrative thinking. These tasks are known to be solved in «administrative» cycle discipline.
Keywords: professional identity, competence, professionalism, administration, education
About authors:
Maiorova Anna Leonidovna - theory and social work technology department teacher SEE HPE«
Novosibirsk State Medical University Roszdrava», office telephone (383) 227-31-01.
List of the Literature:
1. Organisation, management and administration in social work: text-book / Gen. edit. P.V. Palekhov. - M.: INFRA -M, 2008. - 128 p. - (Higher education).
2. Dontsov D.A. Organisation, management and administration in social work. Textbook of methodics for higher educational institutions students, of a «Social work» specialty / Social work department / M.: MSPU, 2006.
3. Mysin N. Social work origin and administration // Early 90-s Petersburg: cruel, cold, crazy. - SP., 1994.
4. Mudric A.V. Social pedagogy: Textbook for pedag. high school students. Under the edit. of V.A. Slastenina. - 5-th publ. addit. - M.: «Academy» publishing centre, 2005.
5. Nikitin V.A. Social work: specialist preparation and theory problems: Textbook - M.: Mosc. psych.-soc. in-t, 2002.