№ 1 - 2009 г.
22.00.00 социологические науки
УДК 378.661:159.943(470)
САМОСОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Н.В. Гуляевская
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
В статье рассматриваются проблемы современного медицинского образова-ния и формирования адаптивного поведения студентов медицинских вузов при активном использовании современных социально-психологических технологий.
Ключевые слова: самосохранительное поведение, студенты медицинских вузов, адаптивный потенциал, профессиональная идентичность, технологии самоактуализации личности, социально-психологические технологии, самосохранительное поведение
Гуляевская Наталья Вениаминовна - кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», телефон рабочий: (383) 227-31-01
Перемены, происходящие в современном российском обществе, являются показателями глубокого кризиса и проявляются в усилении рычагов влияния на экономику транснациональных корпораций, в противостоянии общества и власти, в углублении очевидных социальных неравенств между различными группами населения, прослеживаются через линии усиления межэтнических конфликтов, проявляются в развитии культурной дезинтеграции, в процессах усиления культурно-ценностной конфронтации между различными религиозными конфессиями в российском и мировом сообществе, в девальвации семейных и коллективных ценностей. Не менее остро стоит проблема формирования экономической и социальной культуры в условиях естественной смены поколений, низких резервных потенциалов функционирования многих социальных групп, где около четверти дееспособной части общества составляют люди, вступившие во взрослую жизнь в новых условиях, в условиях рынка.
Все это свидетельствует о том, что современные условия требуют от каждой личности адаптации к новым жизненным обстоятельствам в противоречивых социальных реалиях. Наука и практика подтверждают, что благополучие страны и уровень жизни народа на 60 - 70 % зависят от эффективности управления, а для улучшения условий самоорганизации экономических, политических, и социальных систем «Россия должна перейти от сырьевой экономики к экономике знаний» [2] и новых образовательных технологий.
Особенно усиливается адаптивная нагрузка на группу, которую мы определим в нашем исследовании как «студенческая молодежь» медицинского вуза. С одной стороны эта группа стремится реализовать свой личностный потенциал, а с другой - часто имеет дефицитарное развитие личностных потенциалов для перехода из микрогруппы семьи в макроструктуру общества.
В формировании приспособительных стратегий в медицинском вузе будущих врачей, клинических психологов, социальных работников важной социальной доминантой является образование как среда адаптации.
Традиции социологических возможностей вовлечения молодежи в процессы эффективной адаптации в образовательной сфере были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером, У. Харрисом, О. Россом, Дж. Холлом, Д. Снедденом. Именно образовательный потенциал все в большей мере определяет социальный статус личности в обществе и ее адаптивные способности.
В настоящее время основные направления в развитии профессионального образовательного потенциала молодежи в мировом образовательном процессе предполагают формирование социального интеллекта молодежи, социальной компетентности, мультикультурального подхода в принятии картины мира, профессиональной идентичности как нового организационного поведения, компетентность, связанную с возникновением новых информационных технологий. Формирование нового типа мышления, усиление процессов интеграции и глобализации в мировых образовательных системах определяет необходимость изменения содержания профессионального образования в России, модификацию его стратегических целей, появление новых инновационных технологий профессионального обучения, призванных обеспечить социальную адаптацию молодежи в процессе экономических, социальных, социально-психологических изменений.
В современном российском обществе остро стоят вопросы о том, как должно развиваться медицинское образование в кризисе, а затем в посткризисном периоде. Безусловно становится важным вопрос не «что делать», а «с чего начать» формирование профессиональной зрелости, ответственности и профессиональной идентичности студентов медицинского вуза. В условиях современного общества работа будущих выпускников медицинского вуза во многом усложняется потому, что распадаются традиционные связи семьи и общества, меняются ценности, исчезают традиции и размываются социальные нормы. Появляется необходимость найти новые образы развития образования студентов в медицинском вузе.
Исходя из того, что в медицинском вузе адаптивный процесс характеризуется отсутствием непротиворечивых методологий изучения приспособительных процессов в социуме и эффективных адаптивных стратегий личности, развитие личности студентов определено и одновременно ограничено рамками дефицита личностного адаптивного потенциала. Это не позволяет достичь таких адаптивных результатов личности в
образовательной среде медицинского вуза, как интеллектуальная и эмоциональная зрелость, социальная зрелость и социальный интеллект, социальный статус.
Важно отметить, что изучение процесса адаптации студентов медицинского вуза (в данном случае - студентов Новосибирского государственного медицинского университета), дает возможность показать, что в этой системе часто не выполняются функции образовательного института, и в первую очередь, как института, который дает личности социальные ориентиры и навыки эффективной адаптации в обществе.
Исследование проблемы адаптации учащейся молодежи медицинского вуза обусловлено также следующими обстоятельствами:
- не разработаны целевые государственные социальные программы по управлению адаптацией будущих врачей, клинических психологов, социальных работников;
- отсутствуют единые взгляды и подходы на раскрытие механизмов формирования нормативного адаптивного потенциала студенческой молодежи через медицинское образование.
Масштабная инвариантность социально-психологических и образовательных технологий в медицинском вузе тем не менее не может прописать механизмы формирования адаптивного потенциала этой группы молодежи. Поэтому сверхзадачей в формировании адаптивного поведения студентов медицинского вуза в условиях
современного российского общества является использование (на занятиях естественногуманитарного цикла элементов и факультативах, в рамках Концепции воспитания студентов) технологий самоактуализации личности, технологий формирования коммуникативных компетенций, рефлексивных технологий и технологий
самосохранительного поведения.
В процессе исследования было определено, что одной из главных доминант в процессе обучения студентов адаптивному поведению являются новые подходы в формировании ценностного отношения студентов медицинского вуза к здоровью,
здоровому образу жизни, самосохранительному поведению. Во многом значимость этой темы была определена известным подходом И.П. Павлова о том, что «мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным
обращением с собственным организмом»[1].
Можно определить, что показатели социально-психологической адаптированности личности предполагают в целом следующие особенности:
1. Адекватный уровень самооценки, нормативный интрапсихический конфликт.
2. Социальная ответственность за собственную жизнь.
3. Нормативная фрустрация и нормативный уровень тревоги.
4. Знание рациональных технологий самоуправления.
5. Осознание критериев внутреннего равновесия .
6. Понимание духовных критериев личностного развития.
7. Хорошее здоровье и знание технологий его сохранения.
8. Высокая степень личностной интеграции.
С учетом этих особенностей при работе со студентами важными являются методологии прогнозирование успешности адаптации.
С целью определения параметров самосохранительного поведения был проведен опрос студентов II - V курсов факультета социальной работы (2008 год). Выборочная совокупность - 255 человек. При составлении плана исследования были использованы теоретико-методологические разработки в области социологии организаций Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, В.Г. Подмаркова, Б.З. Мильнера, а также актуальные исследования проблем образования в контексте социально-экономического и духовного кризиса в России, представленные трудами Л.Г. Борисовой, В.И. Добрыниной, С.И. Григорьева, Г.Е. Зборовского, Ф.Г. Зиятдиновой, В.Т. Лисовского, Н.А. Матвеевой, М.Н. Руткевича, Ф.Э. Шереги, Е.А. Шуклиной; социологические концепции в области изучения проблем развития и адаптации молодежи в современном обществе отражены в работах Г. Гризе, К. Манхейма, Ф. Найдгардта, К. Пржеклавского, Л. Розенмайера, С. Эйзенштадта.
Исследование показало, что у студентов факультета социальной работы НГМУ в ранге ценностей психофизиологического здоровья на первом месте - когнитивный интеллект, на втором месте - самоактуализация и самореализация, третьем месте -курение, только на четвертом месте - забота о здоровом теле, и на пятом - здоровое питание. При этом курят - 32% юношей и 5% девушек, не употребляют наркотики - 100% студентов. Выполняют утреннюю зарядку - 28% девушки, юноши - 17%. Юноши посещают спортивный зал 1 раз в неделю - 56%, девушки - 21%; имеют представление об экологии питания - 7% от всей выборки. Можно заключить, что по отношению к своему здоровью большинство студентов факультета социальной работы НГМУ не используют резервы внутреннего локуса контроля по отношению к своему здоровью, не имеют элементарных навыков самосохранительного поведения.
Для того, чтобы изменить ситуацию в формировании адаптивного поведения студентов медицинского вуза в условиях современного российского общества, необходимо изменить образовательную среду, активно создавать новые технологии адаптации и реабилитировать старые.
Список литературы
1. Павлов И.П. Полн. Собр. Соч.т. III., Кн.1. М. - 1951
2. Прангишвили И.В. Системный подход и повышение эффективности управления/ И.В. Прангишвили: Ин-т проблем упр. Им В.А. Трапезникова РАН. - М.: Наука, 2005. -С.10
SELF-RESERVATION METHODS AS A HIGH-SCHOOL ADAPTIVE BEHAVIOR OF MEDICAL STUDENTS IN MODERN SOCIETY
N.V. Guliaevskaia
SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava» (a Novosibirsk)
The problems of modern medical education and adaptive behavior of medical students in active actual social-psychological methods use are viewed in the article.
Keywords: self-reservation behavior, high-school medical students, adaptive potential, professional identity, personal self-actualized technology
About authors:
Guliaevskaia Natilia Veniaminovna - sociological sciences candidate, assistant professor, head of theory and social work technology department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava», office telephone: (383)227-31-01
List of the Literature:
1. Pavlov IP. Full Coll. of Works 3., B.1. M. - 1951
2. Prangishvili I.V. Systemic approach and administration efficiency rise / I.V. Prangishvili: Administration management Ins-t In the name of V.A. Trapeznikova RAS. - M.: Science, 2005. - P.10